Как подготовить велосипед к путешествию
Снаряжение для велопохода (минимально необходимый список)
Мы подобрали для вас чек-лист минимального набора снаряжения и инструментов для самостоятельного велопохода. Можете его распечатать и следовать по списку во время подготовки к путешествию
Вы собрались в велопоход, готовите велосипед и список необходимых вещей. Мы подготовили чек-лист вещей и снаряжения, без которых не стоит отправляться в путешествие на велосипеде.
В первую очередь, сам велосипед
Велосипед должен быть исправным и на ходу. Если вы купили байк недавно, то рекомендуется проехать на нем пару раз по 20-30 километров даже в черте города, чтобы выявить возможные недостатки или неисправности.
Ничего не должно скрипеть или стучать. При движении вы получаете удовольствие и вам ничего не мешает. Вы достаете до педалей, а сиденье не доставляет вам дискомфорта. Все это необходимо проверить до начала похода.
Велосумки или вело-рюкзак
Если поездка планируется не более, чем на неделю и маршрут путешествия пролегает через несколько городов, то постарайтесь обойтись минимумом вещей. Они должны поместиться в нарамные сумки и баулы. Если вы привыкли путешествовать с велорюкзаком – то отправляйтесь с ним.
Туристическое снаряжение
Приготовление пищи
Даже если вы не планируете ничего готовить, а питаться в кафешках или заниматься перекусами на ходу, то минимальный набор состоит:
Если выпланируете приготовление пищи на стоянках, то вам понадобятся:
5. Горелка и газ
6. Кастрюлька из аллюминия или титана
7. Зажигалка и спички
8. Крупы и консервы
Одежда
Здесь также можно обойтись минимальным набором. С учетом, что носки, футболку, трусы и джерси вы периодически стираете на привалах.
Дополнительно: можно взять сандали. В жарких странах будете катить только в них. В России и Европе одевать на привалах, чтобы отдохнули ноги.
Брать или не брать шлем решайте сами. В некоторых странах, перемещение на велосипеде без шлема наказывается штрафом.
Предметы личной гигиены
++ для девушек дополнительные предметы личной гигиены.
Если вы стартуете от порога дома, то все это берите сразу. Если вы начинаете путешествие в другом городе или страны, то все эти вещи, кроме аптечки можно купить недорого в любом хозяйственном магазине.
Инструменты и запасные части для ремонта
Для короткого путешествия на 1-2 дня нужны только:
1. Запасные камеры
2. Заплатки
3. Насос
4. Замок
5. Мультитул
6. Ключи, для разбортовки покрыщки
Для поездки на неделю или десять дней берите также:
7. Ключ на 15, для педалей
8. Запасные болтики и гаечки
9. Стяжки
10. Смазка
11. Фонарики спереди и сзади
12. Инструменты для ремонта цепи
13. Скотч (липкая лента)
14. Шлем
Для многодневного похода (две недели или месяц)
15. Тросики и обмотка для них
16. Запасные спицы
17. Инструмент для затяжки спиц
18. Плоскогубцы
Электроника, деньги и документы
Дополнительно можно взять:
10. GPS-треккер
11. Солнечная панель
Вот и все. В зависимости от длительности путешествия и от удаленности от цивилизации набор вещей может меняться.
Следите за новинками снаряжения и обзорами на новые модели. Прогресс не стоит на месте и вещи становятся все более компактными и легкими.
Как подготовить велосипед к большому путешествию
Но прежде чем двигаться вперед, ты должен подготовить свое транспортное средство, чтобы пересечь финишную линию, а не застрять где-то по пути или быть сбитым грузовиком. Подготовка велосипеда займет некоторое время, но это будет время, потраченное не впустую.
Общая проверка механизмов
Для начала ты должен удостовериться, что все важные механизмы хорошо смазаны, тормоза работают, цепь не соскакивает со своего законного места. Особое внимание удели трущимся деталям: хорошо смажь их, иначе быстро придут в негодность от долгой езды.
Колеса
Если предполагается, что будет бездорожье, то смени городские покрышки на горные. Они отличаются толщиной, а также массивностью зубьев. Так меньше шансов, что ты пробьешь колесо. Обязательно возьми с собой набор для ремонта велосипедных камер, он может спасти тебя в пути, если не будет запаски, хотя и запаску мы рекомендуем брать, как и ручной насос. Будь готов, что несмотря на суровость шин, колесо найдет осколок стекла, что пробьет его.
Крылья
Установи широкие и надежные крылья на велосипед: они защитят от грязи, которой на твоем пути будет очень много. Разумеется, даже самые широкие и длинные крылья не смогут сделать чудо, но, проверено на личном опыте, с ними куда лучше, чем без них.
Отдельно добавим, что сегодня на рынке доступны крылья с подсветкой, и это отличный вариант для длительных велопутешествий. Подсветка делает тебя заметнее в вечернее время, и это хорошо, особенно когда едешь по темным российским дорогам.
Одежда
Сейчас самый разгар зимы. Казалось бы, о каком вообще путешествии на велосипеде может идти речь? На самом деле сейчас прекрасное для этого время, но нужно разумно подойти к выбору одежды, уделив наибольшее внимание непромокаемости материала. Возьми дополнительный набор носков: если попадешь в ливень, то прежде всего должен будешь поменять мокрые носки на сухие. Вообще, дополнительный комплект одежды лишним не будет, хотя мы понимаем, что рюкзак все необходимое может и не вместить, но ты действуй по обстоятельствам.
Средства самообороны и первой помощи
Еда, которую можно «достать и съесть»
Обязательно возьми простенькую, но питательную еду, которую можно просто достать из рюкзака и съесть. Лучше забыть о любой пище, где много соли и специй, ведь она будет вызывать приступы жажды, а они тебе вообще не нужны. Делай ставку на энергетические батончики (их легко перевозить), орехи и изюм (в них много подпитки энергетической, даже МЧС на операции в горы берут).
Тщательная проверка маршрута
А теперь проверь маршрут, который ты берешь в качестве ориентира своей поездки. У тебя его до сих пор нет? Тогда прокладывай. Если для тебя такое путешествие является первым, то выбери что-нибудь попроще. Другими словами, если ты вдруг встрянешь на середине, то тебе должно быть несложно дойти до какого-нибудь населенного пункта, чтобы с поджатым хвостом сесть на автобус и вернуться в город – всегда держи в голове пути отступления. Если же хочешь найти что-то реально жестокое и сложное, то не нужно ехать в одиночку. Будь умнее и возьми с собой человека, который хорошо ориентируется в выбранной местности и имеет за плечами опыт таких поездок.
Подготовка к велопутешествию. Практика
В первой части заметки о подготовке к велопутешествию я затронул вопросы психологического характера. Сегодня перейдем к практической стороне. В этой заметке я пройдусь по основным верхушкам, и заострю внимание на собственном опыте.
Так как мои дороги пока пролегают по странам Европы, безопасным и цивилизованным, поэтому эта информация, скорее всего, будет полезна начинающим велотуристам. Я постараюсь не углубляться в велосипедные дебри, вопросы железа можно прояснить для себя на специализированных форумах.
Маршрут
Наверно, самое первое, что нужно предпринять для того, чтобы путешествие состоялось — это разработать маршрут. Определиться с достопримечательностями, которые нужно посетить, поможет ресурс venividi.ru. Там хранится просто огромное количество отчетов о путешествиях со всего света. Несмотря на то, что про велотуризм не наберется материала и на 1%, тем не менее, можно получить массу полезной информации.
Разумеется, также нужно просеять интернеты, как русские, так и заграничные, на предмет уже свершенных велопутешествий. Наверняка кто-то уже проехал нужным маршрутом, отчего бы не воспользоваться чужим опытом.
Остается привязать нитку маршрута к местам ночевок. Тщательная привязка имеет смысл, если продолжительность поездки предполагается менее месяца, но если путешествие длится дольше, то скорее всего первоначальный план претерпит изменения в дороге, поэтому не стоит выверять каждый дневной пробег. Нужно найти при помощи сервиса ru.camping.info дешевые кемпинги на маршруте. Это очень важно, так как сэкономить на разнице между гламурными и нормальными кемпингами можно иногда до 50%. Ознакомьтесь с моей статьей о кемпингах Европы, в которой я собрал личный опыт (протестировал более 100 кемпингов). Чтобы не упустить полезную информацию, рекомендую подписаться на получение свежих статей с сайта kotovski.net.
Ночлег
Кемпинги, как нетрудно догадаться, располагаются в местах наибольшего скопления туристов. Туристы же предпочитают скапливаться около моря и крупных достопримечательностей. Для них построено огромное количество кемпингов, и если ваш маршрут не отходит от туристических троп, то предварительное планирование ночевок имеет только финансовый смысл — найти самый дешевый вариант. Если вопрос денег не стоит на первом месте, то можно спокойно ехать без какой-либо подготовки: кемпингов очень много.
Другое дело, если ваш путь уходит в сторону от городов и побережья. Там концентрация кемпингов снижается драматически, и без точных координат бывает плохо. Кроме кемпингов, конечно можно воспользоваться многочисленными гостиницами, сервисы booking.com и hostelworld.com вам помогут. Однако желательно заранее узнать, есть ли у них возможность для хранения ваших велосипедов. Отели — это уже более дорогой вариант, и те, кто путешествует месяцами, редко могут себе это позволить, поэтому почти все велотуристы предпочитают кемпинги.
Кемпинг — удобное изобретение, и я всегда стараюсь провести ночь в нем, но есть и альтернативные варианты. Дикие ночевки под сосной, как известно, запрещены во многих странах, но к этому запрету нужно подходить с точки зрения здравого смысла. Несложно догадаться, что запрет сделан для того, чтобы граждане не устраивали стихийных пикников с возлияниями, и не загаживали природу вокруг себя. Велотурист же, как правило, существо малопьющее и к беспорядкам не склонное, поэтому заметив нарушение, адекватный абориген не бежит звонить в полицию. Однако, желательно не ставить палатку на открытом месте. Еще лучше найти чей-то домик в поле и спросить разрешения переночевать на их земле. Путешественники рассказывали, что иногда в ответ на такой вопрос хозяева приглашали их в дом, кормили обедом и всячески содействовали. Здесь действует правило: чем дальше от побережья и городов, тем лучше люди.
Поэтому, вполне возможно путешествовать на велосипеде за очень умеренные деньги, если подойти к вопросу с умом. Европа может быть как очень дорогой, так и практически бесплатной, в зависимости от того, что вам надо.
Техника
Следующим пунктом программы подготовки к походу я бы назвал: «Исправность велосипеда». Подчеркиваю, не тип и стоимость велосипеда, а именно его техническая исправность. Казалось бы, об этом даже незачем говорить, насколько это очевидно, но мой и чужой опыт показывает, что иногда путешественники совершают чудеса легкомыслия, выезжая на неисправном транспорте. У меня, в частности, была дурная привычка выехать на полуизношенном оборудовании с прицелом «убить» его в поездке, а по приезду заменить новым. Это серьезно подводило меня, и надеюсь, что впредь я буду умнее.
Кстати, есть мнение, что для велопоходов просто необходим некий туристический велосипед, стоящий безумных денег. На самом деле, выезжать можно на любом современном велике. В ценовом пределе 500-800 евро все они уже имеют достаточный запас прочности, чтобы пройти без ремонтов 7-10 тысяч километров при условии асфальтового пробега. Обязательно нужно иметь с собой некоторый инструмент. Для меня это: хороший удобный насос, набор шестигранных ключей, ключи для замены спиц и запасные спицы. Также — две запасные камеры и заплатки. До похода попрактиковаться в замене камеры и выравнивании восьмерок. В европейской глубинке веломастер не такая уж распространённая вещь. Для ремонта самого себя тоже неплохо взять пластырей, антисептика и болеутоляющего.
Однако посоветую сразу вложиться в правильное оборудование. Крайне рекомендую купить для туризма кожаное седло Brooks — ничего лучше для пятой точки я не встречал. От комфорта этой точки зависит моральное состояние путешественника в целом. Мой велопоход прошлого года по Испании-Франции-Испании на Бруксе был просто наслаждением, тогда как в 67-ми дневном «Южном пути» мы с женой мучились на спортивных седлах. Поэтому рекомендую, сэкономьте на чем угодно, но купите кожаное седло. Разумеется, чтобы получать от долгой езды удовольствие, нужно подобрать грамотную посадку. Прочитайте, на каком уровне должно находится седло на велосипеде, какой длины должна быть рама и прочие важные мелочи.
Багаж
После самого велосипеда наиболее важной вещью является багаж, который будет перемещаться вместе с вами. В моем путешествии «Южный путь» ситуация складывалась курьезно: только при сборке велосипеда в аэропорту Лондона я понял, что имущества оказалось больше, чем сумок. Было непросто все это навьючить, чтобы не развалилось от тряски, всю дорогу мы мучились из-за непродуманности материальной части. Дополнительной головной болью оказался сильный перевес на заднее колесо — ломались спицы. Грамотные велотуристы распределяют вес багажа между передом и задом, использую не только задний багажник, но и передний.
В путешествии 2011 года материальная подготовка была проведена более серьезно, но из-за нежданных дождей встал вопрос о водонепромокаемости багажа. Поэтому я сделал вывод, что надо приобрести надежные, непромокаемые и легкосъемные сумки. Прочесав интернеты, выяснилось, что в заграничном туристическом мире велосипедисты-дальнобойщики отдают предпочтение немецкой фирме Ortlieb. Это не очень дешевое удовольствие, так как комплект передних и задних сумок обойдутся не менее 200 евро (не считая самих багажников). Но лучше потратить деньги на надежные и удобные вещи, чем постоянно испытывать проблемы из-за несовершенства экипировки.
Крыша над головой
Следующим по важности пунктом я бы назвал палатку. Здесь надо найти правильный баланс между ценой, весом и водостойкостью. Не буду советовать конкретных вариантов, скажу лишь, что не стоит покупать экстремально легкую и миниатюрную одноместную палатку. Как показывает практика, комфорт таких палаток на очень низком уровне, поэтому я бы считал нормальным вес 2кг для размещения одного человека. Это будет номинально двухместная палатка с высокой степенью водостойкости, достаточно просторная для размещения крупного мужчины и его багажа.
Вообще не стоит зацикливаться на покупке самого легкого туристического оборудования. Легкие вещи или очень дорогие, или быстро ломаются, а чаще всего и то, и другое. За общим весом багажа обязательно нужно следить, но облегчать его не покупкой дорогой экипировки, а исключением маловажных пунктов. Что для вас важно, а что нет — можно понять только через собственный опыт. В мой первый дальний поход мне показались важными зеркалка с несколькими объективами и штатив. В следующий раз это и многое другое, столь же «важное», было с негодованием вычеркнуто.
Навигация
Очень важной вещью в походе является gps навигатор. Даже если есть хорошие бумажные карты и отсутствие топографического кретинизма, навигатор позволяет не терять время на сложных и неоднозначных участках. Очень здорово: едешь по итальянской глубинке, а тебе русским голосом говорят: через сто метров поверните налево. А уж базу данных супермаркетов Lidl (дешевая провизия) и макдональдсов (бесплатный wifi) сложно переоценить.
Какой именно прибор, каждый должен решить в соответствии с потребностями. Для моих цивилизованных походов хорошо подошел обычный автомобильный Гармин. Я купил на ebay копеечное крепление на руль и был очень доволен результатом. Прибор работал до трех часов от батареи, этого более чем хватало на ходовой день, так как на длинных перегонах его просто выключаешь.
Электроснабжение
Реальной проблемой в автономном путешествии становится подзарядка девайсов, так как в кемпинге или под сосной никакой розетки рядом не окажется. В кемпингах все-таки проще — можно попросить работника ресепшна поставить на зарядку ваш телефон или gps.
Существует неплохой выход: на ebay продается аккумулятор (сборка из четырех 18650), который будучи полностью заряженным, позволяет зарядить телефон или навигатор раз восемь-десять. То есть, нужно всего раз в неделю отдавать этот аккумулятор добрым людям на полную зарядку. В поход 2011 года я купил сей нужный девайс, и целую неделю он радовал меня своими свойствами, но потом по непонятным причинам сотрудничать отказался. Он до сих пор валяется у меня где-то, вызывая естественное раздражение человека, потерявшего 40 долларов. Тем не менее, сама идея такого аккумулятора очень правильна, подкачала лишь китайская реализация.
Также выглядит разумным использование динамо втулки для зарядки навигатора и мобильного телефона. Лично я пока что не использовал данное изобретение, но в ближайшее время постараюсь прояснить этот вопрос для моих читателей.
Одежда
Вопросы одежды не такие важные, если вы путешествуете по югу, но правильный выбор облегчает быт в дороге. Для движения я предпочитаю спортивную синтетическую велоодежду: она отводит пот и быстро сохнет. Такую одежду можно прополоскать в любом ручье, надеть на себя, и через полчаса ты сухой и чистый. Не стоит набирать много комплектов, вполне достаточно двух шортов, одной футболки с коротким рукавом и легкой флисовой кофты. Для походов по северным широтам грамотный выбор одежды становится крайне важным, но тут у меня пока нет никакого опыта.
И самое главное: ВСЕГДА ОДЕВАЙТЕ ВЕЛОШЛЕМ.
Надеюсь, эти рекомендации позволяют понять, что велотуризм — одно из самых малозатратных хобби. Полностью подготовленный велосипед со всем туристическим оборудованием обойдется от тысячи евро до полуторы, причем этот комплект послужит многие годы. Если ресурсов не хватает, то можно обойтись гораздо менее дорогой экипировкой — удобные вещи лишь облегчают путешествие, но их отсутствие не делает его невозможным.
Я писал эту статью для того, чтобы показать, насколько легко перевоплотиться из оседлого человека в свободного велотуриста, но наверно, описанием планирований, сложностей и дорогих принадлежностей только отпугнул потенциальных путешественников. Поверьте, камрады, велосипед, экипировка и тщательное планирование — это абсолютная ерунда, не стоящая и минуты размышлений. Важно лишь то, что у вас в голове. Если у вас там то же самое, что у людей, которых я встречал в Дороге, то плюньте на гугл мапс, на специальную одежду и экипировку. Выезжайте из дома хоть на разваливающемся велике, или даже выходите на своих двух — Дорога позаботится о вас.
Представьте, прямо сейчас, когда вы читаете эти строки, в мире путешествуют тысячи людей, и многие из них не имеют предварительно составленных планов, бюджетов и даже не представляют, что их ждет завтра. Они стали частью Дороги, она хранит и направляет их. Поэтому не стоит зацикливаться на подготовке, прогонять в уме все ситуации, которые могут произойти. В пути все будет не так, как вы себе это представляете из дома, я это гарантирую.
Просто сделайте первый шаг.
PS. Статья, к сожалению, не раскрывает все стороны подготовки к велопутешествию. Прошу моих дорогих читателей дополнить мои размышления своим опытом, или же наоборот, задать вопросы, которые интересуют начинающих путешественников. Комментарии к вашим услугам.
PPS. Рекомендую также подготовить к велопоходу фотокамеру, а также немного научиться фотографировать, потому что это память на всю жизнь. Будет обидно, если из путешествия вы привезете скучные или некачественные снимки. Например здесь можно узнать, как настроить тень в фотошопе.
Читать также:
Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:
Как подготовиться к дальнему велопутешествию?
Движение – это жизнь, а движение на велосипеде по неизведанным просторам – это еще и увлекательный досуг. Велопоходы становятся более популярными благодаря относительно неплохой скорости передвижения, и вместе с тем, возможности не упустить ни одного красивого вида.
Такое путешествие позволит получить настоящее наслаждение от процесса и зарядиться энергией на длительное время. Но чтобы поездка прошла хорошо и не оставила неприятных впечатлений, важна подготовка.
Планирование велопутешествия на длинные расстояния можно разделить на 4 этапа:
Проверьте свои силы
Если Вы уже неоднократно преодолевали десятки или даже больше 100 километров на своем «железном коне», этот пункт вы можете смело пропускать.
Но если Вы являетесь новичком в данном деле, подготовку к походу следует начать с оценки своих возможностей.
Подумайте, сможете ли Вы преодолеть большие расстояния, да еще и с багажом в 15-20 кг. Устройте себе тестовый заезд на 30 км и проверьте свои силы.
Результат такого мини-путешествия покажет, готовы ли Вы к дальней дороге.
Немаловажным пунктом является умение хорошо управлять велосипедом.
Учитывайте, что долгий путь будет снижать концентрацию внимания, а багаж — создавать препятствия для свободного управления.
Поэтому когда ваша сосредоточенность и энтузиазм начнут угасать, положиться Вы сможете только на имеющиеся навыки и реакцию.
Кстати, для подготовки к путешествию можно прочитать книги по туризму, где рассказывается о способах ориентира на местности, поисках воды и пищи, а также о многих других бытовых навыках, необходимых в походе.
Подготовьте транспорт
Основной элемент такого похода – это велосипед для дальних путешествий.
Велосипед для туризма
Прежде всего, необходимо удостовериться в его надежности и готовности преодолевать большие расстояния.
Крайне важно, чтобы байк был «заточен» именно под Вас, и чтобы конкретно Вам было удобно на нем ездить. Поэтому не рекомендуется брать агрегат в салоне проката.
Основным требованием к велосипеду для путешествий является комфортная езда, как на асфальте, так и по пересеченной местности. Кроме того, он должен иметь:
Наиболее оптимальным оборудованием для велосипеда, нацеленного на дальнюю дорогу, будут детали компании Shimano.
Комплекты Alivio и Deore помогут справиться с туристическими задачами и не ударят по карману велосипедиста.
Лучше отправляться в путешествие на байке с одним амортизатором – передним. Задняя подвеска не оправдает своего существования, а только повлечет большие усилия со стороны велосипедиста. Установка заднего амортизатора имеет смысл при экстремальной езде. В остальном такая конструкция будет только утяжелять вес агрегата и увеличивать его стоимость.
Если Вы планируете отправляться в серьезное путешествие, лучше собрать байк в индивидуальном порядке, чем покупать его в магазине.
Такой подход позволит подобрать качественные, соответствующие назначению детали и сэкономит бюджет.
Подробнее о выборе велосипеда рассказывается в статье «Велосипед для дальних путешествий. Каким он должен быть?».
Проработайте маршрут
Отправляясь в одиночное велопутешествие, или поход с семьей и друзьями, тщательно продумайте маршрут. Составьте его так, чтобы на пути были магазины и другая инфраструктура. Это спасет Вас в случае поломки, травмы и другого происшествия.
Проанализируйте процент асфальта и грунтового покрытия, а затем подготовьтесь к особенностям трассы. Старайтесь просчитать изменения рельефа местности, поскольку длительный подъем в гору вас серьезно измотает.
Сбор багажа
Разобравшись с транспортом, стоит подумать, что взять с собой в путешествие на велосипеде.
Хотя список вещей для каждого персональный, существует обязательный перечень предметов. В багаж необходимо положить:
Заранее решите, как Вы будете питаться. Если Вы планируете кушать в дорожных столовых, еда и котелок вам не понадобятся. При остановках в гостиницах можно исключить из багажа палатку и спальник.
Подумайте, как Вы собираетесь разводить костер. Если Вы планируете использовать ветки деревьев, возьмите с собой топор. В противном случае вам понадобится горелка и топливо.
Поскольку электронные устройства зависимы от зарядки аккумуляторов, рассчитывать на них в походе не стоит. Лучше брать с собой карты и справочники в бумажном варианте.
Весь багаж можно компактно уместить в специальный рюкзак-штаны и зафиксировать на велосипеде. Обзор данных рюкзаков вы найдете в статье «Рюкзак-штаны. Что это такое и как выбрать?».
Велотуризм поможет получить заряд приятных впечатлений прекрасно провести время с друзьями. Но для этого важно грамотно планировать поездку на всех этапах. Тогда ничто не омрачит Ваш отдых.