Как поднять эквалайзером голосовой спектр
Эквализация вокала
Эквализация голоса — очень важный этап создания микса. Вокал в записи легко можно сделать «плоским», «резким» и «неестественным». Голос эквализируют не сильно — ухо наиболее чувствительно к звукам, лежащим в среднечастотном диапазоне, а именно в нём и находится АЧХ голоса. Кроме того, ухо очень чувствительно к естественности звучания голоса, важно эквализировать вокал как можно меньше — лишь немного убрать 300 Гц, и так же немного добавить 3000 — 4000 Гц для улучшения артикуляции если это необходимо. Принято не эквализировать вокал при записи по причине того, что в будущем будет сложно найти то же самое положение регуляторов при необходимости переписать фрагмент.
Полезно использовать мягкий фильтр высоких частот, с частотой среза 75-100 Гц и крутизной 12-24 дБ/октаву, чтобы избавиться от любых низкочастотных шумов и призвуков. При работе с этим фильтром, легко удалить слишком много «тела», основного тона вокала, поскольку уши быстро приспосабливаются к новому звучанию при сведении. Если у эквалайзера есть функция обхода (bypass), периодически используйте её чтобы удостовериться в том, что вносимые изменения не искажают естественного звучания обрабатываемого голоса.
Добавление интенсивности на участке 200–400 Гц даёт более полное звучание партии вокала. Если вокал не основной (бэк), и хочется добиться ощущения «присутствия» при тихом прослушивании, то следует увеличивать диапазон 400 Гц. Чтобы уменьшить «носовой» звук, попытайтесь опустить несколько децибел в районе 1 кГц и перемещать центральную частоту вверх или вниз, находя наиболее эффективную точку эквализации. Чтобы подчеркнуть вокал, а также качество его записи, следует редактировать диапазон 3000 Гц. Уменьшение на данном диапазоне позволяет сделать бэк-вокальные партии мягче. 5000–7000 Гц — разборчивость. 10–15 кГц добавляет прозрачность вокальной партии, делает её более лёгкой и «живой». Если необходимо придать голосу яркости воспользуйтесь высокочастотным фильтром полочного типа.
Частотный диапазон человеческого голоса:
Обработка вокала. Часть 4. Эквализация и добавление эффектов
В этой статье речь пойдёт о последней стадии обработки вокала – эквализации и добавлении эффектов. На этом этапе вокал обрабатывается в процессе сведения всей композиции, когда все элементы трека эквализируются относительно друг друга.
Эквализация вокала
Эквализация вокала – процесс довольно не простой. Нужно быть очень осторожным, чтобы не сделать голос «плоским» и неестественным. Постоянно используйте функцию bypass, чтобы сравнивать голос до обработки и после.
Давайте пошагово рассмотрим этот процесс.
Для этих целей будем использовать эквалайзер Waves Q6-Paragraphic EQ и музыкальный редактор Adobe Audition 3.0.
1. Вставим наш вокал на одну из дорожек редактора Adobe Audition 3.0. Для этого в меню выберем File / Import… или нажмём Ctrl+I и перетянем вокал на Track 1
2. Переходим на вкладку Mixer и нажимаем на кнопку Show/ Hide Effects Controls.
3. Загружаем в первое поле эквалайзер Q6-Paragraphic EQ.
4. Настраиваем плагин по необходимости.
0 – 110 Гц – очистка вокала от низкочастотных шумов;
150 — 500 Гц – добавление интенсивности и полноты звучания;
1000 — 2000 Гц – избавление от эффекта «носового» характера голоса;
3000 Гц – добавление энергичности;
5000 – 7000 Гц – разборчивость, чёткость и эффект присутствия;
10000 – 15000 Гц – прозрачность, живость и лёгкость.
Эквализация вокальных партий, спетых разными исполнителями, может серьезно отличатся.
Используйте для обработки вокала свой главный инструмент – уши.
Я настроил эквалайзер как показано на рисунке выше.
Давайте прослушаем результат.
Добавление эффектов
К основным эффектам, используемым при обработке вокала, относятся: реверберация, дилэй и вокодер.
Super Tap 2-Taps Mod
Настройка этих инструментов зависит от того, чего вы хотите добиться. Это поле деятельности для вашей фантазии. Но не переусердствуйте. Постоянно контролируйте разницу между обработанным вокалом и необработанным. Внимательно слушайте как вокал сидит в общем миксе, не слишком ли он размыт и не перенасыщен ли слишком большим количеством копий задержанного сигнала.
Для того, чтобы вы ощутили разницу между обработанным голосом и необработанным, я настроил реверберацию и дилэй так, как показано на рисунках.
Послушаем результат обработки.
В завершении серии статей об обработке вокала, хочу отметить, что для того чтобы показать сам принцип работы с вокалом я использовал запись, сделанную в домашних условиях с помощью обыкновенного микрофона для караоке, поэтому качество записи оставляет желать лучшего. Но основные принципы, я думаю, вы уловили.
Читайте также:
Если понравилась статья, поделись с друзьями!
Добавьте свой комментарий. Отменить ответ
Комментарии: 3
Очень полезный мануал! Я собираюсь озвучивать анимацию и уже разобралась как записывать и теперь разбираюсь как редактировать и обрабатывать свой голос! Большое спасибо!
статья для самых начинающих,для тех кто только что скачал аудишн и waves.Я ничего нового и полезного не узнал
Интересная статья. К сожалению предыдущие части не читал, но сейчас восполню этот пробел
Рубрики
Подписывайся на новые статьи
Онлайн курс
Электронная музыка
с нуля до PRO
Подробнее
Онлайн курс
Создание EDM в FL Studio
Подробнее
Нашли ошибку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее пользоваться нашим сайтом.
Строго необходимые файлы cookie
Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы мы могли предоставить вам лучшие результаты вашего запроса. Информация о файлах cookie хранится в вашем браузере и выполняет такие функции, как распознавание вас, когда вы возвращаетесь на наш веб-сайт, и помогает нашей команде понять, какие разделы веб-сайта вы находите наиболее интересными и полезными.
Мы используем файлы cookie, чтобы анализировать трафик, подбирать для вас подходящий контент и рекламу, а также дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях. Мы передаем информацию о ваших действиях на сайте партнерам Google: социальным сетям и компаниям, занимающимся рекламой и веб-аналитикой. Наши партнеры могут комбинировать эти сведения с предоставленной вами информацией, а также данными, которые они получили при использовании вами их сервисов.
Строго необходимые файлы cookie должны быть включены постоянно, чтобы мы могли сохранить ваши предпочтения в настройках файлов cookie.
Если вы отключите эти файлы cookie, мы не сможем сохранить ваши настройки. Это означает, что каждый раз, когда вы посещаете этот веб-сайт, вам нужно будет снова включать или отключать файлы cookie.
Частотная обработка вокала эквалайзером
В этой короткой статье я дам Вам несколько советов по частотной обработке эквалайзером вокальных треков при сведении.
Звучание и тембр каждого человеческого голоса совершенно индивидуальны. Наверное, это утверждение Вы и так слышали неоднократно, но я считаю не лишним напомнить об этом еще раз. По этой причине нельзя каждую новую вокальную партию обрабатывать уже готовым набором эффектов и пресетов, руководствуясь только тем, что такая комбинация эффектов дала хорошие результаты в прошлый раз. Вполне вероятно, что записанный в этот раз вокал вообще не требует частотной обработки, и применение шаблонных настроек эквалайзера только навредит записанному материалу. Однако в большинстве случает вокал все же необходимо обрабатывать эквалайзером, и тому есть 3 основные причины:
Если же Вы используете эквалайзер для частотной обработки вокала по какой-либо другой причине, советую Вам после проделанной работы хорошенько сравнить, не испортили ли Вы вокальный трек, и действительно ли обработанный материал звучит лучше исходного.
Главный принцип частотной обработки эквалайзером: вырезайте узкую полосу частот, а поднимайте широкую. Этот принцип относится к вокальной партии в большей степени, чем к какому-либо другому записанному материалу. Все потому, что слуховой аппарат человека великолепно развит для восприятия речи. Человеческое ухо легко может сконцентрироваться на голосе одного конкретного человека в шуме толпы. Вот почему на слух мы на инстинктивном уровне сразу определяем неестественность вокала, пережатого эквалайзером.
Используйте при сведении вокала высокочастотный фильтр (high-pass). В большинстве случаев применение фильтра, вырезающего диапазон низких частот, дает хорошие результаты при обработке вокала. Вообще взрослый мужской голос звучит на основной частоте 125 Гц. Но достаточно часто эквалайзером можно вырезать диапазон частот до 180 Гц, и это особо не повлияет на звучание вокала. Если же на Вашем предусилителе или микрофоне есть встроенный фильтр low-cut, то стоит им воспользоваться еще при накоплении записываемого материала. Это позволит Вам избежать ненужных призвуков в инфразвуковом диапазоне низких частот, например призвуков микрофонной стойки, шум человеческого дыхания и другие.
В процессе сведения человеческие уши очень быстро приспосабливаются к новому звучанию вокала. Поэтому очень легко ослабить через чур широкую полосу частот, тем самым вырезав основной тон вокала. На хороших внешних эквалайзерах обычно есть режим обхода сигнала (bypass), позволяющий моментально отключать эквалайзер и слышать исходный сигнал. Регулярно пользуйтесь режимом bypass при частотной обработке, чтобы не переусердствовать и не вырезать лишнего. С помощью режима обхода Вы сможете все время сравнивать обработанный эквалайзером вокали исходный, чистый материал.
Если вокалист поет «в нос», то эту проблему можно решить эквалайзером, подрезав 1 кГц на несколько дБ, и если это не даст ожидаемого результата, поищите нужную частоту чуть выше и чуть ниже 1 кГц. Так Вы найдете самую эффективную частоту, подрезав которую устраните проблему. Если в записанном вокальном треке переизбыток лишних звуков «П» и «Б», то необходимо подрезать диапазон частот до 80 Гц. А чтобы немного добавить вокалу яркости и эффекта присутствия, немного поднимите диапазон между 4 кГц и 6 кГц, так называемый «вокальный диапазон».
И главное, помните: нет смысла применять эквалайзер, если Вы хотите добиться схожести Вашего голоса с каким-либо другим вокалом. Частотная обработка никогда не заставит вокалиста петь так, как кто-нибудь другой.
Solar 2 мая 2010 в 08:54
Рейтинг: 4 / 5
Как настроить эквалайзер
Суть тембровой коррекции в понимании того, что нужно выделить или отсечь из существующего сигнала для последующей работы. Аудиоинженер должен грамотно ним управлять и получать требуемый результат.
Рассмотрим особенности эквализации в двух областях спектральных составляющих звука: в голосе и музыкальном сопровождении.
Голос
Спектр голоса разделяется на три основные полосы, соответствующие таким речевым компонентам, как основа, гласные и согласные. Голосовая основа располагается между 120 и 300 герцами. На участок 63-500 Гц приходится немногим более половины всей энергии голоса. Поэтому правильная передача основы — это главная часть качественного звука.
Гласные звуки проводят также большую энергию и занимают диапазон 300-2000 Гц. Согласные располагаются на полосе 1500-8000 Гц. И хоть у них энергия всего лишь 5%, именно они определяют основную разборчивость голоса. Процентное отношение разборчивости голоса:
Снизив энергию низких частот и повысив уровень диапазона 1-4 кГц, можно увеличить ясность и разборчивость голоса. Однако, грубое вмешательство в тембровку может вызвать следующие возможные следствия:
Управление параметрикой эквалайзера
Зная как правильно регулировать различные участки голосового спектра частот, можно уверенно управлять тембром голоса певцов, корректировать дикторскую речь, четче прояснять манеру исполнителя. Что выделяют следующие частоты:
При этом заметим, что увеличенный уровень звучания в диапазоне 1-4 кГц быстро утомляет слух.
Инструменты
Микшированием инструментов занимаются искусные звукорежиссеры. Каждый инструмент имеет настолько богатый звук, что бывает невероятно сложно его передать в полном естестве от близко расположенного микрофона.
Рассмотрим диапазоны частот, что они делают со звучанием фонограммы, и что мы при этом чувствуем:
Всегда нужно контролировать выделение того или иного инструмента по отношению к вокалу.
Обработка вокала: чтобы ваш голос сиял
Ведущий вокал, конечно же, является основным элементом большинства поп-музыки. Это делает его ключевой частью всего микса. Чистая запись голоса должна производиться с помощью высококачественного студийного (конденсаторного) микрофона в подходящем месте. Это неплохая отправная точка, но даже безупречные вокальные аудио записи могут совершенствоваться, пройдя соответствующую обработку. Часто это будет незаметно, но, как и во многих других аспектах микширования, дьявол кроется в деталях. Вот несколько практических советов по использованию VST эффектов для улучшения вокальной партии.
Питч: Корректируем высоту тона
Предполагается, что опытным вокалистам не потребуется корректировать высоту звука. Здесь продюсер на слух решает, что качество может быть улучшено. Профессиональные плагины коррекции питча (AutoTune, Melodyne и другие) могут автоматически выровнять фальшивую голосовую дорожку. Это действительно полезно, но надо знать о нескольких вещах.
Эквализация
Вокальная партия, записанная на хороший студийный конденсаторный микрофон, не требует тонны эквалайзера. В идеале она может вообще не нуждаться в эквализации. Более эффективным здесь может оказаться выбор правильного микрофона для определённого типа пения. Наши уши настолько точно настроены на нюансы человеческого голоса, что даже маленькая порция эквалайзера способна иногда немного «законсервировать» пение вокалиста. Просто старайтесь всячески избегать чрезмерную обработку.
Конечно, в контексте музыкальной композиции может потребоваться небольшой тонкий эквалайзер. В зависимости от используемого микрофона какой-то подъем в диапазоне 5–10 000 привнесёт незначительного присутствия. Это позволит вокалу немного преобладать над остальными дорожками. Пары дБ может быть достаточно, тем более что многие высококачественные студийные микрофоны уже содержат этот вид тонкого усиления присутствия.
Особым испытанием для эквалайзера окажется вокальная дорожка, записанная вживую, посредством сценического микрофона, такого как SM58 / 57. Получаем комбинацию менее воздушных верхних частот динамического сценического микрофона и усиления НЧ. Это результат эффекта близости (когда направленный микрофон находится близко ко рту певца). Здесь может потребоваться небольшая поправка эквалайзером. Широкий провал на несколько дБ в низких частотах примерно на 200 Гц помогает убрать излишне басовый тон. Рекомендуется поднять ползунки в диапазоне 10K+, что добавит немного приятной атмосферы. Не стоит ожидать, что это приведет к идеальным ВЧ и прозрачности, подобно студийным конденсаторным микрофонам.
Компрессия
Сжатие неоднократно используется в вокале, ведь многие исполнители имеют излишне широкий динамический диапазон. Лучшие певцы берут его на вооружение для создания драматического музыкального эффекта. Стоит помнить, что обширные колебания уровня в миксе могут сделать вокал слишком громким или чересчур мягким в разных частях песни. Это зависит от динамики минусовки. Компрессия может сохранить тональность и музыкальный эффект более агрессивного или более непринужденного пения, выровняв реальный уровень громкости. Чаще всего это сглаживание должно быть четким. В единичных ситуациях звучание голоса намеренно сжимают для придания «театрального» музыкального эффекта. Это полезно только тогда, когда такая обработка соответствует песне / музыкальному стилю.
Есть несколько способов добиться стабильной вокальной компрессии. Если уровни певца преимущественно равны, но случайное слово или фраза выскакивает слишком сильно, порог компрессора можно установить на более высокое значение, с большим соотношением (6:1, 8:1). Так вы сможете ограничить уровень только этих битов. В остальных случаях можно «ровнять» на пониженных значениях регулятора Ratio (3:1, 4:1). Таким образом сжатие будет применяться на всех уровнях. При втором подходе наиболее громкие отрезки исполнения все равно будут сжаты сильнее, чем более тихие фразы. Общее выравнивание может быть значительно тоньше. Нередко использование двух компрессоров последовательно, как указано выше, для управления различными аспектами детализации.
Конкретные настройки компрессора сильно зависят от его типа и внутреннего алгоритма, который он использует для определения уровня и применения изменения усиления. Многие микшировщики порекомендовали бы оптический компрессор для вокала, такой как знаменитый Teletronix LA-2A. Можно также выбрать что-то среди программных эмуляций (VST плагинов), которые имеют несколько элементов управления для упрощения использования. Большинство таких эффектов могут предоставить множество желаемого сжатия / выравнивания. Они подойдут для превосходного общего контроля уровня в миксе, не делая вокал действительно сжатым.
Время и пространство
Конечно, для вокала обычно используются эффекты, основанные на времени. Самыми популярными из них являются реверберация и задержка. Все слышали, как пение в ванной делает голос полнее и эпичнее благодаря атмосфере помещения и его отражающим поверхностям. В то время как в некоторых музыкальных жанрах требуется относительно сухой фронтальный ведущий вокал, в большинстве случаев небольшая реверберация или окружающая среда добавляют голосу приятную глубину. Однако чрезмерное его использование может отодвинуть вокал на задний план микса, поэтому очень важно грамотно сбалансировать звучание. Изредка добавление небольшой задержки перед началом реверберации может предотвратить ненужное искажение голоса. Это позволяет использовать больше реверберации, не делая вокальный звук очень отдалённым. Такой параметр можно найти в некоторых продвинутых ревербераторах типа Giant Verb (обычно обозначается как Pre-Delay).
Современные VST плагины реверберации предоставляют множество типов этого эффекта. Для более тонкой атмосферы хорошим выбором станет пресет небольшой комнаты. На определённых вокалах будет уместно применение имитации старого механического устройства с подвешенными металлическими пластинами (Plate). Это сделает ваши голосовые аудио записи красивее и ярче.
Помимо реверберации, иногда добавляется дискретная задержка (эхо). Она помогает придать вокалу небольшую глубину, не помещая его полностью в искусственное пространство. Классическая версия этого эффекта называется Slap Echo. Обычно это запаздывание в 100–150 миллисекунд или около того, часто синхронизированная с темпом песни. Обратная связь может быть добавлена для повторяющихся эхо. Многие плагины Delay / Echo умеют воссоздавать звучание старых аналоговых (аппаратных) устройств. Они зачастую обладают более теплыми задержками, имитирующими высокочастотные потери в лентопротяжных механизмах или схемах типа «Bucket Brigade». Это создаст более утончённый тон эхо-эффекта.
Удвоение
Очень короткие задержки (около 15-20 миллисекунд) можно использовать для имитации двух или более вокалистов, поющих вместе одну и ту же партию. Вокальная дорожка дублируется, на копию накладывается Delay-эффект, и оба смешиваются вместе. Без банального эха сдвоенная вокальная партия часто имеет более полную и богатую тональность. Такое удвоение принято называть ADT (Artificial Double-Tracking). В аналоговую эпоху это первоначально было сделано с помощью дополнительного магнитофона, проигрывающего задержанный (дублированный) сигнал. Некоторые современные плагины имитируют тёплый, насыщенный характер удвоения на магнитной ленте. Иногда минимальное тонкое смещение высоты тона сочетается с дублированием, когда копии со смещенным питчем панорамируются в стороны для получения чуть более обширного вокального образа.
Xtra FX
Хотя при записи вокала традиционно избегают искажения, можно прибавить небольшое преднамеренное ухудшение, чтобы придать вокалу более агрессивный тембр. Это может быть имитация насыщенности ленты или даже Robovoice, если использовать плагины искажающих гитарных усилителей. Чтобы сохранить разборчивость, необходимо смешивать чистый вокал с небольшим количеством искаженного, обработанного голоса. Это обеспечивает максимальное наложение без ущерба для основного вокального звука.
Вершина айсберга
Конечно, это был лишь базовый этап некоторых стандартных техник настройки и улучшения вокальных треков. Отдельно выбранные эффекты и то, как они работают в конкретном миксе, было бы подходящей темой для более глубокого обсуждения. Надеюсь, этот беглый взгляд укажет начинающим битмейкерам и аранжировщикам интересные направления для творчества.