Как подключить adat к компьютеру
Что такое ADAT? Всё что нужно знать о протоколе соединения
История
Хотя в наши дни мы ассоциируем слово ADAT с небольшим квадратным соединителем, иногда с небольшим красным светом посередине, это не всегда было тем, о чем мы думали, когда слово ADAT упоминалось в профессиональных кругах.
Впервые ADAT появился на горизонте еще в 1991 году, когда на NAMM 1991 компания Alesis анонсировала 8-трековый цифровой аудиомагнитофон на основе кассет S-VHS, который чаще использовался для видеозаписи. Рекордер ADAT ( Alesis Digital Audio Tape) и его более дорогой родственник — Tascam DA88, в котором использовались ленты Hi-8, обладали рядом передовых на то время функций. Каждая машина могла обрабатывать 8 дорожек цифрового звука, и можно было подключить несколько дополнительных машин для увеличения количества записываемых дорожек. В то время они оказали огромное влияние на всю индустрию.
За последующие годы было выпущено несколько различных моделей. Все началось с оригинального ADAT (известного также как Blackface) и ADAT XT, оба они использовали формат ADAT Type 1 и записывали в 16 бит. Более поздние модели, XT-20, LX-20 и M-20, предлагали 20-битную запись и использовали формат ADAT Type II. Каждое устройство работало с теми же ленточными носителями S-VHS. К слову, ленты, записанные с использованием более старого формата Type I, можно было бы использовать в более современных машинах Type II, но не наоборот.
Одной или несколькими машинами ADAT можно было управлять с помощью Alesis LRC (little remote control — маленький пульт дистанционного управления), который предлагал наиболее часто используемые функции. Для полного контроля Alesis создали более крупного родственника, названного BRC (big remote control — большой пульт дистанционного управления), который включал в себя множество других функций, недоступных на автономных машинах ADAT, таких, как наименование песен, больше точек локализации и синхронизация временного кода MIDI.
Что такое ADAT?
Но какое отношение имеет магнитофон ADAT к оптическому разъему цифрового аудио, который мы теперь знаем как ADAT? Одной из особенностей цифровых аудиорекордеров ADAT было то, что компания Alesis использовала стандартный оптоволоконный кабель Toslink, который был еще более старым цифровым стандартом, изобретенным в 1983 году компанией Toshiba и называвшимся TOShiba-LINK, и использовал прямоугольные разъемы EIAJ / JEITA RC-5720. До тех пор формат Toslink использовался для передачи цифрового аудио формата стерео SPDIF по оптическим кабелям. Но Alesis принял формат для передачи 8 каналов цифрового звука с разрешением 48K / 24 бит и был официально назван ADAT Optical Interface и более широко известен в то время как ADAT Lightpipe. В наши дни он был сокращен до ADAT, бывшего названия оригинальных цифровых записывающих устройств, для обозначения 8-канального цифрового оптического аудиоформата.
Другие преимущества формата ADAT lightpipe заключаются в том, что он поддерживает «горячую замену», что означает, что устройства не нужно отключать для подключения или отключения, хотя рекомендуется отключать студийные мониторы при повторном подключении, так как вы можете получить сторонние шумы или всплеск при установке соединения. Формат оптического соединения позволяет избежать контуров заземления, которые могут вызывать гудение и другие неприятные проблемы со звуком.
Первоначальный дизайн Alesis поддерживал до 8 каналов цифрового звука 48K / 24bit. Чтобы обеспечить более высокие частоты дискретизации, формат Lightpipe был изменен с использованием техники «разбиения на бит», разработанной компанией Sonorus. Используя «мультиплексирование выборки», более известные как S/MUX, для краткости, эта система позволяла использовать 4 канала с частотой до 96 кГц или два канала с частотой до 192 кГц по одному оптическому кабелю. Вот почему вы часто видите несколько разъемов Toslink ADAT на цифровом аудиооборудовании, чтобы, используя несколько оптических кабелей, пользователь мог поддерживать количество каналов при использовании более высоких частот дискретизации.
Как ADAT используется сегодня?
Благодаря ADAT Lightpipe, оригинальная концепция Alesis, заключающаяся в возможности легко расширять студийную установку, добавляя блоки, вместо того, чтобы менять оборудование на новое с большим количеством входов.
Чаще всего производители интерфейсов добавляют порты ADAT к своим интерфейсам, чтобы вы могли легко увеличить количество входов в звуковую карту. Например, вы можете купить небольшой настольный интерфейс всего с парой микрофонных входов. Затем купив многоканальный микрофонный предусилитель с выходом ADAT, вы можете увеличить количество микрофонных входов, которые можно использовать с вашей DAW-программой, от 2 до 10.
Понимание синхронизации
Как только вам нужно соединить два или более устройств вместе цифровым способом, нужно подумать о «тактировании». Цифровые аудиосигналы имеют кадры, как видео и фильмы. При цифровом соединении аудиооборудования мы должны убедиться, что эти «кадры» синхронизированы. Если вы этого не сделаете, то будете слышать щелчки и треск. Чтобы их исключить, нужно убедиться, что все ваши соединенные между собой устройства следуют одним и тем же часам, чтобы все кадры начинались одновременно.
Если вы соединяете два устройства вместе, самое простое, что нужно сделать, — это установить Clock Source принимающего устройства, чтобы использовать вход ADAT в качестве источника синхронизации. Например, если мы используем интерфейс Apollo, то заходим в программное обеспечение консоли Apollo Edit / Settings, где увидим диалоговое окно (на изображении справа).
Аудио-интерфейс: типовые подключения
Аудио-интерфейс — это сердце любой современной домашней студии. Доступные во всех размерах, цветах и вариациях, недорогие интерфейсы также предлагают широкий спектр функций, которые иногда ошеломляют непрофессионала. В этом посте я более подробно расскажу о технологии и основных функциях аудио-интерфейсов.
Аудио-интерфейс, также известный как звуковая карта, является сердцем вашей домашней студии наряду с домашним записывающим компьютером. Это интерфейс между вашим микрофоном или инструментом и персональным компьютером. Он доводит сигналы, поступающие через микрофонные предусилители или инструментальные входы (входы Hi-Z) до рабочего уровня, преобразует эти аналоговые сигналы в цифровые (аналого-цифровое преобразование), а затем отправляет их через USB, Firewire или аналогичное соединение. к вашему компьютеру. И наоборот, все цифровые сигналы, поступающие с компьютера, преобразуются в аналоговые (цифро-аналоговое преобразование) и отправляются через выходы на динамики монитора (линия) или наушники (выход для наушников).
1. Типовые подключения аудио-интерфейса
Одним из наиболее решающих факторов при выборе правильного аудио-интерфейса является разнообразие подключений. Какое соединение с компьютером вам следует использовать, сколько аналоговых входов вам нужно и нужны ли вам цифровые соединения — все это вопросы, которые возникают при поиске подходящего аудио-интерфейса.
1.1 Подключение к ПК
В конце концов, не имеет значения, какое подключение к компьютеру вы выберете. Основным критерием при выборе аудио-интерфейса должно быть то, что он имеет достаточно подходящих аудио подключений для вашего предприятия и что он определенно поставляется со стабильными драйверами, чтобы более длительные сеансы записи могли продолжаться без всяких проблем.
1.2 Аналоговые входы
Количество аналоговых входов, необходимых вашему аудио-интерфейсу, в первую очередь зависит от того, сколько каналов вы хотите записывать одновременно. Например, если вы хотите записать только свой голос и гитару, достаточно интерфейса с двумя-четырьмя аналоговыми входами, каждый со своим микрофонным предусилителем. Но если вы хотите записать ударную установку, вам понадобится как минимум восемь каналов с микрофонными предусилителями и возможность подключения дополнительных микрофонных предусилителей через линейные входы или цифровой интерфейс.
1.3 Аналоговые входы
Большинство аудио-интерфейсов также имеют выход для наушников. Но если вы хотите интегрировать аналоговое подвесное оборудование в свой рабочий процесс, вам потребуются дополнительные линейные выходы и входы. Для этого вам понадобится аудио-интерфейс, который либо уже имеет несколько таких подключений на плате, либо отдельный преобразователь AD/DA.
1.4 Цифровые подключения
1.5 Wordclock
Если, однако, устройства, которые не обеспечивают синхронизацию, связаны друг с другом в системе, либо одно из задействованных устройств, либо отдельный генератор синхроимпульсов должны обеспечивать основные часы для всех остальных. Для этого входы и выходы Word Clock на многих профессиональных интерфейсах выполнены в виде разъемов BNC, которые соединяются друг с другом через коаксиальные кабели.
В домашней студии Word Clock не имеет большого значения, поскольку многие аудио-интерфейсы меньшего размера в любом случае не имеют таких соединений. Если вы хотите добавить в свою установку аналого-цифровой преобразователь, вы должны внимательно проверить, нужно ли подключать соединения синхронизации слов, если таковые имеются.
1.6 MIDI-соединения
Однако в домашней студии классические MIDI-соединения становятся все менее и менее важными, так как почти каждая современная клавиатура и синтезатор передает MIDI-информацию через USB. Поэтому, если вы не хотите интегрировать старые синтезаторы в свою установку, вам не обязательно устанавливать эти соединения в вашем аудио-интерфейсе.
2. Типовые функции Аудио-интерфейса.
После входов и выходов теперь речь идет о внутренней части вашего аудио-интерфейса. По сути, у него всего четыре задачи: усилить входящие сигналы, преобразовать аналого-цифровой, преобразовать цифро-аналоговый и снова усилить исходящие сигналы. Но начнем с входящих сигналов:
2.1 Микрофонный предусилитель
2.2 Инструментальный вход (HI-Z)
2.3 Аналого-цифровое преобразование
2.4 Цифро-аналоговое преобразование
2.5 Мониторинг с нулевой задержкой
Важно хорошо контролировать каждую запись — вы должны слышать, что играете, чтобы при необходимости отреагировать. Но если вы отправляете сигнал через свой компьютер, возникают так называемые задержки. Это временные задержки, которые могут отрицательно сказаться на ощущении от вашего инструмента во время записи. В таком случае может помочь мониторинг с нулевой задержкой, который предлагают большинство современных аудио-интерфейсов. Сигнал, поступающий на микрофонный предусилитель, немедленно и без задержки направляется на желаемый выход — в основном на студийные мониторы или выход для наушников. Это экономит время, которое потребуется вашему компьютеру, и поэтому может воспроизводиться без задержек.
2.6 Эффекты DSP
3. Программное обеспечение аудио-интерфейса.
Когда дело доходит до стабильности системы и удобства использования вашего аудио-интерфейса, программное обеспечение имеет большое значение в дополнение к обширному и высококачественному аппаратному оборудованию.
3.1 Драйверы устройств
3.2 Аудиобуфер, размер выборки и задержка
3.3 Внутренний смеситель
Внутренний микшер — это сердце программного обеспечения и центр управления аудио-интерфейсом. Здесь вы можете, например, изменить маршрутизацию входных и выходных каналов или настроить мониторинг для разных музыкантов. Микшер часто имеет второстепенное значение с небольшими интерфейсами, но становится все более важным по мере увеличения количества каналов. Если вы хотите записать много каналов одновременно и обеспечить мониторинг для нескольких музыкантов, настройка микшера может быстро стать сложной задачей.
Заключение
Будь то два или 32 канала — современные аудио-интерфейсы предлагают широкий спектр функций. Конечно, требуется некоторое время на обучение, чтобы понять все функции вашего аудио-интерфейса и научиться эффективно их использовать, но вы не должны позволять этому вас сдерживать. Найти подходящий аудио-интерфейс не так сложно, как может показаться, если вы заранее знаете, для какого приложения вы хотите его использовать. Однако с этим небольшим обзором функций у вас не должно возникнуть более серьезных проблем, и если вы хотите узнать об этом больше, лучше всего прочитать руководство Thomann по аудио-интерфейсам.
Как подключить adat к компьютеру
Сегодня на рынке имеется множество аудио интерфейсов для записи, которые, как и любое профессиональное звуковое оборудование отличаются разнообразием функциональных особенностей и ценой, что порой мешает остановить свой выбор на каком-то конкретном устройстве. Давайте же попробуем разобраться в основных характеристиках этих незаменимых студийных помощников.
20 лет назад практически все аудиокарты не поддерживали технологию Plug and Play, вследствие чего пользователям приходилось вручную настраивать I/O, DMA и IRQ адреса, чтобы исключить возникновение аппаратных конфликтов между устройствами, установленными на материнской плате персонального компьютера. Но с развитием технологии Plug and Play, устанавливать PCI аудиокарты стало значительно легче, а для владельцев ноутбуков отличным решением стали компактные PCMCIA карты. И все же некоторые неудобства остались – для установки аудиокарты приходилось выключать питание, снимать защитную крышку компьютера и искать свободные слоты расширения.
Многие музыканты приходят в замешательство при выборе аудио интерфейса, но в этом нет ничего удивительного. Необходимо определиться с количеством входов/выходов, выбрать стандарт передачи данных, а также учесть множество других технических характеристик.
Аналоговые входы и выходы
Во первую очередь, нужно определиться, в каких целях будет использоваться аудио интерфейс. Очень важно подобрать количество аналоговых входов и выходов для того, чтобы в скором времени не пришлось приобретать более дорогое и функциональное звуковое оборудование. В то же время, нет смысла переплачивать за лишние разъемы, которые не будут использоваться вообще.
Аналоговые выходы аудио интерфейса предназначены для воспроизведения аудио материала. Дополнительные выходы нужны для посыла сигнала на мониторы. При использовании внешних приборов обработки стерео входы/выходы выступают в качестве посылов/возвратов. Для начинающих музыкантов подойдет аудио интерфейс с небольшим количеством входов/выходов, с поддержкой совместимости нескольких устройств. Некоторые модели таких производителей как M-Audio, T.C. Electrоnic, Lexicon поддерживают совместимость до 4 аудио интерфейсов, что позволяет при необходимости увеличить количество входов и выходов.
Цифровые входы и выходы
— передача цифровых данных с одного устройства на другое происходит в виде последовательности единиц и нулей, вследствие чего информация, поступившая на второе устройство, является абсолютно идентичной переданной, без каких-либо шумов и помех, вызванных цифро-аналоговым преобразованием;
— нет необходимости настраивать уровень громкости на одном устройстве и уровень чувствительности на втором в целях устранения клипов.
Стандарты передачи данных
После определения количества и комбинации входов/выходов, необходимо выбрать стандарт передачи данных, наилучшим образом подходящий для решения поставленных задач.
Существует 5 основных стандартов: PCI, PCMCIA, USB 2.0, Firewire 400 и Firewire 800. PCI аудиокарты – это наиболее распространенное и проверенное решение для персональных компьютеров. К тому же между PCI картами практически исключены внутренние конфликты. Аудиокарты PCMCIA являются оптимальным вариантом для ноутбуков с их поддержкой. Преимуществом USB/Firewire аудио интерфейсов являются мобильность и возможность «горячего» подключения/отключения. Однако «горячее» подключение/отключение Firewire устройств не рекомендуется, так как возможно повреждение коммутационных портов на периферийном устройстве или на компьютере. Одновременное использование двух и более USB/Firewire аудио интерфейсов чревато возникновением проблем с назначением драйверов в звуковом редакторе или секвенсоре. Если пользователь все же останавливает свой выбор на USB/Firewire аудио интерфейсах, то он неизбежно сталкивается со слухами и фактами, которые окончательно вводят его в заблуждение. Некоторые считают, что стандарт USB абсолютно не подходит для передачи аудио и MIDI сигналов. Это связанно с тем, что в самом начале развития данная технология действительно имела некоторые технические недостатки. Но с появлением версий USB 2.0 и USB 3.0 можно с уверенностью сказать, что теперь передача данных осуществляется чрезвычайно точно. Стандарты USB и Firewire основательно закрепились на рынке аудио интерфейсов, так как многие производители звукового оборудования внедрили их поддержку в свою продукцию.
100-114 дБ. Данное понятие сравнивает максимальный уровень сигнала, который можно подать на аудио вход интерфейса с уровнем фонового шума, при отсутствии сигнала. Однако некоторые производители искусственно увеличивают соотношение сигнал/шум, автоматически заглушая выходной сигнал, если на аудио вход ничего не подается.
Динамический диапазон измеряет уровень шума при входном сигнале низкого уровня, что не позволяет электронным схемам аудио интерфейса заглушать канал. Именно поэтому динамический диапазон является более точной характеристикой.
Итак, всегда есть смысл выбирать звуковое оборудование с наименьшим уровнем шума, но на практике большинство людей на слух не смогут отличить, чем отличаются два аудио интерфейса с динамическим диапазоном 110 дБ и 120 дБ. Чаще всего высокий уровень шумов на записи вызван не качеством аудио интерфейса, а совершенно другими факторами.
И наконец, при выборе частоты дискретизации 192 кГц все плагины и программные синтезаторы будут использовать намного больше ресурсов компьютера и в разы уменьшать возможное время записи.
Сколько бы мы не искали, универсального аудио интерфейса для записи не существует. Каждый музыкант должен выбирать звуковое оборудование исходя из собственных потребностей. План действий следующий:
— определить максимально необходимое количество входов/выходов.
— выбрать формат передачи данных, который больше всего подходит.
— выбрать несколько аудио интерфейсов, удовлетворяющих всем техническим требованиям (как правило, 3 или 4 модели).
— подробно изучить спецификации всех аудио интерфейсов, узнать мнение профессионалов, прочитать отзывы или посмотреть видео обзоры.
— окончательно убедиться, что выбранный аудио интерфейс совместим с Вашим компьютером.
Хотя Alesis ADAT/Edit является «родной» картой Alesis в среде наших музыкантов все же наибольшей популярностью пользуются карты немецкой фирмы RME, особенно в профессиональных кругах, кто работает на MAC’ах. По слухам эти карты плохо работают под Windows, скорее всего они изначально ориентированы для профессональной работы для MAC.
Project Hammerfall Light DIGI 9636
К плате Project Hammerfall Light DIGI 9636 можно подключить дополнительный модуль Project Hammerfall DIGI 9636 EX, обеспечивающий дополнительные цифровой вход и выход формата ADAT Optical и вход/выход сигнала синхронизации Word Clock In и Word Clock Out.
При добавлении к плате Project Hammerfall Light DIGI 9636 платы Project Hammerfall DIGI 9636 EX получается система, позволяющая работать уже с 12 каналами 24-разрядного цифрового звука с частотой дискретизации 96 кГц при помощи интерфейса ADAT Optical и с 2 каналами 24-разрядного цифрового звука с частотой дискретизации 96 кГц.
При частоте дискретизации 48 кГц система из плат Project Hammerfall Light DIGI 9636 и Project Hammerfall DIGI 9636 EX позволяет работать с 24 каналами 24-разрядного звука через цифровой интерфейс ADAT Opitical и 2 каналами 24-разрядного звука, используя интерфейс S/PDIF!
Вторая серия плат вода/вывода цифрового звука для платформ Mac и PC, производимых фирмой RME, называется DIGI 96/8. Эти 4 платы прежде всего предназначены для построения систем записи и редактирования окончательного смикшированного звукового материала. Кроме того, они великолепно подходят для использования в различных вещательных програмно-аппаратных комплексах в составе основной монтажной или эфирной цифровой компьютерной станции.
Для плат цифрового ввода/вывода серий Project Hammerfall и DIGI 96/8 фирма RME выпускает дополнительные платы ввода и вывода аналогового звукового сигнала. К платам серии Project Hammerfall можно подключить одну входную плату и две выходных. Платы серии DIGI 96/8 могут быть соединены с одной входной и одной выходной платой. Как входные, так и выходные платы выпускаются восьмиканальные и четырехканальные. Первые называются AEB-8I и AEB-8O соответственно, и имеют восьми несимметричных входов или выходов, выполненных на четырех стереофонических 1/4″ разъемах джек. Четырехканальные платы имеют четыре симметричных входа или выхода, которые выполнены на четырех разъемах 1/4″ джек. Платы имеют 24-разрядные аналого-цифровые или цифро-аналоговые преобразователи, работающие на частотах дискретизации 44,1 или 48 кГц.
Параллельно с интерфейсом ADAT развивался и другой тип интерфейса, разработанный известной в музыкальных кругах компанией TASCAM. Как и ADAT формат TDIF предназначен для коммутации оборудования TASCAM. Так, благодаря этому интерфейсу можно соединить цифровой пульт с HD-рекордерами, где каждая дорожка будет на своем канале микшера. Все передается по цифре, что дает наилучшее качество при многократной перезаписи. Естественно, что для стыковки этих устройств с компьютером необходима плата, которая имеет TDIF интерфейс. Одной из таких плат является карта Tascam PCI-822
Данная плата довольно аскетична, она имеет только соединение R- Bus и вход/выход для синхронизации нескольких карт RPS-1. С другой стороны в ней нет ничего лишнего, так как ее функция – соединение периферийного оборудования и компьютера.
Мне удалось лично довольно плотно поработать с RPS-1, подключая различное оборудование Roland. Мои ожидания полностью оправдались. Карта очень хорошо себя ведет на всех стадиях записи. В нескольких словах хочется поделиться опытом как проходило «тестирование».
После установки платы в слот и соответствующих драйверов вы готовы к работе. В контрольной панели WINDOWS появляется значок RPC, щелкнув по которому, открывается контрольная панель самой карты.
Отстройка занимает несколько секунд (мне она вообще не потребовалась, все заработало сразу по умолчанию)
Первоначально к плате я подключил пульт Roland VM-3100 PRO, самый маленький цифровой пульт, который очень удобен именно в домашней студии.
Пульт имеет очень хорошие 24-х битные АЦП, которые намного лучше преобразователей многих компьютерных плат. Кроме этого в пульте есть весь спектр обработки, которая не помешает при записи аудиотреков (например компрессор, эквалайзер и др.). Соединив пульт с компьютером по R-Bus я получил по существу каркас неплохой студии. Меня очень приятно удивило то, что с пульта я мог управлять фейдерами виртуального микшера в программе Logic Audio. Таким образом, помимо всего прочего пульт является MIDI-контроллером. Это преимущество именно R-Bus, который помимо многоканального аудио, передает MIDI информацию. Здесь стоит отметить, что восемь каналов аудио можно преобразовать в 4 шины (стереопары). В программе Logic Audio на каждую шину можно посылать несчетное количество аудио дорожек и виртуальных семплеров/синтезаторов. На пульте можно устанавливать баланс, микшировать эти 4 стереопары, обрабатывать эффектами, которые в пульте никак не хуже компьютерных плагинов. По существу, имея программу Logic Audio с виртуальным семплером EXS-24 и другими инструментами, пульт Roland VM-3100 PRO и плату RPS-1 вы получаете студию, на которой можно делать записи самого высокого качества.
Но это был первый шаг. Было очень интересно подключить новую цифровую портастудию Roland VS – 2480 к компьютеру. Хотелось посмотреть как будет происходить синхронизация по R-Bus. Соединив компьютер с портастудией, в процессе работы я устанавливал параметры синхрона в разных режимах, т.е. и компьютер был ведомым и ведущим. В том и другом случае все работало как часы. Теперь записанные треки в VS-2480, можно безболезненно перегонять в компьютер (для редакции) и обратно (для сведения).
Но я пошел еще дальше… Подключил по R-Bus звуковой модуль/семплер Roland XV-5080, так как портастудия Roland VS – 2480 имеет два порта R-Bus. В этом случае получилась полностью замкнутая цепь. Если к этому добавить мониторы получается законченная студия, которая по качеству не уступит самым профессиональным студиям.
RPC-1 прекрасно работает и на MAC’ах. Теперь профессиональный пульт Roland VM 7200, имеющий возможность установить 3 шины R-Bus (что дает 24 трека аудио) можно спокойно коммутировать с компьютером (и другим оборудованием – рекордерами, звуковыми модулями), не используя никаких «переходников». Кстати, об этих «переходниках» стоит сказать несколько слов.
Как правило, профессиональные студии звукозаписи не ограничиваются оборудованием какой-либо одной фирмы. Зачастую бывает так, что музыканты имеют пульт, рекордер, семплер, звуковой модуль – и все это оборудование от разных фирм, каждая из которых имеет свои шины. Теперь, благодаря устройству Roland DIF-AT шину R-Bus вы можете подключить к устройствам, имеющим интерфейсы ADAT и TASCAM. Так что если вы имеете компьютерную звуковую карту с ADAT интерфейсом, вы можете простым и эффективным способом подключить к ней оборудование Roland через R-Bus.
Итак, в этой статье мы сделали краткий обзор многоканальных аудиоинтерфейсов, которые предназначены для коммутации цифрового оборудования. Все они разработаны только для того, чтобы максимально улучшить качество записи и упростить коммутацию. При подборе оборудования для студии необходимо очень детально продумать весь звукозаписывающий тракт и способы коммутации всех устройств.
Технологии не стоят на месте, тем более цифровые. Со временем назрела необходимость передачи аудио сигналов между различным цифровым оборудованием без преобразования цифрового сигнала в аналоговую форму и обратно. Чтобы реализовать подобную передачу были разработаны протоколы и стандарты, которые позволяют транспортировать цифровой поток, избегая потери качества, возникающие при многочисленном кодировании.
Некоторые из существующих протоколов содержат механизмы корректировки ошибок (возникающих в процессе передачи) и позволяют передавать большое количество каналов аудио по одному тонкому кабелю. Стоит отметить, что к сигналу не подмешиваются шумы и помехи, ухудшающие его показатели, например, сигнал-шум, что характерно для передачи аналогового сигнала.
Сегодня мы рассмотрим наиболее популярные форматы, протоколы и стандарты. Для начала остановимся на протоколах, представляющих собой P2P (Point To Point) соединения, которые осуществляют передачу данных между двумя приборами (двумя физическими точками).
AES3 / AES-EBU
Хотя микрофонный кабель также имеет XLR разъемы, но использовать его для реализации AES3 соединения не стоит (если только на небольших расстояниях), так как специализированные AES3 кабели имеют другие показатели сопротивления (110 Ом), что обеспечивает более стабильный результат.
Высокое номинальное напряжение (около 7 В) позволяет создавать устойчивые соединения на расстояния до 100 метров (обычный микрофонный кабель) или до 300 м (специальный кабель).
Помимо цифрового аудио, данный протокол может передавать еще и 8 дополнительных бит, которые можно использовать для мета-данных, сопровождающих аудио сигнал, или исправления ошибок передачи.
AES3-id
номинальное напряжение 1 Вольт,
использование несимметричных коаксиальных кабелей (75 Ом) и разъемов BNC, применяемых в видео технике и более приспособленных для передачи высокочастотных сигналов,
стабильная передача сигнала до 1 км.
AES42
Если вам необходимо передать цифровой аудиосигнал с микрофонов, оснащенных АЦП и цифровым выходом, то стандарт AES42 – это то, что вам нужно. Данный протокол почти идентичен AES3, отличаясь лишь тем, что по этому же кабелю к микрофону передается фантомное питание порядка 10 Вольт для питания конденсаторных микрофонов, предусилителя и модуля АЦП, встроенных в микрофон. Дополнительно данный протокол позволяет осуществлять дистанционный контроль над некоторыми параметрами микрофона.
S/PDIF (Sony Philips Digital Interface)
S/PDIF также способен транспортировать два канала цифрового аудио. и мета-информацию, которая существенно отличается от подобной в AES3-id. В целом же протоколы S/PDIF и AES3-id почти идентичны и на практике могут работать совместно. Но S/PDIF имеет более низкое номинальное напряжение сигнала (0,5 В против 1 В у AES3-id), поэтому максимальное расстояние передачи составляет всего 15 метров.
Разъемы для реализации протокола S/PDIF могут быть в двух вариантах: электрический RCA (Phono) и оптический Toslink (Lightpipe). Если вы хотите использовать RCA разъем, то лучше использовать специальный кабель, предназначенный для передачи видеосигналов. Кабели из специального оптоволокна могут транспортировать световые импульсы, репрезентирующие нули и единицы цифрового сигнала. Оптический кабель совершенно нечувствителен к электромагнитным наводкам, которые часто сопровождающих аудио сигнал, поэтому выбор оптического соединения предпочтительнее.
ADAT (Alesis Digital Audio Tape)
Данный протокол был разработан компанией ALESIS для передачи цифрового аудио между записывающими устройствами, которые производили запись аудио на кассеты. И хотя кассеты теперь можно отнести к ретро-продукции, протокол ADAT в настоящее время можно встретить практически на любом полупрофессиональном и профессиональном цифровом аудиооборудовании.
Что касается разъема, то протокол ADAT использует Toslink. Несмотря на внешнюю схожесть с S/PDIF (те же разъем и оптоволокно), структура передачи данных ADAT кардинально отличается от оптической версии протокола S/PDIF: протокол ADAT может транспортировать 8 каналов цифрового аудио с разрешением 24 бит и частотой дискретизации до 48 кГц или четыре канала с частотой дискретизации до 96 кГц.
MADI (Multichannel Audio Digital Interface) / AES10
Протокол MADI позволяет передавать до 64 каналов цифрового аудио (24 бит / 48 кГц) или до 32 каналов (24 бит / 96 кГц) по одному кабелю. При этом применяется технология TDM (Time Division Multiplex), которая разбивает аудио сигналы на сегменты, посылаемые сериями по кабелю к приемнику. Приемник собирает полученные сегменты и реконструирует из них дискретные каналы. Данная технология позволяет передавать большое количество каналов цифрового аудио (что актуально во время концертов, спортивных мероприятий, телевизионных трансляций), используется для передачи цифрового аудио между цифровыми микшерными пультами и модулями на сцене, записывающими устройствами и процессорами обработки без преобразования в аналоговую форму.
Передача осуществляется двумя путями:
электрическим: коаксиальный кабель (75 Ом) с разъемом BNC (до 100 метров),
оптическим: оптоволоконный кабель и специальный SC разъем, обеспечивающие стабильное соединение на расстоянии до 2 км.
Ассортимент устройств, работающих с MADI, довольно широк: это и аудиоинтерфейсы для ввода-вывода цифрового аудио в цифровую рабочую станцию (DAW), и конвертеры, преобразующие несколько потоков ADAT в MADI, и роутеры с комплексными матрицами, выполняющие задачи маршрутизации сигналов.
Помимо P2P соединения существуют методы передачи цифровых аудио сигналов, транспортирующих большое количество каналов цифрового аудио между приборами, объединенными в одну сеть.
DANTE
При работе с DANTE каждому аудиосигналу не требуется отдельный кабель, все устройства подключены к одной сети, поэтому звуковой сигнал может быть доступен абсолютно везде. Маршрутизация сигнала настраиваются не с помощью кабелей, а в программном обеспечении.
Протокол DANTE позволяет передавать до 512 двунаправленных аудиоканалов и распределяется по сети Ethernet, используя CAT-5e или CAT-6 кабели.
Простота установки, автоматическое обнаружение сигнала, простая маршрутизация сигнала;
Простота настройки аудиосети;
Интегрированные медиа-настройки и средства управления;
Поддержка до 512 двунаправленных аудиоканалов;
Поддержка единой интегрированной сети для аудио, видео, управления и мониторинга;
Отсутствие дополнительного кабеля для подключения в сеть сигналов управления;
Обновляемое бесплатное ПО;
Качество звука (нет шумовых помех, контуров заземления и т.д.);
Незаметные задержки сигнала.
Доступные кабели CAT-5e и CAT-6.
В настоящее время цифровые технологии приобретают всё большую популярность в профессиональных звуковых системах, а сетевые технологии позволяют пользователям получать и принимать аудиосигналы с различного звукового оборудования с использованием программного обеспечения, установленного на Mac или ПК.
Цифровые (не сетевые) протоколы типа AES/EBU решили проблему аналоговых соединений в плане затухания и помех в сигнале. Сетевые же протоколы позволяют передать десятки и даже сотни каналов по единому кабелю.
по цифре куда?
в бук?
в буке нет цифрового входа.
получается например: мик-преамп-adat-звуковая карта-комп.
смысл где?
цифра цифре рознь. сейчас и дешевые звуковухи имеют цифровой вход, но от этого они не становятся профессиональными.
Александр Шестаков сказал:
Диктор + ИП. Онлайн с 9 до 17 по ʞɔW
Александр Шестаков сказал:
Александр Шестаков сказал:
Александр Шестаков сказал:
Да.
Так почему они не становятся профессиональными?
Почему тогда одна карта стОит 10 баксов, а другая 10000.
почему один метр одного кабеля стОит 10 рублей, а другой 10 баксов?
P.S. выкидываю свой Digidesign и Rode и покупаю Blaster и петличный Shure
:laugh3:
Диктор + ИП. Онлайн с 9 до 17 по ʞɔW
Следующий вопрос от телезрителей господа знатоки:
Смысл карты (утрированно)- аналог конвертнуть в цифру,так вот.
после адат интерфейса сигнал идёт в звуковую карту,НО вот что интересно,у карты то вход не аналоговый случаем?
Если адат интерфейс оцифровал уже сигнал и гонит цифру в карту, а там его ждёт аналог. карнавала не будет?или пох?
Roman Osipov сказал:
Следующий вопрос от телезрителей господа знатоки:
Смысл карты (утрированно)- аналог конвертнуть в цифру,так вот.
после адат интерфейса сигнал идёт в звуковую карту,НО вот что интересно,у карты то вход не аналоговый случаем?
Если адат интерфейс оцифровал уже сигнал и гонит цифру в карту, а там его ждёт аналог. карнавала не будет?или пох?
Ром, звуковая какая?
и какой аналог собираешься конвертить?
Диктор + ИП. Онлайн с 9 до 17 по ʞɔW
Александр Шестаков сказал:
Ром, звуковая какая?
и какой аналог собираешься конвертить?
Александр Шестаков сказал:
Да.
Так почему они не становятся профессиональными?
Почему тогда одна карта стОит 10 баксов, а другая 10000.
почему один метр одного кабеля стОит 10 рублей, а другой 10 баксов?
P.S. выкидываю свой Digidesign и Rode и покупаю Blaster и петличный Shure
:laugh3:
Roman Osipov сказал:
т.е. ты хочешь сигнал с Авалона гнать через ADAT в Mini?
в данном случае ADAT будет пустой тратой денег.
у тебя только ОДНО соединение: Avalon-Digidesign.
нормальный кабель и коннекты и балансная распайка.
больше ничего не надо.