Как подготовиться к индивидуальному проекту

Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта

Министерство образования и науки Челябинской области

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Разработчик: ________________Ю.В. Тимофеева, учитель физики МКОУ «Школа №20»

Проблематика, выбор темы и руководство индивидуальным проектом

Состав структура и содержание основных элементов индивидуальных проектов

Оформление индивидуального проекта

Подготовка индивидуального проекта к защите

Подготовка презентации к защите индивидуального проекта

Критерии оценки индивидуального проекта

Список информационных источников

Итоговый индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одной или нескольких учебных дисциплин с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.

Результатом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

А) письменная работа (реферат, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад);

Б) художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации и т.д.;

В) материальный объект, макет, конструкторское изделие.

Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации.

Общим требованием ко всем работам является необходимость норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности образовательной организации или на внутриколледжной конференции.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

В данных методических рекомендациях указаны возможные способы организации проектной деятельности обучающихся, особенности индивидуальных и групповых проектов, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Особенности индивидуальных и групповых проектов

Тема проекта выбирается в соответствии с коллективными интересами и индивидуальными особенностями личности обучающегося

Тема проекта выбирается в соответствии с коллективными интересами и индивидуальными особенностями участников группы

Формируется чувство персональной ответственности, личной самостоятельности

Формируется чувство коллективной ответственности, коммуникабельности

Возможность продвижения к результату в индивидуальном темпе

Согласованность по срокам выполнения отдельных частей проекта, умение работать в команде

Формируются навыки индивидуальной работы

Формируются навыки сотрудничества

Уверенность опирается на личное мнение

Мнение каждого участника принимается и поддерживается

Возникает феномен индивидуалиста

Возникает феномен группового влияния на личность

Деятельность носит социальную направленность

Деятельность носит социальную направленность

Проект может быть выполнен односторонне и предвзято

Проект может быть выполнен глубоко и разносторонне

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках изучаемых учебных дисциплин в любой избранной деятельности (познавательной, практической, учебно – исследовательской, социальной, художественно – творческой, иной).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

— сформированность навыков коммуникативной, учебно – исследовательской деятельности, критического мышления;

— сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания учебных дисциплин или предметных областей;

— способность к инновационной, аналитической, творческой и интелектуальной деятельности;

— способность постановки цели, формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течении одного года в рамках самостоятельной работы, специально отведенной учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта.

Проекты, выполняемые обучающимися, могут быть отнесены к одному из трех типов: исследовательский, информационно – поисковый, практико – ориентированный.

Исследовательский тип работы требует хорошо продуманной структуры, обозначения цели, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации, продуманных методов, ожидаемых результатов. Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенно или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Информационно – поисковый проект требует направленности на сбор информации о каком – то объекте, физическом явлении, возможности их математического моделирования, анализа собранной информации и её обобщения, выделения фактов, предназначенных для практического применения в какой – либо области. Проекты этого типа требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом, такие проекты могут быть интегрированы в исследовательские и стать их органичной частью.

Практико – ориентированный проект отличается четко обозначенными с самого начала конечным результатом деятельности участников проекта.

Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов:

— определение руководителя проекта;

— поиск проблемного поля:

— выбор темы и её конкретизация;

— формирование проектной группы;

— уточнение тематического поля и темы проекта;

— определение и анализ проблемы;

— постановка цели проекта;

— анализ имеющейся информации;

— поиск информационных лакун;

— сбор и изучение информации;

— поиск оптимального способа достижения цели, построение алгоритма деятельности;

— составление плана реализации проекта, пошаговое планирование работ;

— выполнение запланированных технологических операций;

— текущий контроль качества составления проекта;

— внесение изменений в разработку проекта;

— подготовка презентационных проектов;

— изучение возможностей использования результатов проекта;

— анализ результатов выполнения проекта;

— оценка качества выполнения проекта.

1. ПРОБЛЕМАТИКА, ВЫБОР ТЕМЫ И РУКОВОДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

При определении тематического поля проекта можно опираться на потребности человека в различных областях жизнедеятельности. При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора обучающегося – основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы.

Первая ступень в процессе выполнения проекта – поиск проблемы. Найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить, нужно четко сформулировать проблему проекта.

Тематика индивидуальных проектов по дисциплинам разрабатывается преподавателями утверждается на методическом совете, перечень тем ежегодно обновляется. Обучающемуся предоставляется право выбора темы индивидуального проекта, обучающийся имеет право предложить свою тематику с обоснованием целесообразности её разработки.

Основным критерием при выборе темы служит познавательный и практический интерес обучающихся. Выбор темы сопровождается консультацией руководителя проекта, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей.

Основными функциями руководителя проекта являются:

— консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения индивидуального проекта;

— оказание помощи при выборе литературы, контроль хода выполнения проекта.

Контроль за ходом выполнения индивидуальных проектов осуществляет председатель цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин.

2. СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Содержание индивидуального проекта представляет собой составленный в определенном порядке развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в каждом параграфе.

Содержание индивидуального проекта обучающийся составляет совместно с руководителем, с учетом замыслов и индивидуального подхода.

Однако при всем многообразии индивидуальных подходов к содержанию проектов традиционным является следующий:

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ(не менее 2 глав)

1. Полное наименование главы

Список информационных источников

Выбираются информационные источники согласно выбранной тематике.

Собрав и изучив информационные источники и практический материал, обучающийся приступает к написанию индивидуального проекта.

На титульном листе индивидуального проекта указывается наименование учебного заведения, специальность, фамилия и инициалы обучающегося, тема, фамилия и инициалы руководителя.

Содержание отражает в строгой последовательности расположение всех составных частей работы: введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, вписок информационных источников, приложения. По каждой из глав и параграфов в содержании отмечаются номера страниц, соответствующие началу конкретной части проекта.

Введениеиндивидуального проекта имеет 2- 3 страницы, в нем отражается следующие признаки:

актуальность проблемы, темы, её теоретическая значимость и практическая целесообразность, коротко характеризуется современное состояние проблемы в теоретическом и практическом аспектах;

— цель и совокупность поставленных задач для её достижения;

предмет исследования – конкретные основы теории, методическое обеспечение, инструментарий;

объект исследования, на материалах которого выполнен проект, его отраслевая и ведомственная принадлежность;

— период исследования – указываются временные рамки;

теоретическая основа – труды ученых по данной проблеме;

информационная база – обзор использованных законодательных и нормативных актов;

объем и структура – введение, количество глав, заключение, число информационных источников, приложений.

Основная часть индивидуального проекта состоит из совокупности предусмотренных содержанием работы параграфов.

Содержанием первой главы являются, как правило, теоретические аспекты по теме, раскрытые с помощью информационных источников.

Вторая глава посвящается общей характеристике объекта исследования, характеристике отдельных структурных элементов объекта исследования, порядку их деятельности и функционирования, а также разработке выводов и предложений, вытекающих из анализа проведенного исследования.

Заключение – здесь в сжатой форме дается общая оценка полученным результатам исследования, реализации цели и решения поставленных задач, включает в себя обобщения, краткие выводы по содержанию каждого вопроса индивидуального проекта, положительные и отрицательные моменты в развитии исследуемого объекта, предложения и рекомендации посовершенствовании его деятельности.

Список информационных источников составляется в соответствии с требованиями ГОСТ.

3. ОФОРМЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Индивидуальный проект должен быть надлежащим образом оформлен, таблица 2

Источник

Индивидуальный итоговый проект в школе — от идеи до презентации

Как подготовиться к индивидуальному проекту. Смотреть фото Как подготовиться к индивидуальному проекту. Смотреть картинку Как подготовиться к индивидуальному проекту. Картинка про Как подготовиться к индивидуальному проекту. Фото Как подготовиться к индивидуальному проекту

Индивидуальный итоговый проект придумали, чтобы ученик лишний раз смог продемонстрировать свои знания. Проектом может быть созданный самостоятельно сайт или экскурсия по школьному музею. Учитель географии Максим Муромцев рассказывает, какими бывают проекты и как создать собственный.

Проект — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Зачем нужен индивидуальный итоговый проект

Прежде всего для самооценки. Кто я, что я умею и чего хочу? Итоговый проект даёт возможность реализовать себя и научиться чему-то новому, продвинуться на шаг в своём развитии.

Работа над проектом требует чёткой организации. Существуют документы, которые определяют порядок выполнения и критерии оценки деятельности. Стоит внимательно их изучить вместе с учителем и родителями! Вот примерный перечень:

Прислушайся к себе. Что ты хочешь сделать для собственного развития? Освоить новые технологии и получить новые знания или тебе хочется совершенствовать имеющиеся навыки, а может, ты хочешь применить свой талант для создания чего-то нового или оригинального.

Как подготовиться к индивидуальному проекту. Смотреть фото Как подготовиться к индивидуальному проекту. Смотреть картинку Как подготовиться к индивидуальному проекту. Картинка про Как подготовиться к индивидуальному проекту. Фото Как подготовиться к индивидуальному проекту

Что делать, если идей очень много? Оцени их все и подумай, какую пользу принесёт твоя деятельность тебе и другим. Приди к компромиссу между «интересно» и «полезно». Что делать, если идей совсем нет? Советуйся с учителем, родителями, одноклассниками, но помни, что навязанная работа не принесёт пользы. Если ты решил воплотить чужой замысел, то постарайся привнести своё, оригинальное.

2. Каким должен получиться проект

Результатом работы над проектом может быть как готовый объект или информация (учебное пособие, сайт, результаты исследования), так и оригинальное представление своего замысла (макет, модель, чертёж, бизнес-план).

Виды продуктов проектной деятельности:

3. Привлекай родителей

Индивидуальный проект — ответственное и значимое событие. Не стесняйся просить помощи у родителей. Не отказывайся от помощи других людей. Твои близкие и друзья поддержат и помогут увидеть достоинства или недостатки, которые ты сам не увидел. Говорят, что совместный труд объединяет!

4. Как оценить свою работу

Прочитай свой «Дневник работы над проектом». Вспомни трудности и то, как ты их преодолевал. Ответь на вопросы анкеты.

«Чему удалось научиться или улучшить в ходе работы над проектом?» Отметь знаком «+»!

Вопросы собеседования после окончания работы над проектом

Теперь, когда работа закончена, каковы ваши первые мысли об этом проекте в целом? Являются ли они в основном положительными или отрицательными?

5. Как организовать защиту проекта

Оформи необходимые сопроводительные документы. Создай презентацию, в которой представь все этапы работы над своим проектом. Чётко сформулируй цели и задачи проекта. Расскажи о своих затруднениях и достижениях. Расскажи о планах на будущее.

Источник

Памятка ученику и родителям «Как создать индивидуальный проект»

Памятка для ученика по созданию проекта/ учебно-исследовательской работы

Дорогой друг! Тебя окружает удивительный мир. Знания о нём можно получать в готовом виде, но гораздо интереснее их добывать самому! Ты можешь сам стать исследователем того, что тебя интересует, создавать проекты и делиться своими открытиями с друзьями. Предлагаю памятку, которая поможет в работе над проектом.

Разберёмся в значении некоторых слов:

ВНИМАНИЕ. Нельзя назвать все подряд проектом. Бывают учебно-исследовательские работы (исследование, доказательство, гипотезы, эксперименты, анкетирование и опрос, интервью), а также проекты (рассмотрение какой-либо интересующей темы, представление результата- карта, творческое выступление, экскурсия, брошюра, стихотворение, фото коллаж, кроссворд, видео фильм, видео клип идр.)

1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)

2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)

3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)

4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.

5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

Структура проекта такова:

Введение – часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы проверки.

Основная часть – описание поэтапного решения задач.

Можно использовать фразы – клише:

Я начал свою работу с того, что …

Потом я приступил к …

Я завершил работу тем, что …

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план) …

План моей работы был нарушен, потому что …

Мне удалось достичь цели проекта, потому что …

Заключение – часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, а что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.

Проект может быть индивидуальным и групповым.

Этапы работы над проектом

*Что мне интересно больше всего?

*Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

Формулировка цели – это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект? Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».

5. Высказать одну или несколько гипотез.

Варианты гипотез к проекту «Как возник язык». 1. Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.

2. Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.

3. Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.

4. Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.

Образец Тема проекта: «Мир слов». Цель: Выяснить, как толковый словарь помогает в жизни. Задачи: 1. Изучить строение словаря.

2. Определить, когда и где можно использовать словарь.

3. Придумать рекламу для толкового словаря.

Гипотеза: В наше время невозможно обойтись без толкового словаря.

К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.

Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия. Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны. Методы исследования:

 Эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.

 Изучение источника исследования.

 Поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.).  Анализ информации.

 Наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой.

 Мозговой штурм.  Фонетический анализ (размышление: какие звуки мы слышим, какова их характеристика), морфемный анализ (анализ частей слова).

 Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления.  Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.

 Дедукция – способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём, от общих положений к частным выводам.

 Этим методом пользовался Шерлок Холмс. Из общей картины преступления он делал частные выводы о внешности преступника, его поведении, привычках.

 Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. Чтобы вам легче было запомнить слово «индукция», воспользуемся образным сравнением: и один факт, и второй, и третий помогают сделать общий вывод. При разработке проекта мы собираем много информации, по которой нужно сделать вывод. Нам нужен индуктивный метод исследования.

Синквейн (франц.) – пятистрочная форма, возникшая под влиянием японской поэзии. В этом стихотворении пять строк.

1. Запишите тему стихотворения одним словом.

2. Подберите два прилагательных, которые характеризуют тему стихотворения.

3. Выберите три глагола, которые, на ваш взгляд, характеризуют тему стихотворения.

4. Запишите предложение, которое выразит ваше отношение к теме стихотворения (оно должно состоять из четырёх слов).

5. Одним словом выразите свою ассоциацию к теме стихотворения.

Образец синквейна. Язык.

Объясняет, поёт, торжествует.

Маяк безбрежного моря жизни.

Учит, воспитывает, помогает.

Старый друг лучше новых двух!

Это необязательная форма, просто как вариант творческого продукта.

. Вы будете защищать то, что сделали.

План защиты проекта

5. Методы и средства исследования.

6. Актуальность проекта.

8. Полученные результаты.

10. Использованные ресурсы ( список использованной литературы ( авто, издательство, год издания, авто, название), электронные ресурсы (адреса использованных сайтов)

Текст выступления даю вам начало каждой фразы, а вы, дополнив предложения, получите текст своего выступления.

Тема моего проекта …

Задачи моего исследования: …

Я выдвинул гипотезу: …

Творческим продуктом будет …

Тема данной работы актуальна, потому что …

Этапы работы (указать время выполнения – количество недель (дней) – и перечислить все промежуточные этапы).

выбор темы и уточнение названия (1 неделя);

сбор информации ( _ недели).

эксперимент и анализ материалов ( _ недели);

изготовление продукта ( _ недели).

подготовка выступления (1 неделя);

подготовка к презентации проекта (1 неделя);

защита проекта (1 неделя).

Я / Мы начал(и) свою работу с того, что …

Потом я / мы приступил(и) к …

Я / Мы завершил(и) работу тем, что …

Закончив проект, я могу сказать: не всё из того, что было задумано, получилось, например, …

Это произошло потому, что …

Я, что проблема проекта решена, так как …

Работа над проектом показала, что …

Презентация творческого продукта

Выступление должно быть кратким и чётким, а также наглядным. Выступление не должно быть затянутым (5-7), оно должно быть построено строго по плану. Не следует рассказывать все подряд из вашей работы. Заранее выберите самое интересное и ценное. Речь выступающего должна быть сначала составлена письменно, а затем выучена наизусть. Свою речь следует начинать с названия темы работы. (Тема моего проекта (учебно-исследовательской работы)….

Конечно, необходимо подготовить и презентацию! Презентация должна отражать тему вашей работы. Не стоит печатать весь текст проекта на слайдах. Это просто невыносимо читать. Лучше хорошо поработайте над содержанием вашего выступления… Больше воодушевленно и с интересом расскажите и покажите, чем заставлять читать слушателей бесконечный текст. Основные моменты, даты, графики, фото, схемы, результаты исследований, статистические данные, цифры, цитаты, цели, задачи, гипотеза, методы исследования, какие-то классификации – вот все то, что отображается на слайдах.

Помните, что при создании презентации необходимо помнить о том, что ее будут читать и рассматривать. Выберите комфортный для глаз фон, подходящий шрифт и цвет шрифта, а также интервал. Можно использовать анимацию для разнообразия, каки- либо отрывки из видео, если это уместно.

Успех презентации работы – это интересное и незатянутое выступление, грамотная и воодушевляющая речь, ваш внешний вид (торжественный), конечно же, виртуозное владение материалом, а также наглядность (грамотная презентация- все по делу и НИЧЕГО ЛИШНЕГО).

1. Довольны ли вы своим выступлением?

2. Что вам особенно понравилось и запомнилось?

3. Что вам не понравилось?

4. Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?

5. Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?

Источник

Рекомендации по выполнению индивидуального проекта

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Россошанский химико-механический техникум»

396655, Воронежская область, город Россошь, улица Луговая, дом 1

Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта

истории и обществознания

Рекомендации по выполнению индивидуального проекта.

Проектная деятельность студентов– это мотивированная самостоятельная деятельность студентов, ориентированная на решение определенной практически или теоретически значимой проблемы, оформленная в виде конечного продукта. Этот продукт (результат проектной деятельности) можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. При этом происходит самостоятельное освоение студентом объединения комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный проект, предназначенный для активного применения в научно-познавательной практике, в учебном процессе и в профессиональной деятельности. Проектная деятельность студентов является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным и профессиональным проблемам. Проектная деятельность должна быть направлена на получение конкретного позитивного результата – продукта, который можно реально предъявить. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного

. Виды индивидуальных проектов:

— Информационные. Эти проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте или явлении и работу с ней.

.- Творческие. Эти проекты предусматривают создание общественного полезного продукта (изделия), обладающего субъективной или объективной новизной. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта

.- Социальные. Эти проекты направлены на разработку модели предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении, выявление социальных факторов, применение новых технологий в социальной сфере. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих обучающихся.

— Прикладные. Эти проекты носят практико-ориентированный характер и направлены на решение практических задач заказчика проекта. На стадии выпускной квалификационной работы это выход на практическое применение полученных и освоенных новых компетенций в процессе непосредственного накопления практического опыта, разработку новых путей и/или направлений решения выявленной проблемы. Должна быть предусмотрена возможность их внедрения в практику.

— Инновационные. Это проекты, содержащие организационное, техническое, экономическое и правовое обоснование механизма внедрения конечной инновационной деятельности. Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.

— Конструкторские. Эти проекты предполагают в качестве результата иметь материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения.- Инженерные. Эти проекты предполагают в качестве результата наличие изображения (модели) будущего устройства или сооружения (системы), представленного в схемах, чертежах, макетах, таблицах и описаниях, созданных на основе расчетов и сопоставления вариантов автором проекта. Каждый из инженерных проектов предполагает свои определенные модели, схемы, расчеты, специфику разных материалов и оборудования, и многое другое. Техническая (инженерная) составляющая проекта становится вровень с методологической.

Инженерный проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных результатов на основе инженерного решения.

В процессе работы над проектом студент под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам и срокам их прохождения.

Первый этап – подготовительный:

— формулировка проблемы проекта (Проблема проекта →Ответ на вопрос «Почему это важно для меня?» →Актуальность проблемы – мотивация);

— определение цели проекта (Цель проекта →Ответ на вопрос «Зачем мы это делаем?» →Целеполагание);

— задачи проекта (Задачи проекта →Ответ на вопрос «Что для этого я делаю?» →Постановка задач);

— гипотеза (Предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления);

— методы и способы работы над проектом (Методы и способы →Ответ на вопрос «Как мы это можем делать?» →Выбор способов и методов, планирование);

— сроки выполнения работы и цели, которые предполагается достичь;- план реализации проекта;

— сбор информации по обозначенной проблеме;

— обсуждение предполагаемых результатов (Результат →Ответ на вопрос →«Что получится?» →Ожидаемый результат).

Второй этап – работа по реализации проекта.

На данном этапе проводятся консультации с руководителем проекта (координатором), который может при необходимости направить исследовательскую деятельность студентов в нужное русло. Данный этап позволяет скорректировать работу, внести изменения и дополнения.

На третьем этапе обобщаются и систематизируются результаты предыдущих этапов, подводятся итоги. Неотъемлемой частью является рефлексия (обращение назад), самоанализ и самооценка, как самого себя, так и соавтора проекта, а также анализ проекта другими студентами, т.е. анализируются действия, предпринятые на протяжении всего процесса выполнения проекта; учитываются ошибки, допущенные в ходе работы над проектом во избежание их повторения.

Четвертый (заключительный) этап – защита проекта и его презентация.

На данном этапе проявляются творческие и интеллектуальные способности студентов, поскольку презентацию необходимо подготовить яркую, запоминающуюся, содержательную, с четкой логической последовательностью: оттачивается мастерство ведения дискуссии и умения отвечать на возникающие при защите проекта вопросы.

В определении сроков работы над проектом можно придерживаться следующего плана:

1) Выбор темы (сентябрь-октябрь)

2) Планирование деятельности – (ноябрь – декабрь)

5) Презентация результатов (май). Оформление окончательного варианта проекта в соответствие с предъявляемыми ему требованиями, составление презентации/доклада по нему на защиту.

Оформление и рекомендуемый объем работы

Работа оформляется в текстовом редакторе MicrosoftWord следующим образом: формат страницы: А4, шрифт TimesNewRoman, кегль 14пт, межстрочный интервал –полуторный, абзацный отступ 1,25 см, выравнивание –по ширине страницы.

Поля: справа – 1см, все остальные по 2см.

-основная часть – 10-15 страниц;

-заключение– 1-2 страницы.

Подготовка к презентации индивидуального проекта.

Результаты проведенного учебного исследования должны быть представлены для публичного обсуждения. Последнее обычно проходит в формате защиты проекта, запланированной на одно из последних занятий по дисциплине «Обществознание». В отдельных случаях презентация результатов индивидуального проектирования может осуществляться на студенческих научно-практических конференциях. Это касается лучших работ, содержание которых выходит за рамки учебного исследования. Материалы таких проектов по итогам работы конференций могут быть также рекомендованы к публикации. Однако, независимо от формата презентации результатов, к ней необходимо подготовиться.

Прежде всего нужно написать текст выступления на 5-7 минут. Это примерно 2,5-3 страницы текста. Для его подготовки лучше всего подходит содержание введения и заключения. Во введении уже есть обоснование актуальности, практической значимости, цели и задач проекта, его методологической базы и т.д., а в заключении подведены итоги исследования. Если данные разделы написаны качественно, подготовка текста выступления не займет много времени. После того, как текст выступления составлен, его необходимо сопроводить мультимедийной презентацией. А затем продумать свои ответы на возможные вопросы по ключевым аспектам проекта

Структуру и содержание проекта

Требования к содержанию

— учебная дисциплина, в рамках которой разрабатывается проект;

— область проектной деятельности;

— назначение и обоснование проекта (аннотация проекта);

— автор проекта (фамилия, имя, отчество);

— Ф.И.О. руководителя –координатора проекта

— юридический адрес образовательной организации, телефон, электронная почта, адрес сайта.

Введение, основная часть и заключение должны излагать от третьего лица

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы работы, четко определяется цель и формируются конкретные основные задачи, отражается степень изученности в литературе исследуемых вопросов, указываются объект, предмет исследования, формулируется гипотеза. Перечисляются использованные основные материалы, приемы и методы исследования, в том числе экономико-математические методы, дается краткая характеристика работы. По объему введение в работе не превышает 1-2 страницы.

В заключении обобщаются теоретические и практические выводы и предложения, которые были соответственно сделаны и внесены в результате проведенного исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Объём 1 страница

Перечень информационных источников, использованных при написании проекта, состоит из библиографического списка и интернет- источников. Библиографический список должен содержать сведения информационных источниках (литературных, электронных и др.), использованных при составлении работы. Оформление библиографического списка производится в конце работы. Библиографический список составляется способом, предусматривающим группировку библиографических источников на группы, например «Законодательно-нормативные документы», «Книги и статьи» (в алфавитном порядке), «Internet-источники».В пределах группы «Законодательно-нормативные документы» источники располагаются по мере убывания значимости юридического уровня документа, а документы одного уровня размещаются по мере возрастания даты их принятия. Источники на иностранном языке располагаются в конце списка. Источники в библиографическом списке нужно нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа. На источники, приведенные в библиографическом списке, в тексте можно сделать ссылки. В ссылке указывается порядковый номер источника в библиографическом списке, заключенный в квадратные скобки. Если в одной ссылке необходимо указать несколько источников, то их номера указываются в одних скобках в порядке возрастания через запятую, например, [6, 11] или тире (интервал источников), например, [3–5]. Если в ссылке необходимо указать дополнительные сведения, то она оформляется следующим образом [3, с. 16] или [2, с. 76; 5, с. 145–147] или [8, прил. 2].

В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не были включены в основную часть. В приложения могут быть включены: – результаты обзора литературных источников;– документы, использованные при выполнении работы;– таблицы вспомогательных цифровых данных или иллюстрирующих расчетов, графики, диаграммы;– инструкции, анкеты, тексты интервью, описания, методики и другие материалы, разработанные автором в процессе выполнения работы;– иллюстрации вспомогательного характера (фотографии) и др.Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Наверху посередине страницы указывается слово «Приложение» с прописной буквы и дается его обозначение. Строкой ниже записывается тематический заголовок приложения с прописной буквы. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, кроме букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ; например, Приложение А. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Продолжение приложения печатается на другой странице вверху справа с прописной буквы, например: «Продолжение приложения А». Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А». Иллюстрации и таблицы в приложениях нумеруют в пределах каждого приложения, например – Рисунок A3, Таблица Д.2.Приложения могут быть обязательными и информационными. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. В содержании (оглавлении) проектной работы следует перечислить все приложения с указанием их букв и заголовков. Приложения располагают в порядке ссылок на них в текстеработы.Нумерация страниц проектной работы и приложений, входящих в состав этой работы, должна быть сквозная. Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения.

Мультимедийная презентация проекта

Мультимедийная презентация проекта содержит основные положения и результаты проекта (исследовательской работы), может включать авторские фото-, видео-и аудио-материалы. При использовании заимствованных фото-, видео- и аудио- материалов обязательно указание автора.

Содержит в себе всё содержание индивидуального проекта

Примеры продуктов проектной деятельности.

6. Видеофильм. Аудиовизуальное произведение, снимается по определенному сценарии.

9. Журнал. Издание в виде книжки, содержащее статьи, художественные произведение, рисунки или иллюстрации.

10. Законопроект. Текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения в законодательный орган или на референдум. Процесс подготовки 3. включает принятие решения о его разработке, выработку текста, обсуждение и доработку первоначального проекта, согласование его со всеми заинтересованными органами и организациями. После завершения подготовки 3. он вносится на рассмотрение законодательного органа в порядке законодательной инициативы. По субъекту законодательной инициативы 3. подразделяются на правительственные, депутатские и т.д

Требования к оформлению индивидуального проекта:

1) Заполнение титульного листа. Титульный лист заполняется по форме, приведенной в Приложении 1.

2) Оформление листа «Паспорт проекта» рассмотрено в Приложении 2.Паспорт проекта заполняется в соответствии с требованиями к его содержанию. В нём указываются: тема проекта; учебная дисциплина, в рамках которой разрабатывается проект; тип (вид) проекта; область проектной деятельности; назначение и обоснование проекта; продукт проекта; объект проекта; предмет проекта; автор проекта (фамилия, имя, отчество); специальность; учебная группа; ФИО руководителя – координатора проекта; юридический адрес образовательной организации, телефон, электронная почта, адрес сайта.

3)Нумерация страниц. Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют справа в нижней части листабез точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Текст индивидуального проекта.

Защита индивидуального проекта осуществляется на заключительных занятиях учебной дисциплины с приглашением членов администрации. Защита индивидуального проекта оценивается по пятибалльной системе в соответствии со шкалой выставления баллов. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного задания на проект, отзыва руководителя проекта, самого проекта и его продукта, презентации проекта студентом. Результаты работы обучающегося оцениваются согласно предложенным критериям. Все проекты проходят тестирование на плагиат. В случае заимствования чужого текста без указания ссылок на источник (плагиата) проект к защите не допускается.

Критерии оценки индивидуального проекта

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *