Как подключить генератор скутера 4т
Электрическая схема скутера
Электрика и электрооборудование скутера
Всем владельцам китайских скутеров посвящается…
Для начала хотелось бы представить схему электропроводки китайского скутера.
Поскольку все китайские скутеры весьма похожи как сиамские близнецы, то и электрическая схема у них практически ничем не отличается.
Схем найдена в интернете и является, на мой взгляд, одной из самых удачных, так как на ней показан цвет соединительных проводников. Это значительно упрощает схему и делает её чтение более комфортным.
(Кликните по картинке для увеличения. Изображение откроется в новом окне).
Стоит отметить, что в электрической схеме скутера, так же как и в любой электронной схеме, есть общий провод. У скутера общим проводом является минус (—). На схеме общий провод показан зелёным цветом. Если посмотреть повнимательнее, то можно заметить, что он соединён со всем электрооборудованием скутера: фарой (16), реле поворотов (24), лампой подсветки приборной панели (15), индикаторными лампами (20, 36, 22, 17), тахометром (18), датчиком уровня топлива (14), звуковым сигналом (31), задним габаритом/стоп-сигналом (13), пусковым реле (10) и другими приборами.
Для начала давайте пробежимся по основным элементам схемы китайского скутера.
Замок зажигания.
Замок зажигания (12) или «Главный выключатель». Замок зажигания представляет собой не что иное, как обычный многопозиционный переключатель. Несмотря на то, что у замка зажигания 3 положения, в электрической схеме используется всего 2.
При первом положении ключа замыкается красный и чёрный провод. При этом напряжение от аккумулятора поступает в электроцепь скутера, скутер готов к запуску. Также готовы к работе индикатор уровня топлива, тахометр, звуковой сигнал, реле-поворотов, схема зажигания. На них подаётся напряжение питания от аккумулятора.
В случае неисправности замка зажигания его можно смело заменить каким-нибудь переключателем вроде тумблера. Тумблер должен быть достаточно мощный, ведь через замок зажигания, по сути, коммутируется вся электроцепь скутера. Конечно, можно обойтись и без тумблера, если ограничиться замыканием красного и чёрного провода, как это когда-то делали герои голливудских боевиков .
В двух остальных положениях происходит замыкание чёрно-белого провода от модуля зажигания CDI (1) на корпус (общий провод). При этом работа двигателя блокируется. В некоторых моделях скутеров для блокировки двигателя предусмотрена кнопка стоп-двигатель (27), которая также, как и замок зажигания соединяет бело-чёрный и зелёный (общий, корпусной) провод.
Генератор.
Генератор (4) вырабатывает переменный электрический ток для питания всех потребителей тока и зарядки аккумуляторной батареи (6).
От генератора отходит 5 проводов. Один из них подключен к общему проводу (раме). С белого провода снимается переменное напряжение и подаётся на реле-регулятор для последующего выпрямления и стабилизации. С жёлтого провода снимается напряжение, которое используется для питания лампы ближнего/дальнего света, которая установлена в переднем обтекателе скутера.
Реле-регулятор.
Реле-регулятор (5). В народе может обзываться «стабилизатором», «транзистором», «регулятором», «регулятором напряжения» или попросту «реле». Все эти определения относятся к одной «железяке». Вот так выглядит реле-регулятор.
Реле-регулятор у китайских скутеров устанавливается в передней части под пластмассовым обтекателем. Само реле-регулятор крепится к металлическому основанию скутера для того, чтобы уменьшить нагрев радиатора реле при работе. Вот так выглядит реле-регулятор на скутере.
По белому проводу на реле регулятор поступает переменное напряжение от генератора. Также к регулятору подключен жёлтый провод, идущий от генератора. По нему на регулятор подаётся переменное напряжение от генератора. За счёт электронной схемы регулятора, напряжение на этом проводе преобразуется в пульсирующее, и подаётся на мощные потребитель тока – лампу ближнего и дальнего света, а также лампы подсветки приборной панели (их может быть несколько).
Напряжение питания ламп не стабилизируется, но ограничивается реле-регулятором на определённом уровне (около 12V), так как на больших оборотах переменное напряжение, поступающее от генератора, превышает допустимое. Думаю, об этом знают те, у кого выгорали габариты при неисправностях реле-регулятора.
Несмотря на всю свою важность, устройство реле-регулятора достаточно примитивно. Если расковырять компаунд, которым залита печатная плата, то можно обнаружить, что основной реле является электронная схема из тиристора BT151-650R, диодного моста на диодах 1N4007, мощного диода 1N5408, а также нескольких элементов обвязки: электролитических конденсаторов, маломощных SMD-транзисторов, резисторов и стабилитрона.
Из-за своей примитивной схемотехники реле-регулятор частенько выходит из строя. О том, как проверить регулятор напряжения читайте здесь.
Элементы цепи зажигания.
Одной из самых важных электрических цепей скутера является схема зажигания. В неё входят модуль зажигания CDI (1), катушка зажигания (2), свеча зажигания (3).
Модуль зажигания CDI.
Модуль зажигания CDI (1) выполняется в виде небольшой коробочки залитой компаундом. Это усложняет разборку блока CDI в случае его неисправности. Хотя модульная конструкция этого блока упрощает процесс его замены.
К модулю CDI подключается 5 проводников. Сам модуль CDI располагается в донной части корпуса скутера недалеко от аккумуляторного отсека и закрепляется на раме резиновым фиксатором. Доступ к блоку CDI затрудняется тем, что он расположен в донной части и закрыт декоративным пластиком, который приходится полностью снимать.
Катушка зажигания.
Катушка зажигания (2). Сама катушка зажигания располагается с правой стороны скутера и закреплена на раме. Представляет собой некий пластиковый бочонок с двумя разъёмами для подключения и выводом высоковольтного провода, который уходит к свече зажигания.
Конструктивно катушка зажигания расположена рядом с пусковым реле. Для защиты от пыли, грязи и случайных замыканий катушка закрывается резиновым чехлом.
Свеча зажигания.
С помощью высоковольтного провода катушка зажигания соединяется со свечой зажигания A7TC (3).
На скутере свеча зажигания оказалась хитроумно запрятана, и с первого раза её можно искать довольно долго. Но если «пойти» вдоль высоковольтного провода от катушки зажигания, то провод приведёт нас прямиком к колпачку свечи зажигания.
Колпачок снимается со свечи небольшим усилием на себя. Он фиксируется на контакте свечи упругой металлической защёлкой.
Стоит отметить, что высоковольтный провод подсоединяется к колпачку без пайки. Многожильный провод в изоляции просто накручивается на контакт-шуруп встроенный в колпачок. Поэтому сильно дёргать за провод не стоит, иначе можно выдернуть провод из колпачка. Устраняется это легко, но провод придётся укоротить на 0,5 – 1 см.
До самой свечи зажигания добраться не так-то просто. Для её демонтажа необходим торцовый ключ. С его помощью свеча просто вывёртывается из посадочного места.
Стартёр.
Стартер (8). Стартер служит для запуска двигателя. Расположен он в средней части скутера рядом с двигателем. Добраться до него нелегко.
Запуском стартера управляет пусковое реле (10).
Пусковое реле размещено с правой стороны на раме скутера. На пусковое реле приходит толстый красный провод от плюсовой клеммы аккумулятора. Так запитывается пусковое реле.
Датчик и индикатор топлива.
Датчик уровня топлива (14) встроен в топливный бак.
От датчика отходят три провода. Зелёный является общим (минус питания), а двумя другими датчик подключается к индикатору уровня топлива (11), который установлен на приборной панели скутера.
Датчик топлива (14) и индикатор (11) являются одним устройством и запитываются постоянным стабилизированным напряжением. Так как два этих устройства разнесены между собой, то они соединяются трёхконтактным разъёмом. Плюсовое напряжение питания поступает на индикатор топлива и датчик по чёрному проводу с замка зажигания.
Если разомкнуть трёхконтактный разъём, идущий от датчика топлива, то индикатор топлива перестанет показывать уровень топлива в баке. Поэтому, если у вас не работает индикатор топлива, то проверьте соединительный разъём между датчиком и индикатором топлива, а также убедитесь, что на них подаётся напряжение питания.
Также стоит помнить, что напряжение питания на датчик и индикатор подаётся при замкнутом положении замка зажигания (12). По схеме – это правое положение.
Реле поворотов.
Реле поворотов или реле-прерыватель (24). Служит для управления передними и задними лампами указания поворота.
Как правило, реле поворотов устанавливается рядом с приборами (спидометром, тахометром, индикатором уровня топлива) на приборной панели. Для того чтобы его увидеть надо снять декоративный пластик. На вид выглядит как небольшой пластмассовый бочонок с тремя выводами. При включённых поворотниках издаёт характерные щелчки частотой около 1 Гц.
После реле поворотов устанавливается переключатель указателей поворота (23). Это обычный клавишный переключатель, который коммутирует плюсовое напряжение от реле-поворотов (серый провод) на лампы. Если взглянуть на схему, то при правом положении переключателя (23) мы подаём напряжение по синему проводу на правую переднюю (21) и правую заднюю (32) лампу указатель. Если переключатель в левом положении, то серый провод замыкается на оранжевый, и мы подаём питание на левую переднюю (19) и левую заднюю (33) лампу указатель. Кроме того, параллельно соответствующим лампам-указателям (19, 20, 32, 33) подключены сигнальные лампы (20 и 22), которые размещены на приборной панели скутера и служит чисто информационным сигналом для водителя скутера.
Звуковой сигнал.
Звуковой сигнал (31) скутера размещён под пластиковым обтекателем скутера рядом с реле-регулятором.
Напряжение питания звукового сигнала – постоянное. Оно поступает от реле-регулятора или аккумулятора (если двигатель выключен) через замок зажигания и кнопку включения звукового сигнала (25).
Лампа ближнего/дальнего света (16). Да, та самая, что освещает нам дорогу в тёмное время суток.
Сама лампа является двойной с двумя нитями накала и тремя контактами для подключения в электроцепь. Один из контактов, понятно, общий. Мощность лампы 25W, напряжение питания 12V. Горит безбожно при неисправном реле-регуляторе из-за того, что оно не ограничивает амплитуду напряжения на уровне 12 вольт, что приводит к тому, что на лампу подаётся напряжение 16 – 27 вольт, а то и больше. Всё зависит от оборотов.
Поэтому, если на холостом ходу лампа светит очень ярко, а не в полнакала, то лучше выключите её и проверьте реле-регулятор. Если оставите всё как есть, то лампа ближнего/дальнего света сгорит, что печально. Стоимость её приличная.
На фото рядом лампа указателя поворота (красная). Мощность лампы 5W на напряжение питания 12V.
Генератор скутера. Принцип работы и диагностика
Генератор скутера, это ключевой узел всей электрической системы скутера, ведь именно он вырабатывает электроэнергию необходимую для ее работы. Современные скутеры оснащены множеством различных приборов и узлов, которые потребляют электроэнергию. Так, генератор скутера обеспечивает работу фар, системы зажигания, габаритов и т.д. Кроме того, генератор скутера также заряжает аккумуляторную батарею, которая в свою очередь обеспечивает работу электростартера при пуске двигателя.
Сама же генерация электроэнергии происходит благодаря электромагнитной индукции. Коленчатый вал вращает маховик с постоянными магнитами вокруг катушек, в результате чего внутри обмоток все время изменяется магнитное поле и таким образом происходит индукция необходимого напряжения. Интересно, что поскольку генератор скутера является магдино, то магнитные якоря вокруг обмотки зажигания и обмотки света могут даже вращаться с разной скоростью. Вокруг катушки зажигания прямо на коленчатом вале, а вокруг катушки света через специальную шестерную «повышайку».
Как вы уже могли догадаться, генератор скутера может вырабатывать только переменный ток. В то время как многим приборам для работы необходим постоянный ток. В частности, аккумулятор может зарядиться только от постоянного напряжения.
Говоря в вкратце, постоянный ток, это простой направленный поток электронов, который движется от одного полюса к другому, в то время как при переменном токе электроны постоянно меняют направление движения. Для того, чтобы преобразовать переменный ток в постоянный на скутере применяются специальные диодные выпрямители. Грубо говоря, диод пропускает электроны лишь в одном направлении, таким образом, превращая переменный ток в постоянный. Благодаря диодным выпрямителям генератор скутера может обеспечивать работу любого устройства, вне зависимости от того, какой вид тока данному устройству нужен.
Как проводить диагностику генератора скутера
Впрочем, следует сразу сказать, чтобы правильно проверить генератор скутера, необходимо хотя бы немного разбираться в электронике, понимать в чем суть таких понятий как «напряжение» и «сопротивление», а также уметь хоть немного пользоваться мультиметром (тестером). Если вы обладаете данными необходимыми навыками, то выполнить диагностику будет не так уж и сложно.
Сперва, следует понять, какие вообще проблемы могут возникнуть с генератором. А возможных вариантов поломки здесь всего три: обрыв или перегорание провода, потеря магнитных свойств магнитов на маховике и короткое замыкание.
Магнитизм ротора может упасть в последствии сильного удара или падения ( постоянные магниты теряют свои магнитны качества при сильном физическом воздействии), а также при долгом перебивании возле источника сильного магнитного поля. Кроме того, постоянные магниты теряют свои свойства и просто от старости. Потеря намагниченности приводит к значительному уменьшению выходного напряжения, которое выдает генератор скутера. Проверить выходное напряжение очень просто, достаточно лишь отключить генератор скутера от остальной электроники, вынув разъемы, и при заведенном двигателе измерять, вместо разъемов подключить тестер. При минимальных оборотах напряжение не должно быть меньше чем 5 Вольт.
Проверив напряжение следует также не забыть проверить сопротивление цепи, которая питает обмотку генератора. Для большинства моделей скутеров нормальное значение сопротивления катушки генератора находиться в диапазоне от 80 до 150 Ом. Если сопротивление ниже нормы, то это говорит о том, что скорей всего на обмотке замкнуло витки. Это приведет к перегреванию катушки и падению вольтажа, так при замыкании задействованной в генерации тока остается лишь часть обмотки. В принципе это все, что можно проверить, не демонтируя генератор скутера. Если же показатели не соответствуют норме, то приодеться просвети более глубокую проверку. Так генератор скутера придется снять и проверить тестером непосредственно саму катушку. Если окажется, что ее сопротивление в пределах нормы, то наиболее вероятно, что проблема в проводке либо в местах стыка катушки и проводки. Если же и проверка проводки не выявит проблем и генератор скутера полностью исправен, то с вероятностью в девяносто процентов проблема находиться в блоке зажигания. Что не являться темой данной статьи.
Скутеры Обслуживание и ремонт
Как установить генератор скутера после разборки двигателя
В установке генератора, ротора генератора, датчика холла и крыльчатки на скутер после разборки двигателя ничего сложного нет. Если вы разбирали двигатель сами, собрать все на место не составит труда. Но все же случаются ситуации, когда важен порядок установки всех деталей, и не каждый может запомнить это.
В этом уроке отображен весь процесс сборки блока генератор, ротора, крыльчатки, пластика и другое.
Как снять генератор на скутере мы уже рассматривали, там был подробно описан весь процесс, думаю вы с легкостью справились с этой задачей.
Сегодня мы научимся собирать все это дело обратно, максимально правильно и максимально быстро.
Итак, новый генератор у нас есть (или старый отремонтировали, или что там у вас, не знаю зачем вы лазили в генератор), теперь собираем все обратно. Устанавливаем генератор на место и прикручиваем его двумя болтами ключом на 8. Проще будет, если использовать трещотку, но и трубкой можно.
Сильного усилия не надо, дабы не сорвать резьбу в алюминиевом картере двигателе, но и слабенько тоже не пойдет, иначе ослабится затяжка запросто от вибраций.
Генератор прикрутили, теперь ставим на место пластину и прикручиваем ее аналогичными болтами ключом на 8.
Теперь ставим на место датчик холла и таким же образом закручиваем два болта. Сильного усилия тут не надо, знайте меру.
Теперь обратите внимание на ротор генератора, в нем есть специальный желоб для вставки под шпонку, которая устанавливает на вал и фиксирует ротор, не давая ему проворачиваться. Как видите, в данном случае, генератор остается всегда неподвижным, а вращается лишь его ротор.
Теперь одеваем ротор на вал, предварительно подогнав углубление на шпонку и затягиваем центральную гайку. Для фиксации ротора можно использовать специальный инструмент. Какой именно, уже рассматривалось в уроке по снятию генератора, но еще раз показать можно. Стоит этот чудо инструмент всего 2 доллара.
Если у вас есть ударный гайковерт, достаточно придержать ротор рукой, этот инструмент не понадобится.
После того, как установили ротор генератора и закрутили гайку, нужно установить крыльчатку. Для ее крепления на роторе предусмотрено 4 отверстия с резьбой.
Устанавливаем крыльчатку охлаждения и прикручиваем ее четырьмя болтами. Обратите внимание, все болты должны быть одинаковыми, иначе балансировка может быть не идеальной. Желательно, не терять родные болты, и прикрутить именно их.
С этим разобрались, переходим к пластику. Устанавливаем на место пластиковый кожух.
Если есть шланг гидравлического тормоза, не забываем его зафиксировать вместе с креплением пластика.
Крепится он в левый верхний угол кожуха. На моделях с барабанным тормозом, этот шланг отсутствует, ну и фиксатор, соответственно, тоже.
Не забываем про нижний болт крепления пластика, который находится возле слива масла.
Теперь фиксируем кожух саморезами, их всего два.
Теперь соединяем разъемы питания генератора и датчика. И устанавливаем их на место, за пластик, чтобы никто не видел.
Вот таким образом можно собрать генератор скутера за 5 минут. Напомню, если вы собрались разбирать его, читайте статью по разборке, там есть другие тонкости и понадобится специальный съемник. Как видите, в ремонте и обслуживании скутера нет ничего сложного, главное знать тонкости и иметь необходимый инструмент, ну и навыки конечно, хотя они могут появиться и со временем.
Удачи в ремонте, а лучше, конечно, что ваша техника не ломалась. Если сломается, обращайтесь, поможем. Вопросы вы можете задавать в поле комментариев или на нашем форуме. Удачи в ремонте.
Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему:
18 комментариев на “Как установить генератор скутера после разборки двигателя”
Можно ли как нибудь проверить датчик Холла на исправность?
Администратор ответил:
21 сентября 2012 в 11:37
Без него никак, можно повредить генератор. Можно заказать в интернет магазине, полно этих съемников, есть в каждом магазине.
Сергей. Дед. ответил:
29 сентября 2012 в 02:29
Дмитрий ответил:
5 июня 2017 в 01:27
Устройство и принцип работы генератора скутера
Не искушенному в электрических делах обывателю — генератор скутера может показаться очень сложным девайсом. Отчасти это верно: электрический ток — вещь глазу не видимая и, если механические неисправности мы можем увидеть или пощупать, то об неисправностях в электрике скутера мы можем только догадываться или выявить их с помощью специальных измерительных устройств.
Впрочем, «не Боги горшки обжигают» и если у человека есть к чему-то желание, то эта статья будет неплохим подспорьем, а тем кто ничего не хочет — не стоит и продолжать.
Генератор скутера относится к генераторам маховичного типа с возбуждением от постоянных магнитов. Данный тип генераторов применяется на подавляющем большинстве скутеров, а также мопедов и малокубатурных мотоциклов.
Обозначение основных элементов генератора
Генератор скутера состоит из ротора (по-колхозному — «якорь») и статора. Ротор устанавливается непосредственно на коленчатый вал и во время работы двигателя ротор совершает вращательные движения вокруг катушек статора
Статор крепится непосредственно к картеру двигателя. И при работе двигателя остается неподвижным. Статор представляет собой металлическую основу выполненную из нескольких пластин специального трансформаторного железа. На основании статора есть специальные выступы (катушки) поверх которых в строго определенном порядке намотан медный провод — образующий собой обмотки генератора.
В зависимости от модели генератора — обмоток может быть две или три. На генераторе представленном ниже — обмоток три: питающая, управляющая и высоковольтная
На внутренней поверхности ротора установлены постоянные магниты. Магниты имеют разную полярность. В стоке магниты закрыты крышкой, если ее снять, то их можно увидеть
Каждый из магнитов образует вокруг себя статическое (постоянное) магнитное поле. В свою очередь — поле каждого магнита будет разное: синее — отрицательное («север»), красное — положительное («юг»)
Если вложить статор в ротор таким образом как это сделано на двигателе, то мы увидим, что катушки статора будут находится в магнитном поле расположенных рядом с ними магнитов
После того как мы запустим двигатель — магниты ротора начнут вращаться вокруг катушек статора. Во время вращения ротора к катушкам, которые всегда стоят неподвижно будут подходить разные по своей полярности магниты и поле в котором находятся катушки будет меняться с очень большой скоростью. За счет быстрой смены магнитных полей в катушках генератора возникнет магнитная индукция и генератор начнет вырабатывать электрический ток.
Ток — это хорошо. Но ток генератора с возбуждением от постоянных магнитов величина непостоянная и напрямую зависит от оборотов двигателя: чем выше обороты двигателя тем чаще меняется поле катушек — индукция нарастает как следствие растет напряжение в катушках. Вот и получается, что на холостых оборотах двигателя напряжение генератора будет 8-10V, а на максимальных 60-70V.
Чтобы стабилизировать напряжение генератора до заданных пределов в систему энергообеспечения скутера внедрили специальный модуль регулирующий напряжения генератора. Он так и называется: реле-регулятор генератора
Принцип работы реле-регулятора очень простой: на статоре генератора есть три обмотки: питающая, высоковольтная и управляющая. Питающая обмотка является основной и предназначена для питания лампочек, звукового сигнала и зарядки аккумуляторной батареи.
Управляющая обмотка является вспомогательной и в случае повышения напряжения в питающей обмотке — реле-регулятор подает напряжение на управляющую обмотку — индукция сбивается и как следствие падает напряжение в питающей обмотке генератора.
При понижении напряжения происходит обратное: реле-регулятор прекращает подачу тока на управляющею обмотку, индукция восстанавливается, напряжение в питающей обмотке возрастает.
Управляющая и вспомогательная обмотка генератора намотана на одни и те же катушки
Высоковольтная обмотка намотана на отдельные катушки или катушку. Высоковольтная катушка нужна для формирования искры на свече зажигания и отношение к генератору имеет лишь от части. Скорее, она относится к системе зажигания, а это отдельный модуль и к работе генератора он имеет мало отношения
Еще одним вспомогательным модулем генератора является нагрузочный резистор. Он нужен для того, чтобы генератор не работал без нагрузки. Для устройств обеспечивающих генерацию тока — работа без нагрузки смерти подобна. Конструкторы заранее предусмотрели эту вероятность и чтобы исключить работу генератора вхолостую немного подгрузили питающую обмотку на резистор
Помимо вышеописанных элементов в систему энергообеспечения скутера внесен датчик зажигания, который, в нужный момент обеспечивает формирование искры на свече зажигания.
Данный модуль представляет из-себя тот же самый генератор только в миниатюре и и работает он точно по такому же принципу
На внешней стороне ротора есть небольшой магнитик в виде прямоугольного выступа. Этот магнит точно также как и его большие собратья формирует вокруг себя постоянное магнитное поле, а что происходит дальше вы уже наверное догадались: во время работы двигателя поле проходит через катушку датчика и в нем генерируется небольшой ток, который идет напрямую к коммутатору управляя в нем моментом искрообразования