Как подготовиться морально к собеседованию
Вы приняты! 15 лайфхаков, которые помогут успешно пройти собеседование
⏱ Время прочтения — 7 минут
Спокойствие, только спокойствие
Подобная история не редкость, ведь собеседование — сильный стресс даже для кандидата с большим опытом. Волнение в такой ситуации естественно, однако оно не должно мешать мыслить конструктивно и вести диалог.
Предлагаем три способа, которые помогут быстро успокоиться.
Глотательные движения помогают нам прийти в себя — это физиология. Лучше всего сделать несколько глотков воды непосредственно перед встречей. Если вы почувствовали сильное волнение уже в процессе беседы, а воды с собой нет, попросите ее у рекрутера / нанимающего менеджера — в этом нет ничего страшного. Если воды не нашлось, просто несколько раз сглотните слюну.
«У меня как будто земля уходит из-под ног», — говорим мы, когда сильно волнуемся. Чтобы избежать потери контроля, сильно прижмите стопы к полу — это позволит в прямом смысле почувствовать под собой опору.
Возьмите с собой на собеседование вещь, которая связана с приятными воспоминаниями, карьерными или личными успехами. Это может быть ручка, часы, блокнот, браслет или какой-то небольшой сувенир, который можно зажать в руке или положить в карман. Такой якорь позитивных эмоций позволит чувствовать себя увереннее.
«Вижу цель, верю в себя»
Чаще всего в начале беседы рекрутеры просят рассказать о себе. Будьте к этому готовы и заранее подготовьте и отрепетируйте небольшую самопрезентацию — это не только придаст вам уверенности, но и выгодно подчеркнет вашу мотивацию.
Не углубляйтесь в детские и юношеские годы — рассказывайте только о том, что совпадает с профилем компании и вакансии. Для этого до интервью выясните как можно больше об организации, изучите требования вакансии и постройте свой рассказ с учетом этой информации.
Рассказывая о себе, дайте понять нанимателям, что вы разделяете миссию и ценности организации. Например, если вы устраиваетесь в компанию по продаже товаров для кошек и собак, не лишним будет упомянуть о своей любви к домашним животным.
Выберите из своего профессионального багажа те навыки, качества и кейсы, которые сочетаются с требованиями вакансии. И позаботьтесь, чтобы ваши слова были подкреплены фактами. Например, если должность предполагает наличие лидерских качеств, расскажите о своем опыте руководства коллективом или проектом и приведите конкретные измеримые показатели, которых удалось достичь.
В завершение самопрезентации расскажите, почему вы хотите работать именно в этой компании и на этой должности. Примеры подходящих ответов: «доверяю продуктам компании», «цели компании сочетаются с моими внутренними целями», «хотел бы вместе с вами трудиться над улучшением процессов» и т. п.
Не «что», а «как»…
По мнению психологов, первое впечатление о человеке на 70% складывается не из того, что он говорит, а как он это делает. Сюда относятся внешний вид, язык жестов, мимика и особенности речи. Поэтому для успешного прохождения собеседования стоит уделить особое внимание этим аспектам.
Излишняя торопливость либо медлительность речи может создать негативное впечатление. Поэтому говорите четко, спокойно и уверенно, сохраняя средний темп. Полезно накануне встречи отрепетировать свои ответы перед зеркалом или записать их на диктофон и послушать — так будет проще понять, что нужно подкорректировать в своей манере говорить.
Собеседник, тем более такой опытный, как рекрутер или HR-специалист, легко почувствует ваше состояние, особенно если вы волнуетесь. Поэтому важно настроиться на позитив: сделайте так, чтобы улыбка шла изнутри. В то же время важно не перестараться: улыбка на лице должна быть только тогда, когда она уместна.
Значение невербальных сигналов сложно переоценить: один неуместный жест может поставить крест на успешном исходе собеседования. Перед тем как отправиться на встречу с нанимателем, попробуйте найти позу, в которой вам будет комфортно вести длительную беседу и в которой вы будете чувствовать себя максимально уверенно.
Также не лишним будет посмотреть на свою мимику и жестикуляцию со стороны: запишите репетицию самопрезентации на видео. Не стоит ломать свою индивидуальность и пытаться вести себя на собеседовании как британские монархи — оставайтесь собой, ведь нанимать будут вас! Достаточно убрать суетливые движения, выдающие волнение.
«Назовите ваши слабые стороны»
На собеседовании могут задавать каверзные вопросы, единственно правильных ответов на которые не существует, — они призваны выявить именно ваши качества, лучше вас понять и узнать, как вы ведете себя в нестандартных ситуациях. Список таких вопросов ограничен только фантазией интервьюера, но есть самые популярные. Чем руководствоваться при ответе на них?
Если вас попросили рассказать о своих слабых сторонах, неверно будет ответить «У меня их нет» — это свидетельствует об отсутствии объективности к себе и стремления к развитию. Назовите одну-две слабые стороны, не несущие критической угрозы для рабочего процесса, и обязательно расскажите о том, как вы работаете над их устранением.
Скажем, вы признались, что иногда в процессе работы слишком погружаетесь в нюансы и отходите от основной задачи. Тогда дополните рассказ вашим секретом преодоления этого «недуга» — например, вы приклеиваете стикер с главной целью проекта на видном месте — и он возвращает вас на нужный вектор.
На просьбу рассказать о каком-либо вашем профессиональном промахе тоже не стоит отвечать: «У меня их не было». Действуйте по принципу из пункта № 10: сперва — про ошибку, неудачу, провал, и сразу же — про то, как всё исправили. А в завершение отметьте, чему вас научила эта ситуация и какие личностные и профессиональные качества помогла развить.
Пример: «На прошлой работе я не смог вовремя сдать проект, поскольку не рассчитал свои силы и время. Не спал ночь, но — хоть и с опозданием — закончил работу. Я проанализировал ситуацию и сделал выводы, что нужно развить навыки управления временем, чем и занялся: стал тщательно планировать дела, увлекся тайм-менеджментом. После этого случая я всегда сдаю работу в срок».
«Какую зарплату вы хотите получать?» — такой вопрос интервьюер может задать, если в описании вакансии не указан размер вознаграждения. Если вы откликнулись на такую позицию, перед собеседованием выясните, сколько в среднем получают специалисты вашего уровня на аналогичной должности. В зависимости от опыта и знаний вы можете варьировать сумму. Например, назвать размер оплаты на 5−10% больше, чем в среднем по рынку, если у вас большой опыт, или, напротив, немного меньше, если опыта мало или совсем нет. Также зарплатные ожидания стоит немного снизить, если по компетенциям и навыкам вы немного недотягиваете до требований вакансии.
Будь готов! Всегда готов!
HR-специалисты используют различные методы проведения собеседования. Самый распространенный из них —структурированное интервью по стандартным вопросам. Однако вы можете столкнуться и с другими вариациями интервью. Что же делать?
Суть метода в том, что вам предлагается решить какую-то ситуационную задачу — кейс, подобранный с учетом вакансии, на которую вы претендуете. Например, если вы устраиваетесь работать менеджером по продажам, то вас могут попросить решить следующую задачу: «Важный клиент просит сделать скидку, а вы не можете ее дать. Как себя поведете?»
Для того чтобы подготовиться к подобным кейсам, изучите внимательно требования вакансии, попробуйте предположить, какую задачу вам предложат, поищите в Сети примеры и рассказы других соискателей. Но и будьте готовы решать задачу в моменте — всего не предугадаешь!
Этот довольно жесткий метод используют, чтобы проверить стрессоустойчивость соискателя. Например, рекрутер может спросить: «Почему вы еще не замужем?» или «Почему у вас перхоть?» Также он может начать курить в вашем присутствии, отвлекаться на телефонные звонки или перебивать.
Как вы будете вести себя — зависит только от вас и от предлагаемых обстоятельств. Но помните, что ваша задача в такой ситуации не отшучиваться и не огрызаться, а перевести разговор в конструктивное русло, напомнив о цели вашей встречи.
Данный метод немного напоминает дружеский разговор: рекрутер может попросить рассказать про детство, школьные и студенческие годы. Цель такой беседы — понять, есть ли у соискателя предрасположенность к решению требуемых вакансией задач. Например, на должность психолога в детский сад охотнее примут кандидата, который расскажет, что с детства любил помогать другим людям, а в старших классах с удовольствием нянчился с маленькой двоюродной сестрой.
Для того чтобы успешно пройти такой тип собеседования, рекомендуем внимательно изучить вакансию и найти подтверждение нужных качеств в своей биографии.
Во многом результат собеседования зависит от качества вашей подготовки. Однако есть такие ситуации, на которые невозможно повлиять и о которых вы можете даже не узнать. Например, в компании приняли решение не вводить должность, на которую вы претендовали, и передать эти функции одному из сотрудников.
Отказ потенциального работодателя — не повод считать себя плохим кандидатом. Анализируйте ошибки, готовьтесь к собеседованию, тренируйтесь. Прохождение собеседования — это полезный навык, который приобретается с опытом. Верьте в себя и в свои силы!
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи ⏫
Как подготовиться к собеседованию
Собеседование — ключевой момент при приеме на работу. Никакое резюме и рекомендации не заменят живого общения с кандидатом на вакантную должность. Начальник, работодатель, директор фирмы — он тоже человек, и, какие бы ни были ваши начальные условия, он все равно «проголосует сердцем». Поэтому важно позаботиться, чтобы смазанное впечатление не помешало бы вам найти работу своей мечты.
Прежде всего, поставьте себя на место работодателя. Какого он ищет сотрудника? Что он хочет увидеть в вашем облике? Что хочет услышать от вас? Какими критериями и стереотипами он руководствуется? Какое, наконец, впечатление будет для него наиболее убедительным?
Несмотря на то, что работодатели — люди разные, у этих ответов будет много общего. Работодатель хочет комфортно себя чувствовать на своем ответственном месте, получать высокую отдачу от настоящих специалистов, хочет чувствовать себя надежно, жить спокойно, доверять людям, которые рядом с ним. Всю палитру запросов к будущему сотруднику можно свести к 2 основным:
Как подготовиться к собеседованию?
Внешность
Всем знакома пословица: «Встречают по одежке, провожают по уму». Пусть первое впечатление о Вас будет благоприятным. Естественно, одежда должна соответствовать той должности, на которую Вы претендуете. Поэтому: продумайте одежду, в которой пойдёте на встречу с работодателем. Возможно, строгий деловой костюм уместен не для каждой должности, однако опрятная одежда в деловом стиле, чистые волосы и ногти, начищенная обувь обязательно произведут необходимое положительное впечатление на Вашего собеседника.
Формулировка
Формулировка того, какие услуги вы можете предложить или какие задачи можете решить, должна быть созвучна запросам работодателя. «Вы хотите этого и этого – я могу решить эти задачи»! Дайте работодателю понять, что Вы можете решить его вопросы. В любом случае, свои формулировки подготовьте, лучше прописать их письменно.
Репетиция
Проиграйте (можно с другом) прием на работу по сценарию. Отрепетируйте собеседование. Ответьте на классические вопросы, задаваемые на собеседовании:
1. Что для Вас важно в новой работе?
2. Какой коллектив для Вас подходит больше всего?
3. Расскажите об идеальном для вас месте работы.
4. Опишите оптимального для Вас руководителя/подчиненного.
Список вопросов, часто задаваемых на собеседовании, есть во многих статьях в интернете.
Уберите страхи, настройтесь на удачу
Перед собеседованием (за день, за неделю) представляйте себе событие уже случившимся. Представьте, как Вы себя при этом чувствуете, парите от счастья, работодатель пожимает Вашу руку и поздравляет с вступлением в новую должность. Представьте, как Вы выглядите, какой на Вас костюм, какие ощущения Вы испытываете. Нарисуйте картинку! Сохраните в голове эту картинку, образ, текст.
Страхи и волнения вам помешают, их лучше заменить уверенностью в успехе. Как? Во-первых, уменьшите значимость результата! Не стоит считать собеседование важным. Есть такой парадокс: чем более важным нам кажется событие, тем больше мы волнуемся и тем больше ошибок делаем во время этого события, потому что напряжение и волнение рассеивают наше внимание и силы. Если вы хотите собеседование пройти на «отлично» — снизьте для себя его важность. Представьте, что это просто «тренировка собеседования», и вам, в общем-то, все равно, чем это все закончится. Если все сложится замечательно — будет хорошо. Если все сложится не очень удачно — тоже будет хорошо, потому что вы в процессе тренировки приобретете новый опыт, который потом используете для самосовершенствования. В любом случае, вы останетесь живы. Да? Ну, а если да — то поводов для волнения тем более нет. Расслабьтесь.
Спокойно продумайте вариант, что вы не прошли собеседование. Ну и что? Всякое в жизни случается. Придете домой, выпьете чашку ароматного чая с любимым печеньем. Не страшно? Не страшно! Получится в следующий раз!
Непосредственно перед дверью кабинета, где проходит собеседования, постарайтесь спокойно сесть и расслабиться. Последите за дыханием: дыхание ровное и спокойное, дышится легко. Если у вас разгулялось воображение, используйте его на пользу: представьте человека, проводящего собеседование, в нестандартном виде – например, в колпаке и с красным клоунским носом, или с заячьими ушками. Станет смешно, вы улыбнитесь и успокоитесь.
Позаботьтесь о контакте
Возможно, данные рекомендации пригодятся не только на собеседовании.
Как морально подготовиться к собеседованию?
Волнение перед собеседованием вполне нормальная реакция. Только вот многим оно портит всю картину: у одних руки трясутся, у других строчки плывут, а третьи двух слов связать не могут. И даже если соискатель внешне выглядит спокойно, в душе бушуют страсти. Так и заболеть недолго. Да и на работодателей это влияет. У одних волнение собеседников вызывает умиление, сопереживание, а у других (особенно у тех, кто работает в стрессе и цейтноте) – раздражение. Тогда и пользы от такого общения никому не будет.
Давайте узнаем, как морально подготовиться к собеседованию. Что делать нужно, а что нет.
Разговор по телефону
Итак, вы разместили резюме и ждете звонков. Будьте вежливы, открыты, не бойтесь уточнять информацию о вакансии. Зачастую рекрутеры сообщают о компании сами, обозначают обязанности, иногда спрашивают соискателя о навыках (например, уровень владения иностранным языком, наличие водительских прав), говорят о требованиях к будущей работе (частые командировки). Могут задать и неудобные вопросы, например, почему вы ушли с прежнего места работы. Будьте готовы отвечать искренне, но негатив старайтесь опускать. О том, как отвечать на неудобные вопросы, мы поговорим ниже.
Внешний вид
Одеваться на собеседование следует в соответствии с дресс-кодом той компании, куда вы собираетесь. Сфотографируйтесь во весь рост и критически оцените свой внешний вид. Вы готовы принять этого человека на работу? Посмотрите на свое лицо. Все ли в нем вам нравится? Может быть, стоит убрать эту вечно торчащую челку, поменять оправу очков?
Нелишним будет и записать видео «собеседования». Снимите на камеру, как вы открываете дверь, проходите по «кабинету» и направляетесь к «рекрутеру», садитесь и рассказываете о своем трудовом пути. Посмотрите, что получилось. Как вы зашли? Постучали, несмело заглянули и спросили, можно ли войти? Или зашли спокойно и уверенно? Как выглядит ваша походка? Оставляет желать лучшего? Тогда стоит отказаться от этих высоченных каблуков. Как выглядит ваше повествование? Вы много жестикулируете, смотрите куда-то вниз, часто моргаете, натянуто улыбаетесь? Срочно исправляемся. О том, куда и как смотреть, куда девать руки, – в следующем разделе.
Язык жестов
Если рукопожатие уместно, оно должно быть уверенным и твердым. Если ваши руки дрожат, когда вы волнуетесь, успокойте себя перед собеседованием.
Здоровайтесь с рекрутером сдержанно и открыто. Собеседник должен видеть: вы миролюбивы и открыты для контактов.
Если вам не предложили сесть, садитесь, не спрашивая разрешения. Если стульев несколько, садитесь сбоку, наискосок. Напротив садиться нежелательно, так как такая беседа подразумевает холодное общение или противостояние. Если в кабинете стоят кресла и стулья, отдайте предпочтение стулу, так вам легче будет держать спину ровной.
О скрещенных руках и ногах не читал только ленивый. Мою подругу не приняли на работу, потому что в общении с клиентом, она якобы приняла закрытую позу. Ее возражения, что дул кондиционер, она замерзла и потому обхватила себя руками, никто не слушал. Что тут можно посоветовать – одевайтесь соответственно.
Алан Пиз, автор книги «Язык телодвижений», предлагает мысленно представить на лице собеседника треугольник. Для делового общения углами треугольника будут два глаза и середина лба. Разговаривая с собеседником, смотрите на этот треугольник. Не затягивайте зрительный контакт, он не должен продолжаться более 7 секунд. Отводите взгляд на бумаги, на стол собеседника.
Если общаться с вами пришло несколько человек, рассказывая что-то, поочередно смотрите на каждого, обращайтесь ко всем присутствующим. Таким образом вы покажете уважение к каждому собеседнику. Именно так учат будущих актеров устанавливать связь с аудиторией.
Много жестикулировать не стоит, старайтесь привлекать к себе внимание словами. Если не знаете, куда девать руки, соедините их и положите на стол.
Если вы заметили, что собеседник настроен скептически, можно склонить его на свою сторону, подавшись вперед.
Нужно ли заучивать резюме
Специально делать этого не стоит. Чаще всего рекрутер, прося рассказать о трудовом пути, делает это просто для галочки. Вот же оно, резюме. На столе лежит, зачем спрашивать то же самое? Явно тут не вашу память проверяют.
Скользкие вопросы
Будьте готовы ответить на неудобные и скользкие вопросы. Давайте разберем самые популярные.
Тут работодатель хочет узнать, насколько вы грамотно относитесь к поиску работы. Вы можете ответить, например, так: «Знаю, что ваша компания поощряет творчество/гибкость/находчивость (выбрать нужное) персонала и ценит его личное время. Для меня это очень важно».
Тут работодатель хочет узнать, какова ваша самооценка, умеете ли вы бороться с вашими недостатками. Можно ответить так: «Друзья называют меня слишком скрупулезной. Я согласна с этим, возможно, это издержки моей прошлой профессии – я привыкла проверять все до мелочей».
Отвечайте в следующем ключе: «Дефицит времени обычно не влияет на качество моей работы. Стараюсь не доводить ситуацию до цейтнота».
Борьба со страхами
Побороть волнение до или во время собеседования можно следующими методами.
Выпишите в столбик на листок все возможные беды, которые вам известны. И обязательно в порядке ужасности. Да, и не забудьте про землетрясения, пожары, наводнения, крушения. В результате у вас получится мощный инструмент борьбы с собственными страхами. Ведь страх быть не принятым в фирму будет явно не на первом месте.
Без арт-терапии не обойтись. Если страх оказаться непризнанным вас сильно беспокоит – нарисуйте его. Карандашами, фломастерами, маркерами, красками и т. п. Вынесите на бумагу все ваши эмоции, переживания. Если надо, отразите силуэты людей, их лица, нарисуйте животных, предметы, абстрактные фигуры.
Критерием качества будет ваше ощущение: «Да. Вот тут действительно мой страх». Потом сомните лист, порвите или сожгите. На душе должно стать легче.
Давайте по-честному, ваш предполагаемый работодатель не Карабас-Барабас, а такой же человек, как и вы. И ему тоже хочется, чтобы вакансия поскорее закрылась. Он действительно очень ждет, чтобы в компанию пришел хороший квалифицированный специалист, и просто жаждет выяснить, а вдруг это вы? Так что ваше трудоустройство – взаимовыгодная сделка.
Чего нельзя делать?
В психологии есть такое понятие – «проекция». Когда в общении с малознакомыми людьми мы говорим хорошее, нас считают отличными собеседниками и душевными людьми. Говорим гадости – эти гадости подсознательно приписывают нам. А потому, рассказывая о своем бывшем работодателе, перечисляйте только позитивные моменты. Не касайтесь негатива – это может обернуться против вас.
Если вас заставляют долго ждать в приемной, вместо одного-двух человек приглашают целый десяток, задают некорректные вопросы – знайте, вас испытывают на прочность. Обычно компании, использующие стресс-интервью, сигнализируют о том, что ищут не грамотного специалиста, а человека, могущего терпеть бесконечные нападки начальства. Если вы попали на такое интервью, подумайте десять раз: вы действительно готовы жертвовать своими нервами и здоровьем?
10 советов о том, как морально подготовиться к собеседованию
Несколько простых жизненных советов о том, как морально и физически подготовиться к собеседованию, чтобы произвести хорошее первое впечатление.
1. Сделайте зарядку в утро перед интервью
Пробежку можно и не делать, а вот если позаниматься полчаса гимнастикой, получите заряд сил на весь оставшийся день.
2. Будьте опрятны к собеседованию
Это касается не только одежды. Проведите перед зеркалом немного больше времени, чем обычно. Человеку со стороны может броситься в глаза то, за что ваш взгляд даже не цеплялся.
3. Приходите на встречу заранее, чтобы морально подготовиться к собеседованию
Лучше подождать начало встречи в вестибюле компании или в помещении поблизости, если такового не найдется. Скажем, в жаркий день это даст вам время остыть. Так же можно послушать несколько любимых песен, чтобы настроиться, совершить любой привычный ритуал, если он у вас есть и просто собраться с мыслями в конце концов.
4. Посетите уборную, перед тем как сообщить о своем приходе
Нет ничего хуже, чем необходимость сделать перерыв во время интервью, так что лучше позаботиться обо всем заранее.
5. Возьмите с собой воды
На собеседовании вам не всегда смогут предложить напитки, так что важно позаботиться о внезапно пересохшем горле заранее.
6. Старайтесь быть обходительным со всеми
Когда вы в новом месте, вы никогда не узнаете с кем столкнетесь на парковке, в вестибюле или просто в дверном проеме, в конце концов человек, которого вы в спешке случайно толкнули в плечо, может оказаться вашим будущим начальником или интервьюером.
7. Отключите телефон
Это касается не только неприлично раздающегося во время общения звонка. Пока вы ожидаете собеседника, лучше перечитайте свое резюме или просто полистайте журнал со столика, если таковой имеется под рукой. Некоторые люди, особенно представители старших поколений, могут посчитать увлеченное тапание по экрану смартфона грубым жестом.
8. Старайтесь не сидеть спиной к двери в переговорной
Мы, конечно, далеко ушли от пещерных людей, но все же, спина обращенная к дверному проему может заставить вас чувствовать дискомфорт, который скажется на общении. Постарайтесь сесть так, чтобы вы могли видеть дверь, хотя бы боковым зрением.
9. Встаньте, чтобы поприветствовать ваших собеседников (если есть такая возможность)
Рукопожатие сидящего и стоящего будет по меньшей мере ощущаться неловко и начинать интервью таким образом лучше не стоит. Вставая для рукопожатия вы задаете приветствию динамику, а заодно высказываете уважение своему собеседнику.
10. Начало беседы
Обычно интервьюер первым представляется и задает начало диалога. Все что вам нужно, чтобы начать нормальную беседу, это просто вежливо ответить на его приветствие.
Как подготовиться к собеседованию на работу: 18 подробных советов
В этой статье представлены подробные советы о том, как подготовиться к собеседованию при приеме на работу, а также описаны шаги, которые необходимо предпринять, чтобы повысить эффективность собеседования и гарантированно его пройти.
После того, как вы написали и отправили свое резюме и сопроводительное письмо, следующим шагом в процессе будет собеседование или серия собеседований перед приемом на работу. Тщательная подготовка к собеседованию поможет вам преодолеть нервозность, повысить уверенность в себе и представить себя с лучшей стороны во время собеседования.
В этой статье вы узнаете, что делать до и во время. А мы желаем вам успехов в собеседовании и надеемся, что наша статья вам в этом поможет.
Подготовка к собеседованию заранее
Общие моменты подготовки к собеседованию
Первый шаг в подготовке к собеседованию — начать с подтверждения вашей готовности присутствовать на собеседовании.
Когда вам поступает телефонный звонок, голосовая почта или электронное письмо с просьбой прийти на собеседовании, убедитесь, что вы оперативно ответили и подтвердили, что можете явиться на запрошенную дату и время, или укажите альтернативный взаимно удобный день или время. Также полезно заранее узнать, как лучше всего добраться до компании.
Некоторые компании обычно имеют записанные путеводители и направления с указанием ближайших автобусных остановок, вокзалов и наиболее удобных маршрутов, по которым можно добраться до их офисов. Эти указания обычно даются менеджером, который приглашает на собеседование.
Следующим шагом в подготовке к собеседованию является повторный просмотр описания должности, чтобы освежить память. Подумайте, насколько ваши навыки, опыт и квалификация соответствуют требованиям работы. Подумайте о конкретных примерах, достижениях и историях успеха, о которых вы можете рассказать по каждому из основных требований, указанных в описании вакансии.
Обратите внимание на основные моменты собеседования, такие как дата собеседования, время, должность, на которую вы претендуете, название компании, с кем вы будете встречаться, сколько времени запланировано на собеседование, и запишите точное место собеседования. Подготовьте предметы, которые вы будете носить с собой, например, блокнот, ручку, сумку или портфель, воду в бутылках, немного денег и т. д.
Распечатайте несколько копий своего резюме, чтобы взять их с собой на собеседование. Вы также можете составить портфолио из проектов, которое вы можете показать интервьюеру в качестве примера своих прошлых достижений.
Кроме того, подготовьте список хороших вопросов, которые нужно задать во время собеседования. Если вам были даны какие-либо формы или анкеты для заполнения перед собеседованием, убедитесь, что вы их заполнили.
Посмотрите прогноз погоды, чтобы узнать, какую погоду ожидать в день интервью. На случай, если будет дождь или снег, планируйте выйти раньше обычного и приготовьте зонтик. Подготовьте одежду для собеседования за ночь до собеседования и отполируйте обувь. Убедитесь, что вы хорошо выспались, опрятно выглядите, завтракали и находитесь в хорошей форме.
Старайтесь приходить пораньше, по крайней мере, за 10 минут до собеседования.
Изучение компании перед собеседованием
Перед тем, как пойти на собеседование, всегда исследуйте компанию. Вооружитесь как можно большим количеством знаний о ней. Чем больше деталей и информации вы знаете о компании, тем лучше будете подготовлены.
Начните свое исследование с просмотра веб-сайта компании. В первую очередь следует сосредоточиться на странице «О нас». Здесь компании обычно описывают свою миссию, видение, историю и то, что они делают.
Узнайте о продуктах или услугах компании, руководящей команде, имени генерального директора, количестве сотрудников, ценностях компании, о том, как долго компания находится в бизнесе, местонахождение офисов и т.д. Если возможно, прочтите последние годовые и финансовые отчеты компании.
Также обратите внимание на профили компании в социальных сетях и профессиональные онлайн-профили. Используйте поисковые системы для поиска информации о компании, включая отзывы, последние новости, запуск новых продуктов, увольнения и т. д. Другие области для исследования — онлайн-обзоры о компании, пресс-релизы, видеоролики, отзывы клиентов, конкурентов и инвесторов.
Прочтите как можно больше корпоративных блогов и посмотрите корпоративные видеоролики, чтобы получить представление об организации из первых рук. Кроме того, узнайте некоторую информацию об менеджере, непосредственном руководителе и вашем предшественнике.
Одежда для собеседования
Старайтесь выделяться и выглядеть на собеседовании как можно лучше, одеваясь в гладкую, элегантную и чистую одежду. Вы можете произвести сильное впечатление, надев удобную и хорошо сидящую одежду. Полированная обувь, минимум аксессуаров, аккуратно причесанные волосы и ухоженный вид дополняют общую упаковку и презентацию.
На собеседовании лучше быть излишне, чем недостаточно одетым. То-есть майку и короткие шорты одевать не стоит, даже если жарко. Убедитесь, что вы примерили выбранную одежду до собеседования, чтобы увидеть, как она выглядит и подходит. В таком случая при необходимости вы можете внести какие-либо изменения или выбрать другую одежду заранее.
Подготовка профессиональных рекомендаций
Подготовьте список как минимум из трех профессиональных рекомендаций. Запишите ссылки в документе, указав свое имя и контактные данные вверху. Включите в рекомендации должность в компании, название компании и контактные данные, такие как номер телефона, имя или адрес электронной почты.
Под каждой ссылкой укажите, в каких рабочих отношениях вы находились с человеком, который дает о вас рекомендацию, к примеру: «Игорь Валерьевич был руководителем моего отдела, когда я работал, в компании X» или «Сергей был моим коллегой, когда я работал в компании Y».
Вам следует заранее обратиться к людям, которые готовы дать вам рекомендации, чтобы сообщить им, что вы проходите собеседование на определенную должность и попросить о рекомендациях. Это также поможет людям быть готовыми на случай, если с ними свяжутся, чтобы узнать мнение о вас.
Хорошей практикой является предоставление людям, согласившимся дать вам рекомендации, копии обновленного резюме.
Проверка на актуальность резюме
Просмотрите свое резюме еще раз перед собеседованием, чтобы ознакомиться со всем его содержанием и освежить его в памяти. Обдумайте вопросы и ответы на собеседовании, а затем подумайте о примерах, историях и достижениях, которые вы можете предоставить в поддержку своих ответов.
Кроме того, распечатайте несколько копий своего резюме, чтобы носить их с собой во время собеседования. Также неплохо еще раз прочитать сопроводительное письмо перед собеседованием, чтобы освежить в памяти то, что вы написали.
Если у вас есть профессиональный онлайн-профиль, убедитесь, что он обновлен и его содержание соответствует вашему резюме.
Осуществите пробную поездку
Этот пункт будет особенно полезен, если вы плохо ориентируетесь на местности. По возможности рекомендуется провести пробную поездку на месте собеседования.
Это особенно важно, если собеседование будет проводиться в незнакомом месте или в районе, где вы никогда раньше не бывали. Вам же не хочется потеряться в поисках места в день собеседования.
Важные моменты, на которые следует обратить внимание, включают: сколько времени потребовалось, чтобы добраться до места назначения, точное местонахождение офиса, некоторые ориентиры, на которые следует обратить внимание, например, здание, дорога или место, где можно припарковать машину.
Не забудьте записать имя или имена тех, с кем вы будете встречаться. Кроме того, запишите номер телефона кого-либо в компании, например, менеджера по персоналу или менеджера по найму, чтобы вы могли позвонить и предупредить кого-нибудь, если вы опаздываете в день собеседования из-за чрезвычайной ситуации.
В тех случаях, когда нет возможности заранее съездить на место, лучший вариант — выполнить виртуальную пробную поездку. Это вариант заключается в просмотре онлайн-карты маршрута, по которому вы должны добраться до места собеседования.
С особым интересом наблюдайте за местом назначения. Посмотрите, где именно находится компания и ее окрестности. Обратите внимание на ориентиры и особые области, представляющие интерес, чтобы направлять вас во время навигации, и на всякий случай распечатайте резервную копию указаний.
Симуляция собеседования
Если вы нервничаете из-за собеседования, вы можете сыграть в ролевую игру, чтобы подготовиться к собеседованию и повысить вашу уверенность в себе. Попросите кого-нибудь, кому вы доверяете и с которым удобно, выступить в качестве интервьюера, тогда они должны будут задать вам вопросы как на собеседовании.
Во время симуляции собеседования давайте правильные и хорошо продуманные ответы так же, как если бы это было настоящее собеседование.
Хороший друг должен уметь внимательно выслушивать ваши ответы и дать обратную связь, рекомендации и поддержку, основанные на ваших ответах, вашем поведении и невербальном общении.
Вы также можете вместе работать над улучшением невербального общения, например, практиковать крепкое рукопожатие, поддерживать зрительный контакт, правильную осанку, изображать уверенность, ограниченное использование жестов рук, голосовую проекцию и искреннюю улыбку.
Чек-лист или контрольный список перед собеседованием
Контрольный список или чек-лист для подготовки к собеседованию поможет убедиться, что вы позаботились о важных вещах, прежде чем отправиться на собеседование.
Ниже приводится простой чек-лист, который нужно проверить перед собеседованием:
Шаги в процессе собеседования
Собеседование обычно проходит поэтапно, при этом, если вы хорошо справляетесь на одном этапе, затем вас приглашают перейти к следующему этапу, пока не будет принято решение о приеме на работу.
Типичные этапы собеседований включают следующее:
9.1 Первый этап
Обычно это телефонное собеседование, цель которого сузить круг кандидатов. На этом собеседовании вы будете оценены по основным критериям, требованиям и квалификации для выполнения работы.
9.2 Второй этап
Обычно это личное собеседование, на котором вы можете будете общаться с непосредственным руководителем должности и одним или несколькими представителями компании.
9.3 Третий этап
Здесь вас будут брать интервью у многих людей, включая коллег, представителей других отделов, других менеджеров или директоров и даже руководителей высшего звена. На этом этапе от вас также могут потребовать выполнить рабочее упражнение или тест.
9.4 Четвертый этап
Информации, собранной с первого по третий этапы, обычно достаточно для принятия большинства решений о найме. Однако для сотрудников высокого уровня или руководящих должностей может потребоваться дополнительное углубленное собеседование, которое также может повлечь за собой проведение презентаций.
Быстрая подготовка к собеседованию
Способы произвести хорошее первое впечатление во время собеседования
Вот несколько простых способов произвести хорошее первое впечатление во время собеседования:
Продумайте рассказ о себе
Практикуйтесь, делая краткий рассказ о себе менее чем за две минуты, чтобы подвести итог, кто вы, что вы сделали и какие преимущества вы можете принести компании.
К элементам хорошей быстрой презентации относятся ваше имя, должность или должности, которые вы занимали в прошлом, ваши ключевые навыки и квалификация, ваши основные достижения на работе и то, что выделяет вас среди конкурентов.
Тембр вашего голоса должен звучать восторженно, естественно и в хорошем темпе. Это не должно казаться отрепетированным. Чтобы закрепить свою презентацию, запишите важные моменты, которые вы хотите донести, а затем потренируйтесь произносить ключевые моменты.
Репетиция вашей быстрой презентации поможет вам настроиться и улучшить ее, а также повысит вашу уверенность при реальном рассказе.
Типы интервьюеров
Во время собеседования при приеме на работу вы, вероятно, встретите можете встретить интервьюеров разных типов. У интервьюеров разные стили, подходы и личности. Важно быть гибким, быстро адаптироваться к различным интервьюерам и давать хорошие ответы, чтобы повысить свои шансы на успех.
Независимо от того, с каким интервьюером вы встретитесь, не теряйте бдительности. Будьте сосредоточены, проявляйте уважение и помните, что ваша главная цель — эффективно подать себя, чтобы получить работу.
С другой стороны, также вполне возможно, что различные типы личностей интервьюеров, с которыми вы встречаетесь в организации, могут устроить испытание, чтобы выбить вас из равновесия и увидеть, как вы реагируете и адаптируетесь в различных сложных обстоятельствах.
Вот несколько типов интервьюеров:
Спокойный и дружелюбный
Такой тип интервьюера заставляет вас чувствовать себя комфортно. Они будут спокойными, расслабленными и даже могут вовлечь вас в неформальную болтовню до и даже во время собеседования.
Такой интервьюер может подбодрить и дать положительный отзыв во время собеседования. Собеседование может быть неформальным и больше походить на беседу. Главное, что нужно помнить — это всегда говорить профессионально и быть осторожным, чтобы не раскрыть больше информации, чем необходимо.
Дознаватель
У такого типа интервьюеров обычно есть список вопросов, которые они задают один за другим. Они будут придерживаться заранее определенного сценария с чувством безотлагательности, чтобы задать одинаковый набор вопросов всем респондентам.
Будьте готовы давать продуманные ответы в быстрой последовательности. Иногда вам может понадобиться время, чтобы подумать над своим ответом, и это нормально. Сохраняйте спокойствие, даже когда вас засыпают вопросами, и отвечайте изящно, уважительно и как можно лучше.
Собеседование без сценария
Этот тип интервьюеров не имеет сценария, и их стиль проведения собеседований является нестандартным.
Они будут начинать собеседование с вопроса или набора вопросов и исследовать разные направления, основываясь на ваших ответах и конкретных требованиях должностной инструкции.
В этой ситуации один вопрос или ответ может привести к большему количеству связанных вопросов и ответов. Будьте готовы к тщательному изучению и будьте готовы дать подробные и конкретные ответы.
Неподготовленный
Этот тип интервьюера, возможно, будет читать ваше резюме в первый раз во время самого собеседования, или, возможно, он просто прочитает ваше резюме за несколько минут до начала собеседования.
Будьте готовы приятно объяснить и ответить на многие вопросы на основе вашего резюме. Даже если интервьюер может показаться неподготовленным, не позволяйте этому отвлекать вас или ослаблять бдительность.
Всегда будьте дружелюбны, позитивны и уважительны, а также давайте хорошие ответы.
Общие вопросы на собеседовании
Это вопросы, которые часто задают во время многих собеседований. Вопросы помогают интервьюеру понять вас и узнать о вас больше. Найдите время, чтобы подумать над ответами на вопросы перед собеседованием.
Не нужно повторять ответы слово в слово. Что крайне важно, так это понимание ваших ключевых моментов и возможность изложить, обсудить или развить их различными способами.
Примеры распространенных вопросов на собеседовании:
Чтобы узнать больше о вопросах и ответах на собеседовании, прочтите эту статью о 36 вопросах на собеседовании с примерами ответов.
Поведенческие вопросы на собеседовании
Поведенческие вопросы направлены на то, чтобы глубже понять, как вы выполняете свои обязанности в конкретных или различных условиях работы. Ваши ответы на поведенческие вопросы помогут интервьюеру понять ваш процесс логического мышления.
Ваши ответы обычно проводят интервьюера через важные процессы, к примеру: как вы принимаете решения, как вы выбираете между альтернативами, как вы решаете проблемы и как вы добиваетесь результатов.
Приведите примеры и рассказы о ситуациях или проблемах, с которыми вы столкнулись на работе. Объясните, что вы сделали, чтобы решить конкретную проблему, а затем объясните результаты или что произошло дальше. Расскажите о реальных жизненных ситуациях, например о том, как вы справились с конфликтом между собой и коллегой, как вы разрешили разногласия или недоразумения с начальником или как вы справились с рассерженным клиентом и разрешили проблему.
Другие примеры могут включать в себя то, как вы работали с членами команды над трудным заданием и как вы справлялись с множеством конкурирующих приоритетов, неопределенностью и изменениями в планах и процессах в последнюю минуту.
Примеры вопросов поведенческого типа:
Типы собеседований
Собеседование можно проводить в различных форматах, таких как телефонное собеседование, индивидуальное собеседование, командное собеседование, по-этапное собеседование, видео-собеседование, обеденное собеседование и тестирование в виде собеседования.
Телефонное собеседование
Телефонное собеседование обычно является первым шагом в процессе собеседования, когда компании проводят проверки телефонов для выявления квалифицированных кандидатов.
Впечатление о вас во время телефонного собеседования очень важно, потому что обычно от него зависит, перейдете ли вы к следующему этапу или нет.
Советы для телефонных собеседований:
Знание формата собеседования заранее поможет вам морально подготовиться к собеседованию.
Индивидуальное интервью
Это наиболее распространенный тип собеседования, когда собеседование с вами проводит один человек, например, менеджер по найму, менеджер по персоналу или любой другой представитель компании.
Советы для собеседований один на один:
Командное собеседование
Во время командных собеседований кандидат проходит собеседование более чем с одним интервьюером. В число интервьюеров могут входить непосредственный руководитель должности, член команды или коллега, представитель другого отдела, представитель отдела кадров и даже старший руководитель.
Советы для командных собеседований:
Поэтапное собеседование
В этом типе собеседований вы обычно встречаетесь с разными людьми в один и тот же день. Вы можете занять фиксированное место, например, конференц-зал, и тогда разные люди будут приходить к вам один за другим, чтобы взять интервью. Или же вас могут водить по компании из одного офиса в другой, чтобы разные сотрудники могли с вами пообщаться.
Советы к поэтапному собеседованию:
Видео-собеседование
Во время виртуального, удаленного или сетевого видео-собеседования важно отметить, что к нему применяются все обычные правила собеседования. Вы должны не только подготовиться к тому, чтобы давать хорошие ответы, но и заранее подготовить и протестировать свое оборудование, включая веб-камеру, звук и проверить подключение к Интернету.
Советы для видео-собеседования:
Обеденное собеседование
Иногда собеседование можно было провести за обедом. Это собеседование может быть также проверкой вашего поведения в общественных местах. Обеденные собеседования могут быть сложными, потому что вам нужно говорить и есть одновременно.
Советы для собеседований за обедом:
Собеседование в виде тестов
Тесты на собеседовании могут использоваться для измерения вашего уровня навыков, знаний, личности, стиля работы и т. д.
Иногда тесты могут быть рассчитаны по времени, когда у вас есть определенное количество времени для завершения теста, или, с другой стороны, вы можете быть оценены на основе того, насколько быстро и точно вы выполнили тест, упражнение или действие.
Советы по тестам и упражнениям на собеседовании:
Ваши вопросы на собеседовании
Составьте список вопросов, которые вы хотели бы задать во время собеседования. Вопросы должны быть нацелены на то, чтобы дать вам больше информации об организации, самой работе, людях, которые там работают, вашем будущем боссе и компании.
Рекомендуется заранее подготовить как минимум десять вопросов, потому что есть вероятность, что некоторые из подготовленных вами вопросов могут быть рассмотрены в ходе собеседования. В случае, если это произойдет, вам все равно придется задать несколько дополнительных вопросов.
Старайтесь задавать как минимум 3-5 хороших вопросов во время собеседования. Вопросы могут варьироваться от более глубокого понимания работы до получения дополнительной информации о непосредственном менеджере и отделе, а также вопросов о культуре компании и общей картине организации.
Когда вы идете на собеседование, возьмите с собой блокнот, в который вы записали свои вопросы, и не бойтесь взглянуть на него, чтобы освежить их в памяти. Однако избегайте зачитывать вопрос дословно. Постарайтесь запомнить свои вопросы так, чтобы вы могли задавать их естественно и вдумчиво. Не стесняйтесь перефразировать и менять вопросы по своему усмотрению.
Ваше вопросы должны указывать на красные флажки, например: как часто меняются люди на этой должности и есть ли в компании текучка кадров? Имейте в виду, что вы также проводите собеседование с компанией, чтобы оценить, подходит ли она вам.
Вам нужно понять, это станет местом, где вам будет нравится работать, или станет для вас источником стресса? Вам понравилось бы работать на вашего будущего начальника? Какие сигналы вы улавливаете во время собеседования, исходя из тона и поведения интервьюеров? Будьте бдительны и слушайте, что вам подсказывает интуиция.
Основные ошибки во время собеседования
Ниже приведены некоторые ошибки во время собеседования, которых следует избегать и которые могут снизить ваши шансы на получение работы:
Советы для успешного прохождения собеседования
Передовые методы и советы на собеседовании для соискателей включают следующее:
Пункты, которые оцениваются во время собеседования
Во время собеседований при приеме на работу интервьюеры обычно имеют оценочные бланки, электронные или бумажные, где они записывают ключевые пункты или баллы. В качестве альтернативы они могут делать несколько заметок или, в некоторых случаях, просто фиксировать все в памяти, задавая вам вопросы и выслушивая ваши ответы.
Во всех этих случаях интервьюер оценивает вас по ряду пунктов, которые помогут ему в принятии решения о найме. То, как вы набираете баллы по этим пунктам, может увеличивать или уменьшать ваши шансы быть нанятым или положительно оцененным работодателем.
Некоторые из факторов оценки во время собеседований, мы привели ниже:
Энтузиазм
Каков ваш уровень интереса к работе? Как сильно вы хотите эту работу? Продемонстрируйте свою страсть и рвение к работе.
Ваш энтузиазм будет очевиден по тому, как вы говорите, по тону голоса, возбуждению во время разговора и по вашему общему невербальному поведению или языку тела, включая улыбку, внимательное слушание, мимику, хороший зрительный контакт, наклон вперед, кивок в знак согласия и т. д.
Также, вы можете продемонстрировать свой энтузиазм, объяснив, почему вам нравится эта работа, какие аспекты привлекли вас при приеме на работу, какие преимущества и идеи вы можете привнести в работу, почему вы заинтересованы в компании, и задав хорошие вопросы.
Организационная пригодность
Как хорошо вы впишетесь в организацию? Есть ли у вас черты характера, схожие с другими сотрудниками, добившимися успеха в компании? Что вам больше всего нравилось в работе на предыдущей работе?
Рекрутер попытается определить тип рабочей среды, в которой вы ранее преуспели, и сравнить ее с рабочей средой текущей компании. Компании имеют разные условия работы, организационные ценности и культуру.
Продемонстрируйте свою организационную пригодность, приведя примеры ваших прошлых достижений, уровень взаимодействия с членами команды и другими отделами, взаимодействия с клиентами, типов проблем, с которыми вы столкнулись и которые решили, и того, как вы применяете свои навыки и знания на благо компании.
Рабочие навыки
У вас есть необходимые навыки для успешного выполнения работы? Приведите подробные примеры, демонстрирующие, что вы обладаете необходимыми навыками для хорошего выполнения работы.
Примеры навыков, которые оцениваются во время собеседований, включают коммуникативные навыки, способность решать проблемы, ориентацию на обслуживание клиентов, лидерские качества, способность принимать решения и способность проявлять инициативу.
Работа в команде
Умеете ли вы хорошо работать с другими? Как вы работали в команде в прошлом? Какова была ваша роль, вы осуществляли поддержку или руководство командой?Интервьюер будет оценивать ваши навыки работы в команде и то, как вы сотрудничаете с другими.
Приведите примеры проектов, в которых вы работали в команде, укажите, в чем заключалась ваша роль, подробно расскажите о своем вкладе и идеях и подчеркните, как вы помогали другим в команде, например, опираясь на идеи, предложенные другими.
Гибкость
В сегодняшней среде, где происходят постоянные изменения, важна гибкость. Насколько хорошо вы приспосабливаетесь к изменениям? Как вы справляетесь с изменениями, неопределенностями или непредвиденными обстоятельствами и сроками? Как вы планируете и предвидите изменения?
Продемонстрируйте примеры ситуаций, в которых вы столкнулись с изменениями и неопределенностью, подчеркнув, в чем была проблема и как вы справлялись с ней, а также поделитесь результатом или результатами.
Опыт работы и квалификация
Справитесь ли вы с этой работой? Вы делали подобную работу раньше? Каковы были ваши достижения на предыдущих должностях? Что вы знаете и понимаете о работе? Что вы знаете о компании? Какое у вас образование и квалификация для выполнения работы? Как ваша квалификация позволяет вам добиться успеха в этой работе?
Продемонстрируйте, что вы хорошо понимаете требования к должности и то, что нужно для достижения успешной работы на ней. Приведите примеры своих прошлых достижений и наметьте, какой вклад вы можете внести при получении желаемой должности.
Подчеркните свой опыт работы и свое образование. Расскажите про любое дополнительное обучение, которое вы прошли для улучшения своих навыков и знаний.
Общее впечатление
Кандидаты на вакансии также оцениваются на основе общего впечатления, которое интервьюер формирует о кандидате.
Факторы, которые могут повлиять на общее впечатление, включают вашу уверенность, пунктуальность, позитивное отношение, знания, заинтересованность, качество ответов, типы задаваемых вопросов, стиль одежды, язык тела, внимательность, благодарность, порядочность и уровень самосознания.