Как подчеркивается гласные и согласные

Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)

Список обязательных орфограмм первого класса

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора

С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Идём – орфограмм нет.

В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

. – В конце предложения ставится точка.

. – В конце предложения ставится точка.

В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Бы́стр о – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.

. – В конце предложения ставится точка.

П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

. – В конце предложения ставится точка.

Пти чк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.

В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.

Гнёзда – орфограмм нет.

. – В конце предложения ставится точка.

Выделяем орфограммы

1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.

2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.

4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.

5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.

9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.

Источник

Русский язык

План урока:

Фонетический разбор – что это такое?

Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».

Что изучает фонетика

Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.

Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.

Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.

1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»

2 группа «Звонкие и глухие согласные»

Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:

Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.

Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.

Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.

Согласный находится в слабой позиции, если:

Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.

Звуки на письме отображаются в виде букв.

Порядок фонетического разбора слова

Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.

Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.

Примеры от академика Звуковеда:

Важно правильно записывать слово в транскрипции:

Цветовая схема слова

Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.

Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:

Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.

Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.

А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:

Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.

Число букв и звуков в словах

Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.

Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй’эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй’эст] (6 букв, 6 звуков).

Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.

Практические упражнения

Задание 1.

Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.

Задание 2.

Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?

Задание 3.

Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.

Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?

Задание 4.

Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.

Правильные ответы:

Задание 1. Схема под цифрой 3.

Задание 2. Сорока. [сарока], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.

Задание 3. Метель, тюлень, капель.

Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.

Источник

«Как определить гласные звуки?»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Как определить гласные звуки?

Цель: развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.

А) — Подберите и запишите вместо точек имена детей.

Вяжет. слоненку носочки,

. ему вышивает платочки,

. плетет для слоненка корзинку,

. рисует слоненку картинку.

— Как записали имена детей? (С большой буквы.>

Подчеркните основу в каждом предложении. Каким членом предложения являются имена? (Подлежащим.>

Написание каких слов мы запоминали? (Платочки, корзин­ку, картинку.>

— В каких словах вы можете проверить безударные гласные? (Дети называют слова.)

— Подберите однокоренные слова к слову слоненок. (Слон, слониха, слоновый, слоник.)Подчеркните главные члены предложения

Б) Словарная работа (родина, прощай, посуда, жёлтый)

В) Подобрать однокоренные слова с данным корнем (звон, гор, свист, дом)

(Учитель читает четверостишие из стихотворения В. Бере­стова.)

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

— О чем это стихотворение? (Это стихотворение о гласных звуках^)

Какие признаки гласных звуков называет автор? (Могут тянуться, кричать, петь.>

— Какой признак гласных звуков могли бы вы добавить? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот сво­бодно, без преград.)

— Откройте учебник на с. 89. Прочитайте тему урока.

— Прочитайте самостоятельно правило и скажите, что можно добавить к тому, что мы уже знаем о гласных звуках. (Глас­ный звук состоит только из голоса. Гласный образует слог.)

Прочитайте и скажите, почему гласный звук можно на­звать голосовым. (Слово образовано от слова глас, что зна­чит голос.)

Назовите все гласные звуки. (А, О, У, Э, И, Ы.)

Проверьте любой звук: имеет ли он перечисленные призна­ки? (Дети называют звук и доказывают, что звук гласный.) Упр. 135 (с. 89).

Сколько в русском языке гласных звуков? (Шесть.)

Запишите гласные звуки.

— Сколько гласных букв в русском языке? (Десять.)

— Запишите их. (А, О, У, Э, И, Ы, Е, Ё, Ю, Я.) Упр. 136 (с. 90).

— Что изображено в первом круге? (Звуки в квадратных скобках.)

Что изображено во втором круге? (Буквы, так как нет звуков Е, Б, Ю, Я.)

(Учащиеся по цепочке называют букву и звук, который она обозначает.)

Посмотрите на рисунок и скажите: о каких буквах мы будем говорить в этом упражнении? (Е, Ю, Ё, Я.>

Назовите по рисункам слова, которые начинаются с этих букв.

— Запишите эти слова.

(Учитель записывает слова на доске, учащиеся объясняют ор­фограммы: юбка — пишем букву Б, проверяем словом (нет) юбок; ежик — ЖИ пиши с И; яблоко — словарное слово, запоминаем букву О; енот — словарное слово, запоминаем букву Е.)

— Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в этих словах? (Слоги ЙЭ, ЙО, ЙУ, И А.>

Итак, гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать слог, когда стоят

в начале слова. Упр. 138 (с. 91).

— Когда так говорят? (Ответы детей.)

— Что обозначают в словах выделенные буквы? (Теплое — мяг­кость согласного звука и звук О; ехал — слог ЙЭ; прямо — мяг­кость согласного звука и звук А; яму — слог ЙА; люди — мяг­кость согласного звука и звук У; пахать — звук А; онзвук О, руками — звук А; махать — звук А.)

Спишите одну из пословиц, поставьте ударение.

— Прочитайте информацию на «Страничке для любозна­тельных».

— Что интересного узнали о букве Э? (Ответы детей.)

Спиши, подчеркни гласные буквы.

В чем цыплята виноваты, Что скорлупки маловаты? Да ни в чем. За эти дни

Просто выросли они!

(Самопроверка. Сверка с образцом. Самооценка с помощью «светофора».)

— Какие признаки гласных звуков мы вспомнили?

— Сколько гласных звуков в русском языке?

— Сколько гласных букв в русском языке?

— Что могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я? (Мягкость соглас­ного, гласный звук или слог.)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть фото Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть картинку Как подчеркивается гласные и согласные. Картинка про Как подчеркивается гласные и согласные. Фото Как подчеркивается гласные и согласные

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть фото Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть картинку Как подчеркивается гласные и согласные. Картинка про Как подчеркивается гласные и согласные. Фото Как подчеркивается гласные и согласные

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть фото Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть картинку Как подчеркивается гласные и согласные. Картинка про Как подчеркивается гласные и согласные. Фото Как подчеркивается гласные и согласные

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Практикум «Нормы современного русского литературного языка (задания 4,5,6,7,8 ЕГЭ)»

Презентация «Учимся писать приставки»

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 10-11 КЛАССАХ

«Палочки с закруглением вверху и внизу»

Презентация по русскому языку для 5 класса на тему: «Местоимение»

РУССКИЙ ДОНБАСС НА СТРАЖЕ РУССКОГО СЛОВА

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации (5 класс)

Рабочая программа по Родному (русскому языку) 3 класс

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5437615 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть фото Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть картинку Как подчеркивается гласные и согласные. Картинка про Как подчеркивается гласные и согласные. Фото Как подчеркивается гласные и согласные

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть фото Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть картинку Как подчеркивается гласные и согласные. Картинка про Как подчеркивается гласные и согласные. Фото Как подчеркивается гласные и согласные

Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ

Время чтения: 1 минута

Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть фото Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть картинку Как подчеркивается гласные и согласные. Картинка про Как подчеркивается гласные и согласные. Фото Как подчеркивается гласные и согласные

Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников

Время чтения: 1 минута

Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть фото Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть картинку Как подчеркивается гласные и согласные. Картинка про Как подчеркивается гласные и согласные. Фото Как подчеркивается гласные и согласные

Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии

Время чтения: 1 минута

Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть фото Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть картинку Как подчеркивается гласные и согласные. Картинка про Как подчеркивается гласные и согласные. Фото Как подчеркивается гласные и согласные

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть фото Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть картинку Как подчеркивается гласные и согласные. Картинка про Как подчеркивается гласные и согласные. Фото Как подчеркивается гласные и согласные

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть фото Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть картинку Как подчеркивается гласные и согласные. Картинка про Как подчеркивается гласные и согласные. Фото Как подчеркивается гласные и согласные

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Гласные и согласные звуки и буквы в русском языке

Узнаем, какие глас­ные и соглас­ные зву­ки и бук­вы суще­ству­ют в рус­ском язы­ке. Как глас­ные и соглас­ные зву­ки обо­зна­ча­ют­ся бук­ва­ми в алфа­ви­те, изу­ча­ют в 1 клас­се. Эти зна­ния углуб­ля­ют во 2 клас­се школы.

Гласные и соглас­ные зву­ки при­над­ле­жат речи. Звуки, сли­ва­ясь воеди­но, обра­зу­ют сло­ва, с помо­щью кото­рых мож­но о чём-то сооб­щать или узнать. Звуки мы слы­шим с помо­щью орга­нов слу­ха. Звуки речи по уча­стию голо­са или голо­са и шума в их обра­зо­ва­нии делят на глас­ные и согласные.

Гласные звуки и буквы

В каж­дом сло­ве самы­ми звуч­ны­ми явля­ют­ся глас­ные зву­ки. В их обра­зо­ва­нии исполь­зу­ет­ся голос. При про­из­но­ше­нии глас­ных зву­ков струя воз­ду­ха бес­пре­пят­ствен­но выхо­дит изо рта на выдохе.

Если менять очер­та­ния губ, мож­но раз­ли­чить глас­ные зву­ки. Звук [о] обра­зу­ют округ­лые губы, напри­мер в сло­ве «кот». Если вытя­нуть губы тру­боч­кой, то полу­чим звук [у] в сло­ве «друг». Если губы рас­тя­нем в улыб­ке, то услы­шим звук [и] в сло­ве «пир».

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть основ­ных глас­ных звуков:

В сло­ве глас­ные зву­ки обра­зу­ют слог в оди­ноч­ку или вме­сте с согласными:

Эти зву­ки мож­но запи­сать на бума­ге соот­вет­ству­ю­щи­ми буквами:

Кроме них, на пись­ме мяг­кость преды­ду­ще­го соглас­но­го обо­зна­ча­ют глас­ные бук­вы «е», «ё», «ю», «я»:

Эти бук­вы обо­зна­ча­ют двой­ные зву­ки, состо­я­щие из соглас­но­го [й’] и соот­вет­ству­ю­ще­го глас­но­го [а], [о], [у], [э].

Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть фото Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть картинку Как подчеркивается гласные и согласные. Картинка про Как подчеркивается гласные и согласные. Фото Как подчеркивается гласные и согласные

Гласные бук­вы мож­но запи­сать парами:

С их помо­щью раз­ли­ча­ют слова:

Запомним, что зву­ки слы­шим, а бук­вы пишем.

Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть фото Как подчеркивается гласные и согласные. Смотреть картинку Как подчеркивается гласные и согласные. Картинка про Как подчеркивается гласные и согласные. Фото Как подчеркивается гласные и согласные

Согласные звуки и буквы

В отли­чие от глас­ных боль­шин­ство зву­ков рус­ской речи обра­зу­ют­ся, если струя воз­ду­ха при выдо­хе встре­ча­ет раз­лич­ные пре­гра­ды, кото­рые созда­ют харак­тер­ный шум.

В рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­ет­ся 36 соглас­ных звуков.

Многие соглас­ные зву­ки раз­ли­ча­ют­ся по при­зна­ку мягкости/твердости и состав­ля­ют пары:

Звуки [ж], [ц], [ш] все­гда твёр­дые, даже если после соот­вет­ству­ю­щих им букв пишут­ся глас­ные «е» или «ё». Звуки [й’], [ч’], [щ’] все­гда мягкие.

В зави­си­мо­сти от сте­пе­ни голо­са в их соста­ве соглас­ные зву­ки быва­ют звон­кие и глу­хие.

На пись­ме соглас­ные зву­ки мож­но пере­дать в виде 21 буквы:

Согласные бук­вы мож­но напи­сать и про­чи­тать в словах.

Итак, в речи исполь­зу­ют­ся 42 зву­ка (6 глас­ных и 36 соглас­ных). А в алфа­ви­те рус­ско­го язы­ка насчи­ты­ва­ет­ся 33 буквы:

Мягкий и твер­дый зна­ки не обо­зна­ча­ют зву­ков в рус­ском язы­ке. Они исполь­зу­ют­ся толь­ко в пись­мен­ной речи для обо­зна­че­ния мяг­ко­сти соглас­ных, раз­де­ле­ния глас­ных и соглас­ных в сере­дине слов.

Видеоурок

Источник

Гласные и согласные

Содержится в разделах:

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса, имеющими тяжелое нарушение речи «Гласные буквы I и II ряда» Тема: Гласные буквы I и II ряда. Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи: 1. познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда; 2. учить соотносить гласные звуки с буквами; 3. учить определять на слух и правильно использовать на письме гласные первого.

Публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе «Безударные гласные в корне. » Урок русского языка в 3 «В» классе по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» «Школа России» Цели урока: • cовершенствование знаний учеников о пройденных орфограммах; • формирование орфографической зоркости; • отрабатывание каллиграфических навыков; • развитие речи.

Занятие по литературному чтению в 1 классе «Буква «Ь» как показатель мягкости согласных звуков» Урок № 36 Литературное чтение 15.12 1 класс Красна птица опереньем, а человек уменьем Тема: Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква Ь как показатель мягкости согласных звуков. Буква ь. Цель: создание условий для знакомства с буквой «Ь», развития речи учащихся.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Путешествие в страну звонких и глухих согласных звуков русского языка» МКОУ РАООП «Старогородковская специальная (коррекционная) школа- интернат им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.» Конспект урока по русскому языку применением инновационных технологий Тема: «Путешествие в страну звонких и глухих согласных звуков русского языка».

Технологическая карта урока в 3 классе «Использование гласных нижнего ряда для обозначения мягкости согласных на письме» Технологическая карта урока, занятия Организационная информация Предмет Логопедическое занятие Класс Групповое занятие 2-3(отдельного класса. С логопедическим заключением СНР средней степени тяжести с фонематическим недоразвитием речи. Тема «Использование гласных нижнего ряда.

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д’]» Цели урока: 1.Познакомить с новыми буквами, обозначающими согласные звуки (д, (дь. 2.Способствовать развитию фонематического слуха, речи, внимания и памяти. Ход урока: 1.Организация на работу. Работа с плакатом гласных букв. 2.Проверка домашнего задания. 1) Пересказ текста.

Урок русского языка в коррекционных начальных классах. Игра «Однокоренные слова». Безударные гласные в корне слова Урок-игра по русскому языку «Правописание слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением» Подготовила: учитель начальных классов Олейникова Александра Сергеевна 2021г. Тема урока: «Обобщение по разделу: Безударные гласные в корне слова. Цель: Проверить уровень усвоения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *