Как подготовить сообщение на заданную тему
Как правильно подготовить доклад
Рассказываем, как лучше спланировать подготовку, чтобы не сидеть допоздна накануне сдачи 🙂
В школе много внимания уделяется проектной деятельности: подготовке докладов, презентаций, рефератов на изучаемую тему. Это требование ФГОС, связанное с необходимостью развивать у школьников навыки исследовательской деятельности и критического мышления. Рассказываем, как подготовить проект по любому предмету на «отлично».
Выбор формы
Прежде чем приступать к делу, определитесь с формой вашей работы. Доклад можно сделать в форме реферата, а можно — в виде презентации. Реферат — это подробная письменная работа, которая выполняется и оформляется по определённым правилам и требует достаточно глубокого раскрытия темы. Презентация — сообщение по теме с использованием изображений (слайдов) и небольшого количества текстовой информации. Уточните, можно ли вам выбрать форму доклада самостоятельно или она уже определена педагогом. Форма доклада будет иметь значение при подготовке. Например, для презентации нужно будет подобрать изображения, а реферат потребуется правильно оформить.
Планирование
Не откладывайте написание доклада на последний день. Лучше всего составить график подготовки с учётом сроков. Если до сдачи доклада остался месяц или больше, возникает соблазн потянуть время и приступить попозже. Не поддавайтесь искушению. Чем раньше вы начнёте работать над материалом, тем более качественной получится работа.
Для составления графика используйте технику планирования «Линия времени». Нарисуйте прямую линию и поставьте на ней контрольные точки-даты, к которым необходимо выполнить ту или иную часть работы. Например, начальная точка — 1 ноября, конечная точка — день сдачи доклада, 1 декабря. Тогда ключевыми точками будут:
7 ноября — написать план доклада и согласовать его с педагогом;
15 ноября — закончить собирать материал;
22 ноября — подготовить черновик и показать учителю;
25 ноября — завершить оформление доклада.
Если доклад содержит практическую часть, например, описание самостоятельно проведённого эксперимента или исследования, это исследование также нужно спланировать заранее и расписать на линии времени. Сроки в этом случае напрямую зависят от сути эксперимента. Если нужно вырастить растение из семян для доклада по биологии, заранее узнайте, сколько времени на это понадобится и учтите эти данные при составлении плана.
Структура
Прежде чем начать собирать материал, продумайте структуру будущей работы — из каких частей — глав, параграфов, пунктов — она будет состоять, и составьте подробный план доклада. Если этого не сделать, есть риск утонуть в обилии информации и потерять много времени на отсеивание лишних данных. Готовый план поможет эффективнее и быстрее собрать материал. Однако не воспринимайте его как догму — часто план требует изменений и улучшений в процессе подготовки, и бояться этого не нужно.
Погружение в тему
Доклад получится интересным и глубоким, если по-настоящему вникнуть в тему, тщательно в ней разобраться. Несколько советов для максимального погружения:
Выбирайте тему, которая вам нравится
Если же такой возможности нет, обязательно постарайтесь пробудить интерес к заданной теме. Подумайте, чем она вам близка или полезна, как связана с вашей жизнью и вашими актуальными увлечениями.
Создайте вокруг себя информационное поле, связанное с темой доклада
Смотрите художественные и документальные фильмы, читайте книги по теме — не обязательно научные, можно взять и художественные, если их сюжет близок теме доклада. Смотрите занимательные видеоуроки и лекции в интернете.
Свяжите тему доклада с жизнью
Рассматривайте предметы и явления окружающей действительности через призму вашего доклада. Если это биология — наблюдайте за животными и растениями, если физика — ищите вокруг примеры физических явлений, если история — следите за новостями и проводите аналогии с современностью.
Сбор материала
Прежде чем приступить к изучению материала, определитесь с источниками информации.
Интернет. Обязательно оценивайте материалы в сети на достоверность: обращайте внимание, кем написана статья, из какой книги или учебника взяты отрывки или приведены цитаты. Аудио- и видеоролики лучше смотреть на образовательных порталах, каналах и лекториях. Не злоупотребляйте «Википедией» — данные в её статьях не всегда достоверны, однако их можно использовать для составления предварительного плана и поиска источников. Используйте факты и цитаты из «Википедии», подтверждённые ссылками на источники.
Учебники и другая учебная литература (пособия, хрестоматии). Список рекомендуемых учебников и пособий уточняйте у преподавателя. Учебники можно приобрести в магазине, но лучше взять в библиотеке или найти в сети в электронном виде.
Энциклопедии и словари. Из них удобно брать определения, термины, имена, даты, формулы и другую справочную информацию.
Лайфхаки для сбора материала:
Помощь со стороны
Не стесняйтесь обращаться за помощью к педагогу или родителям. С ними можно обсудить тему доклада, узнать их мнение и отношение к вопросу, посоветоваться, какими источниками пользоваться и в каком ракурсе подать тему. Покажите им черновой вариант проекта и учтите замечания, исправьте ошибки.
Если учитель поручил доклад не только вам одному, а команде из нескольких одноклассников, обязательно обсудите между собой порядок работы, определите зоны ответственности каждого и периодически собирайтесь для обсуждения, как идёт работа над докладом.
Что нужно запомнить:
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Как оформить сообщение для урока
Сообщение на урок — домашнее задание
Хотите получить высокую отметку за выполнение домашней работы. Подготовьте письменное сообщение правильно. Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами оформления письменного сообщения для ответа на уроке. Ваша оценка будет выше.
Сообщение – одна из форм краткой письменной работы на определенную тему.
Объем сообщения – 1-3 страницы текста, оформленного в соответствии с указанными ниже требованиями.
Типовая структура сообщения
Требования к оформлению и защите сообщения
Требования к тексту
В случае невозможности выполнить печатную работу допускается рукописное оформление сообщения.
Требования к защите сообщения
Защита продолжается в течение 3 минут, при этом коротко сообщаются выводы по проведенной работе, указывается краткое содержание сообщения. Как сделать презентацию к защите читайте здесь.
Где можно написать сообщение?
Для подготовки сообщения на компьютере вы можете воспользоваться любым доступным вам текстовым редактором. Эта программа должна быть установлена на вашем компьютере.
Для подготовки сообщений подойдут WordPad (есть на всех компьютерах с системой Windows), Word 2007, Word 2010, Word 2013, Word 2016 и другие версии из пакета Microsoft Office (это платные продукты). Есть бесплатный пакет LibreOffice c текстовым редактором Writer. Конечно же, этот список можно продолжить.
Если в вашем сообщении нет таблиц, то WordPad вам вполне достаточно. Как им пользоваться можете прочитать в статьях:
Алгоритм работы по оформлению сообщения
Объем сообщения – 1-2 страниц текста, оформленного в соответствии с указанными ниже требованиями.
Этапы работы над сообщением.
1. Подбор и изучение основных источников по теме, указанных в данных рекомендациях.
2. Составление списка используемой литературы.
4. Написание сообщения.
5. Публичное выступление и защита сообщения.
Требования к оформлению и защите сообщения.
1. Требования к тексту.
1.1. Сообщение выполняется на стандартной белой бумаге формата А-4 (верхнее, нижнее и правое поля – 1,5 см; левое – 2,5 см).
1.2. Текст печатается обычным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 12 кегель).
Заголовки – полужирным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 14 кегель).
1.3. Интервал между строками – полуторный.
1.4. Текст оформляется на одной стороне листа.
1.5. В случае невозможности выполнить пункты 2.1.-2.4. данного раздела допускается рукописное оформление доклада.
2. Типовая структура сообщения.
4. Список литературы.
3. Требования к оформлению разделов доклада.
Титульный лист оформляется по единым требованиям. (Приложение 3).
Защита продолжается в течение 3 минут, при этом коротко сообщаются выводы по проведенной работе, указывается краткое содержание сообщения.
5. Автору сообщения по окончании защиты экзаменаторами могут быть заданы вопросы по теме сообщения.
Алгоритм работы по оформлению презентации.
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.
Рекомендации по созданию презентации
Общие требования к презентации:
• Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
• Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора.
• Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы презентации.
ограниченное количество объектов на слайде,
• Последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Как подготовить сообщение, доклад
КАК ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)?
При подготовке сообщения (доклада) целесообразно воспользоваться следующими рекомендациями:
Уясните для себя суть темы, которая вам предложена.
Подберите необходимую литературу (старайтесь пользоваться несколькими источниками для более полного получения информации).
Изучите подобранный материал.
Составьте план сообщения (доклада).
Напишите текст сообщения (доклада).
Выбирайте только интересную и понятную информацию. Не используйте неясные для вас термины и специальные выражения.
Не делайте сообщение очень громоздким.
При оформлении доклада используйте только необходимые, относящиеся к теме рисунки и схемы.
В конце сообщения (доклада) составьте список литературы, которой вы пользовались при подготовке.
Само сообщение (доклад) должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения («закон края»), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, «чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего».
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
Памятка для учеников 5-7 классов: как выступать с устным сообщением
Как подготовить доклад?
1. Продумай тему, определи основную мысль будущего доклада.
2. Подбери нужный материал (книги, журналы, газеты, энциклопедии, Интернет)
3. Составь план и в соответствии с ним напиши текст из подобранного материала. Запиши текст доклада полностью.
4. Выдели маркером важные фразы, ключевые слова, предложения, которые понадобятся тебе при пересказе.
5. Выдели для себя незнакомые слова и узнай их значение.
ВАЖНО! Если в тексте много незнакомых слов, то подумай, сможешь ли ты пересказать такой текст и поймут ли его ребята? Наверняка, нет, поэтому просто подготовь простой и понятный доклад.
6. Расставь ударение в словах, которые вызывают трудности при произношении.
7. Подготовь несколько вопросов по тексту. Так, ты, во-первых, сможешь еще раз проработать текст доклада, а, во-вторых, ты поможешь ребятам понять услышанную ими информацию.
8. Чтобы сообщение получилось, дома надо потренироваться, выступая, например, перед родителями. Тебе нужно уложиться в 5-7 минут.
Прочитай свой доклад не менее 3-х раз.
Перескажи доклад не менее 2-3х раз.
9. Текст доклада можно дополнить иллюстрациями, если они необходимы для пояснения текста, а не просто служат украшением.
Как выступить с сообщением?
1. ВАЖНО! Сообщение нужно рассказыват ь, а не читать.
Конечно, ты можешь пользоваться тем материалом, который ты подготовил: смотри в составленный тобой план, подсматривай в текст доклада. Но не злоупотребляй этим!
Лучше сказать 5-6 фраз, чем читать 12 предложений.
2. Перед началом не забудь назвать тему сообщения (например, т ема моего доклада…/ я хочу вам рассказать о…)
3. Помни о том, что тебе нужно уложить весь доклад в 5-7 минут.
Как оценивается твой доклад?
— ты полностью пересказываешь доклад
— ты правильно расставляешь ударение и можешь объяснить значение незнакомых слов
— ты аккуратно оформляешь свой доклад (письменный или печатный текст)
— ты задаешь вопросы ребятам
— ты часто обращаешься к тексту доклада
— ты допускаешь 3-4 ошибки при постановке ударения в словах
— ты не знаешь значения 2-3 слов в тексте
— ты не подготовил вопросы ребятам
— ты неаккуратно оформил доклад (письменный или печатный текст)
— ты читаешь текст доклада
— ты допускаешь много ошибок при постановке ударения в словах
— ты не знаешь значения 4-5 слов в тексте
— ты не подготовил вопросы ребятам
— ты неаккуратно оформил доклад (письменный или печатный текст)
Как подготовить доклад?
1. Продумай тему, определи основную мысль будущего доклада.
2. Подбери нужный материал (книги, журналы, газеты, энциклопедии, Интернет)
3. Составь план и в соответствии с ним напиши текст из подобранного материала. Запиши текст доклада полностью.
4. Выдели маркером важные фразы, ключевые слова, предложения, которые понадобятся тебе при пересказе.
5. Выдели для себя незнакомые слова и узнай их значение.
ВАЖНО! Если в тексте много незнакомых слов, то подумай, сможешь ли ты пересказать такой текст и поймут ли его ребята? Наверняка, нет, поэтому просто подготовь простой и понятный доклад.
6. Расставь ударение в словах, которые вызывают трудности при произношении.
7. Подготовь несколько вопросов по тексту. Так, ты, во-первых, сможешь еще раз проработать текст доклада, а, во-вторых, ты поможешь ребятам понять услышанную ими информацию.
8. Чтобы сообщение получилось, дома надо потренироваться, выступая, например, перед родителями. Тебе нужно уложиться в 5-7 минут.
Прочитай свой доклад не менее 3-х раз.
Перескажи доклад не менее 2-3х раз.
9. Текст доклада можно дополнить иллюстрациями, если они необходимы для пояснения текста, а не просто служат украшением.
Как выступить с сообщением?
1. ВАЖНО! Сообщение нужно рассказыват ь, а не читать.
Конечно, ты можешь пользоваться тем материалом, который ты подготовил: смотри в составленный тобой план, подсматривай в текст доклада. Но не злоупотребляй этим!
Лучше сказать 5-6 фраз, чем читать 12 предложений.
2. Перед началом не забудь назвать тему сообщения (например, т ема моего доклада…/ я хочу вам рассказать о…)
3. Помни о том, что тебе нужно уложить весь доклад в 5-7 минут.
Как оценивается твой доклад?
— ты полностью пересказываешь доклад
— ты правильно расставляешь ударение и можешь объяснить значение незнакомых слов
— ты аккуратно оформляешь свой доклад (письменный или печатный текст)
— ты задаешь вопросы ребятам
— ты часто обращаешься к тексту доклада
— ты допускаешь 3-4 ошибки при постановке ударения в словах
— ты не знаешь значения 2-3 слов в тексте
— ты не подготовил вопросы ребятам
— ты неаккуратно оформил доклад (письменный или печатный текст)
— ты читаешь текст доклада
— ты допускаешь много ошибок при постановке ударения в словах
— ты не знаешь значения 4-5 слов в тексте
— ты не подготовил вопросы ребятам
— ты неаккуратно оформил доклад (письменный или печатный текст)