Как подчеркивается гласные и согласные
Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)
Список обязательных орфограмм первого класса
* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.
Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм
Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
Образец устного разбора
С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
Идём – орфограмм нет.
В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
. – В конце предложения ставится точка.
. – В конце предложения ставится точка.
В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Бы́стр о – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
. – В конце предложения ставится точка.
П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
. – В конце предложения ставится точка.
Пти чк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.
В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.
Гнёзда – орфограмм нет.
. – В конце предложения ставится точка.
Выделяем орфограммы
1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.
2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.
5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.
9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.
Русский язык
План урока:
Фонетический разбор – что это такое?
Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».
Что изучает фонетика
Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.
Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.
Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.
1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»
2 группа «Звонкие и глухие согласные»
Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:
Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.
Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.
Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.
Согласный находится в слабой позиции, если:
Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.
Звуки на письме отображаются в виде букв.
Порядок фонетического разбора слова
Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.
Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.
Примеры от академика Звуковеда:
Важно правильно записывать слово в транскрипции:
Цветовая схема слова
Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.
Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:
Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.
Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.
А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:
Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.
Число букв и звуков в словах
Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.
Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.
Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй’эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй’эст] (6 букв, 6 звуков).
Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.
Практические упражнения
Задание 1.
Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.
Задание 2.
Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?
Задание 3.
Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.
Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?
Задание 4.
Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.
Правильные ответы:
Задание 1. Схема под цифрой 3.
Задание 2. Сорока. [саро‘ка], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.
Задание 3. Метель, тюлень, капель.
Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.
«Как определить гласные звуки?»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Как определить гласные звуки?
Цель: развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.
А) — Подберите и запишите вместо точек имена детей.
Вяжет. слоненку носочки,
. ему вышивает платочки,
. плетет для слоненка корзинку,
. рисует слоненку картинку.
— Как записали имена детей? (С большой буквы.>
— Подчеркните основу в каждом предложении. Каким членом предложения являются имена? (Подлежащим.>
— Написание каких слов мы запоминали? (Платочки, корзинку, картинку.>
— В каких словах вы можете проверить безударные гласные? (Дети называют слова.)
— Подберите однокоренные слова к слову слоненок. (Слон, слониха, слоновый, слоник.)Подчеркните главные члены предложения
Б) Словарная работа (родина, прощай, посуда, жёлтый)
В) Подобрать однокоренные слова с данным корнем (звон, гор, свист, дом)
(Учитель читает четверостишие из стихотворения В. Берестова.)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
— О чем это стихотворение? (Это стихотворение о гласных звуках^)
— Какие признаки гласных звуков называет автор? (Могут тянуться, кричать, петь.>
— Какой признак гласных звуков могли бы вы добавить? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, без преград.)
— Откройте учебник на с. 89. Прочитайте тему урока.
— Прочитайте самостоятельно правило и скажите, что можно добавить к тому, что мы уже знаем о гласных звуках. (Гласный звук состоит только из голоса. Гласный образует слог.)
— Прочитайте и скажите, почему гласный звук можно назвать голосовым. (Слово образовано от слова глас, что значит голос.)
— Назовите все гласные звуки. (А, О, У, Э, И, Ы.)
— Проверьте любой звук: имеет ли он перечисленные признаки? (Дети называют звук и доказывают, что звук гласный.) Упр. 135 (с. 89).
— Сколько в русском языке гласных звуков? (Шесть.)
— Запишите гласные звуки.
— Сколько гласных букв в русском языке? (Десять.)
— Запишите их. (А, О, У, Э, И, Ы, Е, Ё, Ю, Я.) Упр. 136 (с. 90).
— Что изображено в первом круге? (Звуки в квадратных скобках.)
— Что изображено во втором круге? (Буквы, так как нет звуков Е, Б, Ю, Я.)
(Учащиеся по цепочке называют букву и звук, который она обозначает.)
— Посмотрите на рисунок и скажите: о каких буквах мы будем говорить в этом упражнении? (Е, Ю, Ё, Я.>
— Назовите по рисункам слова, которые начинаются с этих букв.
— Запишите эти слова.
(Учитель записывает слова на доске, учащиеся объясняют орфограммы: юбка — пишем букву Б, проверяем словом (нет) юбок; ежик — ЖИ пиши с И; яблоко — словарное слово, запоминаем букву О; енот — словарное слово, запоминаем букву Е.)
— Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в этих словах? (Слоги ЙЭ, ЙО, ЙУ, И А.>
— Итак, гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать слог, когда стоят
в начале слова. Упр. 138 (с. 91).
— Когда так говорят? (Ответы детей.)
— Что обозначают в словах выделенные буквы? (Теплое — мягкость согласного звука и звук О; ехал — слог ЙЭ; прямо — мягкость согласного звука и звук А; яму — слог ЙА; люди — мягкость согласного звука и звук У; пахать — звук А; он — звук О, руками — звук А; махать — звук А.)
— Спишите одну из пословиц, поставьте ударение.
— Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных».
— Что интересного узнали о букве Э? (Ответы детей.)
Спиши, подчеркни гласные буквы.
В чем цыплята виноваты, Что скорлупки маловаты? Да ни в чем. За эти дни
Просто выросли они!
(Самопроверка. Сверка с образцом. Самооценка с помощью «светофора».)
— Какие признаки гласных звуков мы вспомнили?
— Сколько гласных звуков в русском языке?
— Сколько гласных букв в русском языке?
— Что могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я? (Мягкость согласного, гласный звук или слог.)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Практикум «Нормы современного русского литературного языка (задания 4,5,6,7,8 ЕГЭ)»
Презентация «Учимся писать приставки»
КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 10-11 КЛАССАХ
«Палочки с закруглением вверху и внизу»
Презентация по русскому языку для 5 класса на тему: «Местоимение»
РУССКИЙ ДОНБАСС НА СТРАЖЕ РУССКОГО СЛОВА
Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации (5 класс)
Рабочая программа по Родному (русскому языку) 3 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5437615 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Гласные и согласные звуки и буквы в русском языке
Узнаем, какие гласные и согласные звуки и буквы существуют в русском языке. Как гласные и согласные звуки обозначаются буквами в алфавите, изучают в 1 классе. Эти знания углубляют во 2 классе школы.
Гласные и согласные звуки принадлежат речи. Звуки, сливаясь воедино, образуют слова, с помощью которых можно о чём-то сообщать или узнать. Звуки мы слышим с помощью органов слуха. Звуки речи по участию голоса или голоса и шума в их образовании делят на гласные и согласные.
Гласные звуки и буквы
В каждом слове самыми звучными являются гласные звуки. В их образовании используется голос. При произношении гласных звуков струя воздуха беспрепятственно выходит изо рта на выдохе.
Если менять очертания губ, можно различить гласные звуки. Звук [о] образуют округлые губы, например в слове «кот». Если вытянуть губы трубочкой, то получим звук [у] в слове «друг». Если губы растянем в улыбке, то услышим звук [и] в слове «пир».
В русском языке различают шесть основных гласных звуков:
В слове гласные звуки образуют слог в одиночку или вместе с согласными:
Эти звуки можно записать на бумаге соответствующими буквами:
Кроме них, на письме мягкость предыдущего согласного обозначают гласные буквы «е», «ё», «ю», «я»:
Эти буквы обозначают двойные звуки, состоящие из согласного [й’] и соответствующего гласного [а], [о], [у], [э].
Гласные буквы можно записать парами:
С их помощью различают слова:
Запомним, что звуки слышим, а буквы пишем.
Согласные звуки и буквы
В отличие от гласных большинство звуков русской речи образуются, если струя воздуха при выдохе встречает различные преграды, которые создают характерный шум.
В русском языке насчитывается 36 согласных звуков.
Многие согласные звуки различаются по признаку мягкости/твердости и составляют пары:
Звуки [ж], [ц], [ш] всегда твёрдые, даже если после соответствующих им букв пишутся гласные «е» или «ё». Звуки [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие.
В зависимости от степени голоса в их составе согласные звуки бывают звонкие и глухие.
На письме согласные звуки можно передать в виде 21 буквы:
Согласные буквы можно написать и прочитать в словах.
Итак, в речи используются 42 звука (6 гласных и 36 согласных). А в алфавите русского языка насчитывается 33 буквы:
Мягкий и твердый знаки не обозначают звуков в русском языке. Они используются только в письменной речи для обозначения мягкости согласных, разделения гласных и согласных в середине слов.
Видеоурок
Гласные и согласные
Содержится в разделах:
Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса, имеющими тяжелое нарушение речи «Гласные буквы I и II ряда» Тема: Гласные буквы I и II ряда. Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи: 1. познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда; 2. учить соотносить гласные звуки с буквами; 3. учить определять на слух и правильно использовать на письме гласные первого.
Публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе «Безударные гласные в корне. » Урок русского языка в 3 «В» классе по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» «Школа России» Цели урока: • cовершенствование знаний учеников о пройденных орфограммах; • формирование орфографической зоркости; • отрабатывание каллиграфических навыков; • развитие речи.
Занятие по литературному чтению в 1 классе «Буква «Ь» как показатель мягкости согласных звуков» Урок № 36 Литературное чтение 15.12 1 класс Красна птица опереньем, а человек уменьем Тема: Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква Ь как показатель мягкости согласных звуков. Буква ь. Цель: создание условий для знакомства с буквой «Ь», развития речи учащихся.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Путешествие в страну звонких и глухих согласных звуков русского языка» МКОУ РАООП «Старогородковская специальная (коррекционная) школа- интернат им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.» Конспект урока по русскому языку применением инновационных технологий Тема: «Путешествие в страну звонких и глухих согласных звуков русского языка».
Технологическая карта урока в 3 классе «Использование гласных нижнего ряда для обозначения мягкости согласных на письме» Технологическая карта урока, занятия Организационная информация Предмет Логопедическое занятие Класс Групповое занятие 2-3(отдельного класса. С логопедическим заключением СНР средней степени тяжести с фонематическим недоразвитием речи. Тема «Использование гласных нижнего ряда.
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д’]» Цели урока: 1.Познакомить с новыми буквами, обозначающими согласные звуки (д, (дь. 2.Способствовать развитию фонематического слуха, речи, внимания и памяти. Ход урока: 1.Организация на работу. Работа с плакатом гласных букв. 2.Проверка домашнего задания. 1) Пересказ текста.
Урок русского языка в коррекционных начальных классах. Игра «Однокоренные слова». Безударные гласные в корне слова Урок-игра по русскому языку «Правописание слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением» Подготовила: учитель начальных классов Олейникова Александра Сергеевна 2021г. Тема урока: «Обобщение по разделу: Безударные гласные в корне слова. Цель: Проверить уровень усвоения.