Как поднять партнершу в танце
Как правильно потянуть партнершу в танце
Встаньте лицом к лицу вашего партнера, соединив две руки. Это упражнение делается, стоя на месте, так что встаньте в надежное место с ногами друг от друга на расстоянии плеч. Не двигайте ногами во время упражнения.
Локти должны быть проведены низко, немного вперед и наружу от бедра. Предплечья должны распространяться прямо с коленями, примерно параллельно полу. Ладони лидера должны быть обращено вверх, ладони последователя вниз. Связь прочная, но не тяжелая, без сжатия или захвата рук партнера.
1: Нажатие
Создание соединения толчок. Для достижения ощущения нажатия, вы и ваш партнер должны перенести вес вашего тела по отношению друг к другу настолько, что вы можете чувствовать массу тела друг друга через рабочее соединение. Держите связь последовательной, и удерживайте её в течение нескольких секунд.
Создание разъема. Для достижения чувства притяжения, вы и ваш партнер должны перенести вес ваших тел далеко друг от друга настолько, что вы можете чувствовать массы ваших тел друг друга от соединения. Держите связь последовательной, и удерживайте её в течение нескольких секунд.
Переключитесь между связью нажатия и тянущей связью, держа каждое соединение в течение примерно 3 секунд. Будьте последовательны и предсказуемы с интервалами. Не переключайтесь быстро. Если вы предпочитаете использовать музыку, удерживая каждое подключение на 1 полном объеме (4 удара) до переключения. Не забудьте сохранить положение рук так, чтобы локти не сжимались позади тела, или были расширенными или выпрямленными слишком далеко вперёд. Не наклоняйтесь и не делайте шаг вперёд или назад, и не используйте руки в критических ситуациях и не тащите своего партнера.
ЛИДЕР : Не быть слишком предсказуемым со своими изменениями. Чтобы убедиться, что ваш партнер действительно следует за вами, измените соединение на противоречивый интервал. Иногда сделайте изменения соединения быстро, в других случаях сделайте подключение через нескольких секунд до изменения. Если ваш партнер испытывает следующие трудности — замедляется и ждёт правильного ответа, прежде чем изменять подключение еще раз.
УЧЕНИК : Ваша задача обратить пристальное внимание на направление веса вашего партнера, а затем ответить взаимностью. Если вы чувствуете, вес вашего партнера близко к вам, сместите вес вперед, чтобы уравновесить. Кроме того, если вы чувствуете, вес вашего партнера перемещается, не следует, двигаясь к нему … перенесите вес назад для того, чтобы уравновесить.
После того как вы освоите это упражнение, используя удержание двух рук, попробуйте еще раз только с другой стороны линии. Наиболее важным из связи рук на практике является основные RH-LH связи, но вы также можете попрактиковаться в использовании других соединений, таких как LH-RH, или удержания рукопожатия (RH-RH или LH-LH). Кроме того, это хорошая идея, чтобы поменяться ролями, так что бы лидер учился следовать, а последователь учится вести. Вы можете узнать гораздо больше о своей части, глядя на неё с точки зрения вашего партнера.
Незащищенный хастл или «как мужик бабу поднимал»
Хастл – современный парный танец социальной направленности, весьма популярный среди молодежи и людей среднего возраста. Вспомним нашумевший в свое время фильм «Грязные танцы», в эпизодах которого Патрик Суэйзи, исполняющий роль учителя танцев из семейного пансионата, танцует хастл и кружит на своих загорелых мускулистых руках хрупкую Дженифер Грей, играющую юную девушку, влюбившуюся в красавчика-тренера и, как следствие – в танцы.
В фильме герои легко справляются с поставленной задачей, обучив девушку замысловатым фигурам и сложным поддержкам всего за несколько дней, а в финальной сцене главные герои исполняют головокружительную акробатическую фигуру на глазах у замершей в восхищении публики.
Но все это ни что иное, как красивый художественный вымысел.
В реальной жизни, чтобы научиться сносно двигаться и правильно исполнять базовые элементы, надо потратить минимум 3 месяца на усердные тренировки. Отдельно надо говорить об акробатических поддержках в танце, когда партнер поднимает партнершу выше пояса. В спортивных бальных танцах, где рекомендуемая техника исполнения до мелочей проработана щепетильными англичанами – создателями этого прекрасного вида спорта, в котором учтены все особенности человеческого тела, а чистота и гармония исполнения – на первом месте, на акробатические поддержки наложен строжайший запрет (подобные элементы разрешаются опытным танцорам только в шоу-программах).
В хастле ситуация сходна. Ни один грамотный преподаватель не разрешит своим ученикам даже думать об акробатике, пока они не достигли определенного танцевального уровня (С класса). Неопытный танцор с трудом удерживает собственный баланс, а отвечать за баланс своего партнера и подавно не может.
Чем меньше человек знает, тем больше ему хочется поучать других и откровенно выпендриваться.
Среди партнеров в хастле появились так называемые «вертолетчики», которые стремятся поднимать и крутить всех девушек подряд, невзирая на их уровень, габариты и физическую подготовку. При этом партнерши предстают в невыгодном свете, не учитывается, удобно ли они одеты для исполнения акробатических элементов. Как все обычно происходит: типичный «вертолетчик» орудует в основном на массовых вечеринках и опенэйрах, предпочитает выбирать себе жертву среди начинашек, ибо опытная рассудительная партнерша никогда не даст оторвать себя от паркета партнеру, с которым она не проводит в тренировочном зале дни и ночи, упражняясь в акробатике с надлежащей техникой безопасности.
А большинство неискушенных начинашек, наоборот, с восторгом соглашаются сделать финтифлюшку в воздухе и полетать над танцплощадкой прямо здесь и сейчас, наивно принимая уверения «вертолетчика» о полной безопасности. «Давай сделаем это, я осторожно, вот увидишь, тебе понравится, доверься мне… я обязательно в последний момент сконцентрируюсь и…аккуратно поставлю тебя на пол». В итоге девушку взваливают на плечо как мешок с картошкой и вертят изо всех сил, при этом бедняжка с непривычки вопит на весь зал и размахивает руками, она просто не в состоянии правильно расположиться на плече, ноги разбрасываются в разные стороны, юбка предательски задирается на уши. Плюс ко всему очень велика опасность падения, которое может привести к серьезным травмам. Так что картина зачастую бывает не только удручающей, но и крайне опасной.
В танцах главное – эстетика. По-настоящему крутой партнер не будет рисковать здоровьем девушки, переворачивать вверх ногами без обоюдной подготовки, выставляя в невыгодном свете, а мягко поведет на доступные по уровню фигуры, заботясь о музыкальности исполнения.
Да, в танцах главное – эстетика. Акробатические поддержки – это красиво, но красиво только тогда, когда:
Да, миниатюрные женщины созданы для верхней акробатики.
Когда партнеры примерно одного роста и комплекции, их акробатические трюки вызывают у публики не восхищение, а мысли типа «ого, наверное, он сейчас надломится и уронит ее», даже если такие мысли далеки от реальности и никто никого ронять не собирается:
Танцы – не гимнастика. Умение исполнять акробатические поддержки может свидетельствовать только о вашей ловкости и умению поднимать тяжести, но никак не об умении хорошо танцевать. Когда танцевальная пара вертится, лазает друг по другу, прыгает друг на друга всеми местами, она, конечно, привлекает внимание публики и даже вызывает некоторое восхищение, но потом, когда партнеры встают на паркет для продолжения танца и не утруждаются выпрямлять колени в основном шаге, косoлапят или не умеют работать корпусом – ничего, кроме насмешек со стороны зрителей и коллег-танцоров, они никогда не получат.
К сожалению, очень часто акробатикой злоупотребляют горе-преподаватели, которые не могут грамотно объяснить технику шага, работу корпуса и принципы ведения, поэтому вынуждены дешевыми трюками заманивать к себе ничего не понимающих учеников, пренебрегая техникой безопасности и здоровьем обучающихся.
3 компонента легкости партнерши
Прекрасные танцоры, в этот раз я публикую статью, к которой подбиралась издалека в предыдущих материалах. Меня просили написать, как научиться лучше вестись, но это довольно сложная и объемная тема, и выложить все за один раз просто невозможно. И вот теперь, когда некоторые важные моменты уже подробно освещены в других статьях, я могу наконец подвести все это к вопросу легкости в танце.
Предыдущая переводная статья была посвящена тому, что значит быть легкой партнершей. Заметка хорошая и полезная, но в ней почти не говорилось о том, как этой легкости добиться. В этот раз я делюсь с вами тем, что осознала и чему научилась сама. Много конкретики по делу: что составляет легкость партнерши и утяжеляющие факторы.
ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ ЛЕГКОСТЬ: 3 КОМПОНЕНТА
Первый компонент: CONNECTION
(По ссылке отдельная подробная статья про коннекшн. Она написана больше для партнеров, но почти все в ней применимо и для девушек)
Итак, что такое connection?
Это реально, этому можно научиться. Успех зависит от сознательного желания учиться, внимания к этой теме, понимания ее важности и от объемов регулярной практики.
Как почувствовать connection с партнером
1) Настройте максимум своего внимания на партнера
2) Расслабьтесь и выключите голову
В первую очередь расслабьтесь психологически, не нервничайте, не ожидайте ничего от партнера, не пытайтесь угадать движения. Психологическое напряжение приводит к чрезмерному напряжению в теле, вы закрываетесь и не чувствуете партнера. Забудьте все связки, которые учили на уроках. Связки понадобятся партнеру, а не вам.
3) Учитесь в танце постоянно ощущать прикосновение партнера
Почти все движения в паре сопровождаются для партнерши какими-то тактильными ощущениями. Смысл в том, чтобы научиться их ждать, понимать и реагировать именно на них, а не на бравое вышагивание партнера рядом с вами. Если у вас возникают сомнения, спросите преподавателя, что именно вы должны почувствовать при выполнении того или иного движения. Это очень важно, не оставляйте эти вопросы без внимания.
Бывают моменты, когда партнершу отпускают ненадолго в «свободное плавание» и освобождают руки, но в этих случаях остается визуальный connection, и это тоже очень важно.
4) Зеркальте направление корпуса партнера
Это скорее правило базовой техники, но оно значимо влияет на connection в паре. Если корпус партнера повернут на вас, то ваш корпус должен быть ровно напротив. Вы поворачиваетесь боком к партнеру, только когда он вас на это ведет.
Ошибки часто возникают на выходе из поворотов и вращений, когда партнерша самопроизвольно отворачивается от партнера и раскрывается куда-то не туда.
Фрагмент индива с Каду на пражском конгрессе, июль 2012
5) Вспоминайте обо всем этом как можно чаще. Практика решает.
Попробуйте осознанно фокусироваться на своих тактильных ощущениях. Практикуйтесь как можно больше на вечеринках. Танцуйте с как можно большим количеством партнеров, просите их говорить вам, когда вы идете без ведения. Приглашайте преподавателей на танец, берите индивы.
Важна практика именно на вечеринках и сампо, потому что на групповом уроке ваше внимание занято другими вещами, и там вы знаете, чего ждать. Посещая только групповые уроки и игнорируя вечеринки, коннекшену вы не научитесь.
Вот что я имею в виду. Фрагмент индива с Жоржи на пражском конгрессе, март 2012
Даже самые простые движения и обнимашки откроются для вас с новой стороны через призму ощущений. Так и должно быть! Вы должны делать все движения, потому что вы их чувствуете телом, а не потому что видите, как партнер отходит в сторону и поднимает руку, типа вращайся давай.
Но будьте осторожны: формат вечеринок не подходит для такой практики! На вечеринке оба танцора должны смотреть по сторонам и поддерживать безопасность друг друга. Вы можете так практиковаться на сампо, но с условием, что партнер понимает свою ответственность за вашу безопасность.
Иногда партнеры забывают дать часть импульсов при выполнении движения. Обозначают его начало, а на концовку не выводят, якобы партнерша уже поняла, что от нее требуется. Это некорректная позиция, т.к. движение может измениться в любой момент, и импульсы необходимо давать от начала и до конца. Или они просто пока не научились правильно и четко вести. Случается это очень часто.
Я рекомендую не делать ничего, если вы не чувствуете ведение, потому что иначе ваше тело привыкает не ждать партнера и при получении первого импульса проделывать заученное движение от начала и до конца. Навыки коннекшена это нисколько не развивает.
Это не обязательное правило, это моя позиция. В статье по ссылке выше я подробно описала проблему и свою точку зрения на этот счет. Вы можете прислушиваться к ней или нет. Я была удивлена, но статья вызвала большой резонанс среди партнеров, которые хотят видеть свои косяки в танце.
8) Устраните отвлекающие факторы
Неудобная одежда, некомфортная обувь, мешающие украшения забирают ваше внимание на себя и сильно отвлекают. Если вам важен коннекшен, то именно под него подбирается ваш внешний вид, а не наоборот.
Навык коннекшена могут развить в себе абсолютно все, требуется лишь понимание, желание, регулярная практика и время. Все приходит постепенно.
Рамка включает в себя руки, плечи, грудную клетку, пресс и спину. Ее обеспечивает группа активно работающих мышц, которые фиксируют суставы в определенном положении и снижают нежелательную подвижность в них. Жесткость рамки регулируется под текущего партнера по танцу и под выполняемые движения. О том, как все это работает, вы можете подробно прочитать в статье по ссылке.
Если вы умеете пользоваться рамкой, то импульс сдвигает весь ваш корпус в нужном направлении, а не руку, за которой следует плечо, а потом остальные разрозненные части тела.
Помимо четкости понимания импульсов и реагирования на них хорошая рамка дает вам дополнительные преимущества:
— стабилизацию корпуса и сглаживание резких, некомфортных движений
— улучшенный баланс
— синхронизированную работу вашего тела
— безопасность движений (снижается риск растяжений, вывихов и прочих неприятных вещей)
— красоту осанки (частично)
Чтобы стать легче, вам необходимо усвоить, что такое рамка, научиться выстраивать ее в своем теле и пользоваться ей: принимать импульсы через рамку, стабилизировать рамкой свой баланс, адаптировать тонус рамки под разные движения и мягкость партнера.
Хорошая рамка требует практики и определенной физической подготовки. Это нарабатывается, хотя сначала может показаться тяжело и непривычно.
На фото шикарная жесткая рамка у партнерши, необходимая для данного движения.
Согласитесь,что намного приятнее и легче управлять машиной, если она четко едет по дороге, а не уходит в занос или теряет управление. В танце аналогично.
До определенного этапа в своем развитии танцор не задумывается всерьез об умении держать баланс и не может адекватно оценить свой уровень владения (или невладения) балансом. Однако это еще один важный компонент легкости. Да и не только для партнерши.
Я бы выделила 2 основных принципа, на которых строится весь баланс:
1. Вертикальная ось и вытягивание корпуса по векторам.
2. Контроль подвижности суставов
Ну это так, для общего понимания. Добавим конкретики.
Попа и спина. Спина и попа. Это первый уровень в освоении искусства баланса.
Какой из всего этого можно сделать вывод?
Укрепляйте свое тело. Учитесь владеть своими мышцами осознанно и безопасно.
Занимаясь только социальными танцами, вы не сможете в достаточной мере это сделать. Чтобы научиться хорошо держать баланс, выстраивать ось, контролировать свое тело, вам необходима нагрузка в несколько раз больше, а социальные танцы такую нагрузку не дают.
На фото элемент из адажио на джаз-модерне.
СЕРЕБРЕННИКОВ. Поддержка в дуэтном танце. Статья т м. Веиесловой Оформление В. Н. Дзюбы Рисунки артиста балета
В процессе изучения приемов воздушной поддержки партнеры должны вырабатывать чувство взаимного темпа *. Это обеспечивает легкость и чистоту исполнения дуэтного танца.
Преподаватель должен оградить учащихся от возможных травм при изучении воздушных поддержек. Ему следует приходить на урок с хорошо продуманным планом изложения материала. Если в комбинацию включен новый прием поддержки, еще не пройденный в классе, то при его объяснении необходимо сначала дать задание ученице, а затем ученику, потому что, как правило, его действия зависят от ее движений. После объяснения каждая пара должна выполнить задание отдельно.
Нужно убедить учащихся, что строгое сохранение логической последовательности их движений облегчает исполнение сложных элементов поддержки, а нарушение ее приводит к лишним физическим усилиям партнеров, что всегда заметно зрителю. Например, можно объяснить сложный прием поддержки в общих чертах, не вдаваясь в подробности, и предложить учащимся выполнить его. Как правило, учащиеся либо вовсе не справляются с заданием, либо затрачивают много сил. После этого они будут более внимательно слушать объяснения преподавателя, ничего не упуская в логической последовательности движений. Этот прием можно применять только в том случае, если преподаватель умеет предусмотреть возможные срывы и вовремя подстраховать учеников или же сам исполняет с ученицей прием поддержки, одновременно объясняя все действия ее и партнера, акцентируя внимание учеников на возможных ошибках.
Ученики должны соблюдать в классе строгую дисциплину и творческую сосредоточенность, так как именно от невнимательности ученика чаще всего происходят травмы.
* Темп определяет степень скорости движения. В балетном дуэте существует внутренний взаимный темп партнеров, он достигается технической слаженностью, подготовленностью и должен всецело подчиняться музыкальному темпу.
Не нужно увлекаться излишней продолжительностью и быстротой исполнения комбинации, перегружать ее сложными подъемами, повторять ее более двух-трех раз подряд.
При изучении сложных подъемов и бросков * необходимо применять страховку. Страхующий должен стоять рядом с исполняющими сложный прием и в случае срыва обеспечить безопасность ученицы. Приемы страховки в каждом отдельном случае объясняются в приведенных примерах.
При подъемах ученицы на плечо, на грудь, на руки, вытянутые вверх, ученик не должен прогибать корпус в пояснице, его спина всегда остается прямой, так как поясница и колени наиболее уязвимы при нарушении правил в подъемах и больших прыжках.
В учебной практике ученикам запрещается производить подъемы только за счет физических сил. Нужно научить поднимать ученицу, предельно используя ее прыжок, и затрачивать минимум усилий.
Не следует разрешать учащимся самостоятельно проделывать сложные упражнения, не пройденные в классе.
В балетной среде бытуют определения: «удобная» танцовщица в поддержках и «неудобная»; тяжелая, но «удобная», легкая, но «неудобная». Под словом «удобная» подразумевается партнерша, обладающая хорошими профессиональными данными, владеющая формой и техникой классического танца, смелая, ловкая, доверяющая партнеру, умеющая быстро найтись в любом затруднительном положении.
На уроке ученица должна выполнять заданное преподавателем движение четко, в соответствии с правилами сольного классического танца. Все ее мышцы должны быть сильно напряжены, этим она значительно облегчает подъем.
Если ученица находится на вытянутых вверх руках ученика, она не должна самостоятельно исправлять или подправлять свою позу, а также находить равновесие-баланс.
Сигнал к началу подъема или прыжка подается незаметно для зрителя кем-нибудь из партнеров, в зависимости от приема поддержки и положения, в котором оказываются исполнители. Главным качеством партнеров в воздушных поддержках является умение уловить начало движения и скоординировать действия.
Ученица должна рассчитывать разбег и прыжок так, чтобы не «перелетать» ученика. Траектория ее полета заканчивается точно в его руках, на его плече, на его груди и т. д. Как при изучении туров сначала усваиваются все виды préparations, так и при изучении сложных подъемов сначала репетируют прыжки и подходы к партнеру, и только после их усвоения поднимают партнершу.
Выполнение всех перечисленных правил облегчает большую физическую нагрузку, которую несет в дуэте ученик.
* Во время броска ученик подбрасывает ученицу вверх и ловит ее. Она либо меняет положение в воздухе, либо остается в той же позе.
МАЛЕНЬКИЕ ПРЫЖКИ И НЕБОЛЬШИЕ ПОДЪЕМЫ ДО УРОВНЯ ГРУДИ И ПЛЕЧ
Все без исключения маленькие прыжки, существующие в классическом танце, обязательно изучаются с поддержкой.
При минимальной затрате физических сил партнеры приобретают навыки, необходимые им в будущем при исполнении больших прыжков и сложных подъемов. У них развивается чувство взаимного темпа, они безошибочно улавливают начало движения и согласованно завершают его. В каждом отдельном случае партнер смещает руки по линии пояса партнерши, помогает ей увеличить прыжок и смягчает приземление. У партнера появляется возможность проверить эстетичность своих поз и положений в моменты физического напряжения, определить свое место по отношению к партнерше и приобрести навык синхронно продвигаться с ней по классу-сцене.
Прыжки изучаются в той же последовательности, что и в сольном танце, то есть прыжки с двух ног на две, с двух на одну, с одной на другую и с одной на ту же.
Ученик поддерживает ученицу двумя руками за талию, за две руки, за одну руку.
Ученик должен стремиться к легкости подъема и предельно смягчать приземление ученицы.
Любому прыжку предшествует demi plié. Все demi plié ученица делает по едва заметному сигналу ученика. Он слегка нажимает руками на ее талию, как бы заставляя ее перейти в demi plié. Приседая одновременно с ученицей перед началом подъема, он должен поднимать ее только вверх, не толкать ее от себя вперед, а также не притягивать к себе назад.
После прыжков с переменой ног всегда меняется положение плеч (épaulement), ученик содействует этому, поворачивая корпус ученицы в нужном направлении.
В temps levé sauté нужно научить ученика во время прыжка ученицы переносить ее вперед, в сторону или назад.
В прыжках sissonne fermée, pas ballonné и т. п. с продвижением вперед, в сторону или назад ученику необходимо двигаться вместе с ученицей и после каждого прыжка мягко опускать ее на пол в устойчивое положение. Поддерживая ученицу во время pas ballonné, ученик, как правило, находится не за ней, а рядом, справа или слева от нее.
Прыжки с поддержкой двумя руками за талию
Пример 1. Changement de pied.
Ученица в V позиции, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Ученик — за ученицей, обе руки на ее талии.
53. Changement de pied с поддержкой двумя руками за талию
В момент demi plié ученицы ученик приседает одновременно с ней и, не снимая рук с ее талии, поворачивает ладони так, чтобы пальцы были обращены вверх (рис. 53).
Такое положение рук ученика характерно для большинства подъемов и прыжков с поддержкой ученицы за талию. Затем ученица делает changement de pied, a ученик поднимает ее и мягко опускает на пол в demi plié.
Пример 2. Pas assemblé (с продвижением в сторону).
Ученица в V позиции, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Ученик — за ученицей, ближе к ее левому плечу. Обе руки на ее талии (рис. 54).
54. Grand assemblé с поддержкой двумя руками за талию
55. Sissonne с завершением в позе I arabesque с поддержкой двумя руками за талию
Одновременно оба партнера делают pas glissade с левой ноги по диагонали к точке 8. Затем ученица переходит в прыжок pas assemblé, a ученик поднимает ее, немного проносит в направлении точки 8 и, удерживая на руках, мягко опускает на пол в V позицию.
Корпус ученицы во время pas assemblé повернут левым боком к точке 8, поэтому ученик в момент подъема должен строго сохранять это же положение.
Пример 3. Sissonne с завершением в позе Iarabesque.
Ученица в V позиции, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Ученик — за ней, руки на ее талии.
В момент demi plié он приседает одновременно с ней и сдвигает свои руки по линии ее пояса: правую чуть вперед, поворачивая кисть пальцами вверх, левую чуть назад и выше к левой лопатке, также поворачивая кисть пальцами вверх. Такое смещение рук дает возможность зафиксировать в воздухе правильное положение позы I arabesque и делает удобным подъем (рис. 55). Затем, одновременно с ее прыжком, он поднимает ее и мягко опускает на пол на правую ногу, в позу I arabesque.
При первоначальном изучении прыжка не следует делать подъем высоким. Важнее увеличить прыжок в длину. Описанное смещение рук ученика при поддержке характерно для прыжков grand jeté, sissonne soubresaut, cabriole в позах I, II, III, IV arabesques и др.
Пример 1. Grand assemblé с поддержкой ученицы одной рукой за руку, другой — с упором в ее бок.
Ученица на правой ноге в позе I arabesque (на полу), лицом к точке 2. Ученик — за ней, на расстоянии одного шага. Левой рукой он держит ее левую кисть снизу, ладонь в ладонь,
56. Grand assemblé с поддержкой одной рукой за руку, другой — за талию
его правая рука вытянута вперед, левая нога отставлена назад (рис. 56).
Ученица делает pas chassé и tombé на левую ногу, а затем grand assemblé по диагонали в точку 6, прыгая только вверх. В момент pas chassé ученик кладет кисть правой руки на ее левый бок (пальцами вверх) и одновременно продвигается с ней pas chassé. После этого он делает большой шаг левой ногой и заканчивает движение большим выпадом на правую. В момент pas assemblé ученик правой рукой, выпрямленной в локте, толкает летящую в воздухе ученицу от себя вверх; левой — не очень сильно тянет к себе (как бы натягивая тетиву лука). Этим приемом он смягчает ее приземление.
Пример 2. Grand assemblé вокруг ученика с поддержкой ученицы за две руки.
Исходное положение такое же, как в предыдущем примере.
Ученица поворачивается лицом к партнеру и поднимает правую руку в 3-ю позицию. Ее ладонь обращена к нему.
Ученик также поворачивает кисть правой руки ладонью к ней и берет кисть ученицы ладонь в ладонь (рис. 57).
После sissonne tombée на левую ногу ученица делает pas assemblé. В момент броска правая нога ученицы проходит за спиной ученика к точке 3 так, чтобы pas assemblé закончилось справа от него.
В момент толчка ученицы от пола ученик резко вытягивает обе руки вверх, поднимает ее и помогает ей сделать pas assemblé вокруг себя. При этом ученик слегка подает корпус вперед. Ученица в момент pas assemblé должна пролететь за ним на предельно близком от него расстоянии.
Таким же приемом поддержки пользуется ученик при исполнении ученицей grand jeté entrelacé en tournant.
В данном случае ученица заканчивает pas assemblé в V позицию, а затем делает поворот soutenu в левую сторону, во время
57 Grand assemblé вокруг партнера с поддержкой за руки
которого ученик проводит ее руки через все три позиции, помогая ей повернуться.
В дальнейшем при изучении pas assemblé вокруг ученика в исходном положении партнеры находятся друг от друга на расстоянии трех-четырех шагов, а их руки соединяются ладонь в ладонь в момент подхода.
Подходами могут быть pas chassé, pas de bourrée или другие, но перед pas assemblé, как правило, следует tombé.
Пример 3. Jeté entrelace с поддержкой ученицы одной рукой за руку, другой — с упором под диафрагмой.
Исходное положение такое же, как в примере 1.
Ученица делает pas chassé, tombé, a затем jeté entrelacé по диагонали из точки 2 в точку 6. В момент pas chassé ученик поддерживает ее кистью правой руки под диафрагмой, концы пальцев обращены вниз. Левая рука ученика и левая рука ученицы в 1-й позиции.
В момент прыжка ученик правой рукой старается поднять повыше корпус ученицы, в то время как его левая рука служит опорой для ее левой руки. Затем ученик усилием обеих рук предельно смягчает приземление ученицы. Jeté entrelacé заканчивается позой II arabesque или позой attitude effacée (рис. 58).
Этим же приемом поддержки следует пользоваться при изучении fouetté sauté en tournant с завершением в позе attitude и в другие позы. Исходные положения преподаватель должен варьировать.
Пример 4. Переход ученицы из позы attitude effacée в горизонтальное положение на руках ученика.
Ученица стоит в позе attitude effacée на левой ноге, левой рукой, как бы обнимая ученика за шею, опирается на оба его плеча. Ученик — лицом в точке 1 с левой стороны от ученицы, пра-
58. Jeté entrelacé с поддержкой одной рукой за руку, другой — под диафрагму
Ученица опускается с пальцев в demi plié, правой ногой делает grand battement jeté вперед в точку 7 с прыжком, придавая своему корпусу горизонтальное положение спиной к полу, и одновременно подтягивает левую ногу к правой.
В тот момент, когда она делает grand battement jeté, ученик правой рукой чуть подбрасывает ее вверх, а левой сверху подхватывает ее за правое бедро.
59. Переход из позы attitude effacée в горизонтальное положение
Ученица, переходя в горизонтальное положение, должна избежать «угла», т. е. не фиксировать в воздухе вертикальное положение корпуса, а одновременно с броском ноги отклонить свой корпус назад.
Затем ученик усилием обеих рук и корпуса поднимает ученицу и придает ей в воздухе вертикальное положение. Он перемещает центр тяжести своего тела на левую ногу и разворачивает свой корпус так, чтобы ученица оказалась спиной к точке 7, приседает на левой ноге и ставит ученицу на пол. Носки ее ног должны оказаться с внешней стороны его левой стопы.
Прыжки с поддержкой одной рукой
В сценических дуэтах очень часто встречаются прыжки с поддержкой танцовщицы одной рукой за руку (за кисть или за запястье). Поэтому в учебные комбинации и этюды следует включать как можно больше различных прыжков с поддержкой за одну руку.
Пример 1 : Pas sissonne в позе l arabesque с поддержкой за запястье одной рукой.
Ученица в V позиции, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Ученик — за ней в такой же позе. Оба одновременно делают pas sissonne tombée на правую ногу. Затем ченица одна исполняет pas sissonne в позе I arabesque.
Ученик в этот момент поддерживает ее правой рукой за запястье правой руки. Потом ученица делает failli и pas assemblé в V позицию или другое движение.
П р и м е р 2. Grand fouetté saute ученицы с поддержкой одной рукой за руку.
Ученица в позе I arabesque лицом к точке 8 на левой ноге. Ученик — за ней, на расстоянии одного шага, правой рукой держит кисть ее правой руки, ладонь в ладонь (рис. 60). Затем он
60. Grand fouetté sauté с поддержкой за одну руку
чуть подтягивает ее к себе за руку, а она делает pas chassé по диагонали в точку 4 и в том же направлении fouetté sauté с завершением в позе attitude croisée.
В момент grand fouetté ученица опирается о его руку, что увеличивает ее прыжок. 1-я позиция правой руки ученицы не должна нарушаться.
Пример 1. Из «падающего» положения.
Ученица в V позиции, правая нога впереди, руки в 3-й позиции. Ученик позади нее. Сделав выпад на правую ногу и опустив ученицу в «падающее» положение на сгиб локтя правой руки, ученик кистью левой руки охватывает сверху бедро ее правой ноги и поднимает ученицу так, чтобы она оказалась в горизонтальном положении на его руках (см. рис. 59). После чего он ставит ее на пол, на обе ноги (прием описан выше).
Ученица в позе I arabesque на пальцах правой ноги. Ученик позади нее, обе руки на ее талии.
Немного присев, он охватывает правой рукой ее талию снизу так, чтобы концы его пальцев оказались на ее левой тазовой кости, а кистью левой руки охватывает ее левое бедро сверху, за среднюю его часть (рис. 61).
Затем, выпрямляясь на обеих ногах, поднимает ученицу и перемещает центр тяжести своего корпуса на правую ногу. Одновременно с подъемом ученица подводит носок опорной ноги к средней части голени другой ноги спереди или сзади. Поднимая ученицу, ученик не должен нарушать ее позы. Во время подъема ученица мягко отклоняет корпус и голову назад.
Возвращение ученицы в исходное положение производится в следующем порядке: ученик еще больше переводит центр тяжести корпуса на правую ногу и немного приподнимает ученицу, а она в этот момент опускает правую ногу. Далее он при-
61. Подъем в позе I arabesque 69
седает на правой ноге, не наклоняя корпуса вперед, и, как только она коснулась пола, переводит руки на ее талию — сначала левую, а затем правую.
Пример 3. «Ласточка» * на бедре ученика.
Ученица в позе I arabesque на руках ученика.
Он приподнимает ее и опускает на свое левое бедро, предварительно присев на левой ноге и вытянув вперед правую для упора в направлении точки 2.
В момент, когда ученик приподнимает ученицу, она вытягивает правую ногу и, присоединив ее к левой, принимает позу «ласточка». Прежде чем положить ученицу к себе на бедро, он разворачивает свой корпус таким образом, чтобы ученица оказалась у его левого бока, а не перед ним.
Ее ноги, сильно согнутые в коленях, касаются пятками его левой лопатки. Благодаря этому упору она и держится на его бедре. Почувствовав упор в лопатку, ученик отклоняет свой корпус назад и тем самым поддерживает ученицу, не давая ей уласть вперед. В начале изучения его руки остаются на ее талии, затем они раскрываются: левая — в сторону, правая — вперед (рис. 62).
Возвращая ученицу в первоначальное положение, ученик подводит правую руку под ее талию, левой поддерживает ее в охват за левое бедро. Выпрямляясь на обеих ногах, он ставит ученицу на пол в позу I arabesque.
Пример 4. / arabesque на бедре ученика.
Ученица спиной к точке 4, на левой ноге в позе croisée на полу; правая рука во 2-й позиции, левая — в 1-й, ладони обращены вниз.
62. Поза «ласточка» на бедре партнера
* «Ласточка» — поза ученицы. Ее корпус сильно прогнут, голова запрокинута назад, ноги согнуты в коленях, голени перекрещены, руки по заданию преподавателя. Поза напоминает ласточку в полете.