Как подключить педаль к гитаре
Типы педалей эффектов и способы их подключения
Педали эффектов – это приборы, предназначенные для обработки звука музыкальных электроинструментов. Некоторые из них меняют его полностью, а другие только добавляют ему объема и делают его глубже. Некоторые модели имеют слишком большие размеры и используются только в студиях, а другие – компактные – позволяют транспортировать их для использования на концертах, репетициях и вообще где попало.
Зачем нужны педали, если гитара и так играет
Первые примочки появились еще в шестидесятых годах прошлого века и достаточно быстро обрели популярность у музыкантов. И сейчас уже сложно представить, чтобы игра на электрогитаре обходилась без них. Потому что без педалей инструмент звучит похоже на самую обыкновенную акустику, а электро берут в руки для того, чтобы делать рок с приставками хард, кор и прочими.
С помощью звуковых эффектов можно создать все: от полного искажения звука до создания объема, от задержки до улучшения частотного диапазона. Главное, не прогадать в выборе примочки и, конечно же, правильно установить их на педалборде.
Типы педалей
Мы собрали в один список все самые популярные педали гитарных эффектов. Скорее всего музыканты, на которых ты равняешься используют что-то из этого списка, а то и несколько позиций. Так что тебе предстоит либо самостоятельно попробовать каждую педаль и выбрать то, что подходит для твоих целей.
Овердрайв, дисторшн и фузз
Когда речь заходит о роке просто нельзя обойтись без педалей перегруза. А если быть точнее, то без овердрайва, дисторшна и фузза. Без них просто нельзя представить существование рока. Каждая из педалей имеет собственный способ изменения звука.
Овердрайв – делает это мягко, с сохранением динамики исполнения. Дисторшн, в свою очередь, делает звучание резким и без этой педали не обошлась ни одна композиция тяжелого рока. А фузз полностью изменяет звук, делая его синтетическим и мало похожим на изначальный. В видео ниже ты можешь посмотреть и послушать, как они звучат.
К примеру, педаль овердрайва – AMT Electronics HR.
А вот и прекрасный представитель дисторшна – AMT E2 Legend Amps.
Эквалайзер
Такая педаль позволит избирательно корректировать амплитуду сигнала. Она просто необходима при использовании большого количество эффектов или при низкокачественном усилителе мощности. При использовании педали, главное не переиграть с настройками, а то можно будет на выходе получить звук еще хуже, чем был до. Помните, что лучше ослабить ненужные частоты, чем усилить нужные.
Звук с эквалайзером на примере JOYO JF-11 EQ Bands Equalazer:
Бустеры
Эти педали громкости просто необходимы для тех, кто хочет, чтобы их соло было громче всех и слышалось отовсюду. А точнее при их помощи можно поднять звук гитары на несколько децибел выше, чем у остальных инструментов, и сделать это без перегруза и лишних изменений в звуке.
Дилей
Дилей или задержка при использовании соответствующей педали появляется за счет того, что к исходному звуковому сигналу добавляется его копия (и даже иногда не одна) с определенной задержкой. В среднем от 60 мс.
Работа педали на примере Yerasov Delay DМ-6
Хорус
Педаль с эффектом хоррус позволяет имитировать одновременное звучание нескольких инструментов. Это происходит за счет того, что создаются дополнительные звуковые сигналы, проигрывающиеся с небольшой задержкой, которая в свою очередь никогда не остается постоянной. Так получается более объемный и насыщенный звук.
Фленджер
Эта педаль позволяет создавать эффект летящего звука, а само звучание напоминает звук двигателя самолета. По типу действия фленджер схож с хорусом, но у первого время задержки в несколько раз меньше – 5 мс. А также эту педаль можно без стеснения использовать с дисторшеном. Хорус в такой компании создает синтетический звук.
Ревербераторы
При помощи этой педали можно создавать эхо. Прибор делит входящий сигнал на два независимых друг от друга. Первый, оригинальный, отдает в усилитель, как есть, а второй – с некоторой задержкой, что и создает эффект эха. Этот прибор может показаться капризным для новичков, но стоит только потратить несколько вечеров на настройку, и ты сможешь получить тот звук, который тебе нужен.
Работа педали на примере AMT RY-1 Reverberry
Компрессоры
При помощи компрессора можно выровнять звук, а точнее поймать тот самый баланс между тихо и громко, и сделать идеально. И наконец-таки все соло зазвучат без провалов, дисторшн зажжет в полную силу и произойдет еще много хороших перемен. Но при условии, что для этой педали эффектов будет выбрано правильное место в цепи и произведена корректная настройка.
Работа педали на примере AMT G-Packer
Тремоло
Эта педаль позволяет получить пульсирующее звучание. Получается это эффект за счет периодического изменения сигнала, а точнее уровня громкости. Амплитудные изменения могут быть небольшими или полными, от этого зависит какой звук получится в результате.
Работа педали на примере JOYO JF-325 Molo-Trem
Педалборд
Если у тебя одна педаль, то тебе не нужно думать, как ее правильно установить. Положил рядом и начинай мучить гитару. Но, а если их не одна, а пять или десять, то такой подход уже не работает и нужно начинать думать о том, как подключать педали эффектов в правильную цепь.
К счастью, кто-то уже давным-давно придумал такую вещь, как педалборд – место для идеальной цепи из эффектов. Точнее придумывать там было особо и нечего – в шкафу нашлась подходящая доска и на нее прикрепились все педали и запитались. Так что если у тебя достаточно прямые руки для того, чтобы сделать все красиво и удобно, то вперед. А если прямота под сомнением, то в интернете можно найти уже готовые варианты.
Проблема и одновременно преимущество педалборда в том, что он необходим для удобства переноски всех примочек, что, соответственно, делает его достаточно тяжелым. В учет идет все. Сама доска, педали и сумка. А еще главное выбрать правильный размер так, чтобы влезли все примочки и осталось еще немного места для новых.
Крепление педалей происходит различными способами. Это может быть и стяжки, и даже сверление дыр, но самым предпочтительным в конце концов оказывается текстильная застежка – Hook Loop. Тканевая часть крепится к педалборду, а цепляющая часть с крючочками – к примочке.
А также важно продумать момент питания педалей. Ведь, как часто такое случается, для каждой нужна разная мощность, что несколько усложняет решение задачи. В ход пойдут блоки питания и различные разветвители.
Правильное подключение педалей
Но сделать педалборд – это только первый шаг к идеальному звуку. Если примочки установить, как попало, то и звучать оно будет, как повезет. Даже при наличии двух педалей уже стоит задуматься о том, что должно стоять первым. Например, в случае дисторшна и дилея, перегруз должен быть перед задержкой. А если их в несколько раз больше, то простым перебором будет подобрать правильное и качественное подключение будет уже сложнее. А чем дальше ты будешь углубляться в музыку, тем больше видов педалей эффектов ты узнаешь.
Рассмотрим пример, в котором у тебя 10 педалей. По классической схеме они должны составить такую цепь:
Хотя на самом деле все может быть и иначе. Эквалайзер, к примеру, может стоять вообще в любом участке цепи, а хорус после дилея.
Мы рекомендуем тебе сначала поставить все, как положено, попробовать, а потом начать экспериментировать со звуком, ведь ты же именно за этим взялся за гитару. И к тому же, как известно, правила созданы для того, чтобы их нарушать. Ничего не сгорит и не сломается, если ты перестроишь цепь основываясь на интуиции и полагаясь только на свой слух и тюнер.
Мы рассказываем о гитарах
О технике и культуре акустической и электрогитары
Порядок подключения педалей эффектов для электрогитар
Начало цепи эффектов — сюда лучше включать гейновые (gain based) и динамические эффекты. Эти педали будут формировать у нас основу звучания. К гейновым относятся: дисторшн, офердрайв, фуз. если у вас имеется педаль-тюнер, то она обязательно должна быть самой первой кто получит сигнал с электрогитары.
Модулирующие (эмулирующие) эффекты (modulation). К ним относятся тремоло, хорус, фленджер, сдвиг фазы (фэйзер),вращающиеся динамики (Лесли), сдвиг высоты и делитель октавы(pitch shifter), задержка (delay), ревербератор. Их можно размещать перед входом в усилитель. Но лучший вариант подключения данных эффектов — это подключение в петлю эффектов усилителя, которая позволяет включать эффекты в звуковой тракт на участке после каскадов предусилителя и перед усилителем мощности. Такое расположение позволяет максимально сохранить насыщенность и качество сигнала.
Рэковые эффекты(рэковые или стоичные процессоры).
Как правило это профессиональные устройства, предназначенные для монтажа в стойки формата 19 дюймов (U1 или U2). Если производить подключение рэковых процессоров непосредственно к входу усилителя, то это может привести к перегрузу трактов усилителя и как следствие появлению не желаемых искажений, потери тона… Поэтому рэковые процессоры рекомендуется включать в петлю эффектов усилителя. При покупке любого эффекта всегда желательно протестировать их на своем оборудовании или хотя бы на аналогичных моделях, т.к звучание может меняться но каждом оборудовании и его цепи. Большинство гитарных эффектов повышают уровень сигнала в звуковом тракте, поэтому нужно быть внимательным уровню сигнала на входах усилителя-устройств. Особенно это характерно для цифровых задержек, которые легко можно перегрузить чрезмерно усиленным сигналом предыдущего эффекта.
Подведем итог, рекомендуемый порядок включения на пальцах должен быть примерно такой:
Подробнее о +CubozoaRu
Разработка, изготовление уникальных, программируемых блоков питания для педалей эффектов гитар.
Подключение эффектов к комбику
Гитарные педали эффектов – это электронные устройства обработки гитарного звука, изменяющие его от простого увеличения громкости сигнала, до сложных психоделических текстур в зависимости от используемого эффекта. Для гитариста очень важно научится работать с этими устройствами, включать их правильно и грамотно располагать в цепи.
Подключение одного эффекта к комбику
Для начала рассмотрим подключение одной педали к комбику на примере BOSS DS-1. Прежде всего, перед подключением, следует убедиться, что приборы обесточены, после чего кабелем питания подключить комбик, но не включать кнопкой «power». Педаль эффекта подключить к адаптеру разъемом питания или вставить батарейку, после чего используя инструментальные кабели с джеком 3.6 соединить комбик, педаль и гитару в одну цепь. Делать это следует так: в начале подключить кабель в разъем «input» на комбике, затем этот кабель другим концом, подключить в разъем «output» на гитарном эффекте, вторым кабелем подключится к разъему «input» на эффекте и подключить гитару.
Очень важно, что бы джеки 3.6 на кабелях были моно, так как многие производители функцию включения педали кладут на замыкание входного джека моно разъемом и со стерео джеком педаль просто не включится.
Включите блок питания эффекта в сеть, нажмите на педаль, если вы все сделали правильно должен загореться светодиод, показывая работоспособность педали. выключите педаль, поставьте ручку Level в минимальное положение, а ручки Level и Tone в среднее положение (на 12 часов).
Теперь можно переходить к гитарному усилителю. Уберите уровень громкости на комбике в нулевое положение и включите его. После чего постепенно прибавляйте громкость до комфортного для слуха уровня.
Включите педаль и постепенно прибавляйте громкость ручкой Level до необходимой громкости. Если вы испытываете трудности с настройкой эквалайзера, почитайте статью, где мы раскрыли основные принципы настройки эквалайзера под стили музыки.
Делать именно так стоит для того что бы свести к минимуму уровень шумов и щелчков, тем самым продлив службу ваших приборов и не допустить короткого замыкания.
Подключение цепи эффектов к комбику
На самом деле, правил в последовательности подключения педалей эффектов нет, а правильно — это так как нравится именно вам, но для облегчения понимания сути построения грамотной цепи, некоторых шаблонов стоит придерживаться или просто с ними ознакомиться.
Гитарный тюнер (TC Electromic PolyTune, KORG PitchBlack) как таковой не является гитарным эффектом, предназначен исключительно для настройки гитары. Безусловно, оптимальное решение поставить его первым, чтобы использовать максимально неискаженный сигнал и облегчить «ловлю» нот. Однако есть музыканты, которые ставят его в конец цепи, для того чтобы иметь возможность выключить одним нажатием всю цепь.
Вау-вау (VOX V845, DUNLOP GCB-95) и фильтры огибающей (Electro-Harmonix Q-Tron, DOD 440) звуковые эффекты, позволяющий динамически изменять тембр. Классический пример использования «Voodoo Chile» — Jimi Hendrix. Как правило, подключаются до перегрузов, но для более синтетического звучания можно использовать и после эффектов искажения. Экспериментируйте.
Компрессоры (BOSS CS-3, MXR Dynacomp) позволяют сделать минимальной разницу между самым тихим и самым громким звуком путем сжатия динамического диапазона звукового сигнала. Как гитарный эффект используются в фанке или в шред музыке для облегчения игры скоростных пассажей. В цепи ставятся до перегруза, чтобы не добавлять лишней грязи в звук.
Бустеры (TC Electronic Spark, MXR Micro Amp) используются, чтобы поднять, без искажений, гитарный сигнал для сольных партий, согласовать между собой по уровню две различные гитары с разным выходом (например, с хамбакерами и синглами) или для «раскачки» эффектов искажения, вследствие чего и ставятся до них. Хотя бывают и исключения, когда бустеры для поднятия общего уровня сигнала ставятся в конце цепи.
Эквалайзеры (BOSS GE-7) позволяют регулировать тембр звучания, удалять и добавлять определенные частоты, обычно ставятся после эффектов перегруза.
Шумодавы (iSP Decimator, Boss Ns-2, Rocktron Hush) подавляют нежелательные шумы, фон и гудение, не изменяя при этом полезный сигнал, лучше всего включать в цепь после эффектов искажения и эквалайзера.
Питч-шифтеры (DigiTech Whammy, Boss PS-6) и октаверы (Boss OC-3, Electro Harmonix POG) добавляют к сигналу его копию, отстоящую от основного тона на любой интервал в пределах двух октав вверх или вниз, или, в случае октавера, на октаву или две ниже или выше основного тона. Пример использования: соло в «Like A Stone» — Audioslave. Лучше всего питч-шифтеры работают со сжатым сигналом, поэтому их следует размещать в цепи после компрессоров и эффектов искажений. Однако это не единственный возможный вариант, к примеру, если ваш делей имеет разрыв, дающий возможность отдельно обрабатывать свои хвосты, то с помощью питч-шифтеров и октаверов (в особенности полифонических) можно добиться гипнотических и завораживающих эмбиент эффектов. Когда у вас сильно фонит комбик, штука незаменимая. Автор использовал дома, когда проходил обучение у Михаила.
Модуляционные эффекты: хорусы ( Electro-Harmonix Small Clone, Boss CH-1), фазеры (MXR Phase 90, Electro Harmonix Small Stone), фленжеры (Ibanez FL-9, Boss BF-2), тремоло (Electro Harmonix, Dunlop TS1), не смотря на то, что большинство гитаристов предпочитает модуляцию, между эффектами искажения и пространственной обработкой (делеями и реверами) есть исключения, так фазеры. Прекрасно работают до перегруза, к примеру, Van Halen зачастую использовал фейз в качестве буста перед естественным перегрузом своего усилителя. Плюс ко всему, фейз прекрасно работает и после делея, делая звучание психоделичным в духе ранних Pink Floyd. Хорус тоже прекрасно звучит после дилея, пробуйте разные варианты расположения модуляции в цепи.
Дилеи (Boss DD-7, MXR Carbon Copy) – цифровая или аналоговая задержка сигнала имитирующая затухающие повторы естественного эхо, как правило в цепи занимает место ближе к концу, после фильтров, эффектов искажения и модуляции. Делается это для того, чтобы сделать повторы максимально читаемыми, не добавляя в сигнал грязи, однако всегда есть исключения и многие шузгейзеры ставят делеи перед перегрузом, как раз таки для того, чтобы добавить грязи и добиться так называемой стены звука.
Реверы (Boss Rv-5, Digitech Supernatural) имитируют процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях, этот эффект очень похож на дилей, но отличается существенно большим количеством повторов и значительно меньшим временем повтора задержанного сигнала, в цепи обычно занимает место после дилея.
Педаль громкости (Boss FV 50), линейно регулирует громкость сигнала. Стоит обычно в конце цепи чтобы в режиме реального времени регулировать уровень громкости выходного сигнала цепи эффектов, однако зачастую ставится в начало цепи для получения свелл эффекта, плавного нарастания звука, похожего на синтезатор наиболее часто используемого в эмбиент музыке и пост-роке. Так же следует обратить внимание на сопротивление пассивных педалей громкости, так как для начала и конца цепи оно существенно различается.
Луперы (Boss Loop Station и Digitech JamMan) – это запоминающее устройства, позволяющее оперативно записать небольшой (зависит от объёма доступной памяти) фрагмент игры для последующего его циклического воспроизведения, соответственно ставятся в самом конце цепи.
И самое главное коммутация цепи, осуществляется гитарными патчами, настоятельно рекомендую не экономить на их качестве.
В завершение, хочу ещё раз напомнить, что данная схема не является единственно верной, экспериментируйте, пробуйте разные варианты, творчески подходите к формированию цепи.
Всем привет! Сегодня мы займёмся наведением порядка на ваших педалбордах. Ведь они у вас уже есть, не так ли? Будет много вещей, которые кажутся очевидными, однако их стоит освежить в памяти. А для кого-то, возможно, эта статья будет открытием. Многие гитаристы расставляют примочки интуитивно, не задумываясь о том, как они могут звучать в другом порядке. Такой подход тоже имеет право на жизнь, но мы с вами пойдём дальше и разберёмся в нюансах.
Возможно, сейчас вам кажется «да ладно, я отлично знаю в каком порядке надо ставить мои педали, но, наверное, я не до конца понимаю, почему.» Разберёмся!
Вот какой порядок будет «типа правильный»: 1) G, Преамп;
2) H, Компрессор;
3) B, Дисторшн;
4) J, Квакушка;
5) C, Хорус/флэнджер;
6) I, Дилей;
7) A, Эквалайзер;
8) D, Шумоподавитель;
9) F, Педаль громкости;
10) E, Цифровой ревербератор.
Не стоит сразу поднимать шум, мол, ничего подобного, это всё туфта. Это классическая схема. Возможно у вас поменялись местами хорус и дилей, это бывает часто. Также довольно часто эквалайзер ставят сразу после компрессора. На самом деле, эквалайзер вообще такая педаль, которую можно ставить везде.
Если у вас больше четырех педалей стоят не в том порядке, или наоборот у вас всё «по классике», стоит разбить ваши эффекты по категориям, а затем выяснить, почему одни категории располагаются перед другими в сигнальной цепи.
Грубо говоря, вот основные категории гитарных эффектов:
Эффекты усиления сигнала
Эффекты задержки
Пространственная обработка
Другие эффекты
Вот, что входит в каждую из этих категорий:
Эффекты усиления сигнала. В эту категорию входят все эффекты, основанные на усилении сигнала и его эквализации. Как правило, эффекты в этой категории не направлены на изменение основной природы звучания, скорее на усиление либо всего сигнала (преампы) либо отдельных частот (эквалайзеры).
Вообще-то компрессор придуман для того, чтобы получать на выходе постоянный, предсказуемый уровень сигнала, не влияя на его частотные характеристики. Но при большой компрессии неизбежно теряются высокие частоты. Мы можем вернуть их эквалайзером EQ (либо в самом компрессоре, либо при помощи дополнительного эффекта).
Эквалайзеры также используются как усилители сигнала, с тем лишь исключением, что они усиливают не весь сигнал целиком, а лишь отдельные его части. Те самые части, что мы выбираем, настраивая наш эквалайзер.
Графические эквалайзеры используются в самых разных ситуациях. Они удобны там, где нужно выделить какую-то отдельную частоту или наоборот её убрать. Кроме таких исключений, как квакушка и фейзер, эквалайзеры не меняют общее звучание слишком радикально и чаще используются для целей коррекции сигнала (устранения дефектов в звучании).
Как правило, квакушки идут после бустеров, но вспомним Джими Хендрикса, который нарушал все возможные правила, и музыка его от этого только выигрывала! Квакушку также некоторые музыканты используют при реампинге в студии. (скоро мы и про это напишем!)
Подсказка: если вы записываете гитарный трек, и ваша техника игры с квакушкой не очень крутая, попробуйте записать звук без квакушки, а потом пропустите его через квакушку, полностью сосредоточив всё внимание только на ней (можно даже играть руками) и запишите это в новый трек!
Эффекты модуляции и задержки
Самое большое разнообразие звучаний можно получить именно в этой категории эффектов. Они основаны на изменении времени звучания. По умолчанию, эффекты этого типа сочетают оригинальный сигнал с обработанным (задержанным), именно поэтому такие эффекты хорошо звучат, если их подключать в петлю эффектов (разрыв) усилителя.
Эффекты задержки берут чистый сигнал, записывают его (цифра), задерживают во времени и воспроизводят, сочетая с чистым сигналом, который идёт параллельно. Может показаться что у лупера и хоруса ничего общего, но на самом деле принцип работы у них один и тот же.
В педали задержки также часто используются следующие ручки управления: Feedback (сколько раз обработанный сигнал повторится), Modulation (фильтр, позволяющий получить звук наподобие хоруса в задержанном сигнале). В стерео дилеях бывают также ручки панорамы для настройки эффекта «пинг-понг», когда ваш сигнал летает от одной колонки к другой. Обычно дилей ставится в самом конце цепочки, прямо перед ревербератором, если конечно, он не используется в качестве ревербератора. В таком случае дилей идёт последним.
Пространственная обработка. Реверберация и задержка
Подсказка: если вы используете ревербератор в студии, предупредите об этом звукорежиссёра. У него могут быть другие планы на обработку ваших треков уже поле их записи.
Если вы записываетесь самостоятельно, подумайте о том, чтобы добавить реверберацию только когда уже все остальные инструменты записаны и вы слышите пачку. Часто бывает, что хочется исправить то, что записано и для этого приходится писать всё с начала.
Если для комфорта при записи вы хотите слышать реверберацию в сигнале, практически любой более-менее адекватный микшер позволит вам примешать эффект в сигнал, при этом не записывая его в трек. Любой аудио редактор позволяет это делать программным способом по умолчанию.
Другие эффекты
Есть и другие эффекты, которые не попадают ни в одну из предыдущих категорий, зато попадают в нашу цепочку!
Порядок эффектов: два подхода
Заключение
Как нам показал Джими, не всегда стоит следовать правилам. Вы ничего не сломаете и у вас ничего не сгорит, если вы будете менять примочки местами. Описанная выше схема нужна для того, чтобы сохранить ваш гитарный сигнал максимально естественным. Попробуйте сначала сделать всё по правилам, а потом экспериментируйте, пока не добьётесь нужного вам результата. Возможно, вам вовсе не нужно, чтобы ваша гитара звучала как гитара.