Как подготовить левшу к школе
Консультация «Леворукий ребенок. Как подготовить к школе»
Наталья Кононова
Консультация «Леворукий ребенок. Как подготовить к школе»
1. Просвещение родителей об особенностях леворуких детей.
2. Формирование представлений о том, как готовить к школе леворуких детей.
Уважаемые родители, у вас особые дети, у них ведущей является левая рука.
Знаете ли Вы, что леворукими были величайшие художники Микеланджело и Леонардо да Винчи; римский император Юлий Цезарь, ученые И. П. Павлов, Дж. К. Максвелл, выдающиеся полководцы Александр Македонский и Наполеон, актер Чарли Чаплин и др. Вот и Ваш ребенок оказался в одном списке с выдающимися личностями. Он нуждается в Вашей помощи.
Психологи отмечают следующие качества леворуких детей.
«Левши» часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства.
У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.
Часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков.
Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.
Причины особенностей левшей и правшей кроются в том, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности.
Необходимо принять все меры, которые могли бы помочь Вашему малышу. Помимо основной работы по подготовке детей к школе, у детей левшей следует подготовить левую руку, ведь ребенку придется ею много работать и в большей степени держать ручку и писать.
Раньше в школах леворуких детей переучивали. Сегодня физиологи, психологи,педагоги едины во мнении: ни в коем случае этого делать нельзя! Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.
К наиболее часто встречающимся проявлением невротической симптоматики у переученных левшей можно отнести:
головные боли (боли в животе);
тики; навязчивые движения;
повышенная возбудимость, раздражительность;
укачивание в транспорте:
повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам;
двигательное беспокойство, неусидчивость;
Переучивая ребенка-левшу держать в правой руке ложку, карандаш, мы тем самым перекладываем врожденные функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет так называемой проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. Развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает», в каком полушарии ей «осесть», ее все время «запихивают» в то полушарие головного мозга, которое должно реализовать не речевое, а музыкальное восприятие и воспроизведение.
Именно поэтому нередко взрослые левши, которых в раннем детстве жестоко переучивали, не умеют ориентироваться на местности, танцевать, не воспринимают мелодии (о таких людях говорят, что им медведь на ухо наступил). Дети неловки в движениях, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки и, как всякий лишенный свободы человек,подвержены неврозам: либо заторможены в развитии, либо чрезмерно возбуждены, упрямы, невнимательны.
Если у ребенка ведущий глаз левый, он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги. Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и тетради. Поэтому он и читает слово с конца. Видит, что получается бессмыслица, и не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, травмируют, тогда как малышу надо помочь.
Многие левши, переученные в детстве, всю жизнь пишут и держат ложку правой рукой. Зато все, чему их не обучали в детстве делать правой рукой, даже в зрелом возрасте делают левой. Правая рука нередко остается у них менее ловкой, менее приспособленной к труду.
Подготавливая к школе левшей необходимо использовать пошаговую подачу материала. Т. е. для обучения левшей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные операции. Левша должен все воспринимать строго последовательно.
Поэтому при объяснении способа действия необходимо выделять этапы выполнения в их четкой последовательности, а порядок оформления заданий унифицировать, сделав его пригодным для любого вида работ.
С детьми следует проводить упражнения, которые способствуют развитию двигательного аппарата руки, укрепляют его. Не думайте, что только Вашему ребенку они необходимы, такие же трудности испытывают дети, которые пишут правой рукой. У них также плохо подготовлена рука к письму. Но им легче ориентироваться в тетради. Пишут в тетради слева направо, а Вашего ребенка надо этому учить, так как он ориентируется в письме справа налево. Необходимо помочь ребенку писать рукописные буквы в том направлении, в котором они даны.
Укреплению и развитию руки,координации движений будут служить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание лент, ниток, перекладывание мелких игрушек, работа с конструктором, закручивание и раскручивание гаек конструктора, игра с мозаикой, вырезание из бумаги предметов различной формы, плетение из ниток, завязывание узелков, работа с пластилином и т. д.
Можно предложить гимнастику для пальцев:
– ладони рук лежат на столе; поднять по одному пальцы сначала левой руки, а затем правой и в обратном порядке;
– выпрямить кисть левой руки и поочередно присоединить безымянный палец к мизинцу, средний к указательному и т. д. ;
– левую ладошку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой палец, остальные пальцы при этим должны постепенно подниматься вверх;
– Сжать пальцы левой руки в кулак и вращать кистью в разные стороны;
– Левую руку поставить на локоть, разомкнуть пальцы как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку;
– Перекатывать маленький шарик (или ластик) на столе с поворотами его в разные стороны;
– Сложить ровно палочки на столе и т. д.
-Рисование плавных линий, петель и зигзагов. Задание пройти, пробежать по дорожке, выйти из лабиринта, проехать по горкам, нарисовать морские волны, дождь, горы, снежные вершины, облака.
Рисование линий, овалов, полуовалов в тетрадях. Для этого задания используются тетради в крупную клетку, в которой дети знакомятся со строкой, располагают в строчке палочки короткие, длинные, их чередование. Затем осваивают наклонные линии (диагональ, закругления, полуовалы.
При подготовке леворукого ребёнка к письму следует научить его:
1. Соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
2. Правильно держать карандаш (ручку);
3. Правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, при рисовании и письме.
Вам родители, необходимо следить за тем, как ребенок сидит при письме. Ребенок должен:
сидеть прямо, не загораживая себе линию строки;
опираться на спинку стула;
не касаться грудью стола;
ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;
свет должен падать справа
туловище, голову, плечи держать ровно;
обеими руками в области предплечья опираться о край стола (локти выступают за край стола).
Это все, что я хотела Вам сказать, все о чем я говорила, оформлено в виде рекомендаций, которые я вам раздам, готова ответить на ваши вопросы.
Рекомендации родителям леворукого ребенка
1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.
2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.
3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
4. Помните, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.
5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
6. Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
7. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
8. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
9. Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами – эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.
10. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.
Консультация для родителей «Леворукий ребенок» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК». В семье радость: малыш впервые сам — САМ! — взял погремушку из рук матери и бросил на пол.
Как научить писать ребенка-левшу
Подготовка ребенка к школе. Как правильно писать левой рукой
Считается, что число левшей в мире увеличивается — а может быть, их просто перестали переучивать? Если у вас тоже растет ребенок-левша, задуматься о его подготовке к школе, научить ориентироваться на листе бумаги и правильно держать ручку и карандаш нужно заранее. Какие же трудности могут возникнуть при обучении леворукого ребенка в школе и как их преодолеть?
Чем отличается мозг левши и правши
Каждое из полушарий головного мозга выполняет определенные функции. У правши правое полушарие работает с образами: затылочные доли ответственны за зрительное восприятие, распознавание картинок и т.д. Височная доля правши воспринимает звуки, интонации речи и тембр голоса. Теменная доля правого полушария у правши позволяет человеку ощущать свое тело и совершать осмысленные, целенаправленные движения.
Левое же полушарие у правши сугубо речевое: височная доля «расшифровывает» язык и отвечает за слухо-речевую память, благодаря которой мы помним, о чем говорилось в начале фразы, когда слышим ее конец. Затылочная доля левого полушария у правши расшифровывает символы: алфавит, математические знаки, дорожные знаки и т.д. Левая теменная доля у правши отвечает за артикуляцию, а левая лобная доля правши ответственна за правильность речи; она же формирует навыки логического мышления, логического поведения, планирования и регулирования всей нашей деятельности. Все речевые навыки закрепляются только при помощи функций лобной доли.
У абсолютного левши полушария полностью меняются функциями: правое отвечает за речь, левое — за образное мышление. Все эти особенности и предпочтения окончательно формируются к 5–7 годам, до этого «ведущая» рука может периодически меняться. Поэтому и определять, левша или правша ваш ребенок, с помощью теста лучше ближе к школе.
И абсолютным правшам, и абсолютным левшам жить относительно комфортно, они без особого труда овладевают навыками речи, письма и чтения, если только левшу насильно не переучивают писать правой рукой. Но, кроме абсолютных левшей и правшей, примерно у 50% населения отмечается парциальное или мозаичное, а иногда и скрытое левшество. (Когда, например, ребенок пишет правой рукой, но мячи забивает левой ногой.)
Если вы поспрашиваете своих знакомых, среди них наверняка найдется большое количество и явных, и скрытых, и парциальных левшей. У взрослого переученного или скрытого левши из-за неразберихи в функциях полушарий могут быть трудности с пониманием речи, грамотным письмом, почерком, координацией движений. Но даже у стопроцентных правшей или левшей одно полушарие может быть немного «сильнее» другого.
Как подготовить ребенка-левшу к школе
Итак, переучивать левшу не надо. А что делать? В обыденной жизни левшество не сильно мешает ребенку. Но как он будет писать в школе? Вот что беспокоит большинство родителей. Здесь действительно есть свои трудности и секреты.
Если у ребенка ведущий глаз левый, он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги. Зрение устроено так, что левша невольно смотрит левым глазом на правую сторону книги или тетради. Бывает, что ребенок левша начинает читать слово с конца. Получается бессмыслица, и он не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, тогда как малышу надо помочь.
Проблемы с чтением, письмом и речью могут возникать у детей-левшей и в тех случаях, когда ведущий глаз у них левый, а ведущая рука — правая. Чтобы помочь ребенку, в текстах для чтения и при чтении отдельных слов можно помечать цветным карандашом букву, с которой следует начинать читать слово.
Часто дети-левши пишут печатные буквы зеркально, «в обратную сторону». Делать замечания таким детям бесполезно. Лучше предложить ребенку по образцу конструировать буквы из разной длины палочек и полукругов, а затем предлагать списывать буквы по планирующим направление движений линиям, снабженным стрелками, и пунктирным точкам — показывающим и откуда начинать, и куда вести линию. Полезно вместе с ребенком проговорить план написания буквы: сначала. затем. обратить его внимание на сходство и различие элементов буквы.
Как писать левой рукой
Когда ребенок-левша начинает рисовать и писать левой рукой, не мешайте ему, а помогите правильно поставить руку. Присмотритесь к тому, как лежит ваша правая рука во время письма: у вас лист бумаги (тетради, альбома) направлен нижним левым углом к груди. Правая рука от локтя до кисти плотно прилегает к столу и к верхней части листа бумаги. Руки ребенка-левши должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая — лежала на столе и придерживала лист, чтобы он не ерзал.
Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.
Карандаш или шариковая авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают карандаш на расстоянии 1,5–2 см от пишущей части карандаша или «шарика». В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки — влево, а движение кисти и пальцев — вправо).
Кисть левой руки с ручкой или карандашом находятся под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится «выворачивать» кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево. Такой наклон нередко наблюдается и у правшей.
Главное — дать ребенку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок, чтобы ребенок мог спокойно контролировать свое письмо. При этом тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине его груди.
Ребенку-левше трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он затрудняется в определении стороны начала письма. В этом случае надо отмечать цветной вертикальной линией или точкой левую сторону строки для нахождения правильной «точки отправления» начала письма буквы.
И напомним: раньше 6–7 лет категорически не рекомендуется учить ребенка писать — его рука и глаза еще не готовы к этому независимо от того, правша он или левша.
Равнение. налево! Как подготовить к школе ребенка-левшу?
Ваш ребенок — левша? Значит, у него есть свои особенности.
Ася Штейн учитель высшей категории, специалист по раннему развитию детей
В наступившем году вашему малышу предстоит стать первоклашкой? Прежде чем искать прогимназию, организовывать занятия, подбирать пособия, вам необходимо выяснить немаловажную вещь: какая рука у вашего ребенка ведущая?
Зачем это надо? — удивятся родители. — Времена, когда левшей жестоко переучивали, к счастью, давным-давно канули в прошлое!
Да, времена изменились. Но маленькому левше в школе — особенно на первых порах — может быть очень непросто.
Предпочтение руки при письме — лишь видимая часть айсберга отличий левшей от правшей. На самом деле отличия кроются гораздо глубже.
Левую половину нашего тела контролирует правое полушарие мозга, отвечающее за целостное восприятие, эмоционально-образную картину мира.
В то время как левое полушарие, связанное с правой половиной тела, отвечает за логику, анализ, систематизацию. То есть от картины мира правши картина мира левши, у которого доминирует правое полушарие, отличается принципиально. Он словно Алиса, попавшая в Зазеркалье, ежедневно и ежечасно сталкивается с непосильными проблемами там, где правша не испытывает никаких затруднений.
Левши хуже правшей ориентируются в пространстве и времени. У них чаще, чем у других детей, возникают проблемы речевого развития, трудности при обучении чтению, письму и математике, особенно геометрии. Кроме того, поскольку любая информация, воспринятая правым полушарием, окрашивается эмоционально, дети-левши крайне ранимы, истощаемы, склонны к истерикам, страдают дефицитом внимания.
При этом программы подготовки к школе и программы начальных классов практически не адаптированы к потребностям и возможностям детей-левшей. И малыш даже в прогимназии будет испытывать сильнейший стресс. Поэтому одна из важнейших задач последнего года перед школой — помочь ребенку-левше хотя бы частично адаптироваться к требованиям, с которыми он столкнется в школе.
Левши явные и. тайные
Если ваш ребенок с младенчества все делает только левой рукой, картина кристально ясна: он левша. Но подвох в том, что помимо явных левшей есть еще и скрытые — те, у кого при ведущей правой руке доминирует правое, а не левое полушарие мозга.
Эти дети, как правило, чувствуют себя в школьном социуме еще более некомфортно, чем «чистые» левши. Ведь их рассеянность, неряшливость, скверный почерк, нелепые ошибки в письме и счете чаще всего объясняют недостатком прилежания. Попав в прогимназию, а потом в первый класс, ребенок сразу же оказывается в числе аутсайдеров. И позже изменить репутацию неуспешного ученика нелегко.
Выявить скрытую леворукость можно при помощи несложных тестов. Попросите малыша:
Понаблюдав за ребенком, вы определите, какие у него ведущие рука, глаз и ухо. Однако чтобы получить более или менее объективные результаты, необходимо соблюдать несколько правил:
Не стоит переживать, если ваш ребенок — явный или скрытый левша. Ведь леворукость — вариант нормы. Просто помогите будущему первоклашке скорректировать особенности его развития.
Координация движений у левшей
Дети-левши плохо осваивают сложные манипуляции, требующие слаженных, особенно асинхронных движений обеих рук или ног. Завязывать шнурки, застегивать пуговицы, шить, вязать, танцевать, кататься на роликах или велосипеде, плавать — все это требует от них колоссального напряжения и невероятных усилий. Но комплекс несложных упражнений научит ребенка контролировать свои движения.
Дыхательная гимнастика
Ребенок лежит на спине и спокойно, размеренно дышит. Потом темп дыхания изменяется: вдох — задержка — выдох — задержка. Причем на вдохе нужно втягивать живот, а на выдохе — надувать. Сначала каждая из фаз длится две-три секунды, затем их удлиняем.
Упражнения для глаз
Не поворачивая головы, ребенок следит глазами за движениями пальца — слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх, по кругу. Затем попросите малыша высунуть язык и водить им в том же направлении, куда движутся глаза. А после — в противоположном. Важно: движения языка и глаз должны быть одновременными, а не последовательными.
Тактильная гимнастика
Приготовьте несколько парных предметов с характерной формой (например, шарик, кубик, шишка) и ярко выраженной фактурой. Положите по одному предмету из каждой пары в непрозрачный мешочек. Дайте ребенку в руку один предмет и попросите найти второй рукой на ощупь такой же в мешочке. Затем поменяйте руки. Начинайте с двух-трех пар предметов. Затем увеличивайте количество пар и уменьшайте различие между ними. Например, можно взять несколько разных ключей.
Пространственные представления
У левшей медленно и плохо формируются навыки ориентации в пространстве. В их «зазеркалье» верх и низ, право и лево легко могут меняться местами. Поэтому они могут написать слово или число справа налево или сверху вниз, а могут и вовсе по диагонали. Левши, например, с трудом учатся такой нехитрой операции, как сложение в столбик, а скопировать картинку по образцу для них — непосильный труд.
Как помочь этой беде? Главное при формировании пространственных представлений — опираться не на абстрактные категории, а на сенсорный, телесный опыт ребенка. Для начала необходимо задать точку отсчета. Ею будет левая, ведущая рука ребенка: наденьте на нее часы, красивый браслет, симпатичный колокольчик. Отсюда можно будет строить систему координат. Например, читать, рисовать, рассматривать комиксы нужно «от колокольчика». Буква «Я» и цифра 9 головку поворачивают «к колокольчику», а буква Р и цифра 6 — «от колокольчика».
Важно!
Детям-левшам свойственно «застревать» на одном действии. Они с трудом переключаются с одной операции на ругую, не могут выполнять несколько действий параллельно (например, говорить и рисовать). Кроме того, из-за сложностей с пространственными представлениями левше трудно научиться узнавать время по часам со стрелками.
Чтобы помочь ребенку, в игре научите его разбивать действие на последовательные операции. Например, обезьянка идет в бассейн. Что ей нужно делать? Раздеться, убрать вещи в шкафчик, надеть тапки и шапочку, принять душ, надеть плавки.
Совет
Почувствовать продолжительность времени ребенку помогут песочные часы. Они научат собирать вещи, одеваться, выполнять задания за определенный срок.
Консультация для учителей начальной школы: «Ребенок-левша. Практические советы по оказании помощи «леворуким» детям»
Левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел. Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.
Вообще, между полушариями мозга существует определенная специализация, свыше 90% функций контролируется перекрестно, как бы наоборот. Поэтому левша должны отличаться некоторыми особенностями. Написать «Алису в Зазеркалье» и придумать улыбку чеширского кота, которая остается, когда его и след простыл, мог только левша Льюис Кэрролл. Такое не каждому придет в голову.
В осуществлении движений телом участвуют оба полушария головного мозга. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое, соответственно, левой рукой и ногой.
Причины особенностей левшей и правшей кроются в том, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. Это может быть представлено в следующем виде. (Рисунок 1).
1. Конкретное мышление
2. Математические вычисления
8. Двигательная сфера
1. Абстрактное мышление
5. Ритм, восприятие музыки, интонации
7.Ориентировка в пространстве
8. Чувственная сфера.
Если по этим тестам вы не смогли определить ведущую руку ребёнка, попробуйте следующее упражнение. Возьмите стакан, положите в него мелкие пуговицы или бисерины и попросите ребенка ложкой доставать их по одной штуке. Эти действия очень сложны для детей, поэтому они обязательно возьмут ложку в ведущую руку.
Самые знаменитые ЛЕВШИ:
Николай Лесков (писатель, автор «Левши»), Владимир Даль (писатель, лексикограф, этнограф), Лев Толстой (писатель), Иван Павлов (физиолог), Сергей Прокофьев (композитор, пианист, дирижер), Сергей Рахманинов (композитор, пианист, дирижер), Василий Кандинский (живописец и график), Гарри Каспаров (шахматист). Александр Волков (теннисист), Виктор Сухоруков (актер), Пол Маккартни (музыкант), Джулия Робертс (актриса), Альберт Энштейн (ученый), Наполеон Бонапарт (император), Майя Плисецкая (балерина), Тина Канделаки (теле-радиоведущая), Леонардо да Винчи (гений), Бетховен (композитор), Моцарт (композитор), Чарли Чаплин (актер), Мэрилин Монро (актриса), Жанна д’Арк (революционерка) и многие другие.
Раньше в школах леворуких детей переучивали. Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: ни в коем случае этого делать нельзя! Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ НАША НАСТОЙЧИВОСТЬ?
Переучивая ребенка-левшу держать в правой руке ложку, карандаш, мы тем самым перекладываем врожденные функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет так называемой проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. Развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает», в каком полушарии ей «осесть», ее все время «запихивают» в то полушарие головного мозга, которое должно реализовать не речевое, а музыкальное восприятие и воспроизведение.
Именно поэтому нередко взрослые левши, которых в раннем детстве жестоко переучивали, не умеют ориентироваться на местности, танцевать, не воспринимают мелодии (о таких людях говорят, что им медведь на ухо наступил). Дети неловки в движениях, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки и, как всякий лишенный свободы человек, подвержены неврозам: либо заторможены в развитии, либо чрезмерно возбуждены, упрямы, невнимательны.
Если у ребенка ведущий глаз левый, он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги. Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и тетради. Поэтому он и читает слово с конца. Видит, что получается бессмыслица, и не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, травмируют, тогда как малышу надо помочь.
Многие левши, переученные в детстве, всю жизнь пишут и держат ложку правой рукой. Зато все, чему их не обучали в детстве делать правой рукой, даже в зрелом возрасте делают левой. Правая рука нередко остается у них менее ловкой, менее приспособленной к труду.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕКРЕТЫ ОБУЧЕНИЯ МАЛЕНЬКИХ ЛЕВШЕЙ.
Необходимо использовать пошаговую подачу материала. Т.е. для обучения левшей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные операции. Левша должен все воспринимать строго последовательно.
Поэтому при объяснении способа действия необходимо выделять этапы выполнения в их четкой последовательности, а порядок оформления заданий унифицировать, сделав его пригодным для любого вида работ.
Далее отрабатываются понятия верхнего правого угла, нижнего левого угла и т.д. Продуктивен для занятий с целым классом вариант, при котором лист бумаги заменяется поверхностью парты и ребенок работает в границах своего рабочего места. Ученики по команде учителя кладут на указанное место, например в верхний правый угол, ластик. В этом случае проследить за движениями бывает значительно проще.
Очень важным этапом освоения левшой тетрадного листа является верный отсчет клеточек во всех направлениях. Дело в том, что попытки их подстраховать часто заканчиваются провалом, так как ребенок попросту не замечает точки-подсказки! Поэтому команду «отступить вниз три клеточки» хорошо подкрепить движением руки вниз.
Затем подходит очередь графических диктантов. Желательно, чтобы по окончании диктовки в тетради при верном выполнении получался какой-то узнаваемый силуэт.
В современных пособиях встречается много заданий на подбор пары данной фигурке из нескольких приведенных ниже вариантов, среди которых присутствует и зеркальное изображение. Полезно копировать образец, начав с простых фигур и постепенно их усложняя, но по-прежнему при предварительном анализе выделяя отдельные части и спланировав порядок работы.
Дисграфические ошибки на письме леворуких детей и как их предотвратить:
— выраженные нарушения почерка,
Важно понять, что ребенку-левше неудобно пользоваться обычными пишущими принадлежностями, они тратят больше времени и усилий, чем правши. Например, левшам очень неудобно работать с ластиками обычной формы. Им удобнее пользоваться ластиками треугольной формы, которая соответствует естественному захвату руки и уменьшает мышечные усилия, необходимые для удержания ластика.
Также пользоваться обычной линейкой леворуким ученикам неудобно. Это связано с тем, что рука движется слева направо, при этом закрывается шкала и размазывается линия. Эти проблемы решаются с помощью линейки для леворуких, разметка шкалы в которой идет справа налево.
Также для левшей разработаны:
1. Ручки для левшей.
Особенность ручек для левшей в том, что многие из них имеют эргономичную трехгранную форму, которая соответствует естественному захвату руки и уменьшает мышечные усилия, необходимые для держания пишущего инструмента. А специальные резиновые подушечки для пальцев одновременно оказывают «массажные услуги».
2. Карандаши для левшей.
3. Фломастеры для левшей.
4. Ножницы для левшей.
5. Линейки для левшей.
6. Точилки для левшей.
7. Ластик для левшей.
ЛИТЕРАТУРА, которая поможет лучше понять леворукого ребёнка и оказать ему квалифицированную помощь:
Автор: Светлана Чижова. Ваш ребёнок левша? Значит он просто не такой, как большинство. Скорректировать особенности его зрительно-пространственного восприятия и подготовить малыша к обучению в школе поможет эта книга. Ребёнок познакомится с буквами, разовьёт мышцы кисти пишущей руки, научится штриховать, писать печатными буквами, подготовится к письму и чтению. А в дальнейшем будет чувствовать себя уверенно на уроках и в коллективе сверстников. Задания придутся малышу по душе, ведь при их составлении автор учитывала присущие левше эмоциональность восприятия, непроизвольную память, образное мышление. Творческий подход автора, проверенная годами методика и ваше терпение дадут положительный результат.
Автор: Диана Хорсанд. Если ваш ребёнок родился левшой, считайте, что вам повезло! Скорее всего он обладает феноменальными способностями. Но этот мир предназначен, в основном, для правшей, и поэтому, проблем маленькому гению не избежать. Только родительская любовь, терпение, понимание помогут ребёнку перестать чувствовать себя «белой вороной» и реализовать таланты, заложенные от природы.
Автор: М.М. Безруких. В книге рассказывается о происхождении леворукости, об особенностях маленьких левшей, их дошкольных и школьных проблемах. Подробные тесты для определения леворукости, множество практических рекомендаций, примеров и заданий помогут понять леворуких детей и правильно организовать работу с ними. Издание адресовано родителям, педагогам, психологам и тем специалистам, которых интересует данная проблема.