Как подготовить дудук к игре
Как подготовить дудук к игре
Здравствуй дорогой друг. Если ты решил связать свою жизнь с прекраснейшим душевным инструментом Дудук, первое что необходимо, это выбрать себе профессиональный инструмент.
Обучится игре на дудуке.
Задача не из самых простых, но для этого ты здесь.
Здесь я собрал все необходимые материалы.
Изучай с удовольствием и наслаждением.
Только имея прямую связь с мастером, Вы сможете получить качественный инструмент.
Вы нашли мастера.
Чтоб выбрать дудук необходимо понять:
Аппликатура дудука одинаковая на всех видах тональностей инструмента.
Отличается только звукоряд инструмента.
Ноты для дудука записываются одинаково ( указывается только строй инструмента) ето облегчает задачу чтения и записи нот для дудука.
На первом фото указано то как записывается дудук в нотах.
При 6 закрытых верхних отверстий и одном тыльном верхнем отверстии пишется нота До, далее открывая по порядку отверстия получаем гамму До мажор.
На следующих фото показаны звукоряды дудука которые звучат в реальности.
Если трость высохшая и носик плотно закрыт, наливаем внутрь теплой воды (10-15 капель) стряхиваем, выливаем, оставляем в вертикальном положении (носиком вниз) на 15 – 20 мин ( колпачёк должен быть одет на нос трости) После этого можно приступать к первому звукоизвлечению.
Дудук
Дудук — распространенный на Кавказе древний духовой музыкальный инструмент. Дудук относится к язычковым деревянным духовым музыкальным инструментам с двойной тростью. По сути, дудук представляет собой трубку с девятью игровыми отверстиями (восемь сверху, одно снизу) и съёмного двойного язычка (трости). Существуют усовершенствованные версии дудука с дополнительными отверстиями и клапанами для управления ими.
Посмотрите интервью, которое взял Alexduduk у прославленного дудукиста Георгия Вартановича Минасова
Звук дудука образуется вибрацией двух тростниковых пластин язычка. Высота звука регулируется изменением давления воздуха на язычок инструмента и закрыванием-открыванием игровых отверстий как и на других флейтах. Трость дудука снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается.
Диапазон инструмента невелик и составляет, как правило, чуть больше одной октавы, причем диатоническая (без беломей и диезов). В то же время, при использовании приема игры с полузакрытыми отверстиями дудук легко играет полную хроматическую гамму.
Особенностью игры на этом духовом инструменте является техника непрерывного дыхания — инструмент продолжает звучать даже в моменты вдоха играющего. Это достигается за счет того, что вдыхая через нос, музыкант сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости даже во время вдоха создаёт давление на язычок.
Надутые щеки при игре на дудуке для «непрерывного дыхания»
Научиться играть на дудуке будет намного проще с обучающей программой Свирелька:
Википедия сообщает, что дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, несмотря на двойную трость, похожим не на гобой, а на саксофон (альт и сопрано) или кларнет, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью.
Дудук изготавливается в определенном строе. Наиболее распространен дудук в строе ля. Кроме строя ля существую инструменты в строе си-бемоль, до, ре, соль и другие:
Дудуки различного строя. Строй, как правило, проставляется буквой на стволе дудука.
На задней поверхности у дудука имеется два отверстия, из них верхнее — игровое и закрывается большим пальцем верхней руки. Нижнее отверстие на задней поверхности дудука в игре не используется и предназначено для точной настройки инструмента при его изготовлении. Бывает, что мастера игры на дудуке в некоторых случаях закрывают и это отверстие прижимая инструмент к животу или колену, но к тому времени, как вы подойдете к такому уровню мастерства вам вряд ли понадобится объяснять на этом сайте что-нибудь про игру на дудуке.
Расположение отверстий на стволе дудука показано на картинке ниже. Отверстия на картинке пронумерованы так, как обычно нумеруются отверстия на аппликатуре: первый номер присваивается игровому отверстию на задней стороне ствола, а игровые отверстия на передней поверхности начинаются с номера 2:
Расположение игровых отверстий на стволе дудука.
Трости для дудука обычно изготавливаются длинной 9—14 см. Материалом для трости служит растущее на юге растение «Арундо тростниковый» (Тростник гигантский) вырастающее до 6 метров в высоту:
Arundo donax тростник из которого делают трости дудука.
Трость считается расходным материалом и имеет ограниченный срок использования. Часто у одного дудука имеется несколько тростей. По своим свойствам различают трости «полегче» и «потяжелее». Начинать следует с легких тростей. Иначе, без тренировки вы не сможете долго играть — губы устанут и вы, скорее всего, прекратите занятия. В процессе обучения мышцы, задействованные в игре, постепенно укрепятся и вы сможете перейти на более тяжелые и красивые в звучании трости.
Другие усовершенствованные дудуки.
При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала.
Послушайте как это звучит в исполнении мастера (Jivan Gasparyan):
И после получения Свирельки начинайте обучение вот с этих полезных уроков:
дудук
Дудук : 3 комментария
Я уже примерно 2 года учусь играть на дудуке, но как самоучка. Инструмент у меня хороший( мастеровой-МКS), причем заказывал через друзей в Армении два дудука: ля-строй и до-строй. Хочу научиться играть более профессионально. Трости тоже хорошие, заказывал у того же мастера. Очень люблю звучание этого инструмента.
Подскажите Олег где купить хороший дудук, а не подделку?
Добавить комментарий Отменить ответ
Ознакомительная версия бесплатно.
Разучите три мелодии и, если программа понравится, сможете её зарегистрировать.
Поделитесь этой страницей с друзьями
Оставьте комментарий внизу страницы
Дудук самоучитель
Дудук. С чего начать?
Начните с приобретения стройного качественного инструмента и трости.
Сейчас очень много объявлений, но не всегда качественные инструменты там продаются, даже в музыкальных магазинах. Также важно приобрести качественные трости. Из хорошего камыша. Они различаются по жесткости, или как говорят по весу: полегче и потяжелее. Начинающим дудукистам лучше приобретать трости полегче. Итак, самое важное для начала: качественный дудук и трость. Остальное будет зависеть только от вас.
Перед началом игры на дудуке трость следует подготовить, чтобы она открылась. Трость в дудуке состоит из двух пластин, которые в сухом состоянии после длительного перерыва после игры плотно прилегают одна к другой. Если их слегка смочить (достаточно подуть в них какое-то время) пластины расходятся и образуется щель между ними.
Короткое видео о подготовке трости дудука перед игрой:
На трость дудука надет хомутик, передвигая который вдоль трости можно подстраивать инструмент. Опускаем хомутик вниз — звук повышается, поднимаем хомутик вверх — звук понижается. После игры После игры трость закрываем крышечкой, чтобы случайно не повредить пластины и ослабляем хомутик, чтобы трость отдыхала. Крышечку закрываем ровно, без перекосов. Иначе трость при хранении может повредиться.
Подготовленую (открытую) для игры трость вставляют в корпус дудука и настраивают инструмент, а чтобы хомутик не сползал по трости во время игры, его можно слегка намочить. Для настройки инструмента можно использовать фортепиано, синтезатор, электронный тюнер или другие устройства. Например, в смартфонах имеются программы-тюнеры. Если играть будут вместе два дудука (дудук и дам-дудук), то их настраивают в унисон.
Трость берется между губами примерно на 5 миллиметров. Давления на трусть губами не оказывается, иначе звук «поплывет». Раздуваем щеки так, чтобы зубы отошли от трости и выдохом воздуха в трость извлекаем звук из дудука.
Про транспонирующие музыкальные инструменты. Если на пианино нажать клавишу «до первой октавы» зазвучит именно до первой октавы и никак иначе. Если будет звучать другая нота, следует пригласить настройщика и подстроить пианино. Но так не у всех инструментов. Например, у кларнета или саксофона, когда музыкант извлекает «до первой октавы» звучит нота си-бемоль малой октавы или совсем ля. И это правильно. Потому что эти инструменты транспонирующие: в нотах прописаны одни ноты, их играет музыкант, а инструмент издает ноты перенесенные (транспонированные) на определенное количество полутонов вниз/вверх. Для таких инструментов их партии в музыкальной композиции записываются в другой тональности, чем для остальных инструментов так, чтобы когда заиграет ансамбль, инструменты звучали стройно. То есть, у транспонирующих инструментов существует различие между нотой записанной-играемой и нотой звучащей. У дудуков другая ситуация. На дудуке какую ноту играешь, та и звучит. |
Исполнительское дыхание при игре на духовых это очень важная тема. Если Вы до этого не обучались игре у профессионального преподавателя, то обязательно ознакомьтесь с информацией о дыхании. Для духовых инструментов это так же важно, как и в пении. Без правильно поставленного дыхания игры не будет.
Из особенностей дыхания при игре на дудуке отметим надутые щеки исполнителя. Таким способом создается запас воздуха, который позволяет не прерывая звучания ноты произвести вдох через нос. Очень интересный прием, который не встречается на других духовых и требует определенного навыка.
Про закрытое третье отверстие. В учебной литературе по игре на дудуке в апприкатуре этот прием не используется. В то же время, отмечается широкое использование закрытого третьего отверстия многими практикующими дудукистами. В обучающей программе Свирелька аппликатура показана как в учебниках. Если вам покажется удобным прикрывать третье отверстие, то это вполне допустимо. Это же относится и приему перехода с 4 + 4 на 3 + 4. |
Начинать обучение следует с извлечения отдельных нот. Лучше начать с верхних нот — тех, у которых игровые отверстия на передней стороне ствола открыты. Потом можно учиться извлекать ноты закрывая последовательно отверстия указательным, средним безымянным пальцами верхней руки. Ноты следует «раздувать». То есть научиться извлекать их ровно, не «плавая» и без срывов и на протяжении как можно более длительного времени. Вначале на протяжении нескольких секунд, затем на протяжении нескольких десятков секунд и, возможно, до минуты и дольше. Вначале не все ноты будут получаться ровно, но этого и не следует ждать в самом начале обучения. В дальнейшем все получится.
Дудук изготавливают чаще всего из абрикосового дерева.
Важно играть гаммы, трезвучия, арпеджио. Полностью поддерживаю Олега! Это действительно важные упражнения для разработки пальцев, постановки дыхания и для того чтобы научиться играть на дудуке.
И возьмите обучающую программу Свирелька себе в помощь, чтобы быстрее освоить аппликатуру дудука:
интернет-магазин этнических
музыкальных инструментов
История инструмента
Дудук, реже «циранапох»(арм.), что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» либо «душа абрикосового дерева» — один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту. В русле данной гипотезы, мы можем полагать, что его история насчитывает порядка трёх тысяч лет. Другие относят появление дудука ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95—55 гг. до н. э.). Считается, что дудук под именем «циранапох» упоминается в трудах историка V в. Мовсеса Хоренаци. Дудук изображался во многих средневековых армянских рукописях.
Возможно, вследствие существования довольно обширных по территории армянских государств (Великая Армения, Малая Армения, Киликийское царство и т. д.) и благодаря армянам, проживавшим не только в пределах Армянского нагорья, а также в Персии, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, на Балканах, Кавказе, в Крыму и т. д., дудук распространялся и на этих территориях. Также дудук мог проникать за пределы своего первоначального ареала распространения благодаря существовавшим в соответствующее время торговым путям, часть из которых проходила в том числе и через Армению. Будучи заимствованным в других странах и становясь элементом культуры других народов, он в течение веков претерпевал некоторые изменения. Как правило, это касалось мелодики, количества звуковых отверстий и материалов, из которых изготавливался инструмент.
Музыка на армянском дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада. Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.
Обычно дудукисты (музыканты, играющие на дудуке) во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах — зурне и шви. При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент доол. Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает народные песни и танцы, а также свадебные и похоронные церемонии.
Описание
Дудук состоит из игровой трубки, традиционно изготовленной из абрикосового дерева, и съёмной трости, из тростника. Длина армянского дудука составляет от 28 до 40 см. На лицевой стороне имеется 8 игровых отверстий и два отверстия на обратной стороне, одно игровое для большого пальца, а второе используется для настройки инструмента. Длина трости, известной как «рамиш» (арм.), обычно равна 9—14 см.
Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха, а также закрывания-открывания игровых отверстий. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается.
В начале XX в. дудук получил определение диатонического однооктавного инструмента. Однако, несморя на это, хроматические ноты достигаются при помощи частичного закрывания игровых отверстий.
Изготавливается дудук в тональностях G, A, Bb, H, C, D, E, Eb и F. Существуют так же разновидности: альт, тенор, бас-дудук и пикколо.
Для начинающих рекомендуется инструмент в тональности A(ля).
Основы игры
При игре на дудуке необходимо следить за положением вашего тела и инструмента. Вы должны быть расслаблены, держать голову прямо и не изгибать спину. Дудук держите под углом 50 гр. относительно тела. Локти немного приподняты, для свободного дыхания. При игре сидя, не скрещивайте ноги, так как это излишне напрягает брюшной пресс, что напрямую сказывается на дыхании. При игре стоя, правая нога немного впереди.
Перед началом занятий, убедитесь, что инструмент готов к игре. Трость должна быть раскрыта, то есть иметь небольшой зазор между пластин. Если же она закрыта, капните вовнутрь немного воды. Вылейте и надев колпачок подождите минут 15-20, после чего можете приступать к игре на дудуке.
Далее несильно зажмите трость губами за самый конец. Надуйте щёки, так чтобы губы немного отошли от дёсен, и сделайте плавный и медленный выдох.
Для достижение правильного звукоизвлечения рекомендуется начинать с простых упражнений.
Постановка рук при игре на дудуке бывает двух типов: упрощенная, когда не используется мизинец на левой руке, и полная, при которой задействованны все пальцы. Для начинающих рекомендуется упрощенная.
Уход за инструментом
Дудук нуждается в периодическом уходе, заключающемся в смазывании трубки. Лучше всего для этих целей подходит масло грецких орехов. Трубка смазывается снаружи, но ни в коем случае не внутри.
После игры трость необходимо вытащить из трубки, ослабить на ней регулятор, надеть колпачок и дать ей просохнуть. Хранить трости рекомендуется в вентилируемых футлярах.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Мой дудук не играет, что делать?
1. Ознакомьтесь с основами игры
2. Проверьте трость. Если она не раскрылась, такое случается при редком ее использовании, то опустите трость в небольшое количество воды, приблизительно на 1-1,5 см. Периодические проверяйте и как только трость раскроется, вытрите ее и можете приступать к игре. Если же получилось так, что трость раскрылась слишком сильно, то наденьте колпачок и отложите ее минут на 15-20, дав тем самым подсохнуть. После чего можете приступать к игре.
3. Проверьте правильность постановки пальцев при игре. Отверстия должны быть плотно закрыты первой фалангой. Возможно какое то из отверстий неплотно зажато.
4. Возможно при игре вы сильно сжимаете трость губами.
5. Следите за дыханием. Достаточно небольшого напора воздуха для того, чтобы трость завибрировала и появился звук.
Мой дудук не строит
1. Ознакомьтесь с основами игры
2. Переместите регулятор на трости ниже или выше, и тем самым добейтесь нужного звучания.
3. Для повышения общего строя можно смотать нитки с основания трости. Аналогично для понижения нитки наматываются.
Как подготовить дудук к игре
Вибрато есть амбушюрное (челюстно-губное) диафрагмальное (используется редко)
Диафрагмальное: раскачивание воздуха при помощи дыхания и диафрагмы.
Амбушюрное: раскачивание звука при помощи губ и челюсти как бы жуя, при етом вибрато не должно превышать четверти тона вверх и в низ вокруг основного тона на котором вибрацию делаете.
На одном из видео Г.Дабагряна (2ч) видно как это делается.
Но при этом если у вас зажато дыхание, сбитый губной аппарат, зажаты руки вибрато будет скудное и дрожащее.
Главное не количество вибрато, а качество. Вибрато это только украшение звука!
Здравствуйте, во первых нотная грамота везде одинаковая так как это ноты : ) и не зависит на каком инструменте играете.
И если хотите научиться пользоваться нотами вы должны разучить длительности нот, знаки альтерации (это знаки помогающие передать то как должна звучать та или иная нота) и где на какой линейке пишутся ноты на нотном стане.
Чтоб не прописывать начальный курс музыкальной школы можем провести урок по скайпу в ускоренном режиме (alexduduk)
Во вторых вы должны запомнить дудук транспонирующий инструмент, а это означает что нота звучание которой вы слышите в реальности будет одна а на нотах записывается по другому и к этому нужно привыкать.
Пример: закрыто верхняя нижняя дырочка и 6 верхних звучать должна нота Ля (если сверять с фортепиано) а записывается на нотном стане как нота ДО.
Соответственно играя в верх гамму, в реальном звучании будет Ля мажор, а в нотах напишется как До мажорная гамма.
Верхняя нота D ( си по фортепиано) берётся на пережиме и является сложной нотой особенно если трость не качественная, и она в большинстве композиций является проходящей, потому вибрато можно не использовать
Потренируйте её на длинных звуках под тюнер.
Губное вибрато на ней сложное и получается у опытных музыкантов, я в основном использую диафрагмальное вибрато (вибрато с помощью качания воздуха диафрагмой)
Полутона от трости зависят если трость изготовлена мастером не добросовестно без соблюдений всех физ. и тех правил будут проблемы.
По трости скажу так одну и ту же трость можно использовать как на класическом дудуке так и на полуторооктавнике и двухоктавнике и все ноты будут извлекаться. (естественно если все ети дудуки одного строя и трость соответствует тоже строю дудуков)