Как подбирать соло на гитаре
Практическое применение ладов, гамм и прочих звукорядов
Зачем вообще нужны эти лады?
На них строится импровизация соло песен на гитаре и других музыкальных инструментах.
Для этого используется не весь звукоряд лада, а его часть (весь сложно).
Речь о ионийском, дорийском и т. д. ладах, гармоническом, пентатониках.
Соло можно также строить на арпеджио трезвучий, опевании аккордовых тонов, пентатонике.
Пример 1 (самый простой вариант, стандарт):
Аккорды тональности Ля-минор Am Dm E Am можно обыграть так:
Всё обыгрывать натуральным Ля-минором, а аккорд Е — гармоническим Ля-минором.
Т. е. так: на все аккорды, кроме Е, играем ля-си-до-ре-ми-фа-соль,
а на E — ля-си-до-ре-ми-фа-соль#.
Пример 2:
Пример 3 (джазовый):
Пример 4 (металлистский):
В металле нередко по всем аккордам песни ложится фригийский лад.
Т. е. поверх А5 F5 G5 А5 (см. табулатуру аккордов; об аккордах-пятерках, power chords) можно играть Ля-фригийский лад (с тоникой Ля A-Hb-C-D-E-F-G).
Еще вариант — по каждому аккорду играть свой (А, F, G) фригийский лад.
Пример 5:
Многие современные произведения пишутся квинтами А5 G5 А5 G5 F5 G5 A5.
Пятерки, как известно не относятся ни к мажорным, ни к минорным аккордам. В них нет медианты (3 ступени), только тоника и доминанта.
Т. е. нужно проверять к чему тяготеет каждый аккорд, к мажору или к минору.
Пример 6 (красиво звучит):
Записываем музыку из двух аккордов Am F. Играем поверх первого
ля-дорийский (А B C D E F# G),
второго
фа-лидийский (F G A H C D E).
Пример 7 (просто гамма):
Обратите внимание на то, что соло популярной, любимой многими песни «Ой-йо» группы «Чайф» строится в рамках простой гаммы
(до-ре-ми-фа-соль-ля-си).
Гамма:
Если играть гамму с ноты «До» (6 струна, 8 лад), то это тональность «До-мажор».
Если с ноты «Ля» (4 струна, 5 лад), то это тональность «Ля-минор», параллельная тональности «До-мажор». Ноты те же.
Пентатоники рассматривались в уроках № 8 и 9
Пример 8 (3 вида гамм):
Натуральная гамма
Гармоническая гамма
Мелодическая
Минорная гамма повышаются на полутон в VI и VII ступенях только при движении вверх.
При нисходящем не отличается от натуральной.
Пример 9:
Уменьшенный лад
Чередование интервалов тон-полутон.
Увеличенный лад
Есть вопросы? Задайте
Как сочинить гитарное соло
Гитарные соло это очень важный элемент в рок музыке, соответственно, вы как гитарист, обязаны знать как их играть и сочинять. Крутое соло поворачивает песню в новом направлении и также может быть очень запоминающимся, как припев.
Многие посредственные гитаристы при игре соло очень много внимания уделяют разным гитарным эффектам и трюкам. А легенды могут сочинить отлично звучащие соляки и без этого. Не зря же их называют «гитарными героями». Они настолько талантливы, что способны высечь отменный звук своих соло с минимальным набором нот, эффектов и различных трюков.
Что же, как они вообще это делают? Может быть есть какой то гитарный ген? Или может они продали душу дьяволу, чтобы уметь так сочинять? Давайте попробуем в этом разобраться.
Одно я могу сказать точно: они очень усердно занимались и работали, чтобы достичь своего высокого уровня игры.
Мы же, в свою очередь, можем очень многому научиться у них. Хотя бы приблизиться к мастерству их игры, быть немного похожими.
Итак, чтобы сочинить крутое гитарное соло, нам нужны три вещи:
Изучаем гаммы и лады
Чтобы более-менее сочинять даже самые простые соло, вам обязательно нужно знать самые основные лады. Хотя бы мажорный и минорный лад.
Знание позиций пентатоники, мажорного, минорного ладов, а также гармонического минора на грифе очень сильно вам поможет в сочинении своих собственных соло. Это просто самый необходимый минимум. Так что я советую вам не пренебрегать их изучением.
Кстати, есть такое неправильное мнение, будто знание ладов и музыкальной теории в целом, загоняет вас в рамки. То есть не дает вам свободы. Я считаю, что это полный бред. Знание теории вам лишь помогает быстрее находить нужные ноты, а все остальное сделают ваши пальцы и слух. Но и налегать на одно изучение гамм не стоит. Ищите золотую середину.
По мере тренировки ваших ушей, ваши пальцы сами будут находить нужные ноты на грифе. Например, при игре импровизаций под какую-либо аккордовую последовательность.
Изучение гамм и ладов также развивают вашу левую руку. По мере их изучения и построения на грифе, вы несомненно заметите, что стали быстрее и увереннее перемещаться по грифу гитары.
Музыкальная теория
Для новичков, процесс нахождения нужных нот на грифе кажется чем то феноменальным и фантастическим. Конечно же знание музыкальной теории, хотя бы поверхностное, очень сильно в этом поможет.
Теория музыки дает вам понимание того, почему одни ноты звучат хорошо, а другие плохо. Знание почему так происходит очень сильно упростит вам жизнь и ускорит ваше обучение искусству сочинения хорошего соло.
Вы можете долго и упорно эмпирическим путем выяснять какие ноты можно «тыкать» а какие нет. Или же просто один раз изучить законы музыки и сократить время обучения в разы. Решать только вам.
Как сочинить свое гитарное соло
Как правило, если вы играете в группе, то сопровождение сочиняется раньше соло. Если вы сочиняете песню один, то возможно, вы уже примерно представляете как оно должно звучать. Но все равно, сопровождение пишете раньше.
В этой части, я бы хотел дать небольшой совет, как сочинять соло в группе. Это чисто из личного опыта.
Первым делом вы должны хорошо быть знакомы с треком. Даже лучше самому сесть, сыграть его и записать. Вообще для гитариста, записывать самого себя, это очень важная вещь. Слушая себя со стороны, можно услышать то, чего не слышал ранее. Кстати, как это сделать с помощью компьютера и звуковой карты, читайте здесь: FAQ по записи трека и здесь: Программы для записи гитары.
После того, как у вас будет на руках запись, слушайте ее в течение некоторого времени. Вы должны, грубо говоря, привыкнуть к ней, знать каждые нюансы мелодики и композиции.
И наконец, просто импровизируйте под запись. Обязательно, записывайте все свои дубли и слушайте со стороны. Здесь вам очень поможет знание грифа и гамм.
И наконец, записываем полученный результат, снова прослушиваем и наслаждаемся!
Сила импровизации
Еще один важная вещь для соло гитариста, это конечно, импровизация. Вы можете поразить группу наизусть выученным соло, но иметь навык импровизации под неизвестный трек, это еще более полезная вещь.
Так же умение импровизировать очень помогает когда вы забываете какой-либо кусочек вашего соло, например на концерте. А некоторые гитаристы идут еще дальше. Они вообще не особо любят что-то заучивать наизусть и очень часто импровизируют!
Искусство и умение импровизировать несомненно говорит о том, что гитара это во всех смыслах, продолжение рук гитариста. Он умеет извлекать ноты так же свободно, как говорить.
Постоянно занимайтесь и практикуйтесь!
Сочинение хорошего гитарного соло это не быстрый процесс. Торопиться здесь некуда. Ну только если у вас не дедлайн завтра. Хорошенько проработайте каждый момент, запишите себя, прослушайте. Если что-то не нравится, скорректируйте и повторите это снова. Не бойтесь импровизировать и изучать музыкальную теорию, это здорово поможет вам. Пользуйтесь советами из этой статьи и удачи в сочинении!
Как играть соло на гитаре. Советы и примеры для начинающих гитаристов.
Как играть соло на гитаре, с чего начать?
Что такое соло? В каком месте играется и что подразумевает понятие «Играть соло»?
Гитарное соло – это отдельная часть композиции, которая может располагаться в различных ее местах. Это означает, что одна из гитар отходит от привычной игры риффов, и начинает исполнять сольную партию – мелодию, основанную на основной теме песни.
Многие гитаристы считают гитарные соло одной из самых основных вещей в любой песне. И оно понятно – потому что через него выражаются эмоции, оно подчеркивает композицию, делают ее более напряженной, агрессивной, или наоборот – более минорной и печальной. Даже при наличии грустного текста и красивого перебора – все настроение создается именно гитарными соло.
Играться оно может вообще в любом месте композиции, но как правило, оно исполняется между последним куплетом и последним припевом. Однако это правило часто нарушается в современной музыке – например, в таком жанре, как прогрессивный рок, структура композиций вообще неоднородна – и там может быть несколько соло подряд. А вот в таком направлении тяжелой музыки, как сладж, пассажей может и не быть вовсе. Поэтому все зависит от ситуации и вашего полета фантазии – если вы хотите сделать несколько соло подряд – то почему бы и нет.
С чего начать играть? Теория или сразу практика
Будем честными – лучше всего, конечно, начинать учить теорию. В нее входят различные боксы гамм, пентатоник, ладов, а также обязательно знание нот. Это значительно упростит вам процесс импровизации на гитаре, а, следовательно, придумывания пассажей. Вы четко будете знать, что и как делать, будете помнить, как звучат ноты, и где они находятся на грифе.
Однако, в целом, научиться можно и просто практикуясь игре. Вы сможете научиться правильно придумывать сольные пассажи и играть на слух просто выучив очень много музыкальных фраз, но учтите – это будет намного дольше, чем обучение теории. Более того, такой подход может просто привести к тому, что в один момент вы застрянете на определенном уровне, выше которого подняться уже не сможете – и помочь в этом сможет только теория.
В идеале, вы должны уделять одинаковое количество времени как практике, так и теоретическим занятиям по музыке. Это даст больше пространства и данных для обучения – и значительно ускорит весь процесс. Именно вопросу того, как научиться играть соло и посвящена данная статья.
Уроки соло на гитаре. Можно ли научиться играть самостоятельно?
Однако тут вступает в силу другой вопрос – помимо уроков музыкального плана вам придется смотреть также уроки и техники игры. Это гораздо важнее, поскольку все ваши возможности напрямую зависят от постановки вашей левой и правой руки – а правильно их поставить может только преподаватель. А без правильного положения вы можете забыть о скоростных пассажах, свипе, и подобном – поскольку не сможете сыграть это физически. Поэтому лучший вариант – это, конечно, записаться к преподавателю. Однако если такой возможности нет – то вы вполне можете заниматься по видеоурокам, главное не торопиться и следить за техникой.
Что требуется чтобы научиться играть соло
Как строится и из чего состоит сольная партия
Гитарное соло – это самый душевный и эмоциональный момент песни. Это момент, когда гитарист вкладывает все свои мысли и эмоции в гитарную мелодию, передавая их слушателю. Он рассказывает таким образом целую историю, только общается на языке звуков, тонов и полутонов.
Именно поэтому можно сказать, что в сочинении соло нет никаких ограничений. Оно может строиться так, как угодно вам, и состоять из стольких частей, скольких вам надо. Например, известная композиция Нила Янга Cortez The Killer открывается сольной партией, которая звучит три с половиной минуты, не заканчиваясь даже тогда, когда вступает вокал. Почти все инструментальные композиции Пола Гилберта имеют в себе соло, каждое из которых по-своему уникально.
Самое главное в сочинении соло – это чувствовать музыку, понимать, что вы хотите им сказать, какие мысли и эмоции донести.
Какие виды соло бывают? Примеры
На самом деле, видов соло просто огромное количество – почти столько же, сколько гитаристов, однако мы все же постарались немного структурировать этот вопрос, и попробовать ответить на него.
Можно ли играть соло на акустической гитаре?
Конечно же можно. Соло можно играть даже на басу, чего уж говорить про акустический вид инструмента. Существует огромное количество песен не в электричестве, где играются крайне запоминающиеся соло-партии. Например, Agalloch – A Desolation Song, Panopticon – Idavoll, множество песен Blackmore’s Night, Led Zeppelin. Зачастую подобные соло звучат даже лучше, чем на электрогитаре – ведь акустика имеет ни с чем не сравнимую глубину и объем звучания.
Чему можно научиться прямо сейчас. Практика.
Боксы, пентатоники, гаммы
Соло на гитаре для начинающих всегда начинается с боксов и гамм. Ниже представлено несколько подобных схем, которые стоит выучить для того, чтобы иметь примерное представление о том, что играть в той или иной ситуации.
Игра под аккорды
Еще один действенный способ практики уже после того, как вы закончили учить боксы – соло на гитаре, аккорды к которому закольцованы. То есть условно говоря с компьютера вы включаете трек, в котором звучит последовательность аккордов в определенной тональности, под которую вы можете играть. В этом вам помогут так называемые One-Chord Backing Tracks. Просто прогуглите это, и вы увидите кучу роликов на ютьюбе, где аудиодорожка состоит из небольшого аккомпанемента и повторяющейся аккордовой последовательности. Смотрите примеры такого видео ниже.
Трек в тональности Am (hard rock)
Трек в тональности G (поп-рок)
Работа над техникой
Кроме того, стоит поделать различные тренировки на гитаре для поднятия своего навыка игры и техники. Это очень важно для исполнения сольных партий, поскольку именно от этого зависит скорость и ваше личное мастерство игры.
Выучите простое соло. Вообще – учите больше соло
Совет, на самом деле, очень действенный. Постоянно учите новые соло, до которых только сможете дотянуться. Это будет увеличивать ваш запас музыкальных фраз, а также приемов, которые можно использовать в сочинении своей музыки. Кроме того, ваша техника также будет постепенно улучшаться – организм будет подстраиваться под то, чтобы сыграть то, что вы учите в том темпе и таким образом, каким оно должно играться.
Как подбирать соло на гитаре
В своих посланиях «Urbi et Orbi» я постоянно талдычу о том, как важно и полезно «снимать» гитарное соло на слух. О том как вредны и развращают табы… Неоднократно предавал анафеме Guitar Pro…
И повторю еще раз — пусть меня считают окаменелостью, вымершим динозавром, отсталым на всю голову ретроградом и мерзким занудой одновременно. Но! Гитаристу, особенно практикующему сольную импровизацию, нужно как можно чаще в этом упражняться — подбирать ноты, интервалы, ступени, фразы, ритмические рисунки — словом все, что составляет в себе гитарное соло — именно пользуясь своими ушами. Музыкальный слух, так необходимый человеку, который собирается без подготовки играть импровизированную музыку под незнакомое сопровождение, без тренировки слабеет и вовсе атрофируется. Ну и все об этом пока. Я сегодня о другом.
Дело в том, что я решил подтвердить свои слова личным примером, и недавно взялся вспомнить молодость и снять кое-что…
Факен шит! Я все проклял!
Такое бывает при сочинении соло. Появляются несколько интересных мотивов, которые нужно чем-то связать. И иногда между ними ставится мостик — «бридж», который просто заполняет время, дает «отдохнуть» слушателю, осмыслить услышанное и подготовиться к следующей, «ударной» части.
Всего пять ступеней из блюзовой гаммы — все рядом, в одной позиции. Ни четкого акцента на какой либо из них, ни яркого ритмического рисунка…. Их можно было на самом деле сыграть в любой последовательности, эффект был бы тот же. Но я упорно старался сыграть их «в ноль». Дело затрудняли еще искусственные флажолеты, которыми игралось через раз — наверное, чтобы скрасить эту «безыдейность».
Обычно я снимал соло так — слушал кусок, фразу или сразу две, и тут же играл их. Там, где есть логика, запоминающийся мотив, сделать это легко. Особенно при знании гамм, и обладая опытом, а также набором клише (ибо гитаристы очень часто мыслят гитарными шаблонами). Это очень похоже на то, когда пытаешься говорить на неродном языке. Если снимать по одной ноте — полная параллель, когда человек выражается «с трудом подбирая слова». Ну или наоборот, пытается понять общий смысл речи по обрывкам знакомых ему слов.
И напротив, когда приходит опыт, начинаешь мыслить уже не отдельными словами (нотами в музыкальном смысле) а целыми фразами, и все идет легче. Так и в гитаре. Особенно, если сразу после прослушивания, напеть то, что слышал (так лучше понять и запомнить) и целиком этот кусок переложить на гриф.
Однако, логики тут не получилось, и пришлось снимать отдельно каждую ноту. И, конечно же, при этом бессвязная последовательность никак не укладывалась в памяти. К пятой ноте я уже забывал, какая была первой…
В молодости мы пользовались для такого случая катушечными магнитофонами, на которых было две скорости — девятая и девятнадцатая (об этом я писал в «Записках гитарного хардгейнера«) — чтобы замедлить запись.
К счастью, я догадался что технический прогресс наверняка предусмотрел что-то подобное. И вот, по абсолютно тупому поисковому запросу «программа для замедления музыки» я скачал незамысловатую бесплатную прогу, которая и решила вопрос.
Она конечно не была без недостатков. И слушая эту исковерканную запись, ночью, в мистической темноте своей кухни, я все время ожидал, что в паузы между нотами вкрадутся голоса из потустороннего мира… (такое, кстати, бывает — наберите в поисковиках «инструментальная транскоммуникация»), и объяснят мне, какой я идиот, раз трачу свое драгоценное время на эту ерунду.
Самым трудным оказалось все же не разобрать на слух, а запомнить и сыграть эти два такта. Но в итоге, я победил. И дальнейшея часть соло, несмотря на виртуозный «поливон» в его второй трети, показалась мне совсем простецкой.
Итак, давайте сделаем выводы:
1. Наиболее трудными для восприятия и «съема» являются наименее явные, проходные куски соло, не отличающиеся яркостью, эмоциональностью и логикой. Может быть потому что их трудно запомнить и — чего тут врать-то! — неинтересно играть.
2. Чтобы успешно снимать, нужно знать основы звукорядов — различные гаммы, из которых «делаются» мелодии, мотивы и фразы.
3. Приветствуется багаж заготовок — «клише», которые часто повторяются и являются основой для множества вариантов похожих фраз.
4. Интересные фразы легче «снимать» целиком — прослушав, пропев их голосом, а затем переложив на гриф.
5. И в исключительных случаях можно разбирать пассажи по отдельным нотам. При этом помощью являются бесплатные программы для замедления музыки. Главное — суметь запомнить их последовательность. А для этого все же постараться найти в них хоть какую-то логику, эмоцию и внутренний смысл.
7. Успеть вовремя остановиться, наплевать на игру «в ноль» и сыграть где-то свое. Только лучше!
Как написать соло под аккорды. Позиционное соло.
Придумать «соляк» для ритма гитары, это приблизительно, то же самое, что и написать мелодию для вокала, по заранее известной аккордовой последовательности.
Соло, как и мелодия, должны иметь вступление, развитие, кульминацию и завершение. В отличие от мелодии для вокала, сольная партия инструмента допускает широкие скачки (свыше октавы) от одной ноты к другой. Это самые необходимые знание для понимания структуры соло.
Существует несколько способов построения соло партий:
Позиционный
Ладовый,
Внутриаккордовый (обыгрывание)
Контрапунктный
И др.
Давайте возьмём, самый простой способ – позиционный.
Суть данного способа очень проста. Вы берёте все аккорды, которые используются в песне, и помещаете их в одну позицию (в пределах 4-5 ладов), всех разом. На картинке отчётливо видно, что я, взяв последовательность аккордов из песни «Jingle Bells»:
просто разместил их в одной удобной позиции №2.
Накладывая аккорды на аккорд, можно заметить, что некоторые ноты повторяются и сливаются в гармонию. Эти ноты мы и будем играть в нашем соло.
Всё. Теперь только вдохновение поможет создать шедевр.
Репетируйте, развивайтесь и совершенствуйтесь!