Как подчеркивается обращение в русском языке
как подчёркиваются обращения?
Cуществует значок, которым обозначают обращение в предложениях (о) ;
Дорогая внучка, почему ты мне стала редко звонить?
Обращение может быть выражено существительным, стоящим в форме косвенного падежа, если оно обозначает признак предмета или лица, к которому обращена речь:
Эй, в шляпе, вы крайний?
В разговорной речи обращение может быть выражено личным местоимением; в этом случае местоимение выделяется интонационно и пунктуационно:
Обращение грамматически не связано с предложением, не является членом предложения, обособляется при помощи запятых, может занимать в предложении любое место. Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака:
Cуществует значок, которым обозначают обращение в предложениях (о) ;
Дорогая внучка, почему ты мне стала редко звонить?
Обращение может быть выражено существительным, стоящим в форме косвенного падежа, если оно обозначает признак предмета или лица, к которому обращена речь:
Эй, в шляпе, вы крайний?
В разговорной речи обращение может быть выражено личным местоимением; в этом случае местоимение выделяется интонационно и пунктуационно:
Обращение грамматически не связано с предложением, не является членом предложения, обособляется при помощи запятых, может занимать в предложении любое место. Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака:
Cуществует значок, которым обозначают обращение в предложениях (о) ;
Дорогая внучка, почему ты мне стала редко звонить?
Обращение может быть выражено существительным, стоящим в форме косвенного падежа, если оно обозначает признак предмета или лица, к которому обращена речь:
Эй, в шляпе, вы крайний?
В разговорной речи обращение может быть выражено личным местоимением; в этом случае местоимение выделяется интонационно и пунктуационно:
Обращение грамматически не связано с предложением, не является членом предложения, обособляется при помощи запятых, может занимать в предложении любое место. Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака:
Cуществует значок, которым обозначают обращение в предложениях (о) ;
Дорогая внучка, почему ты мне стала редко звонить?
Обращение может быть выражено существительным, стоящим в форме косвенного падежа, если оно обозначает признак предмета или лица, к которому обращена речь:
Эй, в шляпе, вы крайний?
В разговорной речи обращение может быть выражено личным местоимением; в этом случае местоимение выделяется интонационно и пунктуационно:
Обращение грамматически не связано с предложением, не является членом предложения, обособляется при помощи запятых, может занимать в предложении любое место. Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака:
Cуществует значок, которым обозначают обращение в предложениях (о) ;
Дорогая внучка, почему ты мне стала редко звонить?
Обращение может быть выражено существительным, стоящим в форме косвенного падежа, если оно обозначает признак предмета или лица, к которому обращена речь:
Эй, в шляпе, вы крайний?
В разговорной речи обращение может быть выражено личным местоимением; в этом случае местоимение выделяется интонационно и пунктуационно:
Обращение грамматически не связано с предложением, не является членом предложения, обособляется при помощи запятых, может занимать в предложении любое место. Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака:
\/\/\/\/\/\/\/\/\/ вот так или буквой О сверху
Cуществует значок, которым обозначают обращение в предложениях (о) ;
Дорогая внучка, почему ты мне стала редко звонить?
Обращение может быть выражено существительным, стоящим в форме косвенного падежа, если оно обозначает признак предмета или лица, к которому обращена речь:
Эй, в шляпе, вы крайний?
В разговорной речи обращение может быть выражено личным местоимением; в этом случае местоимение выделяется интонационно и пунктуационно:
Обращение грамматически не связано с предложением, не является членом предложения, обособляется при помощи запятых, может занимать в предложении любое место. Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака:
Как подчеркивается обращение в тексте?
Как подчеркивается обращение?
Как как обозначается обращение?
Над словом пишется О. (обращение), и выделяется снизу либо \/\/\/, либо +++.
Что не является обращением?
Личные местоимения ты и вы, как правило, выступают не в роли обращения, а в роли подлежащего, например: Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса!
Как составить предложение с обращением?
Как подчеркивается обращения в русском языке?
Обращения подобны вводным словам в том смысле, что они, как и вводные слова, выделяются на письме запятыми, но не являются членами предложения, поэтому они не подчеркиваются при синтаксическом разборе. Обращение может стоять и в начале, и середине, и в конце предложения.
Какие бывают обращения?
Обращение в русском языке называет того, к кому обращаются с речью. Они не связаны грамматически с предложением. Обращения бывают распространенными и нераспространенными. На письме они выделяются запятыми (иногда восклицательным знаком).
Нужно ли ставить восклицательный знак после обращения в письме?
После обращения можно поставить либо восклицательный знак (тогда следующее слово пишется с большой буквы), либо запятую (в эттом случае следующее слово пишется с маленькой буквы). Если в деловой переписке в начале письма стоит «Уважаемый Иван Иванович!», то нужно ли в конце письма ставить «С уважением,»?
В каком падеже стоят обращения?
Как нужно отличать подлежащее от обращения?
обращение не является членом предложения, поэтому к нему нельзя поставить вопрос, оно просто называет того к кому обращаются с речью. подлежащее отвечает на вопрос кто? что? и является производителем действия.
Как выделяются обращения в устной речи и на письме?
Обращение не является членом предложения. В устной речи оно выделяется особой интонацией: на обращении голос повышается, а после него должна быть пауза. Обращение может стоять в любом месте предложения и на письме выделяется запятыми.
Нужно ли ставить запятую после обращения?
Чтобы писать правильно знаки препинания при обращении, нужно помнить следующие правила: Если обращение стоит в начале или конце предложения, то оно выделяется одной запятой; обращение в середине предложения обособляется двумя запятыми.
Знаки препинания
В зависимости от того, в какой именно части предложения располагается обращение, подбираются знаки препинания. Используются точки, вопросы, восклицательные знаки, запятые. Основные правила обособления представлены в таблице.
Где расположено обращение | Знаки препинания | Примеры |
В начале предложения | Запятая, восклицательный или вопросительный знак | Кум, когда приедешь в гости? Василий! Срочно на работу! Игорь Николаевич? Я вас не вижу. |
В середине | Запятые с обеих сторон | На вас, Алексей Петрович, всегда можно положиться. |
В конце | Отделяется запятой перед обращением, после — знак препинания, относящийся к основной части предложения | Вам лучше бы отправиться домой, Антон. Как ваши дела, Марья Алексеевна? |
Даже в случае, когда обращение выделяется восклицательными или вопросительным знаком, оно все равно не является самостоятельной единицей. Его относят к последующему предложению, которое начинается с заглавной буквы. Оно никогда не переводится на новый абзац, если только это не стихотворение.
Сложные конструкции
Помимо простых случаев обособления, есть и усложненные. Иногда обращение включает в себя несколько направленных слов. В этом случае они перечисляются через запятую, либо одно выделяется восклицательным знаком:
Знаки препинания зависят от интонации предложения. Когда автор хочет добавить выразительности, делается упор на восклицание. Некоторые формулировки включают в себя несколько слов подряд, причем разделяются они основной частью. Пример: «Конское, бей, копыто…».
Запятая между двумя разными обращениями не ставится, если их объединяет «и». Например: «Мама и папа, я выхожу замуж» или «Луна и солнце, вы всегда освещаете нам путь». Если же союз повторяется в каждом слове, то обособление ставится: «И Ваня, и Даня, идите к столу».
Типы обращений
Богатство русского языка сложно переоценить. Встречается несколько видов обращений. Ознакомиться с ними и их примерами можно в таблице.
Вид | Примеры |
Однословные и неоднословные | Мария, вы пойдете сегодня на представление духового оркестра? Любимая сестра, жаль, что я так редко получаю от тебя весточку. |
Существительное, означающее признак предмета | Эй, в пальто, я займу очередь за вами. Эй, кто сверху, спускайтесь и помогите нам. |
Связанные с местоимениями | Вы, дорогой сосед, примете участие в сегодняшнем субботнике? Когда к вам, читателям, обращается автор, ему важно участие. |
Встречаются предложения, в которых местоимения тоже являются обращениями. Они могут быть связаны с определительной частью: «Вы, мужчина в шляпе, можете уступить место беременной женщине?». Также они являются составной частью: «Милая ты моя, очень рад видеть!».
Отличия от подлежащих
Если рассматривать вопрос, каким членом предложения является обращение, то ответа на него нет. Это часть конструкции, отдельная и самостоятельная, и к основному набору слов она не имеет никакого отношения. Очень часто его путают с подлежащим. Однако есть способы различить формы, и представлены они в таблице:
Способ поиска | Пример подлежащего | Пример обращения | Правила |
Подлежащее и сказуемое | «Дочка помыла посуду» Подлежащее — дочка, сказуемое — помыла. Предложение является самостоятельным, конструкция стандартная. | «Дочка, помой посуду» Родитель попросил дочь помыть посуду, он к ней обратился. | Обращение никогда не является членом предложения. |
Интонационный | «Класс изучил произведение художественной литературы» Повествование идет гладко и без остановок. | «Класс, нужно изучить некоторые произведения художественной литературы» Здесь акцентируется внимание, что кому-то что-то нужно сделать, в повествовании имеется некая остановка. | Когда подлежащее становится глаголом, предложение переводится в разряд односоставных, а сказуемое ставится во втором лице (при подлежащем — в третьем). |
Часто наблюдается путаница в том, как написать обращение в русском языке. Правило изучения глаголов в предложении может помочь. Когда они стоят в третьем лице, а также имеется соответствующее существительное, что подчеркивается одной чертой, то таковое отсутствует.
Исключения составляют многосложные предложения, к примеру, «Катерина, нужно прочитать этот фрагмент, иначе придется учительница и поставит плохую оценку».
Советы и нюансы
С пунктуацией часто возникают проблемы. Сложно разобрать, где обращение. Можно воспользоваться следующими советами по определению:
В литературе, преимущественно поэтической, часто встречаются географические названия. Авторы хотят выразить определенные чувства к городам, в которых они побывали, либо малой родине: «Я люблю тебя, Москва!». В некоторых случаях стихотворения или проза не имеют локационной привязки, однако направлены на населенный пункт: «Буду скучать по тебе, мой любимый город».
Есть также устойчивый выражения, где используются слова «Господи» или «Боже». Обычно они выступают полностью самостоятельно и очень редко несут смысловую нагрузку. В этом случае выделение не делается («Господи помилуй», «Боже упаси»).
Функции и формы
По форме обращение представляет собой имя или существительное в именительном падеже. Оно используется, если необходимо обозначать конкретного человека либо предмет, на который ориентирована основная часть предложения. В современном русском языке может использоваться разговорная речь (Петь, Кать, мам и так далее). Согласно правописанию, в серьезных произведениях такое не допускается.
Функции зависят от авторского хода. Учитывая, что членом предложения обращение не является, они рассматриваются в соответствии с основной его частью. Всего выделяется два вида:
Призывная или апеллятивная функция задействуется, если необходимо дать указание к действию человеку или группе людей. Например: «Солдаты, отбой!». Экспрессивная форма также называется оценочно-характеризующей. Она используется, если автор выделяет не только личность, но и отдельные ее признаки: «Любимая (красивая, зеленоглазая) Наталья, очень рад вас видеть».
Построение предложения
Схема построения предложения не имеет конкретной базы. Обращение может быть вводным словом, стоять в центре или конце. В тексте используются следующие типы в зависимости от выбранной темы:
После обращения идет основная часть, связанная с желанием привлечь к действию. Например: «Дети, согласно заданию из упражнения, сделайте синтаксический разбор слова». Нередко конструкция используется, когда хотят предупредить: «Катя, будь осторожнее!». Знаки препинания подбираются в соответствии с авторской интонацией.
Урок по русскому языку в 5 классе «Обращение»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Обращение Урок в 5 классе Автор: Королева Ирина Эльзасовна Алтайский край, г.Бийск, МБОУ «Гимназия № 1»
Запишите предложение, восстановив буквы и знаки Ребята с осени готовят корм для птиц : семена трав и ягоды рябины.
Запишите предложение Ребята, с осени готовьте корм для птиц: семена трав и ягоды рябины.
Сравните роль слова «ребята» Ребята с осени готовят корм для птиц : семена трав и ягоды рябины. Ребята, с осени готовьте корм для птиц : семена трав и ягоды рябины.
Урок русского языка в 5-ом классе
Расскажи нам, обращение, что ты значишь, что скрываешь? Как с тобою поступать, чтоб нам грамотными стать!
Задачи урока – узнать: Что такое обращение? Какими грамматическими признаками оно обладает? Как выделяется на письме? Какими лексическими средствами может выражаться?
На письме я появлюсь- всегда рядом запятая. Как в начале появлюсь, запятою отдалюсь. В середину заберусь, запятыми отделюсь. А в конце я появлюсь, запятою прицеплюсь.
Найдите обращение, докажите Ребята, с осени готовьте корм для птиц: семена трав и ягоды рябины. v v v v v v v v v
Произнесите предложение, проследите за интонацией Дюймовочка, согласна ли ты быть моей женой? Дюймовочка сразу согласилась стать женой эльфа. V V V V V V V V V V
Вспомните как и к кому обращается герой сказки …С ним приветливо шутила И, красуясь, говорила: «Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее»… …………………………….
Вспомните как и к кому обращается герой сказки …Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне на зло! ………………………………….
Вспомните как и к кому обращается герой сказки «…Бабушка, постой немножко,- Ей кричит она в окошко,- Пригрожу сама я псу И кой-что тебе снесу» ……………..
Вспомните как и к кому обращается герой сказки «Что, Соколко, что с тобою. » …………..
Вспомните как и к кому обращается герой сказки К красну солнцу наконец Обратился молодец. «Свет наш солнышко! ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой…» ……………..
Вспомните как и к кому обращается герой сказки «Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя…» «…………….……………….. ……………….………………
Вспомните как и к кому обращается герой сказки «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Не боишься никого, Кроме бога одного…» «………………
Вспомните как и к кому обращается герой сказки Смилуйся, государыня рыбка, Совсем моя старуха вздурилась, Не даёт старику мне покоя… …………..
Вспомните как и к кому обращается герой сказки «Здравствуй, красная девица, — Говорит он, — будь царица И роди богатыря Мне к исходу сентября. Вы ж, голубушки-сестрицы, Выбирайтесь из светлицы, Поезжайте вслед за мной, Вслед за мной и за сестрой… …………….. ……………….
Не является членом предложения Слово или сочетание слов Часто передаёт отношение говорящего к собеседнику Называет того, к кому обращаются с речью Выделяется интонационно Выделяется запятыми Выделяется восклицательным знаком
Домашнее задание Выучите § 22. Вспомните правила вежливого обращения. По выбору: Напишите письмо (родным, популярному артисту, спортсмену), используя обращения, и не только в начале письма. Найдите и выпишите из «Сказки о мёртвой царевне» 8 предложений с обращениями, постройте к ним схемы, объясняющие постановку знаков при обращении. Придумайте грамматическую сказку об ОБРАЩЕНИИ.
– Скажи, Незнайка, какая муха тебя укусила сегодня? (Н.Носов)
Здорово, комиссар! Куда так торопишься? (А.Гайдар)
Примите, господин министр, уверение в совершеннейшем к Вам почтении. (А.Гайдар)
Голубушка, как хороша, ну что за шейка, что за глазки… (И.Крылов)
Бабочка, красавица, кушайте варенье… (К.Чуковский)
Постой, милый, не беги так шибко! (К.Паустовский)
– Скажи, Незнайка, какая муха тебя укусила сегодня? (Н.Носов)
Здорово, комиссар! Куда так торопишься? (А.Гайдар)
Примите, господин министр, уверение в совершеннейшем к Вам почтении. (А.Гайдар)
Голубушка, как хороша, ну что за шейка, что за глазки… (И.Крылов)
Бабочка, красавица, кушайте варенье… (К.Чуковский)
Постой, милый, не беги так шибко! (К.Паустовский)
– Скажи, Незнайка, какая муха тебя укусила сегодня? (Н.Носов)
Здорово, комиссар! Куда так торопишься? (А.Гайдар)
Примите, господин министр, уверение в совершеннейшем к Вам почтении. (А.Гайдар)
Голубушка, как хороша, ну что за шейка, что за глазки… (И.Крылов)
Бабочка, красавица, кушайте варенье… (К.Чуковский)
Постой, милый, не беги так шибко! (К.Паустовский)
Оцени себя сам
+, если считаешь, что ты всё понял и справился с работой хорошо;
Умею проверять безударные гласные
Знаю пунктуационные правила о знаках препинания при однородных членах, умею составлять схемы
Умею находить грамматическую основу предложения
Понял грамматическую суть показанной инсценировки
Понял, что обозначает обращение
Понял, какую роль оно играет в предложении
Понял, чем обращение выражается
Научился составлять схемы предложений с обращением
Научился отличать обращение в устной речи
Научился находить его в письменном тексте
Понял, как обращение выделяется на письме
Считаю, что за урок мне можно поставить… (обведи оценку)
+, если считаешь, что ты всё понял и справился с работой хорошо;
Умею проверять безударные гласные
Знаю пунктуационные правила о знаках препинания при однородных членах, умею составлять схемы
Умею находить грамматическую основу предложения
Понял грамматическую суть показанной инсценировки
Понял, что обозначает обращение
Понял, какую роль оно играет в предложении
Понял, чем обращение выражается
Научился составлять схемы предложений с обращением
Научился отличать обращение в устной речи
Научился находить его в письменном тексте
Понял, как обращение выделяется на письме
Считаю, что за урок мне можно поставить… (обведи оценку)
Слышится голос, по проходу вприпрыжку идёт Мартышка:
За ней идут Слонёнок и Удав, все машут руками, всячески стараются привлечь внимание Крокодила, который в это время «лежит» на парте и не обращает ни на кого внимания.
— Как же к нему обратиться? Он же на другом берегу реки, – размышляет вслух Слонёнок.
Удав и Слонёнок ходят взад и вперёд, подперев голову, мартышка всё ещё кричит. Потом резко останавливается, почёсывает голову и радостно восклицает:
— Я придумала! Придумала! Придумала!
— Что ты придумала? – спрашивает Удав.
— Я придумала ОБ-РА-ЩЕ-НИ-Е! Давайте назовём его имя!
Все хором закричали:
-Кро-ко-ди-и-ил! Мы пришли к тебе!
А Мартышка хвастается:
— А если хотите написать обращение «громко», то отделите его восклицательным знаком. Вот так (показывает табличку-схему).
Изобретение Мартышки так понравилось всем зверям, что теперь со всех сторон слышалось: «Крокодил! Слонёнок! Удав! Бегемот! Черепаха!».
Ну а уж если даже звери-герои мультфильма поняли, что такое обращение, то вы-то, ребята, в этом наверняка быстро разберётесь.
Приложение № 3
Приложение № 3А
Королева Ирина Эльзасовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 1» г.Бийска
Тема: «Обращение», 5 класс
Знакомство детей с функцией обращения – называть того, к кому обращаются с речью, с грамматическими признаками обращения, его пунктуационным оформлением и контроль уровня усвоения материала.
Формирование языковых и коммуникативных компетенций через различные формы работы на уроке.
Воспитание человека, владеющего нормами культурного общения, способного трудиться как индивидуально, так и в группе, в паре.
Развитие читательского интереса.
Обоснование выбранной формы урока
Данный урок относится к числу уроков получения новых знаний и одновременного контроля уровня усвоения нового материала.
Для сопровождения своего урока я использую собственную презентацию по теме, которая не только способствует получению новых знаний, активизирует познавательную деятельность учащихся, но и является средством осуществления само- и взаимоконтроля. Работая с презентацией, учитель и ученик имеют возможность сразу отследить уровень усвоения материала и предотвратить дальнейшие ошибки, как орфографические, так и пунктуационные. Кроме того, анимации на слайдах служат развитию внимания детей, умения выполнять проверку собственной работы, развивают орфографическую и пунктуационную зоркость. Одновременно осуществляется межпредметная связь с литературой, так как текстовый и иллюстративный материал для работы отобран из сказок А.С.Пушкина, чьё творчество изучается приблизительно в те же дни, что и тема «Обращение», и из других художественных произведений, с учетом возраста учащихся.
Начинается урок с игрового момента по повторению, объяснение нового проходит через просмотр и анализ инсценировки с участием героев мультфильма «38 попугаев», на этапе закрепления полученных знаний проводится игра. Использование игровых технологий – один из эффективных приёмов в работе с пятиклассниками по причине психологических особенностей данного школьного возраста.
На уроке ученики ведут листы самооценки, которые позволяют ребёнку самому увидеть, что он понял хорошо, а над чем следует более тщательно поработать дома. Эти же карточки помогают учителю оценить работу каждого. А карточка-задание и заключительный тест дают реальную картину уровня первичного усвоения знаний.
Таким образом, с этого урока учитель и каждый ученик может извлечь максимальную пользу. Ученик – усвоив новую информацию, получив несколько положительных оценок за один урок и испытав удовлетворение и удовольствие от работы, учитель – увидев моментальные результаты собственного труда. На положительный результат направлены все формы организации учебной деятельности – работа в парах, индивидуальная, коллективная и групповая.
Четверо учащихся заранее готовят инсценировку по новой теме (По материалам рабочей тетради Угроватовой «Подсказки на каждый день»).
Сообщение о том, что по ходу работы детям следует не забывать о листе самооценки и вносить в него свои пометки.
Дети рассматривают листы самооценки, задают вопросы, если что-то непонятно.