Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Как подключить вентилятор напрямую к блоку питания компьютера

Работе компонентов персонального компьютера сопутствует большое количество выделяемой тепловой энергии. Если не решать проблему отвода тепла, излишний нагрев неизбежно приведет к выходу из строя дорогостоящих комплектующих.

При сборке или модернизации ПК эта задача решается установкой достаточного количества кулеров (вентиляторов). Обходя стороной дискуссию о корректности данного термина, в обзоре рассмотрен вопрос подключения устройств создания воздушного потока для отведения излишнего тепла.

Виды и назначение вентиляторов для ПК

Самыми мощными источниками тепла внутри корпуса ПК являются центральный процессор на материнской плате и графический процессор на видеокарте. Для них устанавливаются отдельные вентиляторы, конструктивно объединенные с теплоотводящими радиаторами. Такую систему обычно называют кулером (в отличие от корпусного вентилятора), хотя в англоязычной технической литературе такого термина нет. Там он называется Heatsink and fan.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Остальные составляющие ПК все вместе выделяют тепла меньше, и для создания комфортного режима достаточно общей системы отвода нагретого воздуха. Раньше для этого было достаточно одного устройства, нагнетавшего воздух внутрь корпуса. Нагретые воздушные массы выходили через вентиляционные отверстия. Сейчас эффективной считается приточно-вытяжная система. Она состоит из одного или нескольких нагнетающих устройств, и одного или нескольких вытяжных, высасывающих нагретый воздух наружу. Возможности установки одного или нескольких кулеров зависит от конструкции корпуса.

Также вентилятор обычно встроен внутрь БП компьютера. Подключение кулера к блоку питания выполняется в процессе изготовления и при эксплуатации не изменяется. Но в связи с широким распространением стандарта 80 PLUS, в самых дорогих источниках уровней 80+ Platinum и 80+ Titanum электродвигатель с крыльчаткой, как мощный потребитель, все чаще исключается из конструкции устройства. Вместо этого применяются другие меры для отвода тепла.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Распиновка разъёмов подключения

Несмотря на то, что внешне вентиляторы выглядят примерно одинаково (электродвигатель с крыльчаткой, закрепленные на каркасе), существуют разные схемы их подключения к цепям питания и различия в распиновке разъемов питания кулера. Связано это с их разным внутренним устройством.

2 pin

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Самые простые вентиляторы имеют разъем всего из двух контактов. На них подается питание +12 вольт на красный провод, и 0 вольт на черный. Обратной связи такие вентиляторы не имеют и их частоту вращения (а также исправность) определить невозможно.

3 pin

Наиболее распространенный тип вентилятора с терминалом на 3 pin. Здесь к выводам питания добавился еще один контакт от датчика Холла, установленного на корпусе электродвигателя. За один оборот ротора он формирует два импульса. По частоте появления импульсов компьютер отслеживает обороты кулера и мониторит его исправность. При возникновении нештатной ситуации генерируется сигнал тревоги. Посмотреть обороты в режиме реального времени можно с помощью специальных утилит. Например, Everest.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

К сожалению, единого стандарта цветовой маркировки выводов нет. Большинство производителей придерживаются двух типов обозначений. Они приведены в таблице.

Назначение проводаЦвет изоляции
Вариант 1Вариант 2
0 вольт (общий провод)ЧерныйЧерный
+12 вольтКрасныйЖелтый
RPM (частота вращения)ЖелтыйЗеленый

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Нулевой провод в черной изоляции всегда расположен с краю, поэтому проблем с идентификацией выводов обычно не бывает, подключение кулера к блоку питания производится корректно.

4 pin

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Более продвинутые кулеры имеют дополнительный вход PWM (ШИМ). На него подаются импульсы стабильной частоты, но изменяемой скважности. В зависимости от ширины импульса изменяется среднее напряжение и средний ток через электродвигатель. Так регулируются обороты крыльчатки. Это позволяет создавать системы автоматического управления частотой вращения. При отсутствии необходимости обороты можно уменьшать, снижая шум и расход электроэнергии. При росте температуры в охлаждаемой области частота вращения автоматически увеличивается, повышая эффективность охлаждения.

Здесь также наиболее распространены два варианта цветовой маркировки выводов. Цоколевка разъема при этом одинаковая.

Назначение входа/выходаЦвет провода
Маркировка 1Маркировка 2
0 вольт (земля, общий провод)ЧерныйЧерный
+12 вольтКрасныйЖелтый
RPM (частота вращения)ЖелтыйЗеленый
PWM (управление оборотами)СинийСиний

В обоих случаях первые три провода повторяют последовательность варианта с тремя контактами, а вход управления оборотами всегда выполнен проводником в синей изоляции.

Варианты подключения

Если количество контактов у разъема для подключения кулера и у самого вентилятора совпадает, то проблем нет. Разъемы подключаются друг к другу, несоблюдение полярности исключено благодаря наличию ключа. Если не совпадают, то возможны варианты.

3-pin к 4-pin

Трех- и четырехпиновые разъемы полностью совместимы друг с другом, как электрически, так и механически. Конструктивно они выполнены так, что ключ позволяет выполнять соединение, при этом конфликта распиновки не будет.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Если у кулера разъем с 3 контактами, а от компьютера идет жгут с 4 пинами, то на терминале соединяются провода питания, а также цепи измерения оборотов. Провод ШИМ-регулирования остается неподключенным.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Если же у кулера разъем с 4 контактами, а от компьютера подходит терминал с 3 пинами, то неподключенным останется вход управления оборотами со стороны электродвигателя. В обоих случаях управление частотой вращения посредством ШИМ невозможно.

Подключение напрямую к проводам БП

В тех случаях, когда автоматическое управление воздушным потоком не требуется (обычно это касается корпусных вентиляторов), их можно запитать непосредственно от блока питания. В этом случае кулеры будут включаться при старте блока питания, а останавливаться при его выключении. Такое подключение рационально выполнять для вентиляторов с двумя пинами (без контроля оборотов). Принципиальных ограничений для использования в таком качестве 3- и 4-пиновых кулеров нет, но они стоят дороже.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Проще всего подключить двухпиновый вентилятор напрямую к свободному разъему Молекс. Удобнее это сделать с помощью переходника «папа-мама» Molex с ответвлением для разъема кулера. Если свободного молекса в жгуте от БП нет, но есть, например, неиспользуемый терминал питания SATA, можно с него перейти на Molex, а потом на вентилятор.

Количество разъемных соединений надо минимизировать. Еще лучше (при наличии навыков и квалификации) обрезать терминалы, а потом соединить провода питания скруткой со следующей пропайкой и изоляцией места подключения.

Как изменить скорость вращения кулера

Скорость вращения вентилятора, имеющего вход ШИМ (PWM) (вариант разъема с 4 пинами), регулируется изменением скважности импульсов, поступающих на этот вход от схемы управления. Частота может выбираться исходя из режима работы платы или всего компьютера, или в зависимости от температуры в контролируемой области.

Если у кулера нет входа ШИМ (2 или 3 пина в разъеме), автоматическое регулирование невозможно. Но можно выбрать режим вращения вручную, изменяя напряжение питания. Удобно для этого использовать свободный разъем Molex. На нем присутствуют:

Это позволяет получить три комбинации напряжения:

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Если существует острая необходимость работы кулера на сверхнизких оборотах, можно попробовать взять напряжение +3,3 вольта, например, с разъема SATA, но не факт, что при таком уровне вентилятору хватит крутящего момента, чтобы ротор начал вращаться.

Также некоторые материнские платы имеют возможность непосредственно изменять напряжение на шине питания вентилятора, тем самым регулируя его скорость.

Можно ли устанавливать несколько вентиляторов

Количество устанавливаемых вентиляторов ограничивается наличием разъемов, а также запасом по мощности источника питания. Кулер потребляет относительно немного, поэтому напрямую к блоку питания можно подключать два или больше вентиляторов. Но предварительно все же лучше прикинуть запас по току на линии +12 вольт, а еще лучше измерить фактическое потребление (это можно сделать токоизмерительными клещами постоянного тока), посмотреть, какую мощность потребляет выбранный вентилятор и определить возможность установки.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Трех- и четырехпиновые кулеры, у которых замеряется и регулируется частота вращения, при отсутствии свободных разъемов параллельно лучше не соединять. Вопрос здесь не только в нагрузочной способности питающих и управляющих линий. При вращении роторов, датчики Холла будут выдавать импульсы не в фазе, поэтому корректного измерения частоты вращения не получится. Система будет воспринимать данные, как аварийную ситуацию и соответственно на нее реагировать.

В завершении для наглядности рекомендуем серию тематических видеороликов.

Задача подключение кулера к компьютерному блоку питания несложна. Но любое действие в этом направлении должно быть осознанным, иначе вместо повышения эффективности работы можно получить проблемы.

Источник

Подключение электровентилятора через реле: особенности и схемы

Настало лето, жаркая погода. Многие едут на дачу, путешествуют на машинах, часами стоя в пробках. Из-за жары электровентилятор легко может сгореть перегревшись. В такие дни данное устройство просто необходимо, чтобы радиатор с двигателем обдувались. Включается оно только в тот момент, когда происходит блокировка муфты. Но чтобы не ждать, когда это время наступит, можно сделать кнопку с принудительным включением, а как подключить вентилятор охлаждения в своей машине — узнаете ниже!

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Схема подключения вентилятора радиатора

Датчик включения двигателя ставится на радиатор, имеющий у себя внизу небольшую пластину. От температуры она начинает нагреваться, двигая красный стержень, соединяющий контакты вместе. Один из контактов всегда соединяется с кузовом, уже через него скрепляясь с минусовой клеммой аккумулятора. Минус подается на электромагнит реле.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

На другой контакт идет плюс при включении зажигания. Электромагнит притягивает к себе железку, соединяющую вместе контакты (30, 87) и на электровентилятор через предохранитель от генератора идет плюс, что заставляет всю конструкцию работать.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Электросхема вентилятора охлаждения происходит по следующему описанию:

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Когда температура снижается у двигателя — датчик, соответственно, размыкается, ток прекращает течь, электровентилятор останавливается: происходит отключение системы.

Обратите внимание, что схема подключения вентилятора охлаждения через реле отличается тем, что весь заряд идет на массу. При его замыкании ток течет через первичную обмотку, контакты 87, 30 замыкаются — I начинает течь в цепи электродвигателя. При понижении температуры происходит обратный процесс.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Первичная обмотка подключается к плюсу 12 В на катушку зажигания. Провод тянется к 86 выводу реле. С 85 тянется на датчик вентилятора. С датчика включения провод приходится на массу. Получается минимум проводов, а реле находится в непосредственной близости от датчика включения.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Варианты схем

Схема включения вентилятора охлаждения с помощью реле зависит только от правильного соединения плюса с минусом, соответственно, проводов!

Как работает реле

Электровентилятор со временем начинает потреблять большое количество электроэнергии, в отличие от нового. Пусковые токи могут просто испортить выключатель температуры.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Основная задача реле — коммутация высоко токовых цепей с помощью низко токового управляющего сигнала.

Типичное реле представляет собой катушку на сердечнике, являющуюся электромагнитом и группу контактов, замыкающихся или размыкающихся между собой. Катушка срабатывает при очень низких значениях тока в несколько миллиампер. Пропускаемые контакты дают пройти через себя большие токи.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Обозначается реле на схеме буквой К с числовым индексом, показывая его порядковый номер и при помощи 2-х блоков: первый — электромагнит, второй — группа контактов.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Характеризуется оно следующими параметрами: напряжение, ток, при которых срабатывает реле, а также U, ток комутации: какую величину I он сможет пропускать по своим контактам. Превышать U нельзя — может возникнуть напряжение контактов, последующее их прилипание друг к другу.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Подключение вентилятора охлаждения через реле

Имеется электровентилятор, от него отходят 2 провода. Один ведет к термодатчику, другой — к реле. Дополнительно можно подключить лампочку контроля работы Карлсона через 87 контакт для лучшей визуализации, диагностики.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

На крышке вы увидите обычную схему 4-х контактного реле, с помощью которого можно понять какие контакты являются электромагнитами:

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

По схеме подключения электровентилятора через реле 30 и 85 пускают на аккумулятор. На датчик вентилятора идут только минусовые провода. Если вы кинете к нему плюсовой — он у вас постоянно будет перегорать. На 2 минусовых провода подключается кнопка, чтобы замыкать цепь.

При разрыве тока на реле электровентилятора возникает искра, поэтому стали делать модели со встроенным диодом.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

87 идет на фишку вентилятора, 80 — на датчик охлаждения. Плюсовой провод подцепляете сразу к вентилятору, кидая на массу.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Совет: 2 провода, отходящих от вентилятора лучше всего спаять (скрутить, заизолировать). Это нужно для того, те не повредеились, т.к. здесь могут проходить большие нагрузки, сам разъем находится в моторном отсеке, где присутствует влага, контакты окисляться, поэтому лучше перестрахуйтесь!

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Для отдельного использования реле используется кнопка, фиксирующаяся при включении, она будет давать минус на 86 контакт, замыкая его. Протягивается она на рулевую колонку через магнитолу (можно попробовать спицей), в итоге получается принудительное включение вентилятора. Синий провод идет на массу, коричневый — на управляющие контакты.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Причины неисправности вентилятора

Первое, что нужно проверить — уровень тосола в расширительном бочке. При недостаточном уровне его температура может не достигнуть нужной точки, при которой включается датчик. При полной исправленной цепи питания вентилятор включаться не будет.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Если не будет открываться термостат, в него не сможет попасть горячий тосол. Это является причиной, по которой вентилятор неисправно работает.

Проверить, генерирует ли термостат — просто! Нужно прогреть двигатель до рабочей температуры, пощупав нижнюю часть радиатора — они должны быть горячими.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Можно приступать к проверке самого вентилятора и цепей его питания:

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Бывает такое, что вентилятор работает постоянно. Связано это с:

Источник

Не включается вентилятор охлаждения ваз 2110 инжектор

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Немного теории при подаче на контакт (85) массы она замыкается на (86) контакт постоянный «+12v» обмотка срабатывает и перемыкает между собой контакты (30) и (87). т.е. на провод вентилятора подается минус и он срабатывает!

Добавил полную схему подключения принудительного включения вентилятора!

Для поддержания температурного режима двигателя используется схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2110. Управление включением и отключением электродвигателя вентилятора осуществляется автоматически.

Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2110 карбюраторный двигатель.

Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2110 на карбюраторных и инжекторных автомобилях отличается. На автомобилях с карбюраторным двигателем, для этого используется термобиметаллический датчик ТМ-108, а на автомобилях с инжекторным двигателем управление осуществляет контроллер.

При управлении вентилятором от датчика температура включения зависит от температуры настройки датчика, которая указывается на корпусе. Если при повышении температуры до температуры срабатывания датчика не происходит включение вентилятора, необходимо изначально проверить исправность датчика. Для проверки достаточно замкнуть контакты на датчике и если произойдёт включение необходимо сменить датчик.Если после замыкания выводов вентилятор не работает то в проверке нуждается схема включения вентилятора охлаждения и целостность предохранителя.

Виды штекеров кулеров и их распиновка

В принципе, назначение всех существующих вентиляторов — охлаждение «железа», установленного в системном блоке. Но вот схемы подключения кулеров к блоку питания есть разные и зависят от их конструкции. Сейчас существуют три основных вида этих узлов, различающихся количеством выводов в колодке, а значит, и схемой, и порядком подключения вентилятора.

2 pin

Этот тип кулеров, предназначенный для охлаждения системного блока или блока питания, пожалуй, самый старший. Теперь он практически не выпускается, но в магазине его всё ещё можно найти. Колодка такого электротехнического прибора имеет два контакта.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Назначение проводов в такой колодке следующее:

Здесь всё просто. Подаём 12 вольт, соблюдая полярность, крыльчатка вращается. Регулировка скорости, естественно, в такой конструкции не предусмотрена.

3 pin

Этот тип электровентиляторов пришёл на смену двухпроводному. Дополнительный провод, появившийся в разъёме, позволяет компьютеру измерять скорость вращения крыльчатки и контролировать исправность системы охлаждения программными средствами.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую
Колодка подключения на 3 пин

Назначение проводов в такой колодке будет таким:

4 pin

Самый «продвинутый» тип. Его колодка оснащена ещё одним дополнительным проводом, с которым процессор сможет изменять скорость вращения крыльчатки на своё усмотрение.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Рассмотрим назначение проводов в такой колодке:

Обратите внимание, что в четырёхпиновой конструкции за сигнал с датчика вращения отвечает зелёный, а не жёлтый провод. А жёлтый теперь отвечает за питание. Зачем была внесена такая модернизация, неизвестно. Возможно, чтобы запутать обычного пользователя и вынудить его обратиться в сервисный центр, а особо хитрых заставить сжечь новенький кулер.

Не включается вентилятор.

Но существуют неисправности, при которых контроллер не распознаёт неисправность и вентилятор может не включиться при достижении температуры выше 105 гр. С. В этом случае для проверки схемы и датчика необходимо снять разъём с датчика температуры при работающем двигателе. При исправной схеме и нарушении в работе датчика произойдёт включение вентилятора и его отключение при возврате разъёма на место.

В случае неисправности схемы необходимо проверить целостность предохранителя, исправность реле и проводов, согласно схемы. Для быстрой проверки необходимо перемкнуть вывод 30 и 87 реле включения вентилятора, находящееся в шахте отопителя со стороны пассажира. Если вентилятор сработает, не вынимая реле из колодки соедините, контрольной лампой, корпус и вывод 86 реле, реле должно сработать и вентилятор должен включиться. В этом случае неисправен контроллер или провод, соединяющий реле с выводом 46 контроллера.

Если не будет слышен характерный щелчок включения реле, а плюс от главного реле на вывод 85 реле поступает, так же при наличие щелчка и не включение вентилятора, смените реле. Когда при установке перемычки между выводами 30 и 87 не произойдёт включение вентилятора, проверьте целостность предохранителя и наличие питания на выводах вентилятора. При наличии питания на одном выводе и отсутствие на другом говорит о возможной неисправности электродвигателя вентилятора.

Схема включения вентилятора охлаждения инжекторного двигателя.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Поддержание нормальной рабочей температуры двигателя очень важно для сохранения его работоспособности. Мультяшная стрелка на щитке приборов, понятное дело, показывает температуру совсем не точно и выдаёт, скорее, ориентировочные показатели. Система же электронного управления двигателем ВАЗ-2110 с любым инжекторным мотором использует совсем другие данные, более точные. Они и влияют на рабочую температуру и на периодичность включения вентилятора охлаждения.

Варианты подключения

Если количество контактов у разъема для подключения кулера и у самого вентилятора совпадает, то проблем нет. Разъемы подключаются друг к другу, несоблюдение полярности исключено благодаря наличию ключа. Если не совпадают, то возможны варианты.

3-pin к 4-pin

Трех- и четырехпиновые разъемы полностью совместимы друг с другом, как электрически, так и механически. Конструктивно они выполнены так, что ключ позволяет выполнять соединение, при этом конфликта распиновки не будет.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую
Подключение вентилятора с 3 пинами к 4-контактному разъему.

Если у кулера разъем с 3 контактами, а от компьютера идет жгут с 4 пинами, то на терминале соединяются провода питания, а также цепи измерения оборотов. Провод ШИМ-регулирования остается неподключенным.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую
Подключение вентилятора с 4 пинами к 3-контактному разъему.

Если же у кулера разъем с 4 контактами, а от компьютера подходит терминал с 3 пинами, то неподключенным останется вход управления оборотами со стороны электродвигателя. В обоих случаях управление частотой вращения посредством ШИМ невозможно.

Подключение напрямую к проводам БП

В тех случаях, когда автоматическое управление воздушным потоком не требуется (обычно это касается корпусных вентиляторов), их можно запитать непосредственно от блока питания. В этом случае кулеры будут включаться при старте блока питания, а останавливаться при его выключении. Такое подключение рационально выполнять для вентиляторов с двумя пинами (без контроля оборотов). Принципиальных ограничений для использования в таком качестве 3- и 4-пиновых кулеров нет, но они стоят дороже.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую
Переходник Molex male-female с ответвлением к кулеру.

Проще всего подключить двухпиновый вентилятор напрямую к свободному разъему Молекс. Удобнее это сделать с помощью переходника «папа-мама» Molex с ответвлением для разъема кулера. Если свободного молекса в жгуте от БП нет, но есть, например, неиспользуемый терминал питания SATA, можно с него перейти на Molex, а потом на вентилятор.

Количество разъемных соединений надо минимизировать. Еще лучше (при наличии навыков и квалификации) обрезать терминалы, а потом соединить провода питания скруткой со следующей пропайкой и изоляцией места подключения.

Когда включается вентилятор радиатора на ВАЗ-2110

Чтобы толком разобраться в том, как изменить температуру включения вентилятора на ВАЗ-2110 инжектор, необходимо точно знать заводские расчётные параметры и сам принцип включения вентилятора.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

В карбюраторных двигателях вентилятор включался примерно на 100 градусах.

Как изменить температуру?

Это приводит к перегрузке бортовой сети по току.

Основные способы

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Схема включения дополнительного датчика вентилятора.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Вентилятор радиатора является одним из основных элементов системы охлаждения двигателя. Его роль заключается в принудительном обдуве радиатора при нагревании охлаждающей жидкости до определенной температуры.

FakeHeader

Двухрежимный вентилятор имеет ряд преимуществ: Более «мягкий» температурный режим двигателя без сильных колебаний температуры; Снижение нагрузки на систему стартовыми токами электродвигателя путем уменьшения их количества и величины; Снижение шума.

В гидравлическом варианте этого элемента крутящий момент передается или отключается от коленвала за счет изменения количества смазочной жидкости. В ноутбуках большая часть тепла выделяется процессором, в проекторе — источником света. Но когда начал вникать, понял что это оочень сложно для меня.

Очень часто причиной перегрева двигателя, система охлаждения которого оснащена электрическим вентилятором, является выход вентилятора из строя.

Включившийся электровентилятор вращается достаточно быстро даже при низких оборотах двигателя — и этим снижает риск перегрева при больших нагрузках в тяжелых дорожных условиях. Привод вентилятора, который как раз и обеспечивает его вращение, может быть трех видов на одной машине, конечно, устанавливается только один из них : механический, гидромеханический или электрический. Но есть и минусы у нее.

Читайте дополнительно: Что нужно чтобы провести электричество на участок

Схема применяется на авто с двумя вентиляторами. Первый способ — наиболее идеологически правильный и наименее затратный.

Как включается вентилятор

В отличие от карбюраторных, в инжекторных двигателях ВАЗ 2110 включение вентилятора происходит не напрямую от датчика температуры, а через электронный блок управления (ЭБУ). Датчик установлен на выходном патрубке головки блока цилиндров.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую
Не включается вентилятор охлаждения ваз 2110 инжектор: причины, как проверить

При нагревании охлаждающей жидкости до температуры 100-107 0 С датчик срабатывает и отправляет сигнал на ЭБУ, который его обрабатывает и направляет на реле. Реле замыкает цепь, и подает питание на привод (электрический двигатель) вентилятора через предохранитель.

Учитывая описанный процесс включения, причинами несрабатывания вентилятора могут быть:

Кроме этого, на своевременное включение вентилятора может влиять и крышка расширительного бачка. Если она неисправна, и ее клапан не способен удерживать давление выше атмосферного, вода, являющаяся частью охлаждающей жидкости, обязательно закипит при 100 0 С, а датчик, настроенный на более высокую температуру, сработать не успеет.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Как проверить термостат

Функция термостата в двигателе внутреннего сгорания заключается в том, чтобы регулировать поток охлаждающей жидкости, направляя ее либо по малому, либо по большому кругу. Пока мотор холодный, его клапан перекрывает поток ОЖ в радиатор охлаждения. Это позволяет быстрее греть двигатель.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Проверяют термостат путем определения температуры его патрубков на ощупь. При прогретом двигателе все они обязаны быть горячими. Если патрубок, идущий от термостата к радиатору охлаждения, холодный – запирающее устройство неисправно.

Порядок проверки схемы включения вентилятора

1. Проверку начинаем с самого простого – определения состояния предохранителя. Ищем его в монтажном блоке, который находится под капотом. Его маркировка – F7.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

2. Вынимаем его, и визуально, или с помощью мультиметра проверяем на работоспособность. Если он перегорел, меняем на новый (20 А). Если с ним все в порядке, ставим его на место, и двигаемся дальше.

Подключение вентилятора 2108, 2109, 21099

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

До 1998 года выпуска на автомобилях со старым монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители) в цепь вентилятора было включено реле 113.3747. После 1998 года такое реле отсутствует.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Так же до 1998 года применялся датчик включения ТМ-108 (температура замыкания его контактов 99±3ºС, размыкания 94±3ºС), после 1998 года ТМ-108-10 с аналогичными температурными диапазонами или его аналоги разных производителей. Датчик ТМ-108 работает только в паре с реле, усиленный под большой ток ТМ-108-10 может работать как с реле, так и без него.

Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 17.3722

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

К9 — Реле включения электродвигателя вентилятора. А — К выводу “30” генератора

Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 2114-3722010-60

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

А — К выводу “30” генератора

Видео — подключение и проверка ВО

НАЖМИТЕ ТУТ И ОТКРОЙТЕ КОММЕНТАРИИ

Схема включения ВО ВАЗ 2110

Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2110 на карбюраторных и инжекторных автомобилях отличается. На автомобилях с карбюраторным двигателем, для этого используется термобиметаллический датчик ТМ-108, а на автомобилях с инжекторным двигателем управление осуществляет контроллер.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Как проверить проводку

Самостоятельно найти обрыв проводника в электрической цепи автомобиля совсем несложно. Необходимо тестером проверить (прозвонить) все провода на указанных участках.

Для карбюраторных двигателей:

Для инжекторных двигателей:

При выявлении обрыва проводки, ее необходимо восстановить, а также установить и устранить возможную причину разрыва цепи.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Если вентилятор охлаждения не работает

Для привода вентилятора устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ-272 или аналогичные ему. Технические данные электровентилятора и датчика включения вентилятора:

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Вентилятор системы охлаждения может не включаться из-за:

Для проверки самого электродвигателя вентилятора VAZ подаем на его выводы напряжение 12 В от аккумуляторной батареи – исправный мотор заработает. Если причина неполадки в вентиляторе, его можно попытаться отремонтировать. Проблема, обычно, заключается в щетках или подшипниках. Но случается что электродвигатель выходит из строя вследствие замыкания или обрыва в обмотках. В таких случаях лучше заменить весь привод.

Предохранитель ВО находится в монтажном блоке моторного отсека автомобиля и имеет обозначение F7 (20 А). Проверка производится с помощью автомобильного тестера, включенного в режиме пробника.

Замена электровентилятора в авто

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Модернизация схемы управления

Вентилятор охлаждения на десятке включается при тепературе 100-105°C, тогда как нормальной рабочей температурой двигателя является 85-90°С, получается вентилятор включается при перегреве двигателя, что естественно сказывается негативно.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Эту проблему можно решить двумя способами: настроить температуру включения в «мозгах» или сделать кнопку. Мы остановимся на втором. Включение вентилятора с кнопки очень удобно: попал в затор — включил, выехал — выключил, и никого перегрева.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

В салоне была установлена кнопка выбора режима работы вентилятора (отключен постоянно, включен постоянно, включение автоматически посредством датчика) — этот «тюнинг» не является обязательным, но будет очень полезным дополнением.

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

На контактах реле 87, 30, на проводе от аккумулятора к предохранителю и массе вентилятора будет большой ток и по этому там обязательно используем провода, сечением не менее 2 мм иначе более тонкий провод не выдержит и сгорит.

Где находится реле вентилятора

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

4 – реле электровентилятора; 5 – реле электробензонасоса; 6 – главное реле (реле зажигания).

Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Смотреть картинку Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Картинка про Как подключить вентилятор радиатора напрямую. Фото Как подключить вентилятор радиатора напрямую

Внимание: порядок следования реле и предохранителей может быть произвольным, ориентируемся по цвету проводов. Поэтому находим реле от которого отходят тонкий розовый с черной полосой провод, идущий от главного реле (контакт 85*)(не путать с тонким, красным с черной полосой проводом, идущим от контроллера) и толстый силовой белый с черной полосой провод (контакт 87) (белый и розовый нужные нам провода), это и есть реле вентилятора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *