Как подготовиться психологически к драке

Как я перестал бояться уличной драки

Как подготовиться психологически к драке. Смотреть фото Как подготовиться психологически к драке. Смотреть картинку Как подготовиться психологически к драке. Картинка про Как подготовиться психологически к драке. Фото Как подготовиться психологически к драке

За пять лет я прошел десять турниров по засечному бою, о котором рассказывал в предыдущей своей статье. Сделал я это не ради медалей, хотя два третьих места я все-таки отхватил. Причина была гораздо прозаичнее: всю жизнь я до ужаса боялся драки, особенно драки с несколькими противниками. И решил, что именно полноконтактные соревнования, где тебя от души лупят трое профессионалов, помогут мне побороть страх. Мои турниры отгремели, и вот пять важных вещей, которые я понял своей отбитой головой.

Как избавиться от страха

Как подготовиться психологически к драке. Смотреть фото Как подготовиться психологически к драке. Смотреть картинку Как подготовиться психологически к драке. Картинка про Как подготовиться психологически к драке. Фото Как подготовиться психологически к драке

Страх насилия и боли — это естественная реакция человека на опасность, ведь если не бояться физической боли и повреждений, можно засунуть руку в камнедробилку — мол, а чего, прикольно же? Этот страх защищает нас от излишних травм, но он же, если он гипертрофирован (а именно так у меня было с детства) мешает эффективно действовать — не только на улице, но и вообще в жизни.

С самого детства, при обострении ситуации вокруг меня, я ощущал неприятное сжимание сфинктера, как говорят в народе — играло очко. Появлялась слабость в ногах и смятение в душе, а затем ступор — я начинал смотреть на ситуацию как бы со стороны, и ничего не мог предпринять, тупо ожидая, когда это наконец кончится и от меня отстанут.

Конечно, в своих мыслях я представлял как наваляю обидчикам, или круто и с юмором отвечу на их слова, но, в реальности все снова происходило по старому сценарию.

После десяти турниров, полных боли и легких повреждений — вроде разбитых кулаков, ссадин на лице и шишек на голове — страх никуда не делся. Но исчезли его отрицательные последствия — ничего уже не играет, и нет слабости в ногах. Теперь я могу волевым усилием преодолев мандраж, бросить себя в бой. Я по прежнему смотрю как бы кино со стороны во время турнира — просто теперь я бегаю, бью и уклоняюсь от ударов и именно контролируемый страх позволяет мне это делать быстрее и сильнее. Ведь получить по голове до сих пор очень не хочется.

Во время турниров я столкнулся с таким понятием как «выгорание психики». Причем столкнулся практически лбом. Один из турниров был частью дня боевых искусств в нашем городе. Мы выступали вслед за каратистами, а они затянули соревнования, и поэтому в бой мы пошли на час позже.

Весь этот час я ходил взад-вперед в коридоре, мысленно готовясь к соревнованиям и в итоге настолько устал психически, что сил не было вообще ни на что. То есть странное состояние — физически ты бодр и весел, хоть сейчас в бой, а внутри — щемящая серая пустота и одна только мысль: «Я сейчас выйду, меня ударят, я упаду, и все закончится». Стоит ли говорить, что именно так все и произошло?

После этого я понял, что нужно что-то менять. Я придумал принцип «десяти минут» и применял его на засечке. Пока наш инструктор Рудияр не командовал переодеваться и разминаться к бою (а это обычно происходило именно за десять-двадцать минут до реальных сходов) я отвлекал себя от мыслей о турнире любым доступным способом — рассказывал друзьям анекдоты, шутил, ржал как конь над их шутками — в общем балагурил как мог, перебивая всякую попытку психики сосредоточится на соревнованиях. Так я, человек обычно довольно молчаливый и осторожный в общении, научился, когда надо, быть болтуном и трепачом-балагуром. А что поделаешь, психика дороже.

Самое же забавное, что через несколько лет после «изобретения» этого принципа, я выяснил, что придумал велосипед — наш известнейший боец Федор Емельяненко, в том числе и за невозмутимость прозванный японцами «Последним Императором», перед выходом на бой — играет в карты и рассказывает анекдоты, балагуря с тренером и своей командой в раздевалке.

Как провести последние десять минут перед боем

Рудияр дает команду, мы переодеваемся и начинаем разминаться. Теперь уже не до анекдотов, страх снова начинает подкрадываться из глубин психики. Именно в этот момент я использую свою «технику пустой головы». Не помню, где я ее взял, скорее всего модифицировал что-то из психологической подготовки на тренировках.

В таком режиме можно пробыть как раз десять минут. Дольше — можно перегореть, так же, как от ожидания. Еще лучше задать про себя какой-нибудь словесный ритм. Стихи или песню, или молитву, если вы религиозны. Этот ритм не даст страху подчинить вашу психику.

Ваш капитан очевидность: соревнования веселее драки

После десяти турниров и пяти уличных драк стоит сказать, что разница между ними огромна. Очевидно, потому что любая драка начиналась с очень неприятных эмоций — неожиданного негатива в мою сторону от очередного персонажа. И уже после обмена ударами всегда остается адреналиновая волна, которая начинается во время противостояния, и не сходит еще долго после него. Нашим волосатым предкам она помогала долго бежать от саблезубого тигра или за вкусным мамонтом, но я-то не волосатый и не предок, и для меня это дополнительная нагрузка на психику. И как вишенка на торте, в дополнение к адреналину появляется сожаление — зачем я вообще пошел этой дорогой или связался с этим человеком.

Другое дело соревнования — ты прекрасно знаешь, что тебя там отпинают. Ты едешь к старым и проверенным товарищам, с четкой целью — получить люлей и закалить психику. Ты приезжаешь, тебя жестко метелят, и после этого начинается самое классное.

Приходит состояние умиротворения и легкости, так как переживания, которыми ты терзался перед соревнованиями, ушли, задачи ты выполнил, опасности избежал и теперь мир изменился — как будто на видео вместо 360 качество стало 1080. Краски ярче, эмоции — чище, еда вкуснее, а шутки — смешнее. Кажется, за этим же ощущением послевкусия экстремалы лезут в свои горы или ныряют в глубины морей. Мир реально становится немного другим. Хотя бы на несколько часов после соревнований.

После турнира драку воспринимаешь как что-то не страшное

Этот психологический эффект я заметил еще во времена занятий славяно-горицкой борьбой (об этом я рассказывал в статье про правила зимней драки). Там мы часто устраивали схвалку-сцеплялку, где довольно качественно метелили друг друга в толпе. После этого, идя домой и наблюдая вокруг компании сомнительных и неприятных личностей, я не испытывал привычного страха быть избитым — ибо чего бояться, если тебя только что от души метелил десяток друзей.

Этот же эффект, но гораздо более сильный, появлялся после соревнований. Накал эмоций во время боев и между ними настолько силен, что конфликт на улице становится чем-то неважным, мелким, как комар, пищащий над ухом, и ты познаешь всеобщее, глобальное спокойствие. И даже во время реальных конфликтов, когда приходится драться на улице, а они были уже после того, как отгремели десять турниров, ты чувствуешь все то же спокойствие. Просто накатывает волна эмоций, ты лупишь негодяя, и после этого возвращаешься в свое обычное состояние.

Конечно, после трех лет, проведенных без турнирной встряски, эффект слегка подрастерял остроту, но он все равно остался, позволяя мне воспринимать уличный конфликт как что-то неприятное, но при необходимости возможное, то есть можно считать, что мое желание перестать бояться драки, исполнилось.

Источник

Психологическая подготовка к бою — как преодолеть страх

Как подготовиться психологически к драке. Смотреть фото Как подготовиться психологически к драке. Смотреть картинку Как подготовиться психологически к драке. Картинка про Как подготовиться психологически к драке. Фото Как подготовиться психологически к драке

Человечество за свою долгую историю перепробовало множество методов преодоления чувства страха, возникающего у большинства людей перед боем и сопровождающего многих из них в процессе схватки. Например, прусский король Фридрих Второй (царствовал в 1786—1797 гг.) заявлял, что «солдат должен бояться палки фельдфебеля больше, чем вражеской пули»! На языке науки его рекомендация означает выработку привычки действовать нужным образом независимо от того, что творится в душе. Может быть, сердце уходит в пятки, но человек получил приказ (или сам себе приказал) и ринулся в бой.

Известно также, что люди совершали и совершают чудеса героизма из ненависти к врагу, благодаря пониманию своего долга перед родиной (или перед семьей, кланом, партией, друзьями). Однако все методы такого рода не решают главной проблемы: чувство страха никуда не уходит, просто человек его преодолевает сознательным усилием воли.

К числу именно психологических методов следует отнести, прежде всего, прием психотропных препаратов. Так, по одной из версий, знаменитые берсерки принимали перед битвой настойку мухомора. В результате у них полностью исчезал страх, возникала неистовая ярость, обострялись реакции, возрастала мышечная сила. В нынешнюю эпоху этот метод нередко используют бойцы спецподразделений и секретные агенты, действующие в одиночку в сложной ситуации.

Как преодолеть страх перед боем

Следующий метод состоит в том, что все внимание бойца сосредоточено на процессе действия. При этом сознание не привязано к возможным результатам и последствиям, как положительным, так и негативным. Его оценочная функция как бы отключена, работают только механизмы ориентации в пространстве, восприятия противника, управления движениями, причем работают они в автоматическом режиме. Противник для бойца, полностью погруженного, в действие, не более, чем оживший манекен, стимулирующий необходимые двигательные реакции. Поэтому он абсолютно спокоен, раскован, действует решительно и последовательно. Подобный алгоритм действий становится возможен благодаря самопрограммированию, но только при условии наработки соответствующих стереотипов поведения на многочисленных тренировках (спарринги, работа на тренажерах).

Ещё один метод — это вхождение в образ. Он широко использовался и используется в так называемых «звериных стилях» ушу, в нин-дзюцу, в некоторых индийских школах. Суть метода в том, что человек внушает сам себе посредством определенных процедур (либо это делает его наставник) будто он стал кем-то другим. Например, хищным зверем, являющимся тотемом его рода, или существом божественного происхождения. Собственная психика полностью подчиняется этому существу (а фактически, некой модели собственного сознания), которое полностью берет на себя управление поведением данного субъекта во время схватки.

Психологическая подготовка бойца

Еще один метод связан с религиозным экстазом самопожертвования. Примером достижения подобного состояния могут служить смертники-террористы в Иране, Ираке, Палестине, Ливане, Индии и других странах. Существенно то, что все они являются глубоко верующими людьми. В частности, они искренне убеждены, что существует «жизнь после смерти», что они окажутся в раю, где будут наслаждаться вечным блаженством в награду за свой подвиг.

Наконец, существует метод обретения невозмутимости духа. Его культивируют даосы, чань и дзэн-буддисты. Невовлеченность в переживания позволяет им сохранять стабильное состояние психики в любых экстремальных условиях. Боец, находящийся в подобном состоянии, реагирует на события целостно и спонтанно, действует молниеносно. Здесь сознание и бессознательная сферы интегрированы в единое целое, вследствие чего эмоции не могут влиять на поведение. Однако дойти до подобного результата удается немногим, и то лишь через несколько лет ежедневных психофизических упражнений.

Таким образом, наиболее приемлемыми для большинства практиков являются, в принципе, второй и третий способы из числа названных — «внимание на процессе действия» и «вхождение в образ«.

Источник

Немного о психологической подготовке к рукопашному бою

загадочный шаолиньский монах

Как победить страх и боль, как эффективно действовать в бою?

Правила современного реального уличного боя жесткие: если ты не настроен уничтожить своего врага – ты труп! Может, на соревнованиях спортивная злость помогает победить противника, но в реальной уличной драке желание «просто ударить» разобьется о желание противника «убить!».

Шаолиньский монах в стойке у водопада

С эмоциями человек столкнулся тогда, когда первый раз ударил своего собрата многие лета назад, и уже тогда пришло открытие, что точнее и сильнее бросает копье тот, кто узнал, как перестать бояться, кто обратил свой страх ярость на врага. Этот опыт универсален и эффективен! Давно уже изменились условия жизни, технический прогресс, цивилизация сделала скачок вперед, но «конструкция человека» не изменилась и слово «смерть», так же, как и тысячу лет назад означает «гибель, небытие» и пугает своей близостью современных бойцов точно так же, как и их далеких предков. Ощущения людей не изменились, значит, существуют алгоритмы прошлой психофизической подготовки, которые можно и нужно применять в нашем современном мире, в условиях рукопашного боя.

…Немного об истории проблемы. Различают три кардинальных подхода к тренировке духа: дальневосточный, северный (нордический) и современный.

Шаолиньский монах держит ведра на вытянутых в стороны руках

Стал широко известен с распространением т.н. школ боевых искусств (в этом словосочетании акцент делался на слове «искусств», «боевое» присутствует зачастую чисто номинально): карате, айкидо, у-шу и т.д. Суть подхода Востока в том, что боец пытается максимально подавить свою эмоциональную реакцию на силовой конфликт, доведя свою психику до так называемого состояния «абсолютного нуля» или «пустоты». Плюс этой формы боевого психотренинга – возможность принимать решения «незамутненным вихрями страстей и эмоций» взглядом. Существенный минус – очень сложно оставаться абсолютно спокойным и невозмутимым в горячке боя, как сохранить самообладание в ситуации, когда рядом с тобой гибнут люди, твои боевые товарищи, когда ты вынужден сам применять против людей силовое подавление, вплоть до уничтожения. Втройне сложно научиться этому за два-три месяца подготовки. Требуется многолетняя практика с рядом продолжительных ежедневных упражнений. Данные упражнения заимствованы из культурной монастырской традиции, где процесс обучения послушника боевым искусствам был рассчитан на долгие годы.

Шаолиньские монахи стоят на головах

«Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу?» (Ответ славянского вождя Даврита аварскому кагану).

«Воины Одина шли в бой без кольчуг и щитов, и они были сильны как быки и медведи, и они были свирепы как волки и вепри. Мужей они убивали как слепых щенков, и ни сталь, ни огонь не могли с ними поделать ничего. Вот ЭТО и называют ЯРОСТЬЮ БЕРСЕРКОВ». (Сага об Инглингах).

На Руси тоже были единоборства и традиции русского рукопашного боя. Были и свои элитные воины, их называли бескольчужники, бояре (яростные воины, элита княжеской дружины), рыкари или обоерукие. Мы их знаем по сказкам как богатырей.

Воин, желающий обрести духа-покровителя (чаще всего это был волк или медведь), должен был сразиться с ними в одиночку и обнаженным. Поэтому враги так боялись рыкаря или берсерка – не каждый человек способен пойти в одиночку на волка или медведя, а прошедший через это испытание сам становился более опасным, чем поверженный им зверь. Нужно было испить горячей крови убитого зверя и снять с него шкуру, которая потом носилась как одежда-оберег (слово «берсерк» переводится буквально как «медвежья рубаха», «рыкарь» – рычащий как зверь, отсюда и происходит слово «рыцарь», по одной из версий). Боевым криком яростных воинов был звук «Ярь!» или «Ра!», превратившиеся позднее, в связи с обрубанием языческих корней, в наше современное «Ура!».

Древние летописи сохранили для нас рассказы о князьях, ходивших в юности в одиночку на медведя и кабана, это остатки древних воинских инициаций.

«…Мы обезумев от гнева дрались, веря в бессмертие душ,
Станет погибший не горстью земли, а стражем в небесном саду…
Наши предки не боялись смерти, они верили, что погибший в бою попадет в лучший мир, Ирий-сад, к предкам – Богам!
О, вижу я отца своего, вижу мать и сестер с братьями. Они призывают меня, зовут мое место занять рядом с ними в Ирии, где вечно живут герои.
Арабский купец Ибн Фадлан о русах в минуту смерти.
А когда умрешь ты, встретят тебя дед твой и бабка. О, как радостно им будет: «Доселе слезы мы лили о душе твоей, а теперь она вечно с нами пребудет в Ирие
».
(Велесова книга).

В начале 1990-х гг. полковник американского сводного взвода на совместных учениях с нашими спецназовцами, подсев к костру, на хорошем русском языке сказал фразу, которая вскоре стала крылатой: «… я не хотел бы воевать с вами, в ваших лесах и полях, пусть даже у вас будут дубинки, а у нас самолеты и танки…».

Шаолиньские монахи в стойках

На психику бойца действует ряд факторов: боль, страх, эмоции. Нейтрализация неуверенности, когда нет идеологической опоры и цели, хотя бы частичная, увеличивает результативность действий человека в несколько раз. Важен не только момент боя как таковой, а еще предбоевое и постбоевое состояния!

Эмоциональные реакции можно разделить по этапам боя: вход в схватку, схватка, постбоевое состояние. На каждом этапе свои сложности и если одному человеку достаточно легко сделать шаг вперед и окунуться в пучину боя, то другому этот переход дается очень и очень трудно.

Трудность на этапе входа проявляется в виде так называемого «внутреннего монолога». Поведение в экстремальной ситуации полностью зависит от «внутреннего монолога». Так, по оценкам психологов, 80% солдат, участвовавших в боях Великой Отечественной войны, не видели куда стреляют, не понимали цели боя, впадали в ступор. Это касается бойцов любой армии любой страны. «Внутренний монолог» в момент боя означает, что бойцы не контролировали свои мысли, и эти мысли начинали «атаковать» своего «хозяина», что приводило к перегрузке мозга, сильному эмоциональному и психологическому возбуждению. Наши мысли претворяются в реальность: если на марше пришла мысль «не могу…» — значит, не дойдешь, пусть через пару километров, но силы покинут тело, т.к. физические силы не держатся без психологического каркаса!

Шаолиньские монахи тренируются

Для того, чтобы познать свой волевой порог и познакомиться со своим «Я», существует очень простое упражнение: вы начинаете отжиматься от пола, не ставя перед собой ни временные, ни количественные рамки. В процессе упражнения обратите внимание на мысли, которые начнут вас посещать, запомните самые яркие и на каком повторении они пришли. После этого вы составляете схему «нежелания», по которой сможете проверять себя и свой волевой порог. Так у вас может быть: 15 раз – «зачем я это делаю», 25 – «не хочу», 35 – «не буду», 45 – « не могу», 60 – «все, умираю» и т.д. Отслеживая эти изменения мыслей, вы увеличите свои возможности, и в первую очередь, психологические.

Шаолиньский монах разбивает кирпичи

Война и рукопашный бой сопровождаются болью физической и душевной. Физическая боль вызывается ранениями, травмами, ударами, ушибами. Душевная боль возникает из-за утраты близких людей, сопереживания чужой боли и страдания. Сейчас мы будем разбирать работу с физической (телесной) болью.

Телесная боль делится на два вида: быстрая и медленная.

Интенсивность болевых ощущений очень сильно зависит от силы воли бойца, его эмоционального состояния и настроя. Можно сделать самому себе операцию без анестезии. Один из авторов этой статьи у дантиста удалял нерв из зуба с минимальными переживаниями и без всякого обезболивания. Как проводится волевая и эмоциональная накрутка? Ощути ярость и ненависть к источнику боли, чем сильнее боль, тем сильнее ярость и ненависть, доведи их до максимума, продержи на максимальном уровне некоторое время, а потом сделай их еще сильнее. Можно наоборот, абстрагироваться от своей боли и того, что (кто) ее причиняет. Для этого взгляни на себя со стороны, как на нечто постороннее: вот дергается чье-то тело, интересно, ему очень больно, долго оно продержится?

Центры боли и удовольствия в головном мозге находятся по соседству. За счет определенных вещей можно гасить болевые импульсы посылами из центра удовольствия. Это помогает держать сознание ясным, а тело – работоспособным. Проще всего в момент получения болевых раздражений вспоминать сексуальные переживания, накладывая их на боль. Чем сильнее боль, тем интенсивнее и приятнее воспоминания «об этом». Мазохизм – это болезнь, но дозированный мазохизм необходим для бойца.

Боль вызывает определенную телесную реакцию – лицо изменяется («от боли лицо перекосило»), сам человек зажимается и напрягается, дыхание или замирает («аж в зобу дыханье сперло»), или становится учащенным и поверхностным. Убирая эту реакцию, можно понизить уровень боли. Расслабь лицо, шею, плечи, дыши легко и глубоко, улыбайся.

Навязывая контролируемое сосредоточение на каком-либо образе, эмоции или дыхательном ритме, можно контролировать боль. Один из приемов: задержи дыхание на глубоком вдохе и внутренним голосом скажи – мое тело-гранит, огромная холодная скала, ощути себя бесчувственным камнем, глыбой, увидь каменную громаду со стороны. Максимально задерживая дыхание после каждого растянутого вдоха и выдоха легко сохранять концентрацию на образе любого предмета, неспособного ощущать боль. Кто владеет «неспортивными» методиками проведения допроса, знает: истинным показателем очень сильной боли являются не крики, и не гримасы, а расширение зрачков, эту реакцию сложно подделать. Опять же, убирая ее, мы уменьшаем боль. Зрачки у человека сильно сужаются при взгляде на источник света. Для этого нужно глядеть на солнце, огонь, лампу или ощущать себя пламенем, чувствовать, как оно струится по венам и жилам, ревет, бушует и выжигает боль.

шаолиньские монахи тренируются

шаолиньские монахи бьют по воде

Эмоции отличают людей от животных, во многом благодаря им мы являемся прогрессирующим и самым развитым видом на Земле. Но самозащите в экстремальной ситуации они очень мешают, «атакуют» очень активно, одна из самых сильных эмоциональных реакций – страх! Страх формируется у человека еще при рождении. Эта реакция сводится к трем основным функциям поведения: БЕГИ, БЕЙ, БОЙСЯ!

шаолиньский монах вниз головой

В парной отработке используется следующее упражнение: один проводит ряд ударов, атакующих действий по воздуху перед лицом напарника, тот отслеживает участки мышц, скованных напряжением. При повторе упражнения, исполнитель, на выдохе расслабляет напряженные участки, с расслаблением уходит страх. Привязка страха к мышечным напряжениям известна давно: поэтому отсутствие напряжения – это отсутствие страха!

Как продолжение, отрабатывают упражнение «бросок в бой». После вышеперечисленных действий исполнитель, определив негативные ощущения, усиливает их и начинает наносить серии ударов в ответ, на расстоянии от напарника. Скорость и сила возрастают многократно, т.к. эмоциональный порыв направляется в физическое русло. О страхе все забывают!

Следующим способом нейтрализации отрицательных реакций является наращивание «уверенности». Ведь уверенный человек – это человек, на 50% готовый к бою. «Если ты не испугаешься – испугаются тебя!». Психотренинг по отработке уверенности: нужно подумать о каких-то совершенно неоспоримых вещах: я уверенно стою на ногах, хожу по земле и не падаю; уверенно подношу ложку с супом ко рту, а не к уху и т.д. Если вы это делаете, то и сможете вести бой, будьте в этом уверены!

Самозащита становится менее эффективной, если во время боя обращать внимание на правильность боевых элементов и техник рукопашного боя. Это мощный блок сознания. Но в бою важен результат, а не правильность исполнения техник, поэтому «будьте вне оценок», ставьте перед собой цель – результат!

Еще одна помеха. Эффективной самозащите мешают внутренние барьеры и комплексы. Многие люди так или иначе не удовлетворены собой, и даже в бойцовской среде встречаются индивидуумы, сетующие на свой рост, вес, морально-психологический особенности и т.д. Это очень большая помеха. «Примите себя», т.е. переберите все свои минусы и неудачи, посмотрите на себя с ними! Ведь если бы у вас не было недостатков, то зачем вообще совершенствоваться и жить!

шаолиньский монах бьет по воде

В процессе схватки страх очень часто зажимает и сковывает нас. Для преодоления страха предлагаем несколько хитростей перед дракой.

Страх влияет как на мышцы тела, так и на мимику лица, атакуя его эмоциями! Оскал во всю пасть позволяет сбросить оцепенение. Этому же способствуют: жевание, сжимание зубов до ломоты. Если жмурить и вытаращивать глаза с последующим расслаблением, то тоже возникает эффект понижения страха. При необъяснимом чувстве тревоги, которое не отображается на физическом уровне, можно использовать контроль дыхания – когда вы в течение небольшого времени просто следите за дыханием, шипением, рыком, полным вдохом и выдохом!

В пост-боевом или пост-конфликтном состоянии, когда эмоции уже на пике и требуют выхода, люди могут совершать ряд необдуманных действий, которые могут повредить собственному здоровью. Психическое напряжение после единоборств спадает медленно, поэтому для помощи себе самому можно выполнять щипки, отжимания от пола, бой с воображаемым противником, контроль дыхания в течение 1-2 минут, а также помогает процесс растирания ушей! Наиболее динамическое действие – бег на месте на скорость; усталость после бега мигом вытеснит все боевые и остаточные ощущения!

шаолиньский монах медитация

шаолиньский монах в стойке

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *