Как подключить звукосниматели на электрогитаре
Звукосниматели: последовательная и параллельная распайка
В последнее время часто сталкиваюсь с тем, что многие гитаристы не понимают, что такое последовательная, параллельное подключение звукоснимателей, что такое отсечка катушек и смена фазы. Даже я не во всём до конца разбирался, пока не собрал необходимую для этой статьи информацию.Итак, сегодня постараемся раскрыть все секреты распайки звукоснимателей и что это даёт вашему звуку.
Параллельное подключение звукоснимателей
Параллельное подключение это когда 2 и более катушек соединены между собой. Вы получаете часть звука от каждого из звукоснимателей, яркость и громкость при переключении звукоснимателей не меняется сильно. Эта схема позволяет получить плавное переключение датчиков, независимо от того, синглы вы используете или хамбакеры.
Так что, если вы переключаетесь с одного звукоснимателя сразу на 2 и громкость при этом не прыгает сильно, значит у вас параллельная распайка звукоснимателей. Если же при переключении на 2 датчика с одного у вас сильно меняется звук и он становится существенно громче, у вас последовательная схема распайки.
Последовательное подключение 2 и более звукоснимателей позволяет объединять мощность, так что оба звукоснимателя работают в полную силу.Звучат они при этом не так ярко, как по отдельности. По той схеме работают 2 катушки в одном хамбакере либо отдельные сингловые звукосниматели в гитарах типа стратокастер или телекастер.
Когда у вас работает 2 датчика одновременно, при последовательной распайке вместе они звучат громче, чем по отдельности. Обе схемы можно смешивать, примеры того, как это звучит, можно послушать и посмотреть на видео в конце статьи.
На звуке это отражается так: звукосниматель начинает звучать ярче, ближе к синглу, более звонко. Это можно реализовать при помощи отдельного переключателя на гитаре. На сайте Seymour Duncan сказано, что хамбакер с параллельной распайкой звучит на 30% тише, чем тот же звучок с последовательной распайкой, так что это надо учитывать, если друг вы решите модифицировать вашу гитару.
А вот, как это звучит. Слушайте и мотайте на ус 😉
Как подключить звукосниматель к гитаре?
Звукосниматели необходимы для любого профессионального гитариста, желающего выступать, участвовать в группах и экспериментировать с возможностями гитарного звука. При этом большинство акустических гитар в своем стоковом состоянии лишены их, а электрогитары далеко не всегда могут похвастаться устройствами достойного качества.
Зачем нужен гитарный звукосниматель
Звукосниматели для акустики необходимы для улавливания колебания гитарных струн и передачи сигнала на внешнее устройство. Иными словами, они позволяют вашему акустическому или электроинструменту звучать громко, разнообразно и интересно. Для электрогитары, не имеющей пустой резонирующей деки данное устройство просто необходимо для того, чтобы извлекать полноценный звук. Для вестерн-гитар, это решение, обеспечивающее возможность изменения звука, использования различных эффектов и выступлений на большой публике.
Сложно перечислить все возможности приборов, однако они позволяют музыканту значительно расширить арсенал своих возможностей. Многие музыканты не знают, как подключить к гитаре звукосниматель, и при возникновении такой необходимости обращаются к мастерам. Доверить работу специалисту – это решение, но самостоятельная установка не является настолько сложным процессом, чтобы вы не могли сами освоить его.
Принцип действия
Для начала необходимо разобраться, как работает звукосниматель и что потребуется от вас в дальнейшем, при работе с ним.
Это довольно сложное и компактное устройство, состоящее из специальных металлических катушек и магнитов, расположенных под струнами. Данные магниты создают постоянное магнитное поле, в котором происходят колебания струны в процессе игры. Такие колебания улавливаются магнитом и передаются на катушки, в которых образуется электрический ток, передающийся в качестве сигнала по кабелю на преобразователь (преамп). В комбо-усилителе сигнал трансформируется в звуковую волну и транслируется с помощью динамика. Здесь же сигнал может быть изменен с помощью разных встроенных пресетов и регуляторов.
В связи с этим, очень важно правильно подключать и размещать приборы, таким образом, чтобы струны точно попадали в предназначенные для них магнитные поля. Приспособления могут иметь различный уровень компрессии, сигнала и амплитудно-частотные характеристики, из-за которых звук, получаемый с помощью конкретного оборудования, будет отличаться.
Типы звукоснимателей
Разумеется, перед тем как установить на гитару звукосниматель, необходимо найти и подобрать подходящую модель, идеально соответствующую вашим представлениям о правильном звуке. Разные модели обладают множеством характеристик и параметров, а разные производители постоянно экспериментируют с новыми сплавами и техническими решениями.
В основном, приборы подразделяются на две основные категории:
· Синглы – модели с одной катушкой, которые характеризуются наличием нескольких магнитов, по количеству струн на инструменте.
· Хамбакеры – они имеют две катушки с противоположной намоткой, и как правило имеют общий рельсовый магнит. Такие устройства лучше очищают входящий звук от посторонних шумов и различных помех, но при этом имеют и совершенно иное звучание.
На первый взгляд может показаться, что хамбакеры являются следующим витком эволюции музоборудования, и благодаря ним от синглов можно и вовсе оказаться. Однако на деле все не так просто. Любой музыкант хочет получить максимально разнообразнее и качественное звучание, и часто добиться его удается только путем сочетания сразу нескольких различных датчиков. При этом качество определяется не типом, а материалами изготовления и рядом других особенностей, которые производители обычно держат в тайне.
Важно понимать, что идеальных приспособлений не существует. Каждое изделие имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Какие-то больше подходят для чистого звука, какие-то идеально звучат с перегрузом.
Как подключить и настроить звукосниматель
Для решения вопроса о том, как подключить к гитаре звукосниматель, понадобиться паяльник, канифоль и припой, так как провода нужно будет соединить в корпусе с периферией, к которой относится переключатель датчиков, переключатели громкости и тона и выход на кабель.
Для акустической гитары
Электрогитарные приборы не подойдут для акустики, так что тут нужно искать специализированный вариант. Есть два основных пути – стандартные магнитоэлектрические датчики или пьезо.
Первые похожи на свои электрогитарные прообразы и также бывают синглами и хамбакерами. Вам даже не особенно придется изучать вопрос о том, как поставить на гитару звукосниматель. Для этого их просто прикручивают к корпусу в районе резонаторного отверстия, таким образом, чтобы от них до струн оставалось небольшое расстояние. Далее провода тянут к нижней части деки, где врезают вход для кабеля, к которому подсоединяется само устройство. В произвольном, удобном для владельца месте, также можно разместить регуляторы громкости и кнопку включения.
Пьезо проще, так как они накладываются на деку сверху, неподалеку от резонаторного отверстия и улавливают вибрации, трансформируя их в звуковой сигнал. Тем не менее, такой вариант не так хорошо улавливает звук, и если для вас это является критичным параметром, то стоит обратить свой взгляд к стандартным моделям.
Для электрогитары
Ответить на вопрос о том, как подключить к гитаре звукосниматель, можно только взглянув на конкретный инструмент и выбранный датчик. Тем не менее, в случае с электрогитарами это проще и удобнее всего. На инструменте уже есть место под датчик, а внутри корпуса, с обратной стороны, располагается отсек, в котором подключается вся электроника.
Если вы купили электрогитару с датчиками, сначала нужно убрать старые. Вы как раз можете рассмотреть, как они были установлены и запомнить схему подключения, для того чтобы точно также припаять свои новые, более качественные и дорогие приборы.
При должном подходе сам процесс замены потребует очень немного времени, и даже без соответствующего опыта, вы обязательно справитесь, руководствуясь обучающими видео.
Для баса
Для того чтобы ответить, как установить на бас-гитару звукосниматели, следует для начала разобраться с их особенностями. Если устройства безрамочные, то к корпусу они крепятся простыми тонкими шурупами, и под них в таком случае очень важно подложить резину или поролон для амортизации. Впрочем, также существуют изделия на болтах, установка которых в целом сложнее, но и надежнее. Что же касается припайки и подключения, то здесь все делается по аналогии с электрогитарой и даже проще, с учетом того, что для бас-гитары очень часто устанавливают только один прибор и от того электронная схема здесь оказывается несколько проще.
Для классики
Классические инструменты не слишком часто оснащаются датчиками, так как нейлоновые струны не работают в комплекте с обычными, стандартными устройствами, ведь только металл фиксируется магнитным полем. По этой причине для классики подходит либо пьезо датчик, либо же фиксированный микрофон.
Обычно пьезо приборы довольно просты в плане установки и обладают простой, понятной конструкцией. Тут самое главное подобрать тот вариант для классической гитары, который хорошо подходит под ваш музыкальный вкус и доступный бюджет, ведь здесь есть действительно недешевые и качественные варианты.
Проверяем правильность установки звукоснимателя
Важно не только узнать, как установить на гитару звукосниматель, но и понимать, как проверить качественную работоспособность готового, уже установленного комплекта. Для этого нужно отталкиваться от особенностей конкретной модели. Самым первым, и очевидным тестом будет подключение гитары с помощью кабеля к комбоусилителю, для проверки звучания и громкости. Высоту магнитов можно менять, но обычно это требуется делать только по отношению к первой и шестой струнам, а в ряде случаев такая тонкая подстройка вообще не нужна.
Каждый прибор важно проверить как в отдельности, так и совместно с другими, если подразумевается параллельное подключение – все должно звучать гармонично, одинаково громко и без серьезных помех. Разумеется, также нельзя допускать хаоса внутри корпуса гитары, все соединения проводов должны быть тщательно заизолированы и уложены таким образом, чтобы дальнейший ремонт или замену можно было выполнить максимально просто и быстро.
Установка звукоснимателя на электрогитару
Как подключить звукосниматель к гитаре
Наверняка многим владельцам электрогитар, прочитавшим нашу статью о звукоснимателях, захотелось поменять свои датчики, чтобы максимально точно подстроить гитару под свои нужды, добиться “того самого” звука.
Если вы никогда не держали в руках паяльник, то в первую очередь я бы порекомендовал вам приобрести его. Обратите внимание, что мощность паяльника должна быть не более 40 и не менее 30 ватт, жало желательно должно быть плоским, как отвертка.
К нему вам обязательно нужно докупить припой и канифоль, опционально — подставку. Лично я бы порекомендовал вам паяльник отечественной фирмы “Светозар” (не реклама, они действительно хороши) с деревянной ручкой, мощностью 40 ватт и припой с канифолью в форме проволоки той же фирмы.
Даже если припой вы купили с канифолью, обязательно докупите канифоль отдельно. Все это вы сможете найти в любом магазине радиодеталей, стоимость такого набора около 700 рублей (около 900 с подставкой).
Кроме необходимого для пайки набора вам могут понадобиться такие инструменты как: пинцет, бокорезы, отвертка, плоскогубцы.
Следующим шагом перед пайкой стоит, собственно, научиться паять. Лучшим решением для этого я считаю просмотреть обучающие видео на YouTube, так как печатные иллюстрации, на мой взгляд, не обеспечивают вас полной информацией, например, вот эти:
Теория
Практика
В целом, обучиться пайке можно достаточно быстро, главное – больше канифоли и аккуратности.
Примечание: если вы не уверены насчет самостоятельной пайки, я рекомендую обратиться к гитарному мастеру. Они есть практически во всех городах с населением выше 100 тыс. человек.
Выбор звукоснимателя
Как выбрать звукосниматель описано в статье “Звукосниматель на электрогитару — критерии выбора”. Здесь же я расскажу, на что следует обратить внимание при выборе звукоснимателя именно для замены:
Размер звукоснимателя при установке
В первую очередь следует обратить внимание на размер звукоснимателя, потому что будет очень неприятно купить звукосниматель для замены, выпаять старый и обнаружить, что новый не влезает. Если все уже произошло, то у вас есть два выхода – фрезеровать старое отверстие под новый звукосниматель, что довольно затратно и сопряжено с определенными рисками – дерево податливый, но нежный материал и лишнее вмешательство в него может иметь нежелательные последствия.
Второй выход – вернуть звукосниматель в магазин и купить другой. Так же обратите внимание на скобы, на котором он крепится, они тоже могут различаться по размеру.
Производитель (фирма изготовитель) звукоснимателя
Если вы надеетесь улучшить звук своей гитары с помощью замены датчика, то не стоит надеяться на значительное улучшение звука от установки криво намотанного китайского датчика из дешевых материалов. На многих гитарах среднего и высокого ценовых сегментов уже установлены вполне приличные стоковые датчики, например, Seymour Duncan SH-4 или EMG 81\85\60, которые в любом случае звучат лучше китайских аналогов. Поэтому задумайтесь, стоит ли игра свеч.
Окрас (характер) звука
Конечно же, вы должны знать, какой звук хотите и, хотя бы примерно, что в итоге выйдет. Не стоит просто менять датчики для замены. Для этого воспользуйтесь рекомендациями из статьи про гитарные звукосниматели, которую я упоминал ранее и обязательно посмотрите на YouTube демо-записи с использованием интересующих вас звукоснимателей, которых на сегодня немало.
Установка датчика (звукоснимателя) на гитару
Магнитные датчики для электрогитары
Если вы меняете сразу оба звукоснимателя, обязательно подпишите их маркером, если на них нет фирменных отметок.
Итак, мы разобрались со всеми основными аспектами и готовы приступить. Как я уже сказал, самый лучший вариант здесь – обучающее видео, которое подробно и наглядно покажет вам весь процесс от начала и до конца.
Для установки звукоснимателя на электрогитару, я бы порекомендовал следующее видео:
– здесь речь идет об установке семиструнного звукоснимателя, но при замене никакой разницы при изменении количества струн нет.
Следует обратить внимание на качество пайки. Даже если все вроде бы работает, качество пайки играет довольно большую роль в общем звучании инструмента и плохой контакт или ненадежная пайка могут его значительно ухудшить.
Прежде чем садиться паять звукосниматель на своей рабочей лошадке, я бы посоветовал вам попрактиковаться в пайке на любых проводочках, которые можно купить в тех же радиодеталях.
Пьезодатчики для акустической гитары
Кроме установки датчиков на электрогитару, вам может понадобиться установка пьезо или магнитных датчиков на акустическую гитару. Это делается, чаще всего без пайки и значительно проще, чем с электрогитарой, кроме тех случаев, где требуется вмешательство в конструкцию самой гитары (например, врезать тембрблок с предусилителем).
В такой ситуации я крайне не рекомендую действовать самим и довериться мастеру, так как акустические гитары очень чувствительны к малейшему вмешательству в свое строение
При установке пьезозвукоснимателя вида “прищепка”, сложностей возникнуть не должно. Просто как можно надежнее и ближе к центру прищепите его на голову грифа гитары, для надежности поверх можно туго натянуть аптечную резинку.
Примечание: ни в коем случае не используйте клей и другие клеящие компоненты, будь то скотч, изолента и прочее. Лакокрасочное покрытие не терпит таких издевательств.
Установка датчиков типа “таблетка” также предельно проста: просто прилепите ее к гитаре. Лучший результат будет, если вы сделаете это сразу за бриджем под ним и немного левее, приблизительно там, где у электрогитары находится ручка громкости.
Примечание: в этом случае нельзя использовать никакие другие клеящие компоненты, кроме специальной пленки на датчике. Помните, что она специально была разработана для этой цели.
Магнитные датчики для акустической гитары
Установка магнитного датчика тоже не требует больших усилий или паяльных работ.
На данном видео показан полный процесс установки и даже подключения гитары к компьютеру в последующем:
От себя добавлю, что следует устанавливать звукосниматель ровно под струнами, по центру, чтобы звучание крайних струн не глушилось или наоборот не выпирало.
Распайка звукоснимателей: от простого к сложному
Распайка звукоснимателей – одна из самых часто-проводимых процедур над гитарой. Как минимум, необходимо будет припаять отвалившийся проводок, а как максимум – заменить звукосниматель.
Учитывая, что схем распайки, типов звукоснимателей и гитар бесчисленное множество, для проведения грамотной распайки необходимо понимание своих собственных действий.
Именно поэтому команда Струнки.ру подготовила для вас серию статей, которая поможет вам разобраться в основах распайки звукоснимателей.
Разводка звукоснимателя
Всё, что нужно знать рядовому гитаристу, так это то, что своими катушками звукосниматель принимает сигнал от возмущения электрического поля, на которое влияют колеблющиеся струны.
Однако, для того, чтобы был сигнал (т.е. звук), необходимо создать разницу потенциалов (или напряжение) между началом и концом провода в катушке.
Прямое подключение
Предлагаем рассмотреть подключение гитарного звукоснимателя типа Single. Для начала необходимо получить сигнал, припаяв два провода от звукоснимателя к гитарному гнезду. В нашем случае чёрный провод идёт на «землю», а белый – «сигнал».
В результате мы получим звукосниматель, который невозможно отрегулировать по громкости или отрезать лишние частоты. Тем не менее, он работает и звучит, хоть и посредственно.
Включить/Выключить звук
Что можно сделать еще? В цепь можно добавить так называемся Kill Switch – переключатель (или кнопка), который одним нажатием включает или выключает звук. Казалось бы, можно поставить переключатель на сигнал (белый провод) и дело в шляпе.
Однако, в таком случае мы получим страшный шум из помех, как если бы включили комбоусилитель с кабелем без подключённой в него гитары.
Для корректной работы Kill Switch необходимо, чтобы в позиции «ВКЛ» сигнал был подключён к выходу датчика, а в позиции «ВЫКЛ» он подключён напрямую к земле. Подробнее на схеме:
Прибавить/Убавить звук
Следующий элемент схемы, который присутствует во всех электрогитарах, бас-гитарах и прочих инструментов – потенциометр громкости, который выглядит вот так:
Потенциометр обладает тремя контактами. Два крайних контакта предназначены для подключения сигнала и земли (белый и чёрный провод). Средний же контакт предназначен для соединения потенциометра с гитарным гнездом (сигнал).
Из схемы видно, что провод «земли» в данном случае припаивается к задней части потенциометра, что обеспечивает его заземление и, как следствие, избавление от фоновых помех.
Отрезать частоты
Следующее, что применяют практически на всех гитарах – потенциометр тона.
Почему практически? На некоторые современные гитары иногда не устанавливают потенциометр тона. Чаще всего такие гитары имеют всего лишь один бриджевый звукосниматель.
В большинстве случаев потенциометр тона используют вместе с тонкомпенсацией, которой посвящена другая статья.
Если кратко, то тонкомпенсация необходима для снижения зашкаливающего уровня высоких частот при выкручивании ручки тона в максимальное положение.
Итак, схема распайки потенциометра тона выглядит следующим образом:
Из схемы видно, что сигнал (белый провод) сначала идёт от звукоснимателя на потенциометр громкости, с потенциометра громкости сигнал идёт на потенциометр тона. Земля (чёрный провод) идёт от звукоснимателя на потенциометр громкости и заземляет его, с места заземления идёт на корпус потенциометра тона для его заземления, после чего провод идёт на гнездо.
Тонкомпенсация распаяна довольно просто: один вывод на землю (корпус потенциометра), второй на средний контакт потенциометра.
Используем два звукоснимателя (синглы)
Ранее мы рассмотрели простейшие принципы распайки одного звукоснимателя, но как быть, если звукоснимателей два?
На данном предлагаем добавить к существующей схеме распайки еще один звукосниматель. Первое, что необходимо добавить в схему – переключатель. К примеру, 2-х позиционный переключатель, позволяющий переключаться между нековым и бриджевым звукоснимателем.
Принцип работы показан на рисунке ниже – переключатель позволяет направить сигнал от звукоснимателя на потенциометр громкости.
Однако на практике практически всегда применяется 3-позиционный переключатель, позволяющий использовать звукосниматели вместе, а не только по отдельности.
Самые распространённые типы переключателей
Лопастной переключатель (скользящий)
Переключатель, который устанавливают практически на все модели гитар типа Telecaster и Stratocaster. Существуют как 3-позиционные, так и 5-позиционные переключатели (для гитар с тремя звукоснимателями). Правда, в некотором случае на гитары с тремя звукоснимателями могут устанавливать 3-позиционный переключатель.
3-позиционный имеет следующие положения: нековый звукосниматель, нековый + бриджевый, бриджевый звукосниматель.
5-позиционный имеет следующие положения: нековый звукосниматель, нековый + средний, средний, средний + бриджевый, бриджевый.
Устройство подобного переключателя простейшее – три или пять контактов, которые имеют параллельное включение.
Ниже на рисунке представлена схема работы 3-х позиционного переключателя:
На схеме видно, как именно подключаются звукосниматели к переключателю. Следует помнить, что к переключателю подключается провод «сигнал» (белый).
Из схемы видно, что «земля» (чёрный провод) – подключается ко всем потенциометрам и идёт на разъём. Только белый и зелёный провод идёт на переключатель.
Зелёный провод предназначен для того, чтобы потенциометр громкости мог изменять уровень сигнала во всех положениях переключателя.
Переключатель рычажного типа
Чаще всего устанавливают на гитары типа Les Paul или SG. Всегда имеют 3-позиционное исполнение.
Для примера будем использовать схему распайки с двумя синглами.
Схема переключения отлична от предыдущего рассмотренного нами типа, однако принцип работы немного отличается. Главное отличие – отсутствие у переключателя рычажного типа скользящего механизма. Считается, что данное отличие обуславливает его надёжность перед скользящим типом. Выглядит подобный переключатель следующим образом:
В конечном итоге переключатель позволит нам использовать либо нековый, либо бриджевый звукосниматель, либо же нек + бридж.
Используем два звукоснимателя (хамбакеры)
Итак, основываясь на информации, которая у нас имеется, мы смело можем рассмотреть нижеприведённую схему:
Подключение двух хамбакеров, в целом, аналогично подключению двух синглов, однако хамбакеры, ввиду конструктивных особенностей, имеют больше двух проводов.
Красный и белый провод необходимо соединить и изолировать (при их наличии, чаще всего они уже соединены на производстве и изолированы от ваших глаз).
Зелёный провод и серый необходимо подвести к земле (к потенциометру громкости).
Чёрный провод сначала идёт к потенциометру громкости на крайний левый контакт. При этом чёрный провод выходит с земли на потенциометрах и соединяется со средним контактом переключателя, после чего идёт на разъём.
Белый провод (сигнал) идёт от среднего контакта к переключателю, а от переключателя к разъёму.
Используем три звукоснимателя (синглы)
Гитары типа Stratocaster – настоящая классика гитарной индустрии. На подобных гитарах чаще всего используют три звукоснимателя типа сингл.
Из схемы ниже видно, что к контактам переключателя необходимо подвести провода сигнала от каждого звукоснимателя.
Далее необходимо подключить потенциометры тона, позволяющие регулировать уровень частот для некового и среднего звукоснимателя. Сделать подобное можно следующим образом:
Так же следует помнить, что от звукоснимателей исходит «земля» (чёрный провод), который необходимо припаять на каждый потенциометр.
Примечание: синяя стрелка – соединение оранжевого провода от потенциометра тона, позволит нам использовать для некового звукоснимателя сразу два потенциометра тона.
Зелёная стрелка – изменение подключения с одного крайнего контакта на другой несколько изменяет сопротивление, однако разницу в звуке в таком случае можно услышать только на очень качественном оборудовании.
Схема распайки 5-позиционного переключателя аналогична 3-позиционному.
Данная статья – лишь основы распайки. Мы надеемся, что вы усвоили основные принципы распайки и работы гитарной электроники.