Как подбирать мелодии на слух
Как подбирать композиции на слух.
Рано или поздно музыканты сталкиваются с проблемой подбора композиций на слух. Вот несколько советов, которые помогут вам освоить это нелегкое дело.
1. Начните с простого
Тем, кто не имеет большой музыкальной подготовки, но хочет снимать произведения, следует начинать с простейших, можно даже детских мелодий. Вполне подойдут для первых шагов «Антошка», «Кузнечик», «Во поле береза стояла» и др. Причем следует полагаться не только на слуховые ощущения, но и на эмоциональную окрашенность мелодии.
В принципе, любой человек, даже маленький ребенок, способен отличить мажорный (веселый) лад от минорного (грустного). Во многих случаях даже такое примитивное определение лада может дать результат. Кроме того, на начальном этапе следует определить с высоту звуков, регистр мелодии (низкий, средний, высокий), по возможности, октаву.
После этого перейдите непосредственно к подбору мелодии. Делать это лучше отрезками в несколько тактов, нот или вообще по одной ноте, если это возможно. Прослушайте ноту, сыграйте на инструменте. Играйте до тех пор, пока не найдете нужную ноту.
2. Определите направление мелодии
Интересно, что в нотных записях средневековых песен, вообще не было точной звукозаписи. Как правило, использовались символы, которые показывали движение мелодии. Попробуйте придумать и вы свою систему обозначений направления мелодии. Определите, куда движется голос, зафиксируйте места в произведении, где он остается на месте. Это существенно облегчит задачу подбора мелодии.
3. Проверьте на инструменте
Очень важно иметь под рукой инструмент, чтобы определять, правильно ли вы подобрали тот или иной отрезок мелодии. Желательно проигрывать несколько раз подобранную вами мелодию и на слух пытаться найти различия с оригиналом. Не пытайтесь сразу снять всё безукоризненно, нота в ноту. Часто не обязательно снимать всю фактуру. Оставьте только ключевые точки в аккомпанементе, используйте шаблоны аккомпанементов, если это возможно.
4. Спойте мелодию
Развить музыкальный слух помогает пропевание мелодии. Наш слух устроен таким образом, что лучше всего мы различаем ноты в диапазоне собственного голоса. Хорошо помогает развить слух пропевание мелодии нотами; на этом способе построены многие методики преподавания сольфеджио и музыкальной грамоты. В таком случае срабатывает не только слуховая память, но и моторная, поскольку вы проговариваете ноты.
5. Освойте нотную грамоту
В принципе, для подбора мелодии совсем не обязательно досконально знать нотную грамоту, особенно вокалистам. Однако инструменталистам целесообразно освоить хотя бы один из методов записи музыкального материала. Гитаристам в этом деле помогут табулатуры и буквенные обозначения, остальным же не помешает освоить нотную запись. Записывая мелодию, вы также запоминаете расположения нот той или иной высоты на нотном стане, развиваете свою память и музыкальный слух.
6. Замедлите скорость воспроизведения музыки
Если вам необходимо подобрать довольно быструю мелодию, ваш слух может просто не успевать распознавать ноты. Что же делать в таком случае? Сейчас существует множество способов замедления мелодии с помощью музыкальных редакторов и прикладных программ. К примеру, это возможно сделать в Steinberg Cubase. Однако следует осторожно использовать этот прием: в таком случае качество записи может существенно ухудшаться, вплоть до того, что разобрать мелодию станет невозможно.
7. Определите гармонию
Если вы являетесь счастливым обладателем гармонического слуха, постарайтесь максимально использовать это при подборе песен. Прежде всего, определите гармонический план произведения. Большинство поп- и рок-композиций строятся на одних и тех же оборотах. Поняв один раз построение песни, вы сможете определить на слух еще с десяток подобных композиций.
8. Услышьте бас
Иногда очень полезно уделить внимание басовой линии. К примеру, если вы не можете услышать весь аккорд целиком, попытайтесь определить хотя бы басовые ноты. Далее уловите эмоциональную окраску аккорда. На основе этого вы можете достаточно точно определить гармонию.
9. Больше практикуйтесь
Опыт подбора музыки на слух приходит с практикой. Чем больше вы будете заниматься этим, тем лучше и быстрее у вас будет получаться. Вы и сами не заметите, как начнете с легкостью подбирать мелодии, на, которые по началу у вас уходило по нескольку часов.
Немаловажную роль играет и то, сколько времени вы проводите за инструментом, оттачивая технику игры, поскольку развитие техники также может способствовать развитию слуха.
10. Обратитесь к источникам
Подумайте, стоит ли вообще подбирать композицию с нуля, если это уже сделано до вас. Конечно, никто не гарантирует, что это будет качественно подобранная вещь. В Интернете иногда встречаются некорректные аккорды и табулатуры к популярным песням, плохо снятые инструментальные транскрипции. Однако они послужат вам отправной точкой работы. Вы вполне сможете различить на слух неточности и исправлять авторов транскрипций. В таком случае можно существенно сократить время снятия музыки на слух.
Как подобрать мелодию на слух?
Что нужно для того, чтобы подбирать любую на слух?
Один из навыков о котором мечтают многие начинающие музыканты это умение подбирать музыку на слух. Помню когда я делал первые шаги в освоении гитары, для меня подбор музыки на слух казался чем-то из области фантастики. И когда мои учителя с легкостью подбирали мелодии или аккорды на слух, то естественно, что я мечтал этому научиться.
Однако на уроках в музыкальной школе этому не учили, а состоявшиеся музыканты говорили, что с практикой все получится.
Хотел бы я знать, то что знаю сейчас… Сэкономил бы пару лет музыкальной жизни, как минимум…
Итак, подбор музыки на слух — какие навыки нам нужны для этого?
В первую очередь вспомним, что любая музыка это ритм, мелодика и гармония.
Соответственно ритмический, мелодический и гармонический слух это первое, что нам понадобиться. Но сегодня я хотел бы ограничиться только тем, что касается подбора мелодии на слух.
Что нужно музыканту для того, чтобы подобрать мелодию на слух?
В первую очередь определим, что мелодия может быть одноголосной, то есть задача просто подобрать мелодию. А второй вариант это мелодия, которая звучит в контексте, то есть есть аккомпанемент, бас, ударные и т.д
Значит первый навык это умение вычленять мелодию из многоголосной ткани. На самом деле любой человек занимается этим постоянно. Мы слушаем песню, а воспринимаем мелодию вокала, слушаем мелодию к кинофильму запоминая именно мелодическую линию и т.д
С этим разобрались. Какие еще элементы?
Для того, чтобы быстро и без проблем подобрать мелодию музыкант должен обладать следующими навыками:
Умение слышать лад и ступени лада
Конечно можно подбирать ноты на слух, перебирая звуки на инструменте. Но такой подход будет очень медленным и имеет смысл только на первом этапе развития слуха. Если же вы слышите ступени лада, то инструмент вам не понадобиться и вы сможете просто записать мелодию нотами.
Развитый ритмический слух
Так как любая мелодия основана на ритмической рисунке, то очевидно, что кроме ступеней нужно уметь различать ритмические фигуры, а также верно определять размер мелодии, так как неверное определение размера мешает правильному восприятию ритма мелодии. Ритмические фигуры условно подразделяются на 3 большие группы: 2-кратное деление, 3-кратное и условное деление. Естественно, что музыкант должен быть в состоянии не только отличать одну группу от другой, но и слышать все элементы ритмической тональности в рамках звучащей группы.
Понимание структуры мелодии
Навык, который приобретается с опытом и позволяет предсказывать развитие мелодии. Умение слышать фразы, мотивы и их взаимодействие значительно облегчает процесс подбора мелодии на слух. Также сюда можно включить умение распознавать такие элементы музыкального развития как вариации, секвенции, расширения, сжатия. По сути, при достаточном уровне развития этого навыка вы можете запомнить мелодию с первого прослушивания!
Умение мгновенно слышать интервалы
Хотя для подбора мелодии достаточно хорошо развитого ладового чувства, все же интервальный слух помогает контролировать точность слухового восприятия и ускоряет процесс перевода звуков в ноты.
Гармонический слух
Казалось бы, мы же говорим о мелодии — зачем нам гармония? Но мелодические линии нередко используют арпеджио аккордов, кроме того, умение слышать смену аккордов в мелодическом движение помогает лучше запомнить структуру мелодии, а в некоторых случаях можно анализировать мелодию через гармонию.
Думаю здесь все понятно. Если вы не знаете свой инструмент и не умеете на нем играть, то подобрать даже 2 ноты будет сложной задачей. Но для развития навыков подбора мелодии на инструменте нужно заниматься правильно. Петь, работать с аппликатурой и т.д
Возможно первые мелодии вы будете подбирать несколько дней, поэтому без этого навыка бессмыслено пытаться освоить это искусство. Бесконечное прослушивание отрезков мелодии, тыкание в ноты на инструменте, попытки простучать ритм и определить метр. На первых порах все это может вас порядком злить. Но именно так нарабатываются долгосрочные навыки, которые помогут вам позже в импровизации, композиции или опять же в игре на слух.
Несмотря на то, что такого понятия как музыкальная память в психологии не существует, все же среди музыкантов это понятие является достаточно ходовым и подразумевает совокупность различных навыков. Главное, что мы должны помнить о музыкальной памяти это то, что она развивается, а также то, что она формируется под влиянием разумного осмысления музыки. Чем больше вы знаете о музыке, тем проще она вам кажется, тем легче вам предугадать движение композиционной мысли и, как следствие, вы можете без труда запоминать достаточно большие отрывки музыки.
Как видите, для того, чтобы подобрать мелодию на слух нужно прокачивать все обозначенные выше навыки. Но радостная новость состоит в том, что если работать над каждым из этих навыков, то вы будете прогрессировать гораздо быстрее, так как ваши действия будут осмысленными и легко контролируемыми.
Подбор музыки на слух: гений или навык? Размышление
Не секрет, что многие дети учатся в музыкальной школе, не связывая свою будущую профессию с музыкой. Как принято говорить, просто для себя, для общего развития.
Но вот что интересно. Общаясь с выпускниками музыкальных школ, нередко можно столкнуться с парадоксальным явлением: ребята свободно читают ноты с листа, выразительно играют сложные классические произведения и при этом совершенно затрудняются подобрать аккомпанемент даже к «Мурке».
В чем же дело? Неужели подбирать музыку на слух – удел избранных, а для того чтобы развлечь компанию друзей сыгранными на заказ современными мелодиями, необходимо иметь гениальные музыкальные способности?
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Чему только не учат детей в музыкальной школе: и строить квинтсептаккорды от всех ступеней во всех тональностях, и петь вокализ в хоре, и ценить итальянскую оперу, и играть арпеджио по черным клавишам с такой скоростью, что взгляд за пальцами не успевает.
Вот только сводится всё к одному: музыку надо выучить. Разобрать произведение по нотам, выдержать точно длительности и темпоритм и точь-в-точь передать задумку автора.
А творить музыку не учат. Перекладывать гармонию звуков в своей голове на ноты тоже. И раскладывать популярные мелодии на вполне понятные аккорды как-то тоже не считается достойным академическим занятием.
Вот и складывается ощущение, что для того чтобы набренчать ту же Мурку, нужно обладать чуть ли не дарованием юного Моцарта – если уж это такая непосильная задача даже для людей, способных исполнить Лунную сонату и Полет валькирий.
Нельзя просто стать музыкантом, но если очень хочется, то можно
Есть и еще одно интересное наблюдение. Крайне легко относится к подбору музыки большая часть самоучек – людей, которым в свое время никто не объяснил, что для этого нужно не только музыкальное образование, но и талант свыше. И вот, не зная об этом, они легко подбирают нужные квинтсекстаккорды и, скорее всего, будут крайне удивлены услышать, что то, что они играют, может называться таким высоким словом. И даже, возможно, попросят не забивать им мозг всякой неудобоваримой терминологией. Откуда берутся такие термины – читайте в статье “Структура аккордов и их названия”.
Как правило, всех умельцев подбора роднит одно: желание играть то, что хочется.
Во всем нужна сноровка, закалка, тренировка
Несомненно, для развития навыка подбора музыки на слух не будут лишним знания из области сольфеджио. Только именно прикладные знания: о тональностях, видах аккордов, устойчивых и неустойчивых ступенях, параллельных мажорах-минорах и прочее – и как всё это реализуется в разных музыкальных жанрах.
Но самый простой способ стать Моцартом в мире подбора один: слушать и играть, играть и слушать. Перекладывать в работу пальцев то, что слышат уши. В общем, делать всё то, чему не учили в школе.
И если уши слышат, а пальцы знакомы с музыкальным инструментом, развитие навыка не заставит себя долго ждать. И друзья не однажды будут вам благодарны за теплый вечер с любимыми песнями. А впечатлять их Бетховеном вы, скорее всего, и так умеете.
Как подбирать мелодии на слух
Порой нам с вами попадаются классные мелодии. И нам очень хочется их сыграть. Но бывает, что сколько не ищи, нигде нет ни нот, ни табулатур, ни переложений – ни в интернете, ни у знакомых. Как же быть в этом случае, если мелодия нравится, ее хочется сыграть, а с чего начать – непонятно? В этой статье постараемся дать ответ на этот вопрос.
Итак, как подбирать мелодии на слух? Практические рекомендации.
Первым делом, постарайтесь определить тональность композиции. Послушайте – мажор это, или минор. Возьмите в руки гитару и попытайтесь сыграть самый последний аккорд, который вы услышали в подбираемом произведении. Как правило, именно в этой тональности и будет записана песня или мелодия. То есть, если последний аккорд песни – Am, то с большое долей вероятности, песня записана в тональности ля минор.
Далее, вашей задачей будет определить размер, в котором записана песня. Постарайтесь услышать сильную долю такта, а потом посчитайте, сколько долей следует до следующей сильной доли. Если после сильной доли следуют две слабые, значит, размер произведения будет три четверти. Если после сильной доли следуют три слабые, значит, размер будет четыре четверти и т.д.
И наконец, приложите усилия к тому, чтобы выделить фразы и такты музыкальной композиции или песни. Затем, поочередно прослушивая каждый такт запишите ноты, которые вы услышали. Желательно также определить аккорды, под которые они звучат.
Вот и все. Когда записанные ноты и аккорды лежат у вас перед глазами, смело можете играть это произведение вместе с записью, или самостоятельно.
И главное – постоянно практикуйтесь в подборе новых произведений. Этот навык в последствии сослужит вам хорошую службу: вы сможете без особого труда, практически моментально подыгрывать под любую песню в любой тональности.
Внимание! Пройдите обучающий курс гитары! Продолжительность курса : 90 минут!
Как подбирать аккорды к песне – пошаговая инструкция + видео
На первый взгляд может показаться, что подбирать музыку на слух невероятно трудно. Некоторые думают, что музыканты тратят годы, чтобы обрести этот навык. Я постараюсь развенчать этот миф и убедить вас в обратном.
Чтобы подбирать музыку, нужен хороший слух. Спешу вас успокоить: музыкальный слух можно развивать специальными тренировками.
Подобрать на слух проще чем кажется, но чтобы делать это быстро и непринужденно, нужно регулярно упражняться и следовать системе, о которой мы поговорим в этой статье.
А как по-вашему лучше играть: по нотам или на слух?
По нотам или на слух?
Среди музыкантов не мало тех, кто хорошо играет по нотам, бегло читает с листа. Музыкантов, способных воспроизвести музыку на слух – меньшинство. Даже среди тех, кто обладает абсолютным слухом. Так в чем же разница? Может быть умение подбирать музыку на слух это дар, и таких счастливчиков один на тысячу? Попробуем разобраться.
Маленький ребенок сперва учится говорить, а потом уже его учат читать и писать. Логично будет учить ребенка музыке таким же способом — сперва извлекать звуки из инструмента, а потом уже объяснять, как эти звуки записывать нотами. Этот этап обучения, называется донотным периодом. К сожалению, это короткий этап. Вскоре, детей начинают обучать нотной грамоте, игре по нотам. Этому уделяют больше внимания и отводят больше времени на эти занятиях. Получается, ребенок с раннего возраста учится играть ПО НОТАМ. К окончанию музыкальной школы, ученик свободно играет по нотам, но без них чувствует себя обезоруженным.
Есть и другая ситуация. Человек со средними музыкальными способностями хотел обучаться музыке, но по каким-то причинам не попал в музыкальную школу. Такой человек бо́льшую часть времени уделяет практическим занятиям — игре на инструменте. Самоучки, как правило, не владеют теоретическими знаниями. Зато благодаря регулярным занятиям без нот, навык импровизировать и подбирать на слух, у них развит очень хорошо.
Конечно, есть исключения из правил и среди учеников. Встречаются таланты, которые осваивают игру по нотам и без нот параллельно. Но мы будем говорить о человеке со средними музыкальными способностями.
На чем тренироваться
Начинать подбирать аккорды на слух, я рекомендую с простых песен. Именно песня имеет куплетную форму, а значит, сто́ит один раз подобрать куплет, один раз припев и вот уже одно готовое произведение у вас в кармане, точнее в пальцах.
Еще один плюс песенного жанра заключается в том, что мелодию можно петь. В современных песнях вокальная партия часто бывает однообразной. Она вращается вокруг 2-3 нот, но из-за подачи певца, возможностей голоса и быстрых речитативов звучит неплохо. Если такую мелодию переложить на инструмент, не всегда получается красиво, убедитесь сами:
Если аккорды можно найти на просторах интернета, мелодию, записанную нотами, найти проблематично. Так что сделаем вывод: мелодию иногда лучше петь, а не играть. К тому же, это освобождает обе руки для импровизаций.
Ну и самый главный козырь, о котором нужно помнить: многие песни очень схожи между собой. Они имеют одни и те же последовательности аккордов, одинаковую структуру. Поэтому осваивая одну песню, на самом деле вы осваиваете сразу несколько. При этом не нужно тратить время на подбор мелодии, ведь ее можно спеть.
С чего начать
Используем родственные тональности
А сейчас взгляните на круг:
Например, тональность нашей песни До мажор. Она выделена красным цветом. Рядом с ней располагаются еще 5 тональностей, которые имеют больше всего общего с нашей основной тональностью. Они называются тональностями первой степени родства. И вот мы получаем набор из 6 тональностей, куда входит 3 мажорных – До мажор, Фа мажор, Соль мажор; 3 минорных – Ля минор, Ре минор, Ми минор. Тонические трезвучия этих тональностей (аккорды построенные от этих нот) используются чаще всего.
Рассмотрим еще пару примеров
Допустим, вы нашли тональность песни, которую подбираете. Эта тональность — Фа минор. Берем наш круг, находим нужную тонику:
Ее окружают 5 тональностей, тонические трезвучия которых, с бо́льшей долей вероятности использованы композитором.
Есть еще один важный момент, который нужно запомнить. В мажорных тональностях можно использовать минорную субдоминанту – то есть аккорд, построенный на 4 ступени, но в гармоническом – минорном виде. В тональности Ми мажор, субдоминантой будет аккорд Ля мажор, он есть на круге. Мы можем использовать его гармонический вид и превратить этот аккорд в Ля минор.
В минорных тональностях, можно использовать мажорную доминанту – аккорд, построенный на 5 ступени в гармоническом — мажорном виде. Так в тональности Соль минор, мы можем использовать аккорд доминанты в мажоре или в миноре.
Думаю, принцип вы поняли и теперь сможете сами пробовать работать с этой схемой.
Зачем играть с закрытыми глазами
Возможно, вам кажется странной затея играть с закрытыми глазами. Однако, это умение придет само собой, если вы научитесь играть «удобно». Когда нужные клавиши всегда под пальцами, а руки находятся в удобном положении, потребность смотреть на них исчезает. Играть не глядя, не труднее чем набирать текст на клавиатуре компьютера «слепым» методом. Я еще раз повторю: наша цель научиться играть так, чтобы нужные клавиши были всегда под пальцами и руки сами принимали правильные позиции. А игра «вслепую» возникнет сама собой, как следствие.
Чтобы играть стало удобно, нужно выполнять необходимые упражнения и результат не заставит себя ждать. И первое чему нужно научиться – это обращать аккорды.
Это не трудно, но требует определенных тренировок. Когда пальцы привыкнут к позициям, вы перестанете задумываться о том, как сыграть аккорд – механическая память возьмет все на себя.
Обращение аккордов.
Самый простой аккорд состоит из трех звуков. Возьмем аккорд До мажор. В основании лежит нота До, посередине находится нота Ми, в вершине – нота Соль:
Обращением аккорда называется перемещение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. Взгляните, как будет меняться аккорд, если мы перенесем ноту До на октаву вверх:
Теперь, основанием аккорда (нижним звуком) стала нота Ми. Ее также можно перенести на октаву вверх и вот что получится:
Мы можем продолжить эту цепочку перемещая каждый раз нижний звук на октаву вверх. Но тоже самое мы можем сделать и в обратном направлении. Переместим верхний звук на октаву вниз:
Теперь, вершиной стала нота Ми, ее и перенесем вниз на октаву:
Каждый из этих аккордов имеет свое название. Познакомимся с ними:
Тоническое трезвучие – аккорд в основании которого лежит основной тон, а все звуки расположены по терциям.
Секстаккорд – первое обращение трезвучия, в основании которого лежит терцовый тон. Между верхними звуками возникает интервал — кварта.
Квартсекстаккорд – второе обращение трезвучия, в основании которого лежит квинтовый тон. В этом аккорде кварта возникает между двумя нижними звуками.
Если мы не находимся в системе какой-либо тональности, то эти аккорды будут называться без приставки «тонический». Их можно будет называть просто — «трезвучие», «секстаккород», «квартсекстаккорд».
Обращать можно не только трехзвучные аккорды, но и аккорды с большим количеством звуков:
Почему уметь обращать аккорды так важно
Если играть только трезвучия, руки придется перемещать по клавиатуре в широком диапазоне и делать это придется быстро:
Поначалу, на это будет уходить много внимания и концентрируясь на этом, вы можете не уследить за мелодией. Гораздо удобнее и практичнее использовать обращенные аккорды:
Видите, рука находится в одном положении, не скачет по клавиатуре. Найти нужные клавиши получится даже с закрытыми глазами – это и есть «удобная» игра.
Чтобы рука привыкла к позиции аккорда, рекомендую играть «слепые» аккорды.
Когда вы научитесь бегло обращать аккорды, вплести мелодию будет не трудно. Я покажу как это сделать на примере песни «Во саду ли в огороде».
Тренируем слух
Хочешь узнать насколько хорошо развит твой музыкальный слух? Пройди увлекательный тест здесь.
Я не буду подробно рассказывать как тренировать слух (об этом я запишу отдельный видеокурс), но дам вам направление, в котором нужно двигаться.
Сначала тренируйтесь определять на слух лад – мажор и минор.
Затем тренируйте определять консонансы и диссонансы.
Консонанс – слитное, благозвучное звучание двух и более звуков. К ним относятся следующие интервалы: примы, большие и малые терции, кварты, квинты, большие и малые сексты, октавы.
Диссонанс – нестройное, резкое звучание двух и более звуков. Сюда входят большие и малые секунды, большие и малые септимы, а также тритон.
Затем можно переходить к простым песням, которые строятся на трех аккордах. Например:
Слушая музыку, старайтесь анализировать: как движется бас – скачками или поступенно; тоже самое с мелодией. Пробуйте услышать на каких словах меняются гармонии, чтобы повторить это самостоятельно.
Еще больше интересного и полезного вы можете узнать из моих видеокурсов. Главное помните, что музыкальный слух можно натренировать. Но тренировки должны быть регулярными. Поэтому твердо решите, что будете уделять этому по 20-30 минут в день. Не отступайте от своего плана, пока разница между мажором и минором, а также разница в звучании интервалов не станет очевидной.
Надеюсь, эта статья поможет вам научиться подбирать аккорды на слух. Искренне желаю успехов в этом начинании, пишите о своих достижениях в комментариях, не стесняйтесь задавать вопросы, вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До встречи!