Как подчеркивается не с глаголами
Подчеркивается ли частица «не» с глаголом вместе, как сказуемое?
Подчеркивается ли частица «не» двумя чертами вместе с глаголом, как сказуемое?
Например, в предложении: За две недели не выпало ни капли дождя.
В предложениях нередко встречаются сказуемые, выраженные глаголом и имеющие при себе отрицательную частицу «не».
При выполнении синтаксического разбора эту частицу включаем в сказуемое и подчёркиваем вместе с ним, например, Эту статью я ещё не читал.
Да, подчёркивается и частица и глагол двумя чертами.
Конечно надо подчёркивать это как как часть глагола,поэтому обязательно когда проводите синтаксический разбор слова подчёркивают двумя полосами и глагол, которое означает сказуемое и и частичку не. Вот так!
В написании слова сгущенка имеется несколько ошибкоопасных мест.
Вторая трудность в написании слова: какую букву написать в суффиксе, ё или о?
Опять здесь поможет разбор по составу. В суффиксах отглагольных существительных после шипящих пишется ё:
Аналогично пишутся отглагольные существительные:
Слово университет состоит из пяти фонетических слогов:
у-ни-вер-си-тет.
Как назло, ударным является самый последний слог. По этой причине можно совершить кучу ошибок в написании безударных гласных в этом длинном существительном мужского рода.
Чтобы слово не изменилось при написании до неузнаваемости, попытаемся проверить безударные гласные, вспомнив родственное прилагательное «университетский» и сложное слово «универсиада»
Но в них звучит пятый по счету ударный гласный.
Так что написание этого заимствованного слова из латинского языка через язык-посредник немецкий придется запомнить или обратиться к помощи орфографического словаря.
Ударение в нем падает на третий слог: аллегОрия.
Корнем слова оказывается морфема АЛЛЕГОРИ-: Аллегорический.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная А, безударная гласная Е и сдвоенные согласные Л, а само слово можно ошибочно написать как ОЛИгория.
Проверить безударные гласные а также согласные Л в слове Аллегория мы не можем, слово целиком заимствованное из древнегреческого языка и подлежит запоминанию.
Буквально слово означает иносказание, переносный смысл.
Ударение в нем падает на второй слог: градАция.
Корнем слова оказывается морфема ГРАД-: Градуировать-Градус.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная А, а само слово можно ошибочно написать как грОдация.
Проверить безударную гласную в этом слове можно с помощью слова грАдус.
Написание суффикса АЦИ следует помнить, в нем не может быть гласной Ы.
Ударение в нем падает на второй слог: депЕша.
Корнем слова оказывается морфема ДЕПЕШ-, а однокоренных слов не находится.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная Е, а само слово можно ошибочно написать как дИпеша.
Проверить безударную гласную Е в слове Депеша однокоренными словами мы не можем, ведь слово Депеша пришло в русский язык из французского и сохранило оригинальное правописание. Поэтому слово Депеша следует запомнить и справляться у словаря.
Орфограмма не с глаголами как подчеркивается
Правописание «не» с глаголами
Частица не пишется с глаголами раздельно!
Например: не увижу, не смотрит, не находят.
Пиши не с глаголом слитно, если:
! Обрати внимание на значения глагола: «не до конца» — «недостаточно«.
Если выражается значение «не до конца», то не пишется раздельно.
Витя не доел кашу. (доел не до конца)
Мы не досмотрели этот фильм до конца.
Если выражается значение «недостаточно», то не пишется слитно.
В Индии многие люди недоедают. (недостаточно едят — страдают недоеданием)
Катя недосмотрела за щенком, и он сорвался с поводка. (недостаточно уделили внимание присмотру за щенком)
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Правописание «не» с глаголами
Отрицательная частица «не» с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без начального не- не употребляются.
«Не» с глаголами пишется раздельно
Если в предложении встретились два слова разных частей речи, «не» и глагол, то в их написании применяем правило орфографии русского языка.
Чтобы понять, когда «не» пишется раздельно со словами этой части речи, сравним два предложения.
Солнце еще не взошло над лесом.
В первом предложении употребляется глагол «взошло» поясняет существительное «солнце». Все предложение имеет утвердительное значение. Во втором предложении этот же глагол имеет частицу «не», которая придает предложению отрицательный смысл:
Частица «не» — это вполне самостоятельное слово служебной части речи, которое пишется раздельно с глаголами в разных грамматических формах:
Но не со всеми глаголами «не» пишется раздельно. Рассмотрим, в каких случаях «не» следует написать слитно.
«Не» с глаголами пишется слитно
В русском языке существует ряд слов этой самостоятельной части речи, с которыми начальный элемент не- пишется слитно. В этих случаях не- является приставкой или частью корня, без которого слово просто не существует как самостоятельная лексическая единица.
Примеры глаголов
Примеры предложений
Ему, как заядлому рыбаку, с раннего утра неймется идти на озеро.
Кажется, она невзлюбила меня с первой же минуты встречи.
Ты хочешь неволить сына учиться этому ремеслу, к которому у него душа не лежит?
Ну, теперь всем нам явно несдобровать!
Написание глаголов с недо- и не до-
В морфемном составе некоторых глаголов отметим сложную приставку недо-, которая пишется слитно. Такие глаголы обозначают законченное действие, которое выполнено некачественно, ниже какого-уровня, не соответствует норме, например:
Чтобы выбрать слитное написание не- с глаголом, применим следующий прием: заменим недо- на приставку пере-, имеющую противоположное значение превышения нормы. Если эта замена состоится, значит, недо- пишется слитно с глаголом.
Понаблюдаем:
Укажем список глаголов, которые без не- не употребляются:
Частица «не» пишется раздельно с глаголом, имеющим приставку до-, если он обозначает, что действие начато, но не закончено, не доведено до конца.
Сравним:
У таких глаголов часто имеется дополнение с предлогом «до»:
В контексте по смыслу различаем глаголы «недоставать» в значении «не хватать» и «не доставать» — «не достигать, не дотягиваться до чего-либо».
Ей вечно чего-то недоставало в жизни!
Малыш еще не достает до стола.
Видеоурок «Правописание НЕ с глаголами»
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс
Урок 68. Правописание частицы НЕ с глаголами
Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие
Частица – это служебная часть речи, которая придаёт дополнительные оттенки слову или предложению и служит для образования форм слова. Частица не изменяется.
Частица НЕ – это служебная часть речи, которая служит для выражения отрицательного значения всего предложения или отдельного слова в предложении.
Пословица – это краткое мудрое изречение народа, содержащее законченную мысль.
Поговорка – меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 74.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Известно, что пословицы и поговорки – это народная мудрость. Считается, что в этих изречениях, издавна придуманных народом, заключаются советы для взрослых и детей.
Подумайте, есть ли смысл у данных высказываний?
Данные пословицы звучат бессмысленно, так как, если следовать этим высказываниям, то действия приведут к неприятным последствиям.
Что надо добавить в данные пословицы, чтобы они несли правильный смысл? Добавить НЕ к глаголам. Прочитайте, что получилось.
Мы добавили НЕ к глаголам и пословицы сразу стали нести правильный смысл.
Обратите внимание, что слово НЕ написано отдельно от глагола.
В русском языке есть такое правило: «Не с глаголами пиши отдельно». Правописание НЕ с глаголами — это орфограмма.
Мы уже знаем, что в русском языке есть самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Они отвечают на вопросы, являются членами предложения.
Что мы знаем о глаголе?
В русском языке есть еще и служебные части речи. К ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении. Слово НЕ является такой служебной частью речи и называется «ЧАСТИЦА».
К частице НЕ нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении. Значит, частица — служебная часть речи.
Есть и другие служебные части речи, с которыми мы будем знакомиться на других уроках.
Знаком вам такой разговор? Какое же значение приобретают глаголы, если их употребить с частицей НЕ?
В данном примере глаголы приобрели отрицательное значение.
Кроме отрицания, частица НЕ может запрещать или отменять действие: не приходи, не приду.
Чтобы лучше запомнить новое правило, послушайте историю.
Жила – была на свете упрямая частица НЕ. У неё никак не получалось подружиться с глаголами. Что бы глаголы ей ни предлагали, она всё отрицала.
И вот однажды частица совсем заупрямилась.
– Конфетку, может, хочешь?
Но глаголы поняли, что дружить с такой частицей они не хотят.
Поэтому с этого дня частица НЕ пишется с глаголами отдельно.
Но всегда ли частица НЕ пишется с глаголом отдельно. Проведём небольшое исследование.
Дети (не)любят ходить к врачу, даже когда им (не) здоровится. Ребята (не)навидят уколы. Мальчики и девочки (не)доумевают и (не)годуют, когда их (не)волят и делают прививки.
А сейчас прочитай их без НЕ.
Дети любят ходить к врачу, даже когда им здоровится. Ребята навидят уколы. Мальчики и девочки доумевают и годуют, когда их волят и делают прививки.
В русском языке нет таких слов, как навидят, здоровится, доумевают, годуют, волят.
Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно.
Сделаем выводы по уроку:
Исключение из правила составляют слова, которые без НЕ не употребляются (невзлюбил, ненавидеть, неволить…).
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Какая из четырёх пословиц написана неверно?
1) После дела за советом не ходят.
2) Не стыдно не знать, стыдно неучиться.
3) Крепкую дружбу и топором неразрубишь.
4) Грамота не болезнь, годы не уносит.
Подсказка: должно быть два правильных ответа.
1) После дела за советом не ходят.
2) Не стыдно не знать, стыдно неучиться.
3) Крепкую дружбу и топором неразрубишь.
4) Грамота не болезнь, годы не уносит.
Среди слов выберите только те глаголы, которые написаны правильно.
Подсказка: должно быть три правильных варианта.
Частица – что это за часть речи, что про нее надо знать и как правильно подчеркивать частицы в предложениях
Служебная часть речи. Вносит в предложение «оттенки смысла».
Частица – это одна из трех служебных частей речи. Две другие: предлог и союз. Частицы нужны для того, чтобы дополнить смысл предложения, внести «оттенки» смысла. Давайте разберемся, как это происходит.
Зачем нужны частицы
Они привносят дополнительный смысл. Сравните: «Я сказал, чтобы ты был дома в десять!» – «Я же сказал, чтобы ты был дома в десять!». Частица «же» внесла в предложение какой-то оттенок раздражения. Человек как будто хочет сказать: «Ты что, глупый?! Ты меня не услышал?!»
Другой пример. «На улице очень холодно» – «На улице не очень холодно». Отрицание, которое выражено частицей «не» помогло говорящему точнее передать свою мысль. Получается как бы три возможных варианта: не очень холодно – холодно – очень холодно. Говорящий посчитал, что ему подойдет первый – то есть «холодно», но все-таки терпимо.
С помощью частиц можно задавать вопросы: «Ты ли это?». А еще можно задать вопрос и вместе с ним выразить какое-то чувство, например, отчаяние: «Неужели мы никогда больше не вернемся» – человек спрашивает как будто самого себя, сам не может поверить, что пути назад нет.
Частицы могут использоваться для образования форм слова. Например, чтобы получить глагол в сослагательном наклонении, мы используем частицу «бы»: «Я бы учился на пятерки … [при таком-то условии]».
Три признака частицы
Эти признаки характерны для всех служебных слов.
Как найти частицу в предложении
Это можно сделать методом «исключения». Сначала вы исключите все самостоятельные слова, к которым можно задать вопрос. Потом у вас останутся служебные – предлоги, союзы и частицы.
Предлог всегда будет относиться к существительному и употребляться в вопросе к нему. Даже если он стоит не рядом с существительным: «песня (про что?) про храброго зайца». Предлог нельзя «выбросить» из предложения, потому что получится бессмыслица или совсем другое значение «песня храброго зайца» (то есть уже не про него, а его песня, которую он сам поет), «иду школу», «купил магазине» и так далее.
Союзы будут соединять слова или предложения. Смотрите: рисую и читаю; корабли и капитаны; «Подул ветер и мы укрылись в пещере».
А частицы ничего не соединяют, в вопросах к существительным не употребляются. Их почти всегда можно выбросить из предложения без потери смысла: «Ты же человек» – «Ты человек», «Пойдешь ли ты гулять со мной?» – «Ты пойдешь гулять со мной?».
А вообще, лучше гуглить
Если вы плохо знаете морфологию, то лучше гуглите непонятные слова. Например «либо – какая часть речи», «же – какая часть речи». Так вы быстрее будете их запоминать.
И еще. Слова могут быть разными частями речи в зависимости от контекста. Поэтому не доверяйте быстрым ответам Гугла и Яндекса, открывайте целиком сайты и смотрите объяснение, почему слово относится к той или иной части речи.
Разряды частиц
Их не надо учить, но они помогают запомнить сами частицы. Вот вам разряды с примерами, частицы я в каждом примере выделю полужирным.
Как подчеркивать частицы в предложении
Поскольку они не являются членами предложения, их подчеркивать не надо. Но в школьной практике бывает иначе. Некоторые учителя говорят, что надо подчеркивать вместе с тем словом, к которому частица относится. Например: «Я не рассказал друзьям о происшедшем» – частица «не» относится к сказуемому «рассказал», поэтому подчеркивается вместе с ним двойной линией.
Некоторые учителя велят выделять служебные слова, например, в треугольник. Я думаю, что это более рационально, помогает ребенку «видеть» служебные части речи в предложении.
Уточните у своего учителя, как подчеркивать предлоги, союзы и частицы и подчеркивайте так, как он/она скажет.
Полезные материалы по теме
Прокрутите чуть ниже – вы увидите форму для комментариев. Там можно написать вопросы по теме, если они у вас есть. Я отвечаю на все вопросы.
Покритиковать статью там тоже можно.
Вот подборка курсов по русскому языку. В них есть несколько бесплатных материалов и книг для скачивания. Все разделено по классам, выберите свой класс по содержанию и посмотрите материал. Может, подберете что-то хорошее.
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать новые статьи по русскому языку.
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 62. Правописание частицы «не» с глаголами.
Вопросы, рассматриваемые на уроке
Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.
Частица НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, кроме случаев, когда без НЕ глагол не употребляется. Таких глаголов несколько: негодовать, ненавидеть, недомогать, недоумевать, несдобровать, невзлюбить и другие.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Употребление частицы не с глаголами
Видеоуроки в Интернет
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Частица НЕ – служебная часть речи. В речи мы часто используем частицы. В стихотворении Надежды Мельник рассказано про отрицательные частицы:
Нет,
Ну прямо,
Не и ни –
Отрицательные мы!
Далеко не,
Вовсе не –
Отрицаем мы вполне…
И отнюдь не отрицаем,
Что? Пока ещё не знаем…
Обратите внимание как отрицательная частица НЕ пишется с глаголами.
Правильно! Частица НЕ пишется с глаголами раздельно.
Рассмотрим слова: негодовать, ненавидеть, недомогать, недоумевать, несдобровать, невзлюбить. Почему же тут НЕ пишется слитно?
Попробуйте отделить НЕ от слова. НЕ НАВИДЕТЬ. Есть ли такое слово НАВИДЕТЬ? Нет, такого слова нет. Поэтому в словах негодовать, ненавидеть, недомогать, недоумевать, несдобровать, невзлюбить НЕ является частью основы слова и пишется слитно. Эти слова надо запомнить.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
(Не)дразните собак, (не)гоняйте кошек,
(Не)жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто (не)будет.
М. Пляцковский
Проверьте себя по эталону:
Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.
М. Пляцковский
Не, диких, кричите, пугайте, не, животных.
Не, цветы, рвите, другим, будет, приятно, людям, цветы, видеть.
Зря, не, деревья, ломайте, не, на, них, вырезки, делайте. Погибнуть, деревья, могут.
Не, забавы, ради, ловите, бабочек, и, других, животных, муравьёв.
Проверьте себя по эталону:
Не кричите, не пугайте диких животных.
Не рвите цветы, другим людям будет приятно видеть цветы.
Не ломайте зря деревья, не делайте на них вырезки. Деревья могут погибнуть.
Не ловите ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
Не трогайте яйца в гнезде птиц. Птицы не вернутся в гнездо, если почувствуют запах человека.
3.Прочитайте басню И.А Крылова. Подчеркните глаголы с частицей НЕ.
Что волки жадны, всякий знает:
Костей не разбирает.
За то на одного из них пришла беда:
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.
Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
«Ты шутишь! – зверь вскричал коварный: —
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унёс!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».
Проверьте себя по эталону:
Что волки жадны, всякий знает:
Костей не разбирает.
За то на одного из них пришла беда:
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.
Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
«Ты шутишь! – зверь вскричал коварный: —
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унёс!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».
4. Вставьте в пословицы, где необходимо, частицу НЕ перед глаголом.
___ жди от природы милости: сам садочек ___ сади, сам и ____ вырасти.
___ беречь поросли, ___ видать и дерева.
Кто ___сажал дерева, тому ____ лежать в тени.
Как месяц ___ свети, а все не солнышко.
Без росы и трава ___ растёт.
Проверьте себя по эталону:
Не жди от природы милости: сам садочек сади, сам и вырасти.
Не беречь поросли, не видать и дерева.
Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
Как месяц не свети, а все не солнышко.
Без росы и трава не растёт.
Примеры и разбор заданий контрольного модуля
1. Отметьте верное высказывание
А) Частица НЕ пишется с глаголами слитно.
Б) Частица НЕ пишется с глаголами раздельно.
В) Частица НЕ с глаголами не пишется.
2. Отметьте строку, в которой все глаголы со слитным написанием НЕ
А) (не)навидеть, (не)домогать, (не)сдобровать, (не)взлюбить
Б) (не)любить, (не)болеть, (не)хвалить, (не)понимать
В) (не)годовать, (не)доумевать, (не)думать, (не)составлять
3. Что обозначает глагол недомогать?
А) это значит заставлять, не считаясь с желанием другого;
Б) это значит сомневаться, удивляться;
В) это значит находиться в болезненном состоянии.
Проверьте себя по эталону:
Три правильных ответа – «Отличный результат!»
Два правильных ответа – «Хороший результат!»
Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»
Проверьте себя по эталону:
3.На какие группы разбиты слова? Соедините слова с названием группы.