Как подбирать аккомпанемент к мелодии

Как подбирать фортепианный аккомпанемент

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодииАвтор статьи — Мажутко Анна

Про главные трезвучия лада мы с вами уже говорили не так давно и выяснили, что они – основа аккомпанемента на фортепиано. Без них немыслима ни одна песня, ни одна композиция.

Другое дело, что аккордов в аккомпанементе может быть куда больше, чем три главных, но это уже высший пилотаж. Но с чего-то ведь надо начинать. Вот и начнем с подбора фортепианного сопровождения к самым простеньким детским песенкам. Но прежде чем мы пойдем изучать принцип гармонизации, давайте ответим на простой вопрос:

Почему «главные» и где «подчиненные»?

Далеко не все знают, почему они так называются. Следуя логике, раз есть «главные», то должны быть и «не главные». Правильно, есть такие трезвучия, только называются они побочные. Об этом написано в этом уроке. Однако я постараюсь упорядочить ваши знания. Или ликвидировать ваши незнания, ели вы вдруг по каким-то причинам не поняли предыдущую тему.

Как вы помните, главными считаются I, IV и V ступени. Дело в том, что если вы начнете играть в мажорном ладу все трезвучия на всех ступенях, то только на I, IV и V будут мажорные трезвучия, а на остальных – минорные или уменьшенные. А если вы ту же операцию проделаете в минорном ладу, то на I, IV и V ступенях будут звучать минорные аккорды, на остальных зазвучит мажор или уменьшенное. То есть трезвучия, построенные на I, IV и V ступеней соответствуют родному ладу. В миноре – минорные, в мажоре – мажорные. Вот и весь секрет. Попытаюсь проиллюстрировать.

Вот перед вами хорошо знакомый до мажор :

А теперь от каждой ноты нарисуем трезвучия (нотки через одну). Получится вот что:

Если мы проиграем по белым клавишам получившиеся трезвучия и внимательно прислушаемся к ним, то придем к выводу, что только I, IV и V ступени звучат мажорно. II, III и VI – явный минор, а на VII– ни то, ни другое. Такой аккорд именуется уменьшенным трезвучием. Используется, когда надо изобразить что-то злобное или неопределенное, подвисшее в воздухе.

А теперь вернемся к аккомпанементу для фортепиано. В любой песенке при подборе аккомпанемента используются главные трезвучия лада – тоника, субдоминанта и доминанта. Простенькую детскую песенку можно построить на трех аккордах. Вот посмотрите, как выглядит подбор аккомпанемента «Маленькой елочке» в до мажоре.


Я часто слышала от учеников такой вопрос – а от какой ноты играть такую-то песенку? (подразумевается – а в какой тональности играть ту или иную песенку?) Отвечаю – любую песенку можно сыграть в любой тональности. И когда я демонстрировала это ученикам, то они сильно удивлялись. Вот, удивляйтесь и вы:

Источник

Как подобрать аккомпанемент к мелодии. Практические советы по свободной гармонизации

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

Вопросу аккомпанемента, как подбора гармонического сопровождения к мелодии, посвящено не так уж много работ. Большая часть из них была издана ещё в середине XX века (1961–1974 гг.). Некоторые посвящены проблеме отсутствия навыка аккомпанемента у выпускников ДМШ, средних и даже высших учебных музыкальных заведений. Часть работ носят или научно-исследовательский характер или содержат общие рекомендации, тогда как и преподавателей, и учащихся обычно волнуют конкретные вопросы: «как сделать то-то и то-то, если…», возникающие при практическом выполнении задания по гармонизации мелодии.

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодииПредставленное здесь методическое пособие — не рассуждение на обозначенную тему, а один из вариантов решения проблемы «как научить» желающих научить-ся (научить-себя) подбирать аккомпанемент по слуху. Предназначено оно именно для тех, кто столкнулся с различного рода трудностями при выполнении подобного задания. Предлагаемая авторская работа представляет собой практическое пособие для учащихся инструментального отделения и любителей музыки, владеющих азами музыкальной грамоты и навыками достаточно свободной игры на фортепиано (хотя бы в пределах 3–4 классов ДМШ).

Суть работы — в постепенном практическом освоении приемов гармонизации несложных мелодий для пения (сольфеджирования); в решении типичных проблемных ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся. В первую очередь, работа адресована учащимся, не овладевшим за годы обучения в ДМШ навыком самостоятельного «подбора по слуху» сопровождения к мелодии или не обладающим «гармонической интуицией» и тем, кто считает, что эта форма музицирования слишком сложна, но желающим научиться подбирать аккомпанемент. В Пособии есть и необходимая теоретическая информация, которую сразу же предлагается применить в практических заданиях, как в основном тексте, так и в нотных Приложениях. В работе соблюдается принцип «от простого к сложному», а также повторения, закрепления навыка на новом, более сложном уровне. Периодически, при необходимости заострить внимание на какой-то детали, даются «советы» от автора.

По стилю изложения Пособие несколько нетрадиционно: в жанре «воображаемого диалога» с учащимися и, соответственно, лексика работы максимально приближена к разговорной речи, что облегчает её восприятие. При создании Пособия учитывались конкретные вопросы, часто задаваемые учащимися или сформулированные ими при ознакомлении с Пособием по мере его создания. Ответы на эти вопросы и легли в основу структуры данной работы. Что касается практических заданий по подбору аккомпанемента, то они даются либо в форме домашнего задания, либо отрабатываются на уроке сольфеджио при коллективном анализе мелодии. Параллельно на уроках гармонии осваиваются различные виды фигураций в таких традиционных формах как соединение аккордов, игра периода, либо гармонической последовательности (цифровки). Это превращает учебные «технические» задания в маленькие музыкальные пьесы-эскизы.

Материал Пособия складывался постепенно, из обобщения многолетнего опыта практической работы автора с учащимися исполнительских отделений музыкального колледжа (в последние годы — на базе оркестрового и отделения народных инструментов — русских и казахских).

Данная работа могла бы стать развёрнутой, но её цель — обозначить и помочь учащимся практически освоить самые проблемные ситуации при подборе аккомпанемента; помочь тем, кто не доверяет своему слуху, кто сомневается в своих способностях, у кого интуитивное подавлено рациональным, но есть желание научиться видеть в мелодии скрытую гармонию. И в процессе работы учащиеся понимают, что предлагаемое Пособие — только первые ступеньки на пути совершенствования навыка свободной гармонизации мелодии в фактуре, часто так необходимого в практической деятельности музыканта.

Ниже даны видеофрагменты, в которых показана одна из творческих форм работы на уроках гармонии в группе народников и оркестрантов музыкального колледжа г. Рудного. Учащиеся 3 курса Артём Ахмин и Вениамин Гавриков исполняют самостоятельно сочинённые периоды с использованием разного рода фигураций, в том числе и неаккордовых звуков (вспомогательных хроматических, проходящих и задержаний). Периоды исполняются наизусть, обязательно умение транспонировать в тональности с тремя знаками.

Творческие формы разного рода учебных заданий осваиваются в данной группе с 1-го курса. Сначала по элементарной теории музыки и сольфеджио, а потом и по гармонии. При этом все учащиеся без исключения, каждый в меру своих способностей, наличия желания и свободного времени, показывают неплохие результаты. Часть учащихся уже проявляет большую заинтересованность к содержательной стороне музыки и «техническим» вопросам сочинения. Именно в процессе работы в этой группе над формированием навыка свободной гармонизации мелодии возникла идея создания Пособия по аккомпанементу

Как подобрать аккомпанемент к мелодии.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Елена Андреевна 10.06.2014 00:35

Скачала для ребят, спасибо, Светлана!

Татьяна Самарцева, г. Оренбург 09.07.2014 22:18

Очень полезная работа! Приятно, что находится человек, который может систематизировать интуитивные находки, помогает не «изобретать велосипед»! Вполне можно применить некоторые приемы в старших классах музыкальных школ! Спасибо Светлане Гвоздевой и Елене Копий!

Лариса Войтович, Боровской, Казахстан 12.12.2015 13:52

Спасибо, Света, очень пригодилось. Просто и значимо.

Источник

Как подбирать аккомпанемент

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодииПеред каждым, кто любит петь и умеет или учится играть на пианино, рано или поздно встаёт вопрос о том, как подбирать аккомпанемент к собственному вокалу. Преимущества аккомпанирования самому себе очевидны.

Например, нет необходимости подстраиваться под аккомпаниатора и его манеру исполнения; или, к примеру, можно где-то чуть снизить темп, чтобы взять дыхание, а где-то ускорить его. К слову, этот прием (варьирование темпа) называется «рубато» и используется для придания исполнению выразительности и живости. Может показаться, что подбирать аккомпанемент сложно, но эти сложности преодолимы при должном усердии и исполнении нескольких простых рекомендаций.

Определяем лад и тональность

Первое, с чего стоит начать – это определение лада (мажор или минор). Не вдаваясь в подробности теории музыки, можно сказать, что минор звучит грустно (или даже мрачно), а мажор – бодро и весело.

Далее следует внимательно проанализировать выбранное произведение и учесть его диапазон. Часто бывает так, что в середине или ближе к концу песни мелодия уходит вверх и берётся с трудом, и возникает вероятность «пустить петуха». В этом случае произведение следует транспонировать (то есть перенести в другую, более удобную, тональность).

Подбор мелодии и гармонии

На этом этапе многое будет зависеть от сложности произведения и вашего уровня владения инструментом. Подбирая мелодию, старайтесь петь каждый звук (ноту) – это позволит лучше почувствовать возможную фальшь, и, к тому же, полезно для развития слуха.

При этом не обязательно подбирать мелодию, двигаясь от начала произведения к его концу. Если в середине есть фрагмент (например, припев песни), который кажется более простым для подбора, начните с него: имея правильно подобранную часть произведения, остальное подобрать проще.

Определившись с мелодической линией, следует наложить на неё гармонию, попросту говоря – подобрать аккорды. Тут вам может пригодиться не только собственный слух, но и знание наиболее распространенных последовательностей аккордов (например, очень часто встречается последовательность тоника-субдоминанта-доминанта). В каждом из музыкальных стилей есть свои базовые последовательности, информацию о которых без труда можно отыскать в Интернете или музыкальной энциклопедии по жанрам.

Фактура и ритм аккомпанемента

Убедившись, что мелодия гармонирует с аккордами, следует создать аккомпанементу ритмический рисунок. Здесь нужно ориентироваться на размер, ритм и темп произведения, а также на его характер. Лирическому романсу, например, подойдет красивое лёгкое арпеджио, а легкомысленной и незатейливой песенке – отрывистое стаккато бас+аккорд.

Напоследок отметим, что, хотя мы и рассказывали о том, как подбирать аккомпанемент на примере пианино, эти советы носят общий характер и применимы к другим инструментам. На чём бы вы ни играли, подборка аккомпанемента не только обогатит ваш репертуар, но также поможет развить слух и научится лучше чувствовать и понимать музыку

Автор – Алексей Бочкар.

А вы уже видели этот клип? Все гитаристы просто в восторге! Восторгайтесь и вы!

Источник

Как подобрать аккомпанемент к песне?

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодииЛюбую песню будет петь, если исполнителю предложить поддержку в виде аккомпанирующего инструментального сопровождения. Что называется аккомпанементом? Аккомпанемент – это гармоническое сопровождение песни или инструментальной мелодии. В статье мы поговорим о том, как подобрать аккомпанемент к песне.

Для того чтобы подобрать аккомпанемент, необходимо руководствоваться двумя основными правилами-принципами, которые используются при написании музыки. Первое: абсолютно любое произведение подчиняется определённым музыкальным закономерностям. И второе: эти закономерности с лёгкостью могут быть нарушены.

Необходимые основы для подбора аккомпанемента

Что нам понадобится, если мы решили подобрать аккомпанемент к песне? Во-первых, сама вокальная мелодия песни – она должна быть записана нотами, или, по крайней мере, нужно научиться хорошо её проигрывать на инструменте. Эту самую мелодию придётся проанализировать и в первую очередь разобраться, в какой тональности она написана. Тональность, как правило, точнее всего определяется по последнему аккорду или ноте, заключающей песню, также почти всегда тональность песни можно установить уже по самым первым звукам её мелодии.

Во-вторых, нужно разобраться в том, что есть музыкальная гармония – не в профессиональном плане, конечно, но хотя бы на слух различать то, что звучит классно, от того, что ну никак не сочетается. Возникнет необходимость разузнать кое-что об основных типах музыкальных аккордов.

Как подобрать аккомпанемент к песне?

Непосредственно, перед тем как подобрать аккомпанемент к песне, необходимо несколько раз прослушать её полностью и разбить на части, то есть, например, на куплет, припев и, может быть, проигрыш. Эти части хорошо отделяются друг от друга, потому как образуют некие гармонические циклы.

Гармоническая основа современных песен в большинстве случаев однотипна и проста. В основе её структуры обычно лежит цепочка повторяющихся отрезков, называемых «квадратами» (то есть ряды повторяющихся аккордов).

Следующий шаг подбора заключается в том, чтобы выявить эти самые повторяющиеся цепочки аккордов сначала в куплете, затем в припеве. Определить тональность песни, опираясь на основной тон, то есть ноту, от которой строится аккорд. Затем следует найти её на инструменте в низких звуках (басах), чтобы сливалась с аккордом в подбираемой песне. От найденной ноты следует строить всё созвучие. Данный этап не должен вызвать трудностей, так, например, основным тоном была определена нота «До», то аккорд будет либо минорным, либо мажорным.

Итак, с тональностью всё решено, теперь пригодятся знания об этих самых тональностях. Следует выписать все её ноты, и, опираясь на них построить аккорды. Прослушивая песню далее, определяем момент смены первого созвучия и, меняя поочерёдно аккорды нашей тональности, подбираем подходящий. Следуя данной тактике, подбираем дальше. В какой-то момент можно заметить, что аккорды начинают повторяться, так что подбор пойдет гораздо быстрее.

В некоторых случаях авторы музыки меняют тональность в одном из куплетов, не стоит пугаться, в основном это понижение на тон или полтона. Так что следует также определить басовую ноту и от неё построить созвучие. А последующие аккорды следует транспонировать в нужную тональность. Дойдя до припева, руководствуясь той же самой схемой подбора аккомпанемента, решаем поставленную задачу. Второй и последующие куплеты, скорее всего, будут исполняться теми же аккордами, что и первый.

Как проверить подобранный аккомпанемент?

По окончании подбора аккордов, следует проиграть произведение от начала до конца одновременно с записью. Если где то слышится ошибочный аккорд, отметить место, не останавливая игру, и вернуться к этому месту после завершения произведения. Подобрав нужное созвучие, вновь проиграть произведение, пока игра не будет звучать идентично оригиналу.

Вопрос, как подобрать аккомпанемент к песне, не будет вызывать осложнения, если время от времени повышать свою музыкальную грамотность: научиться, не только читать ноты, но и разобраться с тем, какие бывают аккорды, тональности и т.д. Постоянно нужно стараться тренировать слуховую память, посредством игры известных произведений и подбора новых, начиная от простых и заканчивая подбором сложных композиций. Все это в определённый момент позволит достичь серьёзных результатов.

Источник

Как подобрать аккорды к мелодии

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

Данная статья является текстовой расшифровкой видеоурока https://youtu.be/FD62ldMHV24

В этой статье рассмотрим принципы того. как подобрать аккорды к мелодии на примере простой мелодии с использованием системы TSD.

Гармонизация мелодии — это процесс подбора аккордов к существующей мелодии по определённым закономерностям. Эти закономерности называются системой.
Существуют две базовые системы: тональная и модальная.
Тональная система опирается на чередование функций: тоники, субдоминанты и доминанты по определённым закономерностям, среди которых базовой является чередование функций в порядке тоники к субдоминанте и доминанте, которая называется полным функциональным оборотом.
В этой статье мы возьмём известную мелодию «Jingle Bells» (как очень простую и показательную) и подберём к ней простые аккорды в рамках системы T-S-D.
Этот урок прежде всего для тех, кто делает первые шаги в гармонизации и желает понять логику подбора аккордов для мелодии. Здесь будет рассматриваться не совсем привычный для классической гармонии подход, но этот подход, как мне кажется, лучше всего работает именно в современной музыке и он более практичен.
Итак, вначале послушаем мелодию, увидим как она выглядит в нотах и как она звучит.

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

Разберём первый небольшой фрагмент.

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

С чего стоит начать гармонизацию? Самый первый и банальный шаг состоит в определении тональности, в которой мы будем использовать аккорды.
Существует несколько способов определения тональности, но самый простой это подобрать ноту, которая звучит устойчиво, и которой стремятся все ноты мелодии.
Так же можно посмотреть и на ключевые знаки. Послушайте этот отрывок.

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

Слышно, что последняя нота неустойчивая и она стремится к ноте соль (тоника)
Также, если вы посмотрите на окончание мелодии, то чаще всего в конце будет тоника лада.

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

Она звучит устойчиво и это и есть та нота, по которой мы определяем тональность.
Звучание здесь явно радостное, светлое, возвышенное и соответственно лад мажорный (G).
Следующий шаг, который вы должны сделать это выбрать аккорды, с помощью которых будем гармонизовывать мелодию. Поскольку мы будем использовать гармонизацию в пределах основных функций, то выберем только три аккорда. Это аккорд тоники G, это C и D. Пока возьмём три аккорда и будем использовать их.

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

Итак, с чего стоит начать? Здесь существует несколько подходов:
1. Можно посмотреть на ноты из которых состоит мелодия. Например, здесь ноты ре, си, ля, соль, ре

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

Посмотрим, в какие аккорды могут входить эти ноты.
Нота ре входит в аккорды G и D, то есть в тонику и доминанту.

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

Нота си входит только в аккорд G

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

Нота ля входит в аккорд D

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

И нота соль входит в аккорды C и G
Так же можно увидеть, что интервал отчерчивает здесь трезвучие G

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

Соответственно, первым можно попробовать аккорд G.
На первых этапах, когда вы ещё не совсем понимаете, как аккорды сочетаются с мелодией, вы можете действовать методом подбора. Затем вы уже будете слышать аккорды и понимать закономерность их взаимодействия.
Итак, пробуем аккорд тоники.

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

Как видите, он звучит достаточно хорошо.
Здесь мы опираемся на ноту ре, соответственно, можно предположить, что здесь прозвучит аккорд D.

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

Давайте попробуем сделать такую последовательность: G и D. Сразу оговорюсь, что я показываю сейчас метод гармонизации, при котором вы не знакомы с оригинальным аккомпанементом и подбираете гармонию именно на основе закономерностей движения ступеней.

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

Как видите, звучит не очень хорошо. Хочется, чтобы мелодия осталась на том же аккорде.

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

Одним из правил, которое применяется в гармонизации мелодии это организация одинаковых фраз или мотивов одинаковой гармонии. Это не строгое правило, но чаще всего если вы видите похожее движение, то закономерно использовать в начале тот же аккорд. Затем вы уже можете попробовать поэкспериментировать.
Дальше мы видим, что нота ми меняется.

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

Соответственно, аккорд G не подойдёт. Послушайте.

Не звучит.
Нота ми входит у нас в состав только аккорда C из трёх выбранных нами, поэтому здесь выбор очевиден — мы используем аккорд субдоминанты C. Послушаем.

Мы видим здесь, что нота ми выпадает на сильную долю. Небольшая подсказка: ноты, которые выпадают на сильные или относительно сильные доли очень часто определяют звучание гармонии и по ним можно ориентироваться, какой аккорд здесь более предпочтителен.
Попробуем поставить здесь аккорд C.

Нота фа-диез входит в состав только аккорда D, поэтому мы выберем аккорд доминанты. Получаем то движение, с которым мы работаем: базовая тоника, субдоминанта и доминанта.

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

Послушаем, что у нас получилось.

Здесь мы видим ноты ре, до и ля.

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

После доминанты единственный аккорд (отличный от доминанты), который мы можем использовать это аккорд тоники. Попробуем аккорд тоники, поскольку нота ре входит в состав тонического трезвучия.

Как слышите, звучание абсолютно не подходит. Поэтому единственный очевидный выбор здесь доминанта.

Для тех, кто хорошо разбирается в аккордах, обращу ваше внимание, что здесь есть нота до, которая является септимой. Поэтому, здесь можно использовать септаккорд.

И здесь очевидно будет аккорд G, потому что нота B входит в состав только аккорда G, это первая закономерность. Вторая: после доминанты в тональной системе мы можем использовать только аккорд тоники.

Ещё раз повторю, что сейчас мы не обращаем внимание на голосоведение, чтобы не усложнять вашу задачу.
Итак, куплет мы гармонизовали. Послушаем припев.

Нота си. Она входит в состав только G, поэтому мы используем здесь именно его. Как видите, здесь 4 такта будет один аккорд.

Дальше нота до. Очевидно, что это аккорд субдоминанты.

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

Здесь обратите внимание на следующую особенность: нота до попадает на первую долю.

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

И логичным, казалось бы использовать аккорд C. Но затем здесь повторяются три ноты си и они оттягивают на себя всё внимание. Всё мелодическое движение сосредоточенно здесь именно на подчёркивании ноты си, поэтому нота до здесь это так называемое задержание. Соответственно, здесь аккорд соль. Послушаем.

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

Здесь два выбора: аккорд G, либо D. Попробуем G.

Как видите, здесь внимание так же оттягивается на ноту ля, подобно предыдущему такту. Нота ля у нас может быть гармонизована только ре-мажорным трезвучием.

И здесь логично повторить трезвучие пятой ступени.

И здесь, как вы видите я выписал, так называемую, вторую вольту.

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

При повторении мелодия оканчивается вот этими двумя тактами.

Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Смотреть картинку Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Картинка про Как подбирать аккомпанемент к мелодии. Фото Как подбирать аккомпанемент к мелодии

Здесь будет очевидно аккорд D7, который разрешается в тонику.
Мы получили гармонизацию припева. Давайте послушаем.

Итак, мы гармонизовали мелодию «Jingle Bells», используя систему тоника-субдоминта-доминанта. В оригинале мелодия гармонизуется чаще всего по-другому, но тем не менее, данное звучание можно назвать корректным и оно не нарушает закономерности движения гармонии именно в тональной системе.
Давайте сделаем некоторые простые выводы, которые помогут вам гармонизовать мелодию.
Итак, первое что вы делаете это определяете тональность.

Затем выписываете в этой тональности три базовых аккорда: тонику (аккорд I ступени), субдоминанту (аккорд IV ступени) и доминанту. Затем подбираете аккорды к мелодии на основе следующих фактов:
1. Преобладающие тона в мелодии. Это, как правило, ноты, которые попадают на сильную и относительно сильную долю.
2. Движение функций. Вы не должны нарушать движения субдоминанта-доминанта, то есть у вас всегда должно быть движение по формуле T-S-D или её производных D-S-T, T-D-T и так далее. Но ни в коем случае не D-S. Это другая система.
3. Экспериментируйте. Пробуйте разные аккорды даже в, казалось бы, неподходящих ситуациях. Тренируй ваш слух и постепенно вы начнёте слышать нужное движение гармонии

Тренинг по гармонизации мелодии

Пошаговая система гармонизации мелодии в любом стиле

Кратко о тренинге

Тренинг «Гармонизация мелодии» — новый формат обучения в StudyMusic. По сути, это …

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *