Как подчеркнуть имена прилагательные 3 класс
Как в русском языке подчёркиваются прилагательные в предложении
Полное прилагательное
Выступает в качестве определения или сказуемого. Правильный выбор между членами предложения и то, как его подчеркнуть, зависят от местонахождения. Если оно стоит перед подлежащим, то выполняет роль определения и подчёркивается одной сплошной волнистой линией:
В тех случаях, когда прилагательное стоит после подлежащего и в предложении нет явно выраженного сказуемого, оно выступает в его качестве и подчёркивается соответственно: двумя прямыми сплошными параллельными чертами:
Краткая форма
Выполняет роль сказуемого и подчёркивается двумя сплошными параллельными линиями.
В этом правиле нет исключений или оговорок.
Например:
Составное именное сказуемое
Имеет вид «быть + прилагательное». Глагол употребляется с обеими формами и в любом времени.
Как видно из заголовка, вся конструкция представляет собой сказуемое. Однако в сочетании с полной формой действует то же правило, что и у одиночных прилагательных:
Сравнительная и превосходная степени
В этих формах прилагательные обычно сказуемые, реже — определения.
Например:
Необходимо уметь отличать прилагательные в простой сравнительной степени от наречий. Последние в предложении обозначают обстоятельства (вопросы, на которые отвечают: где?, когда?, куда?, откуда?, почему?, зачем?, как?):
Как видно из примеров, основной отличительный признак — зависимость от разных частей речи.
Наречие зависит от глагола и обозначает признак действия:
Составная сравнительная степень образуется путём добавления слов «более», «менее» и в предложении бывает сказуемым или определением, составная превосходная — «наиболее», «наименее», «самый» и обычно обозначает определение.
Формообразующие слова также входят в состав членов предложения:
Дополнительная информация
Прилагательное в предложении может быть сказуемым, только если оно стоит в форме именительного падежа. Если перед ним есть предлог — это однозначно косвенный падеж, и оно выполняет роль определения:
Таким образом, подчеркивание прилагательного в предложении зависит от того, каким его членом оно является: определением или сказуемым.
Как подчеркнуть имя прилагательное в предложении
Затяжные дожди размыли дорогу. Дожди были затяжные – дорогу размыло.
Два предложения, в которых говорится об одном и том же: те же слова, смысл одинаковый. Почему же прилагательные (далее ИП) в предложениях подчеркиваются по-разному, как определить, когда каким членом предложения (далее ЧП) они являются?
Какие бывают члены предложения
Изучая части речи, знакомятся с ролью слов в предложении, запоминают, как подчеркивается имя прилагательное, существительное, глаголы в зависимости от синтаксической роли. Ведь все самостоятельные части речи обязательно несут синтаксическую нагрузку, являясь главными или второстепенными ЧП.
В примере два прилагательных подчеркнуты волнистой линией. Это два определения – второстепенные ЧП, отвечают на местоименный вопрос КАКОЙ? (мальчишка), КАКУЮ? (улицу).
Синтаксическая роль прилагательного
Предложение с определениями, выраженными ИП, не вызовет вопросов или сомнений. Потому что это обычная синтаксическая роль слов, обозначающих признак. Поэтому прилагательные привычней подчеркивать как определения – волнистой чертой.
Но это не единственная функция ИП, которое бывает главным ЧП. Чтобы не пропустить имя прилагательное в роли сказуемого, обращают внимание на форму, положение слова в контексте.
Полная форма
Рассмотрим для сравнения примеры:
В первом – констатация факта: речь о зиме, а она суровая. Во втором акцент не на зиме (и так понятно, что не лето), а на ее качестве – суровая. Полное ИП в постпозиции по отношению к подлежащему обычно подчеркивается двумя прямыми чертами, потому что выполняет роль сказуемого, если нет другого полноценного сказуемого:
В первом примере говорится, что рябина указывала путь – ИП здесь лишь второстепенные ЧП. Второй пример – ИП входит в сказуемое, так как в предложении нет другого полноценного сказуемого, а прилагательное стоит после подлежащего.
В таких предложениях сказуемое – составное именное. Состоит из глагола-связки (был, стал, казался) и ИП, в котором заключен смысл, основное значение сказуемого. Глагол-связка вписывается в текст, где действие происходит в прошедшем или будущем времени, а в наст. времени связка нулевая:
Краткая форма
ИП в краткой форме, где бы по отношению к подлежащему ни стояло, всегда входит в составное именное сказуемое. Другой синтаксической роли у краткого ИП не бывает.
Как подчеркнуть прилагательное
Познакомившись со степенями сравнения, ученики узнают, что есть еще одна форма ИП, которая всегда подчеркивается двойной прямой чертой. Это простая составная степень сравнения:
Но такие ИП легко перепутать с наречием, если не задать вопрос:
Имя прилагательное как часть речи (повторение). 3-й класс
Класс: 3
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка д/з.
3. Чистописание.
Запишите букву «че»и её сочетания с другими буквами.Соблюдайте закономерность.
Какая орфограмма объединяет слова: речь, скрипач, ночь, дочь?
Запишите слова, подчеркните орфограмму
(правописание мягкого знака на конце имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки)
4. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Отгадайте тему урока:
Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё …прилагательное
Итак, как называется тема нашего урока?
Цель нашего урока – выявить знатоков по теме «Имя прилагательное».
А кто такие знатоки? (специалист)
Толковый словарь Ожегова.
Работа в парах. Карточка №1.
К именам существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные:
Работа в рабочих тетрадях.
Работа с текстом.
Догадайтесь, о ком говорится в тексте.
В зоопарке ребята издали увидели огромное животное. У него широкие уши, длинный нос. Оно живёт в жарких странах.
Работа в тетрадях.
Выпишите словосочетания: существительное «плюс» прилагательное. Поставьте к прилагательным вопрос
Проверьте себя:
(самопроверка)
Какая часть речи помогла нам отгадать животное.
Ветер дует в лицо. Облака плывут над рекой. Слышатся раскаты грома.
Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут над рекой. Доносятся сильные раскаты грома.
Какой текст помогает нам более образно представить картину природы и почему?
Запишите текст с именами прилагательными. Подчеркните их.
Сделайте вывод. Для чего нужны имена прилагательные в речи?
Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой яркой, интересной, а также для точности описания предметов.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
На внимание. Если я называю имя существительное вы топаете, а если имя прилагательное – хлопаете. Задание понятно?
Гриб, здоровье, свежий, радостный, радость, сказка, рассказывать, солнечный, увлекательное, горячо, веселый, седьмой, солнце.
А сейчас я Вам предлагаю прослушать сказку и помочь её героям.
Работу будем выполнять в группах. Нам понадобиться 4 группы.
Сказка.
Работа в группах.
Небо (какое?) звёздное, безоблачное, ясное, хмурое, облачное, грозовое…
Травка (какая?) бархатистая, буйная, высокая, молодая, свежая, серебристая, степная….\
Солнце (какое?) светлое, тёплое, радостное, весеннее, лучистое, согревающее…
Ручей (какой?) чистый, прозрачный, игривый, быстрый, бурный, узкий, широкий…
Ребята, вот мы сейчас назвали очень много прилагательных. А как называются художественные определения предмета или действия? Вспоминаем уроки литературного чтения.
Самостоятельная работа.
Запишите текст, вставляя буквы на месте пропущенных орфограмм.
Подчеркните прилагательные.Выделенное слово разберите по составу.
День был жаркий и ясный. Над цв..тами порхали бесшумные бабо..ки. Д..ловито прон..сились трудолюбивые пчёлы. Безрогий к..злёнок р..звился на п..лянке.
Обратите внимание!
Прилагательное трудолюбивый образовалось путём соединения двух основ. Это сложное слово.
Давайте понаблюдайте за образованием имён прилагательных.
6. Итог урока. Рефлексия.
У предметов признаков не мало.
Надо лишь внимательными быть.
Чтобы речь наша красивой стала,
Прилагательные не забудь употребить!
Урок русского языка в 3-м классе по теме «Качественные имена прилагательные»
Тема урока: Качественные имена прилагательные.
Цель: создать условия для объяснения новой темы.
Задачи:
Оборудование: презентация, выполненная в программе Power Point. (Приложение 1)
Ход урока
I. Организационный момент
Какое время года сейчас? (Весна)
Слайд 1
Весна, весна!
Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака.
Весна – это самое прекрасное время года, время пробуждения и обновления природы
II. Каллиграфическая минутка
Запишем слово весна три раза. Подчеркните понравившиеся элементы.
III. Работа в парах
Звуко-буквенный анализ слова «весна»
Слайд 2
— Что значит работать в паре?
Слайд 3
в-[в] – согласный, парный мягкий, парный звонкий
е-[и] – гласный, безударный
с-[с] – согласный, парный твердый, парный глухой
н-[н] – согласный, парный твердый, звонкий
а-[а] – гласный, ударный
IV. Сообщение темы урока
Какое настроение бывает у людей весной и почему?
(Настроение людей зависит от состояния природы, от погоды. С наступлением теплых солнечных дней люди больше времени проводят на природе, наблюдая за ее оживлением. Все любуются происходящим явлением и радуются солнцу, теплу и свету.)
Слайд 4
Какое у вас сегодня настроение? Я, думаю, что вы, будучи в хорошем настроении, прекрасно справитесь со всеми последующими заданиями, продолжим знакомство с качественными прилагательными.
Слайд 5
Тема урока: «Качественные прилагательные»
V. Актуализация знаний
1) Какая погода может быть весной? Подберите прилагательные.
Можно ли назвать эти прилагательные качественными? Проверьте.
2) Спиши понравившуюся пословицу:
Слайд 6
Весна да осень – на дню погод восемь.
У природы нет плохой погоды.
— Объясните пословицы.
— Являются ли качественными имена прилагательные?
VI. Работа над новым материалом
Слайд 7
1. Образуйте от имен существительных имена прилагательные, определите их род.
Слайд 8
Замок из железа – (железный)- м.р
Сила медведя – (медвежья) – ж.р
-Что вы можете сказать о них?
2. Создание проблемной ситуации:
— Почему ошибся Костя? (Данные прилагательные не называют такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени, значит, они не качественные или эти прилагательные не имеют степени сравнения.)
— Какую информацию из прошлого урока он неправильно понял?
— Подставим для проверки слова: более, менее, самый. Нельзя употреблять «самый медвежий» или «самый железный»)
3. Подбор прилагательных антонимов
Работа в парах
а) Вспомните, какие слова называются антонимами? (Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению, называют антонимами.)
Слайд 9
Минус – плюс, огонь- вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.
(В.А.Синицын)
б) Упражнение 1
Задание: выпишите парами антонимы
(маленький – большой
Толстый – худой
Низкий – высокий
Узкий – широкий)
— Являются ли эти прилагательные качественными? (Учащиеся подбирают одну из форм степени.)
— Какой же вывод можно сделать?
Вывод: качественные прилагательные могут иметь антонимические пары.
Сладковатый, синеватый, трудноватый.
— Какой признак называют имена прилагательные с данными суффиксами? (Признак, выраженный не полностью, не в полном объеме)
— Подберите примеры прилагательных с оньк, еньк?
Какой признак называют эти прилагательные? (Признак, выраженный уменьшительно-ласкательным значением.)
— Сможете ли вы образовать при помощи этих суффиксов прилагательные от слов: железный, стеклянный, телефонный, бумажный? Почему?
От прилагательных типа железный (со значением признака предметности) при помощи суффиксов оват, еват и оньк, еньк нельзя образовать новые слова(«железноватый», « стеклянненький» и т.п.)
Слайд 10
— Но, вспомните сказку А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Главный герой сказки говорит о себе: « Я такой несчастненький, такой деревянненький».
Подобные формы не являются нормой, позволяя ярче передать чувства Буратино, подчеркивают и его неграмотность.
Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
5. Закрепление нового материала
1) Фронтальная работа по учебнику
Упражнение 3
Выписать только качественные прилагательные
Рубрика «Обрати внимание»
— От качественных прилагательных могут образовываться прилагательные с приставкой не.
Приведите примеры образования качественных прилагательных с приставкой не.
Урок «Общие сведения об имени прилагательном» (3 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: «Общие сведения об имени прилагательном» (3 класс, слабовидящие дети)
Цель : актуализировать знания об имени прилагательном как о части речи.
— Создать условия для активного использования имен прилагательных в речи;
— развитие смысловой догадки с помощью игры «подбери однокоренное слово»;
— развитие навыка устного высказывания в устной монологической форме;
— развитие умения действовать в группе;
— воспитывать культуру речи.
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята! Проверим все ли готово к уроку? (да, садитесь)
II. Минутка чистописания
Запишите словарные слова в столбик, подчеркните гласную, которую надо запомнить.
морковь
III. Актуализация знаний
Образуйте от данных слов однокоренные слова, которые будут отвечать на вопросы
На какой вопрос отвечают слова в первом столбике, что они обозначают? (что?, обозначают предмет)
Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы, какой? Какая? Какое? Какие? (Эти слова называют признаки предметов)
IV. Определение темы урока и целей урока
Какой будет цель нашего урока? – узнать, что такое имя прилагательное, его признаки
V. Изучение нового материала
Итак, давайте сделаем вывод имя прилагательное это-часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие
Ребята, сейчас я буду называть слова, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите прилагательные.
Веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегает, летает, умный, разноцветная, мальчики, играют, радостные, девочки, холодный.
Опишите предмет по плану
Цвет, материал, размер.
Молодцы! Посмотрите на столбики получившихся прилагательных и скажите,
Сделаем вывод, имена прилагательные изменяются по родам.
Работа над составлением словосочетаний.
(Перед детьми карточки, на которых написаны слова – существительные и слова – прилагательные)
1. Пушистые, большие, сильные (зверьки, платки, ветры) (пушистые зверьки, большие платки, сильные ветры)
2. Старые, ветхие, редкие (дубы, книги, избушки) (старые дубы, редкие книги, ветхие избушки)
Чтение детьми словосочетаний.
Ребята, а если изменить число предметов изменится ли имя прилагательное? А давайте попробуем изменить. Можем ли мы сказать, что имена прилагательные изменяются по числам (да) повторим.
А скажите, зачем нам в речи нужны имена прилагательные, разве мы не можем обойтись без них, правильно ли я вас понимаю, они украшают нашу речь делают ее более…(если не отвечают: представьте себе шар. Какой ты представил. а теперь представьте большой, красный, воздушный шар- и мы все представили одинаковую картинку).
Давайте с вами подведем итог. Что же такое имя прилагательное, давайте восстановим текст, в котором пропущены слова.
Перед вами карточки, вставьте недостающие
Давайте проверим. Исправьте ошибки.
VI . Домашнее задание
Задание высылается на почту ученикам.
Выпиши имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.