Как подключить генератор на заз
Устройство генератора переменного тока Г-502А (Г502А) автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»
От генератора автомобиля ЗАЗ-968М питаются все потребители и заряжается аккумуляторная батарея. Он установлен в расточке направляющего аппарата и к нему крепится при помощи трех болтов. Привод генератора происходит от двигателя.
Весь узел направляющего аппарата в комплекте с генератором размещен на крышке распределительных зубчатых колес.
Генератор «Запорожца» охлаждается потоком воздуха, который проходит через отверстия, которые есть в колесе вентилятора.
Техническая характеристика генератора Г-502А
Генератор переменного тока Г-502А автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 1 — Крышка со стороны колец контактных; 2 — Щетка; 3 — Щеткодержатель; 4 — Наконечник полюсный; 5 — Обмотка возбуждения генератора; 6 — Втулка; 7 — Крышка; 8 — Шарикоподшипник; 9 — Ротор генератора с обмоткой возбуждения; 10 — Стяжной болт; 11 — Пакет пластин; 12 — Статорная обмотка; 13 — Кольца контактные.
Статор генератора Г502А автомобиля ЗАЗ-968М представляет собой пакет пластин 11 из электротехнической стали, которые имеют восемнадцать пазов. В этих пазах заложена трехфазная обмотка 12, состоящая из шести непрерывно намотанных катушек. У фазных обмоток концы выведены на клеммную колодку. Статорные обмотки соединены звездой.
В состав ротора генератора Г-502А входят: обмотка возбуждения 5, которая находится на стальной втулке 6, два клювообразных штампованных полюсных наконечников 4, которые установлены методом запрессовки на вал до упирания их в торцы втулки. На изолированной втулке к торцу полюсного наконечника напрессованы два контактных кольца 13, к ним припаяны два вывода от обмотки возбуждения. Ротор генератора Г-502А вращается в двух шарикоподшипниках 8, которые имеют закрытый тип и не требуют при эксплуатации дополнительного смазывания. Они расположены в передней (если смотреть со стороны привода) крышки 1 и задней крышки 7.
Два пластмассовых щеткодержателя со щетками 2 расположены на передней крышке. Одна щетка соединена с выводным болтом, а вторая — с «массой». На крышке с внешней стороны генератора Г-502А размещен выпрямительный блок типа ВБГ-2А. У выпрямительного блока на плюсовой пластине сделан клеммный вывод, а минусовая пластина блока прижата к крышке генератора при помощи трех гаек. Минусовая клемма выполнена на крышке генератора. Средняя и задняя крышки с расположенным между ними статором стянуты стяжными болтами 10.
Автомобиль ЗАЗ-968М «Запорожец» (стр. 13 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 |
резко нажать 3. 5 раз педаль тормоза с интервалом между нажатием 2. 3 с и, удерживая педаль в нажатом положении, отвернуть на 1/2. 3/4 оборота клапан, вытесняя нажатием на педаль находящуюся в системе жидкость вместе с воздухом до полного упора педали. Не отпуская педаль, клапан завернуть. Повторить эти операции для каждого колеса. При выполнении указанных операций в питательном бачке должен поддерживаться нормальный уровень жидкости.
Удалить воздух из системы можно также путем подачи в бачок воздуха под давлением (для каждой пары тормозов) не более 2 кгс/см2 при открытом клапане прокачки, не трогая при этом педаль тормоза.
При нормальных зазорах между тормозными колодками и барабанами и отсутствии в системе воздуха педаль тормоза при нажатии на нее ногой не должна перемещаться более чем на 90. 95 мм ее хода. При этом нога должна ощущать сильное сопротивление (ощущение «жесткой» педали). Если педаль перемещается дальше, но педаль «жесткая», то это указывает на увеличенный зазор между колодками и тормозными барабанами. В этом случае необходимо сделать пять-шесть резких торможений при движении автомобиля вперед со скоростью 30 км/ч и несколько резких торможений при движении задним ходом.
Разборка и сборка привода стояночного тормоза. Для снятия с автомобиля привода стояночного тормоза необходимо:
расшплинтовать и снять с пальца разжимного рычага 8 (см. рис. 133) наконечник троса 4, отогнуть скобу II крепления оболочки к рычагу задней подвески и вывести трос из упорного кронштейна. Такие же операции выполнить и на втором рычаге задней подвески;
вывернуть пять винтов 12 крепления крышки 3 туннеля пола и вывести из отверстий крышки трос;
отвернуть четыре болта 5 крепления рычага стояночного тормоза к туннелю и вытянуть его из туннеля в сборе с тросом.
Для разборки рычага привода стояночного тормоза следует расшплинтовать и снять пальцы ролика и сектора, снять стопорное
кольцо и выбить ось рычага, затем отвернуть кнопку и снять с рычага пружину и стержень кнопки.
Детали привода тормоза необходимо тщательно промыть в бензине и осмотреть. Основными неисправностями привода может быть чрезмерная вытяжка троса, который подлежит замене (при условии, если все три регулировки по вытяжке троса были использованы), или износ зуба собачки. Изношенную собачку заменяют новой.
Сборку привода стояночного тормоза и установку его на автомобиль производят в обратной последовательности. При сборке все трущиеся поверхности привода (валик оси и трос) следует смазать графитной смазкой.
Регулировка привода стояночного тормоза. При правильной регулировке стояночный тормоз должен надежно удерживать автомобиль на уклоне. Необходимость регулировки привода стояночного тормоза в эксплуатации вызывается двумя причинами: износом фрикционных накладок тормоза задних колес и вытягиванием и ослаблением троса привода.
Для регулировки следует установить автомобиль на подставки так, чтобы задние колеса вращались свободно, убедиться по величине свободного хода педали тормоза в правильности зазоров между колодками и тормозными барабанами привода рабочего тормоза. Рычаг привода стояночного тормоза при этом должен находиться в крайнем нижнем положении.
Имеются три способа регулировки привода стояночного тормоза (см. рис. 133):
изменение натяжения троса путем перемещения кронштейна 6 рычага вперед. Для этого необходимо отпустить четыре болта крепления кронштейна к туннелю и сдвинуть кронштейн по овальным отверстиям вперед. Затянуть два болта и проверить ход рычага. Ход рычага до полного затормаживания колес не должен превышать четырех-пяти щелчков храповика. После регулировки болты крепления кронштейна затянуть;
при использовании всей длины овальных отверстий имеется возможность дополнительной натяжки троса путем перестановки уравнительного ролика на следующее отверстие А в рычаге, после чего следует повторить операции, указанные в предыдущем пункте;
независимо от вытяжки троса ход разжимного рычага на щите тормоза увеличивается за счет износа накладок тормозных колодок и автоматического их сдвига в сторону барабана.
При износе тормозных накладок на 50. 60% их толщины и невозможности обеспечить эффективность действия тормоза только за счет указанных выше регулировок следует переставить распорные планки 9 обоих тормозов на больший размер. Если после перестановки планок торможение происходит при перемещении рычага на два-три щелчка, необходимо ослабить натяжку троса с помощью кронштейна рычага или перестановкой ролика-уравнителя.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Электрооборудование автомобиля — 12-вольтовое, с генераторной установкой переменного тока, состоящей из генератора Г502-А, реле-регулятора РР310-В и реле блокировки РБ1-10.-
В качестве источника энергоснабжения при неработающем или работающем в режиме холостого хода двигателе применяется аккумуляторная батарея 6СТ-55.
Электрооборудование автомобиля показано на рис. 140, расположенном на форзаце в начале книги. На рисунке приняты следующие обозначения:
1— фара; 2 — указатель поворота; 3 — звуковой сигнал; 4 — скользящий пружинный контакт; 5 — кнопка включения звукового сигнала; 6 — оптический элемент фары; 7 — лампа габаритного освещения; 8 — лампа дальнего и ближнего света; 9 — регулировочный винт; 10 — повторитель указателя поворота; 11 — выключатель стоп-сигнала; 12 — выключатель аварийной сигнализации тормозов; 13 — реле аварийной сигнализации тормозов; 14 — аккумуляторная батарея; 15 — блок предохранителей; 16 — реле-прерыватель; 17 — стеклоомыватель; 18 — контрольная лампа «разряда»; 19 — указатель уровня топлива; 20 — контрольная лампа отопителя; 21 — контрольная лампа указателя поворота; 22 — лампы освещения комбинации приборов; 23 — контрольная лампа дальнего света фар; 24 — контрольная лампа аварийной сигнализации тормозов; 25 — контрольная лампа аварийного давления масла; 26 — указатель температуры масла; 27 — розетка переносной лампы; 28 — стеклоочиститель; 29 — переключатель стеклоочистителя и выключатель стеклоомывателя; 30 — переключатель указателя поворотов; 31 — переключатель света фар: 32 — выключатель наружного освещения; 33 — выключатель аварийной сигнализации; 34 — выключатель зажигания; 35 — датчик уровня топлива; 36 — реле блокировки; 37 — реле стартера; 38 — выключатель фонарей заднего хода; 39 — реле-регулятор; 40 — плафон освещения салона; 41 — стартер: 42 — штепсельный разъем; 43 — генератор; 44 — катушка зажигания; 45 — распределитель зажигания; 46 — свеча зажигания; 47 — датчик давления масла; 48 — датчик температуры масла; 49 — задний фонарь; 50 — лампа указателя поворотов; 51 — лампа габаритного освещения; 52 — лампа сигнала заднего хода; 53 — лампа сигнала торможения; 54 — подкапотный фонарь; 55 — фонарь освещения номерного знака.
Цвета проводов: Ф — фиолетовый; 3 — зеленый; Кч — коричневый; Б — белый; С — серый; К — красный; О — оранжевый; Р — розовый; Ж — желтый; Ч — черный; Г—голубой.
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Приведение сухозаряженной батареи в рабочее состояние. В запасные части аккумуляторные батареи поступают без электролита. Поэтому при необходимости замены устанавливаемую аккумуляторную батарею следует привести в рабочее состояние, для чего:
твернуть пробки и в зависимости от конструкции батареи удалить уплотнения пробок или срезать с пробок вентиляционные выступы; залить в батарею электролит с температурой от 15 до 25 °С; выдержать батарею 2 ч, чтобы пластины и сепараторы пропитались электролитом, затем проверить плотность электролита. Если плотность понизилась не более чем на 0,03 г/см^, батарею после проверки уровня электролита следует досуха протереть и можно устанавливать на автомобиль. Если же плотность электролита понизилась более чем на 0,03 г/см^, то батарею необходимо подзаряжать током 5 А в течение примерно 5 ч при температуре электролита не выше 27 °С. Если температура электролита выше, батарею следует охладить. Зарядка прекращается, когда начинается обильное выделение газа во всех аккумуляторах батареи, а напряжение и плотность электролита в течение последних 2. 3 ч зарядки будут оставаться постоянными.
При зарядке батареи необходимо периодически проверять температуру электролита и не допускать ее увеличения выше 40 °С.
Если температура достигает 40 °С, следует уменьшить наполовину силу зарядного тока или прервать зарядку и охладить батарею до 27 °С.
Если в конце зарядки плотность электролита отличается от нормальной (1,28 г/см^—для районов с умеренным климатом и 1,22 г/см^—для тропиков), ее необходимо довести до нормы, как указано ниже.
Зарядку после заливки электролита требуется выполнять в следующих случаях: батарея не использовалась в течение 24 ч после заливки в нее электролита; первоначальная эксплуатация батареи будет происходить при тяжелых условиях (в холодную погоду, с частыми пусками двигателя и т. д.): батарея хранилась более 6 мес с даты выпуска.
Если батарея будет эксплуатироваться при температуре ниже О °С, то после заливки электролита ее рекомендуется подзаряжать током 15 А в течение 15 мин.
Осмотр и уход. Батарея (особенно ее верхняя часть) должна быть всегда чистой и сухой. Очищают батарею щеткой с жесткой щетиной, не допуская попадания внутрь, элементов грязи и пыли. Если на поверхность батареи пролит электролит, его необходимо вытереть чистой ветошью, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или соды. Нельзя допускать попадания электролита на металлические части автомобиля, так как это приводит к коррозии. Такие места зачищают и окрашивают кислотостойкой краской.
Полюсные выводы (особенно положительный), наконечники и зажимы периодически (не реже чем через 10000 км пробега) очищают щеткой, обмывают теплой водой и смазывают техническим вазелином. Необходимо следить за целостностью корпуса и заливоч- ной мастики батареи, проверяя, нет ли трещин и просачивания электролита, проверять и прочищать вентиляционные отверстия в пробках.
Гайки наконечников проводов следует затягивать или отвертывать только гаечным ключом. Пользоваться для этой цели плоскогубцами нельзя.
Не допускается ударять по наконечнику, чтобы снять или надеть его на выводной зажим или дергать за провод, чтобы снять наконечник выводного зажима.
Такие действия могут привести к образованию трещин в крышке элемента или в заливочной мастике и вызвать утечку электролита.
Через каждые 2500 км пробега или через каждые 15 дней (если автомобиль не находится в эксплуатации) требуется проверять уровень электролита. Если наблюдаются отказы в пуске двигателя, следует проверять степень заряженности батареи замером плотности электролита не реже 1 раза в 3 мес. Если автомобиль длительное время не эксплуатируется, батарею ежемесячно необходимо подзаряжать.
Проверка уровня электролита. При эксплуатации батареи уровень электролита постепенно понижается вследствие испарения воды. Нельзя допускать чрезмерного понижения уровня, так как это может привести к соприкосновению верхних кромок пластин с воздухом, к их сульфатации и преждевременному отказу аккумуляторной батареи.
Для восстановления уровня электролита необходимо доливать только дистиллированную воду. Если точно установлено, что причиной низкого уровня является выплескивание электролита, следует доливать электролит той же плотности, что и оставшийся в элементе батареи.
Нормальный уровень электролита для батареи, имеющей заливочную горловину (тубус), доходит до нижнего края отверстия в тубусе.
Для батарей, не имеющих тубуса, уровень электролита определяют стеклянной трубкой.
При этом уровень должен быть на 10. 15 мм выше верхних кромок сепараторов.
Уровень не должен быть больше нормального, так как электролит будет выплескиваться из элементов при выделении газов, попадать на наконечники, выводные зажимы, металлические части автомобиля и вызывать ‘;х коррозию.
Проверки степени разряженности батареи. Проверку выполняют измерением плотности электролита (табл. 3). Проверять состояние батареи нагрузочной вилкой категорически запрещается, так как это приводит к повреждению заливочной ма^гики и нарушению герметичности батареи.
Таблица 3. Зависимость плотности электролита от степени заряженности батареи
Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см’, для районов
Генератор заз 968м схема подключения
Все, кто восстанавливает «пожилую» технику, рано или поздно сталкиваются с непониманием электросхем. И это и понятно, время идёт вперёд, техника меняется. Да и визит в автосервис, порою, не даёт результат. Авто слесарь, терпимо разбирающийся с современной техникой, на старые образцы смотрит, как баран на новые ворота.
Вот характерный пример — генератор Заз 965 (30 л.с).
Хотя, на тридцатку устанавливалось два разных генератора.
Один прямоточный: всасывал воздух с боков, через рёбра цилиндров и через генератор выбрасывал за капот. Этот генератор был постоянного тока Г-114.
Все подключения, на задней стороне генератора, скрыты крышкой с трубкой. В трубку подавался холодный воздух.
Проверить подключение просто: при работающем(оборотоы выше холостых )двигателе снимаешь с аккумулятора плюсовую клемму, если, при этом двигатель продолжает работать, значит правильно подключил, ток генератор выдаёт. Если, глохнет, при снятии клеммы, — неправильное подключение. Не надо бояться скидывать клемму на короткое время, сгореть там нечему.
Так же, можно включить в электросхеу вольтметр на 12 вольт с любой машины, хоть с Уаз. Включается просто: + в любом месте и — в любом месте.
Он будет наглядно показывать, выдаёт генератор напряжение или нет.
Так же, можно подключить через жигулёвское реле. Вот этот, коричневый провод, выдающий напряжение, должен подключаться на клемму реле (там один провод, — маса крепится на кузов). Должно тоже работать.
Очень много самодельных конструкций, с добавкой второго генератора, их можно поискать на Драйв 2. Но, на мой взгляд, надо просто уменьшать мощность протребителей — приборов (перейдя на светодиодные лампы).
С общим подключением проводки заза к мотору ваза все вроде бы было понятно. Затрахала вот эта фишка.
Глушится. После очередной заводки при скинутой плюсовой клемме двиг задорно поднабрав обороты продолжил работать. Релюшки закрепил на воздуховодах ушей.
Подсобрал проводку, где надо подкоротил, обжал новые наконечники и получилась вот такая годнота. На датчик температуры и масла проводка выходит из отверстия с тросиками, на коробку провода проложены по салону. Теперь нет этих свисающих медных соплей. Смущают оставшиеся 2 релюшки. Осталось победить лампочку заряда. Черепашку я перепаивал, так как решил на лето ставить родной масляный фильтр, а на зиму буду ставить сухой.
А копеечку мы спешно распилили, наковырял себе хламушка немного, на 1300. Пока разбирал 01 мужик принес новый РВ на москвича, который стоял рядом.
Полный сборник электросхем, для различных модификаций отечественных автомобилей ЗАЗ. Схемы можно увеличить кликнув на них. Показаны такие модели, как ЗАЗ-968М, ЗАЗ-965, ЗАЗ-966 и ЗАЗ-110206.
Электросхема ЗАЗ-965
Электросхема ЗАЗ-966
Электросхема ЗАЗ-968
1 фара в сборе; 2 указатель поворотов; 3 звуковой сигнал; 4,5 пружинный контакт и кнопка включения сигнала; 6 оптический элемент; 7 лампа габаритного освещения А12-4; 8 лампа фары А12-45+40; 9 ободок фары; 10 повторитель указателя поворота (лампа А12-4); 11 включатель сигнализации тормозов «стоп» ВК-412; 12 выключатель аварийной сигнализации тормозов ВК12Б; 13 реле аварийной сигнализации тормозов РС525А; 14 аккумуляторная батарея :СПБ-55; 15 блок предохранителей ПР112; 16 реле-прерыватель РС-950Б; 17 стеклоомыватель; 18 контрольная лампа работы генератора А12-1; 19 указатель уровня топлива в баке УБ-26А; 20 контрольная лампа работы отопителя А12-1; 21 контрольная лампа указателя поворота А12-1; 22 лампа освещения комбинации приборов А12-1; 23 контрольная лампа включения дальнего света фар А12-1; 24 контрольная лампа аварийной сигнализации тормозов А12-1; 25 контрольная лампа аварийного давления масла А12-1; 26 указатель температуры масла УК273; 27 розетка переносной лампы ПС500; 28 стеклоочиститель СЛ226 В; 29 рычаг переключателя стеклоочистителя и включателя стеклоомывателя; 30 рычаг переключателя указателей поворота; 31 рычаг переключателя света фар; 32 выключатель наружного освещения ВК343-02; 33 включатель аварийного состояния автомобиля или вынужденной его остановки ВК422-12 (лампа А12-0,8); 34 замок зажигания ВК347; 35 датчик уровня топлива БМ159А; 36 реле блокировки РБ1-10; 37 реле стартера РС534; 38 включатель фонарей заднего кода ВК418; 39 реле-регулятор РР310В; 40 плафон освещения салона ПК140 (лампа АС12-5); 41 стартер СТ368; 42 штепсельный разъем; 43 генератор Г-502А; 44 катушка зажигания Б115-В; 45 прерыватель-рапределитель зажигания Р-114Б; 46 свеча зажигания А23-1; 47 датчик давления масла ММ111Д; 48 датчик температуры масла TM-100A; 49 фонарь задний правый; 50 лампа указателя поворота А12-21-3; 51 лампа габаритного освещения А12-5; 52, 53 пампа сигнала заднего хода и сигнала «стоп» А12-21-3; 54 подкапотный фонарь ПД-526 с лампой А12-8; 55 фонарь освещения номерного знака с лампой А12-5; 56 фонарь задний левый.
Электросхема ЗАЗ-968 – второй вариант
Схема ЗАЗ-110206 Таврия
1 – указатель поворота, 2 – фара головного света, 3 – реле включения электродвигателя вентилятора радіатора, 4 – термовыключатель вентилятора радиатора, 5 – электродвигатель вентилятора радиатора, 6 – звуковой сигнал, 7 – аккумуляторная батарея, 8 – стартер, 9 – свечи зажигания, 10 – датчик – распределитель зажигания, 11 – генератор, 12 – коммутатор, 13 – катушка зажигания, 14 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости, 15 – датчик аварийного давления масла, 16 – реле контроля заряда аккумуляторной батареи, 17 – выключатель фонарей заднего хода, 18 – электродвигатель омывателя ветрового стекла, 19 – датчик аварийного уровня тормозной жидкости в бачке, 20 – концевой выключатель экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) карбюратора, 21 – электромагнитный клапан, 22 – электродвигатель стеклоочистителя ветрового стекла, 23 – боковой указатель поворота, 24 – реле включения ближнего света фар, 25 – реле-прерыватель указателей поворота, 26 – реле включения дальнего света фар, 27 – блок управления ЭПХХ, 28 – штепсельная разетка, 29 – переносная лампа, 30 – выключатель стоп-сигналов, 31 – жгут проводов передний, 32 – блок предохранителей, 33 – выключатель аварийной сигнализации, 34 – выключатель противотуманных фонарей, 35 – выключатель наружного освещения, 36 – выключатель(замок) зажигания, 37 – дополнительное реле выключателя зажигания, 38 – подрулевой рычажный переключатель света фар и включатель сигнализации дальним светом, 39 – подрулевой рычажный переключатель указателей поворота, 40 – выключатель звукового сигнала, 41 – подрулевой рычажный выключатель стеклоочистителя ветрового стекла, 42 – рычажный выключатель стеклоотмывателя ветрового стекла, 43 – переключатель отопител, 44 – добавочный резистор, 45 – электродвигатель отопителя и вентиляции, 46 – термобиметаллический предохранитель (16А), 47 – щиток приборов, 48 – указатель уровня топлива в баке, 49 – указатель температуры охлаждающейся жидкости, 50 – контрольная лампа дальнего света фар, 51 – контрольная лампа аварийного уровня тормозной жидкости в бачке и включения стояночного тормоза, 52 – контрольная лампа указателей поворота, 53 – контрольная лампа аварийного давления масла, 54 – контрольная лампа работы генератора (заряда батереи), 55 – спідометр, 56 – плафон освещения салона, 57 – соединительная колодка переднего и заднего жгута проводов, 58 – жгут проводов задний, 59 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза, 60 – лампа заднего указателя поворота, 61 – двухнитиевая лампа стоп – сигнала и габарита, 62 – лампа фонарей заднего хода, 63 – лампа заднего противотуманного заднего света, 64 – лампа освещения номерного знака, 65 – задний фонарь, 66 – датчик указателя уровня топлива.