Как подать жалобу по выборам
Информация для ознакомления желающим отправить обращение в форме электронного документа
Обращения в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации можно направить в письменном виде или в форме электронного документа.
Обращения в письменном виде направляются по адресу:
Б. Черкасский пер., д. 9, Москва, 109012.
Пожалуйста, прежде чем отправить обращение в форме электронного документа, внимательно ознакомьтесь с полномочиями и сферой деятельности ЦИК России, а также со следующей информацией.
1. Обращения, направленные в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в форме электронного документа через официальный сайт, поступают на рассмотрение в ЦИК России и рассматриваются уполномоченными на то должностными лицами.
2. Перед отправкой обращения в форме электронного документа необходимо его написать.
2.1. В обязательном порядке указав в электронной анкете:
2.1.1. свою фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) (для граждан), наименование организации либо юридического лица (для организаций);
2.1.2. адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.
2.2. Изложить в поле ввода текста обращения в форме электронного документа суть предложения, заявления, жалобы.
3. Ответ на Ваше обращение в форме электронного документа либо уведомление о его переадресации направляется по адресу электронной почты (e-mail), указанному Вами в обращении в форме электронного документа.
4. В предназначенном для обязательного заполнения поле ввода текста обращения в форме электронного документа Вы излагаете суть предложения, заявления или жалобы в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В случае, если текст Вашего обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем Вам будет сообщено в течение семи дней со дня регистрации обращения.
Обращаем внимание, что в целях обеспечения неразглашения сведений, содержащихся в Вашем обращении, а также сведений, касающихся Вашей частной жизни, при заполнении поля ввода текста обращения в форме электронного документа действует защита от возможного внедрения вирусных программ.
5. В случае необходимости в подтверждение своих доводов Вы вправе приложить к обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Приложить необходимые документы и материалы в электронной форме Вы можете в любой последовательности двумя самостоятельными вложениями файла без архивирования (допустимые форматы файлов: gif, txt, doc, docx, rtf, xls, xlsx, pps, ppt, pdf, jpg, jpeg, png, bmp, flv, avi, mpeg, mp4, mp3, wav).
Иные форматы не обрабатываются в информационных системах ЦИК России.
Обращаем Ваше внимание, что подтверждением прикрепления файла(ов) вложения является появление строки с наименованием(ями) выбранного(ых) Вами файла(ов).
Информируем Вас, что передача файла(ов) вложения на почтовый сервер зависит от пропускной способности сети «Интернет», а получение – от объёма обрабатываемых почтовым сервером переданных файлов.
При подключении Вашего оборудования к сети «Интернет» по выделенным каналам связи с использованием технологий ADSL, 3G, 4G, WiFi и иных технологий, обеспечивающих аналогичные скорости передачи данных в сети «Интернет», передача и обработка файла(ов) с суммарным размером:
до 5 Мб осуществляется, как правило, без задержки во времени;
от 5 Мб до 10 Мб может осуществляться с задержкой во времени;
свыше 10 Мб может быть не осуществлена.
6. Если в направленном Вами тексте в форме электронного документа, содержащемся в поле ввода текста обращения в форме электронного документа, не изложено предложение, заявление или жалоба, а только ссылка на приложение (файл вложение) либо на контент интернет-сайта, то в ответе разъясняется порядок его рассмотрения, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
7. Обращаем Ваше внимание на порядок рассмотрения отдельных обращений, предусмотренный ст. 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
8. При направлении Вами обращений, касающихся обжалования судебных решений, необходимо иметь в виду следующее.
Согласно Конституции Российской Федерации правосудие в России осуществляется только судом. Органы судебной власти самостоятельны и действуют независимо от законодательной и исполнительной властей. Решения судебных органов обжалуются в установленном законом процессуальном порядке.
9. В случае направления Вами обращения, содержащего вопрос, затрагивающий интересы неопределенного круга лиц, ответ на который был размещен на данном сайте, то Вам в течение семи дней со дня регистрации обращения будет сообщен электронный адрес страницы данного сайта «Ответы на обращения, поступившие в ЦИК России», на которой размещен ответ на вопрос, поставленный в Вашем обращении.
10. Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в форме электронного документа, сведения, содержащиеся в обращениях авторов, а также сведения, касающиеся частной жизни авторов, хранятся и обрабатываются с соблюдением требований российского законодательства.
Обращения, направляемые в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в электронном виде, минуя предлагаемую форму ввода, к рассмотрению не принимаются.
Для перехода на страницу «Электронная форма обращения в ЦИК России» нажмите на кнопку «С информацией ознакомлен(а)».
Как подать жалобу по выборам
Ст. 78 (в ред. ФЗ от 30.04.2021 N 115-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 30.04.2021.
Статья 78. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений
1. Суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 30.04.2021 N 115-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Жалоба на решение или действие (бездействие) комиссии или ее должностного лица, нарушающее избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, подается в комиссию, уполномоченную на ее рассмотрение, непосредственно либо через комиссию, решение или действие (бездействие) которой (должностного лица которой) обжалуется. Указанная жалоба может быть подана лично или иными способами, обеспечивающими получение жалобы до истечения сроков, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 115-ФЗ)
3. Заявление об отмене решения комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Заявление об отмене решения комиссии о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. Указанные процессуальные сроки восстановлению не подлежат.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 51-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 30.04.2021 N 115-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения ст. 78 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
5. Заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня (первого дня) голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня (первого дня) голосования.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
Горячая линия ЦИК России
В ЦИК России работает горячая линия для приема обращений граждан. Если ранее горячая линия начинала функционировать только за пару недель до дня единого голосования, то сейчас обратная связь с избирателями, кандидатами, представителями политических партий и иными участниками избирательного процесса поддерживается в постоянном режиме. Объясняется это тем, что выборы в разных регионах страны проводятся намного чаще, чем единые выборы. И граждане, участвующие в региональных выборах, также должны иметь возможность обратиться со своими вопросами к избирательной комиссии.
Телефон горячей линии
Горячая линия ЦИК России осуществляет прием обращений по многоканальному телефону +7 (495) 606-98-88.
За несколько недель до проведения единого дня голосования запускается бесплатная горячая линия для связи с гражданами. Сейчас в серьез обсуждается вопрос о необходимости создания постоянно действующего бесплатного номера. Ведь звонки могут поступать из разных регионов страны. Но пока постоянная связь с ЦИК России возможна только по платному номеру горячей линии.
Что можно выяснить по телефону?
Телефон горячей линии предназначен для всех участников избирательного процесса. Организация такой службы связанна с реализацией полной открытости выборного процесса. По телефону можно получить следующую информацию:
В каком случае поддержка не сможет помочь?
В тех случаях, которые требует принятия мер и ответа необходимо передавать в ЦИК России в письменном виде. А операторы контактного центра смогут лишь разъяснить способы подачи письменного обращения. К таким способам могут относиться:
Как подать электронное обращение в ЦИК России?
Электронное обращение подается на сайте ЦИК. Для подачи обращения потребуется нажать на кнопку с номером горячей линии и перейти по ссылке в тексте «письменного обращения». Затем следует ознакомиться с правилами подачи и обработки обращений граждан и нажать на кнопку «С порядком ознакомлен(а)».
ЦИК России в социальных сетях
Как и подобает современной организации, ЦИК активно использует современные инструменты поддержки связи с гражданами. Всю информацию о ЦИК, а также последние новости и ответы на все вопросы можно получить из официальных групп ЦИК России в социальных сетях. Найти ЦИК можно в таких сетях, как:
Компетентность операторов и время ответа
ЦИК в своей горячей линии использует многоканальный телефон, позволяющий обрабатывать обращения сразу нескольких дозвонившихся. Такая система способствует уменьшению периода ожидания граждан и более быстрому получению ответа, но все же, здесь играет роль и период обращения. Чем ближе дата совершения звонка ко дню единого голосования, тем больше придется ждать ответа оператора. Это связанно со значительным ростом обращений граждан непосредственно перед выборами и в день выборов. А в остальной период линия практически свободна и ответ оператора можно получить практически моментально.
Что касается компетентности операторов, здесь вообще не должно возникать ни каких вопросов. Обратившись по номеру горячей линии, граждане попадают на оператора, который занимается информированием по общим вопросам. Но в том случае, если оператор не может предоставить достоверной информации для разрешения проблемы обратившегося, звонок будет перенаправлен на более компетентные органы.
Как подать жалобу по выборам
Нарушения могут допускать не только кандидаты, но и избирательные комиссии, чиновники, средства массовой информации или даже избиратели.
Как показал опыт, официальная реакция правоохранительных органов и избирательных комиссий на нарушения возникает только после подачи официальных жалоб, либо после достаточно громкого общественного резонанса.
В случае большого количества нарушений обеспечить громкий общественный резонанс по всем фактам невозможно, поэтому грамотно составленные и официально поданные жалобы играют важную роль в противодействии нарушениям и оценке работы системы правоохранительных органов и избирательных комиссий.
Куда подавать?
В зависимости от вида нарушения (http://www.kartanarusheniy.org/pages/info), жалобы рекомендуется подавать в разные органы.
В избирательную комиссию субъекта РФ или ЦИК РФ
Адреса избирательных комиссий субъектов РФ размещены на их официальных сайтах http://cikrf.ru/sites
ЦИК РФ: Б. Черкасский пер., д. 9, Москва, 109012. Телефон: (495) 606-79-57.
В Прокуратуру по месту совершения нарушения
Адреса городских и районных Прокуратур можно найти через сайты Прокуратур субъектов РФ http://genproc.gov.ru/structure/subjects
Кто и как может подать?
Жалобу может подать любой избиратель Российской Федерации как непосредственно (нарочным или по почте), так и через Интернет (путем заполнения формы на сайте ЦИК РФ http://cikrf.ru/reception/porjadok.html).
Ввиду сжатых сроков избирательной кампании не рекомендуем отправлять жалобу по почте. Отнесите ее нарочным. Потребуйте при сдаче документов поставить отметку о приеме на вашем экземпляре жалобы (можете также записать входящий номер). При подаче спросите контактный телефон, по которому можно уточнить, в какой стадии находится рассмотрение жалобы.
Как подготовить жалобу?
В одной жалобе можно сообщить сразу о нескольких нарушениях.
Письменная жалоба оформляется с максимально подробным изложением деталей и обстоятельств нарушения (фамилии, даты, время, место, контактные данные), для того, чтобы проверяющий смог подтвердить информацию о нарушении. При наличии документальных доказательств (фотографии, видео- и аудиозаписи, документы и пр.) необходимо приложить их копии к жалобе (оригиналы следует оставить себе).
Если есть свидетели, готовые подтвердить информацию о нарушении, укажите их Ф.И.О. и контактную информацию.
Для получения консультации обращайтесь по электронной почте [email protected]
Сроки рассмотрения
Избирательные комиссии
Прокуратура
Что делать дальше?
После подачи жалобы (как письменной, так и электронной) обязательно зарегистрируйте ее на Карте нарушений http://www.kartanarusheniy.org/new.
Звоните по контактному телефону в орган, куда была подана жалоба, и уточняйте, в каком состоянии находится ее рассмотрение.
После получения официального ответа обязательно разместите его на Карту нарушений http://www.kartanarusheniy.org/new.
Если ответ на жалобу Вас не устроит, то Вы вправе обжаловать его в вышестоящем органе, а в некоторых случаях – в суде.
Специалисты «ГОЛОСа» будут отслеживать документы по рассмотрению жалоб и консультировать заявителей в случае необходимости.