Как подготовиться ко дню самоуправления
Методические рекомендации по проведению образовательной ролевой игры «День самоуправления» в общеобразовательном учреждении
В конкурсном материале прошлого года “Преемственность в системе ученического самоуправления как фактор развития лидерских качеств ребенка” было дано описание школьной системы ученического самоуправления нашей школы со второго класса по одиннадцатый. Одним из наиболее значимых общешкольных дел, организованных самими учащимися, является традиционная образовательная ролевая игра “День самоуправления”.
Игра? Ролевая игра! По ролям, по правилам, в день-наоборот. Нередко “День самоуправления” в образовательных учреждениях превращается в “день безделья”. Многие учителя считают этот день потеряным для учебного процесса. Многие ученики, считают развлечением “постоять у доски”. И тем не менее, во многих школах России этот день существует. Ежегодно либо на 8 марта, либо на день учителя, но тысячи школ проводят День самоуправления, гордо заявляя о детской инициативе, гражданском образовании, которое собственно этим днем и заканчивается. 8 лет назад коллектив нашей школы, обеспокоенный данной проблемой, совместно с учениками разработал образовательную ролевую игру “День самоуправления”. В данной статье представлены методические рекомендации о том, как провести качественный, продуктивный, полноценный учебный день, не смотря на то, что учителями станут сами дети. Успех игры во многом зависит от ее подготовки, которая начинается за месяц до обозначенного дня.
Основные правила игры:
Предвидеть – значит управлять!
Все учащиеся 5-11 классов, независимо от успеваемости, желающие стать учителем-дублером пишут заявление о приеме на работу, проходят индивидуальное собеседование с директором-дублером, далее готовят план-конспект урока с помощью педагога предметника и защищают свой план урока у завуча-дублера на игровом педсовете. Завучи-дублеры составляют расписание уроков, отвечают за всю подготовку. Всего в игровой состав администрации входит 9 человек:
Преподаватели определяются в игровой класс 12 “У”, у которого также идут традиционные уроки: психология, музыка, труд. В день самоуправления по плану проходят педсоветы учителей-дублеров, административные совещания. Администрация анализирует работу, вносит предложения для проведения такого дня на следующий год. Все учителя-дублеры в течение рабочего дня заполняют “контрольный лист учителя-дублера” с отзывами о своей работе, работе классов. Школьный пресс-центр фотографирует все события дня: уроки, совещания и готовит материалы для слайд-шоу. Заканчивается день ярким мультимедийным слайд-шоу, концертом “Для прекрасных дам!” (по традиции на сцене только юноши) и танцевальной программой.
Алгоритм успешной организации учебного процесса.
Вся подготовка осуществляется без отрыва от учебного процесса, между сменами, в свободное время.
За 1 месяц до игры необходимо:
За 3 недели до игры в обязанности дублеров входит:
Директор
За 2 недели до игры:
Проводит первый педагогический совет дублеров “Имидж, этикет и стиль одежды учителя”, на котором четко просматривается позиция директора-дублера: День самоуправления – это не шутка, а серьезное дело, которое нам доверили учителя и мы вместе должны сделать его качественно и хорошо! На этот педсовет желательно пригласить настоящего директора, чтобы он “выступил с пламенной речью”, важно создать такую атмосферу, чтобы у детей действительно сложилось понимание ситуации. Ставьте задачи предельно четко:
Осуществляет сбор заявлений, составляет расписание собеседований, оформляет памятки, приказы, готовит игровые документы, осуществляет связь с педагогами предметниками по различным организационным вопросам.
Продолжают набор учителей-дублеров; проводят собеседования, утверждают конспекты уроков, консультируют учителей, знакомят их с комплектом игровых документов, выставляют необходимые вакансии на информационном стенде, готовят необходимые документы.
Проводит репетиции концерта, продолжает набор концертных номеров, из состава творческой группы выбирает ведущих программы, все вместе придумывают оригинальные конферанс-связки к концертным номерам с элементами театрализации.
Проводят инструктажи классов о правилах поведения в школе, особенно на переменах, готовят с дежурным классом игры на переменах, распределяют дежурных по постам, согласно Положению о дежурстве.
Посещает педагогический совет, согласовывает с педагогом и готовит для утверждения конспект урока, продумывает свой стиль и манеру общения с детьми, изучает игровую документацию.
За 1 неделю до игры
Проводит административное совещание на котором каждый администратор докладывает о готовности, обсуждаются рабочие вопросы, принимаются решения, готовится итоговый вариант Приказа об утверждении распорядка дня, звонков, учителей-дублеров.
Формирует комплекты игровой документации, изготавливает бейджи.
Проводят собеседование с учителями, проверяют все ли дублеры согласовали конспекты уроков с предметниками; сверяют расписание, время уроков и т.д.; закрывают все вакансии; проверяют наличие и качество конспекта.
Проводит репетиции концерта, назначает время генеральной репетиции, корректирует сценарий, занимается режиссурой, музыкальным и световым оформлением.
Продолжают инструктировать классы.
Продолжают проходить собеседование, репетируют уроки, консультируются с педагогами предметниками, знакомятся с игровой документацией, готовят конспект на утверждение (для тех, кто не сдал заранее).
Далее представлен Приказ, в котором четко по времени представлен план работы:
Средняя школа №5 от _______
“О дне самоуправления”
Согласно плану школы 7.03.03 проводится ежегодный, традиционный День самоуправления. В связи с вышеизложенным приказываю:
1. Утвердить расписание уроков:
I смена – 1. 8.10 – 8.40
4. 10.25 – 10.55 – классный час (происходит поздравление “настоящих” учителей)
II смена –1. 11.25 – 11.55
4. 13.25 – 13.55 – классный час
2. Утвердить план проведения необходимых мероприятий:
7.40 – линейка дежурного класса при директоре-дублере
7.45 – пед.совет учителей- дублёров 1 смены в актовом зале выдача ключей и контрольных листов
10.25 – 10.55 – классные часы, поздравления учителей
11.00 – пед.совет учителей-дублёров по 2 смене
11.25 – административное совещание завучей дублёров по 2 смене
13.25 –итоговое административное совещание всех завучей-дублёров.
17.00 – концерт для 8-11 классов
18.00 – 21.00 дискотека
3. Утвердить список учителей дублёров (список прилагается)
Комплект необходимых документов для реализации ролевой игры.
Образец заявления о приеме на работу
Утверждаю. Директору-дублеру МОУ СОШ №5
Подпись директора-дублера (Ф.И,О, Дублера)
от (ФИО учителя-дублера),
проживающего(ей) по адресу
_________________________
Прошу принять меня на работу, в качестве учителя-дублера в ___ классе по ______(указать предмет)
Внимание! План подготовки Дня самоуправления:
“___”______2006 всем дублерам подойти к завучам с конспектами уроков.
“__” ______2006 состоится педсовет- утверждение конспектов. Внимание! Дублеры не расписавшиеся в приказе и не подготовившие конспект урока к работе не допускаются!
По всем вопросам обращаться к завучам-дублерам:
Директор школы (ФИО)
Пример: Расписание 5 классов 2 смена
время | № | 5а | 5б | 5в | 5г | 5д | 5е | ||||
11.25 – 11.55 | 1 | р/308 | а/401 | Изо/315 | м/411 | а/211 | Изо/315 | ||||
12. 10 – 12.40 | 2 | Изо/315 | р/308 | м/411 | а/210 | б/305 | м/406 | ||||
12.55 – 13.25 | 3 | м/412 | б/305 | Тр.д | г/404 | р/407 | р/308 | ||||
13.40 – 14.10 | 4 |
Класс | Предмет | Педагог-предметник |
5а | Русский язык к.308 | Шнайдер Е.В. |
7в | Биология к.305 | Михайлова Л.И. |
Контрольный лист Учителя-дублера (формат А4)
Оценки за урок
Оцените свою работу (поставьте V в соответствующей строке):
____ Выполнил все намеченное по плану урока
____ Столкнулся с неожиданными трудностями
____ Возникли проблемы с дисциплиной на уроке
____ не хватило времени урока
____ Не хватило подготовленного материала
Пожелания по организации Дня самоуправления в будущем году
итогового административного совещания
По первому вопросу выступили:
1. зам. директора по начальным классам; 2. по 5-7 классам; 3. по 8-11 классам;
4. зам.директора по расписанию;
6. дежурный администратор 1 смены;
7. дежурный администратор 2 смены;
8. зам. директора по воспитательной работе.
Заслушаны отчеты и даны следующие рекомендации:
День самоуправления в школе: интересные идеи организации мероприятия
День самоуправления в школе – это настоящий праздник для школьников. Ученики, у которых в этот день ведут уроки учителя-дублеры, наконец-то, получают возможность немного расслабиться, как, впрочем, и учителя, а старшеклассники (именно они, как правило, выступают в роли учителей-дублеров на этом школьном празднике) могут попробовать себя в новой роли. Возможно, кто-то из юношей или девушек в будущем станет педагогом, а день самоуправления в школе на День учителя – отличная возможность подтвердить свои намерения или отказаться от этой идеи.
Суть дня самоуправления
Как правило, проведение дня самоуправления в школе приурочивается к определенной праздничной дате – ко Дню учителя или Восьмому марта (как-никак большинство педагогов – это женщины). В честь праздника старшеклассники (учащиеся десятых и одиннадцатых классов) берут на себя обязанности своих преподавателей, а именно проведение занятий, проверку знаний учеников, выставление оценок, объяснение домашнего задания и так далее.
Цели дня самоуправления
День самоуправления в школе, интересные идеи для которого желательно обсудить совместно со старшеклассниками (кстати, дети часто выдвигают много действительно хороших предложений), – это не только развлекательное мероприятие. Учительскому составу, особенно классным руководителям и школьному психологу, самоуправление помогает решить ряд задач:
Этот день очень важен и для школьников. Старшеклассники получают возможность примерить на себя социальную роль педагога. Обычно роль учителей-дублеров доверяют юношам и девушкам, которые пока не до конца определились с будущей профессией. Также дети понимают, подходит ли им по характеру профессия, которая связана с работой с людьми (с детьми в частности), и определяются, могут ли они рассматривать перспективу педагогической деятельности. Кроме того, старшеклассникам день самоуправления позволяет выявить качества лидера, руководителя, который отвечает за организацию работы группы, и наладить контакт с окружающими. Идеи для проведения этого мероприятия далее.
Подготовка к мероприятию
Мероприятие требует тщательной подготовки. Организовывать день самоуправления нужно не только школьному педагогу-организатору, лучше привлечь к планированию праздника и других учителей, которых будут заменять старшеклассники, и учащихся десятых-одиннадцатых классов. Процесс отягощается тем, что в мероприятии дети задействованы не только в качестве целевой аудитории, но и как организаторы.
Основная задача педагогов состоит в том, чтобы как можно удачнее скоординировать работу всех участников, задействованных в проведении дня самоуправления в школе. Интересные идеи стоит реализовывать только после того, как будут запланированы основные элементы сценария. Конечно, удобнее сразу продумать все, чтобы потом не менять сценарий, но есть вероятность, что за разработкой интересных моментов потеряются основные моменты, а именно проведение уроков старшеклассниками.
Интересные идеи и сценарий дня самоуправления в школе нужно начинать планировать с бесед с учениками. Малышам обычно нравится учиться под началом тех, кто ненамного старше их, а вот с учениками среднего звена могут возникнуть проблемы. Подростковый возраст становится причиной того, что дети могут отрицать саму возможность проведения уроков юношами и девушками на один-два года старше их. Учитель должен провести беседу и обязательно сделать акцент на том, что через пару лет учащиеся 6-9 классов смогут стать такими же «учителями», поэтому важно набираться опыта и учиться на ошибках других.
Особенно важно подготовить ко дню самоуправления в школе (интересные идеи для уроков, кстати, могут подсказать сами старшеклассники) учителей-дублеров. Нужно поговорить с каждым ребенком и выяснить, какой предмет ему хотелось бы «преподавать», какую административную роль выполнять. Учитывать нужно не только пожелания, но и личные качества ученика. Например, девочке со спокойным характером вряд ли подойдет роль заведующего учебной частью по воспитательной работе.
Конспект урока учителя-дублера
Детям нужно помочь вникнуть в составление плана урока. Следует ознакомить учителя-дублера с календарным планированием, дополнительно проработать предыдущую тему и ту, которая запланирована на день самоуправления, в индивидуальном порядке. Педагог также должен помочь своему дублеру правильно составить конспект урока (с указанием времени на каждый этап, ходом занятия, целями урока и так далее).
Конспект урока преподавателя-дублера может быть составлен по комбинированной схеме, то есть включать в себя:
Выбор формы занятия можно доверить старшекласснику. Интересные идеи для дня самоуправления в школе – это урок-диспут (то есть обсуждение какого-либо вопроса с разных точек зрения), викторина, путешествие в прошлое (например, в историю появления письменности), квест (особенно интересна эта форма занятия по истории или географии). Вариант следует выбирать, исходя из предпочтений учителей-дублеров и их учеников.
Совещание участников
В день самоуправления в школе (сценарий к этому моменту уже должен быть готов во всех подробностях) или немного заранее нужно провести совещание, на котором должны присутствовать учителя-дублеры, предметники, заведующий учебной частью по воспитательной работе, директор. Представители администрации должны напомнить новоиспеченным учителям права и обязанности всех участников образовательного процесса, объяснить задачу, высказать пожелания к проведению уроков.
Что касается задачи урока, так это доступное изложение ученикам нового материала, отработка знаний на практике, закрепление, оценка работы учащихся.
Хорошо, если педагоги дадут дублерам ценные советы. Например, в очень активных классах можно порекомендовать провести небольшую самостоятельную работу или дать задание для выполнения в группах. А в коллективе, где много неуспевающих, лучше провести урок в день самоуправления в игровой форме.
Очень важно создать атмосферу сотрудничества, чтобы старшеклассники не боялись задавать вопросы и советоваться с учителями. Кроме того, такая работа очень сплачивает школьный коллектив.
Праздничная линейка
Часто в день самоуправления проводится праздничная линейка. Начало мероприятия лучше провести быстро и интересно, чтобы дети не успели заскучать. На линейке выступает директор, можно сделать так, чтобы он передавал символический ключ от школы одному из дублеров. Затем новый руководитель школы обращается к «коллегам», дает напутствие и зачитывает первый указ – программу мероприятия. Если день самоуправления приурочен к празднику, на линейке можно поздравить учителей. Достаточно небольшого подарка, хорошим сюрпризом станет номер КВН или песня.
Уроки в день самоуправления
Уроки в день самоуправления проводятся в соответствии с обычным расписанием, но могут быть сокращены. ИЗО или трудовое обучение в этот день (если, конечно, позволяет погода) можно провести на улице, как нельзя более уместными будут интересные идеи, например, уроки-игры, квесты, путешествия, викторины и так далее. День самоуправления – отличная возможность провести интересные занятия, на организацию которых у педагогов обычно не хватает времени.
Украшение помещений
Атмосфера праздника начинается с соответствующего оформления помещений. Можно подготовить стенгазеты, коллажи, воздушные шарики и гирлянды из бумаги, выставки рисунков учеников или открыток, сделанных своими руками, живые цветы, ярмарку изделий ручной работы.
Праздничная часть
Как интересно провести день самоуправления в школе? Кроме уроков, в этот день хорошо бы запланировать концерт, который подготовят ученики для своих учителей. Сценарий, конечно, нужно подготовить заранее. В программу концерта можно включить такие номера:
Подведение итогов
Проведение дня самоуправления в школе должно заканчивать подведением итогов. Сразу после концерта может выступить дублер-директор. Им озвучиваются итоги дня, отмечаются особые успехи отдельных классов, трудности в работе учителей-старшеклассников. Также можно представить фотоотчет о прошедшем дне самоуправления в школе.
Важно, чтобы слово взяли также директор и педагоги. Руководитель в своей речи благодарит детей за участие в мероприятие, кратко анализирует работу, отмечает уровень подготовки дня самоуправления в целом. Даже если были ошибки, стоит подчеркнуть успехи учителей-дублеров и всех, кто был задействован в организации праздника.
В заключение
Возможно, проведение дня самоуправления станет новой школьной традицией. На самом деле, это очень полезно, потому что дети смогут проявить лидерские качества, понять, насколько тяжел труд педагога, задуматься о выборе педагогической стези. Кроме того, школьники и педагоги в ходе проведения мероприятия наверняка узнают друг друга с новой стороны, что позволит сделать школьный коллектив более сплоченным.
Авторский творческий проект «День самоуправления»
Авторский творческий проект «День самоуправления»
(методическая разработка урока)
Видяпина Светлана Анатольевна
высшей квалификационной категории
ОГБОУ СПО
«Томский коммунально – строительный техникум»
Творческий проект « День самоуправления»
День самоуправления дает студентам возможность самовыражения, приобретения навыков ответственной общественной деятельности, а также формирования комплексной оценки состояния дел в техникуме и доведения ее до сведения педагогического коллектива.
День самоуправления является формой творческого взаимодействия студентов и преподавателей техникума.
День самоуправления проводится один раз в год. Студенты 4 –х курсов заменяют административные службы, преподавателей, проводят по расписанию уроки, классные часы и мероприятия для студентов 1-2-х курсов и преподавателей.
Пресс-центр фотографирует все события дня: уроки, совещания и готовит материалы для слайд-шоу.
В проекте в Приложении представлены сценарии уроков для группы № 911,сценарий концерта.
Заканчивается день ярким мультимедийным слайд-шоу, концертом “Самый КЛАССНЫЙ классный час».
Цель: создание условий для самореализации личности, расширения функций студенческого самоуправления, привлечение к участию в управленческих процессах обучающихся старших курсов.
реализовать возможность проживания значимого события для всего коллектива техникума;
формировать организаторские способности у студентов;
развивать творческую инициативу у студентов.
о деловой игре «День самоуправления»
Создание условий для самореализации личности, воспитание самостоятельности, ответственного отношения к порученному делу, развитие творческой деятельности студентов, активизация студенческого самоуправления.
II. Общие положения:
2.1. День самоуправления проводится один раз в год.
2.2.Студенты техникума заменяют административные службы, преподавателей, проводят по расписанию уроки, классные часы и мероприятия для студентов и преподавателей.
2.2. День самоуправления готовит и проводит Студенческий совет техникума.
2.3. В Дне самоуправления принимают участие студенты 1-4 курсов.
2.4. Дублеры на все должности избираются на конкурсной основе из числа студентов 4 курсов, кандидатуры утверждаются на заседании Студенческого совета.
2.5. В день самоуправления уроки проводятся по обычному расписанию.
2.8. Формируется группа студентов из преподавателей №911, которая обязана посещать занятия согласно расписанию.
2.9. Группа № 911 занимается по своему расписанию.
III. Функциональные обязанности дублеров :
Зам. директора по безопасности – помогает дежурному администратору и дежурному преподавателю в организации безопасности и порядка во время проведения Дня самоуправления.
Зам. директора по информационным технологиям – осуществляет информационную поддержку Дня самоуправления.
IV . Права и обязанности.
4.1. Права и обязанности дублера:
Дублер имеет право на консультацию педагога при подготовке к уроку;
Имеет право на проведение опроса студентов;
Дублер обязан подготовиться к уроку, составить план-конспект;
У дублера должна быть деловая форма одежды и бейджик с указанием должности и ФИО;
4.2. Права и обязанности администрации и преподавателей техникума:
Администрация и педагоги должны находиться на рабочем месте;
Образовательное учреждение функционирует в обычном режиме;
Администрация и преподаватели техникума могут консультировать своих дублеров по необходимости.
V . План проведения Дня Самоуправления.
5.1. Подготовительный этап:
Подготовку к проведению Дня самоуправления проводит Студсовет техникума;
Студсовет распределяет функциональные обязанности, составляет расписание уроков и мероприятий на День самоуправления, подбирает дублеров преподавателей, проводит с ними подготовительную работу и координирует взаимодействие преподавателей и дублеров.
Накануне Дня самоуправления Студсовет и администрация техникума проводят установочное совещание.
5.2. Порядок проведения Дня самоуправления:
Начиная с 8.00, дублеры администрации техникума и преподавателей приступают к своим обязанностям;
В 8.00 в учительской дублер директора техникума проводит совещание для преподавателей-дублеров;
При необходимости на перемене после 2-го урока дублеры администрации техникума проводят оперативное совещание в учительской;
По итогам Дня самоуправления все дублеры сдают отчет;
Окончательно итоги Дня самоуправления подводятся на Студсовете.
Этапы подготовки и проведения
Работа с преподавателями
Формирование административного аппарата на 5 октября:
-объявление конкурса на замещение вакансий административного аппарата ТК-СТ, классных руководителей.
Подведение итогов конкурса на замещение вакансий администрации, классных руководителей
Индивидуальная работа с активом
Разработать должностные обязанности «Административного аппарата», преподавателей и классных руководителей
Рабочая планерка со студентами – дублёрами
Проведение Дня самоуправления
Праздничная программа «Самый классный КЛАССНЫЙ час «Улыбки милые вокруг»
Подведение итогов (круглый стол), анализ, поощрение
Все участники мероприятия
Порядок проведения Дня самоуправления
Праздничная программа «Самый классный КЛАССНЫЙ час «Улыбки милые вокруг
- Как подготовиться ко второй прививке
- Как подготовиться ко дню учителя