Как подготовить машину к ралли

Подготовка машины для ралли на любительском уровне [1]

Как подготовить машину к ралли. Смотреть фото Как подготовить машину к ралли. Смотреть картинку Как подготовить машину к ралли. Картинка про Как подготовить машину к ралли. Фото Как подготовить машину к ралли

Ни для кого не секрет, что ралли это достаточно дорогой и требующий много знаний и времени вид автоспорта. Я постараюсь дать пару советов для начинающих на примере своей первой раллийной машины. Мой выбор пал на таврию нова 1994 года выпуска в кузове хетчбек. В первую очередь из-за низкой цены машины (мне она досталась за 600 уе), переднего привода, и легкости конструкции в целом.

Мотор. Решил сразу не трогать, так как 1.2 литров достаточно хватает для начинающих, это, правда, при условии полностью разобранного салона, не оставил ничего лишнего. Так как мотор карбюраторный, я заменил его на солекс от ВАЗ 2108 (около 150 грн на рынке), с жиклерами на 29 (также возможно на 32, но тогда на холостых оборотах двигатель будет «заливать», а это в свою очередь вызовет массу проблем). Это дало прибавку мощности в 2-3 л.с., не так много с одной стороны, но эта добавка мощности приподняла «рабой диапазон» оборотов где то до 5500 об/мин (до этого изменения после 4500 мотор «умирал»). Так же поставил полиуретановые подушки двигателя (120 грн) для большей приемистости.

Первый месяц я откатался на стандартной КПП, но жесткий стиль езды и езда по гравию и песку не пошло на ей пользу, в следствии чего ее заклинило на 2-й передаче. Я же в этом случае заказал себе кулачковую самодельную КПП (550 грн с работой) на основе стандартной. Когда менял коробку, заменил и сцепление, его тоже оставил стандартное, только с керамическими накладками (300 грн). При желании мотор можно заменить на ВАЗовский от 2108 объемом 1.3 л не больше, так как при попытке перехода в официальны класс вы попадете в класс машин с объемом двигателя до 1.6 л где требования по безопасности и технической подготовке намного выше чем самом простом, бюджетном, классе, что в свою очередь потянет за собой немалые финансовые вложения, а это противоречит общей идеологии того о чем я сейчас пишу. На ВАЗовском моторе практически ничего менять не придется, обойтись лишь доработкой карбюратора и КПП.

Подвеска. Ту то и произошли наибольшие изменения в конструкции авто. Переднюю подвеску я полностью заменил на ВАЗовскую, начиная от рычагов до ступиц (800 грн), в первую очередь это было востребовано тем, что для участия в гонках нужны были хорошие тормоза, а на таврии с завода все 4 тормоза барабанные, в то же время замена передних ступиц на восьмерочные позволила поставить 13″ вентилируемые тормозные диски (180 грн за 1 шт.) Самым трудным было изменить верхнюю опору стойки со всеми ее внутренностями, а вот с интеграцией рычагов, ведущих валов, и рулевого механизма почти не возникало, так как сами по себе запчасти очень похожи и Таврийские и ВАЗовские.

Так как это был бюджетный проект, то амортизаторы я купил от ГАЗ 2410 (25 грн за бу) и путем нехитрых доработок (укорачивание и подгонка креплений под ВАЗ) приспособил из к своей подвеске. Пружины спереди тоже поставил от восьмерки, но с переменным шагом витка, что добавило подвеске нужной жесткости (300 грн за пару). Поставил переднюю распорку между лонжеронами (80 грн.) Передний сдвоенный стабилизатор (200 грн купил 2 одинарных и специальными хамутами скрепил их воедино, а в месте крепления установил полиуретановые сайлентблоки). Сзади добавил только стабилизатор (60 грн) и амортизаторы от ГАЗа.

Кузов. Я полностью разобрал салон, оставил только торпеду. Снял печку, так как кроме лишнего веса толку в ней не было. Купил 2 кресла (Рекаро 1400 грн за шт, бу-шные) и новый руль (75 грн.). Опять же первое время я откатался без каркаса, а позже когда получил гоночную лицензию (для этого нужно принять участие в 3 и более официальных любительских гонках) и перешел в официальный самый бюджетный класс У2 мне пришлось сварить каркас безопасности по всем требованиям федерации автоспорта (600 грн). Также при переходе в официальный класс полностью удалить всю мастику и обесшумку, так как она считается огнеопасной и по правилам безопасности ее тоже не должно быть. Запаска, по требованиям безопасности, перенеслась из-под капота в багажник.

Колеса. Так как спереди уже стояли новые ступицы это позволило мне вперед поставить 13″ литые диски с резиной 175/65/R13, а сзади поставил разварные диски для таврии с резиной 175/65/R13.
На данный момент я провел еще много доработок, в основном это связано с тем, что я перешел в более высокий класс где, как я уже писал, требования намного выше, но тех что я описал хватило мне на пол года участия на любительском уровне. Цены указывал только на запчасти, так как все работы проводил сам или с помощью знакомых.

Источник

Как подготовить автомобиль к первому ралли? Субару центр X-team

Пока горячие сердца на кредитных авто топят по трассам и соревнуются между светофорами в городе, ответственные автолюбители удовлетворяют свое желание пришпорить дармоедных коней на платных кольцевых трассах, а страсть к победе – в соперничестве на чемпионатах.

Но если, погоняв разок на своем авто по кольцу можно даже избежать замены шин, то для участия в раллийных соревнованиях придется существенно модернизировать машину, и в зависимости от группы уровня подготовки можно совсем лишиться права управлять таким авто на общественных дорогах.

Приобрести старенькую Subaru еще недостаточно, чтобы принять участие в заездах, нужно дорабатывать автомобиль, чтобы он удовлетворял регламенту официальных чемпионатов (омологационным картам), которые призваны обеспечить достаточную безопасность участников и равные шансы на победу в классе, уменьшая зависимость результата от количества вложенных денег, и оставляя больше влияния мастерству пилота и штурмана.

В международной классификации различают две группы автомобилей по уровню подготовки, где N – это вариант попроще, с серийными машинами, А – для продвинутых. В каждой группе еще есть 4 подгруппы, или класса, которые отличаются в основном допустимым объемом двигателя.

Тем не менее, даже для самых простых соревнований минимальные доработки автомобиля будут включать в себя:

В зависимости от того, насколько много работы вы собираетесь проделать самостоятельно, и как вам повезет с б.у. запчастями, минимальная стоимость подготовки простенького авто вроде Lada Kalina, Skoda Fabia или Ford Fiesta для участия в ваших первых соревнованиях составит от 2000$. Но с таким подходом всегда остается высокая вероятность потратить месяцы работы и даже не доехать до финиша.

Вообще, процесс переделки автомобиля для ралли, как и ремонт в квартире – бесконечен. После первого заезда появится острое желание форсировать двигатель, модернизировать подвеску, усиливать тормоза, повышать устойчивость автомобиля и т.д. Если же вы хотите стать пилотом с претензией на победу, а не механиком, ночующим в гараже, правильнее будет обратиться к профессионалам с опытом, которые не только помогут избежать множества ошибок, но и выберут оптимальную стратегию модернизации автомобиля на заданный бюджет.

В любом случае, если вы ищите заботливые руки для вашего субару, либо собираетесь самостоятельно заниматься переделкой авто и вам нужны новые оригинальные запчасти или б.у. с разборки Субару – профессиональное СТО Subaru X-Team в Киеве и интернет-магазин помогут вам.

Как подготовить машину к ралли. Смотреть фото Как подготовить машину к ралли. Смотреть картинку Как подготовить машину к ралли. Картинка про Как подготовить машину к ралли. Фото Как подготовить машину к ралли тюнинг субару для гонок

С развитием вашего мастерства и переходом в другие группы, будет разрешено вносить больше изменений в конструкцию авто, которые можно разбить на следующие основные категории:

Кузов спортивного авто нужно не только облегчать, но и обязательно усиливать, для чего необходимо установить каркас безопасности, который обойдется от 1500$, дополнительные стабилизаторы, усилить крепления стоек, лонжеронов, задней балки и других важных элементов. Не обойтись и без дополнительнойзащиты днища автомобиля, а частности под коробкой передач.

Как подготовить машину к ралли. Смотреть фото Как подготовить машину к ралли. Смотреть картинку Как подготовить машину к ралли. Картинка про Как подготовить машину к ралли. Фото Как подготовить машину к ралли тюнинг субару ралли

Тюнинг двигателя в группе N сильно ограничен, разрешены незначительные доработки, например перенастроить блок управления двигателем и установить более производительные форсунки. Заводская система впрыска и турбина (если есть) должны оставаться без изменений. В группе А допускаются работы с поршневыми группами, головками блока цилиндров и др.

Трансмиссия. Группа N предполагает использование заводской КПП, а в группе А возможна и установка увеличенного диска сцепления, укороченной главной пары и установка спортивной трансмиссии с соответствующими регулировками под тип трассы.

Подвеска. Если для группы N может быть достаточным изменений в настройках подвески, то для участия в группе А подвеска переделывается полностью, ориентируясь на регламент чемпионата. Предстоит установить спортивные амортизаторы, шаровые опоры, шрусы и т.д.

Для участия в серьезных соревнованиях необходимы и спортивные тормоза, установленные за коваными дисками (как самыми прочными и легкими), и обзавестись комплектами резины для разных типов покрытия и погоды: сухого и мокрого асфальта, гравия или снега. Обязательно нужно подумать и о безопасности, заменить топливные и тормозные магистрали на армированные, можно, а где-то и нужно и сам топливный бак поменять на спортивный, который в случае чего не позволит вытечь бензину. Не обойтись и без системы пожаробезопасности, которая включает в себя огнетушитель и систему пожаротушения с форсунками, направленными на коллектор, топливную рейку и под ноги пассажиров.

Источник

От салфетки до раллийной трассы – как построить гоночную машину

Как подготовить машину к ралли. Смотреть фото Как подготовить машину к ралли. Смотреть картинку Как подготовить машину к ралли. Картинка про Как подготовить машину к ралли. Фото Как подготовить машину к ралли

На гонке зрители обычно видят итог огромной работы, который подводит пилот автомобиля вместе со штурманом. Но до того как оказаться на кольце или гравийке, машина проживает целую жизнь – от рождения в виде эскизов на салфетках и компьютерного моделирования до тестовых испытаний гоночной трассой.

Как подготовить машину к ралли. Смотреть фото Как подготовить машину к ралли. Смотреть картинку Как подготовить машину к ралли. Картинка про Как подготовить машину к ралли. Фото Как подготовить машину к раллиИнженер-конструктор Сергей Трухин (слева) с гонщиком Максимом Белюковым на тестовых заездах

Как все начиналось

Мое увлечение ралли и всем сопутствующим началось еще в универе. А там познакомился с техкомиссией, а дальше и с гонщиками. Стал ездить на гонки, смотреть, снимать фото и видео. Чуть позже выступал в роли штурмана, а дальше вписался в долгострой своей машины, на которой отрабатывал свои идеи и наталкивался на ограничения регламента. А так как финансы не позволяли сделать все в короткие сроки, то пока строил – меняли правила. И все это превращалось в финансовую дыру. Много усилий и мало удовольствия. От той постройки одно важное осталось – опыт.

Когда знаешь, как ремонтировать машину ночью в дождь, то проектируя современный автомобиль, это учитываешь.

Затем работал с коллегами, создав свое тюнинговое ателье, специализирующееся на Mitsubishi, в большей степени на доработках. Но хотелось создавать, развиваться, быть кем-то большим, чем просто программист/электронщик. И в Spectrum Suspension пошло развитие, так как я вижу возможность не только приблизиться к мировому уровню, а даже поконкурировать с ними.

Как подготовить машину к ралли. Смотреть фото Как подготовить машину к ралли. Смотреть картинку Как подготовить машину к ралли. Картинка про Как подготовить машину к ралли. Фото Как подготовить машину к ралли

Я стал понимать, что такое машина на дороге, что значит комфорт, а что – спортивная собранность. В руках побывало большое количество устройств шведского, голландского производства. Прочитал много книг и патентов по устройству спортивных амортизаторов и тем самым добился значительных улучшений на нашем производстве. Иногда доходит до того, что просто зазоры в сотые миллиметра играют роль. И я стал акцентировать на таких мелочах.

Да и что там говорить, в автоспорте нет мелочей.

Как подготовить машину к ралли. Смотреть фото Как подготовить машину к ралли. Смотреть картинку Как подготовить машину к ралли. Картинка про Как подготовить машину к ралли. Фото Как подготовить машину к ралли

Тайны ремесла

Как это происходит? Сначала эскизы на салфетках, далее компьютерная модель, затем симуляция с расчетом усилий и сопротивлений. Потом чертежи превращаются в специальную программу для станка ЧПУ, который делает новые детали. Так недавно из-под моего «пера» родился клапан управления жесткостью для больших джипов. А благодаря слаженной команде вместе мы его быстро протестировали, убрали «детские болячки» и запустили в серию.

Как подготовить машину к ралли. Смотреть фото Как подготовить машину к ралли. Смотреть картинку Как подготовить машину к ралли. Картинка про Как подготовить машину к ралли. Фото Как подготовить машину к ралли

Я занимаюсь расчетом, компьютерным моделированием и геометрией раллийного автомобиля. Делаю так, чтобы машина не просто перемещалась в пространстве, а делала это на мировом уровне. И из-за этого приходится изучать иностранный опыт, учебники, литературу. Были попытки обратится к иностранным инженерам, но их помощь заканчивается как раз на том уровне, когда я начинаю задавать важные вопросы. Никто не хочет раскрывать тайн.

Как подготовить машину к ралли. Смотреть фото Как подготовить машину к ралли. Смотреть картинку Как подготовить машину к ралли. Картинка про Как подготовить машину к ралли. Фото Как подготовить машину к раллиПример расчета геометрии подвески автомобиля для кольцевых гонок

От амортизаторов – к гоночной машине с нуля

Компания, в которой трудится Сергей, имеет опыт в настройке подвесок многих машин и сейчас строит автомобиль класса «Прото». Машины этого класса по своим характеристикам очень схожи с классом R5, который является в своем роде предварительной ступенью перед машинами WRC. FIA сделала свод правил, по которым можно построить нечто похожее на R5, но своими силами.

Минусы такой машины – нет возможности участвовать в Чемпионате мира. Но если пройти ряд сертификаций и получить омологацию некоторых узлов, можно ехать в национальных чемпионатах, что мы и планируем сделать. Плюсы – в первую очередь, цена. Ford M Sport или Skoda стоят от 250 тысяч евро. Машина класса Proto в три раза дешевле.

Эволюция автомобиля

Все так сложилось, что не создать этот прототип было невозможно. Все равно он бы появился. Тут и мое увлечение ралли, и собственный гоночный автомобиль, и необходимость проводить большее количество тестов амортизаторов. Мы собрали достаточно данных для постройки. Это были чертежи нашей заготовки – «Лады», трехмерные сканы узлов «Субару» и дополнительных деталей: радиаторов, бачков, печек и т.д. И я стал постепенно создавать глобальную 3D-модель нашего проекта. Начиная со скелета, который определяет, как будет шевелиться подвеска, и заканчивая дизайном внешнего вида.

Как подготовить машину к ралли. Смотреть фото Как подготовить машину к ралли. Смотреть картинку Как подготовить машину к ралли. Картинка про Как подготовить машину к ралли. Фото Как подготовить машину к ралли

По подвеске очень серьезно помогала английская и американская литература, а также пара знакомых, работающих в Aston Martin. Иногда помогали советами ребята, занимающимися таким же проектом в Польше.

Как подготовить машину к ралли. Смотреть фото Как подготовить машину к ралли. Смотреть картинку Как подготовить машину к ралли. Картинка про Как подготовить машину к ралли. Фото Как подготовить машину к ралли

Мы сразу планировали, что проект не единичный, и нам надо отработать повторяемость и быстрое изготовление серии. Так что первой машиной стал мул, на котором мы откатали первые наши «предположения» о том, как должен вести себя раллийный автомобиль на гравии. А второй – это уже предсерийная машина, на которой собраны уже подрамники нашего изготовления и оригинальная геометрия подвески. Если другими словами, то первая машина была с подрамниками Subaru Impreza STI, а вторая – с нашими. Также на машинах используются моторы марки Subaru. Трансмиссия на муле была просто стандартная с Subaru Legacy, а для спорта заказана секвентальная КП из Чехии.

Как подготовить машину к ралли. Смотреть фото Как подготовить машину к ралли. Смотреть картинку Как подготовить машину к ралли. Картинка про Как подготовить машину к ралли. Фото Как подготовить машину к раллиНа тестах

Машина в первой итерации была с заимствованием каких-то геометрических параметров Subaru. Но как только мы приступили к испытаниям, то поняли, что генетика «Субару» чувствуется, даже несмотря на другой вид машины. А нам нужна была машина, двигающаяся как R5. А это крены, клевки, перенос веса и ходы подвески. В общем, другой баланс машины. И вот вторая «Эволюция», созданная в компьютере в то время, как первая была на сборке, теперь реализована вживую. На ней с Лукьянюком отстраивали нюансы.

Как подготовить машину к ралли. Смотреть фото Как подготовить машину к ралли. Смотреть картинку Как подготовить машину к ралли. Картинка про Как подготовить машину к ралли. Фото Как подготовить машину к ралли

Алексей Лукьянюк, которого в автоспорте называют Лукас, российский автогонщик, мастер спорта России международного класса по ралли, чемпион Европы по классическому ралли, Чемпион России и Эстонии по ралли.

Как проходит работа с гонщиками?

Работать с Лукасом очень легко. Во-первых, тесты – это сжатые сроки. Много не порассуждаешь, да и Леша – занятой человек, приезжает прямо к подготовленной машине. Спорить? Нее. В чем с ним приятно – он не просто бизнес-драйвер. Он сам крутил гайки, а также изучал литературу о гоночных машинах. Он тоже отлично понимает кинематику, и когда на тестах что-то не нравится, он говорит прямо, что именно. И это классно! Это экономит кучу сил и времени. Можно настраивать шасси четко в нужном направлении.

Как подготовить машину к ралли. Смотреть фото Как подготовить машину к ралли. Смотреть картинку Как подготовить машину к ралли. Картинка про Как подготовить машину к ралли. Фото Как подготовить машину к раллиНа тестах с Алексеем Лукьянюком

Эмоции от дела жизни

А снижает мотивацию отсутствие обратной связи. Вроде можешь бессонную неделю провести в расчетах и в обнимку с динамометрическим стендом, стремясь достичь поставленной заказчиком характеристики амортизаторов. А после гонки может не прийти никакого отзыва. Или сухое «Окей, вроде едет».

Что сложное? Да все не просто дается. Особенно когда подходишь к грани исследований. И если обращаться за советами, то лишь к людям, которые разбираются в этом и, так сказать, в теме. К примеру, при проектировании шасси современного раллийного автомобиля у меня остаются открытые вопросы, но как только я нахожу инженера (к примеру, в команде, выступающей в ERC) и начинаю задавать такого типа вопросы, ответом может быть лишь тишина. Уже никто не хочет делиться секретами. Это с одной стороны угнетает, а с другой понимаешь, что, кажется, дошел до уровня, в котором конкуренция.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *