Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик

Пьезоэлектрический (пьезопленочный или пьезокерамический) громкоговоритель

Довольно распространенным видом нетрадиционных излучателей являются пьезокерамические (с недавнего времени — пьезопленочные) излучатели. Это электроакустические устройства воспроизведения звука, использующие обратный пьезоэлектрический эффект. Пьезоизлучатели широко используются в различных электронных устройствах — часах-будильниках, телефонных аппаратах, электронных игрушках, бытовой технике. Часто используются в качестве излучателей ультразвуковых колебаний в устройствах отпугивания грызунов и насекомых, увлажнителях воздуха, ультразвуковых «стиральных машинах».

Громкоговоритель (динамик) – обзор конструкции

Пьезокерамический излучатель состоит из металлической пластины, на которую нанесён слой пьезоэлектрической керамики, имеющий на внешней стороне токопроводящее напыление. Пластина и напыление являются двумя контактами. Для увеличения громкости звука к металлической пластине может крепиться небольшой рупор в виде металлического или пластикового купола с отверстием. В качестве рупора также может использоваться углубление в корпусе устройства, в котором используется пьезоизлучатель.

Принцип их действия основан на пьезоэлектрическом эффекте, открытом братьями Пьером и Жаком Кюри еще в 1880 году, и заключающемся в том, что в некоторых кристаллах (кварц, турмалин, сегнетова соль и др.) под действием приложенных механических сил на их гранях образуются электрические заряды. В зависимости от вида кристалла, заряды могут появиться и при сдвиге, изгибе и кручении. Кроме вышеописанного «прямого» эффекта существует и обратный эффект (который был теоретически предсказан в 1881 году Липманом и экспериментально подтвержден в работах Кюри). Если приложить электрическое напряжение к обкладкам пьезокристалла, то кристалл начнет деформироваться: удлиняться, изгибаться, скручиваться и т. д. Идея использовать такие кристаллы в конструкции электроакустических преобразователей появилась очень давно и была реализована в период 1920-1940 годов в звукоснимателях, микрофонах, акселерометрах, ультраакустических преобразователях и пр.

Пьезоизлучатель также может использоваться в качестве пьезоэлектрического микрофона или датчика.

Отечественные пьезоизлучатели имеют обозначения вида ЗП и номера серии. Наиболее распространённые в отечественной бытовой технике излучатели – ЗП-1 и ЗП-3.

Естественно, что на протяжении длительного периода времени изучались возможности использования этого эффекта и в акустических излучателях в звуковом диапазоне частот. В период 1940-1965 годов различные группы исследователей в Америке, Японии и России вели интенсивные исследования по созданию нового поколения пьезоматериалов с высокими значениями пьезомодуля. Наиболее распространенные для применения в аудиоаппаратуре пьезокерамические материалы были созданы на основе титаната бария и цирконата-титаната свинца со стронцием и ниобием. Наиболее известные марки пьезокерамики, используемые в излучателях: PZT-5 (США), PCM-5 (Япония), P1-60 (Франция). Отечественная керамика с аналогичными параметрами — ЦТС-19.

Для увеличения чувствительности обычно используется биморфный элемент, то есть конструкция, состоящая из двух прочно склеенных пластин пьезокерамики, работающих на поперечном пьезоэффекте и возбуждаемых противофазно. Интерес к созданию громкоговорителей на основе пьезокерамики (судя по огромному количеству патентов) был чрезвычайно высок (в основном для высокочастотных громкоговорителей и громкоговорителей для оповещения). Разработчиков привлекала необычайная простота конструкции, отсутствие магнитных цепей, довольно высокий уровень чувствительности, стабильность параметров и т.д. Однако пьезокристаллический элемент, используемый для возбуждения диафрагмы, имеет ярко выраженную резонансную характеристику, поэтому применение его для возбуждения излучателей в широком диапазоне частот потребовало многолетних работ по отработке конструкции.

Прежде всего, для проектирования широкополосных излучателей пьезоэлемент должен быть сконструирован таким образом, чтобы его резонансная частота лежала на нижней границе рабочего диапазона. Для снижения резонансной частоты необходимо увеличивать радиус и уменьшать толщину. Увеличивать размеры не позволяет общая конструкция высокочастотных излучателей, а над снижением толщины и подбором специальных конфигураций пьезоэлементов в настоящее время продолжают работать многие фирмы. Необходимо отметить также, что излучатели с пьезоэлементом имеют емкостной характер нагрузки и требуют применения повышающего трансформатора.

Модели с пьезоизлучателями

Несмотря на указанные проблемы, только в период 80-90 годов примерно 43 фирмы выпускали более ста моделей акустических систем с высокочастотными пьезоизлучателями. К числу таких фирм относятся Motorola, Pioneer, Gemini, Celestion и др.

Бесспорным лидером в создании высококачественных пьезоизлучателей, которые нашли широкое применение во многих типах акустических систем целого ряда других фирм, была и остается компания Motorola. Многолетние исследования (что подтверждают многочисленные патенты) позволили им выбрать конструкцию, обеспечивающую излучение в достаточно широком диапазоне частот. Излучатель состоит из биморфного пьезокерамического элемента на металлической подложке, демпфирующих элементов, опорного кольца диффузора и диффузородержателя.

Такой излучатель нагружается на рупор специальной формы. С помощью рупора удается согласовать высокий механический импеданс пьезокерамического вибратора с низким импедансом воздушной среды, что позволяет повысить эффективность излучения. Фирма Motorola после многочисленных экспериментов предложила широкогорлую конструкцию рупора (диаметр горла которого совпадает с диаметром диафрагмы излучателя), но для повышения эффективности его излучения разработала специальную форму экспоненциального рупора с множеством продольных ребер внутри него.

Наряду с пьезокерамическими излучателями, в 70-е годы, после создания новых видов материалов — пьезоэлектрических полимеров, стало развиваться особое направление в создании громкоговорителей, использующих этот эффект. В 1969 году японский физик Н. Камаи открыл пьезоэффект у поливинилиденфторидной пленки (ПВДФ). ПВДФ является высокомолекулярным, высококристаллическим полимером, отличающимся высокой прочностью, жесткостью, стойкостью к износу и др. Физические свойства его зависят от типа кристаллической структуры. Процесс, который придает высокополимерным пленочным материалам пьезоэлектрические свойства, имеет сложную технологию.

Если пленка растягивается в одном направлении, то она обладает разными пьезомодулями в разных направлениях и называется одноосноориентированной. На первом этапе была отработана технология изготовления именно таких пленок. Если теперь такую пленку изогнуть и закрепить ее концы, то при приложении переменного электрического напряжения перпендикулярно ее поверхности она начнет деформироваться, пульсировать и излучать звук.

Первые образцы высокочастотных излучателей в виде пленки, свернутой и натянутой на цилиндр, создала фирма Pioneer (Япония). На их базе компания разработала и выпускала на протяжении длительного времени линейку акустических систем HPM-40, HPM-60, HPM-100, HPM-150, HPM-200, HPM-1100. Несомненным преимуществом таких излучателей является простота конструкции и отсутствие дорогостоящих магнитов. К недостаткам можно отнести емкостный характер сопротивления и необходимость применения повышающего трансформатора.

Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть картинку Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Картинка про Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик

В 80-е годы в Японии была отработана надежная технология поляризации двуосноориентированных пленок с одинаковым пьезомодулем в двух направлениях. Это дало возможность фирмам Audax и Brandt Electronique разработать и в 1980 году представить на выставке в Париже акустические системы с купольными пьезопленочными громкоговорителями. Конструкция одного из них показана на рисунке ниже. Громкоговоритель содержит изогнутую пьезопленку (1), демпфирующую прокладку (2) и специальную сетку (3). Параметры представленных высокочастотных громкоговорителей оказались следующими: диапазон воспроизводимых частот 5-20 кГц с неравномерностью +/-1 дБ, чувствительность 90 дБ/Вт/м, максимальное звуковое давление 110 дБ.

Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть картинку Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Картинка про Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик

Работы по совершенствованию параметров двуосноориентированной пьезопленки продолжались в Германии, Японии, США и других странах все последние годы. Это дало возможность фирме Audax выпустить новое поколение высокочастотных излучателей и акустических систем с ними. Представителем этого нового поколения является высокочастотный громкоговоритель HD3P. В качестве материала для диафрагмы используется пьезополимерная пленка, покрытая с обеих сторон золотом (методом вакуумного напыления). Пленка натянута в виде эллиптического купола и закреплена на эллиптическом кольце. За диафрагмой находится закрытая камера с воздухом под некоторым давлением, поддерживающим форму купола. К электродам на обеих поверхностях диафрагмы подводится сигнал, под действием которого диафрагма изгибается и излучает звук. Громкоговоритель, естественно, не имеет ни магнитной цепи, ни звуковой катушки. Поскольку движущая масса диафрагмы примерно в двадцать раз меньше, чем масса электродинамического громкоговорителя соответствующего размера, то переходные искажения очень малы, звук необычайно чистый и прозрачный.

Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть картинку Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Картинка про Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик

Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть картинку Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Картинка про Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик

Неожиданное развитие за последние годы получило направление создания пьезогромкоговорителей в связи с разработкой “мягкой” пьезокерамики, из которой можно формовать диафрагмы и элементы громкоговорителей разных конфигураций. Наибольших успехов в этом направлении добился Междисциплинарный Исследовательский Центр при университете в Бирмингеме (Великобритания), где на протяжении многих лет велись работы по созданию мягких керамических материалов PZT (толстопленочных) и разнообразных изделий из них. Успехи технологии позволили создать биморфные пьезокерамические элементы самых разнообразных конструкций: в виде сферических куполов, пружин и др.

Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть картинку Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Картинка про Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик

Появление таких пьезоэлементов позволило приступить к разработке новых конструкций излучателей, в частности, создать низкочастотный громкоговоритель, где вместо звуковой катушки использован пьезоэлемент.

Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть картинку Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Картинка про Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик

Перспективы пьезоизлучателей

Анализ процессов создания пьезоизлучателей, работающих в звуковом диапазоне частот, позволяет выявить три устойчивые тенденции в их развитии:

Большие достижения в технологии пьезокерамических материалов и их широкое использование в разных областях техники позволяют ожидать значительного прогресса в развитии излучателей на их основе.

Наряду с вышеперечисленными видами излучателей проводятся работы по созданию плазменных, пневматических и других видов громкоговорителей, но они еще не выпускаются промышленно. В последние годы большое внимание уделяется созданию цифровых излучателей (своего рода акустического ЦАП), но пока эта работа находится на стадии научных исследований.

Источник

Простая схема увеличения акустического выхода пьезоэлектрического преобразователя

Knowles SPW2430HR5H-B

Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть картинку Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Картинка про Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик

Для увеличения акустической мощности пьезодинамика или ультразвукового преобразователя было предложено много разных идей. Большинство из них основано на довольно сложных схемах, увеличивающих общую стоимость решения; например, повышение низкого напряжения питания логики до более высокого напряжения или использование H-моста.

Напротив, в этой статье показано, как можно увеличить акустическую мощность пьезоэлектрического преобразователя, минимизировав количество деталей и стоимость. Прежде чем мы приступим к обсуждению нового подхода, давайте рассмотрим некоторые из наиболее часто используемых пьезоакустических схем и их недостатки.

Простейшая схема драйвера пьезоэлемента состоит из преобразователя и ключевого транзистора (Рисунок 1). Напряжение на преобразователе не может быть больше напряжения источника питания, которое и определяет верхний предел акустической мощности. Резистор R2 служит для разряда емкости преобразователя. Постоянная времени RC должна быть короткой относительно периода резонансной частоты преобразователя. Низкие сопротивления резисторов снижают электрический КПД при гашении механического (акустического) резонанса преобразователя, что, конечно, снижает акустическую эффективность.

Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть картинку Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Картинка про Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик
Рисунок 1.Хотя такая схема управления пьезоизлучателем проста,
она очень неэффективна.

Самым распространенным способом усовершенствования является замена R2 дросселем, как показано на Рисунке 2.

Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть картинку Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Картинка про Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик
Рисунок 2.Замена резистора R2 дросселем увеличивает
акустическую мощность и КПД.

Величину индуктивности часто выбирают такой, чтобы получить электрический резонанс с емкостью преобразователя (излучателя) при акустическом резонансе преобразователя. Этот подход может обеспечить более высокую акустическую мощность, чем параллельный резистор, однако он оставляет еще множество возможностей для улучшения. В лучшем случае пиковое напряжение на преобразователе может достигать 40 В, тогда как более типичное значение при напряжении питания 5 В составляет 20 В.

Это связано с тем, что переход коллектор-база транзистора смещен в прямом направлении во время отрицательной полуволны напряжения на параллельном резонансном контуре, образованном индуктивностью и емкостью преобразователя, что ограничивает размах напряжения, уменьшая акустический выход.

Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть картинку Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Картинка про Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик
Рисунок 3.Использование диода может устранить
​отрицательные выбросы.

Добавление диода изолирует переход коллектор эмиттер (или, если используется MOSFET, переход паразитного диода) от этой отрицательной полуволны, обеспечивая намного больший размах напряжения на преобразователе и увеличивая акустическую мощность (Рисунок 3). Хотя прямое напряжение диода снижает приложенное напряжение питания, повышенное напряжение при резонансе более чем компенсирует эту небольшую потерю.

Чтобы добиться каких-либо дальнейших улучшений, мы должны учесть, что на самом деле в этой небольшой системе существуют два резонанса:

Частота электрического резонанса не обязательно должна совпадать с частотой акустического резонанса. На самом деле, если она примерно в 2 раза больше, чем частота акустического резонанса, пиковое напряжение на преобразователе может быть значительно увеличено.

Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть картинку Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Картинка про Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик
Рисунок 4.Иллюстрация поведения схемы в реальных условиях.

Это иллюстрируется Рисунком 4, где осциллограммы получены при следующих параметрах схемы:

Обратите внимание, что пункт 5 обозначает потенциальную проблему, скрывающуюся в этом новом решении, которую необходимо устранить. Если источник сигнала может включать транзистор после того, как напряжение преобразователя становится положительным, будет происходить мощный короткий выброс тока, который способен снизить электрический КПД и потенциально со временем разрушить транзистор. Увеличение коэффициента заполнения, чтобы транзистор включался, когда резонансное напряжение слегка отрицательное, позволяет устранить этот выброс.

После того, как мы все обсудили, давайте посмотрим, как наша схема ведет себя в реальной жизни, используя для этого удобный четырехканальный интеллектуальный осциллограф:

Высокое пиковое напряжение на преобразователе достигается за счет использования дросселя с индуктивностью меньшей, чем требуется для резонанса на частоте 40 кГц, что позволяет току возрастать примерно в два раза быстрее. В рассматриваемом примере это обеспечивает удвоенный ток для «зарядки» магнитного поля дросселя.

В данной системе это приводит к большему смещению поверхности преобразователя, и, соответственно, увеличивает акустическую мощность.

Эту статью не следует рассматривать как исчерпывающий трактат по резонансным схемам. Она просто демонстрирует процедуру, позволяющую с помощью очень простой и недорогой схемы увеличить акустическую мощность любого резонансного пьезоэлектрического преобразователя или излучателя.

Кратко эту процедуру можно изложить следующим образом:

Смоделировать представленную здесь акустическую/ электрическую схему в симуляторе может быть непросто, поскольку преобразователь содержит два или более потенциально резонансных элемента. К ним относятся механически резонанс преобразовательного элемента, акустический резонанс корпуса преобразователя (называемый резонансом Гельмгольца) и, конечно же, электрический резонанс емкости преобразователя с внешней индуктивностью.

Акустическая нагрузка излучением из порта преобразователя или его диафрагмы добавляет еще одну сложность к моделированию. Простое электрическое моделирование этой схемы дает на преобразователе 240 В пик-пик, что больше удвоенного напряжения, полученного в реальной схеме. Причиной большей части потерь, снижающих пиковое напряжение преобразователя в этой системе по сравнению с моделируемыми результатами, может быть акустическая нагрузка.

С помощью этой простой процедуры можно с минимальными затратами времени и сил легко добиться максимальной акустической мощности преобразователя.

Источник

Правильное подключение, и установка твитера

Как подключить твитеры в автомобиле? Выбираем место,направление

Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть картинку Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Картинка про Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик

В процессе установки новой акустической системы у владельца может возникнуть следующая задача — как подключить твитеры (пищалки), чтобы они работали качественно и без проблем?

Суть вопроса в сложности устройства современных стереосистем. По этой причине на практике нередко бывают случаи, когда установленные пищалки либо работают с искажениями, либо не работают вообще. Придерживаясь правил установки, можно избежать возможных трудностей – процедура окажется максимально быстрой и простой.

Что такое твитер?

Современные твитеры являются разновидностью источников звука, задача которых заключается в воспроизведении высокочастотной составляющей. Поэтому их так и называют – высокочастотные динамики или пищалки.

Следует заметить, что, имея компактные размеры и специфическое предназначение, пищалки легче установить, чем большие динамики.

Они издают направленный звук, и их проще разместить для создания качественной детализации и точной прорисовки звукового ряда, которые сразу же почувствует слушатель.

В каких местах рекомендовано устанавливать высокочастотные динамики?

Производители рекомендуют много мест, в которых можно разместить высокочастотные динамики, чаще всего на уровне ушей. Другими словами, направить их как можно выше на слушателя. Но не все согласны с подобным мнением. Такая установка не всегда удобна. Она зависит от конкретных обстоятельств. И количество вариантов установки довольно-таки большое.

Куда лучше всего направлять твитеры?

Проектируя автозвук, можно выбрать один из двух вариантов:

Выбор того или иного варианта зависит от индивидуальных предпочтений владельца. Для начала можно направить вч динамики на себя, а потом попробовать диагональный способ. После тестирования владелец сам решит, нужно выбрать первый способ, либо отдать предпочтение второму.

Особенности подключения

Пищалка – это элемент стереосистемы, задачей которого является воспроизведение звука частотой от 3000 до 20 000 герц. Магнитола же выдаёт полный спектр частот, начиная от пяти герц и заканчивая 25 000 герцами.

Пищалка может качественно воспроизвести только автозвук, частота которого составляет минимум две тысячи герц.

Если на неё подать более низкочастотный сигнал, он не будет воспроизводиться, а при достаточно большой мощности, на которую рассчитаны средне- и низкочастотные динамики, пищалка может выйти из строя. При этом о каком-либо качестве проигрывания не может быть и речи.

Для долговечной и надежной работы пищалки следует избавиться от низкочастотных составляющих, которые присутствуют в общем спектре. То есть, сделать так, чтобы на неё попадал только рекомендованный диапазон рабочих частот.

Первым и самым простым способом отсечения низкочастотной составляющей является последовательная установка конденсатора. Он хорошо пропускает высокочастотную полосу частот, начиная от двух тысяч герц и более. И не пропускает частоты ниже 2000 Гц. По сути, это простейший фильтр, возможности которого ограничены.

Как правило, конденсатор уже присутствует в составе акустической системы, поэтому в дополнительном приобретении не нуждается. Подумать об его покупке следует в том случае, если владелец решил обзавестись бывшей в употреблении магнитолой, и не нашёл конденсатор в комплекте твитера. Выглядеть он может следующим образом:

Если вы не увидели ни одного из перечисленных вариантов, следует докупить конденсатор отдельно и установить своими руками. В радиомагазинах их ассортимент велик и многообразен.

Диапазон фильтруемых частот зависит от типа установленного конденсатора. Например, владелец может установить конденсатор, который будет ограничивать диапазон частот,подаваемых для колонок на уровне трех или четырех тысяч герц.

При наличии двухполосной системы можно сделать выбор в пользу среза от двух до четырех с половиной тысяч герц.

Подключение

Подключение твитера выглядит следующим образом, он подключается на прямую к динамику который расположен у вас в двери плюс твитера подключается к плюсу динамика а минус к минусу, при этом конденсатор должен присоединяться к плюсу.

Это практический совет для тех, кто не знает, как подключить твитеры без кроссовера.
Альтернативный вариант подключения, это — использование кроссовера. В некоторых моделях акустических систем для авто он уже имеется в комплекте.

Если отсутствует,можно приобрести его отдельно.

Другие особенности

На сегодняшний день самым распространенным вариантом твитера является электродинамическая система. Конструктивно она состоит из корпуса, магнита, катушки с обмоткой, диафрагмы с мембраной и запитывающих проводов с клеммами. При подаче сигнала, в катушке протекает ток, образуется электромагнитное поле.

Оно взаимодействует с магнитом, возникают механические колебания, которые передаются на диафрагму. Последняя создаёт акустические волны, слышен звук. Чтобы повысить эффективность звуковоспроизведения, мембрана имеет специфическую купольную форму.Автомобильные твитеры, как правило, используют шелковые мембраны.

Для получения дополнительной жесткости мембрану пропитывают специальным составом. Шелк характеризуется возможностью более эффективно справляться с высокими нагрузками, температурными перепадами и сыростью.В наиболее дорогих твитерах мембрана изготовляется из тонкого алюминия или титана. Встретить подобное можно только на очень престижных акустических системах.

В обычной аудиосистеме автомобиля они попадаются довольно редко.

Наиболее же дешевым вариантом является бумажная мембрана. Помимо того, что звучание хуже, чем в двух предыдущих случаях, такое оборудование имеет крайне малый срок эксплуатации.

И это неудивительно, поскольку бумага не может обеспечить качественную работу твитера в условиях низкой температуры, повышенного уровня влажности и высокой нагрузки. Когда машина повышает обороты двигателя, может ощущаться посторонний звук.

Не забудьте, что настроить пищалку можно и с помощью магнитолы. Даже в самых дешевых моделях имеется возможность настройки высоких частот. В частности, модели среднего ценового диапазона имеют встроенный эквалайзер, значительно упрощающий задачу.

Видео как установить твитеры

Как правильно подключить твитеры

Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть картинку Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Картинка про Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик

Хочу установить в двери новые динамики и подключить к усилку, и хорошие твиттеры в торпеде по бокам. Вопрос: Нужно параллелить твиттеры и среднечастотники и сажать в один канал усилка или надо отдельно два канала под твиттеры и два под среднечастотники? И надо ли что то ещё врезать в плюсовой провод твиттеров?

Toyota bB 2001, двигатель бензиновый 1.3 л., 88 л. с., передний привод, автоматическая коробка передач — автозвук

Комментарии 21

Ох епта ты загнул) вопервых все зависит от твего усилка и конечно самих ВЧ! Если это эстрадные ВЧ, то на большинстве уже впаяны кондеры отсекающие не нужные частоты, но иногда они могут подпевать, если усил совсем шлак. При ВЧ эстрадках, не паришься и втыкаешь их в два канала, если усил 2-а канала, то берешь и паралелишь дины, то есть в 2 Ома, если конечно и те и те 4Ом. Более подробно могу в лс.

Если акустика не эстрада а тупо компонент, допустим шелковый твит от каких нить компонентный DLS или других брендов, и соответственно СЧ может быть любым, то при таком раскладе, дабы не наеб…нуть ВЧ нужны кроссоверы или впайка кондера в + провода на твит. При кроссах на все уйдет два канала с усила. В общем если интресно, то пиши копмоненты какие и расскажу более подробно

Дома буду, скину модельки динамиков. Если коротко там планируется усилок 4 канала по 160вт на канал, твиты номинал 100вт и средние 150вт номинал. Всё 4 ом в планах. Ещё думаю насколько важны тыловые динамики и стоит ли их ставить в двери сзади так как саб с учётом того что машина хэчбек явно будет портить звук от них если ставить в штатные места багажника.

Тыл в мусор! Так как если вставить его в задние двери, он испортит звуковую сцену, если ты канешна хочешь качество а не спл.

В багажник тоже нет смысла лепить. Собирать нужно качественный фронт и желательно работать с инсталом для лучшего звучания. И сабик в ЗЯ для поддержания баса в музыке.

Где то у меня были таблицы по SQ, посмотрю, они тебе пригодятся при построении в качество. Та как там очень много параметров.

Дома буду, скину модельки динамиков. Если коротко там планируется усилок 4 канала по 160вт на канал, твиты номинал 100вт и средние 150вт номинал. Всё 4 ом в планах. Ещё думаю насколько важны тыловые динамики и стоит ли их ставить в двери сзади так как саб с учётом того что машина хэчбек явно будет портить звук от них если ставить в штатные места багажника.

Тыл — это больше для тех у кого нет саба и хочется хоть какой то бас, и когда у тебя фронт вафля.

Название и модель усила скинешь, я тебе скажу. Скорое всего там будет меньше гораздо чем они пишут)

Посмотрел и вроде там действительно не 160, а скорее около 90-100вт. Но думаю и норм, колонки не порвутся на максимуме

Название и модель усила скинешь, я тебе скажу. Скорое всего там будет меньше гораздо чем они пишут)

Кстати мучает вопрос! В харрактеристиках саба указана мощность но у него 2 катушки по 4 ом и следовательно его можно подключить на 2 или 8 ом, и я не пойму в каком режиме он выдаёт ту мощность которая заявлена?

Но кстати не у всех походу так. Моноблок qs 1.1000 например выдаёт заявленые 1000вт судя по наминалу предохранителя)

Киксы по мощности норм — это по моноблокам, но очень не любят просадки, начинают дико клиповать. Тысячник, чтоб играл нормально и хорошо выдовал требует 2 гель АКБ и гену ампер на 300. Вот тогда будет счастье.

Нормальные компоненты. Можно и в паралель и по отельности на канал

тоесть кодненсатор перед усилком не поможет никак в улучшении показателей мощности? полюбому надо гену менять если будет два усилка выдающие вместе 1.5квт? или для идеального качества надо мощный генератор?

Тогда ясно. А есть гены на бб в районе 300А, я слышал про 180 только. И акб на сколько тогда надо? У меня сейчас 60 стоит!

Есть и 370 и 300, просто сейчас на них цена ух… АКБ под капот, в стандартное место станет на 70 или максимум 80 ач. Ставь 70 только АГМ технологию или гель

Ох епта ты загнул) вопервых все зависит от твего усилка и конечно самих ВЧ! Если это эстрадные ВЧ, то на большинстве уже впаяны кондеры отсекающие не нужные частоты, но иногда они могут подпевать, если усил совсем шлак. При ВЧ эстрадках, не паришься и втыкаешь их в два канала, если усил 2-а канала, то берешь и паралелишь дины, то есть в 2 Ома, если конечно и те и те 4Ом. Более подробно могу в лс.

Монтаж твитеров в авто

Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть картинку Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Картинка про Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик

Твитер – это такой тип динамика, который воспроизводит верхний диапазон частот (2000 гц – 20000 гц). Качество его звучания напрямую зависит от угла, под которым он расположен к слушателю. Установка твитеров в авто может выполняться как при помощи специалистов, так и собственными силами.

Выбор высоты для монтажа

Именно твитеры являются головной болью, даже опытных инсталляторов. Эти маленькие динамики необходимо не только установить в нужное место, но и выбрать правильный угол, для того, чтобы сцена формировалась верно. Более крупные низкочастотные динамики устанавливаются всегда в одно место – это двери.

Даже производители компонентных динамиков не могут точно определить, где лучше будет играть высокочастотник. Поэтому в комплекте прикладывают несколько видов крепежей. Популярный вариант — это «чашка». Она предназначена для установки твитера в авто либо на стойку, либо на торпедо. Также в комплекте может идти корпус, для установки к поверхности.

Наиболее дорогие варианты ВЧ динамиков могут вращаться внутри корпуса для более точной направленности.

Главной причиной, по которой установке в авто уделяется такое внимание, является его задача. Дело в том, что высокочастотные динамики являются одним из наиболее важных компонентов для формирования качественного звука в автомобиле.

Особенно важно, если система состоит из двух компонентов. В этом случае выставление звуковой сцены напрямую зависит от ВЧ. Что касается трехполосных систем, то здесь больших проблем еще больше, т.к. добавляется СЧ звено.

Оно намного крупнее и требует закрытого объема.

Ни один мастер не сможет вам сказать, куда именно в вашем случае нужно устанавливать «пищалки». Поэтому, искать место для монтажа нужно с нуля.

Для определения верного месторасположения нужно пользоваться качественными записями, на которых записан монотонный голос. Чаще всего на практике пользуются проверочным диском для тестирования.

Он содержит специальные записи, которые позволяют выбрать правильное место для размещения твитеров.

Для начала нужно выставить высоту сцены, а значит определить высоту расположения твитеров. Если ВЧ динамик установить слишком высоко, будет рассогласование с СЧ/НЧ динамиками. Чем они ближе, тем проще их заставить играть слитно. Если же ВЧ динамик установить слишком низко, то это отрицательно скажется на высоте музыкальной сцены.

Выбор ширины

С высотой сцены определились, а от чего зависит ширина? Ширина сцены зависит от угла установки твитера. Также как и с высотой, здесь нужно испробовать все варианты. Самый популярный вариант исполнения, когда оба динамика стоят друг на против друга.

Выбор угла направления твитеров:

Выбор угла излучения является одним из наиболее важных факторов, так как от этого зависит согласование ВЧ и НЧ/СЧ динамиков. Наиболее благоприятной ориентацией при установке твитера по высоте является рот слушателя. Если угол твитера немного изменить, либо выбрать другую высоту установки, сцена будет нарушена и качество звука упадет.

Важно, при установке твитера в авто своими руками выбрать такое расположение, чтобы вблизи него, примерно в радиусе 5 см., отсутствовали отражающие предметы. Это позволит добиться сильного снижения количества стоячих волн в области ВЧ тракта.

Что такое коаксиальная акустика

Во втором случае добиться правильной сцены будет намного проще, так как физическое расположение ВЧ динамиков относительно стекла будет ближе. Подавляющее большинство твитеров при направлении в салон играет слишком резко.

Монтаж

Перейдем к установке твитеров в авто. Для монтажа нам понадобятся:

Во-первых, нужно определиться, как вы будете подключать твитеры. Есть несколько вариантов, самый дешевый и самый популярный — это параллельное подключение к НЧ динамикам через конденсатор. Более профессиональный вариант — это поканальное подключение к усилителю или к процессору, или процессорной магнитоле.

При параллельном подключении к «мидбасу», берем двухжильный кабель, с сечением не менее 1.5 мм и припаиваем «плюс» к «плюсу», а, «минус» соответственно, к «минусу» кабеля, идущего на НЧ динамик.

Согласно инструкции по эксплуатации автомобиля, разбираем торпедо и снимаем стойки. Аккуратно прокидываем провода, тем самым, делая скрытый монтаж. После этого нужно подключить конденсатор. Следует напомнить, что конденсатор выполняет роль фильтра первого порядка и срезает ненужные частоты с крутизной среза 6 ДБ на октаву.

Наш пассивный кроссовер припаивается на плюсовой провод, который идет к твитеру. Если этого не сделать, то динамик просто сгорит. Если вы намерены подключать «пищалку» к усилителю, важно помнить, что нужно включить фильтр высоких частот и выбрать частоты фильтрации 4 кГц.

В дальнейшем ее нужно будет настроить, в зависимости от того, какой диапазон частот играет НЧ динамик в двух-полосной системе, или СЧ динамик в трех-полосной системе.

На торпедо твитер крепится в чашке на двухсторонний скотч. В большинстве случаев он идет в комплекте с динамиками. Если его в комплектации не предусмотрено, скотч можно купить в любом хозяйственном магазине.

Что касается установки в стойку, то здесь установка происходит также на двухсторонний скотч. Но в таком случае не получится направить его в салон. Для этого нужно обратиться к профессионалам, чтобы они врезали в вашу стойку специальное отверстие. В таком случае все будет выглядеть наиболее эстетично. Также пищалку можно врезать в дверную карту.

Для этого в двери вырезается круглое отверстие, а после этого, с помощью монтажного комплекта, устанавливается пищалка. Важно помнить, что если вы будете устанавливать динамик твитер на двухсторонний скотч, то вы всегда сможете изменить направленность излучения мембраны. Но если вы установите его статично, изменить направление уже не получится.

Профессиональные инсталляторы рекомендуют перед окончательной установкой попробовать все варианты исполнения, только в этом случае удастся сформировать правильную сцену.

Как сказано ранее, правильная установка твитеров в авто может потребовать серьезные вмешательства в конструкцию передних стоек или дверных карт. Если твитеры будут устанавливаться в торпедо, то нужно будет делать крупные отверстия.

В большинстве случаев данная операция необратима. Поэтому на ум приходит старая поговорка: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Установка твитеров в автомобиль и настройка

Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть картинку Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Картинка про Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик

Твитер – эт динамик для воспроизведения высоких частот. Качество его звучания сильно изменяется в зависимости от угла, под которым он направлен к слушателю.

Излучаемые им высокие тона с короткими звуковыми волнами подвержены сильному воздействию разного рода отражений.

Если в нескольких сантиметрах от твитера находится какой-либо предмет, отражающий звук, это сразу скажется на качестве.

Установка твитера – это компромисс, связанный с выбором оптимального угла, и постоянная борьба с отражениями.

Если нам удастся установить твитер под наиболее благоприятным углом и исключить возможность отражений, значит мы выиграли эту борьбу. Правильная установка твитера важна как в процессорных аудио системах, так и в обычных беспроцессорных.

От правильной установки твитера зависит ширина и высота звуковой сцены, что влияет на качество звучания аудио системы в целом.

Размещение твитера в процессорных системах

Считается, что наилучшим местом для установки твитера является передняя стойка. Доводы в пользу этого будут приведены позже. Между тем, с одной стороны от передней стойки находится ветровое стекло, а с другой – окно двери, что, казалось бы, создает условия для всяких отражений.

Однако особенно неблагоприятным для громкоговорителя является такое отражение, которое способствует образованию стоячих волн: когда форма сигнала меняется на обратную, изменяя его фазу. А высокие частоты, которые излучает твитер, очень легко отражаются от окружающих предметов и в результате легко возникают стоячие волны.

Поэтому расскажем, как не допускать образования стоячих волн и как выбирать оптимальный угол при установке твитера.

Угол установки твитера

То есть, поскольку с обоих сторон угол прослушивания одинаков, характер звука с каждой стороны будет практически одинаковым. Кроме того, поскольку прямая ось твитера проходит под одинаковыми углами к переднему и боковому окнам, то и нарушения, вызываемые отражениями, будут почти одинаковыми с той и другой стороны.

При установке твитера под таким углом каждый из концов частотного диапазона твитера будет ближайшим к слушателю.

Выбор угла при установке твитера

Здесь схематически изображен слушатель в кресле водителя, вид сбоку. Прямая ось твитера направлена горизонтально и находится на уровне рта слушателя.

Если твитер повернуть вверх, или установить выше и повернуть вниз, то может сильно сместиться фаза и пострадает интеграция высоких частот со средними и низкими.

Если твитер установлен на уровне рта слушателя в автомобилях типа седан, купе или универсал, то твитер и мидвуфер могут оказаться выровненными по одной прямой линии. Это способствует улучшению их взаимодействия.

При установке твитер важно разместить так, чтобы рядом, в радиусе 5 см не было никаких отражающих предметов. Это помогает резко снизить вероятность возникновения стоячих волн в области высоких частот.

При отражении звуковой волны образуется разрыв между отраженным и прямым звуками. Отраженная волна, оказавшаяся в 4 раза длиннее разрыва, и принимает обратную фазу, при этом звуковое давление падает и ухудшается качество звука. Это стоячая волна. 5 см х 4 = 20 см, частота с длиной волны 20 см составляет 1,7 кГц.

Обычно твитеры не используют эту частоту. Если установить твитер так, чтобы предметы, способные вызвать отражения, находились от него на расстоянии более 5 см, образование стоячих волн будет сведено до минимума.

Кроме того, если ближе к верхней части твитера сделать углубление, это будет способствовать рассеянию отражений и уменьшению стоячих волн, образуемых отражением от передней стойки.

Выбор места для твитера

В отличие от низкочастотного и среднечастотного динамика, звучание твитера сильно зависит от угла, под которым до слушателя доходит звук. Описанная ситуация особенно характерна для автомобильных акустических систем – из-за отражений возникают стоячие волны, ведущие к потере музыкальной информации и ухудшению звучания.

Если учесть все эти особенности, то оказывается, что наилучшим местом для установки твитера в автомобиле является передняя стойка. Если установить его в верхней части двери, то даже при высоте акустического экрана твитера всего в 1,0 см стоячая волна будет гасить музыкальные звуки с частотой 8,5 кГц.

В этом случае трудно будет обеспечить симметричный угол, и частотные характеристики по обеим сторонам твитера будут сильно отличаться.

Если сделать большой акустический экран и установить твитер в нижней части двери методом поверхностного монтажа, когда динамик не выступает над экраном, вероятность возникновения стоячих волн понизится, но совершенно невозможно будет обеспечить оптимальный угол.

Установка на пороговой панели методом поверхностного монтажа с большим экраном также препятствует образованию стоячих волн.

Но если сильно не поднять угол твитера, звуковые образы не будут достигать уровня приборной доски, а если и будут, то на этом уровне будет присутствовать только центральный образ, а боковые окажутся ниже – там, где находится мидвуфер. Поэтому твитер рекомендуется устанавливать на передней стойке под верным углом.

Как добиться правильного звучания твитера

Теория теорией, но как на практике осуществить правильное размещение твитера в салоне автомобиля? Для этого нам понадобиться любой проверочный диск для тестирования аудио системы, наиболее популярным из которых является “Аудио доктор”.

На нем есть специальные треки – по которым мы будет отслеживать расположение твитера и правильность звучания. Для начала стоит временно закрепить твитер на передней стойке в любом месте – и только после этого начать тестирования.

Каждый салон автомобиля универсален и однозначного решения по установке твитера нет. Так что будет все пробовать на практике.

Изначально, нужно определить с высотой установки твитера. Проигрывая специальный трек на проверочном диске – мы должны наблюдать за высотой сцены. Перемещайте твитер по стойке вверх или вниз – и тем самым проверяйте после каждого изменения звучания твитера.

Но в любом случае не стоит слишком высоко поднимать твитер – так мы добьёмся разногласия звучания между СЧ/НЧ и ВЧ динамиком. Чем они ближе друг к другу будут находиться – тем легче будет их связать, чтобы они звучали равномерно в одной частоте.

С другой стороны опускать низко по стойке твитер не стоит – так может ухудшиться высота музыкальной сцены, что отрицательно скажется на объемности звучания.

Важно определить угол установки твитера – от этого зависит ширина сцены. Чаще всего в автомобильных аудио системах наиболее распространена схема – друг напротив друга. Это когда оба твитер смотрят друг на друга. Тут, как и с высотой сцены, нет универсального рецепта, нужно пробовать разные варианты размещения твитера и делать выводы.

Настройка твитера – сложное занятие. Если вы новичок в автозвуке и у вас нет понимания правильного звучания в автомобиле – настройка может занять много времени. Не пытайтесь все сделать за один раз, лучше пробовать больше вариантов размещения и не в один день.

Ведь если вы настроили сегодня твитер – и вам кажется что он звучит нормально, то завтра звуковая картина может измениться. Так что, процесс настройки твитера весьма сложен и многогранен, но в тоже время очень увлекателен.

А чтобы добиться качественного звучания – нужно постоянно совершенствование и выбор его оптимального размещения.

Настройка твитеров (пищалок) в авто

Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть картинку Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Картинка про Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик

Бытует мнение, что все проблемы со звуком в машине можно решить установкой исключительно дорогих компонентов. Они и возможностями обладают большими, и запасом прочности соответствующим, да и к условиям установки не так требовательны. Дорогие динамики должны вытянуть звучание просто за счет присущего качества исполнения. Но такой подход не совсем верен.

Получить от дорогих качественных динамиков, в том числе и твитеров, максимум возможностей можно только в случае их правильной установки и настройки. Чем выше класс устройств, тем более жесткие требования к инсталляции и подключению предъявляются. В противном случае рискуете получить жалкое подобие звука, даже потратив значительную сумму на покупку компонентов.

Все проблемы, к появлению которых приводит непрофессиональная установка, связаны со следующими особенностями воспроизведения звука в высокочастотном диапазоне.

Распространение ВЧ акустических волн

Это для сабвуфера практически не имеет значения место установки. Достаточно правильно подобрать частоты воспроизведение, и он будет звучать по всей машине, не перетягивая на себя сцену и не теряясь среди других компонентов системы. Для твитеров такой подход неприемлем. Основная причина заключается в следующих особенностях звуковых волн высокочастотного диапазона:

Именно из-за этих особенностей распространения ВЧ-волн важное значение имеет определение места установки и направления твитеров. Изменение расположения динамиков позволит подобрать оптимальную точку, из которой пищалки будут звучать естественно, не выпирая и не теряясь среди других компонентов акустической системы.

Технические особенности ВЧ динамиков

Если говорить о технических особенностях твитеров, то необходимо отметить следующий факт — эти устройства не предназначены для работы в диапазоне, близком к резонансной частоте.

У высокочастотных динамиков резонанс приходится на частоты, к которым человеческий слух наиболее чувствителен.

Поэтому появление малейших искажений в этом диапазоне будет резать уши даже неискушенному слушателю.

Кроме того, при работе в околорезонансном режиме твитеры подвергаются наибольшим нагрузкам. Конструкция динамиков не позволяет выдерживать такие воздействия. Поэтому большинство твитеров выходят из строя именно в такие моменты, когда достаточно даже малейших искажений, наносящих непоправимый вред.

Возьмите за правило — расстояние между резонансной частотой пищалки и частотой среза должно быть не менее 1-2 октав. Особенно если речь идет о применении фильтров первого порядка.

В противном случае твитер все равно будет воспроизводить нежелательные частоты. Применение фильтров с увеличенной крутизной затухания сигнала позволят несколько сократить допустимую разницу.

Но даже в таком случае разница не должна быть менее 1 кГц.

Направление высокочастотного динамика

Никаких универсальных решений, которые обеспечат нормальную игру твитера, не существует. При покупке новых твитеров в любом случае придется подбирать место установки или менять угол его разворота. Не существует идентичных пищалок даже с одной и той же маркировкой. Поэтому, если хотите получить стоящий результат, будьте готовы настраивать ВЧ-звено при замене любых компонентов по новой.

Существует ряд общепринятых зон для установки твитеров. Практика показала, что именно в них можно настроить акустическую сцену более точно и обеспечить качество звучание системы. Но сказать, какое место оптимально подойдет для ваших условий, без предварительной экспериментальной проверки невозможно. Поэтому настройка твитера начинается еще на этапе подготовки к инсталляции.

Итак, какие способы установки высокочастотных динамиков имеют право на жизнь в условиях среднестатистического автомобиля.

Устанавливаем твитер на панель

Именно на торпедо стали ставить высокочастотные динамики раньше всего. Это связано с тем, что у большинства устаревших моделей авто просто не было других подходящих точек.

Нередко пытались инсталлировать твитеры и в двери, но результат был еще хуже. И все это связано с тем, что из этих зон обеспечить прямую направленность на слушателя практически невозможно.

То есть, приходится прибегать к применению отраженного сигнала.

Теоретически это возможно. Достаточно поставить пищалки с разворотом на лобовое стекло. Защитники этого решения утверждают, что в этом случае можно получить более глубокую акустическую сцену. И в какой-то степени они правы.

Такое направление дает больше возможностей в части настройки звуковой картины в ограниченном объеме машины.

Но если подходить к делу с практической стороны, то всплывает ряд факторов, существенно усложняющих задачу, а именно:

Исходя из этого, установка твитеров с направлением на лобовое стекло — это технически во&#x43

Как Установить Твитеры В Машину

Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Смотреть картинку Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Картинка про Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик. Фото Как подключить пьезоэлектрический высокочастотный динамик

Штатные недорогие однополосные динамики обычно неплохо воспроизводят средние частоты, но не так хороши на басах и верхних частотах. Самый простой способ улучшить звучание бюджетной однополосной акустики – установка дополнительных твитеров.

Итак, если звук струнных инструментов в исполнении вашей системы недостаточно звонок, то пора подумать об его улучшении.

Выбор твитера

– Выбирайте твитеры купольного типа, а не конусного.

– Не покупайте пьезоэлектрические твитеры.

– Для систем высокой мощности рекомендуется применять твитеры с подвесом на ферромагнитной жидкости.

По сравнению с конусными твитерами купольные имеют лучшую АЧХ в рабочей полосе частот и лучшую характеристику направленности (то есть звук от них распространяется одинаково по всем направлениям).

Что касается пьезоэлектрических твитеров, то они имеют всего два достоинства: высокую чувствительность и отсутствие емкостного кроссовера. Но из-за того, что их работа основана на эффекте резонанса, форма АЧХ таких твитеров не выдерживает никакой критики. Таким образом, следует избегать твитеров пьезоэлектрического типа.

Ферромагнитная жидкость в подвесе твитера улучшает охлаждение его катушки, что позволяет подавать на нее большую мощность. Кроме того, такие твитеры имеют более сглаженную форму АЧХ.

Поэтому модели с ферромагнитной жидкостью в подвесе рекомендуются для применения в мощных системах. Еще одним фактором при выборе твитера является форма крепления.

Некоторые модели позволяют изменять угол установки, более точно направляя звук к слушателю.

Выбор места установки

Это улучшит качество звука для пассажиров заднего сидения и, кроме того, позволит избежать плавающего стереоэффекта, при котором положение мнимых источников звука для отдельных инструментов зависит от воспроизводимой ими частоты.

Для достижения хорошего качества звучания при установке твитера нужно соблюдать следующие правила:

– Твитеры необходимо устанавливать рядом с соответствующими широкополосниками.

– Место установки твитера, не должно загораживаться сидящим пассажиром.

– Не следует устанавливать твитер чересчур близко к ушам слушателя, иначе будут слышны только верхние частоты.

– Уровень установки твитера должен быть как можно ближе к уровню ушей слушателя.

– Оси твитеров должны быть как можно точнее сориентированы по направлению к ушам слушателя

– При установке твитера необходимо учитывать, что звук отражается от стекол автомобиля.

Некоторые из этих правил конфликтуют с эстетическими и практическими соображениями, и поэтому при выборе места установки необходимо принимать компромиссное решение, учитывающее значимость каждого из факторов. Однако необходимо помнить, что расстояние между твитером и широкополосником не должно превышать 6 дюймов (в любом направлении). Невыполнение этого требования сильно ухудшит звучание.

Обеспечив требуемое расстояние, можно приступать к рассмотрению остальных правил установки. Возможные места установки: двери, приборная панель (верх и низ), стойки стекол. Необходимо оставить запас провода для подключения твитера к широкополоснику.

Стекла автомобиля представляют собой своеобразные отражатели для звука твитеров. Представьте, что на месте твитера установлена лампа. Сидя на водительском месте, вы будете видеть ее отражение в стекле. Так же отражается и звук, причем его мощность не меньше, чем у звука, идущего непосредственно из твитера.

Поэтому установку твитера на стойку лобового стекла или в верхнюю часть приборной панели следует производить таким образом, чтобы звук от него имел какое-то одно доминирующее направление распространения – либо прямое, либо отраженное.

Подключение твитеров

Схема подключения твитеров, устанавливаемых на поверхность, приведена на рис.1. Емкостной кроссовер обеспечивает подачу на твитер только высокочастотных компонентов сигнала, задерживая все остальные. Это предотвращает попадание на вход твитера сигналов низких частот, которые могут вызвать появление искажений, или даже вывеститвитер из строя.

Кроссовер характеризуется значением частоты отсечки. Если сигнал имеет частоту выше частоты отсечки, то он пропускается, если ниже – задерживается. Конденсатор кроссовера должен быть неполярным. В таблице 1 приведены значения емкости конденсаторов, соответствующие различным частотам отсечки (при подключении к твитерам с сопротивлением 4 Ом).

Емкость конденсатора рассчитывается по формуле:

где f – частота отсечки кроссовера в герцах, R – сопротивление твитера в омах, С – емкость в фарадах.

Обычно твитеры поставляются в комплекте с конденсаторами, но конденсатор можно подобрать и самостоятельно. При этом надо принимать во внимание характер воспроизведения верхних частот другими динамиками, установленными в автомобиле. Устанавливая конденсаторы различной емкости, выберите вариант, дающий наилучшее звучание при наименьшей емкости.

После установки твитеров часто оказывается, что они звучат громче других динамиков системы. Это происходит потому, что чувствительность твитеров, как правило, выше, чем у широкополосников. Решить эту проблему можно одним из следующих способов:

– Понизить уровень высоких частот на головном устройстве.

– Увеличить частоту отсечки кроссовера путем установки конденсатора меньшей емкости.

– Установить в цепь твитера резисторный шунт – это снизит уровень сигнала.

Шунты предназначены для ослабления сигнала с сохранением постоянного входного сопротивления твитера. Схема подключения шунта показана на рис.

2, а в таблице 2 приведены номиналы резисторов RS и RP, установка которых ослабляет сигнал на 3 и на 6 дБ.

В обоих случаях входное сопротивление схемы остается на уровне 4 Ом, что необходимо для обеспечения нормального режима работы кроссовера. Следует применять резисторы с достаточным запасом по мощности, иначе они просто сгорят.

В приведенном примере мощность резисторов достаточна для использования их совместно с твитером, подключенным к мощному головному устройству.

Если же твитер подключен к отдельному усилителю большой мощности, то и резисторы должны быть более мощными.

Кроссовер и шунт необходимо монтировать в отдельном корпусе – это предотвратит повреждение головного устройства в результате замыкания его выхода на землю.

Лада 2111 › Бортжурнал › Звук(стойки под твитеры)

Далее мне предстояло подключить твитеры.

Твитеры, они же пищалки, требуют определенной установки в автомобиле, а именно, то как они будут расположены и направлены в авто. Существует куча способов установки, остановимся на основных: твитеры установка твитеров на стойках с направлением в стекло(на отражение) или на противоположного слушателя установка в двери, в/на торпедо.

Приведу некоторые выдержки правил для установки твитеров:

— Твитеры необходимо устанавливать рядом с соответствующими широкополосниками.

— Место установки твитера, не должно загораживаться сидящим пассажиром.

— Не следует устанавливать твитер чересчур близко к ушам слушателя, иначе будут слышны только верхние частоты.

— Уровень установки твитера должен быть как можно ближе к уровню ушей слушателя.

— Оси твитеров должны быть как можно точнее сориентированы по направлению к ушам слушателя

— При установке твитера необходимо учитывать, что звук отражается от стекол автомобиля.

Некоторые из этих правил конфликтуют с эстетическими и практическими соображениями, и поэтому при выборе места установки необходимо принимать компромиссное решение, учитывающее значимость каждого из факторов.

Стекла автомобиля представляют собой своеобразные отражатели для звука твитеров. Представьте, что на месте твитера установлена лампа. Сидя на водительском месте, вы будете видеть ее отражение в стекле. Так же отражается и звук, причем его мощность не меньше, чем у звука, идущего непосредственно из твитера.

Поэтому установку твитера на стойку лобового стекла или в верхнюю часть приборной панели следует производить таким образом, чтобы звук от него имел какое-то одно доминирующее направление распространения — либо прямое, либо отраженное.

Немного поэкспериментировав с направлением я выяснил, что для моего авто больше подходил первый способ, а именно с направлением на противоположного слушателя.

Конечно при установке на отражение сцена увеличивалась(ощущение, будто играет за стеклом), но мне показалось, что звук расплывался.Кстати, этот способ используют еще при установке твитеров у которых резкое звучание(металлических диффузор).

Ну в итоге, направление было выбрано, стакан — куда вставляются пищалки был закреплен, стойка ошкурена и пришел черед колготок и эпоксидки. =)

Далее затарившись старыми колготками, обтянул 2 слоями стойку придав более понравившиеся изгибы. После в дело пошла эпоксидка и получились вот такие(уже после вышкуренные) стойки.

Установка твитера – ВЧ динамика в автомобиль. Как добиться правильного звучания твитера

Твитер – это автомобильный динамик для воспроизведения высоких частот. Качество его звучания сильно изменяется в зависимости от угла, под которым он направлен к слушателю.

Излучаемые им высокие тона с короткими звуковыми волнами подвержены сильному воздействию разного рода отражений.

Если в нескольких сантиметрах от твитера находится какой-либо предмет, отражающий звук, это сразу скажется на качестве.

Установка твитера (нч днамика) – это компромисс, связанный с выбором оптимального угла, и постоянная борьба с отражениями.

Если нам удастся установить твитер под наиболее благоприятным углом и исключить возможность отражений, значит мы выиграли эту борьбу. Правильная установка твитера важна как в процессорных аудио системах, так и в обычных беспроцессорных.

От правильной установки твитера зависит ширина и высота звуковой сцены, что влияет на качество звучания аудио системы в автомобиле.

Считается, что наилучшим местом для установки твитера является передняя стойка. Доводы в пользу этого будут приведены позже. Между тем, с одной стороны от передней стойки находится ветровое стекло, а с другой – окно двери, что, казалось бы, создает условия для всяких отражений.

Однако особенно неблагоприятным для громкоговорителя является такое отражение, которое способствует образованию стоячих волн: когда форма сигнала меняется на обратную, изменяя его фазу. А высокие частоты, которые излучает твитер, очень легко отражаются от окружающих предметов и в результате легко возникают стоячие волны.

Поэтому я расскажу, как не допускать образования стоячих волн и как выбирать оптимальный угол при установке твитера.

Угол установки твитера

Здесь схематически показан салон автомобиля сверху. Прямые оси двух твитеров, изображенные пунктирными линиями, сходятся точно посередине между сидениями водителя и пассажира на уровне их ушей. Звук должен быть хорошо слышен в пределах 45 градусов между передним и боковым окнами с каждой стороны.

То есть, поскольку с обоих сторон угол прослушивания одинаков, характер звука с каждой стороны будет практически одинаковым. Кроме того, поскольку прямая ось твитера проходит под одинаковыми углами к переднему и боковому окнам, то и нарушения, вызываемые отражениями, будут почти одинаковыми с той и другой стороны.

При установке твитера под таким углом каждый из концов частотного диапазона твитера будет ближайшим к слушателю.

Выбор угла при установке твитера

Здесь схематически изображен слушатель в кресле водителя, вид сбоку. Прямая ось твитера направлена горизонтально и находится на уровне рта слушателя.

Если твитер повернуть вверх, или установить выше и повернуть вниз, то может сильно сместиться фаза и пострадает интеграция высоких частот со средними и низкими.

Если твитер установлен на уровне рта слушателя в автомобилях типа седан, купе или универсал, то твитер и мидвуфер могут оказаться выровненными по одной прямой линии. Это способствует улучшению их взаимодействия.

При установке твитера важно разместить его так, чтобы рядом, в радиусе 5 см не было никаких отражающих предметов. Это помогает резко снизить вероятность возникновения стоячих волн в области высоких частот.

При отражении звуковой волны образуется разрыв между отраженным и прямым звуками. Отраженная волна, оказавшаяся в 4 раза длиннее разрыва, и принимает обратную фазу, при этом звуковое давление падает и ухудшается качество звука. Это стоячая волна. 5 см х 4 = 20 см. Частота с длиной волны 20 см составляет 1,7 кГц.

Обычно твитеры не используют эту частоту. Если установить твитер так, чтобы предметы, способные вызвать отражения, находились от него на расстоянии более 5 см, образование стоячих волн будет сведено до минимума.

Кроме того, если ближе к верхней части твитера сделать углубление, это будет способствовать рассеянию отражений и уменьшению стоячих волн, образуемых отражением от передней стойки.

Выбор места для твитера

В отличие от низкочастотного и среднечастотного динамика, звучание твитера сильно зависит от угла, под которым до вас доходит его звук. Описанная ситуация особенно характерна для автомобильных акустических систем – из-за отражений возникают стоячие волны, ведущие к потере музыкальной информации и ухудшению звучания.

Если учесть все эти особенности, то оказывается, что наилучшим местом для установки твитера в автомобиле является передняя стойка. Если установить его в верхней части двери, то даже при высоте акустического экрана твитера всего в 1,0 см стоячая волна будет гасить музыкальные звуки с частотой 8,5 кГц.

В этом случае трудно будет обеспечить симметричный угол, и частотные характеристики по обеим сторонам твитера будут сильно отличаться.

Если сделать большой акустический экран и установить твитер в нижней части двери методом поверхностного монтажа, когда динамик не выступает над экраном, вероятность возникновения стоячих волн понизится, но совершенно невозможно будет обеспечить оптимальный угол.

Установка на пороговой панели методом поверхностного монтажа с большим экраном также препятствует образованию стоячих волн.

Но если сильно не поднять угол твитера, звуковые образы не будут достигать уровня приборной доски, а если и будут, то на этом уровне будет присутствовать только центральный образ, а боковые окажутся ниже – там, где находится мидвуфер. Поэтому твитер рекомендуется устанавливать на передней стойке под верным углом.

Как добиться правильного звучания твитера

На нем есть специальные треки – по которым мы будет отслеживать расположение твитера и правильность звучания. Для начала стоит временно закрепить твитер на передней стойке в любом месте – и только после этого начать тестирования.

Каждый салон автомобиля универсален и однозначного решения по установке твитера нет. Так что будет все пробовать на практике.

Изначально, нужно определить с высотой установки твитера. Проигрывая специальный трек на проверочном диске – мы должны наблюдать за высотой сцены. Перемещайте твитер по стойке вверх или вниз – и тем самым проверяйте после каждого изменения звучания твитера.

Но в любом случае не стоит слишком высоко поднимать твитер – так мы добьёмся разногласия звучания между СЧ/НЧ и ВЧ динамиком. Чем они ближе друг к другу будут находиться – тем легче будет их связать, чтобы они звучали равномерно в одной частоте.

С другой стороны опускать низко по стойке твитер не стоит – так может ухудшиться высота музыкальной сцены, что отрицательно скажется на объемности звучания.

Важно определить угол установки твитера – от этого зависит ширина сцены. Чаще всего в автомобильных аудио системах наиболее распространена схема – друг напротив друга. Это когда оба твитер смотрят друг на друга. Тут, как и с высотой сцены, нет универсального рецепта, нужно пробовать разные варианты размещения твитера и делать выводы.

Настройка твитера – сложное занятие. Если вы новичок в автозвуке и у вас нет понимания правильного звучания в автомобиле – настройка может занять много времени. Не пытайтесь все сделать за один раз, лучше пробовать больше вариантов размещения и не в один день.

Ведь если вы настроили сегодня твитер – и вам кажется что он звучит нормально, то завтра звуковая картина может измениться. Так что, процесс настройки твитера весьма сложен и многогранен, но в тоже время очень увлекателен.

А чтобы добиться качественного звучания – нужно постоянно совершенствование и выбор его оптимального размещения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *