Эти 3 пользователи поблагодарили maestro116 за это сообщение:
Эти 2 пользователи поблагодарили Владимир 57 за это сообщение:
__________________ Филипп Ньюэл велел делиться знаниями
Для писем и газет [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]
Основной аппарат: PS Solo+NAG QM-400, Wharfedale Pro EVP-X 12 + Synq 1k0, Yamaha MG 12/4 FX, ProAudio WS 810 HT. Сабвуферы EuroSound XF-12 + EuroSound XZ-800, LMS EuroSound EX 2040 Дублёр EVM BS 123 + Park Audio II VX-700-4, Yamaha MG 124 CX.
PS Luina F8 HD + 15 Sub, TDA Calex 4 + 12″ Sub (эксплуатирую)
Для ценителей Vermona L 9064 + Vermona Regent 1010, Vermona M-310, Электроника ПМ-01
__________________ Пауза тоже может звучать красиво!
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]
__________________ Пауза тоже может звучать красиво!
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]
Вот этого делать не стоит, как минимум по двум причинам: 1 уровень выхода на наушники выше линейного, так можно и вход усилка по неопытности подпалить (я иногда так делаю, но ОООООчень осторожно и если больше никак, а надо) 2 если включиться симметричнвм проводом, то работать не будет, т.к. левы и правый каналы сложатся в противофазе и саб, в лучшем случае, будет еле еле кашлять или совсем будет молчать. А если воткнуть несимметричным проводом, то пострадает усилитель для наушников, т.к. выход правого канала окажется замкнутым на массу. сразу не сдохнет, но со временем. Есть одн способ, но не буду вводить новичка во искушение.
А, вот ещё что. Если на пульте есть PFL, обязательно кто нибудь кнопочку да нажмёт. и что и с каким уровнем попрёт на саб.
__________________ Филипп Ньюэл велел делиться знаниями
Для писем и газет [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]
Основной аппарат: PS Solo+NAG QM-400, Wharfedale Pro EVP-X 12 + Synq 1k0, Yamaha MG 12/4 FX, ProAudio WS 810 HT. Сабвуферы EuroSound XF-12 + EuroSound XZ-800, LMS EuroSound EX 2040 Дублёр EVM BS 123 + Park Audio II VX-700-4, Yamaha MG 124 CX.
PS Luina F8 HD + 15 Sub, TDA Calex 4 + 12″ Sub (эксплуатирую)
Для ценителей Vermona L 9064 + Vermona Regent 1010, Vermona M-310, Электроника ПМ-01
В профессиональной работе со звуком очень важно понимать основные принципы коммутации разных видов оборудования, это позволяет легче и быстрее добиваться качественного звука и продлить жизнь аппаратуры.
Рассматривая в этом свете акустические системы можно выделить три вида: активные, пассивные и трансляционные акустические системы. Для каждого вида есть свои особенности, которые мы рассмотрим в этой статье.
Итак, считаем, что вы выбрали акустическую систему и купили ее. После распаковки оборудования первым делом возникает вопрос подключения.
Активная акустика. Главное отличие активной акустики от пассивной – наличие встроенного в ее корпус усилителя. Это значит, что подводимая мощность звукового сигнала к активной акустической системе (далее АС) значительно меньше, чем к пассивной. Поэтому в этой акустике применяются свои кабеля и разъемы, рассчитанные на меньший ток и напряжение.
Баланс и небаланс. Для качественной передачи сигнала кабель, подходящий к активной АС должен быть экранирован. Также важно понимать, что соединение может быть балансным и небалансным. Небалансным соединением (несимметричным) называется соединение с помощью одножильного экранированного провода. Балансное соединение (симметричное) – это соединение с помощью двух экранированных проводов. Один из проводов передает неизмененный сигнал (+), а второй передает сигнал в противофазе (-). Такая передача сигнала позволяет использовать устройства, которые на основе вычитания сигналов помогают хорошо бороться с помехами и наводками. На практике небалансное соединение чаще применяется в роли проводов-перемычек между оборудованием, то есть тогда, когда источник и приемник находятся рядом. Балансное соединение рекомендуется использовать на расстоянии более 20 метров и позволяет качественно передавать сигнал на 200 метров. Способы передачи сигнала в подключаемых устройствах должны быть согласованы, балансный вход должен соединяться с балансным выходом. В противном случае применяются переходники или устройства согласования способа передачи сигнала.
Hi—z. Вход Hi-Z– это вход, который обладает большим импедансом и обеспечивает согласованное по сопротивлению соединение акустической системы и звукоснимателей гитары. То есть, это небалансный вход для акустической гитары, соло и бас гитары. Он еще называется инструментальным входом.
Разъемы. В набор популярных разъемов для активных АС входят разъемы XLR, RCA и TRS.
Самый популярный в акустических системах разъем – XLR.
Известен своей высокой надежностью. Пришедший в звук из авиации, разъем XLR, или как его еще называют «Кэнон», удачно прижился в большинстве устройств профессионального звукового оборудования. Наиболее привычен для нас трехконтактный вид разъема, хотя бывают они четырех, пяти, а иногда и более-контактные. Практически всегда контакты на разъеме подписаны: 1 – корпус и/или земля, 2 – сигнал плюс (+), 3 – сигнал минус (-). Может быть распаян как под небалансное соединение (используются контакты 1 и 2), так и под балансное (контакты 1, 2, 3). В разъеме используется механизм-защелка, который фиксирует положение.
Разъемы TRS и TS. Разъем “Джек” бывает трехконтактный TRS и двухконтактный TS.
Расшифровуется аббревиатура как обозначения контактов: 1 – Sleeve (гильза) земля и/или корпус, 2 – Tip (наконечник) сигнал плюс (+), 3 – Ring (кольцо) сигнал минус (-). Понятно, что штекер TS может выполнять передачу только небалансного сигнала. TRS может быть распаян и под баланс и под небаланс. По размерам разъем может быть четвертьдюймовым (TRS1/4”) и 1/8-дюймовым (TRS1/8”, 3.5 мм), еще его называют миниджек.
В народе его называют «тюльпан». Является не самым корректным соединением устройств с инженерной точки зрения. Все потому, что в момент подключения первым контактом соединяется сигнал, а не земляной контакт как должно быть. Однако благодаря своей форме и дешевизне он прочно занимает свою позицию среди популярных коннекторов. Передает несимметричный сигнал с линейным уровнем.
Практически в каждой современной профессиональной активной АС в корпусе предусмотрен сквозной выход на XLR разъеме.
Также сквозной выход используется при подключении сабвуферов и сателлитов. Важно «посадить» все акустические системы, используемые в роли портальной системы, на один стереовыход микшера – Main Mix, чтобы управлять звуком в зрительном зале одним фейдером. АС выполняющие функции мониторов подключаются на отдельные выхода микшера. Обычно в такой ситуации звук от микшера из выхода Main Mix подводится к одному/двум сабвуферам, а дальше от него/них с помощью сквозного выхода сигнал подается на сателлиты.
Получается, что если с двумя сателлитами можно подключить один сабвуфер, а звук подводится вначале к нему, то сабвуфер должен содержать два независимых канала, чтобы отдать стерео на сателлиты. Ниже на рисунке мы можем увидеть схему типичной панели сабвуфера с разъемами.
Схема подключения (один сабвуфер и два сателлита):
Схема подключения (два сабвуфера и два сателлита):
Схема подключения (четыре сабвуфера и два сателлита, напольные мониторы):
Пассивная акустика. Подключение пассивных акустических систем стоит начинать с проверки соответствия мощностей подключаемого усилителя и АС. Это самый важный вопрос. При неправильном подборе появляются искажения (перегрузки) выходного сигнала усилителя, что может привести к выводу из строя акустики. Выходная мощность усилителя должна быть равной мощности акустики или процентов на 5 – 10 больше. Лучше всего использовать усилитель на 90% мощности (что соответствует максимальной мощности АС), чем усилитель меньшей мощности на 100%, который не дотягивает до максимальных значений мощности АС. При недостаточной мощности усилителя акустика не «раскроется» полностью. Нужно следить за тем, чтобы при подборе мощностей сравнивались показатели мощности одних и тех же стандартов.
Мощность.Производители используют такие стандарты мощности как номинальная, пиковая, синусоидальная, DIN, RMS, AES, PMPO, Program power. И это еще не все существующие стандарты мощности. Некоторые мощности близки по показателям, но все же, не стоит забывать, что это разные мощности! Такое множество мощностей можно оправдать разными подходами стандартизации в разных странах. Для России родными являются стандарты номинальной и синусоидальной мощности, DIN относится к немецкому институту стандартизации, RMS, AES, PMPO– западные стандарты. Наиболее объективными считаются показатели номинальной (Nominal) и среднеквадратичной мощности (RMS), самым «несерьезным» считается стандарт PMPO, так как по нему сложно действительно объективно оценить мощность акустических систем. Существуют формулы, которые позволяют хотя бы грубо перевести одну мощность в эквивалент другой.
Сопротивление. Необходимо не забывать о соответствии сопротивлений устройств. Так для усилителя в технических характеристиках обычно указываются несколько мощностей для рабочих сопротивлений (например, 2000 Вт для 8 Ом / 4000 Вт для 4 Ом / 6000 Вт для 2 Ом). Наиболее популярные сопротивления АС – 8 и 4 Ом, а с сопротивлениями 2 Ом не каждый усилитель сможет работать. Эти особенности перекликаются с известными понятиями последовательного и параллельного соединения АС. Часто бывают ситуации, когда на стереоусилитель нужно нагрузить четыре колонки. Если, к примеру, подключить четыре 4-омных колонки к двухканальному усилителю последовательно, то их суммарное сопротивление составит 16 Ом. Мы не опускаемся до опасных значений сопротивления, но теряем в мощности при таком соединении. При параллельном соединении вырастает выходная мощность, однако, в нашем случае сопротивление падает до 2 Ом. Это означает, что усилитель будет заметно больше греться из-за большего тока. И вообще, до использования такого подключения следует удостовериться в паспорте усилителя, что он работает с 2-омной нагрузкой, а то быть беде. Считается, что на 2-омной нагрузке снижается способность усилителя контролировать движение диффузора динамика, что может проявиться в размытом звуке баса.
Сечение провода. Все, наверное, понимают, что хотя сопротивление кабеля низкое, но оно есть, а значит, вызывает все-таки падение напряжения. То есть, уровень сигнала падает, особенно на высоких частотах. Фишка в том, что сопротивление зависит не только от материала и длины провода, а и от площади его поперечного сечения. Чем больше сечение – тем меньше сопротивление. В технических характеристиках к кабелю должно указываться погонное сопротивление. Это значит, что вооружившись калькулятором, вы можете подсчитать, отталкиваясь от нужной вам длины, какое сопротивление будет у проводов.
Фаза. При подключениях пассивных АС очень важно соблюдать совпадение фаз динамиков. Это значит, что диффузоры всех динамиков в любой момент времени должны смещаться в одном направлении. Обычно для удобного подключения на динамиках и проводах отходящих от них производитель обозначает контакты пометками (+) и (-). При неправильной фазировке, диффузоры динамиков будут двигаться в противоположном направлении и тем самым гасить в ноль все повторяющиеся в их сигналах амплитуды. Так как в стереосигнале практически всегда басовая составляющая одинакова (имеется в виду полоса примерно в пределах 30 – 130 Гц), то эта часть сигнала в «антифазовом» режиме будет исчезать. На практике можно увидеть картину, когда стоящие две колонки по отдельности отдают нормальный звук. При одновременном включении НЧ составляющая пропадает. Это значит, что у одной из колонок подключены неправильно контакты плюс и минус.
Разъемы. Наиболее популярными для профессиональных усилителей являются разъемы Speakon, XLR, TS, Euroblock, а также винтовые зажимы.
XLR, TRS/TS, Euroblock – используются для подключения входного в усилитель сигнала.
Speakon, TS, винтовые зажимы – для подключения акустических систем к усилителю.
Разъем TS. Подключаются контакты так: к контакту Tip (наконечник) подключается сигнальный контакт (+), к контакту Sleeve (гильза) подключается (-).
Разъемы Speakon бывают трех видов: 8-контактные, 4-контактные и 2-контактные. Самые популярные 4-контактные – они используются для подключения двухполосных АС. Для подключения трехполосных применяются 8-контактные. Благодаря своей конструкции очень надежный разъем. После соединения с гнездом штекер нужно провернуть по направлению часовой стрелки для фиксации контактов.
Винтовые зажимы позволяют фиксировать провода со специальными металлическими зажимами и просто зачищенные оголенные кончики проводов.
Маршрутизация.В большинстве современных стереоусилителей доступны режимы маршрутизации Stereo, Parallel, Bridge. Обычно два канала подписываются обозначениями «A» и «B». Режим Stereo обеспечивает работу двух независимых каналов, режим Parallel обеспечивает параллельную подачу сигнала с входа A на выход A и B, при этом вход B – не активен, но для каждого выхода есть свой регулятор громкости, а режим Bridge (мостовой режим) поможет предоставить максимальную мощность на одну колонку, при этом активен регулятор A.
Схема подключения (режим Stereo):
Схема подключения (режим Parallel):
Схема подключения (режим Bridge):
В приведенных выше схемах подключение АС в мостовом режиме выполнено на разъеме винтовые зажимы. Однако это не единственный разъем, на котором можно реализовать мостовой режим. Рассмотрим детальнеетакое подключение на разъеме Speakon. Контакты разъема:
Для подключения мостового режима провода подводятся к контактам выхода канала A (контакты 1+ и 2+):
Подключение колонок к усилителю на разъемах Speakon для параллельного и стереорежима выполняются одинаково, разница только в самой маршрутизации внутри усилителя.
Из схем видно, что подключение стерео можно выполнить как на двух разъемах Speakon, так и на одном. При двойном подключении на каждом разъеме используются контакты 1+ и 1-, при подключении на одном разъеме двух колонок в одном штекере используются все четыре контакта 1+, 1-, 2+, 2-. Изменение режимов в усилителе может быть реализовано в виде физического переключателя или в меню управления DSP-процессора.
Разделение на полосы. Следующий вопрос неразрывно связан с предыдущим. Так как профессиональный усилитель одинаково успешно может работать как с широкодиапазонными АС, так и с сабвуферами, очень удобно, когда усилитель оборудован встроенным кроссовером. Это позволяет избавиться от необходимости в дополнительном аппаратном устройстве и дополнительной коммутации. Так как при использовании сателлитов с сабвуферами рекомендуется срезать НЧ составляющую, усилитель со встроенным кроссовером должен реализовывать три функции – НЧ фильтр, ВЧ фильтр, полный диапазон.
Рассмотрим варианты подключения АС к одному двухканальному усилителю с кроссовером. Начнем с простого.
Обычный режим стерео с двумя широкополосными колонками:
Моно режим с одним сабвуфером и одним сателлитом:
Такой режим предпочтительнее использовать тогда, когда, сигнал стерео не требуется, а к басовой характеристике предъявляются повышенные требования.
Биампинг и бивайринг (Bi-Amping и Bi-Wiring). Чтобы рассмотреть следующее подключение нужно понять, что такое биампинг. Биампинг – это схема подключения, при которой каждому динамику двухполосной акустической системы требуется отдельный канал усилителя. То есть, в такой АС просто отсутствует встроенный кроссовер и каждый из двух подводимых к колонке каналов должен быть соответственно настроен на НЧ или СЧ/ВЧ полосу. Бивайринг – это схема подключения, при которой от одного канала усилителя подводятся отдельно провода к НЧ динамику и СЧ/ВЧ динамику. Так как подсоединяются они все равно к одному каналу усилителя, то получается, что он должен быть широкополосный, а значит в акустической системе должны быть установлены НЧ и ВЧ фильтр для каждого динамика. То есть, тот же кроссовер, только на какой-то раздельной конструкции с фильтрами. Выгода от такого способа подключения сомнительна, в отличие от биампинга. Биампинг может быть полезен в случаях, когда по каким-либо причинам в АС невозможно разместить кроссовер.
Подключение двухполосной АС по схеме биампинг:
Все принципы согласования усилителя и динамиков актуальны и для многоканальных усилителей. Разница, лишь в количестве каналов и акустических систем, также усложняется маршрутизация таких усилителей. Любой многоканальный усилитель теоретически может быть заменен набором двух и одноканальных усилителей.
Кроме рассмотренных нами подключений активной и пассивной акустических систем, еще можно затронуть отдельное направление – подключение трансляционных акустических систем.
Трансляционная акустика. Это оборудование принципиально отличается от пассивной и тем более от активной акустики. Особенность трансляционных систем в том, что благодаря использованию понижающих и повышающих трансформаторов в конструкциях усилителей и АС, достигается качественная передача звука на большие расстояния. Поэтому эта система озвучивания востребована на предприятиях, в офисах, супермаркетах и т. п. Естественно, что, не имея большого опыта, самому очень сложно спроектировать и настроить систему трансляции, лучше доверить это дело профессионалам.
Рассмотрим основные принципы подключения трансляционных акустических систем:
Такое подключение меня больше устраивает, но у моего саба вход стерео. Могу я так подключить? И куда включать в L или R?
Хай включит саб в выход на наушники Вот этого делать не стоит, как минимум по двум причинам: 1 уровень выхода на наушники выше линейного, так можно и вход усилка по неопытности подпалить (я иногда так делаю, но ОООООчень осторожно и если больше никак, а надо) 2 если включиться симметричнвм проводом, то работать не будет, т.к. левы и правый каналы сложатся в противофазе и саб, в лучшем случае, будет еле еле кашлять или совсем будет молчать. А если воткнуть несимметричным проводом, то пострадает усилитель для наушников, т.к. выход правого канала окажется замкнутым на массу. сразу не сдохнет, но со временем. Есть одн способ, но не буду вводить новичка во искушение.
А, вот ещё что. Если на пульте есть PFL, обязательно кто нибудь кнопочку да нажмёт. и что и с каким уровнем попрёт на саб.
А что такое PFL? pre fader listening
функция для настроя правильного гейна
Сигнал, проходя через сабвуфер, не изменится. Ему это прохождение абсолютно параллельно и фиолетово.:wink::biggrin: Привет, Вредный, а ишшо йесйом ALT, CTRL ROOM, MAIN INSERT, GROUP OUT и т.д. и т.п.:smile:
pre fader listening
функция для настроя правильного гейна Ну, то что перед-ежу понятно, но вот «функция для настроя ПРАВИЛЬНОГО(!) гейна» меня настораживает. Может, для «правильного» гейна ещё добавить наглядности осциллографом?:))) Ну ты вслушайся в смысл-то: Прослушивание ДО ФЕЙДЕРА. То бишь- исходник в натуральном виде, без эквализации и уровня. Тут такая вот подсказка от Володи Марченко, процитирую вольно: При прибранном фейдере обязательно кто нибудь топнет по PFL, и большой уровень проскочит по выходу на наушники. Вот тебе один из многих способов использования префейдер.
А через наушники. Было дело, когда оба выхода на пульте вынесло, а доработать надо было, пришлось оттуда брать, но ОЧЕНЬ осторожно, и всё время себя останавливал, чтобы PFL не нажать.
Специально дочитал до конца все посты и не понял, почему никто не предложил единственно правильное решение.
читайте внимательнее, это было сказано сразу же в первом отзыве maestro116:wink: так же обсуждалось в подследственных сообщениях:pivo:
Добавлено через 2 минуты а из линейных выходов этого сабвуфера подключить Ваш усилитель, который соединён с сателлитами.
Подключай один из выходов микшера на IN сабвуфера, а с OUT направляй на усилитель сателлита.
читайте внимательнее, это было сказано сразу же в первом отзыве maestro116:wink: так же обсуждалось в подследственных сообщениях Признаю был не внимателен.
Добавлено через 1 минуту . при условии,что сабвуфер имеет на борту линейные выходы двух каналов,я бы заметил. Так я дал в ссылке рисуночек панели модуля, они там есть.
Совершенно верно! Плюс линейные эквалайзеры (2 шт) и контроллеры.Это уже- совсем третий звук!:ok:
Добавлено через 57 секунд :vah::biggrin::biggrin:
Думаю лучше было бы докупить кросс-ер, и как пишет Володя Марченко разгрузить сателиты. Просто пришлось было поработать активным сабом подключенным вышесказаным способом, а потом с разделом. Это ж совсем другой звук.
Если внимательно посмотреть на рисунок панели саба, то возле гнезд линейного выхода можно обнаружить значки, говорящие о том, что частоты саба на линейном выходе т.е. на сателитах присутствовать не будут. Т.е. в сабе уже содержится полный кроссовер.
Стас-Ка, привет. Я бы не стал обобщать. Множество актив-сабов имеют параллельный full range «полнопоточный» выход на сателлиты. Обрезанный низ на сателлитном выходе не очень у многих.
Посмотри внимательно на рисунок, возле линейных выходов имеется соответствующий значек.
Сообщение от maestro116 Стас-Ка, привет. Я бы не стал обобщать. Множество актив-сабов имеют параллельный full range «полнопоточный» выход на сателлиты. Обрезанный низ на сателлитном выходе не очень у многих.
Спасибо за поднятое настроение.:))
Добавлено через 14 минут [QUOTE=Владимир Марченко;2385214]Си-рожа, В сабе у Serpet, сть транзитный вход-выход, так зачем велосипед изобретать. В зависимости от расположения, конструкции саба и привычки есть 2 самых простых и надёжных способа коммутации.
Очень благодарен за ответ! А меня «лечат», что ничего страшного нет и с его подключением проблем не будет. Что этому сабу требуется только откуда-то сигнал, хотя бы даже с пульта с выхода для наушников и все.
Добавлено через 20 минут Тонус,
Так может дадите рекомендацию на счет не дорогого и НОРМАЛЬНОГО кроссовера? Кстати, слышал они тоже бывают активные и пассивные. Какой необходим для моего комплекта? Я сопоставлю цену, стоит ли его покупать? Или тупо дальше искать нормальный саб «с четырьмя дырками»?
Вариант наиболее подходящий уже есть в этой теме. Если бы Вы внимательно прочитали всю темку, то вопроса бы просто не было.
Добавлено через 2 минуты Тонус,
Уже ночь, а я только приехал с халтуры и сразу сюда! Очень благодарен за ответ! ВСЕХ С ПРАЗДНИКОМ.
Добавлено через 28 минут Калина, Эта идея иногда летает в голове, видимо, ещё в стадии созревания (я смеюсь). С праздником.
Sigma S 118 сейчас стоит 82 тысячи рублей. Плюс доставка и растаможка (помним про лимит в 500 у.е.). Получается что за те же (или меньшие) деньги можно заказать пару отечественных сабов 15 калибра на модулях SDY Power, будет под каждый топ по сабу и будет ГОРАЗДО веселее чем с одним сабом, хоть и 18 калибра. Ну и городить огород с DBX кроссовером не придется, который, кстати, гадит в тракт. Хотя Оперы сами кому хош нагадят)))
Либо можно взять один саб 18 калибра отечественный, опять же с модулем SDY Power, у которого нет проблемы с подключением двух топов. Это уже будет ЗНАЧИТЕЛЬНО дешевле забугорного саба. Минус стоимость DBX`а
Добавлено через 36 минут ИAMSound, Пардон муа, как же ты прав, Андрей. И даже если читают, вникают единицы. А уж думать и делать выводы хотят совсем редкие одиночки: «форум ведь для того и создан, чтобы задавать вопросы».
Добавлено через 54 минуты seregan1,
Вот обсуждение 615/618 сабов. Если в этих сабах и правда 2.5` катушка, то по давлению они ОЧЕНЬ печальны. [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Вот обсуждение 615/618 сабов. Если в этих сабах и правда 2.5` катушка, то по давлению они ОЧЕНЬ печальны. [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Спасибо за ответ! Вполне логичное и обоснованное умозаключение, прочел с удовольствием. К Вашему мнению стоит прислушаться.:ok: