Как подготовиться к интервью журналисту

Как дать интервью журналисту: что нужно знать пиарщикуРЕД.

Интервью как жанр одновременно сочетает в себе и камерность, и публичность. С одной стороны, когда вы даете интервью журналисту, важно установить с ним доверительные отношения, быть коммуникабельным и открытым, чтобы диалог получился интересным для широкой аудитории. С другой — необходимо контролировать поток выдаваемой информации. Процесс проведения интервью состоит из массы тонкостей, которые нужно учитывать. Pressfeed разобрал ключевые вопросы, как правильно дать интервью, а также подготовить себя и своего руководителя к этому мероприятию.

Подготовка к интервью

Шаг 1. Выберите СМИ

Для начала стоит ответить на вопрос, какому конкретно СМИ необходимо дать интервью и зачем. Нужно ли это в связи с конкретным инфоповодом, либо это часть общей PR-стратегии? На какую целевую аудиторию будет ориентирован материал?

Шаг 2. Узнайте все о СМИ

Важный этап подготовки к интервью — сбор информации по тому СМИ, которому вы собираетесь давать интервью. Нужно узнать побольше о формате издания, посмотреть сюжеты либо прочитать несколько уже опубликованных интервью, изучить целевую аудиторию, оценить, у каких героев издание охотнее захочет взять интервью.

Шаг 3. Изучите личность журналиста-интервьюера

Красноречивее профессиональных работ журналиста может быть разве что только его биография. Но, все-таки, главный акцент стоит сделать на том, как конкретный журналист обычно берет интервью:

— на какие темы говорит с героями;

— какие вопросы чаще всего задает;

— есть ли у него блиц-опросник, фирменные приемы;

— какой формат интервью он предпочитает — агрессивный или дружелюбный, использует провокационные приемы или нет, расставляет ловушки своему собеседнику или обходится без них, перебивает или дает договорить до конца.

Дополнить картину поможет биография журналиста. Зная бэкграунд о человеке, можно сделать вывод о том, каких взглядов он придерживается по той или иной теме, и выстраивать диалог на интервью с учетом этой информации.

Шаг 4. Продумайте содержание интервью

Оговорите тему, это поможет провести подготовку к интервью максимально эффективно. Как правило, диалог предполагает если не четкий заявленный топик, то хотя бы определенные векторы, которые позволят подготовить спикера, собрать необходимые факты, статистику и т. д. Чем больше вводных у вас будет, тем меньше вероятность потерпеть фиаско на интервью и выглядеть некомпетентно. Конечно, журналист может отклониться от заданного курса, но, в таком случае, всегда можно скорректировать диалог и ненавязчиво повернуть интервью в нужное русло.

Шаг 5. Вопросы для интервью

Отдельного внимания заслуживает список вопросов для интервью. Некоторые пиарщики запрашивают у журналиста вопросы, другие обходятся без этого. Ориентируйтесь по ситуации, исходя из текущих задач компании. Возможно, информационный повод требует того, чтобы все вопросы были предварительно выверены? Но, даже получив список с вопросами для интервью, не рассчитывайте на то, что это панацея.

Во время интервью журналист может спросить о чем-то, что не было оговорено заранее, задать какой-то специфический вопрос, лучше раскрывающий личность спикера. Поэтому нужно заранее продумать, какие вопросы может задать на интервью журналист.

Чаще всего, это вопросы из разряда: какие у вас любимые книги, как бы вы описали себя в трех словах, есть ли у вас жизненный девиз и т. д. Чтобы избежать незапланированных сюрпризов на интервью, заранее обговорите с руководителем, как он должен на них отвечать.

Узнайте, как будет проводиться интервью: будет ли ТВ-съемка, разговор при личной встрече, диалог по телефону, скайпу, фотосессия. К примеру, если у вас запланировано интервью с фотосессией, то вы должны заранее продумать, где конкретно делать снимки, если нужно, подготовить площадку, а также психологически настроить руководителя на конкретный формат.

Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть фото Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть картинку Как подготовиться к интервью журналисту. Картинка про Как подготовиться к интервью журналисту. Фото Как подготовиться к интервью журналисту

Шаг 6. Подготовьте к интервью спикера

Грамотно выстроенная стратегия интервью — это уже 50% успеха. Когда все организационные вопросы с журналистом будут урегулированы, самое время подготовить к интервью спикера.

Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть фото Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть картинку Как подготовиться к интервью журналисту. Картинка про Как подготовиться к интервью журналисту. Фото Как подготовиться к интервью журналисту

Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть фото Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть картинку Как подготовиться к интервью журналисту. Картинка про Как подготовиться к интервью журналисту. Фото Как подготовиться к интервью журналисту

Должен ли пиарщик присутствовать на интервью

Ответ на этот вопрос зависит от целой совокупности факторов и всегда решается в сугубо индивидуальном порядке.

Обязательно нужно присутствовать, если спикер дает свое первое интервью или у него еще просто недостаточно опыта, и он волнуется, боится забыть что-то важное. Также, возможно, ему не хватает красноречия и зачастую тяжело самостоятельно формулировать точные ответы на вопросы. Ну и, конечно, если спикер всегда нервничает в ходе интервью и может перепутать факты, ваша помощь совершенно необходима.

Отношение журналистов к присутствию пиарщика на интервью, конечно, разнится. Для кого-то такой формат комфортен, для кого-то нет, но, в целом, вопрос всегда решается в частном порядке. Если спикеру нужна поддержка и помощь на интервью, то пиарщик может находиться неподалеку и вовремя передать ему информацию с важными датами, статистикой, графиками.

При этом не стоит перебивать журналиста, «вклиниваться» в диалог и перетягивать на себя одеяло, как будто бы это вы даете интервью, а не ваш руководитель. Старайтесь максимально ненавязчиво помогать и корректировать ход беседы, если того требует ситуация и не более того.

Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть фото Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть картинку Как подготовиться к интервью журналисту. Картинка про Как подготовиться к интервью журналисту. Фото Как подготовиться к интервью журналисту

Нужно ли пиарщику записывать интервью на диктофон

Желательно вести запись интервью. Это поможет, если, например, у самого журналиста что-то случится с диктофоном: вся или часть записи пропадет или отрезок интервью не будет слышен.

Поможет наладить работу со СМИ без своего пиарщика или агентства

Увеличит число упоминаний о вашей компании

Обойдется в 2-3 раза дешевле

Пригодится аудиозапись и на этапе согласования итогового материала с журналистом. С ее помощью вы сможете уточнить какие-то факты и не быть при этом голословным.

Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть фото Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть картинку Как подготовиться к интервью журналисту. Картинка про Как подготовиться к интервью журналисту. Фото Как подготовиться к интервью журналисту

Какой формат проведения интервью максимально удобен для спикера

Давать интервью по телефону лучше всего, когда журналисту требуются короткие комментарии по какому-то вопросу. Беседовать час и более по телефону может быть утомительно. Но, если ваш руководитель проводит большую часть времени в дороге и ему удобнее такой формат диалога, то почему бы и нет?

Однако этот вариант не лишен недостатков. PR-менеджер не знает точно, какой именно комментарий дал руководитель, и поэтому процесс согласования текста усложняется. Так что лучше всего подключить пиарщика к разговору по «конференц-связи», чтобы тот мог контролировать ситуацию.

Интервью в формате, когда ответы на вопросы готовятся в письменной форме, — занятие весьма трудоемкое и отнимает много времени. Кроме того, такое интервью будет лишено живости и эмоциональности. Но, есть и определенные плюсы: возможность максимально выверить каждую фразу и продумать, в каком ракурсе подавать ту или иную информацию, нет необходимости расшифровывать аудиозапись, согласовывать текст, что, конечно, является явным преимуществом для обеих сторон.

Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть фото Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть картинку Как подготовиться к интервью журналисту. Картинка про Как подготовиться к интервью журналисту. Фото Как подготовиться к интервью журналисту

Лайфхаки от Ирины Чухниной, PR-партнера строительной компании «Неометрия»

Хорошая импровизация – это хорошо подготовленная импровизация. Особенно если речь идет об интервью и комментариях для СМИ. Я выделила 7 этапов качественной подготовки к интервью.

1. Запросите у журналиста перечень вопросов заранее
Это поможет качественно проработать тему, грамотно подготовиться к «неудобным» вопросам и предложить журналисту альтернативные/дополнительные тезисы для обсуждения. К слову, избегать упомянутых «неудобных» вопросов не стоит. Слишком приторное интервью воспринимается как «джинса». Компания будет выглядеть достойнее, если эксперт сможет убедительно прокомментировать острые моменты.

2. Подготовьте фактуру
Даже если интервью посвящено не бизнес-тематике, цифры лишними не будут. Ведущие игроки рынка внимательно мониторят ситуацию в отрасли и знают тренды. Продемонстрируйте экспертность – оперируйте фактами.

Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть фото Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть картинку Как подготовиться к интервью журналисту. Картинка про Как подготовиться к интервью журналисту. Фото Как подготовиться к интервью журналисту

3. Разбавьте цифры
Если интервью о бизнесе, есть риск, что оно получится слишком формальным или скучным. Добавьте пару ярких, интересных примеров или уместных шуток – это оживит материал и покажет эксперта и компанию с «человеческой» стороны.

4. Подготовьте спикера
Порой даже открытые и коммуникабельные люди становятся скованными и нервозными, когда включается камера. Поэтому если интервью будут записывать на видео, а у спикера мало опыта – необходимы прогоны. Кроме этого, оговорите заранее требования к такого рода выступлениям.

• Речь должна быть достаточно громкой и четкой, без слов-паразитов.
• «Нервные» движения нужно исключить. Эксперт не должен раскачиваться, ежеминутно поправлять волосы, теребить галстук, щелкать колпачком ручки и т. д. В кадре подобные движения сразу привлекают внимание, а сам эксперт при этом выглядит неуверенно.
• Спикер должен заранее знать, о чем будет беседа, но ни в коем случае не зачитывать свои ответы слово в слово. Такая речь звучит искусственно, заученно, а зачастую еще и вымученно.

5. Контролируйте процесс
Я обычно прошу разрешения встать за спиной оператора и смотрю видео в режиме онлайн. Это позволяет скорректировать кадр сразу, не теряя времени. Если запись уже идет, а спикер внезапно разволновался – начал использовать слова-паразиты, брать долгие паузы или заполнять их междометиями вроде «ммммм», «эээээ» и прочее – лучше прервать съемку, проговорить ошибки и перезаписать. Конечно же, речь не о прямом эфире или пресс-конференции. Результат стоит нескольких затраченных минут.

6. Проверьте, что получилось
Если интервью в текстовом формате – попросите показать итог. Если в видеоформате – посмотрите запись и внимательно проверьте титры. Ошибки и неточности возможны на любом этапе, поэтому дополнительная осторожность не повредит.

7. Проведите работу над ошибками
Чтобы каждое следующее интервью проходило результативнее предыдущего, спустя время оцените материал свежим взглядом. Вы увидите, что можно исправить и улучшить.

Закон «О СМИ»

Пиарщик должен также быть знаком и с правовыми нормами, регулирующими деятельность журналиста. Только так можно четко понимать, что спикер имеет право требовать от журналиста в ходе согласования материла, а что нет.

Приводим относящиеся к вопросам подготовки к публикации интервью статьи из Закона РФ «О средствах массовой информации».

Пункт 9 статьи 47 гласит, что журналист имеет право «излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью».

Пункты 3, 4, 5, 6 статьи 49 Закона «О СМИ» закрепляют обязанности журналиста, к которым можно апеллировать пиарщику в ходе согласования интервью.

Журналист обязан

Пункт 3 ст. 49. Удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые.

Пункт 4 ст. 49. Сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника.

Пункт 5 ст. 49. Получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей.

Пункт 6 ст. 49. При получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино — и фотосъемки.

Источник

Как подготовиться к интервью на телевидении: о чем вам не скажут заранее

Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть фото Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть картинку Как подготовиться к интервью журналисту. Картинка про Как подготовиться к интервью журналисту. Фото Как подготовиться к интервью журналисту

Журналист. Автор материалов РБ.РУ.

Галия Алеева, экс-журналист телеканала НТВ, в колонке поднимает важную тему — подготовку к интервью на телевидении. Предпринимателям и представителям бизнеса часто приходится общаться с журналистами в таком формате, но не все из них понимают, как это делать правильно, чтобы получился результат, который устроит обе стороны.

Типичная ситуация

В футболке цвета «пожухлый лимон» с растянутой горловиной, взъерошенными волосами и капельками пота на лбу к нам в студию залетел генеральный директор одной уважаемой компании.

Звукорежиссер машинально закрепил на этой самой футболке микрофон-петличку, оператор показал спикеру, где нужно стоять. Уже через несколько минут я услышала от этой троицы «мы готовы к записи интервью».

Дело было вечером буднего дня, команда работала быстро – для нас это была уже третья съемка, хотелось побыстрее «отписаться» и пойти домой. Но мне пришлось остановить этот запал, всем предстояло задержаться на работе. Я могла пустить человека в кадр в таком виде только в одном случае – если бы это был сюжет о безалаберности руководителя.

Но у меня была другая задача. Мы готовили этот сюжет для научно-популярной программы федерального телевидения не один день. Мы долго выискивали специалистов, которые бы могли адекватно выразиться по интересующей теме. И я никак не могла позволить генеральному директору испортить своим внешним видом выпуск, потому что от его репутации зависела моя.

Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть фото Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть картинку Как подготовиться к интервью журналисту. Картинка про Как подготовиться к интервью журналисту. Фото Как подготовиться к интервью журналисту

Оказалось, он боялся опоздать, поэтому поехал на метро, а от ближайшей станции буквально бежал, поэтому и вспотел, а о том, как надо выглядеть в кадре наш продюсер забыл сказать по телефону – и он пришел в том, в чем обычно ходит.

В той ситуации мне пришлось искать чистую одежду подходящего размера в костюмерной нашей студии, отглаживать ее, своими руками гримировать и причесывать спикера, чтобы он выглядел прилично. Такое случается постоянно.

Однажды мне приходилось заставлять директора магазина люксового бренда мыть голову, пока съемочная группа ставила свет, и переодевать в собственную одежду ландшафтного дизайнера. Все это не входит в обязанности корреспондента и далеко не каждый телевизионщик кинется спасать лицо героя.

Если в ситуации неожиданного присутствия съемочной бригады рядом с вами такие моменты не являются важными (например, если вы очевидец происшествия и вас снимают для новостей), то в случае студийной съемки с заранее обговоренным временем – это недопустимо.

Что делать, если вас пригласили на интервью

Посмотрите последние выпуски программы, в которую вас пригласили. Будьте в курсе того, как она называется, на каком канале идет, кто ведущий – ответьте себе на вопрос, хотите ли вы принять участие в таком проекте? Если даже программа вам не понравилась, не спешите отказываться.

Сейчас модно говорить «я телевизор не смотрю», но другие люди по всей России смотрят, плюс, записи всегда есть в интернете. Может быть, идеи, которые вы озвучите, будут важны не столько для вас, сколько для зрителей.

Познакомьтесь по телефону с человеком, который будет брать у вас интервью. Спросите о том, какая концепция у программы и кто ее смотрит.

На телевидении важна картинка

Поэтому важно хорошо выглядеть. Примите душ и помойте голову перед съемкой, причешитесь, наденьте чистую и глаженую одежду, вызовете себе такси до телестудии и выезжайте заранее.

Если вы женщина и можете себе позволить – наймите гримера, который сделает вам аккуратный дневной макияж и уложит волосы.

Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть фото Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть картинку Как подготовиться к интервью журналисту. Картинка про Как подготовиться к интервью журналисту. Фото Как подготовиться к интервью журналисту

Имейте в виду, все изъяны вашего лица экран увеличит в сто раз, а телекомпании почти никогда не предоставляют гримера гостям (но вы можете заранее спросить об этом по телефону). Выглядеть хорошо – ваша ответственность.

Профессиональные секреты

Если телевидение едет к вам в офис или на производство

Если у вас есть сотрудники, предупредите их о том, что приедет телевидение. Часто есть люди, которые не хотят попадать в кадр, – не заставляйте их принимать участие в съемках. Всегда есть и те, кто хочет сниматься, – сделайте ставку на них, в общем, поговорите со своими подчиненными.

Если они работают в спецодежде, по возможности выдайте им новую. Сделайте уборку в офисе, хотя бы уберите большой мусор. Даже если вас показывают как бизнес, который идет ко дну, – чистота и аккуратность будет вас красить.

Вопросы

Как приглашенный спикер вы имеете право попросить заранее вопросы. И, скорее всего, вам их пришлют. Но будьте готовы к тому, что журналист обязательно задаст вопросы не из списка. Поэтому в первом пункте я рекомендовала узнать все о программе и ведущем, чтобы вы могли предположить, каких вопросов на самом деле можно ожидать.

Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть фото Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть картинку Как подготовиться к интервью журналисту. Картинка про Как подготовиться к интервью журналисту. Фото Как подготовиться к интервью журналисту

Не заучивайте ответы и не делайте себе распечатку, по которой вы могли бы прочитать текст:

Интервью может длиться от нескольких минут до часа, при этом имейте в виду, что в эфир попадет 15 секунд из всего, что вы скажете (если это не прямой эфир, конечно). Максимум – два раза по 15 секунд, всю остальную информацию журналист использует для написания закадрового текста. Смиритесь с этим фактом заранее.

Энергия

Самое важное – как же отвечать на эти самые вопросы, особенно неожиданные? Ответ прост. Представьте, что разговариваете с другом, который не разбирается в вашей профессиональной сфере, но очень интересуется.

Будьте энергичны, можете жестикулировать. Часто задают вопрос – куда девать руки? Никуда. Вы о них забудете, когда начнете увлеченно рассказывать о своем деле. Главное – примите открытую позу и не держите их скрещенными или в карманах.

Если интервью пишется стоя – не раскачивайтесь (иначе вы выпадаете из кадра), для этого нужно стоять ровно на двух ногах, распределив вес тела посередине. Если сидя – то, не разваливайтесь, старайтесь держаться прямо.

Смотреть обычно нужно на журналиста, а не в камеру, и стараться не бегать глазами во время ответа. Ну, а дальше – доверьтесь профессионалам, журналист и оператор подскажут, где встать и когда начинать.

Источник

10 принципов подготовки к интервью

Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть фото Как подготовиться к интервью журналисту. Смотреть картинку Как подготовиться к интервью журналисту. Картинка про Как подготовиться к интервью журналисту. Фото Как подготовиться к интервью журналисту

Многие белорусские журналисты считают интервью не самым сложным в работе жанром. И относятся к нему соответственно – без большого пиетета. Выражается это, в частности, в том, что журналисты часто практически не готовятся к интервью, считая, что «достаточно договориться и назначить, а там все само получится».

На самом деле грамотная подготовка к интервью может вывести его на совершенно новый качественный уровень.

Авторы Mediakritika.by резонно замечали: многие белорусские журналисты явно злоупотребляют таким жанром, как интервью. Возможно, просто потому, что считают его самым «легким». Для многих это действительно так: набросают за несколько минут список вопросов – а то и просто попросят его у главного редактора – и вперед, с диктофоном на перевес. Регулярно вижу такие интервью в рамках многочисленных мероприятий, на которых бываю. Картина, как правило, одна и та же: политик (чиновник, бизнесмен), рассказывающий что-то, и журналист с диктофоном и совершенно пустыми глазами, механически кивающий в такт словам собеседника. Понятно, что такие интервью получаются в лучшем случае поверхностными и не раскрывающими вообще никакую тему.

Переломить ситуацию может грамотная подготовка к беседе, особенно в том случае, если интервью планируется большое, и оно согласовано заранее, а не есть результат случайной встречи на каком-то мероприятии.

Почему так важно готовиться к интервью? Потому что когда журналист хорошо знает «бэкграунд» как самого собеседника, так и обсуждаемой с ним проблемы, интервью идет совсем по другому руслу. Или, иначе говоря, интервьюируемый уже не может манипулировать журналистом. Вот случай из собственной практики. Предстоит интервью с гендиректором крупной торговой сети бюджетных магазинов, название которой у всех на слуху. Сеть как раз в то время прославилась тем, что лоббировала в правительстве закрытие уличных киосков и небольших магазинчиков шаговой доступности. И буквально за полчаса подготовки к интервью я узнаю, что:

— Не так давно она закупила в Узбекистане партию оооооочень дешевых носков, и в Беларуси их моментально расхватали. Вот только носить их оказалось невозможно – они сразу расползались. Потому что это были специальные носки для одевания покойников.

— У гендиректора, с которым я встречаюсь, сосед по даче – Михаил Мясникович, в то время – премьер-министр.

Начинается интервью, и собеседник привычно начинает рассказывать, какая у них хорошая торговая сеть, как много они делают для Беларуси, и что вообще круче них только яйца. Но одного только вопроса про долги хватило, чтобы разговор пошел совсем в другом ключе – не сильно доброжелательном, но зато намного более информативном. Потому что гендиректор понял: с ним беседует человек, который уже много знает о его торговой сети, и вешать ему лапшу на уши – бесполезно.

Вообще, по моему личному мнению, идеальное интервью – это когда журналист задает вопросы, на которые сам уже заранее знает правильные ответы. (Это не относится к оценочным категориям типа «Ваше мнение о….».) Конечно, в реальной жизни так не бывает, но стремиться к этому нужно – так вы определите, насколько искренен ваш собеседник.

Также нередко просто в ходе подготовки к интервью можно натолкнуться на какие-то очень интересные факты, которые сами по себе станут темой для журналистского материала. Например, готовясь к интервью с Мечиславом Грибом, я обнаружил, что с 1990 года и до прихода к власти Лукашенко практически все высшие руководители Беларуси (спикеры парламента и премьеры) были католиками. А Николай Дементей – дядя лидера партии «Справедливый мир» Сергея Калякина.

Итак, какие ключевые моменты в рамках подготовки к интервью можно выделить?

1. Определяем цель беседы.

Нужно ли журналисту просто представить публике некого интересного человека, либо узнать его мнение по насущному вопросу, к которому он имеет прямое отношение, либо мнение по вопросу, актуальному для общества, в котором ваш собеседник может считаться экспертом. Определив цель, вы сможете более грамотно и четко формулировать вопросы.

2. Изучаем информационные ресурсы, собирая сведения о собеседнике, а также о той проблеме, которую вы хотите с ним обсудить.

Это, собственно, ключевая часть подготовки к интервью. Важный момент: далеко не вся собранная таким путем информация должна потом присутствовать в задаваемых вопросах. Но хорошее знание личной истории собеседника и «бэкграунда» обсуждаемой проблемы позволит вам чувствовать себя намного увереннее – а это хорошо ощущается на невербальном уровне.

Кроме того, предварительное изучение проблемы позволит журналисту не задать откровенно глупые вопросы. Это особенно актуально, когда тема интервью – экономика или технологии.

3. Хорошенько запомните имя-отчество собеседника и ни в коем случае его не перепутайте!

Например, Романчук – он Ярослав Чеславович, а не «Вячеславович», как его нередко называют.

4. Обязательно постарайтесь уяснить для себя такие моменты, как:

— Особенности характера собеседника.

— Его роль в определенной (обсуждаемой с ним) ситуации, сложившиеся социально-политические обстоятельства и масштаб проблем, которые связаны с героем интервью.

— Связанные с вашим собеседником общественные стереотипы.

Все это позволит вам, в частности, избежать вопросов, которые могут задеть либо даже оскорбить собеседника, из-за чего интервью сразу пойдет «наперекосяк». Если же такие вопросы неизбежно нужно задать, то оставьте их на конец беседы – пусть основная ее часть пройдет ровно и спокойно.

5. С самого начала делайте запас вопросов чуть больше нужного.

Лучше несколько вопросов вы не зададите, но будете иметь пространство для маневра. Так, нередко бывает, что интервьюируемый, отвечая на один ваш вопрос, сам того не ведая, попутно отвечает и на какой-то другой, еще не заданный. Если количество вопросов ограничено, вы можете оказаться в ситуации, когда и спрашивать-то больше как бы не о чем. Приходится импровизировать, а это не всегда хорошо.

6. Беседуйте с оппонентами.

Если предстоит интервью с политиком, сперва побеседуйте с его оппонентом, если с бизнесменом – то с конкурентом, если с чиновником – то с его бывшим подчиненным. Узнаете много интересного из того, что ваш собеседник будет всячески стараться от вас скрыть. Обязательно почитайте последние новости, относящиеся к вашему собеседнику.

7. Обговаривая время и место интервью, договаривайтесь о встрече так, чтобы ваш собеседник чувствовал себя комфортно.

Поэтому чаще всего встреча назначается на его территории (дома или на рабочем месте) и в удобное для него время. Есть и исключения – нередко встречу лучше назначить на нейтральной территории, скажем, в кафе. Есть отдельные случаи, когда интервью заведомо планируется как жесткое, нелицеприятное. Тогда его лучше организовать в таком месте, где собеседник будет себя чувствовать не слишком комфортно. Но это достаточно редкие случаи и, по крайней мере, начинающим журналистам лучше за такое не браться.

8. Помните про первое впечатление.

Американские исследователи утверждают, что при встрече незнакомцев первые четыре минуты беседы определяют, как правило, весь последующий разговор. Поэтому в качестве одного из первых вопросов в своем списке поставьте тот, на который, по вашему мнению, собеседник ответит особенно охотно. Например, о каком-то его достижении, разработке, победе и т. д. Такое начало беседы поможет снять скованность и психологическое напряжение, которые многие люди испытывают, беседуя с журналистом. Звучит цинично, но впоследствии, при подготовке к печати, эту пару вопрос-ответ можно будет и убрать – особенно, если она больше интересна самому герою интервью, чем читателям.

При этом в начале разговора не стоит касаться таких потенциально провокационных сфер, как политические взгляды, доходы, межнациональные отношения, религиозные убеждения и т. п. Созданию доверительной атмосферы могут способствовать общие интересы или знакомые (подтасовки и вымыслы исключаются).

Если разговор происходит дома у собеседника, самым беспроигрышным станет разговор о домашних животных (если таковые имеются) – собаках, кошках и прочей живности. В них, как правило, хозяева души не чают.

9. Если интервью охватывает разные темы, сгруппируйте вопросы по тематическим блокам.

Имейте в виду, что на какие-то вопросы вы можете не получить ответа – либо получить обтекаемый и бессмысленный ответ. Так что будьте заранее готовы любой вопрос переформулировать и задать снова.

10. Сложные, нелицеприятные вопросы стоит оставлять на заключительный этап интервью.

Но в любом случае желательно завершить разговор на позитивной ноте. Даже если в конце задавались «нехорошие» вопросы, стоит напоследок постараться «увести» разговор в сторону, поговорить о чем-то приятном для собеседника, чтобы ни у кого не осталось неприятного осадка. Золотое правило – уходить так, чтобы у собеседника осталось желание общаться с вами еще, готовиться к новой встрече.

Конечно, в реальной жизни не все перечисленные пункты выполнимы. Но всегда стоит стремиться к идеалу – то есть выполнить максимально возможное их число.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *