Как подготовить вебинар все шаги
Как провести вебинар? Таймлайн и инструкция для подготовки
Вебинары — хороший инструмент для продвижения и укрепления имиджа эксперта. Но как организовать свой первый вебинар и ничего не упустить? Делимся опытом двух digital-агентств — «Умного маркетинга» и Artsofte.
Разбили рекомендации на две части, чтобы не утопить вас в подробностях. Уже выпустили материал о том, как выбрать тему, пригласить спикеров и каких результатов ожидать. Здесь рассказываем про организацию вебинара и рабочие процессы внутри команды.
Что мы делаем в процессе подготовки:
В конце поделимся нашим регламентом проведения вебинаров.
Когда концепция вебинара готова, переходим к упаковке предложения для слушателей.
Мы собираем страницы вебинаров на конструкторе Tilda. На ней можно собрать что угодно без участия программиста, а на один лендинг уходит
10 часов производства (у нас работают дизайнер и контент-менеджер).
Рекомендуем собирать лендинги из следующих блоков:
На наших страницах конверсия в регистрацию — 16%.
Главное в разработке креативов — выбрать оптимальную связку заголовка, описания и изображения. Мы находим такое сочетание с помощью комбинирования: разрабатываем 10 заголовков и 10 описаний → подбираем 10 иллюстраций → комбинируем между собой.
Эффективные креативы отбираем после запуска рекламных кампаний по результатам А/Б-тестирования.
Привлекать участников начинаем за 2 недели до вебинара не просто так. Проверили на собственном опыте: начнем раньше — пользователи могут потерять мотивацию и забыть о мероприятии, на которое регистрировались; позже — рискуем не успеть собрать достаточно участников.
Мы привлекаем аудиторию при помощи:
В таргете можно использовать следующие аудитории:
Стоимость привлечения зависит от площадки, тематики и аудитории. У нас выходит 150-250 ₽ за регистрацию.
Мы также добавили формы подписки на рассылки и расшифровки вебинаров на основном сайте. Это позволяет собирать контакты потенциальных клиентов с органического поиска и меньше денег тратить на рекламу новых вебинаров.
После того, как мы получили регистрации, важно не дать пользователю забыть про мероприятие.
Мы запускаем цепочку писем для подогрева интереса:
Для смс-рассылок мы используем сервис P1SMS.
Для email-рассылок — carrotquest.io, он же является нашей основной платформой для CRM-маркетинга. Сильные стороны сервиса — простая настройка автосообщений, нет проблем с попаданием писем в спам, есть аналитика по рассылкам.
Для одного из вебинаров был опыт рассылки из нашей CRM — Битрикс24. Повторять этот опыт больше не хотим, так как были проблемы с попаданием писем в спам и неотправкой писем на адреса некоторых почтовых сервисов.
Для рассылок можно использовать и другие сервисы, например, Unisender или SendPulse. У каждого из них свои особенности, надо иметь это ввиду.
У нас регистрации с вебинара попадают в листы рассылки unisender, в нем мы настраиваем автоматическую отправку нужных писем в нужное время. Но мы столкнулись с проблемой того, что некоторые письма попадают в спам.
Поэтому мы планируем дополнительно подключить смс-оповещение в момент начала вебинара с прямой ссылкой на трансляцию. Это позволит увеличить конверсию в слушателей за счет тех, кто не смог получить письмо или пропустил его.
Если в вашем вебинаре нет нескольких планов, живых демонстраций и сложной драматургии, потребуется веб-камера с компьютером или смартфон с гарнитурой.
На Хабре есть дельная статья со сравнением разных камер в использовании на звонках в Zoom. Суть — нет смысла покупать дорогие веб-камеры, лучше использовать камеру смартфона. Если этого качества недостаточно — купите беззеркальную камеру.
Дополнительно может понадобиться:
Лучше сразу проверить качество картинки и работу всех устройств, чтобы не бегать с шипящими наушниками и микрофонами в начале репетиции.
Обязательно устройте предварительный созвон со всеми спикерами, чтобы:
Рекомендуем создать чат в телеграмме для оперативной коммуникации со спикерами.
Стоит назначить в помощь докладчику ответственного за вопросы, который будет в режиме реального времени отвечать на простые в чате, а интересные отберет и озвучит докладчику в конце.
Если опасаетесь сложных вопросов, договоритесь, кто соберет для ответов на них нужные данные, пока докладчик выступает.
На моем первом вебинаре мы упустили этот момент. Вопросы летели в чат, но отвечать на них было некому. Коллеги не понимали, смогу ли я всем ответить и хватит ли мне матчасти.
Придумали писать ответы на листочках крупными буквами и отдавать нашей HR — Маше. Она прыгала с листочками за экраном ноутбука, я ничего не могла прочесть, но переживала, потому что думала, что раз Маша прыгает, что-то идет не так.
Надеюсь, наш опыт поможет вам избежать таких историй.
Как провести свой первый вебинар: всё предусмотреть и не нервничать
Когда я смотрел онлайн-трансляции два года назад, мне казалось, что спикеры — это особенные люди. Они уверенно выглядят, чётко излагают мысли, без раздумий отвечают на вопросы. Тогда я думал, что сам никогда не смогу выступать перед кем-то через интернет. Сейчас у меня на счету два десятка вебинаров и я уверен, что любой человек может научиться проводить их.
Я вёл трансляции для компании, в которой работаю, был спикером на обучающих вебинарах, запускал вместе со своей женой продающие интенсивы по заработку на рукоделии. Оказалось, что само онлайн-выступление — только верхушка айсберга, а настоящая работа — это подготовка к нему. Я составил пошаговую схему, по которой можно подготовиться к вебинару любого типа и хочу поделиться ей с вами. Эта статья — про то, как продумать контент трансляции, подготовиться к ней психологически и хорошо её провести.
Определитесь с целью
Вебинар — это публичное выступление через интернет. Как и у любого выступления, у вебинара есть одна или несколько целей:
Прежде всего определите, какой результат вы хотите получить от своего выступления. От этого зависит и длительность трансляции, и то, о чём вы будете на ней говорить. Сформулируйте конечную цель и запишите её.
Предположим, Анна готовит бесплатный вебинар, чтобы продать участникам ваш курс по похудению. Тогда цель может выглядеть так:
«Показать себя экспертом в похудении. Получить десять заявок на покупку платного курса».
Решите, как долго будет идти вебинар
Для наглядности я показал в табличке, как длительность эфира зависит от его цели:
Цель | Длительность |
---|---|
Продать товар или услугу | 1,5–2 часа |
Дать обучающую информацию | 1-1,5 часа |
Анонсировать продукт/фичу | 20–40 минут |
Если вебинар продающий — сначала нужно вызвать у участников доверие и симпатию: это называется «прогреть аудиторию». Обычно на «прогрев» уходит час–полтора чистого времени: меньше — неэффективно. Потом нужно описать преимущества продукта и сформировать у участников потребность в нём. В итоге получается, что нормальная длительность продающего вебинара — полтора–два часа.
Обучающий вебинар должен быть короче — не дольше полутора часов. Информацию студентам нужно подавать лаконично, поэтому в нём не должно быть воды. По опыту скажу, что уже через час трансляции люди начинают уставать. Лучше провести два часовых обучающих вебинара, чем растянуть один на два часа.
Отдельный тип вебинаров — анонсы IT-продуктов. Например, разработчики выпустили новую версию программы и компания хочет рассказать о ней клиентам. Спикер на таких трансляциях объясняет, какие функции появились в продукте, как ими пользоваться и какая от них выгода клиентам. Подходящая длительность таких эфиров — от двадцати до сорока минут. При необходимости можно провести несколько таких эфиров в разные дни.
Общее правило для всех онлайн-выступлений — не дать участникам устать. Какой бы ни была тема вебинара, участники не смогут сохранять концентрацию больше двух часов подряд.
В примере с Анной трансляция должна идти около двух часов. Ей нужно расположить к себе участников, стать специалистом в их глазах, вдохновить их и продать им платный курс — за один час тут никак не уложиться.
Напишите план
Любой вебинар состоит из приветствия, контентной (содержательной) части и ответов на вопросы. Продающая часть, если она необходима, идёт перед ответами на вопросы.
Для контентной части нужно написать план. Он отвечает на три вопроса: о чём вы будете говорить, в какой последовательности и о чём вы не будете говорить. Ответ на третий вопрос нужен, чтобы уложиться в отведённое на трансляцию время. Не нужно рассказывать участникам всё, что вы знаете по теме — достаточно только той информации, которая решает задачу вебинара.
Структурировать информацию на ходу, прямо во время выступления очень сложно. Поэтому нужно разложить информацию по полочкам ещё до вебинара — не только для участников, но и для самого себя. Если план не написать, во время трансляции вы рискуете запинаться, перескакивать с одной мысли на другую и в итоге запутать слушателей.
Заранее определитесь, когда вы будете отвечать на вопросы: по ходу трансляции или в конце. Отметьте это в плане. На обучающих вебинарах можно отвечать на вопросы после каждого блока информации — так вы убедитесь, что участникам всё понятно. На продающих вебинарах отвечать на вопросы лучше уже после описания вашего товара или услуги. Если прерывать продающую часть, эффект от неё будет хуже.
Подготовьте несколько вопросов для самих участников — пусть они пишут ответы в чат. Это не обязательно, но желательно — так трансляция будет более «живой». Вебинар, на котором спикер ведёт монолог и не общается с аудиторией, может быть скучным для них. Нормальная частота вопросов участникам — два–три раза в час.
Если вебинар будет идти полтора–два часа, лучше запланировать паузу после первого часа. Зрители успеют налить себе чай, а вы сможете отключить камеру с микрофоном, перевести дух и дать голосовым связкам отдохнуть. Иногда это критически важно: у меня был случай, когда связки устали и в горле начало щекотать, а объявить перерыв я постеснялся. В итоге мне пришлось делать небольшие паузы после каждого предложения и из-за этого я чувствовал себя неловко.
План вебинара Анны может быть таким:
Напишите текст вашей речи
Когда я готовлюсь к трансляции, часто мне недостаточно одного плана. Я сажусь и пишу полный текст вебинара, предложение за предложением. Обычно это занимает от одного до трёх часов.
Уметь сформулировать свои мысли и лаконично их высказать — это отдельный навык. Он не зависит от того, насколько хорошо вы разбираетесь в теме выступления. Даже наоборот: чем очевиднее для вас какие-то мысли, тем сложнее их объяснять другим людям. Текст решает эту проблему — когда вы его пишете, вы структурируете информацию у себя в голове.
Есть много спикеров, которые не пишут тексты для своих выступлений. Может быть, со временем вы станете одним из них, но для первого вебинара я настоятельно рекомендую вам написать текст. Как минимум, это придаст вам уверенности. А ещё текст вебинара — это отличный черновик на случай, если вы захотите написать экспертную статью.
Подготовьте презентацию
Презентация в широком смысле — это всё, что спикер показывает участникам во время вебинара: и демонстрация экрана, и слайды с текстом. Это нужно для того, чтобы информацию было легче воспринимать. Если на экране будет только сам спикер, зрители будут концентрироваться на его лице, а не на его словах.
В начале вебинара нужно показать два слайда: с темой вебинара и с информацией о спикере. В конце — слайд с кратким резюме того, о чём вы рассказывали на трансляции. В контентной части вы можете показывать только слайды или чередовать их с демонстрацией экрана, если это нужно.
По моим ощущениям, нормальное количество слайдов в расчёте на час презентации — от пятнадцати до двадцати пяти. Если слайдов больше — участники не успевают воспринимать информацию, если меньше — начинают отвлекаться. Смена слайда раз в несколько минут помогает удержать их внимание.
Вот несколько рекомендаций по оформлению слайдов:
Анна будет вести эфир около двух часов. Значит, у неё в презентации должно быть примерно тридцать-пятьдесят слайдов.
В плане вебинара у Анны семь смысловых пунктов. В среднем получается по четыре-семь слайдов на каждый пункт — это вполне нормально.
Отрепетируйте вебинар
Я рекомендую прогонять вслух каждый вебинар по несколько раз — лично для меня это самый важный этап подготовки. Чем сложнее тема и чем больше вы волнуетесь — тем больше должно быть репетиций. Например, если я готовлю короткий эфир, мне достаточно проговорить его вслух два или три раза, а долгий ответственный вебинар я могу предварительно прогонять по шесть–семь раз.
Начинающие спикеры боятся одних и тех же вещей — запнуться, забыть слова, неуверенно выглядеть. Кто-то даже стесняется звука своего голоса, когда первый раз говорит перед камерой. Единственный способ побороть этот страх — несколько раз с выражением проговорить свой текст вслух. Конечно, лёгкое волнение перед трансляцией будет всегда, но от панического страха репетиции точно избавят. Если вы чётко знаете, что и в какой момент говорить, каким тоном и с каким выражением лица — вы будете чувствовать себя уверенно.
Ещё репетиции нужны для того, чтобы подготовиться физически. Без тренировки тяжело отчётливо говорить вслух один–два часа подряд. Голосовые связки перенапрягаются и начинают болеть, во рту пересыхает, в горле першит, дыхание сбивается. Поэтому важно начать репетировать по разу в день за неделю до вебинара — горло и связки привыкнут к нагрузке и вам будет комфортно.
Признаюсь: повторять текст вслух надоедает. На втором–третьем круге кажется, что вы уже всё выучили наизусть и тратите время впустую. На самом деле, мозг просто ленится и хочет сэкономить для вас энергию. Отдохните и продолжайте прогонять выступление — вы удивитесь, как с каждым разом будет расти качество вашей речи.
Лучше всего репетировать там же, где будет проходить трансляция — в том же помещении, за тем же столом, на том же компьютере. Тогда к моменту проведения вебинара обстановка уже будет привычной.
Курсы Нетологии
Soft Skills
Подготовьтесь за несколько часов до трансляции
Полезные установки
Участники любого вебинара по умолчанию смотрят на вас как на эксперта и доверяют вам. Сам факт того, что вы спикер, уже повышает ваш статус в глазах слушателей. Пусть эта мысль придаст вам уверенности.
Вы имеете полное право на ошибку: сказать что-то не так, сбиться, забыть слова в нужный момент. Это неприятно, но объективно этом нет ничего страшного. Скорее всего, на своём первом вебинаре вы действительно запнётесь два–три раза — заранее отнеситесь к этому спокойно.
Нюансы проведения самого вебинара
Резюмируем
Выступать онлайн — это не врождённый талант, а навык, который нужно развивать. Для любого вебинара, особенно первого, нужна серьёзная подготовка. Она занимает в разы больше времени, чем сама трансляция: нужно продумать план, составить текст и презентацию, несколько раз отрепетировать, морально настроиться.
Многие стесняются или боятся рассказывать что-то на камеру другим людям. Если вы решили быть спикером на онлайн-трансляции — это уже достижение. Нужно просто выделить время и честно подготовиться по всем шагам — тогда у вас не будет проблем даже с первым вебинаром.
Спойлер: это не так сложно и страшно, как кажется
Раньше мы книги читали, а теперь вебинары смотрим (с). В этой статье разберем, как организовать онлайн-встречу, провести ее и не сойти с ума в процессе.
Лично я работала над сотней вебинаров как спикер, модератор и сотрудник техподдержки. Делюсь опытом.
Какими бывают вебинары
Вебинары проводят, чтобы собрать базу потенциальных клиентов и партнеров, расположить к себе аудиторию (пропиарить личный бренд), подтолкнуть к покупке. Логично: посетили мероприятие, понравился спикер, заинтересовала информация → со временем купите консультацию, курс или что он там продает.
Чтобы правильно подготовиться, важно заранее определить: каким будет вебинар, с какой целью вы его проводите и для кого.
По личному опыту могу сказать, что для продажи курса или любого другого инфопродукта идеально подходит такая схема-цепочка:
То есть, если аудитория холодная и с вами еще не знакома – сразу продавать ей что-либо даже по минимальной стоимости практически бесполезно. Лояльность не выстроена, отношения не налажены, и отдавать вам свои деньги никто с ходу не побежит.
Потому холодной аудитории разумно сначала рассказать про себя (такой вебинар может быть развлекательным), потом выдать обучающий полезный контент, и только после – продавать.
Помните о том, что сегодняшняя вебинарная аудитория требовательна и избирательна. Люди не ходят на вебинары, как в зоопарк, чтобы просто посмотреть. Мы научились ценить свое время и тратим его только на то, что нам полезно во всех смыслах этого слова.
Как выбрать тему онлайн-мероприятия
Подготовка к вебинару начинается с выбора темы. Чем она «попсовее» и обширнее, тем большее количество людей вы привлечете.
Например, тема «Как начать инвестировать» зайдет лучше, чем тема «Управление инвестициями». Потому что те, кто уже инвестируют, почти наверняка знают, как управлять своими активами. Или сами разбираются, или уже кого-то слушают по выбранному направлению. Процент же тех, кто только мечтает заниматься инвестированием, но пока ничего для этого не делает – выше, значит, и количество зрителей на таком вебинаре будет больше.
Ниже я составила таблицу с примерами хороших и плохих тематик в разных сферах инфобизнеса, с которыми я лично работала. Примеры в таблице – не гадание на кофейной гуще, а выводы, сделанные опытным путем.
О чем хотим рассказать?
Целевая аудитория
Хорошая тема для вебинара
Плохая тема для вебинара
Делают первые шаги в копирайтинге, уже умеют писать, но пока нет заказчиков
Как найти первых заказчиков в копирайтинге
Как продавать тексты дорого
Верстальщики / дизайнеры, которые создают и подключают сайты на шаблонах
Топ-10 ошибок юзабилити при создании сайтов, о которых вы даже не догадывались
Что делать, если сайт не нравится заказчику
Начинающие коучи, инфобизнесмены, психологи
Как создать личный бренд без затрат
Как личный бренд поможет вам больше зарабатывать
О взаимоотношениях между мужчиной и женщиной
Женщины, которые называют себя «счастливыми мамами и любимыми женами»
Почему мужчина изменяет и как этого избежать
Как удержать мужчину
Об исполнении желаний
Одинокие женщины или люди, у которых есть какие-то глубокие личные неудовлетворенности
Как ускорить осуществление мечты в 10 раз
Как сделать так, чтобы желания исполнялись
О таргетированной рекламе
Начинающие таргетологи или люди, которые ищут себя в удаленной работе
Настройка таргета «ВКонтакте» с нуля и до первой прибыли
Что делать, если объявление не пошло
Избавление от зависимостей
Люди, которые страдают от вредных привычек
Как освободиться от зависимостей без кодировки, гипноза, таблеток и аффирмаций и эзотерики
Как бросить пить/курить (и т. д.)
Закредитованные люди, должники
Как избавиться от кредитов, сохранив имущество, деньги, репутацию и нервы
Как стать банкротом просто и быстро?
При выборе темы важно, чтобы:
Подготовка к проведению вебинара
Итак, тема вебинара определена, вы знаете, зачем проводите трансляцию, о чем будете говорить слушателям. Впереди фаза активной подготовки.
Ее начинают минимум за 7–10 дней. Но и не за полгода, конечно. Иначе аудитория выгорит и забудет про вас, даже если вы ежедневно будете напоминать ей о предстоящем событии.
Я как-то записалась на вебинар по маркетингу за 4 месяца до его начала, но к моменту проведения ни тема, ни спикер меня уже не интересовали. Хотя о том, что вебинар состоится, мне забывать не давали – регулярно присылали письма на почту.
Вебинар как горячий пирожок: его хочется съесть, пока ты голодный. А тема для потенциального зрителя может быстро стать неактуальной. Например, вы через 3 месяца запланировали вебинар о том, как девушке быстро выйти замуж, а она за эти 3 месяца сама уже все поняла и свадьбу сыграла.
Выбор площадки для проведения вебинара
Провести вебинар сегодня можно без специальных платформ, а выйти в эфир – с помощью мобильного телефона. Не обертка важна, а содержание. Но это не значит, что о площадке думать не нужно. Как раз наоборот.
VK и FB
Запланировать и провести вебинар можно через «ВКонтакте» или «Фейсбук».
Самый простой способ – выйти в прямой эфир с помощью смартфона. Для этого просто нужно:
По окончании эфира трансляция сохранится на вашей странице и будет доступна всем посетителям.
Минус такого способа – отсутствие возможности загрузить презентацию. Получается, в кадре – только «говорящая голова», а при переключении камеры зрители увидят все, что находится по ту сторону экрана.
Один из вариантов, который позволит разнообразить вебинар: закрепление телефона на штативе, установка конструкции на столе, проведение трансляции возле доски или флипчарта. Но в таком случае необходимо предусмотреть возможность подключения микрофона к смартфону, иначе зрители вас просто не услышат.
Выйти в прямой эфир в соцсетях с помощью ноутбука или компьютера сложнее. Необходимо использовать специальную программу для трансляций, например, OBS, XSplit или WireCast. Инструменты платные, но везде есть бесплатный пробный период.
Чтобы выйти в прямой эфир, я использовала программу OBS по такой схеме:
Через программу OBS можно демонстрировать собственный монитор, значит, включать презентацию, видеоролики, показывать фотографии, если это необходимо.
В «Фейсбуке» принцип запуска вебинара аналогичен «ВКонтакте». Со зрителями можно общаться с помощью чата.
Вы можете запускать вебинар с личной страницы или создать отдельный аккаунт под конкретное мероприятие и продвигать его.
Сегодня в Instagram легко собрать аудиторию 20–45 лет. Обратите внимание, если ваш продукт рассчитан как раз на таких пользователей. Особой популярностью пользуются трансляции на темы:
Это легко проверить по хештегу #вебинар.
Если развиваетесь в этих нишах – вам зеленый свет! По личному опыту могу сказать, что таргет в Instagram легко пропускает такие темы, в отличие от «ВКонтакте».
Так, в VK мы пытались запустить рекламу на марафон по исполнению желаний, но модерация ни под каким соусом не пропускала рекламные объявления. Тогда мы переориентировались на Instagram и буквально за неделю собрали около 1 000 участников.
Запустить прямой эфир (он же вебинар) в Instagram – проще простого:
Показа презентации здесь не предусмотрено. Сообщения от зрителей видны в общем чате трансляции.
Важно: у Instagram есть ограничение по времени одной трансляции – 45 минут. Следом сразу можно запускать вторую, если нужно, и третью. Главное, сообщить об этом зрителям. Конечно, существует риск, что часть уйдет. Зато за проведение трансляций в Instagram не надо платить.
Запустить вебинар можно через «Ютуб». Для этого перейдите по ссылке https://www.youtube.com/webcam и начните трансляцию. Сообщения от зрителей видны на странице прямого эфира.
Оповещение о начале вашей трансляции на «Ютуб» получат все подписчики канала. После прямого эфира запись автоматически сохранится в «Творческой студии» и будет доступна для обработки, просмотра и скачивания.
Трансляцию в «Ютуб» можно запланировать, есть такая функция. Но будьте аккуратны – часто в тот момент, когда нужно запустить эфир, отложенная трансляция почему-то зависает, эфир не включается. Техническая поддержка сервиса внятных ответов по этому поводу не дает, а лишь рекомендует сменить браузер (опять же, по личному опыту, это не помогает).
Главное преимущество проведения вебинаров на «Ютуб» – бесплатность и отсутствие ограничений по количеству участников трансляции.
Специальные площадки
Специальные площадки для проведения вебинаров – это другой уровень профессионализма спикера и важности события. К прямым трансляциям в социальных сетях аудитория относится, скорее, как к развлечению. А специальные вебинарные площадки – уже инструменты продаж. Рассмотрим самые популярные:
«Бизон 365». По сути, это обучающая система с возможностью проведения вебинаров. Здесь нет абонентской платы, а стоимость использования зависит от количества участников на вебинаре – один зритель обойдется в 2 рубля. Что еще:
Минус – задержка трансляции примерно на 30 секунд.
Pruffme. Еще одна платформа для обучения, в том числе с помощью вебинаров. За месяц использования (при количестве участников до 100 человек) абонентская плата составляет 2 000 рублей. Максимальный тариф – 10 000 рублей; до 1 000 участников в пределах одной вебинарной комнаты. Что еще:
DreamStudy. Обучающая медиаплатформа, которая позволяет проводить вебинары. Стоимость – от 15 тысяч рублей в год за 30 человек в одной комнате трансляции. Функционал:
ClickMeeting. Система для проведения вебинаров. Есть бесплатный тестовый период – 30 дней, до 25 участников одновременно. Что еще:
GetCourse. Еще одна обучающая платформа, на которой можно проводить вебинары. Стоит от 4 000 рублей в месяц. Интерфейс для трансляций максимально простой, есть чат, возможность использовать презентацию и демонстрировать экран.
В целом, все сервисы для проведения вебинаров предлагают примерно одинаковый набор функций. Потому выбрать тот, который понравится и подойдет конкретно вам, можно только на практике. Это достаточно легко, ведь почти все платформы предлагают бесплатный ознакомительный период.
Составление презентации
Презентация – ваш помощник. Зрителям скучно все время смотреть только на ваше лицо. Потому, если есть возможность и время, презентацию лучше все-таки сделать.
Современные инфобизнесмены поручают это дизайнерам – никаких стандартных шаблонов, к которым люди уже привыкли. Если пока финансовых возможностей для создания крутой презентации нет, используйте стандартный PowerPoint или «Google Презентации».
Но не каждому вебинару нужна презентация. Можно обойтись, если вы хотите продвинуть личный бренд или прогреть холодную аудиторию, тема вебинара близка к лайфстайлу и построена на личных историях.
Таблица ниже поможет определить, нужна презентация для проведения вебинара или нет. Здесь я основывалась на личном опыте и содержании эфира.
Тема
Презентация нужна
Презентация не нужна
О взаимоотношениях между мужчиной и женщиной
Об исполнении желаний
О таргетированной рекламе
Избавление от зависимостей
О заработке в интернете
О денежном мышлении
О том, как полюбить себя
Об открытии бизнеса
Тестирование оборудования
Перед проведением трансляции необходимо протестировать оборудование. Потому что, согласно закону Мерфи, все, что может пойти не так – обязательно пойдет не так.
Важное правило: тестирование проводим с того устройства, с которого намерены выходить в прямой эфир. А то был у нас случай: спикер тестировался с ноутбука, а трансляцию почему-то решил провести с компьютера. Так за 2 минуты до начала мы выяснили, что там и плагина не хватает, и микрофон вообще не включается. А ноутбук он уже другу отдал…
Зачем проводить тестирование? Чтобы до эфира было время все исправить и улучшить. У каждой вебинарной платформы есть собственная техническая поддержка. Если вдруг что-то не подключается, тормозит или зависает – напишите туда, чтобы быстрее разобраться в причинах неполадок, устранить все эти неприятности.
Тестирование проводится 2 раза – за сутки и за пару часов до начала вебинара. Это «золотое правило» мы вывели за сотни проведенных эфиров. И часто оказывается, что именно вторая проверка выдает ошибки, которых на первой почему-то не было. Тут, как говорится, семь раз отмерь…
А вот каким должно быть оборудование для трансляции, чтобы на эфире вас услышали и увидели зрители:
Как настроить себя перед выступлением
Выход в эфир – тот еще стресс. Когда на тебя смотрят сотни (или хотя бы десятки) людей, невозможно не волноваться.
Вот мои правила, которое позволяют снять напряжение и обрести уверенность в себе перед трансляцией:
Внешняя подготовка
Площадка для вебинара выбрана, вы морально готовы – теперь можно собирать зрителей на вебинар. И вот тут начинается самое сложное, на мой взгляд. Потому что можно сто раз придумать крутую полезную тему и разработать гениальный продукт, но какой в этом толк, если на ваше выступление придет 2 человека (и хорошо, если они – не ваши мама и папа)?!
Сбор зрителей
Сбор зрителей на вебинар обычно начинается за 1–2 недели до даты планируемой трансляции. Если начать раньше, вполне вероятно, пыл аудитории остынет. Можно и позже – за 3–4 дня до даты вебинара, главное, чтобы времени вам хватило.
Чтобы люди узнали про вебинар, их нужно проинформировать. Самый простой вариант – написать промопост в социальной сети, в котором указать дату проведения мероприятия, тему, выгоды от присутствия на трансляции и бонусы всем пришедшим (если они предполагаются).
Схема написания промопоста:
Примеры промопостов TexTerra
Обратите внимание: в самом посте обязательно должна быть ссылка на форму сбора или страницу подписки в рассыльщик. Таким образом человек попадает в подписную базу и сможет получить напоминание о вебинаре перед началом. А вы формируете список тех, кто потенциально заинтересован в вашей трансляции. В будущем эту базу можно использовать для продвижения новых вебинаров или других продуктов.
Форма сбора может быть реализована через рассыльщик в социальной сети или лендинг. Второй вариант выглядит солиднее: если есть время и силы, создайте хотя бы простейший одностраничник с формой регистрации на вебинар.
Вот так выглядит подписная страница в рассыльщике «ВКонтакте»:
Зарегистрировавшиеся на вебинар попадают в отдельную группу подписчиков. По ним можно рассылать напоминания и уведомления о старте трансляции.
Это уже подписной лендинг на вебинар:
Собирать подписчиков с него можно также в группу любого рассыльщика соцсети. Или формировать отдельный список из имен, e-mail, телефонных номеров.
Отправка напоминаний
Даже если человек записался на вебинар и очень хочет на него попасть, велика вероятность, что в день проведения трансляции он про ваш эфир просто забудет. Потому за сутки, 12 часов, 1 час и 15 минут до проведения отправляем письма-напоминания:
Напоминания можно отправить через рассыльщики в соцсетях или мессенджеры (если у вас есть номера телефонов записавшихся). Некоторые вебинарные платформы предлагают внутренние инструменты для рассылок.
Процент открытия электронных писем на почте, как правило, ниже, чем у сообщений в соцсетях/мессенджерах. К тому же электронные письма иногда попадают в спам. Может быть, что тот, кто записался на вебинар, вообще не получит ваше уведомление.
Проведение вебинара
И вот он – тот самый день вебинара, к которому вы уже хорошо подготовились. Зрители ждут, презентация собрана, осталось вдохнуть поглубже и провести трансляцию.
Что предусмотреть
Из личного опыта могу сказать, что главное – внутренняя преднастройка на вебинар. Будьте уверены в том, что все пойдет хорошо. А еще на всякий случай предусмотрите резервный интернет и компьютер.
Однажды на трансляции у меня загорелся провод от ноутбука. Просто взял и загорелся. Аппарат тут же вырубился и больше не включался. Хорошо, что рядом был планшет, с которого я просто перезашла в свою трансляцию. Важно сделать это максимально быстро. Ведь каким бы интересным ни был вебинар, зрители не будут долго ждать, пока вы решите свои технические трудности. Они просто уйдут.
То же самое касается неожиданного отключения электричества, тогда на помощь приходит мобильный интернет с телефона. Если предусмотреть такие мелочи и обязательно заранее зарядить все смартфоны, планшеты и ноутбуки, то никакой перебой не страшен.
Постарайтесь создать в помещении, откуда идет вещание, относительную тишину (хотя бы попросите выйти всех, кто может вам помешать). Выключите мобильный телефон, чтобы не отвлекаться на звонки и смс-сообщения (и не раздражать зрителей).
Сохраняйте презентацию в нескольких форматах – ppt, pptx и pdf, обязательно создавайте копии, потому что во время вебинара презентация может слететь, выключиться или зависнуть.
Придумайте план Б, если презентация вдруг не включится. Как вариант – использовать доску, флипчарт или блокнот и ручку для записей. Любое движение в кадре всегда интересней, чем обычная «говорящая голова».
Если вы вещаете с помощью вебинарной платформы, в случае любого технического сбоя сразу вызывайте сотрудника технической поддержки. Опять же по опыту могу сказать, что со спецпомощью проблема решается быстрее, нежели вы будете пытаться исправить все самостоятельно.
Как держаться и вести себя в кадре
Запомните – даже самый интересный монолог невозможно долго слушать. Важно периодически обращаться к своей аудитории и призывать к обратной связи. Задавайте вопросы, просите ставить плюсики в комментариях или отвечать развернуто.
Интерактивы в начале вебинара помогут немного расшевелить толпу. Спросите людей, из какого они города, почему решили прийти на трансляцию, какого результата ждут от эфира.
Проводите опросы по ходу выступления. Например, во время эфиров по копирайтингу мы показываем примеры хороших и плохих постов, просим людей написать, что конкретно в них нравится / не нравится. Еще вариант – показываете некачественный лендинг и просите зрителей найти там ошибку.
Также можно призывать людей ставить плюсики или восклицательные знаки, если они узнали себя в рассказанной вами истории или ситуации.
Обязательно ли отвечать на вопросы зрителей? Да, если вопросы задаются по теме вашего эфира. Не нужно отвечать на сообщения, касающиеся вашей внешности, манеры разговора или личной жизни. Всегда найдутся те, кому что-то не нравится. Таких можно сразу попросить покинуть эфир – вряд ли это ваши потенциальные клиенты.
Но не раскрывайте все фишки и секреты сразу в одном вебинаре. Гуру инфобизнеса говорят, что должна остаться легкая недосказанность, чтобы зритель хотел узнать: что там дальше?
Если вы ведете прямой эфир, показывайте себя, а не только свою презентацию. Зрителю интересно посмотреть на вас, а не просто голос слушать. Вот и все секреты. А вот структура вебинара, переход к продажам и закрытие сделок – это уже тема отдельной статьи.
P. S. Как взаимодействовать со слушателями после окончания вебинара
Вебинар завершен, слушатели довольны. Но на этом работа с пришедшими на трансляцию только начинается. Что сделать после прямого эфира:
Пример: «Благодарю за внимание! Буду счастлив получить от вас обратную связь по прошедшему эфиру. Напишите пару слов о том, что вам понравилось или не понравилось на вебинаре, была ли полностью раскрыта заявленная тема. Выслушаю предложения и замечания. Спасибо!»
Письмо-выгода: расскажите про ваше предложение с позиции выгод для клиента. Объясните, почему сейчас – идеальное время, чтобы купить ваш продукт. Поставьте ограничения (дедлайн, количество мест). Поделитесь кейсами и отзывами.
Письмо-логика: расскажите, как будут развиваться события в жизни клиента после того, как он воспользуется продуктом. Распишите его счастливое будущее, дайте надежду. Объясните, что в ближайшее время вы поднимете цены и уберете бонусы (если они есть), потому логичнее купить сейчас, а не завтра.
Письмо-страх: расскажите, что произойдет, если человек не будет решать свою проблему здесь и сейчас с помощью вашего продукта. Что с ним станет через пару лет. Надавите на то, что ничего не поменяется, а это еще страшнее. Сообщите, что места или сам продукт заканчиваются, осталось всего ничего.
И да, качественная подготовка к вебинару отнимает достаточно времени. Плюс придется разобраться в технических настройках, что тоже не быстро.
Кстати, TexTerra делает лендинги под мероприятия. Пригодится компаниям и бизнесменам, желающим в кратчайшие сроки запустить рекламу вебинара, фестиваля, концерта. Стоимость зависит от дизайна и функционала.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров