Как подготовиться к физмат классу
Как стать призёром «Физтеха» и «Росатома» по физике
В чём разница между «техничными» и «идейными» задачами, как избавиться от страха на олимпиадах и почему важно учить русский
Я участвовал во многих олимпиадах по физике и математике. Призёром стал на региональном этапе ВсОШ по физике и олимпиадах «Физтех» и «Росатом» по физике. Сейчас я учусь в МФТИ на ФОПФ (Факультете общей и прикладной физики), а в будущем собираюсь заниматься наукой.
О своём опыте на ВсОШ я уже писал. В этой статье расскажу о том, как готовился к перечневым олимпиадам и что нужно о них знать.
С чего всё началось
В детстве меня рано научили читать, и одной из моих первых книг была энциклопедия по астрономии. Тогда я и заинтересовался физикой. В школе я продолжил её изучать и поставил перед собой цель — поступить в МФТИ. Для этого стал участвовать в олимпиадах по физике и математике.
Вскоре я понял, что олимпиады не только позволяют поступить в вуз со льготами. Они углубляют знания по предмету и в будущем дают уверенность на экзаменах в институте. Особенно когда ты не просто пишешь олимпиаду ради интереса, а понимаешь, что её нельзя «слить», и усиленно занимаешься.
Как я готовился
В 10 классе я перешёл в Физико-математический лицей № 31 в Челябинске. Это сильная школа, в которой учится много олимпиадников. Там я ездил в физические лагеря, но после регионального этапа ВсОШ в 11 классе понял, что, скорее всего, на заключительный не прохожу по баллам. Тогда я начал в ускоренном темпе готовиться к «Физтеху».
В этом мне очень помог курс Михаила Пенкина по подготовке к олимпиадам по физике. Материал в нём излагается очень систематично и обращает внимание на основные моменты именно олимпиады «Физтех»: на свойственные ей типы задач и методы решения. Если посмотреть этот курс от начала и до конца, при этом хорошо заниматься в школе и не допускать арифметических ошибок, то вполне можно стать победителем.
Что нужно знать об этих олимпиадах
«Физтех»
Олимпиада «Физтех» по физике похожа на очень сложный ЕГЭ. В этом её преимущество: при желании к ней может подготовиться любой, и это очень выручает при поступлении в вуз. К тому же к «Физтеху» есть ключ в виде курса Пенкина. После него не бывает такого, что смотришь на задачу и не знаешь метод, по которому её можно решить.
Задания на «Физтехе» интересные: не самые сложные, до которых тяжело додуматься, и не такие простые, как на ЕГЭ. Их можно назвать «техничными», в отличие от заданий на Всеросе или Московской олимпиаде по физике. Там задачи скорее «идейные», в которых нужно найти необычный способ решения.
Вот для сравнения примеры задач на «Физтехе» и Московской олимпиаде по физике.
При подготовке к «Физтеху» можно пропустить квантовую физику и волновую оптику — на олимпиаде этих тем нет. На ЕГЭ они будут, но в маленьком объёме. Думаю, все силы стоит бросить на февральский тур «Физтеха», получить за него льготы и уже не волноваться, что на ЕГЭ будет пара ошибок из-за квантовой физики. Кроме того, до экзамена у вас будет ещё много времени, чтобы её подучить.
Но на олимпиаде «Физтех» есть и минус — в системе оценивания заданий. В задачах, как правило, по 1–3 вопроса, и если допустишь хотя бы одну арифметическую ошибку, то за всё задание поставят ноль баллов.
Я как раз ошибся так один раз из-за невнимательности и в итоге не дотянул до победителя. Конечно, проверяющий может закрыть на опечатку глаза и накинуть немного баллов, но всё равно цена ошибки очень высока. На Всеросе или Московской олимпиаде по физике такого жёсткого деления баллов нет.
«Росатом»
«Росатом» — средняя, довольно несложная олимпиада. Но в этом году на ней был подвох: почти во всей России она проходила в одно время, а в Челябинской области на неделю позже. Поэтому варианты изменили, и в конце попалась очень сложная «гробовая» задача. Так называют задачи, которые мало кто может решить.
Она оказалось для меня необычной и незнакомой — наверное, потому, что я решал мало задач на взаимодействия с магнитными полями. Из-за неё у меня и не хватило баллов до победителя.
Проверенные советы по подготовке
Полюбите предмет. Довольно сложно просто взять и что-то полюбить. Но если участвовать в олимпиадах только для того, чтобы поступить со льготами, то азарт быстро пройдёт. То же самое с высшим образованием: получать его просто ради корочки, я думаю, бессмысленно. А если идёшь за знаниями, то, конечно, нужно поступать в вуз на любимую специальность.
Лучшая работа — та, которая приносит удовольствие. Иначе это не работа, а мучение.
Учите регулярно и маленькими порциями. Не очень хорошо, когда ко всей олимпиаде готовишься за месяц. Чтобы в голове не было каши, стоит заниматься более равномерно.
Я в среднем смотрел одну лекцию Пенкина в день и выполнял домашнее задание. Но это потому, что я уже неплохо знал физику, а на занятиях только закреплял материал. Домашки в этом очень хорошо помогают. Также советую прорешивать как можно больше заданий прошлых лет.
Не забывайте про русский язык и пишите сочинения. Когда из-за досадной арифметической ошибки я потерял льготу поступления без вступительных испытаний, меня спас хороший результат по русскому. Я немного смотрел курс Фоксфорда по подготовке к ЕГЭ и тренировался в лицее писать сочинения. В итоге в тестовой части у меня одна ошибка, а за сочинение я получил максимальный балл.
Обязательно в течение 11 класса пишите сочинения и прорешивайте первую часть. Поначалу это сложно, особенно когда приоритетно готовишься к физике и математике. Но это важно, и не только для поступления: грамотная и культурная речь поможет налаживать контакты с новыми знакомыми, работодателями и коллегами.
Переключайтесь. Чтобы морально не перегореть и не подпортить себе здоровье во время интенсивной подготовки, советую переключаться на другие занятия. Например, очень хорошо помогает спорт.
Я знал парня, который все 8–9 классы занимался только химией, в 9 классе был на Всеросе по химии, а в 10 уже видеть её не мог. В итоге он поступил на факультет радиотехники в Екатеринбурге. Это не самый плохой вариант, но, думаю, он мог легко поступить на химфак МГУ, если бы занимался чем-то ещё кроме химии.
Следите за здоровьем и режимом дня. Очень обидно заболеть прямо перед олимпиадой, которая может помочь тебе с поступлением. Я немного из-за этого волновался и поддерживал иммунитет, пил витамины. Также советую хорошо высыпаться — не только перед самой олимпиадой, но и во время подготовки.
Не волнуйтесь. Паника — частый бич участников олимпиад. Когда я пришёл на Московскую олимпиаду по физике, то почему-то очень испугался страшных и нестандартных задач. В итоге так разволновался, что почти ничего не решил.
У меня так было в самом начале олимпиадного пути: я думал не о заданиях, а о том, как бы не выступить плохо. Но с каждой решённой олимпиадой чувствовал себя увереннее. Поэтому советую участвовать в олимпиадах как можно больше.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
О поступлении в математическую школу
Многие родители серьезно занимаются вопросами качества знаний своих детей. Для получения максимального результата рассматривается пара домашний репетитор по математике + рейтинговая школа. Ставка делается на высокий уровень коллективного преподавания в математическом классе и квалифицированную индивидуальную помощь.
В моем районе (м. Щукинская — Строгино) безусловным лидером среди математических школ является Курчатовская школа, принимающая детей в 5 класс по итогам олимпиад. Подготовка в Курчатовскую школу имеет свои особенности, о которых я уже неоднократно писал. В этой статье мне бы не хотелось описывать работу репетитора по математике с олимпиадными задачами. Рассмотрим проблемы, связанные с поступлением в сильные математические школы (с 5 класса по 9 класс) по Москве в целом.
Рейтинги математических школ
На рейтинги всегда смотрят. Как они определяются? Берутся средние показатели результатов учеников, полученные, например, на ЕГЭ по математике или ГИА по математике и сравниваются. Считается, что если школа находится в лидирующей десятке, то качество обучения математики в ней непременно высокое. На самом деле это не всегда соответствует действительности. Репетитор по математике всегда имеет уникальную возможность следить за содержанием изучаемого в классе через своих учеников. Не знаю как другие репетиторы, но я часто нахожу в работе преподавателя математического класса, какие-нибудь методические недочеты. Кажется, что курс взят верно из-за высоких баллов на ЕГЭ. Но задумайтесь о том, почему они высокие? С чего им быть низкими, в сильном то классе? В нем учатся талантливые дети, способные самостоятельно мыслить и разбираться в изучаемом материале. Их ищут и отбирают. Для этого все уважающие себя математические школы проводят весьма непростые вступительные экзамены. Они то и являются залогом хороших результатов в 11 классе по ЕГЭ. К подбору содержаний экзаменов каждая математическая школа подходит очень тщательно, ибо умный ученик “раскручивает” школу.
Переведите в обычный класс штук 15-20 Перельманов, и они покажут Вам на ЕГЭ результат, перекрывающий суммарные показатели сразу нескольких серьезных математических школ. Со способным учеником работать значительно легче и удобнее, чем со слабым. Это понимает каждый репетитор по математике, даже начинающий. Поэтому за талантами гоняются все. И чем их больше, тем выше рейтинги. Если репетитор по математике получил способного ученика, то он скорее всего получит хорошие результаты на ЕГЭ и это благоприятно отразится на достатке репетитора. К нему потянутся другие желающие повторить успех: знакомые ученика, знакомые родителей, знакомые их знакомых. Все те, до кого дошел слух о чудотворном репетиторе. Аналогично работает “сарафанное радио” и в отношении школ, с той лишь разницей, что “слух” распространяется на всю Москву через официальные источники информации.
Случайные ученики
Иногда в сильный класс попадает средний или даже слабый ученик. Это и естественно, ибо Перельманов на всех не хватает. Возможно случайное угадывание ответов во вступительном тесте, возможен блат. В этом случае на долю московского репетитора по математике выпадает сложнейшая работа по акселерации ученика до уровня остальной части класса. В случае принятия родителями решения об индивидуальных уроках я бы советовал договориться с репетитором по математике о занятиях в летний период.
Подготовка к экзамену в математическую школу
Возникает вопрос: “Как готовиться в математическую школу? Какие темы и задачи решать?” Уровень демонстрационного варианта пугает, родители помочь чаще всего не могут. На старую школу надежд мало, ибо учителя заняты проблемами успеваемости всего класса. Остается две возможности – репетитор по математике или подготовительные курсы. Ситуация осложняется тем, что экзамен проводится не тогда, когда все учебные прграммы приходят «к общему знаменателю» (как концу 9 класса), а часто в 7 классе и 8 классе. Поэтому часть тем, которые нужны для поступления, ребенок еще не успел пройти. Все это осложняется ранними экзаменами самый разгар учебы. Большинством московских школ они проводятся в марте — апреле.
Подготовка на курсах (без репетитора)
Обычно школы сами организуют курсы подготовки к предстоящему испытанию. На них изучается тот материал, который наиболее близок к реальным заданиям. Поэтому желательно записаться на курсы. Однако и здесь репетитор по математике становится главным звеном подготовки. В силу того, что курсы принимают всех без исключения, в одну группу часто попадают учащиеся различной начальной базы, сформированной по разным учебникам 7 — 9 класса. Кто-то в 7 классе уже прошел системы линейных уравнений, а кто-то только начинает ими заниматься. В итоге половина учеников преподавателя не понимают. Начинаются проблемы, решать которые приходится домашнему репетитору по математике.
Из-за того, что курсы ориентируются главным образом на конкурсные задачи, выравнивание программ проводится весьма неаккуратно. Мой ученик сейчас в 7 классе (учебник Макарычева). Пробует поступить в сильную математическую школу. Тему “сокращение дробей” еще не проходил (8 класс по его программе). И вроде бы на курсах она объясняется. Но в домашнее задание включен всего лишь одино упражнение. Сократите дробь: . Куда это годится?
Подготовка с репетитором по математике
Какую помощь оказывает репетитор? Хороший преподаватель обычно изучает характер заданий, предлагаемых на подготовительных курсах. По ним определяется уровень подготовки. Именно уровень, а не с типы задач. Почему? Составители вступительных экзаменов в сильные школы во все времена ориентировались на проверку математической одаренности и смекалки ученика (помимо прямых знаний). Поэтому типовые задания обязательно будут разбавлены какими-нибудь непривычными для глаза школьника формами и «ракурсами».
К сожалению репетитор по математике не научит их исследованию ни за месяц, ни за два. Нужны развивающие задания, ставящие школьника в нестандартные “неловкие” ситуации постоянно. Причем уже с 4 — 5 класса. Только через высокую частоту соответствующих умственных нагрузок репетитор по математике может рассчитывать на выработку у ученика навыков работы с неизученным. Замечу, что даже в таких блоагоприятных условиях добиваются серьезных результатов «на выходе» далеко не все репетиторы.
О заслугах сильной школы
Заслуга сильной школы в высоких результатах на ЕГЭ по математике состоит не в том, что ее преподаватели умеют искусно объяснять трудные темы, а в том, что уровень заданий соответствует потребностям роста талантов. Заслугой же репетитора по математике является донесение сложной темы до сознания ученика.
Кадры решают все. Можно отобрать способных детей по результатам олимпиады и поставить им бездарного педагога. Надо выбирать не школу, а преподавателя. Жаль, что это невозможно. Школьный учитель – не репетитор по математике, от которого можно отказаться.
Стандарты заданий на экзамене
Почти на всех сайтах московских школ, проводящих вступительные экзамены, публикуются демоварианты будущих испытаний (как в случае с ЕГЭ по математике). Из-за отсутствия альтернативных вариантов родители принимают как образцы будущих экзаменов. Попытки расширить диапазон подготовительных задач обычно не вызывают ободрения. Почему? Родителям кажется, что репетитор по математике отклоняется от программы и решает задачи, которых не будет в реальности. Однако, не все понимают, что возможны любые корективы. И они скорее всего произойдут. Хотя бы для того, чтобы противодействовать репетиторам по математике и исключить натаскивание. Реальный вариант составляется, как правило, со значительным изменением состава задач. И чем больше конкурс, тем сильнее это отличие и выше уровень сложности всего варианта.
Колпаков. А.Н. Московский репетитор по математике в Строгино.
Как подготовиться к поступлению в физико-математическую школу
Зачем посещать подготовительные курсы и заниматься с репетитором
Многие физико-математические школы организуют собственные подготовительные курсы в рамках проведения вступительных экзаменов. Даже если ребенок обладает превосходными знаниями и навыком решения неравенств, уравнений и других математических задач, имеет смысл записаться на курсы образовательного учреждения, в котором вы планируете обучение.
Несмотря на дополнительную нагрузку, такая подготовка в перспективе может сыграть решающую роль, особенно в спорных ситуациях. На занятиях будет даваться материал, близкий к заданиям вступительных испытаний. Ребенок и родители смогут оценить имеющуюся базу знаний, выявить пробелы и заблаговременно подтянуть их.
О необходимости дополнительных занятий с репетитором вы сможете судить после начала посещения ребенком подготовительных курсов. При выявлении пробелов в знаниях или тем, с которыми ученик совсем не знаком из-за особенностей программы школы, в которой он учится сейчас, репетитор необходим.
Онлайн-подготовка к экзамену в физико-математическую школу
Заполнить пробелы в знаниях и научиться быстро и легко решать различные математические задачи можно с помощью нашего сервиса. Ученик фактически получает виртуального учителя, с помощью которого сможет понять, как решать уравнения, системы уравнений и неравенств следующих типов:
Кроме того, с помощью искусственного интеллекта можно научиться извлекать интегралы, решать задачи по геометрии, матрицы и др. Для того чтобы в течение нескольких секунд получить подробно расписанное решение, необходимо ввести в программу условия любой математической, алгебраической или геометрической задачи. Алгоритм рассчитан на решение уравнений и неравенств любой степени сложности, поэтому подойдет ученикам разных классов, занимающимся по любой программе.
Чтобы эффективно использовать сервис при подготовке к экзаменам, необходимо определить круг вопросов, вызывающих затруднение (можно сделать это самостоятельно или с репетитором), а затем прорабатывать их, уделяя этому занятию несколько часов в неделю. Ребенок сможет заниматься в любое удобное время и в подходящем ему темпе, не испытывая лишних перегрузок и стресса.
Наш искусственный интеллект решает сложные математические задания за секунды.
Мы решим вам контрольные, домашние задания, олимпиадные задачи с подробными шагами. Останется только переписать в тетрадь!
«При поступлении в матшколу будьте готовы, что придётся пахать по всем предметам»
Это мой первый пост. И для начала самое важное: мне шестнадцать, я учусь в физмате. Я очень часто натыкаюсь на людей, которые смотрят на меня, как на сумасшедшую, узнав об этом. Честно говоря, немного обидно. Поэтому я развею пять, на мой взгляд, самых популярных мифов о матшколе и её учениках.
1. На все предметы, кроме физики, математики и программирования, можно смело забить и не париться — они всё равно даются проще, чем в обычной школе. Если вы действительно так считаете, то спешу вас разочаровать. При поступлении в матшколу (или отправляя туда своего ребёнка) будьте готовы, что придётся пахать по всем предметам. Ну, возможно, ОБЖ получится и прохалтурить. Но на полном серьёзе, мне, например, физика и математика даются легче, чем биология и химия.
2. Вторая часть марлезонского балета. Многие считают, что в физмате учатся более интеллигентные, воспитанные и правильные люди. Ага, конечно, у нас самая интеллигентная, воспитанная и правильная гопота во всем городе. В этом вопросе наша школа ничем не отличается от обычной шараги.
3. Вполне на логичных основаниях создается миф о том, что физмат забирает всё свободное время. Это на самом деле неправда. То есть времени, конечно, становится в разы меньше, так что начинаешь его ценить. Ну или не начинаешь, как я.
В любом случае, время заняться чем-нибудь для души всё равно будет. А люди, отдающие всё своё время учёбе, есть везде
4. Почему-то некоторые боятся переходить в физмат по причине того, что «если я не буду шарить в математике, меня будут гнобить». Вы всерьёз считаете, что под конец года хоть кто-нибудь (кроме избранных) что-нибудь понимает? Я вообще в шоке, что нашу параллель перевели в следующий класс.
5. Специально в отдельный пункт выношу миф о зачётах. То есть сами зачёты, конечно, не миф. И что они сложные — тоже не миф. Но все, в том числе и мы сами, являемся заложниками иллюзии, что пару ночей перед зачётом ученик конкретно недосыпает. Так можно и не делать, алё!
Я вот, например, чисто физически не могу ничего учить после десяти вечера: это не имеет никакого смысла и портит весь следующий день. Вопросы к зачётам выдаются минимум за две недели, а то и за полтора месяца. Этого времени более чем достаточно, чтобы подготовиться даже к самому сложному устному экзамену, если правильно время распределить. А если вы хоть что-нибудь слушали на уроках в течение года, то будете даже успевать гулять.
Можно было бы набросать еще пару-тройку мифов про нас и нашу школу. Но мне кажется, что этих вполне достаточно, чтобы показать, что физмат — не Мордор на спокойном острове образования, а вполне себе милое и интересное местечко. Пусть и жарко тут иногда бывает.
История «олимпиадника» или в помощь будущим абитуриентам
Читая посты о городских и прочих этапах олимпиад я не могу не думать о бесцельно потраченном времени для 99% их участников, ведь профит от участия в них зачастую. нулевой. Максимум респект от учителей-профильников.
Минуя первый проклятый русский вопрос «Кто виноват?», перейдём сразу ко второму проклятому русскому вопросу «Что делать?»
Этим вопросом задались я и моя мама в 11 классе, когда стало понятно, что надо куда-то поступать. И не в заборостроительный лесотехнический ВУЗ родного северного города.
Естественно вариант «поступить на платное» даже не рассматривался.
Поэтому мы решили составить План
1. Предметы для ЕГЭ.
Тут было довольно просто. Из склонностей/физмат класса школы/ личных предпочтений были выбраны: физика, математика, информатика и русский.
2. ВУЗы «Мыжамбициозные»
Цели были выбраны исходя из моих пожеланий и амбициозных планов на баллы + (это уже личное) Москва: МФТИ, МГУ Мехмат, МЭИ, МАИ, МИФИ и т.д.
И наконец самое важное.
3. ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ!
Забудьте все чему вас учили в школе, армии и флоте. Забейте на учителей, которые вас пинают на городские и прочие этапы Всероса (если только вы не те крутаны, которые тащат всерос на первые места. Вам уважение)
Наконец-то переходим к теме поста
Олимпиады разные по предметам, правилам отбора участников очного этапа и (!) уровню.
Что это значит для нас?
В тто время, как 2.5 человека от города рубятся на регионе за право пройти на всерос, каждый может написать заочный отборочный на любую олимпиаду из понравившихся и получить шанс участвовать в очном этапе, в котором даже диплом 3й степени поможет заполучить заветные 100 баллов по ЕГЭ.
Но вернёмся к Плану
Итак, предметы выбраны. ВУЗы тоже. А дальше самое весёлое. Начинаем решать заочные туры НА ВСЕ олимпиады по подходящим предметам. Олимпиада по физике СПбГУ, олимпиада по математике ИТМО, Покори Воробьёвы Горы и Ломоносов от МГУ, Росатом от МИФИ, Шаг в будущее от Баумана и. Крч, много!
В новогодние скидки были куплены билеты на ВСЕ очные этапы, куда было ощущение, что написал неплохо. В какой то момент я ездил каждые выходные в Москву и задавал только один вопрос: «Предмет?»
Этого было достаточно, чтобы мозг переключился с одного набора скиллов на другой.
Не буду вдаваться в подробности каждой олимпиады, но я смог.
Вконце апреля я понял, что физику и математику я могу сдавать спустя рукава.
Призер олимпиады ИТМО по математике, победитель и призёр двух олимпиад по физике и призёр олимпиады по комплексу математика-физика.
И то, мистер Томми Ли Джонс, что олимпиады школьников позволили мне выбирать абсолютно любой ВУЗ для поступления, спокойно сдавать единственный важный экзамен и провести спокойное лето без нервотрепки «А вдруг не пройду?!»
Надеюсь мой пост будет полезен для будущих абитуриентов и их родителей.
Поступал 9 лет назад, так что все могло измениться, но как было тогда:
1. Олимпиада в ВУЗах из топа не давала 100 баллов по ЕГЭ, она давала 100 быллов по внутреннему экзамену.
2. Не обязательно ездить на олимпиады каждого ВУЗа. Достаточно в выпускном классе написать олимпиады из какого-то списка (реально не помню, что за список). Эту олимпиаду засчитают практически во всех ВУЗах. Например, я с олимпиадой МФТИ получил 100 баллов за вступительный в МГУ
Подготовка к Олимпиаде очень хорошо меня подготовила к ЕГЭ.
Правда как автор я не ездил на все подряд.
Но многие задания олимпиад попадаются в части с. В мое время было так.
Вообще тс с успехом мог написать и ЕГЭ на сто баллов. У меня одноклассница так и смогла.
Воу, когда я поступала в 99 году, такого праздника не было, не дай бох ты завалил сичинение на физмат. Приходишь, подаёшь оригинальные доки в один единственный вуз. Сдаёшь экзамены, вэлкам. Переволновался и не сдаёшь, чешешь на курсы и поступаешь через год. Другой, следующий.
А тут прямо подарок какой-то!
Вставлю свои пять копеек. Часто призовое на олимпиаде высокого уровня даёт право поступления без вступительных испытаний. У меня так было: принесла диплом олимпиады и вообще не мучалась, поступлю я или нет
Имхо те, кому пост мог бы принести пользу (потенциальные призёры олимпиад, планирующие поступать в нормальные места, etc.) и так об этом знают класса с 9. Остальным же информация не поможет. Разве что увеличить количество участников любителями забить болт, чтобы за их счёт увеличилось количество призёров.
А так можно ещё добавить, что некоторые вузы дают не просто 100 баллов за олимпиаду, а гарантированное поступление. Тот же ИТМО. Олимпиадка по мат/физ/инф + пороговый балл по егэ (вроде было когда-то 60 на кафедру ИС и 80 на кафедру КТ) = гарантированный бюджет, даже сверх бюджетных мест.
Немного по схожей системе я готовился в своё время к ВУЗу.
НЕ участвовал в олимпиадах, тогда с этим было сложнее. А решал дома олимпиадные задачи. Как итог никакой доп. подготовки на экзаменах не требовалось, всё было элементарно.
2. Из-за того, что пробиться на заключительный этап (а в основном только этот этап дает плюшки при поступлении) крайне сложно (опять же, говорю о физике и математике), многие ребята в 10-11 классе забивают на обычные олимпиады в угоду вузовским. В итоге уровень участников олимпиад нормальных падает, в них участвуют или из-под палки (учитель пригнал или пообещал оценку поставить), или просто из любви к олимпиадному искусству (последних не так-то много).
Поэтому мне как человеку, который чуть ли не 2/3 жизни связан с олимпиадами, крайне больно видеть то, что происходит.