Как поднять подростка с дивана
Как поднять подростка с дивана: психолог — о детской лени и апатии
Одна из самых частых жалоб родителей подростков звучит так: «Он ничего не хочет».
И действительно, иногда кажется, что повзрослевшего ребенка ничего не интересует: «Учиться не хочет, старые увлечения забросил. Сидит в гаджетах, спит до обеда. И при этом он устал! А с чего уставать-то? Просто ленится!»
Чувства родителя понятны, но проблема может быть серьезнее, чем кажется.
Лень и апатия — понятия, близкие на бытовом уровне. Однако они требуют совершенно разного подхода, если вам дорого психологическое благополучие вашего ребенка.
С точки зрения психологии лень — лишь внешний симптом, под которым могут лежать причины разного порядка.
Состояние, внешне похожее на лень, но гораздо более серьезное — апатия. Это общая потеря тонуса, вялость, пассивность в контактах. Для человека просто исчезает разница между радостью и горем, ему все безразлично, эмоциональные реакции заторможены или полностью отсутствуют.
Почему важно отличать лень от апатии
Во-первых, апатия является косвенным признаком ряда соматических заболеваний — болезней печени, желудочно-кишечного тракта, обмена веществ. Чем раньше их выявили и начали лечить, тем выше качество дальнейшей жизни вашего ребенка.
И во-вторых, апатия входит в симптоматику серьезных психических заболеваний, таких как депрессия, шизофрения, органические нарушения мозга.
В подростковом возрасте, когда ребенок эмоционально неустойчив, не всегда легко понять, чем вызваны проблемы в поведении. Важно вовремя распознать тревожные сигналы и обратиться за помощью. В случае лени — поможет психолог. В случае апатии, скорее всего, не обойтись без детского психотерапевта или психиатра (напомню, что это специалисты с медицинским образованием, которые вправе назначать лекарства).
Как понять — у подростка лень или апатия
Итак, как все-таки обычному родителю отличить апатию от лени?
В состоянии апатии подростка не будет интересовать ни учеба, ни друзья, ни увлечения, ни домашние новости. Даже если он «сидит в телефоне», он делает это без интереса, механически. К таким вещам, как собственный внешний вид и еда, тоже становится равнодушным. Реакции заморожены, подросток не обращает внимания на близких, не хочет ни с кем встречаться или общаться. На вопросы отвечает односложно, не может описать, что его беспокоит.
В отличие от этого, «ленивый» (вернее, «ленящийся») подросток всегда может рассказать, что именно ему лень делать, а при доверительном контакте — и почему. При этом он эмоционально реагирует, интерес к собственной личности сохраняется.
Он ленится, например, готовиться к экзамену, но откликается на просьбу мамы погулять с собакой и воодушевленно обсуждает с папой преимущества нового айфона.
За год ребенок может вырасти на 12 см. Не мудрено, что организму не хватает кальция, железа, витаминов. Из-за быстрых изменений в теле происходит раскоординация работы систем — гормональной, сердечно-сосудистой, нервной.
Перепады сосудистого и мышечного тонуса проявляются в скачках физического состояния: подросток может легко переносить длительную нагрузку (например, часами играть в футбол), но иногда падать от усталости без видимой причины.
Он может заснуть на уроке или «вырубиться» дома за столом, заваленным заданиями. Родители недоумевают и злятся «Сначала сделай, потом отдыхай!», учителя обижаются, усматривая в этом пренебрежение к предмету.
Но стоит учитывать, что накатывающая время от времени «разбитость» — частый побочный эффект физиологического созревания организма.
Конечно, это не единственная причина лени, которую надо иметь в виду. Есть несколько причин лени, которые отмечают психологи при работе с ленивыми подростками.
Как поднять подростка с дивана: психолог — о детской лени и апатии
Узнайте, почему подростки бывают ленивыми и как правильно на это реагировать родителям.
Одна из самых частых жалоб родителей подростков звучит так: «Он ничего не хочет». И действительно, иногда кажется, что повзрослевшего ребенка ничего не интересует: «Учиться не хочет, старые увлечения забросил. Сидит в гаджетах, спит до обеда. И при этом он устал! А с чего уставать-то? Просто ленится!»
Чувства родителя понятны, но проблема может быть серьезнее, чем кажется. Лень и апатия — понятия, близкие на бытовом уровне. Однако они требуют совершенно разного подхода, если вам дорого психологическое благополучие вашего ребенка. Давайте разбираться.
С точки зрения психологии лень — лишь внешний симптом, под которым могут лежать причины разного порядка. Состояние, внешне похожее на лень, но гораздо более серьезное — апатия. Это общая потеря тонуса, вялость, пассивность в контактах.
Для человека просто исчезает разница между радостью и горем, ему все безразлично, эмоциональные реакции заторможены или полностью отсутствуют.
Почему важно отличать лень от апатии
Во-первых, апатия является косвенным признаком ряда соматических заболеваний — болезней печени, желудочно-кишечного тракта, обмена веществ. Чем раньше их выявили и начали лечить, тем выше качество дальнейшей жизни вашего ребенка.
И, во-вторых, апатия входит в симптоматику серьезных психических заболеваний, таких как депрессия, шизофрения, органические нарушения мозга.
В подростковом возрасте, когда ребенок эмоционально неустойчив, не всегда легко понять, чем вызваны проблемы в поведении. Важно вовремя распознать тревожные сигналы и обратиться за помощью. В случае лени— поможет психолог. В случае апатии, скорее всего, не обойтись без детского психотерапевта или психиатра (напомню, что это специалисты с медицинским образованием, которые вправе назначать лекарства).
Как понять — у подростка лень или апатия
Итак, как все-таки обычному родителю отличить апатию от лени?
Лень — ситуативна, апатия — тотальна.
В состоянии апатии подростка не будет интересовать ни учеба, ни друзья, ни увлечения, ни домашние новости. Даже если он «сидит в телефоне», он делает это без интереса, механически. К таким вещам, как собственный внешний вид и еда, тоже становится равнодушным. Реакции заморожены, подросток не обращает внимания на близких, не хочет ни с кем встречаться или общаться. На вопросы отвечает односложно, не может описать, что его беспокоит.
В отличие от этого, «ленивый» (вернее, «ленящийся») подросток всегда может рассказать, что именно ему лень делать, а при доверительном контакте — и почему. При этом он эмоционально реагирует, интерес к собственной личности сохраняется.
Он ленится, например, готовиться к экзамену, но откликается на просьбу мамы погулять с собакой и воодушевленно обсуждает с папой преимущества нового айфона.
Лень в подростковом возрасте связана с физиологией.
За год ребенок может вырасти на 12 см. Не мудрено, что организму не хватает кальция, железа, витаминов. Из-за быстрых изменений в теле происходит раскоординация работы систем — гормональной, сердечно-сосудистой, нервной.
Перепады сосудистого и мышечного тонуса проявляются в скачках физического состояния: подросток может легко переносить длительную нагрузку (например, часами играть в футбол), но иногда падать от усталости без видимой причины.
Он может заснуть на уроке или «вырубиться» дома за столом, заваленным заданиями. Родители недоумевают и злятся «Сначала сделай, потом отдыхай!», учителя обижаются, усматривая в этом пренебрежение к предмету. Но стоит учитывать, что накатывающая время от времени «разбитость» — частый побочный эффект физиологического созревания организма.
Конечно, это не единственная причина лени, которую надо иметь в виду. Есть несколько причин лени, которые отмечают психологи при работе с ленивыми подростками.
Почему подростки бывают ленивыми
Элементарная усталость
Взрослым кажется, что юность — это всегда нескончаемая энергия. Но это не так (о психофизиологии говорилось выше). Длительная монотонная нагрузка, в том числе интеллектуальная, подросткам дается сложнее, чем взрослым.
Относитесь с пониманием к потребности подростка просто полежать на диване, глядя в потолок. Для психического здоровья каждому человеку, начиная с подросткового возраста, необходима личная территория в доме (хотя бы кровать, стол и «неприкосновенные» полки в шкафу), а также время наедине с собой, которое другие домашние должны уважать.
Отсутствие мотивации
Тут много оттенков: непонимание смысла деятельности, отсутствие жизненной перспективы и различные мысли, например, «им надо, а у меня никто не спросил», «не получается», «зачем мне это надо?» Разбираться и искать смыслы приходится индивидуально в каждом случае.
Неразвитость воли
У подростков, выросших в определенной семейной среде, не прокачиваются навыки волевых усилий. При гиперопеке подросток привыкает быть беспомощным: «Все как-то сделается без меня, родители порешают».
При авторитарном стиле воспитания воля тормозится по-другому: ребенок постоянно «ждет пинка» и только после этого начинает что-то делать. Нет пинка — нет активности. Лень как бы обеспечивает подростку передышку перед неминуемым «тяжелым боем» с родителями. Жить в режиме таких качелей — то еще удовольствие, но некоторые семьи умеют только так.
Пресыщение
Когда есть возможность удовлетворять любое желание, вкус к жизни падает, нужны все более сильные раздражители, чтобы почувствовать интерес. К комфорту подросток быстро привыкает, а малейшее ограничение и необходимость усилий воспринимает как нарушение его личных прав. Вместо любопытства и стремлений приходят лень и скука. И это, пожалуй, самые трудные в плане коррекции случаи.
Лень как реакция протеста
Неразрешенный конфликт может стать тупиком в отношениях. Когда подросток не в силах противостоять родителям, когда видит, что с ним не считаются, обида начинает бродить внутри. Он не может выразить чувства прямо, а негатив проявляет в виде саботажа: игнорирует просьбы, ленится выполнять именно то, что для родителей особенно важно.
Это неосознанная попытка взять реванш за реальную или мнимую несправедливость, которую он не может простить.
Лень как способ «сохранить лицо»
Например, подросток боится насмешек от сверстников, хочет быть принятым группой, а интеллектом и талантами блистать не получается. Тогда в глазах приятелей лучше прослыть ленивым, чем глупым. Корень такой лени — заниженная самооценка, страх «проиграть».
Кстати, это бывает, когда родители — перфекционисты и ребенок не соответствует их ожиданиям. Атмосфера постоянного контроля и обесценивания способствует застреванию подростка в пассивной, ленивой позиции.
Лень как привычный стиль жизни семьи
Бывает, что взрослые требуют от подростка то, чему сами не следуют. Ребенок с детства впитывает от родителей их взгляд на мир. Если это потребительство, унылое брюзжание и перекладывание ответственности на других, то с чего вдруг подросток должен быть бодрым и трудолюбивым?
Даже когда нам кажется, что он вырос и ему уже нет дела до нас, поверьте, он видит все происходящее в семье, остро чувствует фальшь и двойные стандарты. Неудивительно, что увещевания родителей разбиваются о циничное: «Не учите меня жить, лучше помогите материально».
Что делать, если вы столкнулись с ленью или апатией подростка
Прежде всего внимательно понаблюдайте за состоянием ребенка. Скажите о том, что вы замечаете, дайте понять, что вы переживаете, все ли у него хорошо. Поинтересуйтесь, как давно и как часто такое происходит, что он сам думает об этом. Если это лень, то в доверительном разговоре разберитесь в причинах, поделитесь своим опытом преодоления подобных состояний.
Спросите подростка, как вы можете помочь. Не торопите, выслушайте ответ. Избегайте позиции свысока, будьте искренни, доброжелательны, реалистичны и конструктивны. Юмор и самоирония — вам в помощь.
Если лень вызвана перегрузками, всерьез займитесь режимом сна и отдыха подростка, помогите организовать жизнь так, чтобы физические и интеллектуальные нагрузки чередовались. Учитывайте врожденные особенности биоритмов и темперамент. Холерику правда трудно заниматься кропотливой работой, а «сове» тяжело сосредоточиться по утрам. Старшеклассника можно заинтересовать приемами тайм-менеджмента и личной эффективности.
Чтобы у подростка развивалась сила воли, важно с раннего возраста поддерживать инициативу и упорство ребенка в деятельности, в созидании чего-либо. Пусть это будет крепость из подушек, снеговик во дворе, самодельные фенечки или программируемый робот — все, что ребенка сначала увлекает, а потом требует некоторых усилий для продолжения и завершения. Ощущение себя умелым и сильным — лучшая внутренняя опора.
Замечайте и хвалите подростка за усилия и настойчивость в достижении цели, а не только за результат. Это очень важно.
Если за ленью скрывается страх неудачи, поддержите подростка. Объясните, что, если закапывать голову в песок, с годами будет только хуже. Говорите не о нем, а о природе человека вообще.
Заручитесь поддержкой авторитетного для него человека — старшего брата или сестры, родственника, друга семьи, тренера. Интерес и поддержка с его стороны помогут подростку поднять самооценку, найти в себе новые силы и способности.
В случае, если поведение подростка схоже с признаками апатии, обязательно обращайтесь за помощью к специалисту.
Есть мнение, что в эпоху информационной перегруженности человек будет неизбежно нуждаться в лени. При возрастании объема информации и высокой ее неопределенности нарастает внутренний хаос. Лень становится способом наведения порядка в самом себе, необходимой паузой для перезагрузки. Подумайте об этом, размышляя о себе или своем подростке.
Главная задача родителей — сохранить эмоциональный контакт с подростком. Искренне делитесь своими трудностями и маленькими победами над собой, обсуждайте, что мешает, а что помогает.
Чем позитивнее ваше собственное отношение к себе и к миру, тем больше шансов у вашего ребенка развить свою внутреннюю устойчивость и вкус к жизни.
Сидячий загон: как поднять подростка c дивана
По данным Всемирной организации здравоохранения, недостаток физической активности в настоящее время стоит на четвертом месте среди глобальных факторов риска смертности — после гипертонии, курения и повышенного уровня сахара в крови. Гиподинамия и вызванные ею хронические болезни — причина 6% всех смертельных случаев в мире. При этом исследование, проведенное еще до пандемии в 146 странах мира, показало, что подавляющее большинство подростков не придерживается рекомендованного уровня физической нагрузки. Введение антивирусных мер усугубило ситуацию: временное закрытие спортивных секций, ограничение числа посетителей фитнес-залов, дистанционное обучение, запрет массовых мероприятий, в том числе и в праздники, фактически легализовали выбор в пользу малоподвижного образа жизни. Как в таких условиях сохранить здоровье подрастающего поколения — разбирались «Известия».
Два раза по полчаса
Из доклада ВОЗ, опубликованного в конце первого года пандемии, следует, что если бы человечество было более активным, можно было бы предотвращать до 5 млн смертельных случаев в год. В связи с вынужденным переходом на домашний режим из-за COVID-19 организация опубликовала новые Руководящие принципы по физической активности и малоподвижному образу жизни. В документе подчеркивается, что все люди в любом возрасте и с разными способностями могут быть физически активными и что важны любые виды движения.
Медики уточняют, что не стоит путать понятие «физическая активность» с физическими упражнениями. Кроме физкультуры, она включает в себя прочие виды активных телодвижений, которые совершаются в ходе домашней работы, подвижных игр, поездок и прогулок.
— Улучшению здоровья и благополучия может способствовать физическая активность любого типа и любой продолжительности, но чем больше, тем лучше, — подчеркивает директор департамента по вопросам укрепления здоровья ВОЗ Рюдигер Креч. — Если вы вынуждены долго сидеть на работе или в школе, вы должны уделять больше времени физической активности, с тем чтобы компенсировать опасные последствия малоподвижного образа жизни.
Взрослым рекомендуется уделять физической активности не менее 150 минут в неделю, а подросткам — не менее 60 минут в день. В основном это должна быть аэробная нагрузка, где в качестве основного источника энергии выступает кислород. Это упражнения относительно низкой интенсивности, такие как бег, плавание, гребля, баскетбол, теннис. Сюда же можно отнести катание на скейтборде и роликах, туристические походы, танцы и даже простой подъем по ступенькам. Такая нагрузка укрепляет не только сердечную и скелетные мышцы, но и мышцы ответственные за дыхание, улучшает циркуляцию крови, психическое состояние, снимает стрессы, снижает риск депрессий, ожирения и диабета, что чрезвычайно важно в сложившихся условиях. Также минимум три раза в неделю подростки должны уделять время аэробной физической активности высокой интенсивности, которая укрепляет скелетно-мышечную систему. Ежедневный час физической активности может дробиться на блоки, например, два раза по полчаса.
Миссия невыполнима
Даже такие невысокие нормативы для подавляющего числа современных людей невыполнимы, и подвижность человечества с каждым годом падает. Так, в период с 2001 по 2016 год в странах с высоким уровнем дохода распространенность недостаточной физической активности увеличилась на 5%. Опрос 1,6 млн школьников 11–17 лет в 146 странах, проведенный в 2016 году, показал, что более 80% подростков не придерживаются рекомендованного уровня физической нагрузки.
Недостаток движения наряду с чрезмерным питанием —- одна из двух основных причин возникновения ожирения у подростков. Как следует из доклада Роспотребнадзора о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения, у значительного числа детей в настоящее время уже сформированы патологические пищевые привычки, что грозит избыточной массой тела, сахарным диабетом, болезнями органов пищеварения, эндокринной системы, системы кровообращения. Подтверждают это и показатели заболеваемости, зарегистрированные в России в последние годы. По данным Минздрава, за 2011–2018 годах распространенность ожирения у подростков выросла на 66,5 %, в этот же период отмечался рост заболеваемости сахарным диабетом на 50,9 %.
Замкнутый круг
При этом в условиях пандемии люди стараются свести визиты в медучреждения к минимуму, что затрудняет наблюдение за физическим состоянием пациентов и его оценку. В связи с этим Американская академия педиатрии даже выпустила временное руководство для врачей, которое должно помочь им в работе с пациентами в этот непростой период. В документе отмечается, что в сложившейся ситуации экономической нестабильности, локдауна и перехода на виртуальное обучение в семьях могут возникнуть большие проблемы с правильным питанием и достаточным уровнем физической активности. Так, возможен переход на более дешевые полуфабрикаты, высококалорийные закуски и сладкие напитки. Закрытие тренажерных залов, спортивных секций и отсутствие школьных уроков физкультуры ограничивает возможности для правильного физического развития.
Опрошенные врачами родители отмечали, что даже во время ослабления карантинных мер в режиме их детей продолжительность периодов сна и занятий с цифровыми устройствами серьезно увеличилось.
— Опасный момент в гаджетах в том, что есть круглосуточная возможность развлечься и пообщаться с друзьями: игры, сериалы, соцсети, — отмечает в беседе с «Известиями» психолог, соучредитель мастерской для подростков и их родителей «Авторы своей жизни» Людмила Чередниченко. — Чаще всего яркость и динамичность жизни в интернете сильно проигрывает будничной реальности. А если в семье сложная и напряженная обстановка, то гаджеты позволяют подростку сбежать от переживаний в виртуальный мир.
В руководстве для педиатров подчеркивается, что нарушение распорядка дня и регуляции сна, снижение физической активности, увеличение времени нахождения у экранов телевизоров и компьютеров, круглосуточный доступ к пище, изменение ее состава и распорядка ее приема серьезно повышают риск ожирения и хронических заболеваний, в том числе, сердечно-сосудистых, гипертонии и сахарного диабета. В то же время последствия ожирения — нарушение дыхания, дисфункция иммунной системы, защищающей организм от инфекций и заболеваний, нарушение обмена веществ и сопутствующие болезни увеличивают тяжесть протекания COVID-19 у детей и подростков и становятся фатальными для взрослых.
Гарантийный срок
Медики, психологи, специалисты в области оздоровления единогласно утверждают: прежде всего правильно питаться и много двигаться должны сами взрослые. По данным ученых из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, ребенок, один из родителей которого страдает ожирением, имеет 50-процентный шанс повторить его судьбу. Когда оба родителя страдают ожирением, дети получают 80-процентную вероятность ожирения.
Однако и. о. директора ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России, профессор РАН Наталья Мокрышева отмечает, что генетический фактор лишь создает предрасположенность для набора веса, а как она реализуется, во многом зависит от человека, его образа жизни, пищевых привычек, семьи и ее культуры.
Это не означает, что, повзрослев, человек станет полностью копировать образ жизни родителей — есть масса случаев, когда подросток, выросший в семье ярых сторонников ЗОЖ, освободившись от контроля, начинал наверстывать упущенное и поглощать запретные продукты.
— Если мы говорим о привычках, то есть о каких-то регулярных конкретных действиях, например ежевечерних прогулках, то тут нет никаких гарантий, что они останутся с ребенком на всю жизнь, — рассказала «Известиям» нейропсихолог Детского образовательного центра «Филиппок» Людмила Вельш. — С возрастом у человека меняются вкусы, предпочтения и привычки тоже. Но если мы говорим о воспитании, семейной культуре, взглядах, ценностях, например об отношении к своему телу, здоровью, любви к природе, ребенок это впитывает, от этого уже сложнее отказаться.
По словам Людмилы Чередниченко, с определенного возраста необходимо особенно аккуратно подходить к взаимодействию с ребенком.
— Дети до 12 лет зависят от образа жизни родителей и чаще всего с удовольствием вписываются в их активности. В этом случае достаточно организовать совместный досуг с прогулками, с настольными играми, с душевными посиделками, — говорит она. — С подростками метод «заставить» не работает, с ними придется договариваться о правилах, что допустимо, а что нет. Подросшие дети так же остаются детьми и тоже зависят от родителей и даже нуждаются в их одобрении, но с трудом это признают и требуют свободы определять свою жизнь.
Неподъемная работа
Попытки родителей оторвать подростка от телефона, поднять с дивана и заставить двигаться в подавляющем большинстве случаев претерпевают неудачи и вызывают негативную ответную реакцию.
— Здесь очень важен индивидуальный подход, надо очень хорошо знать характер ребенка, среду, в которой он растет, и исходя из этого уже влиять на него, — говорит тренер одного из московских клубов сети «Территория фитнеса» Петр Петров, который занимается с подростками более 10 лет. —Работа эта очень непростая, так как тут еще накладывает отпечаток возраст, это пубертатный период, выброс гормонов, продолжение формирования центральной нервной системы. В этом возрасте они думают, что они уже взрослые, что могут принимать сами решения, многие уходят на улицу, у меня были такие, которые уходили из дома. Здесь нужно всё очень тонко и аккуратно делать.
Он отмечает, что влияние родителей не всегда может сработать, особенно когда ребенок этого не хочет, у него нет желания изменить себя. В таком случае одна из самых сильных мотиваций — пример друзей, особенно если они достигли каких-то результатов.
— Одной заставить себя сложно, с подругой намного проще начать, — подтверждает одна из его воспитанниц, 15-летняя Анастасия. — Я не очень активный человек в этом плане, не люблю танцы и спортивные игры, я бы лучше ходила на плавание или растяжку. Но в принципе, занимаясь в фитнесе, я достигла своей цели — подтянулась, похудела. Вообще спорт — это, конечно, здорово, но если ребенок не хочет и доволен своим телом, то смысла заставлять его нет.
Петр Петров подчеркивает, что надо действовать очень тонко и аккуратно, много общаться с детьми, слушать и слышать их, объяснять, что спорт, движение — это неотъемлемая часть нашей жизни.
— Можно приводить визуальные примеры, показывать какие-то видеоролики, ненавязчиво говорить о спорте, здоровом образе жизни, чтобы ребенок воспринимал визуально, на слух. Ну и так по чуть-чуть каждый день, — советует он.
— Здесь есть два варианта, — соглашается нейропсихолог Людмила Вельш. — Первый — это действительно собственный пример. Второе — чем-то заинтересовать. Например: у тебя есть два часа свободного времени и нет ни планшета, ни телевизора, но тут рядом ребята играют в футбол, не хочешь присоединиться?
Родительская воля
В каких-то случаях, по мнению тренера, можно и надавить.
— Нередко поднять с дивана могут только родители в принудительном порядке, где-то проявить строгость, через слезы, через преодоление,— говорит Петров. — Но в каждом случае надо смотреть на психологию ребенка, его характер, чтобы не сломать.
Правда, с большинством подростков это не срабатывает.
— Меня лично это раздражает, — говорит Анастасия. — Гуляю я и так достаточно часто. А когда говорят что-то типа «сделай что-нибудь полезное», может, я и в телефоне полезными вещами занимаюсь, не понимаю смысл делать просто что-нибудь, но не в телефоне.