Как подавать заявку на тендер
Как подать заявку, чтобы точно допустили к участию в тендере + шаблоны заявок
Чтобы принять участие в тендере, нужно подать заявку. Шаг влево, шаг вправо, и ее могут не принять.
Павел Стоянов
Занимается развитием продуктов для участников госзакупок в Тинькофф Бизнесе
Представим, мы нашли подходящую закупку, изучили требования и решили принять участие в тендере. Для этого нужно подать заявку — рассказываем, как это сделать и на что обратить внимание. В конце статьи вы сможете скачать шаблоны заявок.
Типовые формы заявок
В конце 2019 года вступило в силу постановление правительства о типовых формах заявок. По сути, государство ввело стандарты заявок для разных видов закупок, в том числе для электронного аукциона.
В постановлении прописали, что нужно указывать в заявке, но сами формы должен ввести Минфин своим приказом. Его пока нет. Как только появится — использование шаблонов станет обязательным для всех: заказчиков, поставщиков и электронных площадок.
Жалуйтесь в ФАС, если вашу заявку отклонили и сказали, что она нетиповая
Сейчас заказчики не могут отклонять заявки, если они нетиповые. Если такое произойдет, нужно жаловаться в ФАС.
Правда, заказчик может в закупочной документации приложить форму заявки. Тогда нужно использовать ее. Но во всех остальных случаях у вас не могут не принят заявку того, что она нетиповая.
Гайд для начинающих: как участвовать в госзакупках
Наши юристы описали весь процесс простым языком, без зубодробительных формулировок. Подпишитесь и получите гайд.
Где подать заявку
Заявки подают через электронную торговую площадку, на которой размещена информация о закупке. Для работы с площадками пользуйтесь Internet Explorer или «Спутник» — это два браузера, которые работают с отечественной криптографией. Если попытаетесь работать через другие, скорее всего, ничего не получится.
Сам процесс выглядит так:
Заявка для электронного аукциона состоит из двух частей. Они так и называются: первая и вторая. Разберем их подробнее.
Подготовка первой части заявки: две формы
Условно первая часть заявки делится на составляющие: форму 1 и форму 2. Это негласные наименования, но они устоялись в сфере госзакупок и часто встречаются.
Форма 1 — согласие. В ней участник подтверждает, что готов поставить товар или выполнить услугу на тех условиях, которые указаны в закупке. Форму 1 даже не всегда нужно отдельно заполнять и прикладывать. На некоторых площадках то, что вы подали заявку, уже означает согласие, на других — его можно подписать прямо в интерфейсе. Вот, например, как это выглядит на площадке «Сбербанк-АСТ»:
Форма 2 — соответствие техзаданию. В закупочной документации заказчик пишет, что ему нужно. Например, прописывает характеристики и требования к товару. В форме 2 участнику нужно показать, что он правильно понял заказчика и готов предоставить именно такую продукцию.
Для товаров удобно делать таблицу и сравнивать характеристики заказчика со своим предложением. Вот форма 2 для закупки сахара:
Подготовка второй части заявки: сведения о себе и документы
Во второй части заявки нужно указать сведения о себе и приложить документы, которые требует заказчик. Всё это заказчик смотрит уже после подведения итогов тендера. Здесь есть личные данные поставщика, которые до аукциона по закону раскрываться не должны.
Сведения. Это базовая информация: фамилия, имя, отчество, адрес, контактные и паспортные данные. Обычно всё это автоматически подтягивается на самой площадке:
В случае победы заказчику нужно будет копировать данные для заполнения контракта. Из электронной формы это не всегда удобно делать. Поэтому для удобства заказчиков можно завести отдельную карточку компании в ворде или пдф. В ней нужно записать все те же данные и реквизиты своего счета. Саму карточку отправляют вместе с остальными документами.
Документы. Площадки тоже стараются всё упростить для пользователей. В интерфейсе могут встречаться отдельные формы для загрузки документов и формы, в которых можно выбрать нужный вариант ответа. Но в любом случае нужно сверяться с требованиями закупки, чтобы не забыть прикрепить указанный документ.
Например, на площадке РТС-тендер удобно сделана форма с преимуществами: если вы претендуете на льготу, открывается возможность загрузить документ. Если не претендуете — документ загрузить не получится:
Когда всё заполнили и проверили, отправляйте заявку. Ее рассмотрят и сообщат, допустили ли вас к торгам. Подробнее об этом в других наших статьях.
Бонус: шаблоны заявок
Обычно у начинающих поставщиков больше всего трудностей возникает с заполнением первой части заявки, потому что сначала не совсем ясно, чего ждет заказчик в форме 2. Со временем участники закупок находят свой беспроигрышный вариант и используют его как шаблон.
Если у вас его пока нет, воспользуйтесь нашими шаблонами. Для этого перейдите по ссылке, скопируйте документ себе и подставьте свои данные:
Специальный счет для госзакупок
Поможем открыть отдельный счет для подачи заявок в торгах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Участие в тендерах для начинающих: как подготовиться, пройти аккредитацию, подать заявку и нигде не ошибиться
Предприниматели, у которых мы ведем бухучет, регулярно спрашивают, как начать работать с госзакупками. Многие хотят попробовать, но уверены, что с крупными компаниями тягаться бессмысленно, а процесс участия максимально запутанный. На самом деле, для представителей малого бизнеса есть ряд бонусов, да и процедура кажется сложной только с непривычки.
Подготовили пошаговое руководство для тех, кто еще не участвовал в тендерах, но хочет попробовать. Изучив его, вы узнаете:
Возьмем на себя бухучет ИП или ООО: выделим троих бухгалтеров с опытом работы в вашей сфере и персонального ассистента, в любое время суток выполним типовые задачи с помощью чат-бота и застрахуем от ошибок на миллион рублей!
Что такое госзакупки и какие они бывают
Государственные компании и бюджетные организации в РФ не могут просто взять и купить товары или услуги. Они обязаны сформировать критерии, провести тендер, выбрать поставщика и заключить с ним контракт. Такая процедура призвана уравнять шансы и исключить ситуации, когда заказ получает не компания с лучшими условиями, а чей-то сват.
Госзакупки можно разделить на несколько групп:
В расширенных настройках поиска на сайте Единой информационной системы в сфере закупок представлено 20 способов определения подрядчика.
Узнав, какие бывают госзакупки, вы зададитесь логичным вопросом — что выбрать новичку? Отвечаем — начать лучше с тендеров государственных компаний, проводимых в формате электронного аукциона. Аукцион проходит на электронной торговой площадке, где участники делают ставки анонимно — так заказчик не сможет заранее договориться с нужным исполнителем. Побеждает тот, чья цена оставалась самой низкой в течение 10 минут.
В чём плюсы участия в тендерах для начинающих представителей малого бизнеса
Кризис — не кризис, но школы продолжают приобретать продукты для столовых, а налоговая — канцтовары и туалетную бумагу. Шанс не получить деньги минимален, в отличие от сотрудничества с коммерческими организациями.
Чтобы выполнить это требование, заказчики могут указывать в условиях, что тендер доступен только для представителей малого бизнеса.
Заказчик обязан рассчитаться за товары или услуги в течение 30 дней с момента подписания акта. Если ваша компания относится к категории малого бизнеса, на оплату отводится 15 дней. Важно, чтобы сроки были зафиксированы в контракте, который вы подпишете с заказчиком.
Напомним, что к категории малого бизнеса относятся компании, в которых до 100 сотрудников, а выручка не превышает 800 миллионов рублей в год.
Участие в тендерах для начинающих: кто может подать заявку
Физлицо, ИП или юрлицо допускается к участию в госзакупках, если соответствует критериям, описанным в ст. 31 закона 44-ФЗ :
В некоторых сферах для участия может быть нужна лицензия (например, в частной охранной деятельности), членство в саморегулируемой организации или свидетельство о допуске к определенным работам (например, в строительстве). Это будет указано в требованиях к участникам.
Комитет госзаказа правительства Хабаровского края ищет подрядчика для выполнения работ по комплексному обследованию технического состояния здания, проведения инженерных изысканий и подготовки проектной документации. В требованиях указано, что обязательно состоять в СРО и подтвердить членство выпиской из реестра.
Госзакупки: как начать работать
Шаг 1: проверить спрос на товар или услугу среди государственных организаций.
В форме поиска отметьте закон 44-ФЗ (это закупки от государственных, бюджетных и муниципальных организаций) и выберите электронный аукцион как способ определения поставщика. Также можете указать, что ищете только предложения для малых компаний, ввести диапазон стоимости контракта, код бюджетной классификации, регион и так далее, чтобы получить максимально релевантные результаты.
Шаг 2: оформить электронную подпись.
Если ЭП у вас уже есть, проверьте, соответствует ли ее сертификат актуальным требованиям — для участия в госзакупках подходит только сертификат по ГОСТ 34.10-2012.
Выпустим для вас ЭП, поможем наладить ЭДО с контрагентами и контролирующими органами, будем вести электронный архив первичных документов в личном кабинете. Первая в России чат-бухгалтерия к вашим услугам — больше никаких бумаг, звонков и собственноручных подписей!
Шаг 3: пройти аккредитацию на торговых площадках.
Для проведения госзакупок по 44-ФЗ используются восемь электронных торговых площадок:
Чтобы получить возможность участвовать в тендерах, нужно пройти аккредитацию на площадках. Последовательность действий следующая:
Регистрацию нужно будет повторять раз в 3 года.
Шаг 4: открыть спецсчет.
Спецсчет — это расчетный счет, деньги с которого могут быть использованы только для обеспечения заявки в госзакупках. Перед началом торгов средства временно замораживают. Если вы выиграете, но контракт по какой-то причине не будет подписан (например, из-за нехватки документов), сумму переведут заказчику. Если все в порядке, ее вернут вам.
У банков из списка есть договоры со всеми аккредитованными торговыми площадками. Они автоматически передают им информацию о состоянии вашего счета.
Шаг 5: выбрать тендер.
Для начала рекомендуем рассматривать тендеры со стартовой ценой до миллиона рублей. В них редко участвуют крупные компании, поэтому шанс получить заказ выше.
Есть 2 способа искать госзакупки вашего профиля:
Обнаружив интересный заказ, не торопитесь подавать заявку — сначала изучите его описание:
Шаг 6: подать заявку.
Заявку можно подать только на площадке, где проводится аукцион. Используйте браузер, поддерживающий российскую криптографию, — Internet Explorer или «Спутник».
Последовательность действий следующая:
Заявка на участие в тендере состоит из двух частей:
Так может выглядеть Форма №2.
Отказать в участии могут только в случае, если ваше предложение не соответствует описанию заказа.
Шаг 7: принять участие в аукционе.
Если заявку одобрят, вы получите письмо со ссылкой на аукцион. В назначенный день и время перейдите по ней, чтобы принять участие в торгах.
Ваша задача — понижать стартовую стоимость, которая указана в описании заказа. Есть 3 правила:
Тот, чью цену не «перебили» за 10 минут, побеждает. В течение 10 минут после того, как аукцион завершился, можно предложить ставку еще раз — так выбирают поставщика или исполнителя, который заменит победителя, если с ним по какой-то причине не подпишут контракт.
Шаг 8: подписать контракт.
После окончания аукциона у заказчика есть 3 дня на то, чтобы проверить вторую часть заявки победителя. Если вы предоставили ложные сведения о себе или забыли прикрепить необходимые документы, заявку отклонят.
Контракт можно подписать ЭП в личном кабинете площадки, где проходил аукцион. Внимательно прочтите его — если есть ошибки, составьте и отправьте протокол разногласий. У заказчика будет 3 дня на то, чтобы внести изменения в текст или ответить, почему он не будет этого делать. Если ответ вас не устроит, можете пожаловаться в Антимонопольную службу.
После подписания контракта вам вернут денежное обеспечение заявки, если оно было предусмотрено.
Иногда требуется обеспечение исполнения контракта — деньги, которые будут выплачены заказчику при невыполнении вами обязательств по контракту. Если их нет, можете за 1 − 5% от нужной суммы оформить банковскую гарантию — банк поручится за вас и в случае провала выплатит штрафы заказчику.
Нужно ли обеспечение исполнения контракта и каким оно будет — указано в карточке заказа.
Шаг 9: выполнить заказ и получить оплату.
Если всё в порядке, нужно подписать закрывающие документы: акты приемки и товарные накладные. Можно удаленно, при условии, что обе стороны с этим согласны.
Затем заказчик обязан в течение 15 дней, если вы относитесь к субъектам малого предпринимательства, или 30 дней в остальных случаях оплатить товар или услугу. Он разместит информацию об исполнении контракта на сайте госзакупок, после чего вам вернут денежное обеспечение исполнения контракта.
Участие в тендерах для начинающих: распространенные ошибки и способы их избежать
Вот 7 самых частых ошибок, которые допускают новички:
Теперь вы знаете, как начать работать с госзакупками и что учесть, чтобы не потерять на этом деньги. Удачи!
Свежие статьи про то, как экономить на полезных сервисах и получать удовольствие от ведения бизнеса
Как провести тендер
Не всегда участники тендера честны: они могут подать заявку, в которой скрыты важные детали. Подробнее рассказываем в статье.
Государственные и коммерческие тендеры
Тендер — это торги, в которых заказчик объявляет, что ему нужно выполнить определенную работу в пределах определенной суммы, а исполнители соревнуются за то, чтобы получить этот заказ. Тендеры могут быть от госзаказчиков и от частных компаний. Гостендеры подчиняются двум законам — 223 ФЗ и 44 ФЗ, изменения в этих законах происходят почти каждый день.
Коммерческие тендеры чаще проходят в форме конкурса и аукциона и подчиняются статьям 447-449 гражданского кодекса и положению 135 ФЗ о защите конкуренции.
Инструкции, как провести тендер на закупку или услуги, нет, основные правила прописаны в двух законах и статьях гражданского кодекса, но есть действия, без которых нельзя зайти на торги. Рассказываем по порядку про коммерческие торги, а государственные — это отдельная тема, про которую расскажем отдельно.
Получить цифровую подпись
Основная часть торгов проходит на электронных торговых площадках. Чтобы в них участвовать, надо получить цифровую подпись. Где и какую подпись получать, зависит от торговой площадки. Есть универсальные цифровые подписи, которые работают, например, на шести государственных и нескольких коммерческих площадках для тендеров и аукционов. Есть только те, которые работают на специальных площадках, например на площадке «РТС-тендер». Универсальная подпись для нескольких торговых площадок стоит в Москве 4000 рублей.
Электронные подписи выдают в удостоверяющих центрах. Там же могут помочь с документацией для тендеров.
Цифровую подпись делают не дольше трех дней; есть центры, которые делают за один-два часа, если все документы готовы и в порядке.
Электронная подпись
Зарегистрироваться на торговой площадке
Теперь надо выбрать торговую площадку для размещения тендера. В поисковых системах их десятки.
Самые крупные торговые площадки:
На коммерческих торговых площадках нет строгого отбора, можно размещать любой тендер. На Главном портале закупок тендеры размещают только госзаказчики вроде школ, университетов, больниц.
Чтобы зарегистрироваться на любой торговой площадке, нужна цифровая подпись и пакет документов, который агрегатор или площадка запрашивает для регистрации. Чаще просят:
ИП отправляют выписку из налоговой.
Если есть все нужные для участия в тендере документы и электронная подпись, регистрация занимает не больше двух часов.
После регистрации можно участвовать в закупках — создать тендер и подготовить конкурсную документацию:
Подготовить и разместить конкурсную документацию тендера
Особых требований к документации тендера в законе нет. Есть общие юридические рекомендации — например, заказчик готовит документы к тендеру: пишет инструкции по заполнению документов, описывает порядок заключения контракта, порядок рассмотрения и изменения заявок, а также объект закупки — что именно хочет купить или сделать.
В документации не должно быть разногласий между данными в сопровождающих документах и в объявлении тендера. Например: заказчик хочет достроить здание и выставляет тендер, чтобы найти строителей. В тендере нет чертежей, данных по объекту. Строительная компания хочет участвовать и просит заранее показать чертежи, обозначить объем работы, чтобы понять, насколько выгодно это предложение. А заказчик отвечает, что все данные по объекту получат только те, кто выиграет тендер. Может оказаться, что придется достраивать, но деньги на такую работу не заложены в тендере, а в договоре написано, что нужно сделать все необходимые работы на объекте.
Поэтому надо внимательно собирать документы к тендеру. Например, если необходимо что-то построить, надо указать объем; если нужна мебель — описать какая и из каких материалов, можно прикрепить картинку в качестве примера.
Условия тендера должны быть прописаны четко и просто. Если простоты и точности нет, тогда исполнитель будет писать и уточнять информацию. Публиковать тендер можно после того, как вся информация будет доступной и понятной.
Участие в тендере
Электронный аукцион проходит онлайн на сайте, такие сайты называются — электронными торговыми площадками. После того как все заявки допущены, начинаются торги.
Проходят они так: есть начальная максимальная цена контракта — это максимальная цена, по которой заказчик готов заключить контракт. Есть условные три компании, которые готовы участвовать в этих торгах.
Вот пример аукциона, когда цена постепенно снижается:
Компания «Программы» готова заплатить за мебель 10 000 000 рублей. Три компании предлагают свои условия: одна может сделать мебель за 9 800 000 рублей, другая — за 9 780 000 рублей. Торги длятся до тех пор, пока заказчика и исполнителя не устроит цена.
Дальше с компанией-победителем заключают контракт. В контракте не должно быть разногласий между данными, которые были в заявке и которые есть в договоре.
Есть еще конкурсы, запросы котировок и запросы предложений. На конкурсе выбирают компанию, которая сделает лучшее предложение за те деньги, которые заказчик готов платить.
По данным запросов котировок и запросов предложений выбираются наилучшая цена и наилучшее предложение, но запросы проводятся в определенных случаях, и это отдельная статья. Чаще всего проходят аукционы и конкурсы.
Проверить участника
В документации тендера заказчик может написать требование, чтобы участник отсутствовал в реестре недобросовестных поставщиков. Эту информацию можно проверить на специальном сайте.
Туда попадают те, кто отказывается от заключения госконтракта, когда побеждает в торгах, кто выполняет заказ не в срок или после кого работу приходится переделывать другим исполнителям.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Короче
Главное
Тендеры бывают государственными и коммерческими, их контролирует Антимонопольная служба
За отказ от госконтракта можно попасть в реестр недобросовестных поставщиков
Бывают тендеры, в которых участвуют по сговору, — их можно отследить по тому, как прописаны условия
Всего четыре вида тендера:
Самые распространенные — конкурс и аукцион.
Гайд по участию в закупках
Если вы впервые участвуете в закупках, наше руководство подскажет, с чего начать подготовку, кто ваши заказчики, что поможет искать закупки лучше, как подавать заявку, что такое финансовое обеспечение и что делать после завершения закупки.
Что такое закупка?
Компании, которые частично или полностью принадлежат государству, обязаны проводить конкурсы на закупку товаров, работ и услуг. Закупки есть почти в любой сфере, в любом регионе. Деньги на них заложены в бюджете, а для малого бизнеса действуют квоты. Это хорошая возможность расширить бизнес.
Заказчик размещает закупки разными способами, в зависимости от того, по каким критериям будет отбирать поставщика. Также государство установило, что часть товаров можно закупать только аукционом. Подробнее о способах закупок.
Закупка — это форма размещения заказа на поставку товаров и услуг. Закупку проводит заказчик с помощью конкурентных или неконкурентных способов отбора поставщиков.
Закупки делят на три группы в зависимости от заказчиков:
1. Госзакупки по 44-ФЗ. Их проводят все государственные и муниципальные организации, которые живут за счет бюджета, например, больницы, школы, детсады, городские администрации и т.д. Закупки проводятся по устанавленным государством правилам. Заказчик публикует план закупок, по которому поставщик заранее может спланировать свою деятельность. Когда извещение о закупке опубликовано или заказчик отправил приглашение к участию, участник подает заявку. Победителя определяют по самой низкой цене или по заранее озвученным критериям (цена, опыт, квалификация и т.д.). Закупка завершена, когда контракт заключен, все обязательства исполнены, а исполнитель получил деньги.
2. Закупки по 223-ФЗ. Их проводят:
3. Коммерческие закупки. Их проводят коммерческие организации. Заказчики сами определяют правила проведения закупок и требования к поставщикам. Конкурсы и аукционы проводятся в соответствии с Гражданским кодексом.
Проще начинать участвовать в закупках по 44-ФЗ: государственные организации чаще проводят конкурентные процедуры — конкурсы, аукционы, запросы котировок. Большинство закупок по 223-ФЗ заказчики проводят у единственного поставщика: без конкурса, а закупают у подрядчика, которого выбрали сами. Подробнее о разнице между 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Где и как искать закупки?
Закупки по 223-ФЗ публикуются на zakupki.gov.ru и на электронных площадках, которые соответствуют требованиям заказчика. Заказчик вправе не публиковать на zakupki.gov.ru, только если:
Коммерческие закупки публикуются по усмотрению заказчика на его собственном сайте или на коммерческих торговых площадках.
Zakupki.gov.ru | |
ЭТП госзакупок | Здесь публикуют и проводят все электронные закупки по 44-ФЗ и закупки среди малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ |
Коммерческие ЭТП | Здесь публикуют и проводят закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки |
Контур.Закупки | zakupki.gov.ru + 229 ЭТП |
Несколько советов
Состав извещения о закупке
Извещение о закупке — документ, объявляющий о проведении процедуры отбора поставщика.
Извещения об открытых процедурах доступны всем участникам. Извещения о закрытых процедурах напрямую отправляют приглашаемым в закупку участникам, их нельзя публиковать в открытых источниках.
Извещение о закупке имеет определенную структуру. Коммерческие организации ориентируются на форму извещения на площадке и могут заполнять не все поля. Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны заполнять всю информацию, которая позволит поставщику определить, подходит ему закупка или нет.
Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ всегда указывают в извещении:
Закупка может состоять из одного или нескольких лотов. В каждом лоте указывают объект закупки, НМЦ, заказчик, требование к обеспечению, объекты лота, время и место поставки. При участии в многолотовой закупке на каждый лот подается отдельная заявка.
Как подать заявку на участие?
Электронный вид (подавляющее большинство закупок по 44-ФЗ и все конкурентные закупки среди малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ проводят в электронном виде) |