Как подключить сэдо фсс в контуре
Как подключиться к СЭДО?
С 2022 года Фонд социального страхования переходит на проактивную (беззаявительную) выплату пособий, в том числе и по больничным листам (Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ).
Участие работодателя в процессе их назначения будет сведено к минимуму, однако работодатель (страхователь) по-прежнему будет являться единственным источником необходимых данных, например, периода, когда работник не исполнял свои обязанности именно из-за болезни.
Листки нетрудоспособности будут оформляться только в электронной форме, обмен данными будет производиться также в электронной форме. Сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий, страхователи должны будут направлять в ФСС в течение 3 рабочих дней.
Обращаем внимание, что в случае непредставления или нарушения сроков направления в Фонд сведений работодатель будет привлекаться к административной ответственности.
Чтобы страхователь мог в кратчайший срок направить информацию без ошибок и в полном объеме, ФСС разработал и запустил систему Социального Электронного Документооборота (СЭДО) для обмена юридически значимыми электронными документами между Фондом и страхователями-работодателями.
Учитывая преимущества электронного взаимодействия с Фондом, считаем необходимым юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям подключиться к сервису СЭДО уже сейчас.
В настоящее время в СЭДО реализована функция по обмену оперативной информацией в рамках реализации механизма «прямых выплат» пособий.
СЭДО – бесплатный электронный сервис. Он интегрирован в бухгалтерские программы СБИС, 1С, СКБ Контур, Парус, Такском и пр. Для подключения к социальному электронному документообороту достаточно включить нужную опцию в используемой бухгалтерской программе:
1.У спецоператоров Контур-Экстерн и СБИС, у которых реализовано взаимодействие с ФСС.
Для работы с СЭДО через 1С напрямую обязательно требуется наличие усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), выданной на организацию (при работе через спецоператоров она у вас уже есть).
Со спецификацией Фонда по использованию электронного сервиса Фонда в рамках СЭДО можно ознакомиться на сайте Фонда, где размещены ссылки на сервис и спецификации СЭДО.
Больше информации в телеграм-канале ФСС_info.
Как подключить сэдо фсс в контуре
С 2022 года Фонд социального страхования переходит на проактивную (беззаявительную) выплату пособий, в том числе и по больничным листам (Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ)*
Участие работодателя в процессе их назначения будет сведено к минимуму, однако работодатель (страхователь) по-прежнему будет являться единственным источником необходимых данных, например, периода, когда работник не исполнял свои обязанности именно из-за болезни.
Листки нетрудоспособности будут оформляться только в электронной форме, обмен данными будет производиться также в электронной форме. Сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий, страхователи должны будут направлять в ФСС в течение 3 рабочих дней.
Обращаем внимание, что в случае непредставления или нарушения сроков направления в Фонд сведений работодатель будет привлекаться к административной ответственности.
Чтобы страхователь мог в кратчайший срок направить информацию без ошибок и в полном объеме, ФСС разработал и запустил систему Социального Электронного Документооборота (СЭДО) для обмена юридически значимыми электронными документами между Фондом и страхователями-работодателями.
Учитывая преимущества электронного взаимодействия с Фондом, считаем необходимым юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям подключиться к сервису СЭДО уже сейчас.
В настоящее время в СЭДО реализована функция по обмену оперативной информацией в рамках реализации механизма «прямых выплат» пособий.
Как подключиться к СЭДО
СЭДО – бесплатный электронный сервис. Он интегрирован в бухгалтерские программы СБИС, 1С, СКБ Контур, Парус, Такском и пр. Для подключения к социальному электронному документообороту достаточно включить нужную опцию в используемой бухгалтерской программе:
Для работы с СЭДО через 1С напрямую обязательно требуется наличие усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), выданной на организацию (при работе через спецоператоров она у вас уже есть).
Со спецификацией Фонда по использованию электронного сервиса Фонда в рамках СЭДО можно ознакомиться на сайте Фонда по адресу https://lk.fss.ru/sedo.html, где размещены ссылки на сервис и спецификации СЭДО.
К списку
Как подключить сэдо фсс в контуре
С 2022 года Фонд социального страхования переходит на проактивную (беззаявительную) выплату пособий, в том числе и по больничным листам (Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ)*
Участие работодателя в процессе их назначения будет сведено к минимуму, однако работодатель (страхователь) по-прежнему будет являться единственным источником необходимых данных, например, периода, когда работник не исполнял свои обязанности именно из-за болезни.
Листки нетрудоспособности будут оформляться только в электронной форме, обмен данными будет производиться также в электронной форме. Сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий, страхователи должны будут направлять в ФСС в течение 3 рабочих дней.
Обращаем внимание, что в случае непредставления или нарушения сроков направления в Фонд сведений работодатель будет привлекаться к административной ответственности.
Чтобы страхователь мог в кратчайший срок направить информацию без ошибок и в полном объеме, ФСС разработал и запустил систему Социального Электронного Документооборота (СЭДО) для обмена юридически значимыми электронными документами между Фондом и страхователями-работодателями.
Учитывая преимущества электронного взаимодействия с Фондом, считаем необходимым юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям подключиться к сервису СЭДО уже сейчас.
В настоящее время в СЭДО реализована функция по обмену оперативной информацией в рамках реализации механизма «прямых выплат» пособий.
Как подключиться к СЭДО
СЭДО – бесплатный электронный сервис. Он интегрирован в бухгалтерские программы СБИС, 1С, СКБ Контур, Парус, Такском и пр. Для подключения к социальному электронному документообороту достаточно включить нужную опцию в используемой бухгалтерской программе:
Для работы с СЭДО через 1С напрямую обязательно требуется наличие усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), выданной на организацию (при работе через спецоператоров она у вас уже есть).
Со спецификацией Фонда по использованию электронного сервиса Фонда в рамках СЭДО можно ознакомиться на сайте Фонда по адресу https://lk.fss.ru/sedo.html, где размещены ссылки на сервис и спецификации СЭДО.
К списку
Социальный документооборот ФСС: что это такое, как подключиться в 1С
Что такое социальный электронный документооборот (СЭДО)
Медицинские учреждения оформляют листки нетрудоспособности как в бумажном, так и в электронном виде. Правила взаимодействия медучреждений, ФСС и работодателя утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567 и вступили в силу 18.12.2017. Обмен электронными листками нетрудоспособности (ЭЛН) с ФСС и работодателем заключается в следующем:
В соответствии с указанной схемой работодатель узнает о том, что сотрудник оформил больничный лист только в момент, когда работник сообщает ему номер. Информация не всегда поступает к работодателю вовремя (номер может быть неверно записан, потерян, неверно введен в учетную систему работодателя и т. д.).
Далее у работодателя возникают вопросы, связанные с проверкой достоверности номера и выяснения, закрыт ли уже листок нетрудоспособности.
Работодателю было бы значительно удобнее получать информацию о листках нетрудоспособности не от работника, а непосредственно от ФСС, ведь именно в информационной системе ФСС аккумулирована вся информация о временной нетрудоспособности работников. Получать сообщения от ФСС работодателю было бы удобно сразу, в момент открытия, закрытия или оплаты листка нетрудоспособности. С учетом этих обстоятельств ФСС разработал систему социального электронного документооборота (СЭДО) в части оперативного информирования работодателей (рис. 1).
По замыслу Фонда, в тот момент, когда медицинская организация открывает ЭЛН, программа страхователя автоматически регистрирует листок нетрудоспособности, рассчитывает его и отправляет все сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия в Фонд.
А в момент, когда медицинская организация закрывает ЭЛН, в программе можно по одному клику создать, загрузить больничный, рассчитать его и сформировать для отправки в ФСС все требуемые заявления и реестры.
Получать сообщения из СЭДО можно напрямую из программ 1С, используя механизмы сервиса 1С-Отчетность.
Подключение к СЭДО в 1С
Рис. 2. Настройка подключения к СЭДО
Обратите внимание, что для работы c СЭДО необходимо заключить соответствующее соглашение о взаимодействии с ФСС. На текущий момент порядок заключения соглашения не утвержден. Следите за новостями на сайте.
Согласие работника на получение уведомлений от ФСС
ФСС гарантирует, что ИС ФСС РФ обеспечивает все необходимые условия защиты информации и сохранения ее конфиденциальности в соответствии с требованиями законодательства в сфере информационных технологий. Сведения о диагнозе пациента медицинской организации, сформировавшей ему электронный листок нетрудоспособности, работодателю не предоставляются, предоставляется только код. Сторонние лица не получают доступа к электронному листку нетрудоспособности.
Работодатель, не применяющий СЭДО, обычно получает информацию о состоянии здоровья сотрудника от него самого: по желанию сотрудника предоставить информацию о временной нетрудоспособности и наличии больничного листка. В условиях СЭДО работодатель получает информацию об изменении состояний ЭЛН автоматически, после оформления подписки на получение оповещений, поэтому в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» работодателю потребуется согласие сотрудника.
Рис. 3. Согласие работника на уведомление об ЭЛН
Состояния Согласия на уведомления об ЭЛН отображаются в списке сотрудников (рис. 4).
Рис. 4. Состояния согласий сотрудников на уведомления об ЭЛН и подписок на получение информации от ФСС
Можно сформировать и зарегистрировать заявления-согласия работников на обработку персональных данных о состоянии здоровья списком.
Если от работника получено согласие, то по одноименной кнопке следует Включить подписку на получение информации от ФСС об изменении статуса ЭЛН (см. рис. 4). Если сотрудник отзовет свое согласие или будет уволен, по одноименной кнопке следует Отключить подписку. Программа отслеживает состояние заявления сотрудника и своевременно напоминает о необходимости включить или отключить подписку.
Получение сообщений о статусе ЭЛН
Рис. 5. Получение сообщений из СЭДО ФСС РФ
В результате загрузки сообщений от ФСС работодатель получает информацию о номере и статусе ЭЛН. Программа предоставляет возможность сразу обработать полученное сообщение. К требующим обработки сообщениям относятся:
Новые сообщения требуется Получить из ФСС и на их основании зарегистрировать в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 неявки.
Полученные сообщения о закрытых ЭЛН требуют создания, загрузки и проведения документов Больничный лист.
Получение сообщений об аннулированных ЭЛН влечет за собой обработку ранее проведенных документов Больничный лист. Обработка производится в списке сообщений в колонке Больничный. Для удобства работы со списком сообщений предусмотрены кнопки отбора для показа сообщений:
По кнопке отбора Последние в списке доступны сообщения с последним статусом для всех электронных листков нетрудоспособности.
Автоматическая настройка сертификатов с помощью «1С-Отчетности»
1С:ИТС
От редакции. Подробнее о социальном документообороте с ФСС см. видеозапись спецвыпуска 1С:Лектория от 21.05.2020. О поддержке электронных листков нетрудоспособности, прямых выплат, СЭДО в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» (ред. 3) см. видеозапись лекции от 18.06.2020.
Как будут работать проактивные выплаты
О том, что порядок оформления и выплаты пособий изменится, стало известно еще летом. Сейчас появились подробности. Как будет работать новая схема выплаты пособий и что по каждому виду пособий требуется от бухгалтера, рассказываем в нашей статье-инструкции.
Из статьи вы узнаете:
Если останутся вопросы, приходите 16 декабря на вебинар с представителями ФСС.
Суть новой схемы
Сейчас действует заявительный порядок выплаты пособий:
С 1 января 2022 года будет проактивная схема начисления. Изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ вносит Закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ. Суть нового порядка работы в том, что не компания, а ФСС иницирует начисление пособия, ориентируясь на внешние события — триггеры:
Для пособия по уходу за ребенком сохранится заявительный порядок: процедура будет начинаться с заявления сотрудника на пособие. Триггером для ФСС будут служить сведения для расчета, которые отправит работодатель.
Чтобы новая схема заработала, больничные полностью переведут в электронный вид. Так ФСС сможет узнавать о том, что сотрудники ходят на больничные, от больниц, минуя этап с заявлением.
Ниже мы подробно рассмотрим, как будет выглядеть документооборот по каждому виду пособий. Мы опираемся на Закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ и Постановление Правительства от 23 ноября 2021 года № 2010.
Чтобы отправлять данные в ФСС, нужно подключиться к СЭДО
СЭДО (социальный электронный документооборот) — это универсальный сервис ФСС. Сейчас через СЭДО фонд отправляет извещения. Этот документ используется, когда в реестре не хватает каких-то данных для расчета пособия.
Присоединиться к СЭДО можно через систему отчетности, которой вы пользуетесь. Например, в Экстерне это можно сделать, выбрав «Пособия ФСС» → «Настройка СЭДО».
Как подключиться к СЭДО компаниям с филиальной сетью
Когда компания регистрируется в ФСС, ей присваивают регистрационный номер страхователя, или РНС. По этим РНС фонд и рассылает свои извещения и запросы: один РНС — один «почтовый ящик».
Компаниям, в которых есть филиалы, схема с одним «почтовым ящиком» может быть неудобна: документы по всем КПП будут приходить одним потоком.
Алгоритм действий зависит от того, как вы работаете сейчас:
Порядок действий по новым сотрудникам
Если сотрудник устраивается на работу или в его данных что-то меняется, работодатель передает в ФСС форму «Сведения о застрахованном лице».
На это есть 3 рабочих дня. Они считаются с момента, как сотрудник подпишет аналогичный документ в компании — на бумаге или в электронном виде с помощью простой электронной подписи.
Как будет работать проактивная схема по каждому виду пособий
Для удобства мы собрали действия всех участников документооборота в таблицы. Это типичные сценарии.
Пособие по временной нетрудоспособности
Первый триггер — открытие больничного. Как только это случается, сотрудник медорганизации оформляет, подписывает и направляет электронный лист нетрудоспособности (далее — ЭЛН) в ФСС.
После этого ФСС отправляет запрос в ПФР, чтобы выяснить, где трудоустроен застрахованный. ПФР в течение одного календарного дня отвечает, после этого ФСС отправляет уведомления:
Получив уведомление об открытии ЭЛН, работодатель будет в курсе, что сотрудник на больничном, даже если он сам не сообщил, что болеет.
Следующий триггер — больничный закрыт, продлен или же сотрудника отправили на медико-социальную экспертизу.
ФСС сообщает об этом застрахованному через госуслуги и параллельно общается с компанией — уведомляет, что ЭЛН закрыт или продлен и запрашивает сведения, которых не хватает для расчета пособия. Это могут быть:
У работодателя есть три рабочих дня со дня получения данных о закрытии ЭЛН, чтобы отправить эти данные.
Когда пособие выплатят, ФСС направит уведомление и работодателю, и застрахованному.
К январю 2022 года в Экстерне появится возможность принимать сведения от ФСС и высылать недостающие данные для расчета.
Пособие по беременности и родам
Триггер для пособия по беременности и родам — это тоже ЭЛН. Он формируется на 140 дней сразу закрытым. Как только он появляется, ФСС запрашивает у работодателя сведения для начисления пособия.
Но здесь есть подводный камень: сотрудницы не всегда уходят в отпуск по беременности в положенное время. Многие продолжают работать до тех пор, пока состояние здоровья это позволяет.
Поэтому отправлять данные для расчета пособия нужно не сразу, а после того, как сотрудница напишет заявление на отпуск по беременности и родам. Если она оформит отпуск меньше чем на 140 дней, нужно будет отразить это в реестре.
Пособие по рождению ребенка
Триггер — запись из Единого госреестра ЗАГСа. Узнав о рождении ребенка, ФСС:
Если трудоустроены оба родителя, по умолчанию приоритет отдается маме. Если трудоустроен один из родителей, то пособие получает он. Если оба безработные — пособие выплачивается через органы соцзащиты.
Дальше ФСС проверяет, достаточно ли у него сведений по трудоустроенным родителям, чтобы назначить пособие. Может недоставать, например, районного коэффициента.
Если данных не хватает, ФСС направляет запрос работодателю. Работодатель отвечает в течение двух рабочих дней со дня получения запроса.
Пособие по уходу за ребенком до трех лет
Триггер для ФСС здесь — уведомление от работодателя о том, что появился сотрудник, имеющий право на такое пособие. Работодатель узнает об этом от самого сотрудника, когда он заполняет два заявления — на отпуск по уходу за ребенком и на назначение ежемесячного пособия.
Не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявления работодатель отправляет в ФСС форму «Сведения для назначения пособия». После этого ФСС назначает пособие и выплачивает его весь срок. Отправлять реестр ежемесячно не нужно.
Когда нужно пересчитать пособие
Если сотрудник написал заявление о перерасчете пособия, работодатель не позднее 5 рабочих дней с момента, когда сотрудник подписал это заявление, передает в ФСС данные для перерасчета.
Как ФСС будет проверять работодателей
После перехода на новый порядок ФСС будет внимательно проверять полноту и достоверность сведений, полученных от работодателей. Ведь именно от них зависит сумма пособия. Если во время проверки фонд найдет ошибки, он сможет запросить пояснения и документы у страхователя, а также обратиться к другим госорганам.
Когда ошибка подтверждена, в выплате пособия могут отказать или отменить решение о его представлении. Может случиться, что ошибка найдена после выплаты, тогда работодатель должен будет возместить фонду лишние расходы. Эксперты Контура рассказали подробнее о том, как будут проверять работодателей.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Самые важные статьи на почту раз в месяц
Александр Бондаренко, добрый день Александр.
Попробую донести целевую картинку к которой хочет перейти ФСС в перспективе.
Целевая картинка:
1) со стороны застрахованного не требуется ни каких телодвижений для того чтобы получить оплату по больничному (никаких заявлений писать, и т.д.)
2) организация (бухгалтер) вообще не принимает участие в расчете сумм, которые должны выплачиваться из бюджета ФСС. Только обсчитывает и оплачивает свои 3 дня.
Что уже есть:
1) ЭЛНы для части больничных
2) Долговременно действующие «Анкеты застрахованного лица» (у страхователя!), где есть информация о застрахованном, в т.ч. куда и как перечислять суммы по больничным.
Что еще требуется сделать:
1) ЭЛНы для всех больничных
2) Долговременно действующие «Анкеты застрахованного лица» хранящиеся в электронном виде у ФСС
3) Провести ревизию тех данных, что сейчас собираются ведомствами (ПФ, ФНС, ФСС) с тем, чтобы привести эти данные в соответствие с необходимыми для расчета больничных.
Пункты 1 и 2 запускаются с 1 января. ЭЛНы будут выписываться для всех больничных (если сотруднику нужен бумажный вариант, ему его дадут в виде распечатки). Ну то есть принцип будет как с ЭТК (те кто не отказался от бумажных трудовых книжек, у него есть и бумажный вариант, но при этом в ПФ отправляется и электронный вариант этих же данных)
пункт 3 сложнее. Для расчета нужны минимум 2 прошлых календарных года и если там сейчас нет достоверной информации для расчета (а ее там точно нет для некоторых застрахованных) то ФСС не сможет сделать правильный расчет. Нужна помощь страхователей. Надеюсь, что при этом где-то будет накапливаться та самая «недостающая информация» и тем самым, чем дальше, тем меньше страхователь будет привлекаться к участию в этом процессе.
Да, я согласен, что сокращение сроков с 5 дней до 3 и попутное введение штрафов вызывает настороженность. Хотелось бы, чтобы на переходный период, когда все будут привыкать к новой системе, ФСС ввел «мораторий» по штрафам.
Александр Зазыгин, раньше в рамках ПВСО вы делали «заявление застрахованного» для каждого страхового случая.
В этом году перешли от заявлений к каждому случаю к «сведениям о застрахованных» (создаются один раз, для новых сотрудников при приеме на работу, и меняются, только если изменяются какие-то данные в них). Но эти сведения сейчас хранятся у страхователя. ФСС данные из этих сведений видит только в получаемых от страхователя реестрах ПВСО.
В проактивных выплатах сведения о застрахованных страхователь будет отправлять в ФСС при приеме на работу (об этом написано в статье).
Вообще же, в теории, возможно ФСС перейдет на схему, что сведения о застрахованном для выплат ФСС человек сможет заполнять через госуслуги и оплата больничных от всех страхователей будет идти по реквизитам из этой анкеты. И только если подобных сведений нет, ФСС запросит их у страхователя.
Одно из изменений регламента состоит в том, что кроме обмена «расчетной» информацией по больничному, отдельно предполагается обмен информацией о застрахованном в обязательном порядке при приеме на работу и далее, если какие-то из сведений меняются (про это указано в статье) в рамках СЭДО.
ФСС допускает возможность переходного периода до полугода, во время которого сведения для прямых выплат будут приниматься «по-старому» реестрами ПВСО
«Статья 14.1. Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности за счет средств страхователя
2. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается ему каждым из страхователей в случае, указанном в части 2 статьи 13 настоящего Федерального закона, когда пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается ему страховщиком также по каждому страхователю.
3. Застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной, иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы (службы, иной деятельности).
4. Исчисление пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона.»;