Как подготовиться к коуч сессии
Инструкция по применению: как эффективно общаться с коучем
Ранее РБК и Spencer Stuart развенчали мифы о коучинге и выяснили, когда стоит обратиться за помощью к профессионалу. Ниже — несколько советов о том, как использовать время с коучем эффективно.
Эта короткая рекомендация главы практики «Розница» Spencer Stuart Юлии Садовниковой поможет вам извлечь максимум из коучинговой сессии.
1. Начинайте общение с конкретного запроса
«Чего хочу не знаю, а что знаю — не хочу» — сложный материал для работы, и не факт, что вам с ним к коучу, а не к психотерапевту. Будет полезно сформулировать конкретную проблему или задачу, решения которой у вас нет, и к которой вы не знаете, как подступиться.
2. Будьте готовы к нелинейной реакции коуча на ваш запрос
Практически никогда он не расскажет вам, что делать — это не его задача. А вопросы, которые он/она вам будет задавать, могут прозвучать довольно неожиданно и даже ставить в ступор. Первой реакцией может быть недоумение: «у меня проблема А, почему вы спрашиваете меня про Б?» Вопросы о неочевидных сторонах головоломки дают больше важных деталей коучу и разворачивают вашу перспективу. Ваш мозг строит новые нейронные связи, а вы, незаметно для себя, начинаете думать про ситуацию иначе и становитесь на шаг ближе к решению задачи.
3. Записывайте ваши ага!-моменты, не надейтесь на память
Вы обнаружите, что размышления и ответы на некоторые вопросы коуча откроют в вашей голове двери, о которых вы и не подозревали. Это ощущение можно проиллюстрировать лампочкой, загорающейся над головой у персонажей мультфильмов. К несчастью, такие лампочки имеют свойство быстро гаснуть: инсайты растворяются в потоке рутины, а гениальные догадки забываются. Заведите блокнот для встреч с коучем и выписывайте все дельные мысли и идеи, которые придут к вам. Особенно это упражнение важно, когда вы прорабатываете очень конкретный запрос: в таком случае зафиксированные инсайты помогут вам продвинуться к его решению.
4. Рефлексируйте
Скорее всего, вы будете общаться с коучем примерно раз в месяц-два. Уделяйте значительное количество времени рефлексии и прочей «домашней работе» после встреч с коучем: нужно возвращаться к этому еженедельно, выделяя время в своем календаре. Поначалу это может быть часть выходных, но со временем желательно найти время в будни, поскольку выходные — это время, когда вы восстанавливаете свой ресурс и проводите время с близкими, и это очень важно для продвижения в любом коучинговом запросе.
5. Напоследок: в вопросах саморазвития как нигде важна самодисциплина и регулярность
За одну сессию с вами не случится чуда, каким бы осознанным ни был ваш запрос и каким бы хорошим специалистом ни являлся ваш коуч. Актуализация, переформулирование запроса/задачи/фокуса, постоянные обсуждения с коучем, фиксация новых инсайтов и открытие дополнительных перспектив старых, рефлексия и упражнения, — только повторение этого цикла несколько раз может дать системный результат. Последние исследования показывают, что привычки по-настоящему прививаются за три месяца, и это — минимально необходимый срок для запуска маховика изменений, которых вы ждете от работы с коучем.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Что такое коуч-сессия?
Коуч-сессия — это персональная структурированная беседа, или так называемая рабочая встреча коуча и клиента, направленная на получение конкретного результата. Вместе с коучем в начале коуч-сессии клиент определяет тот результат, который он хочет получить к концу встречи. В зависимости от конкретного запроса клиента таких бесед (встреч) может быть несколько, что определяется на первой, так называемой вводной коуч-сессии.
Что такое вводная коуч-сессия?
Знакомство клиента и коуча происходит на первой, вводной, как правило, БЕСПЛАТНОЙ встрече (коуч-сессии).
• коуч рассказывает о себе, своей квалификации и практике работы в сфере коучинга
• клиент рассказывает о себе и что он ожидает от коучинга
Поскольку коучинг на нашем рынке — это сравнительно новый метод работы, наши клиенты не всегда располагают достоверной информацией о нем. В связи с этим при необходимости коуч объясняет клиенту, что такое коучинг и чем коучинг отличается от смежных профессий.
На первой вводной встрече коуч и клиент решают вопрос, подходит ли клиенту технология коуч-консультирования. Возможно, для решения озвученной проблемы требуется специалист из другой смежной области, например, психолог, эксперт, оргконсультант, или клиент просто не готов брать на себя ответственность за те изменения в его жизни, которые сопутствуют достижению результата.
Далее коуч в соответствии с запросом клиента из любой сферы жизни (финансы, карьера, семья, здоровье, отношения с близкими людьми и т.д.) помогает ему:
Как показывает практика, работа с запросом клиента чаще всего выходит за рамки 1-2 коуч-сессий. Поэтому, если клиент и коуч принимают решение о партнёрском взаимодействии в формате коуч-консультирования, то коуч и клиент оговаривают организационные вопросы и вопросы конфиденциальности и надежности в процессе дальнейшей совместной работы.
К организационным вопросам относятся следующие моменты:
Вопросы конфиденциальности и надежности касаются профессионализма коуча и соблюдения коучем вопросов этики.
Как проходят коуч-сессии?
На коуч-сессиях коуч, задавая эффективные вопросы и используя техники коучинга помогает клиенту развивать ОСОЗНАННОСТЬ.
ОСОЗНАННОСТЬ представляет собой полную ясность восприятия человеком фактов и информации, относящихся к конкретному запросу. Ясность того, что человек делает, как это делает, о чём он при этом думает, что чувствует и зачем это ему нужно.
ОСОЗНАННОСТЬ помогает человеку сделать наилучший ВЫБОР при принятии решений в каждой конкретной ситуации (в отличие от того, как привык делать клиент обычно или под воздействием внешних обстоятельств, например, кто-то сказал, или что-то посоветовал).
Осознанный ВЫБОР, когда человек внутренне убеждён в правильности своего решения побуждает его к ДЕЙСТВИЮ и ведет к самоуважению. А если человек сделал выбор ОСОЗНАННО, то он принимает ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, за «авторство» своих ПЛАНОВ, ДЕЙСТВИЙ, РЕЗУЛЬТАТОВ на себя.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, в свою очередь, означает возможность ЛИЧНОГО ВЫБОРА, а выбор — это СВОБОДА.
Вы также можете обучиться в нашей Академии новой перспективной и всё более востребованной профессии коуч по программе «Лайф коучинг. Базовый курс «
…или освоить элементарные коучинговые знания и навыки, которые позволят Вам сделать Вашу жизнь ещё более гармоничной, сбалансированной и счастливой! В этом случае, добро пожаловать на проект «САМ СЕБЕ КОУЧ».
И мы с радостью поможем Вам в Ваших начинаниях!
А ещё мы будем рады Вас видеть на других очень интересных и увлекательных мастер-классах, программах и тренингах нашей Академии!
Как проводится коуч-сессия профессиональным коучем: 6 важных элементов
10 ноября 2021 115
Коуч-сессия в классическом понимании проводится по определенной структуре, которая содержит обязательные элементы. Разберем шесть самых важных моментов.
На профессиональном языке есть «стрела коуч-сессии». Профессиональный коуч знает ее назубок. Без соблюдения «стрелы» коуч-сессия может превратиться в разговор по душам, беседу, но уж точно не будет являться коуч-сессией.
Коуч-сессия профессионального коуча: 6 правил
Коуч-сессии у разных коучей отличаются индивидуальным стилем проведения и уровнем профессионализма. Каждый коуч уникален и неповторим, компетенции коучей проявляются по-разному. С одним и тем же запросом можно работать различными инструментами. Соответственно, результат каждой коуч-сессии также будет уникальным и неповторимым.
1. Временные рамки
Профессиональный коуч обязательно обозначит временные рамки проведения коуч-сессии. Длительность коуч-сессии составляет порядка 30-45 минут. Это оптимальное время для проведения одной сессии.
2. Конфиденциальность
Профессиональный коуч в обязательном порядке обозначит условия конфиденциальности коуч-сессии. Персональные данные клиента (ФИО, телефон, личная почта) и информация, которая станет известна коучу в ходе проведения сессии является строго конфиденциальной и не подлежит использованию и распространению без согласия клиента.
3. Запись сессии
Профессиональный коуч уточнит у клиента о необходимости аудио или видеозаписи сессии. Иногда клиенты сами озвучивают желание осуществить аудио или видеозапись. Здесь важно одно: без согласия клиента ни о какой записи не может быть и речи.
4. Длительный контракт
Профессиональный коуч обозначит условия возможного контракта, обсудит периодичность, стоимость, условия возможной межсессионной поддержки, предложит программу взаимодействия с клиентом.
5. Отзыв о сессии
Профессиональный коуч хорошо знаком с понятием этики в коучинге, прекрасно осознает ценность своих услуг и вправе попросить оставить отзыв о проведенной коуч-сессии. Потому что отзывы клиентов — это бесценное сокровище для профессионального коуча, который из них извлекает много полезной информации для профессионального развития, видит свои сильные стороны и точки роста.
6. Благодарность
Профессиональный коуч обязательно поблагодарит клиента за сессию, потому что профессионализм коуча растет с каждой проведенной сессией. Профессиональный коуч знает, что каждый клиент в чем-то его обязательно «зеркалит», а значит «подсвечивает» точки роста, тем самым заставляя развиваться. Происходит взаимный энергообмен личностного роста, а это для профессионального коуча огромная ценность.
Читайте также
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.
Коуч IPS, член Международной ассоциации коучей и тренеров IPACT
Со мной ты сможешь: услышать и поверить в себя и свои безграничные возможности, обозначить свои истинные цели, понять, куда двигаться дальше, расставить приоритеты, расширить границы
Коуч сессия
У каждого человека есть определенные цели, некоторые из них имеют совершенно четкую форму, другие находятся в дымке тумана. Часто их очертания так и остаются за гранью структуры: далеко не все могут самостоятельно определиться со способами реализации задуманного. Развеять сомнения, увидеть перспективы и начать двигаться вперед поможет профессиональный коучинг. Иногда всего несколько встреч с коучем кардинально меняют жизнь человека.
Что делает коуч?
Для нашего времени характерна жизнь в состоянии хронического стресса и нестабильности ситуации. Как поступить лучше? С чего начать? Какова последовательность действий? Мы зачастую оказываемся перед трудным и непредсказуемым выбором. Цель работы коуча как раз и заключается в активизации поиска той узкой тропинки, а быть может и широкой невидимой дороги в лабиринте вашей реальной жизни.
Вопреки распространенному мнению, коуч не станет навязывать клиенту свои представления и убеждения. Его работа заключается в том, чтобы мотивировать клиента к самостоятельному поиску, стимулировать процессы размышления над способами достижения целей, активно разобрать вопросы, мешавшие достигнуть желаемых результатов. При этом человек сам должен выбрать правильную стратегию движения.
Коуч-сессия – что это?
Коучинг сессия (coaching) или коуч-сессия – это срез практической работы коуча, направленной на поиск решения по запросу клиента в целях получения конкретного результата.
Иначе говоря: коуч-сессией называют коммуникативную работу, которую коуч проводит с клиентом. Все происходит в форме разговора, своеобразных вопросов со стороны коуча, которые потенцируют к размышлению, что позволяет человеку прояснить ситуацию, раскрыть свой внутренний потенциал и определить ресурсы, которые помогут достигнуть цели.
Коучи убеждены, что у каждого человека свой жизненный рисунок, который можно создать, опираясь на собственные желания, способности и возможности.
Но это далеко не психологическая консультация, коуч не ставит своей задачей разобраться в причинах поведения клиента, как это делает психолог.
Структура сессии и вводная беседа
Грамотно построенная структура коуч-сессии – основа профессионального коучинга, ориентированного на результативность встреч с клиентом. Диалог строится с использованием специальных методов, которые позволяют плавно переходить от простых тем к более расширенным и сложным нюансам, непосредственно связанным с основным запросом.
Иногда человеку достаточно одной встречи. Однако чаще всего запросы на коуч-сессию проводятся в рамках вопросов, предполагающих прохождение целого цикла встреч.
Цель вводной коуч-сессии – знакомство коуча и клиента, определение темы ЗАПРОСА и круга рассматриваемых проблем. Клиент говорит о том, почему он сделал запрос на коуч-сессию, с какими проблемами столкнулся в процессе реализации запланированного. Такая встреча помогает понять, насколько удобен метод подобной работы для клиента.
Типичная коучинговая сессия по модели GROW
Коуч-сессия, или мотивирующая беседа, позволяющая последовательно идти к цели и добиваться результата имеет свой план. Это своеобразный алгоритм работы. Однако нельзя сказать, что этот алгоритм четко запрограммирован и незыблем. Он может изменяться как в последовательности, так и по структуре. Именно поэтому, со стороны, сложно уловить, что делает коуч.
Тем не менее, в работе профессионального коуча есть определенный подход и методика работы. В большинстве случаев он применяет известную модель GROW. Впервые о модели GROW заговорили после книги Джона Уитмора «Коучинг высокой эффективности». Именно он впервые постулировал определенный алгоритм работы коуча в бизнес-процессах. Однако эта модель с успехом используется сегодня для обработки любого запроса клиента, не обязательно связанного с бизнесом. Модель с течением времени развили и значительно улучшили Алан Файн, Майлз Дауни, Грехам Александр и другие известные коучи с мировым именем.
Ее особенность заключается в исследовании ключевых позиций, которые позволят человеку прийти к ответу на свои вопросы. Название модели происходит от английского слова «GROW» («расти»). Также существуют различные варианты ее расшифровки. Один из самых популярных звучит следующим образом:
(G) Goal– постановка задач и целей. Фактически – это запрос клиента. На этом этапе клиент не только определяет саму цель, но также условия реализации задуманного.
(R) Reality– изучение текущей ситуации. Клиент вместе с коучем определяет свое текущее положение, как далеко он находится от своих целей, какие у него есть ресурсы.
(O) Options– обзор возможных вариантов достижения задуманного. Клиент выясняет основной и альтернативный способы достижения цели, что ему потенциально может помешать в достижении результата, где и как получить дополнительную информацию, сравнивает способы реализации задуманного.
(W) Way/Will– определение намерений. На этом этапе клиент обязательно должен составить своеобразную дорожную карту, с промежуточными целями и сроками выполнения.
Смысл использования данной модели сводится к тому, чтобы соединить цели, пути их достижения и реальные условия, в которых это возможно сделать. Когда у клиента формируется осознание ключевых моментов целевого результата, то он начинает перебирать связующие ниточки и ищет способ увидеть всю картину целиком. Обычно, появляются совершенно реальные на данный момент вариации, которые снимают дымку тумана и позволяют ему сделать первый, индивидуальный шаг. Который он до того никогда не делал. Он начал движение…
Высот подобного профессионализма, ювелирной технике работы вы можете достичь вместе с нами. Обучение в Международном Университете Global Coaching проходит с глубоким погружением в изучение коуч-сессии и модель «Grow». При этом мы уделяем особое внимание практической стороне вопроса, разбору трудных ситуаций, умению задавать «правильные» вопросы. И это все под контролем опытных, имеющих высокий международный статус коучей.
Как провести первую сессию с клиентом и заключить долгосрочный контракт?
Вам приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда ваш контакт с клиентом ограничивался только одной сессий?
Если сессия прошла достаточно эффективно, и от клиента получена хорошая обратная связь, но инициативы на дальнейшей взаимодействие так и не поступает. На что важно обратить внимание коучу, чтобы выстраивать успешную практику?
Евгения Вырвич, тренер коучей Академии отвечает на эти вопросы:
«Давайте начнем по-порядку: наши встречи с клиентом могут быть абсолютно разными.
Во-первых, установочная сессия, на которой нет работы с запросом как таковым. На ней мы знакомимся более близко с клиентом, рассказываем ему особенности работы с вами, обсуждаем место и время, график сессий. Установочная сессия позволяет клиенту сформировать понимание как физически вы как коуч будете с ним работать. Обычно я провожу такую встречу за чашкой чая в своем офисе, и длится она не более 40 минут.
Затем, первая коуч-сессия с клиентом, целью которой идет заключение большого контракта. Большой контракт – это понимание клиента и коуча ожиданий от индивидуально работы, от себя и от коуча. На ней важно создать прозрачность и ясность для обоих сторон что будет результатом их взаимодействия. На практике часто бывает, что на первой встрече клиенту удается уже продвинуться в решении своего запроса и начать свое движение к желаемым изменениям.
Далее — последующие сессии – это работа на реализацию контракта где встреча за встречей клиент продвигается, получает и осознает новый опыт и проживает реальные изменения.
И еще, работая в длительных контрактах, я обычно провожу после каждой четвертой коуч-сессии еще одну 30-40 минутную встречу-сверку с клиентом, которая позволяет мне сделать сборку осознаний, получить обратную связь и сформировать понимание дальнейших действий. Я такую встречу называю своеобразной контрольной точкой.
Замечу, что встреча – завершение контракта, может произойти ранее запланированного срока, потому как клиент может быстрее реализовать желаемые ожидания или в рамках работы произошло переконтрактование. Эта встреча, позволяет провести глубокую рефлексию, осознание своего прогресса, полученных выгод и обсудить каким был данный процесс для обоих сторон.
Когда я начинала свою практику – я просто проводила сессии по запросу и потом садилась и размышляла: «почему у меня так мало длительных контрактов?» Потом был период, когда я не проводила единичные сессии и вела работу только в пакетных программах, определяя сразу количество сессий и алгоритм работы.
Сейчас в рамках работы я предварительно сонастраиваюсь с каждым клиентом, ясно вижу ожидания, понимаю могу ли я «справиться» с их объемом, готов ли мой клиент разделять ответственность, а не ждать от меня «волшебную таблетку» и заключаю с ним тот контракт, который закрывает его потребности.
Если у вас есть интерес к этой теме?
Ссылка на пост в Инстаграм для вопросов и комментариев: