Как подготовиться к сжатому изложению
16 советов, как написать изложение по русскому языку без ошибок
Изложение — одна из самых сложных и нелюбимых форм контрольных работ на уроках русского языка. Однако, если знаешь основные приёмы написания изложения, можно справиться с этой задачей без проблем. Подготовили для тебя 16 советов, как написать изложение по русскому языку на высокий балл.
Этапы написания подробного изложения по русскому языку
Пытаться запомнить услышанный текст слово в слово нет смысла. Учитель даёт эту контрольную не для того, чтобы определить, насколько идеальна твоя память. Главные задачи изложения — проверить, как ты работаешь с текстом, умеешь ли грамотно строить предложения и не допускаешь ли орфографические и пунктуационные ошибки.
Тебе точно не один раз доводилось слышать от учителя, как правильно строить работу над изложением. Давай ещё раз пройдёмся по плану.
1) Внимательно слушай текст, когда его читают в первый раз. В процессе определи тему и стиль текста. Попытайся запомнить ключевые предложения текста.
2) Активно участвуй в обсуждении текста изложения. Вызовись его пересказать. Так он плотнее уляжется в голове.
3) Затем весь класс составляет план. Запиши пункты в черновик — это твои будущие абзацы. Для удобства оставь между каждым из подзаголовков приличный интервал, чтобы во время второго чтения пометить там ключевые фразы.
4) Не старайся записать за учителем всё. Пока будешь писать одну фразу, пропустишь следующих два предложения. Пометь важную информацию — имена, места, ключевые описания. Так тебе будет легче воспроизвести весь текст.
5) Теперь подробно перескажи текст на черновике. Когда он будет готов, несколько раз перечитай его — в друг вспомнишь какие-то факты, которые забылись.
6) Когда все закончили работать с черновиком, учитель может вызвать кого-нибудь прочитать текст. Внимательно слушай одноклассника, так как в его варианте могут быть оказаться моменты, которые тебе вспомнить не удалось.
7) Проверь орфографию и пунктуацию. Нет уверенности в написании какого-то слова или расстановке знаков препинания — перепиши предложение. Получить за изложение отметку вроде 3/10 из-за ошибок, которых можно было избежать, довольно обидно.
8) Аккуратно перепиши свой текст в чистовик. Старайся не делать помарки, так как из-за них могут снизить отметку.
Приёмы для написания изложения
В изложении допустимо использовать приёмы замены, слияния и исключения. Например, oтдeльныe cлoвa зaмeняютcя общими. K пpимepy, «школьники и школьницы» нa «yчeники», «мaть» и «oтeц» нa «родители». Если при слиянии двух предложений в одно смысл не меняется, то можно смело прибегнуть к этому приёму. Например, предложения «Маша пришла в школу рано» и «По каким-то причинам она опоздала на первый урок» легко объединяются в одно: «Маша пришла в школу рано, но на первый урок всё равно опоздала». К иcключeнию можно прибегнуть, когда есть длинные ряды oднopoдныx члeнoв и пoвтopoв. Пpeдлoжeниe «Любoй oтвeтcтвeнный и гpaмoтный paбoтник дoлжeн в пoлнoй меpe выполнять cвoи дoлжнocтные oбязaннocти» лeгко coкpaщaeтcя дo тaкoй фразы: «Любoй paбoтник дoлжeн выполнять cвoи oбязaннocти».
Как избежать ошибок в изложении
Следуй плану
Предполагается, что в твоём тексте будет столько же абзацев, сколько и в плане. Если их будет меньше или больше, учитель имеет право снизить отметку за содержание.
Не пытайся приукрасить текст
Творческие способности проверяют в сочинении, а в изложении лучше не отходить далеко от оригинала. Не нужно добавлять в изложение обороты, фразы и слова, которых точно не было в тексте. Использовать синонимы и замены можно, но сильно не увлекайся.
Используй слова с доски
Обычно перед изложением учитель выписывает сложные слова, которые вы не изучали. Обязательно используй их в тексте.
Заменяй слова, если не знаешь, как они пишутся
Как мы уже говорили, если сомневаешься в написании слова или расстановке знаков препинания, попробуй заменить слово или конструкцию. Только аккуратно, стараясь не изменить смысл текста.
Тщательно проверяй текст изложения
Сосредоточься и вчитайся в каждую букву. Потенциально опасные места подчеркни и подумай, действительно ли запятая стоит на своём месте, а в орфограммах нет ошибок. Если необходимо, пройдись по тексту несколько раз.
Делай всё в умеренном темпе и старайся не торопиться. Спешка помешает сконцентрироваться на тексте, и ты можешь допустить ошибки по невнимательности. Следуй нашим советам — и хороший балл за контрольную будет у тебя в дневнике и в журнале.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook, TikTok.
Как написать изложение ОГЭ по русскому языку? 6 Экспертных советов, как написать изложение ОГЭ + 3 примера изложения на «5»
Как готовиться к экзамену и научиться писать изложение ОГЭ, мы узнали у практикующих преподавателей по русскому языку: Нины Павловой, Елены Кибардиной и Яны Гераськовой.
В статье расскажем:
Первое задание в ОГЭ по русскому языку — написать сжатое изложение.
Задача учеников — прослушать аудиозапись текста и пересказать его в письменной форме.
При этом нужно сохранить основную мысль и передать все микротемы, сократив исходный текст со 150-200 до 70-100 слов.
Аудиозапись длится 2,5-3 минуты, и её дают прослушать дважды. Первый раз — для ознакомления, второй — чтобы закрепить услышанное. Между чтениями у тебя будет ещё 3-4 минуты, чтобы проанализировать текст и записать тезисы в черновик.
Экзамен по русскому языку длится 3 часа 55 минут. За это время нужно выполнить две письменные работы (изложение и сочинение) и тестовую часть, которая состоит из семи вопросов. При этом ученик сам распределяет время на выполнение каждого задания.
На изложение можно выделить 50-60 минут, а тем, кто много практиковался, обычно достаточно 15 минут.
Если начать готовиться заранее, написать изложение ОГЭ по русскому языку несложно. Главное — понять, по каким критериям оценивают работу, и научиться писать изложение в соответствии с этими критериями.
Как готовиться к изложению ОГЭ по русскому языку?
Чтобы тебе легче было написать изложение, важно понимать, как ты лучше воспринимаешь информацию: на слух или визуально. Если тебе сложно ответить на этот вопрос, выполни простое упражнение:
Если ты аудиал и лучше воспринимаешь информацию на слух, во время первого прослушивания только слушай и анализируй текст, даже если все начнут что-то записывать.
Если ты визуал, и у тебя развита зрительная память, лучше с первого прослушивания делать записи и пометки в черновике. Это могут быть основные фразы, простые ассоциативные рисунки, ключевые слова, имена, даты.
Чтобы написать изложение ОГЭ по русскому языку и не ударить в грязь лицом на экзамене, практикуйся хотя бы раз в неделю. Это поможет тебе научиться логично и последовательно передавать главную информацию, а второстепенную — отсекать.
3 приёма, которые нужно освоить, чтобы научиться писать изложение ОГЭ по русскому языку
Тренируйся писать изложение до тех пор, пока не выработаешь навыки записи и оформления текста.
В идеале лучше начинать готовиться в начале учебного года, но даже если до экзамена осталось всего пару месяцев, это не повод опускать руки! Всё обязательно получится, если поставишь себе цель и будешь упорно заниматься!
Критерии оценивания изложения
За содержание изложения можно получить максимум 7 баллов.
3 критерия, которые учитывают эксперты при оценке содержания изложения
Дополнительные 10 баллов можно получить за грамотность и фактическую точность изложения и сочинения. Эксперты оценивают сразу две письменные работы на наличие орфографических, пунктуационных, грамматических, фактических и речевых ошибок.
5 критериев, по которым эксперты оценивают грамотность и фактическую точность изложения и сочинения
Если ученик совсем не справился и не написал изложение, то «пятёрку» получить невозможно. Максимум, на что может рассчитывать школьник при условии, что сочинение и тестовая часть выполнены без единой ошибки, это «тройка».
Примеры изложений ОГЭ по русскому языку
Чтобы тебе легче было понять, как выглядит хорошее изложение, мы попросили наших экспертов поделиться реальными примерами.
Вот какой пример нам показала Гераськова Яна Георгиевна:
В этом изложении выделено три микротемы:
Этим примером изложения поделилась с нами Елена Кибардина:
В этом изложении микротемы такие:
Пример изложения от Нины Павловой:
Микротемы для этого изложения:
Главное, когда вы пишете изложение ОГЭ по русскому языку — понять принцип написания изложения и отточить навыки на практике.
Когда изложение написано, не забудь проверить, соответствует ли оно всем критериям оценки:
Если ты всё равно сомневаешься в своих силах и думаешь, что самостоятельная подготовка не для тебя, запишись на курсы. Там ты повторишь школьную программу, научишься решать тестовую часть экзамена, писать изложение и сочинение. Преподаватель поможет тебе восполнить пробелы в знаниях и вместе с тобой будет разбирать ошибки.
Обычно курсы длятся от 3 месяцев до года.
Для твёрдых хорошистов и отличников достаточно четырёхмесячного курса. Школьникам, которые учатся на «тройки», лучше выбирать годовой курс, чтобы основательно подготовиться к экзамену и получить хорошую оценку.
Стоимость занятий обычно варьирует от 1 500 до 6 000 тысяч в месяц в зависимости от тарифа. Уроки с проверкой домашних заданий обойдутся дороже, но от них ты получишь максимальный результат.
Перед тем как оплатить курс, ознакомься с расписанием, и убедись, что в программу включены все темы из кодификатора ОГЭ. Обязательно поинтересуйся, будет ли теория отрабатываться на практике и есть ли обратная связь от преподавателя.
И самое главное — убедись в профессионализме преподавателя.
Обязательно обращай внимание на подачу материала, так как одну и ту же информацию можно преподнести по-разному.
Если учитель ведёт странички в социальных сетях, понаблюдай за ним. Это поможет понять, нравится ли лично тебе такая подача и насколько комфортно в дальнейшем будет заниматься с этим преподавателем. Не стесняйся попросить бесплатный доступ к одному уроку, чтобы оценить стиль преподавания.
Теперь ты знаешь, как подготовиться к изложению ОГЭ по русскому языку так, чтобы получить хорошую оценку. Не сомневайся, регулярные занятия не пройдут даром!
Вам может подойти это обучение:
Расскажи в комментариях, есть ли у вас график подготовки к изложению ОГЭ? Сделай репост, чтобы одноклассники увидели статью и тоже хорошо написали изложение ОГЭ!
Система упражнений для подготовки к сжатому изложению (ОГЭ 9 класс)
«Система упражнений для подготовки к сжатому изложению (ОГЭ 9 класс)»
Изложение – традиционный вид работы по развитию связной речи, который включён в обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Сжатое изложение является одним из самых сложных заданий Государственной итоговой аттестации, которое показывает, насколько эффективны были наши многолетние усилия по обучению детей пониманию текста, умению определять в нём существенное. Экзамен по русскому языку в IX классе – это сосредоточенная, интенсивная работа в течение 235 минут, связанная с основными видами речевой деятельности. Преодолеть трудности этой работы ученик сможет, если он умеет вести диалог с текстом. Какие же тексты следует использовать в качестве тренировочных к сдаче ОГЭ?
Во-первых, лучше, если они будут научно-популярные или публицистические. Художественные тексты сокращать труднее, поскольку слово в них многозначно, стиль при сжатии не сохраняется, а значит, надо придумывать специальные формулировки, отсутствующие в исходном тексте, чтобы передать авторское отношение.
Во-вторых, они должны быть информативны и содержать четыре-пять связанных между собой, но разных мыслей или развёрнутых пояснений, примеров (то, что мы называем микротемами). Это свойство присуще далеко не всем текстам.
В-четвёртых, тексты для сжатых изложений должны быть такими, чтобы девятиклассник их мог понять на слух, но при этом для понимания требовалось бы умственное напряжение. Невозможно толково пересказать непонятное, но почти столь же трудно пересказать то, что и так всем известно, само собой разумеется. Это, в частности, касается и лексики: она не должна быть слишком простой, примитивной; перегружать текст терминами, трудными, книжными словами недопустимо.
В-пятых, тренировочные тексты должны быть примерно такого же объёма, что и экзаменационные. При написании сжатого изложения проверяются следующие основные умения:
— умение обрабатывать воспринятую информацию, выделять в ней главное;
— умение письменно передать обработанную информацию.
Сжатое изложение-это такая форма обработки информации прослушанного текста, при которой адекватно воспроизводится основное содержание и сохраняются композиционно-логическая структура, стиль и тип речи исходного текста. Сжатое изложение предполагает краткую, обобщённую передачу исходного текста и, следовательно, требует воспроизведения основного содержания.
Приёмы сжатия исходного текста.
I. Содержательные приёмы компрессии текста: 1) разделение информации на главную и второстепенную; исключение несущественной и второстепенной информации (подробностей, деталей, уточнения, пояснений); 2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).
II. Языковые приёмы компрессии исходного текста. 1. Замена: а) замена однородных членов обобщающим наименованием; б) замена фрагмента предложения синонимичным выражением; в) замена предложения или его части указательным местоимением; г) замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; д) замена сложноподчинённого предложения простым. 2. Исключения: а) исключение повторов; б) исключение фрагмента предложения; в) исключение одного или нескольких синонимов. 3. Слияние (конструирование синонимичных синтаксических конструкций).
Как помочь девятиклассникам эффективно подготовиться к ОГЭ? Надо готовиться постепенно, в процессе занятий в классе и дома, выполняя упражнения и задания учебников, дополняя их теми материалами, которые соотносятся с заданиями ОГЭ. Используя на уроках русского языка комплексную работу с текстом, следует избегать натаскивания; заниматься изучением языка и обучением речи в соответствии с программой и учебниками и в то же время целенаправленно готовить девятиклассников к сдаче экзамена. Разумеется, мы, учителя, имея возможность всматриваться в текст, обладаем огромным преимуществом перед детьми, которые этот текст только услышат. Мы можем по-разному подчёркивать главное и второстепенное, обдумывать, какие подробности можно оставить, от чего отказаться совсем, что обобщить. Воспринимая на слух, ученики на бумаге сначала создают основу, остов, а потом дополняют его тщательно отобранными пояснениями. Изучаем с учениками алгоритм работы над изложением.
I. При первом чтении ученики ничего не пишут, все их усилия направлены на то, чтобы понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.
II. Затем дети записывают план или тезисы (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки), указывают, если нужно, на связь между мыслями с помощью союзов, вводных слов и пр., одним-двумя словами намечают, как можно немного эти тезисы распространить.
III. При втором чтении уточняют тезисы и заполняют оставленные промежутки дополнениями, объём и степень которых следует обдумать после чтения.
VI. На заключительном этапе работа переписывается на чистовик и ещё раз проверяется. После написания изложения предлагаю учащимся самостоятельно оценить свою работу, опираясь на критерии оценивания изложения, которые представлены в демоверсии. Такой вид работы позволяет учащимся проанализировать созданный текст и заострить внимание на самых важных аспектах написания сжатого изложения.
Система упражнений для подготовки к сжатому изложению (ОГЭ 9 класс)
Итак, чтобы СЖАТЬ изложение (т.е. получить СОК), нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали (т.е. корку, косточки, мякоть) и оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ (т.е. СОК, ведь именно из него и состоит апельсин!)
Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
• выделить главное (существенное) и детали (подробности);
• пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
• пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
• составить новый текст.
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский , и никто не мог распознать в нём русского.
Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.
При ОБОБЩЕНИИ необходимо:
• вычленить единичные факты;
• подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
• составить новый текст.
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
При УПРОЩЕНИИ необходимо:
• заменить сложное предложение простым;
• заменить предложение или его часть указательным местоимением;
• объединить два или три предложения в одно;
• разбить сложное предложение на сокращённые простые;
• перевести прямую речь в косвенную.
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Упражнения на закрепление изученных приемов сжатия текста
Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране.
Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде.
В своём внешнем облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина.
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с именами знаменитых архитекторов
Исключите повторы и объедините предложения.
В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении.
Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания.
Изложите указанную часть текста одним предложением.
Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно
Однажды увидев море, вовек невозможно забыть его невероятную красоту и
Что надо лесному зверю, зверьку или зверенышу для зимнего выживания? То же, что и человеку: надежная крыша над головой, удобная, теплая одежка да приличный запас калорийного корма, которого до спасительницы-весны должно хватить. Бобры не исключение. Но в отличие от всяких разных любителей чужими руками сотворенных убежищ, от охочих до соседских кладовых воришек, а также от некоторых «хитрецов», погружающихся зимой в крепкий сон, лесные дровосеки все от начала до конца делают сами. И жилища сооружают, надежнее не придумаешь, и корм припасают, как усердные домохозяйки, и образ жизни ведут – любой спортсмен позавидует.
Что надо лесному жителю для зимнего выживания? То же, что и человеку: дом, одежда, пища. Бобры не исключение. Но они, в отличие от других зверей, все от начала до конца делают сами: и жилища сооружают, и корм припасают.
Андерсен умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. Пожалуй, неправильно называть это свойство умением. Гораздо вернее назвать его талантом, редкой способностью замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз.
Андерсен умел радоваться интересному. Это талант, редкая способность человека обращать внимание на всё.
Мы часто не хотим замечать обыденное, хотя в нём есть много удивительного.
В биографии Андерсена нелегко определить, когда он начал писать свои сказки. Его память была полна волшебных историй. Но юноша Андерсен долго считал себя кем угодно, но только не сказочником. Однако сказка жила в его произведениях.
В окружающей жизни не было ничего, чем он пренебрёг бы. Любая мысль находила выражение в простых вещах
Что толкнуло Андерсена в область сказки? Сам он говорил, что легче всего писать сказки, оставаясь наедине с природой, «слушая ее голос», особенно в то время, когда он отдыхал в лесах Зеландии, почти всегда окутанных неплотным туманом, дремлющих под слабым мерцанием звезд. Далекий ропот моря, долетавший в чащу этих лесов, придавал им таинственность.
Природа также вдохновляла Андерсена на создание сказок.
Но мы также знаем, что многие свои сказки Андерсен писал среди зимы, в разгар детских елочных праздников, и придавал им нарядную форму, свойственную елочным украшениям. Этот человек был настоящим волшебником.
Его произведения, написанные в новогодние праздники, нарядны, похожи на ёлочные игрушки. Андерсен был настоящим волшебником.
Тексты для изложений
Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.
Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.
Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы.
Люди часто употребляют это слово в своём языке, но мало кто может сказать, что такое дружба, кто такой настоящий друг. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на открытости, доверии и готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.
Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. Тогда на дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом изредка, всё равно оставаясь очень близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы.
Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма — целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело – на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу – боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.
Тогда нам всё это казалось по-разному, но теперь видится всё яснее: наши жертвы были не напрасны, каждая капля крови, пролитой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу. Миллионы человеческих жизней – красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества.
Великая Отечественная война – целая эпоха в истории нашей страны. Одна из замечательных черт минувшей войны – народность её характера, когда за общее дело боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила города и поселки. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.
Теперь все яснее видится: наши жертвы были не напрасны, каждая пролитая капля крови приближала нашу победу. Миллионы жизней – красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа.
Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями, теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.
Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.
Казалось бы, такая избыточность общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и есть к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.
Ускорение темпа жизни привело к пониманию значимости времени. В силу того, что живем мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.
Сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения, поэтому мы стремимся обособиться, уединиться.
Несмотря на это, отношения с друзьями остаются на первом месте. Мы знаем, с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в трудную минуту.
Слово «мама» – особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово, и на всех языках оно звучит нежно и ласково.
Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиги. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму, и нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову жизнь.
Слово «мама» – особое слово. Оно с нами всегда: в детстве, юности, зрелости, старости. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.
Место матери в нашей жизни особое. Мы несем ей свою радость и боль, находим понимание. Материнская любовь придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных обстоятельствах всегда вспоминаем маму. Человек зовёт мать, веря, что она слышит, сострадает, спешит на помощь. Слова «мама» и «жизнь» становятся равнозначными.
Сколько замечательных произведений создано о маме! Очень поздно мы понимаем, что забыли сказать много хороших, добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Благодарные дети – лучший подарок для них.
1. Левченко О.С., Тишина Т.Н. «Готовимся к ГИА по русскому языку. 9 класс». Омск.2015
2. Русский язык. Сборник текстов. 9 класс. Составитель Булатова Гульчира Усмановна.Дрофа.2014