Как подготовиться к велосипедному походу
Как подготовиться к велопоходу?
В этой статье мы поделимся для кого-то не совсем очевидными истинами, которые позволят как следует подготовиться к велосипедному путешествию, будь оно коротким или длинным.
Долго ли, коротко ли, листая просторы интернета или слушая рассказы своих друзей вы вдохновились и отважились отправиться в велопоход. Решение очень смелое, и полученные впечатления от велопоездки никогда не забудутся. А чтобы эти впечатления были исключительно позитивными следует к ним себя подготовиться.
Опираться стоит на два очень простых постулата. Кстати, эти истины справедливы для любой деятельности. Но мы решили их сразу адаптировать для нашего велосипедного мира.
Постулат №1: Велопоходы не для всех.
Точно продолжать этот список? =)
Наш многолетний опыт показывает, что люди 21-го века не готовы расстаться с удобствами цивилизации и остаться в велотуризме, ну или в другом активном (экстремальном) виде туризма, даже если их первый поход прошел на отлично. Такие люди отдадут предпочтение турпакету «все включено».
Некоторые меняют велотуризм, на горный, пеший, автомобильный, водный или спелеотуризм. Пристрастия и вкусы очень индивидуальны.
Есть те, кто старается облегчить «ношу» велотуризма и приходит в велотуры, где все возит автомобиль, а ночлег приходится в гостинице. Да, это будет чуть дороже. Но за удовольствие нужно платить.
Конечно же, во многих видах активного, экстремального или «дикого» туризма есть общие элементы: организация ночлега, питания, использования снаряжения. Есть много общего и с городскими и с однодневными велопрогулками. Эти знания и опыт, несомненно, пойдут в плюс.
Так с чего же начать подготовку к выбранному велопутешествию?
1. Необходимо ознакомиться с описанием мероприятия.
Обратить особое внимание стоит на требования к опыту, физической форме и состоянию велосипеда. Также важно знать точное время и место сбора (старта).
3. Ознакомиться с дополнительной информацией.
Очень важно ознакомиться со всеми материалами, которые предлагает организатор! Возможно на просторах интернета изучить дополнительные материалы или мнения.
5. Проверить снаряжение.
Необходимо приобрести, взять в прокат или у друзей соответствующее походу снаряжение. Заблаговременно сделать ТО или ремонт велосипеда. Для удобства наших участников мы подготовили специальный чек-лист.
На нашем опыте есть случаи, когда участники не брали с собой пенки/коврики и спальные мешки. А некоторые, не прочитав описание, приезжали совсем без снаряжения. Стоит ли говорить о том, что они испортили себе впечатление о походе и больше никогда не займутся велотуризмом?
6. Подготовиться физически.
Пожалуй, это самый важный этап подготовки к велопоходу. Ответ на вопрос: «как подготовиться к велопоходу?» вытекает из предыдущих пунктов.
Самое великое заблуждение начинающего велотуриста: «Я суперопытный марафонец, тяжелоатлет, триатлонист, паркурщик, балерина, геймер, шоколатье, фунфурье, сомелье, похмелье и шахматист, а значит я без проблем проеду этот лайтовый поход!».
И самое великое заблуждение «опытного» велотуриста: «Я в 2009 году уже ездил по Гималаям, а значит мне ваш поход точно по зубам!». И «опытного» велотуриста не волнует, что он 10 лет как не садился на велосипед, растолстел, а велосипед в горячке давным-давно продал.
7. Посмотреть прогноз погоды перед поездкой.
Вот таких нехитрых рекомендации следует придерживаться перед тем как отправиться в велопоход.
Как подготовиться к дальнему велопутешествию?
Движение – это жизнь, а движение на велосипеде по неизведанным просторам – это еще и увлекательный досуг. Велопоходы становятся более популярными благодаря относительно неплохой скорости передвижения, и вместе с тем, возможности не упустить ни одного красивого вида.
Такое путешествие позволит получить настоящее наслаждение от процесса и зарядиться энергией на длительное время. Но чтобы поездка прошла хорошо и не оставила неприятных впечатлений, важна подготовка.
Планирование велопутешествия на длинные расстояния можно разделить на 4 этапа:
Проверьте свои силы
Если Вы уже неоднократно преодолевали десятки или даже больше 100 километров на своем «железном коне», этот пункт вы можете смело пропускать.
Но если Вы являетесь новичком в данном деле, подготовку к походу следует начать с оценки своих возможностей.
Подумайте, сможете ли Вы преодолеть большие расстояния, да еще и с багажом в 15-20 кг. Устройте себе тестовый заезд на 30 км и проверьте свои силы.
Результат такого мини-путешествия покажет, готовы ли Вы к дальней дороге.
Немаловажным пунктом является умение хорошо управлять велосипедом.
Учитывайте, что долгий путь будет снижать концентрацию внимания, а багаж — создавать препятствия для свободного управления.
Поэтому когда ваша сосредоточенность и энтузиазм начнут угасать, положиться Вы сможете только на имеющиеся навыки и реакцию.
Кстати, для подготовки к путешествию можно прочитать книги по туризму, где рассказывается о способах ориентира на местности, поисках воды и пищи, а также о многих других бытовых навыках, необходимых в походе.
Подготовьте транспорт
Основной элемент такого похода – это велосипед для дальних путешествий.
Велосипед для туризма
Прежде всего, необходимо удостовериться в его надежности и готовности преодолевать большие расстояния.
Крайне важно, чтобы байк был «заточен» именно под Вас, и чтобы конкретно Вам было удобно на нем ездить. Поэтому не рекомендуется брать агрегат в салоне проката.
Основным требованием к велосипеду для путешествий является комфортная езда, как на асфальте, так и по пересеченной местности. Кроме того, он должен иметь:
Наиболее оптимальным оборудованием для велосипеда, нацеленного на дальнюю дорогу, будут детали компании Shimano.
Комплекты Alivio и Deore помогут справиться с туристическими задачами и не ударят по карману велосипедиста.
Лучше отправляться в путешествие на байке с одним амортизатором – передним. Задняя подвеска не оправдает своего существования, а только повлечет большие усилия со стороны велосипедиста. Установка заднего амортизатора имеет смысл при экстремальной езде. В остальном такая конструкция будет только утяжелять вес агрегата и увеличивать его стоимость.
Если Вы планируете отправляться в серьезное путешествие, лучше собрать байк в индивидуальном порядке, чем покупать его в магазине.
Такой подход позволит подобрать качественные, соответствующие назначению детали и сэкономит бюджет.
Подробнее о выборе велосипеда рассказывается в статье «Велосипед для дальних путешествий. Каким он должен быть?».
Проработайте маршрут
Отправляясь в одиночное велопутешествие, или поход с семьей и друзьями, тщательно продумайте маршрут. Составьте его так, чтобы на пути были магазины и другая инфраструктура. Это спасет Вас в случае поломки, травмы и другого происшествия.
Проанализируйте процент асфальта и грунтового покрытия, а затем подготовьтесь к особенностям трассы. Старайтесь просчитать изменения рельефа местности, поскольку длительный подъем в гору вас серьезно измотает.
Сбор багажа
Разобравшись с транспортом, стоит подумать, что взять с собой в путешествие на велосипеде.
Хотя список вещей для каждого персональный, существует обязательный перечень предметов. В багаж необходимо положить:
Заранее решите, как Вы будете питаться. Если Вы планируете кушать в дорожных столовых, еда и котелок вам не понадобятся. При остановках в гостиницах можно исключить из багажа палатку и спальник.
Подумайте, как Вы собираетесь разводить костер. Если Вы планируете использовать ветки деревьев, возьмите с собой топор. В противном случае вам понадобится горелка и топливо.
Поскольку электронные устройства зависимы от зарядки аккумуляторов, рассчитывать на них в походе не стоит. Лучше брать с собой карты и справочники в бумажном варианте.
Весь багаж можно компактно уместить в специальный рюкзак-штаны и зафиксировать на велосипеде. Обзор данных рюкзаков вы найдете в статье «Рюкзак-штаны. Что это такое и как выбрать?».
Велотуризм поможет получить заряд приятных впечатлений прекрасно провести время с друзьями. Но для этого важно грамотно планировать поездку на всех этапах. Тогда ничто не омрачит Ваш отдых.
Сколько стоит велопоход выходного дня
Как спланировать маршрут и сэкономить на оборудовании
Я езжу в велопоходы по России десять лет.
В походах я ищу интересные достопримечательности и наслаждаюсь дорогой — проселочной, грунтовой или лесной. Обычно на таких мало машин, а вокруг — красивые пейзажи. Еще на велосипеде не так сильно устаешь, как пешком. С собой можно взять больше вещей: весь груз не на плечах, а на багажнике.
Что такое ПВД
ПВД в туризме — это поход выходного дня. Обычно в него отправляются с одной-двумя ночевками ради удовольствия, а не спортивных побед.
Я живу в Великом Новгороде и езжу в короткие походы по Новгородской и соседним областям. Обычно мой путь лежит вокруг озер, на водопады, к развалинам монастырей, по лесам и болотам. Например, в сентябре и мае 2018 года я проехал по одному маршруту в Новгородской области. Весной посмотрел полноводные водопады, а осенью изучил карстовое озеро Городно. Так называют озера, в которых вода внезапно исчезает, а потом возвращается снова.
Иногда я выбираюсь в походы в другие российские регионы: Московскую и Калининградскую области или Карелию. Расскажу дальше, как их организовать.
Когда ехать в велопоход
На мой взгляд, лучшее время для велопоходов на северо-западе — май и сентябрь. В это время не так жарко и мало туристов. Но в мае очень активны клещи и много воды после таяния снега. Если планируете поход весной, стройте маршрут вдали от крупных рек и болот. Еще советую закладывать дополнительные 2—3 часа на поиск места для ночлега или объезд размытых дорог.
Обычно на лед можно выходить с конца декабря по начало марта, когда его толщина больше 15 см. Но даже в это время нельзя быть уверенным, что лед полностью безопасен. В местах сброса теплых сточных вод или там, где сильное подводное течение, он бывает тонким — можно провалиться. Если вы новичок, поход по рекам и озерам не советую.
Информацию о том, можно ли находиться на льду, публикуют органы местной власти или МЧС. В разных регионах и даже районах одной области запрет выходить на лед может действовать в разные сроки.
В какой поход идти
Походы бывают цивилизованными и дикими. Вот чем они отличаются.
С цивилизованных походов стоит начать, если вы новичок. В них туристы останавливаются в кемпингах, на турбазах или в отелях. Маршруты прокладывают через поселки и города. Их можно легко сократить либо вовсе сойти с дистанции: сесть на электричку, автобус или вызвать такси. Дороги обычно хорошие, в том числе есть обустроенные велодорожки.
Дикие походы — это маршруты по глухим местам без магазинов, мобильной связи и по плохим дорогам. На таких маршрутах самые красивые достопримечательности, но много рисков. Дороги могут быть завалены деревьями или вовсе быть непроезжими для велосипеда. И можно внезапно оказаться посреди неизвестного леса в кромешной темноте.
Вариантов схода с таких маршрутов гораздо меньше. До крупных транспортных узлов далеко, а электричка может ходить только по выходным. В такие походы стоит отправляться только с опытными людьми или если вы сам опытный турист.
Мой кольцевой маршрут вокруг озера Городно, Новгородская область. 118 км по плохому асфальту и грунтовкам
Куда идти в поход
Чаще всего я составляю маршруты сам. Иногда ввожу в поисковики запросы «веломаршруты в Московской области» или «велоПВД в Липецке». Еще для поиска интересных мест есть специальные сайты с отчетами велотуристов: veloradar.ru, velodorozhka.pro, veloguide.ru, biketravelreports.ru, gpsies.com, velopiter.spb.ru, туристенок.ру.
Живописные велосипедные маршруты есть везде. Расскажу о тех, что подойдут для новичков.
Чтобы организовать поход в своем регионе, ищите маршруты в окрестностях небольших населенных пунктов или вблизи транспортных узлов — железнодорожных станций или автовокзалов. Большинство маршрутов в черте города обычно уже подробно описаны на сайтах. Один из популярных кольцевых маршрутов на 40—60 км в Москве — в Митине.
Из Москвы или Санкт-Петербурга удобно добираться в Великий Новгород и наоборот. На пути от Новгорода в сторону Шимска хороший асфальт и много достопримечательностей, которые легко посетить с велосипедом: Новгородский кремль, Юрьев монастырь, музей деревянного зодчества «Витославлицы», Перынский скит. Маршрут можно продлить на несколько дней, если поехать вдоль озера Ильмень до деревни Коростынь и Старой Руссы. Недалеко от Коростыни есть невероятный природный памятник — Ильменский глинт, где с высокого обрыва открывается великолепный вид на озеро.
В Калининградской области всюду старинные церкви, песчаные дюны, море и сосны. На «дикой» Балтийской косе можно в уединении наслаждаться морем, руинами аэродрома, военными укреплениями и дюнами. На Куршской косе, наоборот, все благоустроено: там идеальный асфальт и есть оборудованные стоянки, в том числе для ночлега с палатками. Неподалеку — пограничный переход. При наличии шенгенской или литовской визы можно прокатиться в другое государство.
Дороги и карты
При составлении плана начинающие велотуристы избегают популярных маршрутов, которые проходят вдоль трасс. Но иногда к ним стоит присмотреться. Например, в Карелии трассы не так загружены, а обочины широкие и ровные.
Грунтовки и полевые дороги, наоборот, непредсказуемы. На них может быть слишком много песка, грязи и ям. Заранее понять, какой будет дорога, сложно. Обычно я спрашиваю об этом у местных.
Дорогу вдали от больших городов лучше планировать в « Яндекс-картах ». На них отмечены особенности рельефа: возвышенности, заболоченные места, ручьи. « Гугл-карты » в российской глубинке практически бесполезны: большинство проселочных дорог на них отсутствуют.
Как составить GPS-треки
После разработки маршрута я создаю GPS-трек и загружаю его в смартфон или навигатор. Потеряться в походе слишком легко. По моему опыту, пропустить нужный поворот можно даже с треком.
Я создаю треки на бесплатном сайте GPSies.com. Это просто: нужно поставить точки вдоль дорог и соединить их между собой. У поворотов, достопримечательностей и других важных мест я оставляю описания точек. Так в пути будет проще ориентироваться.
После похода я корректирую трек: вношу информацию о состоянии дорог и местах фактических ночевок, чтобы в следующий раз было проще ехать. Еще такой трек всегда приятно кому-то рекомендовать:
Созданный трек я записываю на карту памяти в смартфоне с помощью программы «Геотрекер». У меня Андроид, но для Ай-ос такие программы тоже есть, например myTracks.
Если вы нашли чужой трек и хотите использовать его в походе, постарайтесь узнать, как давно он был записан. Например, при планировании маршрута по Карелии я задавал вопросы о состоянии дорог в лесах на форуме «Велопитера». Если такой информации нет, загрузите трек поверх актуальной карты через Google Earth или GPSies.com и проверьте актуальность маршрута.
Важно убедиться, что трек ведет по существующим дорогам и мостам. Некоторые маршруты могут быть проложены через временные переправы. Например, летом, осенью и зимой по мосту проехать можно, а весной, в половодье его смывает.
Даже после проверки трека нужно быть готовым к неожиданностям. В одном из походов мы шли по чужому треку и уперлись в перепаханное поле, тянувшееся до горизонта. Мы развернулись и решили двигаться по навигатору до ближайшего асфальта, который оказался дорогой на территории воинской части. Нам повезло: мы выехали оттуда без проблем.
Что учесть при составлении маршрута
В походе важно приехать к месту ночевки до наступления темноты. Это вопрос безопасности. Даже если велосипедист включил фонарь и надел одежду со светоотражающими элементами, есть риск попасть в ДТП: российские водители не всегда аккуратны на дорогах. Да и палаткой ночью заниматься некомфортно — можно не заметить гигантский муравейник и поставить палатку рядом с ним.
Чтобы грамотно спланировать маршрут, я учитываю среднюю скорость, длину светового дня, километраж и скорость ветра.
Заброска
Заброска — это способ добраться до точки старта с велосипедом и снаряжением. Выезжать из города на велосипеде не всегда удобно и небезопасно: часто на выезде широкие дороги с интенсивным движением, без велодорожек и тротуаров. Я всегда стараюсь пользоваться малозагруженными асфальтовыми или грунтовыми дорогами, даже если это удлинит маршрут.
Заброску можно организовать на машине, электричке или автобусе.
Автомобиль. Маршрут моего похода в мае 2018 года начинался и заканчивался в поселке городского типа Любытино — в 180 км от дома. Пришлось ехать на автомобиле. В Ладу Калину, хэтчбэк, со сложенным задним сиденьем поместилось два велосипеда со снятыми передними колесами 29″ и 26″ и два велорюкзака.
Ездить к началу маршрута на машине мне не нравится: нужно думать о парковке. Я переживаю за сохранность авто: не оставляю его в деревнях или на обочинах дорог, а ищу платную парковку при турбазах или гостиницах. Обычно за стоянку берут 100—200 Р в сутки.
Поезд. Если есть возможность добраться до точки старта поездом или электричкой, я всегда этим пользуюсь. Например, из Новгорода в Карелию ходит прямая «Ласточка». В ней везти велосипеды удобнее, чем в плацкартном вагоне: их можно поставить рядом с откидными сиденьями около туалета.
Связь
Когда маршрут готов, проверьте, есть ли на нем мобильная связь. Если она будет только на части маршрута, рекомендую уведомить об этом близких.
В месте последнего уверенного сигнала сотовой сети туристам советуют написать смс родным и опубликовать фото в соцсетях. Лучше, если это будет снимок, на котором виден турист, его одежда и снаряжение.
Если вдруг случится беда, такое фото понадобится родственникам при обращении в полицию и к спасателям.
Как выбрать велосипед
В велопоходы ездят и по асфальтовым велодорожкам, и по труднопроходимым лесам. Универсальной модели для туризма нет. Некоторые покупают велосипед по совету бывалых туристов и со временем меняют в нем все, кроме рамы: велосипед — вещь индивидуальная.
На мой взгляд, в велосипеде для походов важны несколько характеристик:
Такие велосипеды относятся к следующим классам: горный, туринг или гибрид. Подробно Т—Ж рассказывал о них в отдельной статье. Они стоят 22 000—75 000 Р в зависимости от бренда, материала рамы и уровня оснащения.
У меня Cube Attention SL. Я купил его за 43 000 Р в 2014 году. На нем можно быстро ездить по асфальту, грунтовкам, песчаным и каменистым дорогам. Дисковые тормоза не забиваются грязью и снегом, потому что диск и тормозная колодка находятся высоко от земли. Тридцать скоростей позволяют уверенно двигаться в тяжелых условиях — при затяжном подъеме или по мягкому грунту.
Оснащение велосипеда
Почти все велосипеды продаются без дополнительного оснащения. Багажник, крылья, фонари покупаются отдельно и могут стоить как половина байка. Некоторые производители сразу устанавливают багажник, крылья, подножку и фонари, но чаще всего в ущерб основному элементу велосипеда. В таком случае вилка, тормоза или система переключения скоростей у велосипеда будут проще, чем у похожей модели без заводских аксессуаров.
стоит минимальный набор для короткого велопохода с ночевкой
Велорюкзак. Мне хватило одной поездки с палаткой, водой и личными вещами на багажнике, чтобы решиться на покупку специального рюкзака — велоштанов. Такое название рюкзак получил из-за схожести с предметом одежды.
Велосумки рассчитаны на движение по велодорожкам с ровным покрытием. У них ненадежные пластиковые крепления к багажнику: часто они не выдерживают длительной езды по неровным дорогам и ломаются.
Насос, запасная камера и ремкомплект. Если прокололи колесо, лучше поставить новую камеру и продолжить маршрут, а проколотую заклеить на привале или вечером в лагере.
стоит мой насос с манометром
Р : пластиковые хомуты, набор для заклейки камеры, монтажки для съемки и установки покрышки, мультитул и заглушка тормоза. Она нужна для того, чтобы при снятом колесе случайное нажатие на рычаг тормоза не привело к заклиниванию тормозной колодки» loading=»lazy» >
Шлем. По правилам дорожного движения шлем для велосипедистов не требуется. Но я все равно всегда езжу в шлеме.
Крепление для смартфона или навигатора на руль. Когда проезжаешь нужный поворот и спускаешься с горы, цена ошибки — подъем в гору с груженым велосипедом. Чтобы ориентироваться в пути, я прикрепляю к рулю навигатор. Такие стоят 500—1500 Р и продаются в веломагазинах или на «Алиэкспрессе».
Держатель для бутылки на раму. При езде на велосипеде нужно пить, даже если не хочется. Вода необходима для образования физиологической жидкости, которая служит смазкой для коленного сустава.
Фонари для велосипеда. Водители на загородных трассах не ожидают встретить велосипедиста с баулом на багажнике, поэтому фонари, катафоты, светоотражающие полоски на одежде и рюкзаках при поездке на велосипеде обязательны.
Аксессуары для кемпинга
Горелка и посуда. Костер — слишком хлопотное занятие для похода выходного дня: нужно много сил и времени на розжиг и его поддержание. Я развожу костер только вечером для обогрева и атмосферы, а еду готовлю на газовой горелке.
Как подготовиться к велосипедному походу
Любой велопоход начинается с идеи. Иногда это идея воплотить свою мечту: выбраться от суетливых будней в лоно природы, чудесно и активно там провести время. Если вы задумались о самостоятельном велопутешествии по Родине или за рубежом, но собственного опыта у вас маловато – прочитайте наши рекомендации, здесь вы найдете ответы на многие интересующие вас вопросы.
Организовать велопоход – это тяжело или просто? Ответ здесь правильный один: организовать поход – это интересно! Процесс организации велопохода порой проходит также захватывающе, как и его реализация. Перед любым походом нужно будет определиться:
Также необходима хорошая физическая и психологическая подготовка. Давайте рассмотрим подробнее все эти необходимые пункты.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЕЛОПОХОДА
Чем больше дней для похода – тем увлекательнее его можно сделать: посетить недоступные в выходные дни места, либо посетить чужие страны. В велопутешествие, длинною в целый отпуск, можно отправляться только хорошо подготовленным велотуристам, желательно иметь за плечами хотя бы несколько недельных поездок. Походы выходного дня не смогут дать вам нужного опыта, что потребуется в такой длительной поездке, они психологически изматывающие. Поэтому реализовать свой походный потенциал можно, разбив отпуск на две части (в некоторых организациях можно разбивать на 3 и более частей). Правильно распланированные в течение года поездки позволяют вам побывать, например, на море или в горах, около 4 раз в году. Финансовые вопросы поездки всегда можно решить
Более подробно технология подбора удачных дней для походов рассмотрена в статье: «Перенос праздников: удачные дни для походов 2017 года»
ФИНАНСЫ ДЛЯ ВЕЛОПОХОДА
У каждого из нас разной толщины кошелек. Но количество финансов значения не имеет, а вот что важно – это уровень комфорта, к которому вы привыкли, и с которым вы готовы мириться. Если желаемого уровня комфорта ваш кошелек не позволяет добиться, то остается приспосабливаться или отказываться от путешествий. Путешествовать можно с любой толщиной кошелька! Надо уметь экономить:
Для похода выходного дня не требуется больших денег – только на билеты и еду, если вы не берете ее с дома. Достаточно брать с собой незначительные запасные деньги на случай смены точки выброски, обращения в аптеку.
Для длительного похода деньги лучше откладывать заранее и сумму достаточную для покрытия непредвиденных расходов в виде поломки велосипеда, лечения. Кроме того свое здоровье можно застраховать.
ТОЧКИ ЗАБРОСКИ И ВЫБРОСКИ В ВЕЛОПОХОДЕ
Как только вы определились с регионом для похода, необходимо подыскивать места для заброски и выброски с маршрута. Чаще всего туристы оказываются привязанными к конкретным железнодорожным станциям, и маршрут составляют только между ними. Либо между станцией и своим родным городом. Железная дорога – самый удобный транспорт для путешествия с велосипедом. Междугородние автобусы – не гарантированный транспорт для велопутешественников.
Найти всю информацию о правилах перевоза велосипеда в различных видах транспорта, о размещении велосипеда в транспорте, о разборе и зачехлении велосипеда можно в статьях: «Перевозка велосипеда в Беларуси», «Перевозка велосипеда за рубежом»
КАК СОСТАВИТЬ МАРШРУТ ДЛЯ ВЕЛОПОХОДА?
Полезным будет сервис BikeTravelReports.ru. Это база отчетов о велопоходах на русском языке с необходимыми треками.