Как подготовиться к посещению психолога
Как проходит прием у психотерапевта: что нужно знать, как себя вести и почему не стоит его бояться?
Итак, вы решились пойти на психотерапию. Как не бояться первого приема, подготовиться к нему и получить максимальный эффект? Делимся информацией и рекомендациями.
«Прием психотерапевта» может звучать пугающе. В памяти еще живы рассказы о карательной психиатрии в СССР, когда людей ставили на учет и лишали дееспособности. Может казаться, что задача этого врача — поставить вам диагноз и прописать таблетки, которые, к тому же, вызывают зависимость. А в худшем случае — «упечь» в психиатрическую клинику.
Реальность очень далека от страшилок. К терапевту ходят не только люди с серьезными расстройствами. Профессиональный психотерапевт всегда соблюдает в работе три условия: безопасность клиента, конфиденциальность и доказательный подход.
Как это выглядит на практике?
Психотерапия не похожа на консультацию у обычного врача. Строго говоря, психотерапевт — не врач. У него может быть медицинское образование, но это не обязательное условие.
Прием проходит очно, в специально оборудованном кабинете, или онлайн. Кабинет психотерапевта тоже не похож на кабинет врача — он больше напоминает небольшую гостиную. В нем стоит несколько удобных кресел и столиков, настроено мягкое комфортное освещение. Если вы планируете заниматься с терапевтом онлайн — постарайтесь воссоздать похожую атмосферу в комнате.
Психотерапия — разговорная практика. Это значит, что большую часть времени вы будете разговаривать со специалистом. Но это будет не обычный разговор, как с другом — в него будут вплетаться терапевтические методы, исследование вашего внутреннего мира и работа над собой. Все, о чем вы говорите — конфиденциально. Это значит, терапевт не разглашает информацию даже о том, что вы к нему приходили. Даже если будут спрашивать близкие родственники.
Некоторые подходы предполагают наличие домашних заданий. Так как терапия — всегда двусторонний процесс, очень важно работать над собой самостоятельно вне кабинета. Например, психотерапевт может попросить вас вести дневник эмоций, если вы работаете над их пониманием и выражением. Если вы прорабатываете отношения с окружающими, домашним заданием может стать применение новых навыков общения, которые вы получили на терапии.
Как подготовиться к первому приему психотерапевта?
Вы можете нервничать перед первым приемом — это нормально. Как подготовиться к нему, чтобы снизить уровень стресса и сделать психотерапию более продуктивной?
За несколько дней до первого приема:
1. Сформулируйте, что вас беспокоит
Никто не требует, чтобы вы четко, психологическим языком изложили свой запрос к психотерапевту. Но все же постарайтесь определить, что вас не устраивает и что вы хотели бы поменять. Постарайтесь не ограничиваться фразами «Мне плохо» или «Кажется, я схожу с ума». Что именно вы чувствуете?
2. Подумайте, какого результата вы хотели бы достичь
У психотерапии нет универсальной цели. Каждый человек по-своему представляет себе счастье, успех и комфорт. Представьте, как должна измениться жизнь, чтобы она вам нравилась. От чего вы хотели бы избавиться, а что — интегрировать? Как вы поймете, что это получилось?
3. Узнайте все, что вас интересует о психотерапии
Лучше заранее развеять мифы и узнать, как работает терапия и что на ней происходит. С этим могут помочь:
За несколько часов до приема:
1. Не употребляйте ничего, изменяющего сознание
Даже «50 грамм для храбрости». Трезвость — очень важное условие терапии.
2. Освежите в памяти то, о чем хотели бы поговорить
Иметь четкий план не обязательно. Просто держите в голове самые основные вещи, которые, по вашему мнению, должен знать терапевт.
3. Настройтесь на разговор
Постарайтесь расслабиться и настроиться на открытую беседу. Сразу рассказывать терапевту обо всем не обязательно, но и замыкаться не в ваших интересах. Если вам сложно говорить о себе — предупредите об этом специалиста. Он подстроит под вас темп и используемые техники терапии.
Во время приема
1. Отслеживайте свое состояние
Лучший способ понять, подходит ли вам специалист — прислушиваться к себе. Насколько вам комфортно? Нет появилось ли чувства стыда, вины, скованности? Вам хочется делиться личным конкретно с этим человеком, или есть какой-то внутренний блок?
2. Давайте терапевту обратную связь
Если вам что-то не нравится — говорите об этом напрямую. Пока что это не прямой сигнал о том, что специалист не подходит. Возможно, ему стоит слегка изменить ход работы и попробовать другие техники. Если все идет хорошо, и вам становится легче — тоже говорите. Это поможет понять, что вы на правильном пути.
Распространённые мифы о психотерапии, что нужно знать перед первым походом к психологу: мнение психолога
Решение пойти к психологу многим даётся нелегко. Кажется, что терапия требует особых усилий, сложной подготовки, в том числе моральной. И в целом собраться с духом и встретиться со своими проблемами лицом к лицу — задача не из простых. Вместе с психологом Надеждой Пожаровой рассказываем, о чём нужно знать, перед тем как идти к специалисту, и как развеять свои страхи.
Необязательно быть готовыми «на все сто»
Первое, о чём нужно себе напомнить, — вовсе не обязательно принимать решение раз и навсегда и быть абсолютно готовым к серии сеансов. Многие, задумываясь о записи к психологу, переживают из-за того, что нужно непременно сформировать суперконкретный запрос или точно знать, с какой проблемой они хотят разобраться. А также беспокоятся, что ничего не успеют рассказать в рамках одного сеанса.
Работа с психологом предполагает процесс, и нужно разрешить себе хотя бы попробовать. Или дать второй шанс, если первая попытка произвела не самое приятное впечатление. Часто люди не идут к специалисту, потому что им кажется, что он — один на всю жизнь. Но все психологи разные, у каждого — свой уникальный подход, поэтому можно и нужно поработать с несколькими, пока не найдёте наиболее подходящего вам. При этом важно допускать возможность, что вы захотите остаться и у первого, важно не исключать это и заведомо не настраивать себя на долгие поиски.
Нет необходимости полностью раскрываться на первом сеансе
Следующее, что важно знать, — вы не обязаны раскрываться с первой встречи. Нередко говорят, что с самого начала психолог будет «лезть в душу». Никто не будет заходить дальше, чем вам было бы комфортно, это не нужно ни одному специалисту. Его работа заключается не в том, чтобы ворошить раны, а в том, чтобы помогать. Когда вы приходите на сеанс, говорите то, что хотите.
Конечно, психолог может задавать вопросы про детство, про родителей, про опыт — спрашивать много и про разное. Но ему это нужно не из любопытства, а потому что модели поведения, схемы, компенсации — все они сформировались под влиянием определённых событий. И психолог может задавать вопросы, чтобы понять и помочь. Подробнее о том, что обычно спрашивают специалисты, можно посмотреть в видео.
Также необязательно делиться переживаниями в мельчайших подробностях. Если вы пока не чувствуете себя комфортно и не готовы делиться самым сокровенным, в этом нет ничего страшного. Доверие приходит со временем.
Упражнения нужны не всегда
Ещё один из распространённых мифов — беседа не помогает.
Надежда: «Мы с психологом только разговаривали, не делали никаких упражнений», — переживают некоторые. На самом деле упражнения и другие методы корректировки используются на усмотрение психолога. Считать, что помогают исключительно упражнения, — заблуждение. Нередко они наоборот не нужны: уводят от сути.
Главное в терапии — чтобы вы чувствовали себя безопасно. А то, какими пользуется методами психолог, что он для этого делает — уже его ответственность. Ваша главная задача — почувствовать, комфортно ли вам с этим человеком или нет, хочется ли вам с ним работать.
Многие представляют себе работу психолога стереотипно, как в фильмах: вы лежите на кушетке, а на стуле рядом — строгий врач с планшетом и ручкой и обязательно в очках. На самом деле кушетка есть только у психоаналитиков, а для некоторых эффективными будут и онлайн-консультации. Существует много различных направлений психотерапии: гештальт-терапия, психоанализ, телесно-ориентированная и другие.
Важно не ограничивать самого себя и не зацикливаться на конкретном типе. Попробуйте разные, почувствуйте, какой вам ближе. Выбирайте не головой, пытаясь подогнать свои ощущения под желаемое направление, а душой.
Как подготовиться к походу к психологу
Ко мне регулярно приходят родители и говорят что-то вроде:
— Вы знаете, мы у психолога первый раз и поэтому не знаем, чего у вас тут как…
— Я вот пришла, но толком не знаю, чего говорить…
— Может, это все и не важно и не о том…
— Я вроде и готовилась, а теперь вот как-то растерялась…
И наконец, самое роскошно-радикальное:
— Может, мы вообще не туда пришли и нам вообще не сюда…
Итак, что же нужно учесть родителям, если вы вместе с чадом или в одиночку собрались идти к психологу?
1. Продумайте, в каком составе вы пойдете на первый прием. Если значительная часть (половина и больше) того, что вы хотите рассказать специалисту, не предназначена для ушей ребенка или подростка, то имеет прямой смысл идти без него. Сидение в коридоре в течение получаса и больше (а многие родители, излагая свои проблемы, склонны увлекаться) однозначно не улучшит ребенкиного настроения и общий прогноз результативности консультации, ведь ребенок и особенно подросток обычно прекрасно понимает: они там не что-нибудь, а меня обсуждают!
Также не стоит приносить с собой невыспавшегося младенца («Вы знаете, его просто сегодня некуда деть!») и приводить сразу трех детей, отца и бабушку. Все это сводит эффективность встречи почти на ноль (могли бы и не ходить), так как слишком много персонажей, мнений, текущих взаимодействий и отвлекающих моментов — как для психолога, так и для членов семьи. Если психолог по ходу разговора решит, что ему нужно увидеть младшего брата вашего чада или его бабушку, он вам обязательно об этом скажет, и встреча в свой черед состоится.
Максимальная результативность, по моему опыту, получается, если психолог беседует а) с одним родителем (а ребенок при этом играет и доступен наблюдению), б) с родителем и подростком, в) с двумя родителями (воспитателями) и ребенком, если видение проблемы родителями более-менее совпадает у них между собой, или г) с двумя родителями (или воспитателями) без ребенка, если родители видят происходящее в их семье значительно по-разному.
Отдельная беседа с ребенком (без родителей) может быть важной и эффективной начиная приблизительно с 11 лет. Проблемы более младших детей практически всегда тесно вплетены в ковер общих семейных проблем и именно так и должны разбираться.
Если родитель хочет, чтобы специалист увидел какое-то специфическое поведение ребенка (например, как он взаимодействует с игрушками или как реагирует на запреты) или какие-то их с ребенком коммуникационные акты, которые проявляют себя и на людях, то в этом случае, конечно, ребенка обязательно нужно привести с собой. Двух детей одновременно следует привести только в том случае, если основная тема обращения — их взаимодействие между собой, и проблемы в нем, скорее всего, проявят себя прямо в кабинете специалиста.
2. Постарайтесь заранее внятно сформулировать проблему, которую вы собираетесь предъявить на этом конкретном приеме. Проблема не может и не должна быть слишком общей и расплывчатой, например: «он никого не слушается» или «у нас с ней очень плохие отношения».
В процессе консультации акцент и даже направление обсуждения, разумеется, может меняться, но очень улучшит прогноз, если вы придете и четко скажете:
— Мне бы хотелось узнать, что я могу сделать, чтобы помочь своему сыну наладить отношения со сверстниками в его новом детском саду.
— Есть тревожащее меня поведение моей дочери. Вот в чем оно выражается… Я хотела бы выяснить, насколько это нормально и какое наше (родителей и бабушки) реагирование было бы оптимальным.
— Я хотел бы видеть в своем сыне вот что и вот что по этому поводу уже много лет предпринимаю. Но результат парадоксальный — вот какой. Хотелось бы разобраться, почему так происходит и что мне следует изменить.
Для того чтобы проблема в принципе была решаемой психологическими средствами, запрос всегда должен быть личностно центрирован на том, кто обращается:
— Что мне сделать вот в такой ситуации…
— Что я могу предпринять по поводу…
— В чем может заключаться моя ошибка, если у нас регулярно происходит…
— Сделайте (скажите ему), чтобы он…
— Ну должен же он понимать…
— Как ее замотивировать на учебу и т. д.
Разумеется, если к психологу обращается сам подросток, то правила те же.
— Скажите им, пусть они перестанут
— А чего ко мне все придираются?
— Как мне повести себя, что я должен знать, что могу предпринять, чтобы улучшить отношения с учительницей по математике… с родителями… с одноклассниками…
3. Ответы на какие стандартные вопросы подготовить и что принести с собой.
А) Практически всегда будет уместна медицинская карта развития ребенка. В ней имеет смысл сделать закладки на вердиктах невролога, особенно важны ранние заключения — первый-третий год жизни.
Б) Если у ребенка есть хронические заболевания, особенно редкие, надо быть готовым ответить на вопросы по поводу их сути, симптомов и течения: психолог далеко не всегда знаком с этими диагнозами, а их наличие может существенно влиять на поведение, самочувствие и самооценку ребенка. Если ребенок постоянно или курсом принимает какие-то препараты (пусть даже от аллергии или запора), об этом обязательно надо сказать.
В) Если ребенок рисует, рисунки всегда уместны.
Г) Если ребенок сам (без вас!) делает какие-нибудь интересные поделки, принесите их фотографии.
Д) Если какое-то специфическое и тревожащее вас поведение ребенка можно заснять на видео, заснимите и принесите. Если вас поразил пост или высказывание вашего ребенка/подростка в открытых соцсетях, сделайте принт-скрин.
Е) Будьте готовы привести конкретные примеры (подробно описать картинки) того, с чем вы обращаетесь. Например, если вы жалуетесь на хамство подростка, то психологу, чтобы разобраться в происходящем, нужна очень подробная картинка типа: «Петя непоздним вечером слушает громкую ужасную музыку у себя в комнате, я вхожу не постучавшись и говорю: ты чего, рехнулся, что ли, убавь немедленно, у меня после работы голова раскалывается, а ты вместо того, чтобы уроки учить и двойки исправлять или хоть чем-то нормальным заняться, слушаешь этот дебилизм… — и тогда он мне отвечает: выйди отсюда и дверь закрой! — а я тогда ему говорю: ты что о себе вообще возомнил, я тебя пою-кормлю…»
Ж) Абсолютно все ресурсы ребенка или подростка — это очень важно. (Ничего не упускайте. Умение шевелить ушами для первоклассника — отличный ресурс.) Если затрудняетесь, посоветуйтесь с домашними, самим ребенком и составьте список, который принесете с собой. Помните: ничего нельзя изменить к лучшему, опираясь на недостатки и недостачу.
Алгоритм первой консультации психолога: с примерами и советами от практиков
Статья создана при участии выпускников и экспертов
Шахбази Татьяна Азеровна
Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.
Читайте в статье:
На первой консультации клиент должен почувствовать, что психолог понимает его и может помочь. В противном случае он откажется от второй встречи. Мы подготовили простой и понятный алгоритм первой сессии, который избавит вас от вопроса — а все ли я делаю правильно?
Начало консультации
Очевидное, но важное напоминание — не опаздывайте. Занесите встречу в ежедневник, поставьте уведомление в телефоне, оставьте немного времени на форс-мажоры.
Знакомство
Итак, вы на месте, клиент заходит в кабинет или выходит на связь, если это онлайн-консультация. Первое, что вам нужно сделать — представиться и познакомиться. Спросите клиента: «Как я могу к вам обращаться?». В будущем используйте именно ту форму, которую он назовет.
Затем скажите, сколько продлиться сессия, и предложите клиенту рассказать, с чем он пришел.
Задайте вопрос, который предполагает развернутый ответ:
Можно спросить об ожиданиях клиента, например:
«Может быть, вас интересует что-то касаемо самой консультации?»
Возможно, клиент захочет уточнить структуру встречи. Тогда вы можете ответить так:
«Сначала мы с вами познакомимся, определимся с запросами и главной темой на сегодня. Потом вы расскажите о том, что беспокоит. Я буду внимательно слушать вас, поддерживать, комментировать, задавать вопросы. В конце консультации мы подведем итоги, определимся с планом работы на будущее. Вас это устраивает? Может быть, хотите еще что-то узнать?»
Получите алгоритм первой сессии на электронную почту
Чтобы был под рукой в нужный момент
Выяснение запроса
Затем можно переходить к разбору темы консультации. Выслушайте, с чем пришел клиент. Узнайте его видение ситуации и позицию по этому вопросу. Когда он акончит рассказывать, помогите сформулировать запрос:
«Чего вам хотелось бы? Какого результата от нашей встречи вы ждете?»
В беседе помогайте клиенту раскрыться, поддерживайте его активным слушанием — кивайте.
Там, где это уместно, произносите фразы:
Выслушивая клиента, разрабатывайте стратегию консультации. Определите степень контроля — если клиент отвлекается от темы, то мягко возвращайте его к главному:
«Позвольте уточнить. Вы сказали … (повторяем что-то важное из слов клиента, а потом задаем вопрос по теме)»
Если он последовательно и уверенно излагает свои мысли, то на первых минутах консультации вы можете занять пассивную позицию. Если клиенту сложно раскрыться, вам нужно быть чуть активнее.
Отмечайте в блокноте все жалобы клиента. Перефразирование его ответов, небольшие паузы и вопрос «Это все или вас беспокоит что-то еще?» помогут вам собрать полную картину.
Завершающий шаг в диагностике — повтор всех жалоб, связанных с ними чувств и мыслей. Если клиент со всем согласен, можно переходить к основной части консультации.
Середина консультации
Трансформируйте жалобы и связанные с ними эмоции и чувства в темы для работы. Определите направления, в которых клиент будет двигаться для разрешения запроса. Проговорите их, получите обратную связь: согласен он с этим или нет.
Всегда запрашивайте обратную связь, обговаривайте с клиентом план, методы, условия сотрудничества — это один из этических принципов работы психолога. Формальные вопросы пропишите в терапевтическом контракте.
Попросите клиента назвать самое важное для него направление — то, с которого начнете работу. Сконцентрируйтесь на этом. Предложите клиенту рассказать, почему он выбрал именно эту тему, почему она так важна для него.
И еще раз проясняем, что клиент хотел бы получить в конце работы. Зачастую видение конечного результата трансформируется. Особенно по мере проговаривания и осознания клиентом ситуации.
Используйте открытые вопросы, если хотите продолжить обсуждение, и закрытые, если считаете, что его можно завершить. Для перехода от одной темы к другой примените фразу:
«Вы упомянули о … Расскажите, пожалуйста, подробнее»
Перефразируйте слова клиента, чтобы вернуться к сути разговора. Если вам кажется, что вы теряете контроль над ситуацией, то подытожьте все сказанное и продолжите обсуждение.
Без чего психологу нельзя начинать работу с клиентом? Без терапевтического контракта!
Получите шаблон на почту и используйте в работе
Правила общения с клиентом
О чем нужно помнить в процессе общения:
Отслеживайте время консультации, чтобы его было достаточно для ее полноценного завершения. Главное — следить за временем так, чтобы со стороны это не выглядело как желание поскорее «разделаться с этим».
Важный момент — следить за временем и уметь разделить его так, чтобы полноценно начать, углубиться в проблему и погрузить в нее клиента, а затем иметь достаточно времени для выхода из работы и оценки сессии.
Тайминг консультации определяется индивидуально в каждом случае — универсальной формулы здесь нет. Распределение времени зависит от двух факторов.
Первый, это личность клиента — открыт он или скрытен. Более застенчивому, недоверчивому клиенту иногда нужно больше времени на адаптацию к личности психолога, к ситуации консультирования.
Второй — характер проблемы. Например, жертвам физического или длительного психологического насилия требуется больше времени, чтобы просто проговорить проблему и, конечно, много времени, чтобы погрузиться в эти тяжелые воспоминания и подавленные чувства, а затем выйти из них.
Шахбази Татьяна Азеровна
Завершение консультации
До конца сессии осталось 10-15 минут, самое время подвести итоги:
«Итак, мы выяснили. », «Подытожим все сказанное»
«Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли еще что-то, что вам хотелось бы добавить?»
Иногда на этом этапе всплывает ценная информация, с которой можно начать следующую сессию. Если же клиент ничего не хочет добавить, то предложите ему выбрать приоритетную тему для следующей встречи.
Вам важно получить и дать обратную связь:
Избегайте фраз типа «Сегодня вы отлично поработали. Думаю, мы успешно решим вашу проблему». Это оценочное суждение и необоснованное обнадеживание. В конце консультации просто поблагодарите клиента.
Творогова Татьяна Сергеевна
Когда клиент покинет кабинет, запишите в свою рабочую тетрадь главную информацию: темы консультации и будущей встречи (в том числе все направления работы, которые вы обозначили в начале консультации), гипотезы, сложности в работе, важные факты из истории клиента, имена, даты. Это нужно, чтобы не забыть ничего важного.
Смазанное или торопливое завершение консультации — распространенная ошибка начинающих психологов. Такой финал встречи способен испортить даже самую лучшую сессию. Уделите достаточно времени завершающей части.
Готово! Вы отлично провели консультацию. Можете похвалить себя и отдохнуть. Не забывайте посещать личного психолога, чтобы сохранять свое психологическое здоровье, и супервизора, чтобы отрабатывать сложные случаи, повышать профессиональные компетенции и защитить себя от выгорания.
Статья создана при участии выпускников и экспертов
Шахбази Татьяна Азеровна
Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.
Первый сеанс у психолога: чего ждать и как готовиться
Для многих первый поход к психологу — это стресс. Особенно если учесть, что в России тема психологической помощи до сих пор частично табуирована и понять, чего от нее ждать, самому не всегда удается. Разузнали все у психолога.
Аника Снаговская,
В нашей стране психологическая помощь еще очень далека от статуса нормы.
Поэтому, если вы приняли решение прийти на терапию к психологу впервые, вас может захватить вполне оправданное волнение. «С чего начать?», «Что вообще говорить?», «Поймет ли психолог?», «Как будет проходить сам сеанс?», «Как понять, насколько удачно прошла сессия?».
Внутри будут оживать разные мысли и переживания — ведь, чтобы решиться на эту встречу, вам пришлось признать свою беззащитность и обнажить уязвимую сторону. Также пугают неизвестность и перспектива говорить о себе с незнакомым человеком о сокровенном.
Чтобы снять тревогу и почувствовать себя более комфортно:
В процессе первой сессии попытайтесь понять и почувствовать, насколько вам подходит конкретный специалист. Показателями будут «послевкусие» от терапии и подвижки в жизни после этого взаимодействия.