Как подготовиться к первому уроку
Как подготовиться к первому уроку
Советы молодым и опытным учителям
Подборка интересных советов для проведения полезного первого урока в новом для вас классе.
Из маленьких шагов состоит большая дорога. Начиная работу с новым для вас классом, важно не только выполнить определенные формальности, но и разработать план работы по завоеванию уважения класса. В идеале именно сейчас формируются принципы и атмосфера вашей будущего сотрудничества.
Существует несколько важных моментов, на которые стоит обратить внимание при проведении первого урока в классе. С начала в этой ситуации действует три основных НЕТ
Представьте, что первый день является микромиром будущей совместной работы. Понятно, что хочется, чтобы она прошла удачно, продуктивно и в хорошей атмосфере. Согласитесь, не очень сложно улыбаться и время от времени шутить.
Также предлагаю принять во внимание следующие советы. Внимательно перечитайте их. Вам понравится учитель, который выполняет все, что написано ниже?
Семь заповедей любимого учителя
Улыбайтесь. Это так просто и так важно. Красивая улыбка открывает путь к формированию доброжелательной атмосферы.
Умеренный темп. Конечно, волнение дает о себе знать, но попробуйте говорить уверенно, спокойно, делая паузы. Желательно в это время не двигаться хаотично по классу.
Оставайтесь собой. Не пытайтесь быть для класса лучше, или хуже, чем вы есть на самом деле. Дети очень чувствительны к фальши и вряд ли оценят откровенный подхалимаж или чрезмерную строгость.
Метко пошутите. Расскажите о себе в легкой манере. Фактически, это прием Storytelling, который все чаще используют в педагогической практике. Попрактикуйтесь, в будущем на уроках этот прием вам понадобится. Именно сейчас он заинтересует класс, удивит.
Покажите что-то необычное. Пусть это будет непрограммный эксперимент, интересный опыт, игра. Это поможет понять ученикам, что учиться весело. Это не только бесконечные домашние задания, куча работы на уроках, но и что-то интересное, где можно создавать незаурядные вещи.
Попробуйте немного повеселиться. Легкие шутки еще никому не помешали, особенно на том этапе, когда вы еще друг друга не знаете.
Подготовьте заметки, чтобы не забыть рассказать о важном: планирование, критерии оценки, правила работы и тому подобное.
Берите материал на вооружение, моделируйте его по своему вкусу. Повысьте свои шансы на успех. Поверьте, оно того стоит.
Дополнительные советы учителям
Рекомендую несколько способов формирования лидерства в отношениях с учащимися:
Как составить требования к классу
Объясняйте, для чего вам все это нужно школьникам, что это не способ вашего самоутверждения, а желание создать оптимальную атмосферу. Важно! Далее неуклонно следуйте своих принципов, иначе не стоило бы и начинать.
Более подробно остановимся на правилах, которые вы можете предложить школьникам. Зачем они нужны?
Во-первых, они важны для определения границы сближения с классом.
Во-вторых, это способ показать ваш профессионализм и глубокую заинтересованность в достижении хороших результатов работы.
Как разработать правила класса
Обучение становится более продуктивным, когда ученики понимают, что от них хотят. Советуем не просто составить правила, но и обсудить со школьниками, объяснив свою позицию. Используйте следующие советы:
Как заслужить доверие и уважение учеников
Строя партнерские отношения между вами и классом, не забывайте возлагать ответственность и на себя. Ученики не всегда понимают, как много вы работаете, чтобы подготовить для них урок. Здесь и сейчас расскажите о своих обещаниях, которые будете придерживаться несмотря на все:
Следуя обещаниям, вы стимулируете класс выполнять правила, указанные вами. Будьте хорошим примером, объясните почему это так важно для них и вас. Использование такого подхода гарантирует вам избежать проявлений скуки, разочарования, плохого поведения у учащихся.
Вы доверяете своим новым ученикам и покажите, что можно доверять и вам. Не важно, вы только начинаете приобретать педагогический опыт, или уже опытный учитель, начало работы с новым классом всегда волнующее. Сделайте все от вас зависящее, чтобы первый урок стал успешным началом работы с детьми.
11 способов интересно начать урок. И никакого «Открыли учебники!»
Начало урока — чуть ли не самый важный момент на уроке. Учителю надо привлечь к себе внимание детей, заинтересовать, мотивировать. Как это сделать? Наш блогер, будущий учитель Катя Хасанова, нашла целых 11 интересных способов.
Впереди новый учебный год, а значит, самое время вдохновляться и собирать новые идеи. Я часто общаюсь со школьниками разных возрастов и часто вижу разочарование и потухший взгляд: «В этой школе совсем нет ничего интересного». Конечно, я с этим не согласна. Учиться — это интересно. Но как доказать это детям?
На мой взгляд, многое зависит от «старта», то есть от начала урока. Это шанс учителя захватить внимание, поддержать мотивацию. Особенно это важно в начальной в школе, ведь у дети в этом возрасте очень любознательны, но при этом не могут надолго фокусироваться. И как только ребенок в первые минуты урока слышит стандартное: «Открыли учебники на десятой странице, сегодня мы будем проходить материки», мотивация исчезает. Так как же можно интересно начать урок?
1. Необычная фотография
Выведите на экран фотографию, которая заинтригует детей. Например, вот такая картинка на уроке окружающего мира. Как вы думаете, что это?
Сначала дети обсуждают и предлагают свои варианты, а потом вы раскрываете секрет. А на фотографии — первая в мире компьютерная мышь. Таким образом можно интересно подвести к теме урока — «История изобретения компьютера».
Интересную фотографию можно найти практически по любой теме: на математике покажите фото курантов (тема «Римские цифры»), на чтении — памятники литературным персонажам, окружающий мир — необыкновенные животные и растения, русский язык — правила орфографии в смешных картинках.
2. Загадки народов мира
В интернете можно найти много интересных и непростых древнерусских загадок, а также загадок разных народов мира.
Неплохое и запоминающиеся начало для уроков чтения и окружающего мира. Вашим ученикам будет потом, чем помучить друзей и родственников.
3. ТРИЗ-задача
Представьте, что вы — ученик и вы как будто попадаете на игру «Что? Где? Когда?» и становитесь знатоком. Правда, здорово? Именно поэтому классно использовать в начале урока ТРИЗ-задачи. Они не только мотивируют, но и развивают логическое и аналитическое мышление.
Как придумывать такие задачки, я рассказывала в одной из прошлых статей.
4. Эксперимент
Этот приём больше подходит для уроков окружающего мира и математики. Конечно, в условиях необорудованного кабинета провести серьезный эксперимент вряд ли получится. Но, например, заинтересовать учеников, тем как быстро двигаются молекулы газа можно: возьмите духи, распылите их немного и засеките время, когда ребята на последней парте почувствуют запах. Потом можно обсудить свойства газообразных веществ и даже узнать о диффузии (да, уже в началке!). Конечно, так получать знания интереснее, чем просто читать параграфы в учебнике.
Точно так же в условиях обычного кабинета можно «поймать» радугу и узнать, что такое световой спектр, провести эксперимент с «перевернутой бутылкой» и узнать, что такое давление. А на уроках математики можно смело взвешивать разные предметы и запускать заводные машинки, чтобы узнать, как взаимосвязаны величины времени и скорости.
5. Чёрный ящик
Этот таинственный прием из игры «Что? Где? Когда?». Поставьте на стол коробку, обклеенную черной бумагой и загадайте детям загадку или придумайте описание, а в конце скажите, что ответ лежит в Черном ящике.
Сначала ученики высказывают свои предположения, а затем таинственный Черный ящик открывается и появляется ответ.
6. Подвижные игры и игры на тетрадном листе
В начале урока вполне можно использовать популярные и любимые детьми игры как подвижные, так и игры на тетрадном листе.
Благодаря таким играм ученики младших классов смогут понять абстрактные понятия, будут иметь возможность проявить двигательную активность, которая так нужна ребятам в этом возрасте, а, самое главное, учителю удастся «зажечь» мотивацию детей и стимулировать их интерес к теме занятия.
7. Удивительный факт
Психологами доказано, что лучше всего наш мозг запоминает информацию, которая нас сильно впечатлила. Именно поэтому хорошо работает прием с необычными фактами.
Интересные факты можно найти по любому предмету и практически по любой теме. Эта информация поможет захватить внимание класса, и, скорее всего, запомнится ученикам.
8. Захватывающая история
Представьте, что, например, на урок окружающего мира начинается не с обычного чтения параграфа, а с небольшой презентации об изобретениях Стива Джобса или путешествиях Федора Конюхова, а урок литературного чтения — с рассказа о побеге А. С. Пушкина из Царскосельского лицея и с фотоэкскурсии по Михайловскому. Дети очень любят истории из жизни интересных людей!
9. Видеопутешествие
Наверное, многие знают, что примерно 70% людей — визуалы, то есть большинство людей лучше всего запоминает информацию, которую видит на картинке или видео.
Допустим, на окружающем мире тема «Ремесла». Поверьте, никому не интересно рассматривать картинку с гончаром и кузнецом в учебнике. Гораздо интереснее посмотреть, как работает гончарный круг на видео (а еще лучше — попробовать что-то слепить самому).
Если хотите рассказать детям про океан, попробуйте в начале занятия «сводить в океанариум» детей. Покажите красивое видео про жизнь в океане!
10. Предмет-подсказка
Часто младшим школьникам бывает трудно представить абстрактные понятия. Можно принести в класс картину в рамке и на этом предмете объяснить тему «Площадь и периметр» (рамка — периметр, сама картина — площадь). Также можно объяснить тему «Обыкновенные дроби»: прямо в классе разделите яблоки и апельсины между учениками. Или принести шапку и шарф, пляжную шляпу и солнечные очки — это тема «Времена года». В начальной школе дети часто мыслят предметно, поэтому этот прием может быть во многих ситуациях эффективным.
11. Шифры и ребусы
Самый универсальный прием. С помощью шифров или ребусов можно «закодировать» любое слово, которое приведет класс к теме урока. Дети очень любят разгадывать такие загадки и, как правило, делают это легко и быстро.
Можно даже немного поиграть в Шерлок Холмса, которому нужно прочесть тайную телеграмму по теме урока, или первооткрывателя, которому нужно расшифровать название необитаемого острова и найти его на карте.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock / miniwide
Как провести первое занятие
У вас внезапно звонит телефон и, подняв трубку и приготовившись отказаться взять кредит или сделать очень нужную процедуру в салоне красоты, вы слышите, что кто-то жаждет учить язык, и непременно под вашим чутким руководством.
Что делать и куда бежать?
Давайте попробуем разобраться, о чем говорить по телефону и что делать на первом занятии по английскому языку.
Эту статью писала более 6 лет назад, и сейчас НЕ делаю многое из того, что написано в ней. Кликай по ссылке, чтобы узнать как грамотно выстроить отношения с клиентами, чтобы НЕ ТЕРЯТЬ ДЕНЬГИ в дальнейшем сотрудничестве.
Телефонный разговор
По телефону всегда стараюсь обсудить волнующие меня пункты, чтобы понять, сможем мы сотрудничать или нет. И ответ будет отрицательным, если:
1) не подходит время или место проведения занятий;
2) не устраивает цена;
3) цель обучения ученика не совпадает с моими целями в преподавании (для меня это, когда мама хочет, чтобы мы с ребенком делали домашнее задание по английскому или взрослый человек заявляет, что будет только разговаривать, без нудных правил и заучивания слов);
4) на другом конце провода говорят так, будто я уже что-то должна звонящему.
Если нас все устраивает, договариваемся о месте и времени проведения первого занятия. Предупреждаю, что целью первой встречи будет определение уровня языка, она бесплатная и длится около 40 минут. С собой нужно взять блокнот и ручку.
Еще узнаю, как ученик сам может определить свой уровень знаний, чтобы представлять, материал какого уровня готовить. Как правило, взрослые вполне адекватно оценивают свои возможности, в то время как со школьниками ни в чем нельзя быть уверенной.
Бывает, родители говорят: “мы уже два года занимались с репетитором, но она больше не может с нами заниматься, поэтому мы обратились к вам”, я готовлю материалы уровня А2, прихожу на занятие – а ребенок и читает еле-еле, и сказать почти ничего не может… Школьнику становится неловко за то, что он не соотвествует моим ожиданиям, мама видит его дискомфорт и тоже начинает волноваться… Дурацкая ситуация, обычно стараюсь всячески подбодрить, чтобы сгладить этот момент, иначе после первой встречи останется неприятное впечатление.
Первая встреча
Если первое занятие проходит у ученика, всегда выезжаю пораньше и стараюсь одеться поофициальнее, чтобы произвести хорошее впечатление, оно надолго определяет мнение о преподавателе. Это когда познакомимся поближе, можно ходить в рваных джинсах и футболке…
Впечатление произвели, приступаем непосредственно к занятию:
После всех манипуляций говорю, какой у ученика уровень (как правило, диалог-тест-текст в унисон твердят об одном, но встречаются и случаи, когда ученик понимает прочитанное и пишет тест хорошо, а вот сказать почти ничего не может и на слух понимает плохо), и какой учебник и почему мы выберем. При выборе учебника ориентируюсь не только на уровень знаний, но и на поставленные перед нами задачи.
В конце прошу еще раз высказать любые пожелания к проведению занятий и со своей стороны предупреждаю, что:
Итоги
Просто замечательно, если у вас есть визитка с координатами. Выглядит профессионально, и становится понятно, что к делу вы относитесь серьезно. Все хочу себе такую сделать, даже дизайн придумала, но никак руки не дойдут.
Со временем при первой встрече становится видно, настроен ли человек серьезно. Это помогает избежать того чувства, когда ты выделил место в расписании, готовился к занятиям, старался увлечь и развлечь … а он после отпуска или каникул безвозвратно исчезает, оставляя на душе неприятный осадок.
Не хочется заканчивать статью на грустной ноте, поэтому скажу, что процент учеников, который уходит в никуда, невелик – от меня за год ушло две ученицы. Когда я вспоминаю наши первые встречи, понимаю, что сейчас бы не стала тратить время. Первая по телефону в лоб сказала “у вас дорого”, но заниматься все равно начала, вторая говорила мне каждое занятие: “мне все нравится, я готова учиться и все делать” и также после каникул пропала.
Гораздо больше тех, кто приходит по “сарафанному радио”, поэтому смотрите на все философски – “когда закрывается одна дверь, непременно открывается другая”.
Всем новогоднего настроения и удачи!
5 лайфхаков для учителей, как подготовиться к уроку
Работа учителя — это не только учить детей и оценивать их знания, но и готовиться к урокам: подбирать задания, составлять наглядные пособия и материалы, придумывать игры. Наш блогер, педагог-дефектолог Татьяна Мировская, рассказывает, как эффективно подготовиться к любому уроку.
Подготовка к любому уроку, будь вы учитель в школе или частный преподаватель, всегда отнимает время и силы, но при этом является основой для успешной педагогической деятельности. Не важно, учите ли вы детей первый год или уже защитили высшую категорию, готовиться к занятиям нужно обязательно! Думаю, с этим фактом не будут спорить даже самые опытные коллеги. Сегодня хочу с вами поделиться своими лайфхаками по подготовке к занятиям. Кому-то они покажутся обычными и скучными, а кто-то сможет найти для себя что-то новенькое и начнёт уже завтра экономить своё время и силы.
1. Напишите план занятия
У меня всегда под рукой есть план занятия. Не подробный конспект, не технологическая карта, а именно план. Кратко на бумаге набросана последовательность заданий и упражнений.
Всегда есть логика: вначале детей надо активизировать, провести разминку, потом актуализировать знания, только потом переходить к изучению нового. На занятии я практически никогда в него не заглядываю, но накидываю обязательно. Так в голове всегда держится структура и порядок.
Всегда есть задачи урока: что повторить, что закрепить и чему научить. Помним, что глобальные цели мы разбиваем на небольшие кусочки (ставим задачи) и последовательно к ним идём. Нет задачи на урок — нет фокуса внимания, вас легко увести в сторону.
2. Подберите задания к уроку
Их должно быть много! Больше, чем планируете успеть. Всегда встречаются дети медлительные или с особенностями развития, которые сделают только минимум, но также всегда есть и активные, которые успевают делать максимум. Кстати, дети с СДВГ, обладающие высоким интеллектом, хорошо управляются с помощью дополнительных необычных заданий.
3. Придумывайте игры
У вас в запасе всегда должны быть игры! Не для того, чтобы развлекать детей, а для практических целей, извлечения пользы. Игры, в которые можно играть классом, группой, парой, индивидуально. Игры на листочках, с движениями, с мячом, настольные, с ручкой и линейкой. Создавайте копилку с играми, не забывайте про задачи у каждой игры!
Не бойтесь придумывать собственные задания и игры. Большинство моих учеников обожают разгадывать шифры и ребусы, поэтому я часто беру не готовые задания (их поиск, кстати, может занять кучу времени), а составляю их сама с учётом возраста, наклонностей (один от динозавров фанатеет, другой любит супергероев) и материала занятия. Это не сложно, а зачастую очень даже весело!
4. Сочетайте разные активности
Если вы работаете с классом или группой, не забывайте, что важно сочетать разные виды работ на уроке: от групповой до индивидуальной. При подборе заданий важно учитывать, где лучше поработать вместе, где разделиться на группы, а где самостоятельно. Помните, что однотонность и однотипность заданий быстро вызовет у детей усталость, а уставшие дети приравниваются к неэффективной работе.
Как создать интересный урок по ФГОС, не потратив много времени
На занятии или уроке всегда должно быть место двигательной активности! Назвать это можно как угодно: физкульт-минутка, разминка, двигательное переключение. Здесь сгодятся и мячи, и скакалки, и отсутствие инвентаря. В моём классе это выглядит так: «А следующее задание мы будем выполнять сидя на конях. Встаём, переворачиваем стул, делаем из него своего верного коня, садимся на него — и поскакали дальше учиться…» Детям нравится! Элемент превращается в игру, задание выполняется легче. В индивидуальной или парной работе мои дети часто прыгают на одной ноге к доске, считая или определяя буквы в слове.
5. Подготовьте карточки
Да-да, я обожаю работать с бумажными карточками. Это всегда эффективно, быстро и не надоедает, так как игры часто придумываются прямо на ходу. С помощью карточек дети учатся считать, закрепляют знание таблицы умножения, изучают слоги, словарные слова, орфографию. Изготовление, конечно, требует времени, но результат действительно того стоит!
Вот так просто и эффективно я готовлюсь к занятиям. Делитесь своими фишками, коллеги! Вместе любимую работу можно сделать ещё интереснее!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Первый урок онлайн: как подготовиться, провести и закончить
Провести свой первый урок онлайн — волнительно. Многие учителя задаются вопросами: все ли пройдет хорошо, понравится ли им работать с учеником, удастся ли наладить контакт. Как сделать его идеальным? Пройдемся поэтапно по важным моментам.
До урока
1. Обязательно свяжитесь с учеником и убедитесь, что он прочитал ваше сообщение
Шаблон письма для занятий в Zoom:
Здравствуйте, [имя ученика]! Меня зовут [ваше имя]. [Дата первого урока] пройдет наш первый онлайн-урок английского. Пожалуйста, перед уроком проверьте, чтобы наушники, микрофон и камера были исправны. До урока советую установить приложение Zoom. Чтобы вам было проще подготовиться к первому уроку, я составил/а несколько инструкций [ссылка на инструкции]. За пять минут до начала урока я скину ссылку ссылку для входа на урок.
Если есть какие-то вопросы, пишите мне в Skype (…), на почту (…), в мессенджеры (…). После прочтения прошу прислать ответное письмо. До встречи!
2. За час или полчаса до урока отправьте ученику приветственное письмо
Здравствуйте, [имя ученика]. Через 30 минут состоится наш первый урок. До встречи.
3. За 5 минут до начала урока отправьте ссылку на урок
Здравствуйте, [имя ученика]! Я онлайн и готов/а начать урок. Вот ссылка на урок — (…). Подключайтесь.
4. Подготовьте рабочее пространство и проверьте техническую готовность
5. Основательно подготовьтесь к уроку
Помните, главные цели первого урока английского онлайн — это познакомиться, наладить контакт, рассказать о себе и узнать больше об ученике. Покажите, что обучение с вами — это продуктивно, и на каждом уроке можно узнать что-то интересное!
Не стоит использовать сразу все возможности платформ для дистанционного обучения. Ученику и так будет не очень комфортно на первом уроке — вы только запутаете его, если на первом же занятии потребуете пройти по ссылке, затем скачать приложение, затем изучить новую программу.
Во время первого онлайн-урока вы можете подготовить презентацию и просто включить демонстрацию экрана.
Во время урока
Проанализируйте реакции ученика по определенным параметрам:
Фокус на результат и прогресс
Даже обобщенное: «Вы стали говорить гораздо увереннее/лучше/правильнее/свободнее», произносимое преподавателем время от времени, может сыграть огромную роль в мотивации учеников этой группы. Им лучше задавать средний объем домашнего задания, в основном состоящий из творческих и интеллектуальных заданий.
Фокус на конкретику
Для них лучше работают индуктивно выстроенные уроки, на которых преподаватель не выдает всю информацию сам, а только помогает ученику анализировать материал. Система дистанционного обучения легко позволяет сделать это. Ученики чувствуют отдачу и прогресс, если нужно глубоко анализировать задач — поэтому таких конкретных заданий должно быть много.
Фокус на разнообразие
Используйте разные форматы заданий (работа с видео, картинками и так далее) и инструменты (Google Docs, interactive worksheets, Kahoot, Padlet и другие), соместимые с большинством платформ для дистанционного обучения.
Фокус на динамичность
Избегайте длинных рутинных упражнений, которые требуют усидчивости и максимальной концентрации.
Не забывайте: типология ученика не является постоянной, и на первом онлайн-уроке он может вести себя совсем не так, как на следующих. Один и тот же ученик в зависимости от смены цели или образа жизни может сменить стиль поведения или включать в себя несколько типов.
После урока
Что негативно влияет на решение ученика продолжать обучение?
Рекомендуем послушать
Прямой эфир с Мариной Евстратовой, руководителем методического отдела TTC, методистом онлайн-школы Skyeng.