Как подключить блок розжига ксенона
Как установить и проверить блок розжига ксенона
Из чего состоит комплект ксенона
Итак, мы надумали поставить ксеноновые фары. Можно, конечно, купить лампы и специальный драйвер их питания – блок розжига – отдельно. С этим нет никаких проблем, поскольку и то, и другое продается по отдельности. Но намного удобнее и надежнее взять готовый комплект, который состоит из:
Второй вариант лучше тем, что в комплекте идут устройства розжига, идеально подходящие как по характеристикам, так и по типу разъемов к лампам из того же комплекта.
Как правильно установить и подключить ксенон
Установка ксенона на автомобиль не представляет собой ничего сложного, но чтобы правильно это сделать, необходимо знать некоторые нюансы. Один из них – тип низковольтного разъема модуля розжига. Он должен соответствовать типу цоколя штатной лампы, которую будем менять. Промышленность выпускает блоки розжига на ксенон с цоколями D2S, D2C, D1S, D1R, D4S, Н1, H7, H11, НВ3, НВ4, НВ5, H4.
Последний тип ламп и блоков чаще всего отвечает одновременно за дальний и ближний свет и называется биксеноновым. Но это не значит, что у лампочек две колбы (по аналогии двух спиралей в лампах накаливания). Переключение с дальнего на ближний в таких комплектах осуществляется специальной электромеханической шторкой в лампе, перенаправляющей световой поток. Управляет же этой шторкой сама лампа, автоматически определяющая, на какой контакт колодки Н4 модуля розжига подается питание.
Биксеноновая лампа с цоколем Р4
Еще один нюанс, который облегчит установку ксенона – одинаковый с блоком плавного пуска галогенных ламп корпус модуля розжига ксенона. В этом случае достаточно просто снять блок плавного пуска и установить на его штатное место модуль розжига ксенона, а не ломать голову над тем, куда новый модуль прикрутить.
Если же нужно заменить вышедший из строя блок розжига, то стоит покупать именно ту модель, которая используется в автомобиле. Схема самостоятельного подключения ксенона и блоков розжига к бортовой сети автомобиля предельно проста:
Здесь в качестве реле используется штатное реле включения дальнего (ближнего) света. По сути, вся приведенная схема уже собрана в практически любом автомобиле. Для установки ксенона достаточно снять штатную лампу, на ее место установить ксеноновую, подключить ее к блоку розжига, а сам блок подключить к разъему штатной лампы. Именно поэтому я рекомендовал выбирать блок розжига с таким же разъемом, что и у штатной лампы.
Если у тебя стояли лампы с цоколем H4, то гнездо питания блока розжига будет трехконтактным, а схема подключения несколько меняется, поскольку ксенон придется ставить «би» – со шторкой.
Схема подключения биксенона
Здесь при включении дальнего света (12 В на контакт 2 и 3 разъема) шторка находится в одном положении, ближнего (12 В только на контакте 2) – в другом.
Меры предосторожности
Монтировать ксенон на свой автомобиль необходимо только при отключенной аккумуляторной батарее, поскольку на выходе блока розжига и на лампе в рабочем состоянии присутствует опасное для жизни напряжение (см. следующий раздел).
Принцип работы
С установкой блока розжига ксенона вроде все, осталось узнать принцип его работы и научиться устранять простейшие неисправности. Взглянем на классическую схему блока розжига:
Электрическая схема блока поджига ксенона
Как видно из приведенной схемы, блок розжига ксенона – довольно сложное электронное устройство, которое состоит из:
В момент включения схемы в работу запускается генератор и разрешается работа трансформаторам TR1 и TR2. Напряжение на вторичной обмотке TR2 достигает порядка 3 киловольт, достаточных для пробоя разрядника. Во время срабатывания разрядника создается поджигающий импульс (через TR3), который поступает на лампу.
Происходит пробой газового промежутка, лампа «поджигается». В этот момент ток через нее возрастает. Тут же срабатывает схема регулировки, отключает TR2 и начинает следить за током через лампу, управляя скважностью импульсов генератора при помощи ШИМ-модуляции. На лампе устанавливается рабочее напряжение (порядка 85 В), которое в дальнейшем поддерживается на заданном уровне.
Как проверить блок розжига в домашних условиях
Проверить работоспособность блока розжига без специальной высоковольтной аппаратуры довольно сложно. Единственный вариант – подключить к нему ксеноновую лампу и запитать от 12-вольтового аккумулятора или сетевого блока питания, выдерживающего ток до 5 А при напряжении 12 В. При этом нужно иметь в виду, что включать блок розжига без нагрузки (лампочки) нельзя. В противном случае велика вероятность пробоя высоковольтных трансформаторов.
Варианты неисправностей
Наиболее распространенные неисправности ксенона проявляются так:
В первом случае либо сгорел соответствующий предохранитель в монтажном блоке, либо оборвался провод питания блоков розжига на ксенон или ламп, либо вышло из строя реле или переключатель света. Есть и более печальный вариант с теми же симптомами: вышел из строя сам блок.
Если фара мигает, то тут три варианта:
Как отремонтировать самостоятельно
Как я уже говорил, блок розжига ксенона – сложное электронное устройство, отремонтировать которое по силам только опытному специалисту. Поэтому если прибор вышел из строя или плохо себя “ведет”, то единственный вариант для обычного автомобилиста – замена блока розжига ксенона на новый. Можно, конечно, попытаться произвести самостоятельный ремонт блока розжига ксенона: разобрать устройство, просушить его феном, произвести внешний осмотр платы, пропаять подозрительные места. Но, как правило, это редко приводит к положительному результату.
Что касается остальных неисправностей, то они легко устраняются, если ты имеешь базовые знания по электротехнике. Колодки чистятся и сушатся, предохранители, оборванные провода, реле и выключатели меняются на исправные.
Полезно! Есть еще один вариант, по причине которого фара не горит, – в ней просто сгорела лампа. Это легко “лечится” заменой сгоревшего прибора на новый однотипный.
На этом беседу о блоках розжига ксенона, я думаю, можно завершить. Теперь ты знаешь, что они собой представляют, сможешь их самостоятельно подключить и даже устранить неисправность в системе ксенонового головного света.
Как самостоятельно установить ксеноновые лампы
Ксеноновая лампа разработана еще в 40-х годах прошлого столетия. Этот источник света с равномерным спектром, близким к естественному освещению, изначально применялся для сценической подсветки. С начала 90-х годов ксеноновые светильники стали широко использоваться в автомобильной светотехнике в качестве ламп для фар ближнего и дальнего света. Для поворотников и габаритов лампы на основе Xe не применяют – они не любят частого включения и выключения.
Что нужно для установки ксеноновых ламп
Установить и подключить ксенон можно самостоятельно. Для этого потребуются:
Во многих случаях все это можно купить комплектом, но можно и по отдельности. Также потребуются материалы для крепления блоков розжига внутри автомобиля. В зависимости от выбранного способа, это могут быть:
Не обойтись и без мелкого столярного инструмента (отвертки, гаечные ключи) – подбирается по ходу работ.
Схема подключения ксенона
Схема подключения несложна, но различна для двух вариантов ламп – ксеноновой и биксеноновой. Общее у них – наличие блока розжига (его часто называют неверным в данном случае термином – балласт). Это принципиально необходимый узел. Для инициации зажигания дуги требуется ионизация межэлектродного промежутка напряжением 25-30 кВ в течение небольшого времени. После этого напряжение можно снизить до нескольких десятков вольт – этого достаточно для поддержания физических процессов, вызывающих свечение. Формирование этих напряжений возложено на блок розжига. Он включается между схемой управления освещением, выдающей 12 вольт, и лампой на основе Xe.
Если у штатной фары для ближнего и дальнего света используются раздельные лампы, то вместо каждого осветительного элемента устанавливается отдельная ксеноновая лампа со своим блоком розжига.
Если в штатной фаре использовалась одна лампа с нитями для ближнего и дальнего света, то надо будет ставить биксеноновую лампу. У нее яркость и интенсивность свечения при подаче внешнего сигнала регулируются:
Потребуется дополнительный сигнал, переключающий ближний свет на дальний. Его формирование зависит от изначальной схемы электрооборудования автомобиля, поэтому подсоединять провод управления во многих случаях придется по месту.
Существуют две базовые схемы включения двойной лампы. Первая – с использованием диода. Он развязывает цепи розжига и управления.
Несколько сложнее выглядит схема разделения цепей с помощью электромагнитного реле. Подключение разъема к схеме управления дальним-ближним освещением выбирается исходя из фактической схемы электрооборудования машины.
Правила подбора ксеноновых ламп
В первую очередь, выбирать лампы надо по проверенному производителю. На рынке РФ хорошую репутацию имеют фирмы:
Но даже в линейке ламп одного производителя имеются изделия с разными техническими характеристиками. Прежде, чем самостоятельно установить биксенон или ксенон, надо сделать осознанный выбор по этим параметрам.
По совместимости цоколя
Ксеноновые лампы выпускаются с тремя сериями цоколей – H, D, HB. Данные о применении и назначении ламп внутри серии сведены в таблицу.
Серия | Цоколь | Применение |
---|---|---|
H | H1 | Дальний, ближний свет, противотуманные фары (ПТФ) |
H3 | ПТФ, редко дальний свет | |
H4 | Биксеноновые лампы для ближнего и дальнего режимов освещения | |
H7 | Ближний свет | |
H8 | ПТФ, встречается редко | |
H9 | Дальний свет, встречается редко, большей частью в немецких авто | |
H10 | Встречается крайне редко | |
H11 | ПТФ у автомобилей японского производства | |
H27 | ПТФ у автомобилей корейского производства | |
D | D1S | Ближний свет. Встроенный блок розжига. |
D1R | Ближний свет. Имеет антипаразитное напыление. | |
D2C | Ближний свет. Для установки в линзованную фару. | |
D2R | Ближний свет. | |
D4S | Ближний свет. Устанавливается в линзованую фару автомобилей Toyota и Lexus. | |
HB | HB2 (9004) | Встречается крайне редко |
HB3(9005) | Дальний свет, реже – ПТФ. | |
HB4 (9006) | ПТФ | |
HB5(9007) | Встречается крайне редко |
Цоколь H4 самый массовый, он наиболее распространен. Лампы с цоколем H1 самые универсальные. Подбор светоизлучающего элемента по этому конструктиву прост – если нет желания возиться с переделкой, надо покупать лампы с тем цоколем, что стоял раньше. Типоразмер Н4, кстати, очень распространен у галогенок, поэтому установка газоразрядных ламп взамен штатных в большинстве случаев не составляет труда.
По температуре свечения и потребляемой мощности
Надо сразу оговориться, что термин «цветовая температура» (ЦТ) к реальной температуре, которую можно измерить термометром, не относится. На самом деле, температура плавления, например, стали составляет около 1500 К, вольфрама – 3500 К. Трудно представить, из какого материала надо изготовить светильник, выдерживающий нагрев до 5000..7000 К. На самом деле, если не вдаваться глубоко в физические явления, цветовая температура лишь характеризует спектр излучения источника белого света, или его оттенок.
Спектр излучения чистого ксенона имеет цветовую температуру около 6200 К, что означает смещение в синюю часть. Этот параметр не очень комфортен для человеческого глаза. Наибольшую чувствительность сетчатка органа зрения имеет к свету, чей спектр соответствует около 4600 К. Поэтому лучшими по эффективности считаются лампы именно с такой цветовой температурой. Спектр излучения смещают в сторону желтой части с помощью добавок в ксенон различных примесей (включая пары ртути). Также на ЦТ несколько влияет окрас колбы лампы.
Неплохие результаты также дают лампы с большим смещением в желтую область, в район цветовой температуры около 3500 К. Смещение спектра излучения в синюю область (ЦТ 5500 К и выше) дает неплохой декоративный эффект, но как осветительный прибор такая лампа работает хуже. Уменьшается восприятие очертаний предметов и ухудшается цветовосприятие.
Если говорить о мощности, то выбор у автомобилистов небольшой. Выпускаются лампы на 35 или 55 ватт. Первого варианта хватает на все случаи жизни. Увеличивать мощность практического смысла нет – усиленное световое излучение утомляет глаза водителя, создавая слишком резкие тени. Да и вероятность ослепления встречных водителей увеличивается.
Как правильно подключать
Правильное подключение ксеноновых излучателей связано не только с техническими вопросами, но и с проблемами с законом. Перед тем, как ехать в магазин за комплектом светотехнического оборудования, правильно будет изучить нормативную документацию.
В обычные фары
Технически поставить ксеноновые светоизлучатели в обычные фары можно. Это особенно легко сделать, если в штатной фаре стоят лампы с цоколем H4. Переделка в этом случае заключается в просверливании в тыльной стороне лампы отверстия для дополнительного провода и установке под капотом блоков розжига. Их надо устанавливать так, чтобы минимизировать попадание на них пыли и влаги. Высоковольтные провода должны быть не в натянутом состоянии.
В какой тип фары не устанавливалась бы ксеноновая или биксеноновая лампа, блок розжига надо располагать так, чтобы не пришлось резать высоковольтные провода (для укорочения или удлиняющей вставки). Кустарными методами восстановить изоляцию разрезанного провода на нужном уровне качества не получится.
После подключения согласно выбранной схеме можно наслаждаться ярким светом, не выезжая из гаража. Чтобы пользоваться переделанными фарами на дорогах общего пользования, надо как минимум:
После этого придется посетить отделение ГИБДД для легализации изменений. Узаконить установку ксенона в осветительные приборы, не предназначенные для этого, будет крайне сложно. Придется ездить от одного поста ДПС до другого, собирая штрафы, но это не самое страшное. Хуже, что все встречные водители будут ослеплены, и это может привести к ДТП.
В противотуманки
Перед установкой газоразрядных светоизлучателей в ПТФ, надо ознакомиться с нанесенной на фару маркировкой. Литера H означает, что прибор предназначен для использования только с галогенной лампой, и все проблемы сводятся к предыдущему разделу. Если же фонарь отмаркирован буквой D, то установка ксеноновых элементов законна.
Технически подключение ксеноновых излучателей в этом случае не сложнее, чем к обычным фарам. Но ПТФ в большинстве случаев расположены ниже основных светотехнических приборов. Это означает, что выбор места для монтажа блоков розжига ограничен. Длина проводов сужает варианты крепления блоков в защищенных местах.
В линзованные фары
Наиболее правильный с точки зрения закона путь установки ксенона в основные световые приборы автомобиля. Такие фары дают наиболее направленный пучок света и уменьшают риск ослепления встречных водителей.
Существует два варианта развития событий по установке ксенона в линзованные фары:
Процедура длительная, но пройти ее вполне возможно. Зато все проблемы будут сняты.
Для наглядности рекомендуем серию тематических видеороликов.
Очевидно, что установка ксеноновых светоизлучателей сопряжена с рядом проблем, несмотря на многие преимущества,. При принятии решения о оснащении автомобиля этими современными элементами светотехники надо подумать не только о своем удобстве и о том, как обезопасить свой карман от штрафов. Самое главное – держать в голове вопросы безопасности движения.
Установка ксенона своими руками
Все водители хотят чувствовать себя на дороге уверенно. Хорошее освещение играет очень важную роль. Сколько неприятностей удаётся избежать, когда автолюбитель отчётливо всё видит. С ксеноном обзор улучшается в два раза.
Для того, чтобы разобраться, как все работает, нужно знать, что такое ксенон. Вкратце и простыми словами
Более 80 % автолюбителей хотят заменить штатные лампы на ксеноновые.
Этому есть причины:
1. Свет фары, оснащённой ксеноном, очень яркий. Благодаря хорошему освещению обзор становится в 2-3 раза лучше. Это положительно сказывается на показателях безопасности и комфорта.
Для сравнения: ресурс галогена – не более 500 часов, ксенона – до 4000 часов.
2. Корпус лампы имеет улучшенные характеристики, меньше подвержен механическим воздействиям.
Если вы решили купить и поставить ксенон на свой автомобиль, мы подскажем, как сделать правильный выбор при его приобретении.
Обычный набор состоит из трёх элементов:
1. Сами ксеноновые лампы.
3. Провода и крепёж.
Не торопитесь покупать первый попавшийся комплект. Сначала нужно разобраться, соответствует ли он вашему автомобилю.
Как подобрать ксеноновую лампу
Лампы ксенона имеют специальную маркировку — 3000K, 4500K, 5000K, 6000K, 8000K т.д. Она обозначает цветовую температуру — яркость и цвет света, которым светит лампа.
Лидеры автомобильной индустрии устанавливают в свои автомобили ксеноновые лампы, цветовая температура которых находится в пределах 4200-5000К.
Совет: перед тем, как сделать заказ, узнайте, какой тип цоколя используется в вашем автомобиле.
Разбираемся с блоком розжига
Немногие из нас сильны в электрике. Но здесь и необязательно быть ассом в этом вопросе. Достаточно знать, на что обратить внимание. С хорошим блоком розжига ваши ксеноновые лампы будут работать долго и без сбоев.
Какой ксенон лучше
Во первых следует понимать, что не обязательно самый дорогой ксенон будет работать наиболее качественно. В стоимость хорошо разрекламированных продуктов заложена стоимость рекламы, поэтому переплачивать нет смысла.
Также, чтобы не переплачивать следует подбирать блок розжига, который соответствует функциям вашего автомобиля. К примеру, если в авто не установлен модуль,который контролирует напряжение ламп, то нет смысла покупать ксенон с так называемыми «обманками». Это позволит сэкономить деньги и не потерять в качестве.
Также нет смысла покупать тонкие slim (слим)-блоки розжига, если у вас под капотом достаточно места для установки стандартного блока. Хорошие стоят дороже, а совсем дешевые часто имеют низкое качество материалов и сборки.
Но и чрезмерно экономить тоже не нужно. Выбирайте продукцию производителя, проверенного годами работы и имеющего хорошие отзывы.
Самые популярные на сегодняшний день ксеноновые лампы это:
Схема установки ксенона
Как самостоятельно поставить ксенон
Не нужно бояться, что не справитесь. Технология простая и понятная. Вкратце схему подключения ксенона можно описать так: устанавливаем лампочки, блоки розжига и подключаем их с помощью проводов. (идут в комплекте)
Необходимый для установки инструмент и расходные материалы
Не думайте, что для этого нужно какое-то специальное оборудование. Достаточно того, что уже есть у каждого автолюбителя:
рожковые или комбинированные ключи;
крестовые отвёртки PH;
двусторонний скотч (идёт в комплекте).;
крепёж (идёт в комплекте).
Имея на руках такой набор, можете смело приступать к операции.
Правила, которые необходимо соблюдать при установке
Их несколько, они простые.
Работать нужно чистыми и сухими руками.
Обязательно скиньте клеммы аккумулятора.
Технология монтажа
Выполните замену галогеновых ламп ксеноновыми, следуя несложной инструкции:
1. Снимите защитную крышку с фары (она есть не на всех автомобилях).
2. Отсоедините контакты от лампы
3. Достаньте старую лампу (прим. – в некоторых машинах нужно отжать прижимную пружинку).
4. Извлеките ксеноновую лампу из колбы, не касаясь её руками
5. Подсоедините к новым лампам контакты блока розжига.
6. Протяните провода через заглушки фар в подкапотное пространство. Для этого придётся сделать в них отверстия. (заглушка есть не на всех автомобилях )
8. Разместите блоки розжига. Место для их установки должно находиться как можно ближе к фарам. Провода должны немного провисать.
9. Лучше выбрать место, которое защищено от влаги, загрязнений и нагрева. Вообще-то качественные блоки розжига должны быть герметичными, но производители дешевых блоков мало об этом заботятся. Зафиксируйте блоки розжига. Для этого используйте двусторонний скотч и крепёж.
10. Соедините провода блоков с проводами ламп. Вы легко сориентируетесь по их цвету. Перепутать сложно.
11. Подключите блок к штатной электронной системе. Пропустите провод от него к разъёму галогеновой лампы. По окончании процесса установки проверьте, чтобы ничего не болталось. Лишние провода заизолируйте, слишком длинные скрутите в аккуратную петлю. Учитывайте, что от того, как вы выполните работу, зависит качество освещения и срок службы новых ламп.
Правильность подключения лучше проверить по схеме, которая обязательно будет в инструкции. Также вы можете воспользоваться этой схемой подключения ксенона:
Некоторые трудности возникают при установке ксенона своими руками на автомобили с бортовыми компьютерами (выдает ошибку о том, что лампа перегорела). Если ксенон неправильно функционирует при розжиге или во время свечения рекомендуется установить блок розжига с обманкой MaxLight Slim Ultra. Оно будет стабилизировать нагрузку на проводку в тот момент, когда фары разгораются и компьютер не будет выдавать ошибку и стабилизация работы лампы будет оптимальной для нормальной работы.
Установка биксеноновых ламп
Биксенон это такая же лампа, наполненная инертным газом, только оборудована специальным электромагнитом. Он контролирует фокус лампы, что позволяет создавать “ближний” и “дальний” свет. Обычная ксеноновая лампа светит постоянно на полную мощность, а мощность биксеноновых линз регулируется с помощью соленоида (электромагнита).
Принцип установки биксенона своими руками примерно тот же. Отличается он только наличием контроллера напряжения, который подсоединяется к лампе, аккумулятору и блоку розжига. Основная его функция — контроль и стабилизация напряжения в проводке.
Как установить ксенон самому мы писали выше. А сейчас просто рассмотрим схему подключения биксеноновых линз и разберем некоторые нюансы.
После установки новых ламп, ксеноновых или биксеноновых, обязательно отрегулируйте свет фар. Вряд ли кому нравится, когда фары встречной машины их слепят. Подумайте о других водителях, и они подумают о вас.
Установка ксенона в противотуманки
Для установки ксенона в противотуманные фары лучше всего подойдет ксенон ClearLight с цветовой температурой 4300 и 5000К, так как он лучше всего показывает себя на мокрой дороге и в тумане.
Монтаж ксеноновых ламп в птф – процедура несложная. Проще, чем замена в головных фарах. Нужно просто снять бампер, демонтировав клипсы или болты крепления. В некоторых моделях автомобилей потребуется снятие подкрылка.
После отключения противотуманных фонарей от питания, штатные лампочки заменяются новыми. Производится их соединение с блоком розжига и питанием. Блоки можно разместить под бампером.
Лучше сразу проверить работоспособность системы. Заведите автомобиль и проверьте, светит ли одна противотуманка.
Установка ксенона в ПТФ и проверка работоспособности ламп перед окончательной установкой.
Вторая лампа устанавливается абсолютно аналогично. Схема подключения ксенона в противотуманках такая же, как и при подключении ксенона в главных фарах. Теперь необходимо установить блоки розжига. Из наиболее популярных мест установки можно отметить пространство под передним бампером и под капотом. Крепятся они с помощью двустороннего скотча, хомутов или специальных креплений (если они были в комплекте). Старайтесь выбрать наиболее защищенное место.