Как подчеркнуть грамматическую основу предложения

Грамматическая основа предложения с примерами

Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова. Прочитав эту статью 5-ege.ru, вы сможете легко её найти в любом предложении.

Подлежащее.

Помни!

Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и:

1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;

Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось.2) конструкциями:

— числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;

— кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;

Лучший из учеников быстро решил эту задачу.

— кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;

Что-то такое ничтожное завязано в платке.

— существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе!).

Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч.).

Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.).3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.

Прожить по-барски – это дворянское дело

Сказуемое.

В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.

Различай!

Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно. Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Смотреть фото Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Смотреть картинку Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Картинка про Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Фото Как подчеркнуть грамматическую основу предложения

Также посмотрите видео-презентацию.

Подсказка.

1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:

Я буду принимать участие в выставке.

В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

Ловушка!

Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:

Такая ошибка связана с двумя факторами.

Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.

Помни!

Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.

Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть. Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.

Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.

Помни!

Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.

Мне необходимо сойти на этой остановке.

Ловушка!

Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться, так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.

Она показалась мне смешной. Неверно!

Если вы выделяете только слова показалась, то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).

Верно: Она показалась мне смешной

Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).

Верно: Учитель был строгим.

Ловушка!

В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?

1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:

В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.

Помни!

В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.

2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.

3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.

Различай!

Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие.

В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:

Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.

Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.

Разбор задания.

1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.

1) восприятие является (предложение 2)

2) приобрел способность (предложение 4)

3) они не представляются слепком (предложение 4)

4) который позволяет видеть (предложение 6)

Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».

Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.

Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!

Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.

Таким образом, прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.

2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

1) книги нужны были, они терялись

2) им нужны были, они терялись

3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

4) книги нужны были, они терялись в океане

Правильным является Вариант 1, так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане.

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

1) она издохнет (предложение 2)

2) что хочется (предложение 3)

3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

4) научает способность (предложение 4)

Это задание повышенной сложности.

Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.

Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.

Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

Верным является Вариант 4.

Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Грамматическая основа предложения с примерами

Источник

Грамматическая основа предложения в русском языке

Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Смотреть фото Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Смотреть картинку Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Картинка про Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Фото Как подчеркнуть грамматическую основу предложения

Основные понятия

Предложение представляет собой языковую единицу, грамматически организованное объединение слов. Оно должно иметь интонационную и смысловую законченность. Все слова в нём называются членами предложения. Они делятся на:

Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Смотреть фото Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Смотреть картинку Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Картинка про Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Фото Как подчеркнуть грамматическую основу предложения

Узнать, что такое грамматическая основа в русском языке, несложно — это подлежащее и/или сказуемое. Ее также называют предикативным ядром или основой. Такое название связано с тем, что члены предложения связаны между собой при помощи предикативной связи, то есть связи между подлежащим и сказуемым. Несложно и понять, как подчеркивается грамматическая основа, — это одна прямая линия для подлежащего и две — для сказуемого.

Важно помнить, что грамматическая основа может состоять только из одного члена — подлежащего или сказуемого. Второй член подразумевается, но опускается. Пример грамматической основы из одного слова: «Иду к вам» (Подлежащее «я» опущено), «Это береза» (сказуемое «есть» отсутствует).

Также фраза может не иметь главных членов вообще. Пример: «Когда ты поедешь в деревню?» — «Завтра» (отвечает на вопрос «Когда?» и не может являться подлежащим или сказуемым).

Виды предложений

Все предложения делятся на несколько типов, которые связаны с количеством и составом грамматической основы. По строению и структуре они бывают следующими:

Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Смотреть фото Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Смотреть картинку Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Картинка про Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Фото Как подчеркнуть грамматическую основу предложения

Также предложение может иметь однородные подлежащие или сказуемые, если их несколько.

При синтаксическом разборе предложения в классе или онлайн необходимо указать в начале каждую характеристику.

Главное слово

Подлежащее — это главное слово, о котором идет речь в предложении. Оно значит и выражает какой-либо предмет, действие которого обозначает сказуемое. При разборе его выделение производится подчеркиванием одной чертой. Подлежащее может быть выражено практически любым словом:

Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Смотреть фото Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Смотреть картинку Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Картинка про Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Фото Как подчеркнуть грамматическую основу предложения

Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Смотреть фото Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Смотреть картинку Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Картинка про Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Фото Как подчеркнуть грамматическую основу предложения

Найти подлежащее в предложении нетрудно — это главное слово, о котором идет речь. Чаще всего оно отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?». При способе нахождения через сказуемое вопрос правится на «Делает кто/что?». Пример: «Книга лежала на самом краю стола». О чем идет речь в предложении? — О книге. Что книга делала? — Лежала. Второй вариант: Что делают в предложении? — Лежат. Что лежит? — Книга.

Действия подлежащего

Сказуемое — главный член предложения наравне с подлежащим. Выражает действие главного слова, его описание или состояние. Выделяется двумя параллельными чертами. Сказуемое может быть выражено:

Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Смотреть фото Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Смотреть картинку Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Картинка про Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Фото Как подчеркнуть грамматическую основу предложения

Важно отличать сказуемое, состоящее из глагола и прилагательного, от сказуемого и определения. Поскольку вопрос к определению может идти только от подлежащего, словосочетания, в которых прилагательное относится к сказуемому, являются целым сказуемым.

Пример: «Маша лежала больной». «Лежала больной» — лежала (какой?) больной — сказуемое, состоящее из 2 слов. Но «Больная Маша лежала» — Маша (какая?) больная (что делала?) лежала — сказуемое «лежала».

Сказуемое может быть простым (состоит из одного глагола) и составным (из двух и более слов). Составной глагол делится на разные виды в зависимости от конструкции:

Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Смотреть фото Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Смотреть картинку Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Картинка про Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Фото Как подчеркнуть грамматическую основу предложения

Также может встречаться осложненное сказуемое. Оно состоит из нескольких глаголов или глаголов и именных частей, чаще всего из трёх и более слов. Примеры: «Я хочу начать учиться», «Я хотел бы стать врачом».

Дополнительные члены

Если предложение состоит только из главных членов, оно является нераспространенным. Наличие любого второстепенного члена делает его распространенным. Второстепенными могут быть:

Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Смотреть фото Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Смотреть картинку Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Картинка про Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Фото Как подчеркнуть грамматическую основу предложения

При выполнении задания или упражнения по разбору предложения сперва необходимо понять, какие члены предложения распространяют грамматическую основу, затем найти по порядку второстепенные.

Подлежащее и сказуемое — это ядро предложения. Фраза может состоять только из одного главного члена, но не иметь ни одного она не может, так как в них заключен смысл. При синтаксическом разборе ядро находится в первую очередь, от него затем ищутся второстепенные члены.

Источник

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения

Общаясь каждый день с огромным количеством людей, мы не задумываемся о том, что наш разговор состоит из слов, слова складываются в предложения, предложения — в связный рассказ. И это правильно. Так и должно быть.

Но иногда все-таки приходится вспоминать школьную программу по русскому языку. Например, чтобы объяснить ребенку основные правила, составить без стилистических ошибок документ, грамотно написать письмо или простую SMS-ку. И здесь нам не обойтись без знаний о том, что же такое подлежащее, сказуемое, и какую функцию они выполняют в предложении.

Главные члены — грамматическая основа предложения

Прежде всего необходимо запомнить, что предложение — это не какой-то набор разных слов, а взаимосвязанные между собой речевые единицы, которые, располагаясь в определенном порядке, представляют законченную информацию.

Каждое предложение строится по нескольким правилам:

Смысловым центром предложения являются его главные члены — подлежащее и сказуемое. Остальные единицы речи — это второстепенные члены предложения.

Способы выражения подлежащих

Подлежащее отвечает на вопросы кто (что)? и обозначает одушевленный или неодушевленный предмет (лицо, событие, явление, понятие и т.д.). В предложении оно всегда стоит в именительном падеже.

Может быть выражено не только одним словом, но и каким-либо словосочетанием, и даже фразеологизмом. Проще говоря, подлежащее — это то, о ком или о чем говорится в данном предложении. Это предмет, совершающий действие.

Способов выражения подлежащих существует множество, например:

Реже подлежащее выражается союзом, предлогом, междометьем.

Особенности выражения сказуемых

Чаще всего подлежащее поясняется другим главным членом — сказуемым. Оно говорит о том, что делает человек или предмет, или в каком состоянии он находится.

Сказуемое отвечает на вопросы:

Что делал (сделал, сделает)? Какова (каков, каково, каковы)?

Сказуемое чаще всего бывает глаголом:

Девочка нарисовала маму.
Дети вышли на прогулку.
Я посещаю музыкальную школу.

Но может выражаться и другими частями речи.

Различают два вида сказуемых: глагольные и именные. К тому же, глагольные сказуемые бывают простыми и составными.

Простые глагольные сказуемые могут быть выражены глаголом (в любом наклонении):

Составные глагольные сказуемые включают в себя вспомогательное слово и неопределенную форму глагола. Первое из которых несет грамматическое, а второе — лексическое значение:

Составные именные сказуемые выражаются двумя (несколькими) словами или одним словом, но не глаголом:

Знаки препинания между членами предложения

В зависимости от того, какими именно частями речи являются главные члены предложения, ставятся и знаки препинания, в частности «тире».

Как подчеркиваются главные члены предложения

Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

Часто возникает вопрос: подлежащее и сказуемое — это словосочетание или нет? Чтобы ответить на него, нужно сначала вспомнить определение:

Словосочетание — это сочетание главного члена с одним или несколькими второстепенными членами предложения.

Как доступно рассказать ребенку о главных членах предложения

Нам, взрослым людям кажется, что найти грамматическую основу предложения просто. Но ребенку, который еще только знакомится с правилами русского языка, порой бывает очень трудно понять, что такое сказуемые и подлежащие, и как их найти. Особенно, если вторые выражены не существительными, а первые — не глаголами. Еще одна сложность заключается в том, что в предложении может быть несколько имен существительных.

В начальной школе изучаются только простые предложения, поэтому доступно рассказать о главных членах сможет рассказать практически любой родитель. Разберем объяснение на примере предложения:

К зиме заяц меняет серую шубу на белую.

Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Смотреть фото Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Смотреть картинку Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Картинка про Как подчеркнуть грамматическую основу предложения. Фото Как подчеркнуть грамматическую основу предложения

Задание. Найдите подлежащее и/или сказуемое в следующих предложениях

Чтобы быстро и правильно находить главные члены в предложении, нужно внимательно изучить данный вопрос и разобрать несколько примеров. Для погружения в тему рекомендуем также ознакомиться со смежной статьёй про грамматическую основу. Она дополнит материал и тогда эта тема не будет вызывать трудностей ни у вас, ни у ваших детей.

Источник

Разработка урока «Грамматическая основа предложения»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. Повторить и обобщить материал по теме «Словосочетание».

2. Подвести учащихся к пониманию термина «односоставное» предложение.

3. Научить различать двусоставные предложения от односоставных.

4. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.

5. Научить овладевать нормами построения и употребления односоставных предложений в собственной речи.

1. Приветствие. Я хочу вам пожелать…

— Начнем урок со словарной работы.

Ученики рассказывают о словах

2. Учащиеся составляют с ними словосочетание.

3. Один ученик читает сочинение на тему «Дом, который украшает нашу улицу, село, поселок, город».

Чтобы успешно выполнить практические задания, давайте вспомним теоретический материал. С этой целью мы проведем игру «Чемодан опыта». В него мы поместим ваши знания по теме «Простое предложение».

Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.

В сложном предложении две или несколько грамматических основ.

Предложение состоит из главных и второстепенных членов.

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое .

Главные члены предложения составляют грамматическую основу .

Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы кто? или что?

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? , каков предмет?

4. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

— Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

— Мы будем говорить о простом предложении, грамматической основе предложения.

— Изучение нового материала. Урок целесообразно начать с наблюдения по учебнику. Они отвечают на вопросы на с. 45 и делают выводы:

— грамматическая основа выражает основное значение предложения, соотнося его с определенным отрезком окружающего мира;

— фрагмент действительности может описываться в предложении как реальный или как нереальный: возможный, желательный.

Чтение теоретических сведений в учебнике на с. 46.

— Назовите простые предложения. Докажите.

— Прочитайте текст. Определите вид предложения по количеству грамматических основ.

1. Люблю зиму. 2. Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке парка и любуешься огромными елями, которые покрыты удивительными снежными шапками. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это!

— Назовите простые предложения. Докажите.

Простые предложения: 1, 2, 4, 5, 6, потому что одна грамматическая основа.

— Назовите сложные предложения.

Сложные предложения: 3, потому что две грамматические основы.

Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.

В сложном предложении две или несколько грамматических основ.

Задание: Подчеркните грамматические основы. Заполните таблицу.

1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это!

1. Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке. 6. Хочется нарисовать всё это!

4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Яне могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев.

1. Предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым), называются двусоставными.

(чтение теоретического материала по учебнику стр.46)

5. Закрепление материала.

Игра «Не спутай кармашки»:

— Распределите простые предложения по кармашкам. Назовите грамматическую основу.

2. Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз.

8.Ходите осторожно во время гололёда.

(1)Талант очень старое слово. (2) В древнем мире так называлась самая крупная мера веса и самая большая денежная единица. (3) Рассказывают, что в давние времена жил богатый человек, хозяин поместья. (4) Однажды ему пришлось надолго уехать, и он оставил трем рабам деньги- таланты. (5) А когда вернулся, спросил отчет. (6) Два раба возвратили хозяину больше, чем получили, потому что употребили деньги в дело, которое принесло прибыль. (7) Третий отдал только то, что получил. (8) Данный ему талант он зарыл в землю, где тот пролежал без пользы.(9) Отсюда и выражение «зарыть талант в землю», то есть не использовать его. (10) История запомнила людей, которые прославились не своими богатствами, а делами. (11) И талант стал обозначать не богатство, а выдающиеся способности,одаренность.

Каждая группа получает задание:

Задание для группы №1.
Укажите грамматическую основу в 1 предложении.
Объясните постановку тире в этом же предложении.
Выпишите из предложения 3 все словосочетания.

Задание для группы №2.
Укажите номера сложноподчиненных предложений, одна из частей которого является односоставным предложением.
Выпишите из предложения 4 словосочетания со связью примыкание.
Укажите характеристику предложения 5 по числу грамматических основ.

Задание для группы №3.
Сделайте синтаксический разбор 8 предложения.

Проверка заданий в группах.

-На слайде даны портреты выдающихся людей. Назовите их.

-На какие же группы, по нашим наблюдениям, делятся предложения по строению грамматической основы?
(Односоставные и двусоставные)
-В односоставных предложениях из чего может состоять грамматическая основа? (Подлежащее или сказуемое)
-Достигли ли мы наших целей?

6. Рефлексия.
-Всё ли у вас получилось на уроке?
-Над чем ещё нужно поработать?

7. Домашнее задание.

1 группа. Карта урока

2. Составь с ними словосочетания, укажи вид связи.

3. Работа с текстом. Определите вид предложения по количеству грамматических основ (простые и сложные). Запишите номера простых предложений.

4. Исследовательская работа с этим же текстом.

— Устно укажи грамматическую основу в данных предложениях

5. Игра «Не спутай кармашки» :

— Распределите простые предложения по кармашкам. Назовите грамматическую основу.

2) Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз.

4) Река была глубока

5) Сын – выпускник школы

6. Работа в парах. Текст «Талант»

Задание для 1 группы. Укажите грамматическую основу в 1 предложении. Объясните постановку тире в этом же предложении. Выпишите из предложения 3 все словосочетания.
7. Рефлексия.

-Понравился ли урок

2 группа. Карта урока

2. Составь с ними словосочетания, укажи вид связи.

3. Работа с текстом. Определите вид предложения по количеству грамматических основ (простые и сложные). Запишите номера простых предложений.

4. Исследовательская работа с этим же текстом.

— Устно укажи грамматическую основу в данных предложениях

5. Игра «Не спутай кармашки» :

— Распределите простые предложения по кармашкам. Назовите грамматическую основу.

2) Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз.

4) Река была глубока

5) Сын – выпускник школы

6. Работа в парах. Текст «Талант»

Задание для 2 группы. Укажите номера сложноподчиненных предложений, одна из частей которого является односоставным предложением. Выпишите из предложения 4 словосочетания со связью примыкание. Укажите характеристику предложения 5 по числу грамматических основ.

— Понравился ли урок

3 группа. Карта урока

2. Составь с ними словосочетания, укажи вид связи.

3. Работа с текстом. Определите вид предложения по количеству грамматических основ (простые и сложные). Запишите номера простых предложений.

4. Исследовательская работа с этим же текстом.

— Устно укажи грамматическую основу в данных предложениях

5. Игра «Не спутай кармашки» :

— Распределите простые предложения по кармашкам. Назовите грамматическую основу.

2) Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз.

4) Река была глубока

5) Сын – выпускник школы

6. Работа в парах. Текст «Талант»

Задание для 3 группы. Сделайте синтаксический разбор 8 предложения.
7.Рефлексия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *