Как подключить вспышку к фотоаппарату nikon
Беспроводное подключение внешней вспышки к фотоаппарату Nikon
Приходит время, и у начинающих фотографов возникает необходимость использовать при съемке не только встроенную, но и внешнюю вспышку. Но не все знают, как это сделать и с чего начать. В этой статье новички узнают, как создать синхронизацию зеркального фотоаппарата Nikon c беспроводной вспышкой.
Создать синхронизацию несложно, нужно просто один раз ознакомиться с порядком действий.
Система CLS (creative lighting system) фотоаппарата Nikon позволяет включать внешнюю беспроводную вспышку с помощью встроенной вспышки. Система идеально подходит для фотографов, которые хотят экспериментировать с внешним освещением, не тратясь на радиоуправляемые устройства для синхронизации.
Что вам нужно
Шаг 1 Включите фотоаппарат и выберите один из ручных режимов – PASM. Нажмите кнопку Меню. Найдите «пользовательские настройки меню» — Custom Setting Menu и выберите опцию Bracketing/Flash.
После этого пройдите вниз по списку, пока не увидите строку Flash cntrl, отвечающую за опции вспышки. На новых моделях фотоаппаратов Nikon это обычно вариант е3.
Выберите эту опцию, и на экране откроется следующее меню.
Выберите режим Commander, и вы увидите список с различными вариантами. Так как для работы понадобится встроенная вспышка фотоаппарата, ее следует поднять до начала съемки. Вы можете сделать это, выбрав соответствующую опцию на экране. В этом примере мы хотим, чтобы сработала внешняя вспышка, при этом исключаем встроенную вспышку, поэтому выбираем вариант с двумя тире, или OFF.
Далее вы можете выбрать соответствующие настройки и создать управление группой из нескольких внешних вспышек. Но сейчас это не входит в нашу задачу, поэтому оставьте эти настройки такими, какие они есть: (группы А и В — режим TTL).
TTL (Through-The-Lens) – система измерения интенсивности света через объектив (в том числе и света вспышки). В момент экспонирования свет, отраженный от объекта съемки, проходит сквозь объектив фотоаппарата Nikon и, отразившись от зеркала, попадает на датчик. По достижении оптимальной экспозиции центральный процессор прерывает вспышку и закрывает затвор. Не меняйте настройки TTL, пока полностью не освоитесь со вспышкой и со всеми нюансами синхронизации. С заводскими настройками фотоаппарат все сделает сам, в автоматическом режиме.
Обратите внимание на предустановленный канал. По умолчанию это канал под номером 1 (channel 1). Выберите этот канал, нажмите кнопку ОК, чтобы сохранить выбор.
Шаг 2 Поднимите встроенную вспышку — в противном случае беспроводная система «фотоаппарат-внешняя вспышка» не будет работать!
Шаг 3 Возьмите внешнюю вспышку и посмотрите на опции на задней панели корпуса и на экране. На таких моделях, как СО-910 (смотрите фотографию ниже), вы можете найти опцию, обозначенную как Remote. Выберите эту опцию и убедитесь, что вспышка находится в режиме TTL, что соответствует настройкам фотокамеры.
На таких моделях, как СО-800, нажмите и удерживайте кнопку Select, чтобы открылось меню. Прокручивайте список до тех пор, пока не найдете варианты ведущий (master) и удаленный (remote). Выберите из списка remote и нажмите кнопку Select еще раз для подтверждения. Опять же, убедитесь, что вспышка установлена на том же канале, что и ваш фотоаппарат (в котором, в данном примере, установлен канал 1).
Шаг 4 Расположите вспышку там, где это необходимо. Датчик на передней панели вспышки должен находиться в пределах прямой видимости камеры. Делайте фотографии и экспериментируйте с расположением вспышки. Вы даже можете держать вспышку в руках.
Шаг 5 Чтобы добавить еще одну вспышку в систему, установите её на тот же самый канал 1, как это было сделано в шаге 3.
Заключение
В статье очень кратко рассказывается о синхронизации внешней беспроводной вспышки с фотоаппаратом Nikon. О настройке групп вспышек и сложных конфигураций освещения мы расскажем в будущем руководстве.
Полное руководство по накамерным вспышкам
Если к своему снаряжению фотографа вы добавите одну-две вспышки, это позволит значительно улучшить ваши фотографии. Сегодня мы представляем полное руководство по различным функциям вашей вспышки, а также реальное применение некоторых из них.
Оборудование
Есть много компаний, производящих вспышки. Некоторые устанавливаются в горячий башмак, другие же являются большими студийными вспышками. В этой статье мы рассматриваем вспышки, устанавливаемые на горячий башмак, поскольку они являются наиболее совместимыми с камерами и позволяют автоматически контролировать многие функции, например, экспозицию.
Все, что вам нужно, это подобрать вспышку в соответствии с фирмой-производителем вашей камеры. Canon выпускает серию вспышек Speedlite EX, а Nikon выпускает серию Speedlight SB. Топовые модели вспышек могут выступать в качестве ведущих, то есть управлять другими вспышками.
Для Canon это 580EX (выпуск прекращен) и 580EX II.
Для Nikon это вспышки SB – 800, SB – 700, SB – 900
Оба производителя, Canon и Nikon выпускают широкий ассортимент вспышек, но только верхние модели могут работать как управляющие вспышки. Младшие модели, такие как Canon 430EX II и Nikon SB – 600 могут использоваться только как ведомые вспышки при беспроводном управлении.
Есть несколько камер, например, Nikon D700 и Canon EOS 7D, которые используют встроенную вспышку для управления внешними. Это может быть полезно, если у вас уже есть внешняя вспышка, потому что теперь вы сможете снять ее с камеры и управлять ей. Проверьте инструкцию к камере, чтобы узнать, может ли она использовать встроенную вспышку для управления внешними.
Как контролируется экспозиция
Камера дает возможность фотографу управлять экспозицией тремя способами:
Добавление вспышки дает фотографу четвертый способ управления экспозицией, за счет добавления света от вспышки. В противном случае фотограф будет ограничен только освещением окружающей обстановки. Конечно, можно использовать отражатели, рассеиватели, но они не способны дать много света.
Мы рассмотрим основные функции внешних вспышек, таких как Canon Speedlite 580EX II и Nikon Speedlight SB-900. Мы не собираемся охватывать все возможности, для этого у вас есть руководство пользователя, а рассмотрим только основные функции.
TTL – управление вспышкой
TTL означает «через объектив» и эта система замера имеется практически на каждой цифровой камере. Canon имеет свой алгоритм, называемый E-TTL, а Nikon свой, называемый I – TTL. Общим является то, что в обоих случаях в камере размещаются специальные датчики, измеряющие освещенность сцены, цветовую температуру и т.д. через объектив, установленный на камере.
Затем камера обрабатывает данные и уведомляет фотографа, если снимаемая сцена слишком светлая или темная для данной комбинации выдержки, диафрагмы и ISO. В автоматических и полуавтоматических режимах камера делает коррекцию параметров сама. В ручном режиме М коррективы вносит уже сам фотограф.
Информация об освещенности сцены также передается и вспышке с поддержкой TTL, в результате чего рассчитывается мощность импульса. Мощность импульса можно регулировать автоматически или вручную. Даже в полностью автоматическом режиме съемки вы можете настроить мощность вспышки в определенном соотношении с окружающим освещением, в зависимости от результатов TTL-замера. Это настройка компенсации экспозиции на самой вспышке.
Компенсация экспозиции при съемке
Элементы управления для компенсации экспозиции вспышки практически идентичны подобным настройкам для компенсации экспозиции камеры, которая также называется величиной экспозиции (EV). Вы можете настроить компенсацию экспозиции не только встроенной, но и внешней TTL-совместимой вспышки.
Это позволяет фотографу контролировать вспышку в пределах 5 ступеней экспозиции. Компенсация может быть установлена выше, ниже или равной величине экспозиции камеры (EV).
Вспышка может также использоваться как основной источник, когда ее мощность превышает естественный свет, или в соотношении 50/50 с ним. Таким образом, вы сможете настраивать мощность вспышки в соответствии с сюжетом, который снимаете.
В приведенном выше примере я использовал окружающий свет как заполняющий, а вспышку как основной источник. Я сделал это, чтобы как можно больше устранить неприятный зеленоватый оттенок от люминесцентных ламп и сохранить теплый оттенок и чувство стерильности комнаты. Таким образом я сделал более интересный кадр и устранил посторонний оттенок.
Брекетинг вспышки
Есть много других комбинаций, которые могут быть использованы и дадут различный результат. Это полезно для быстрой оценки изображения с помощью LCD-экрана фотоаппарата, для более точного подбора компенсации экспозиции.
Блокировка экспозиции вспышки
Функция блокировки экспозиции вспышки (FEL) является полезной для того, чтобы зафиксировать мощность импульса, выдаваемого вспышкой. Это особенно важно, если высока вероятность ошибки TTL замера, например, в случаях съемки сцен с высоким контрастом, задней подсветкой и других.
Блокировка также полезна, когда система TTL выдает различную мощность вспышки несмотря на то, что освещение сцены не меняется. Например, если мы снимаем человека в белой рубашке, экспозамер может решить, что сцена освещена ярче, чем на самом деле, в результате мощность вспышки снизится и мы получим недосвеченный кадр. Напротив, если при том же освещении мы снимаем человека в темной рубашке, экспозамер может решить, что света недостаточно и увеличит мощность импульса вспышки. В результате получится пересвеченный кадр. Используя функцию FEL, мы сможем решить эту проблему.
Ручная настройка мощности
Ручная регулировка мощности вспышки является самой утомительной, но она, также как и ручной режим камеры предлагает самый точный контроль мощности. Топовые вспышки имеют регулировку с шагом 1/3 ступени, начиная от мощности 1/128 и до 1/1, а также зуммирование от 14 до 105 мм (Canon) или 200 мм (Nikon). Преимуществом ручной регулировки является также постоянная мощность импульса. После настройки вспышка будет выдавать один и тот же импульс с одинаковым углом покрытия.
Типовые настройки мощности, по возрастанию: 1/1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16, 1/32, 1/64, 1/128.
Ручная регулировка позволяет фотографу иметь постоянные настройки, даже если окружающее освещение изменилось. Также появляется возможность использовать выдержку, чтобы регулировать соотношение естественного света и света от вспышки, рассматривая их как два различных источника. Несмотря на то, что фотограф может изменять выдержку на 2 или 3 ступени, количество света от вспышки останется неизменным, так как экспозиция импульсного источника регулируется не выдержкой, а диафрагмой.
Эта фотография была сделана с ручными настройками вспышки, так как свет от офтальмоскопа полностью сбил с толку TTL систему. Конечно, меняя настройки компенсации экспозиции, я бы получил в итоге нормальный кадр, но это было бы гораздо дольше, с большим количеством ошибок. Помните, что TTL – вспышка настраивается относительно экспозиции, измеренной вашей камерой.
Кроме того, в ручном режиме вы не привязаны к 5 ступеням доступной коррекции экспозиции вспышки в режиме TTL. Иногда даже +2 или +3 ступени недостаточно, чтобы пересилить мощность солнца. Это справедливо для небольших вспышек, со студийными все не так плохо.
На фото ниже я использовал две вспышки 580ЕХ II, чтобы перебить свет солнца в полдень. Солнце было таким ярким, что даже использование двух вспышек с компенсацией экспозиции +3 и зуммированием на 105 мм оказалось недостаточным. В этих случаях диапазона компенсации экспозиции не хватает. Я переключил их в ручной режим и поставил мощность 1/1. Миссия выполнена.
Зуммирующая головка вспышки
Зуммирующая головка позволяет регулировать расходимость пучка света от вспышки, чтобы оно соответствовало фокусному расстоянию объектива. В режиме TTL это происходит автоматически, зум настраивается таким образом, чтобы обеспечить полное покрытие области, захватываемой объективом с данным фокусным расстоянием.
Зуммирование также изменяет и дальность действия вспышки, то есть расстояние, на котором вспышка способна осветить объект для корректного экспонирования. Здесь такой же принцип, как у фонарика – более широкий пучок освещает большую площадь, но менее интенсивно. Узкий сфокусированный пучок освещает ограниченное пространство, но свет более сильный и способен осветить более далекие объекты.
Типовые настройки зума: 14 мм, 24 мм, 28 мм, 35 мм, 50 мм, 70 мм, 85 мм, 105 мм, 200 мм.
Контроль за распространением света является очень полезным при съемке со вспышкой. Например, можно поместить вспышку ближе к объекту и ограничить световой пучок с помощью зума, осветив только его часть.
Другой пример использования зума – чтобы свет от вспышки проходил дальше, даже через баскетбольную площадку. Уменьшение зума до 14 мм это отличный способ получить равномерное освещение для съемки групп людей.
Высокоскоростная синхронизация
Высокоскоростная синхронизация (FP-режим) очень пригодится, когда фотографу нужно использовать выдержку выше максимальной выдержки синхронизации со вспышкой для данной камеры, как правило это 1/200 – 1/250 сек. В этом режиме можно использовать любую выдержку, вплоть до 1/8000 сек. Это полезно, когда фотограф хочет использовать заполняющую вспышку в режиме приоритета диафрагмы (Av)
В этом режиме вспышка вместо одного импульса выдает серию импульсов с высокой частотой, пока щель затвора проходит через кадр. Это нужно, чтобы обеспечить равномерное экспонирование по полю кадра. Недостатком этого режима является снижение мощности вспышки, поэтому вспышка должна находиться ближе к объекту. Можно заморозить движение объекта при полуденном солнце, заполнить тени, при условии, что вспышка будет достаточно близко. Помните, что чем короче выдержка, тем ближе должна быть вспышка. Для увеличения дистанции можно увеличить EV или зуммировать головку вспышки на максимальное фокусное расстояние.
Этот снимок был сделан с выдержкой 1/800 и диафрагмой f/4. Сначала я оценил окружающий свет, а затем уже настраивал вспышку, чтобы подсветить листья, но не потерять и задний план. Я использую самое низкое ISO при съемке, поэтому мне не потребовалась слишком короткая выдержка и большая мощность вспышки.
Синхронизация по второй шторке
По умолчанию вспышка срабатывает, когда открывается первая шторка затвора. В режиме синхронизации по второй шторке вспышка не будет срабатывать до тех пор, пока не начнет двигаться вторая шторка. Это полезно, когда фотограф хочет получить, к примеру, следы от фар позади движущейся машины, а не впереди нее либо больше проявить задний план, установив выдержку длиннее.
Мультивспышка (режим стробоскопа)
Эту возможность используют немногие фотографы, но она может быть полезной для анализа фаз движения или дать очень интересные эффекты. Частота импульсов вспышки зависит от мощности. Чем выше установлена мощность импульса, тем ниже частота и наоборот
Беспроводное управление вспышкой
Самое интересное начинается, когда вспышка используется вне камеры. Многие накамерные вспышки поддерживают беспроводное управление. Отсутствие каких-либо кабелей позволяет размещать вспышку практически в любом месте. Беспроводное управление не только дает фотографу огромную гибкость в работе, но и обеспечивает надежное срабатывание вспышки, исключает возможность случайного отсоединения, запутывания кабеля и опрокидывание оборудования.
Есть различные способы дистанционного управления вспышками, но современные вспышки и камеры используют более продвинутые алгоритмы с множеством сложных функций, контролируемых прямо из камеры. Этот контрольный блок называется Master (Canon) или Commander (Nikon). Только топовые вспышки имеют этот блок. Младшие модели могут работать только как накамерные вспышки. либо как ведомые при беспроводном управлении.
Ведомое устройство может управляться различными способами: оптическим, инфракрасным или по радиоканалу. Самые продвинутые устройства, в том числе большие студийные вспышки, поддерживают все три способа, а также и четвертый – с помощью синхрокабеля.
Для управления другими вспышками нужна одна, поддерживающая режим Master или Commander, а остальные вспышки должны быть совместимыми с этой системой управления. Ведомые вспышки должны быть установлены в режим Slave. Если используются другие вспышки, в зависимости от марки, их срабатывание можно вызвать различными способами, например, оптическим или по радиоканалу с использованием PocketWizard или других радиотриггеров.
Беспроводная система с использованием вспышек Canon или Nikon может контролировать достаточно много вспышек. Как правило, по 4 вспышки в группе, максимум 3 группы в режиме TTL. В ручном режиме количество ведомых вспышек может быть и больше.
Фотограф Joe McNally известен использованием сложного освещения и безумного количества небольших вспышек для достижения потрясающих эффектов. Он даже как-то использовал около 50 вспышек для освещения легких самолетов и небольших групп.
Беспроводные вспышки можно размещать где угодно относительно камеры, что значительно расширяет творческие возможности фотографа. Ограничения беспроводной системы обусловлены принципом ее действия. Например, оптические и инфракрасные системы должны работать в пределах прямой видимости, особенно на открытом воздухе, где нет поверхностей, например, стен. от которых может отражаться сигнал.
Расстояние также является ограничивающим фактором для инфракрасных и оптических систем. Например, при расстоянии около 18 м сигнал будет уже слишком слабым. Радиосистемы лишены этих недостатков и не требуют прямой видимости. Ведомую вспышку с приемником можно разместить хоть на другом конце футбольного поля. Платой за расширенные возможности радиотриггеров является высокая цена.
Есть более экономичные варианты для оптических и радиосистем поджига вспышек. Например, можно купить Vivitar 285HV и светосинхронизатор-приемник Wein примерно за 110$. Дополнительные Canon 430EX II или Nikon SB-600 будет стоить 270$.
Дешевыми альтернативами PocketWizard являются системы RadioPopper JX или совсем недорогой Cactus V2, котрые можно купить на e-Bay.
От переводчика: есть более современные, дешевые и надежные радиосинхронизаторы. Для TTL – систем это фирмы Pixel и Photixx, для обычного управления в ручном режиме это фирмы Yongnuo и Cactus. Я пользуюсь набором Pixel King, стоимостью примерно 150$.
Соотношения мощностей вспышек
При работе с группами вспышек, а также с двумя и более вспышками можно устанавливать для них различные соотношения мощностей (при условии использования топовой вспышки в режиме ведущей или радиосинхронизатора, поддерживающего беспроводной режим TTL). Это полезно, когда фотограф хочет получить равномерный свет или разную мощность от групп.
Для вспышек групп A:В это выглядит следующим образом (мощность самих вспышек можно регулировать с шагом 1/3 ступени): 8:1, 4:1, 2:1, 1:1, 1:2, 1:4, 1:8.
Это означает. что при соотношении 1:1 мощность вспышек групп А и В будет одинакова. В соотношении 4:1 мощность группы В будет в 4 раза меньше, чем А. При компенсации экспозиции соотношения мощностей сохраняются. Например, если фотограф ввел поправку +1EV, то в группе с соотношением 1:2 группа А будет работать с поправкой +1EV (100%), а группа В будет также работать с поправкой +1EV, но с мощностью 50%.
Использование встроенной вспышки
Встроенную вспышку можно использовать не только при недостаточном естественном освещении, но и чтобы заполнить тени и освещенные сзади объекты или добавить блики глазам объекта.
Для получения информации об использовании дополнительных вспышек см. «Дополнительные вспышки» ( 0 Дополнительные вспышки).
Режимы автоматического подъема
Выберите режим вспышки.
Удерживая нажатой кнопку M ( Y ), поворачивайте главный диск управления до тех пор, пока не появится нужный режим вспышки.
Главный диск управления
В режиме live view выбранный параметр отобразится на мониторе.
Вспышка поднимется при необходимости, когда спусковая кнопка затвора будет нажата наполовину, и сработает во время выполнения съемки. Если вспышка не поднимается автоматически, не пытайтесь поднять ее рукой. Несоблюдение этого правила может повредить вспышку.
Режимы вспышки
Доступны следующие режимы вспышки:
Режимы ручного подъема
В режимах P, S, A, M и 0 вспышку необходимо поднять вручную. Вспышка не сработает, если она не поднята.
Нажмите кнопку M ( Y ), чтобы поднять вспышку. Имейте в виду, что если вспышка выключена или установлена дополнительная вспышка, встроенная вспышка не поднимется; перейдите к Шагу 2.
Выберите режим вспышки (только режимы P, S, A и M).
Удерживая нажатой кнопку M ( Y ), поворачивайте главный диск управления до тех пор, пока не появится нужный режим вспышки.
Главный диск управления
Режимы вспышки
Доступны следующие режимы вспышки:
Синхронизация по передней шторке
Синхронизация по задней шторке
Опускание встроенной вспышки
Для экономии питания, когда не используется вспышка, аккуратно нажмите на нее до срабатывания защелки.
Снимайте бленды объектива во избежание отбрасывания ими теней. Вспышка имеет минимальный диапазон, равный примерно 0,6 м, и его нельзя использовать в макродиапазоне зум-объективов с функцией макро. Используйте объективы с фокусным расстоянием от 16 до 300 мм; периферийное освещение может ухудшиться, если вспышка используется с объективами с фокусным расстоянием менее 16 мм. Управление вспышкой i-TTL доступно при значениях чувствительности ISO от 100 до 12800; при значениях более 12800 нужных результатов можно не достичь при некоторых значениях диапазона или диафрагмы.
Если вспышка срабатывает в режимах непрерывной съемки ( 0 Выбор режима съемки), то каждый раз при нажатии спусковой кнопки затвора будет сделан только один снимок.
Спуск затвора может быть временно заблокирован для защиты вспышки после ее использования для серии снимков. Через некоторое время вспышка снова готова к использованию.
Выдержки, доступные со встроенной вспышкой
Со встроенной вспышкой доступны следующие выдержки.
Выдержки длительностью до 1/8 000 с доступны с дополнительными вспышками, которые поддерживают автоматическую высокоскоростную синхронизацию FP при выборе 1/320 с (Авто FP) или 1/250 с (Авто FP) для пользовательской настройки e1 (Выдержка синхронизации, 0 Выдержка синхронизации). При выборе 1/320 с (Авто FP) значения выдержки как минимум 1/320 с доступны для встроенной вспышки.