Как поднять престиж профессии учителя
Как поднять престиж профессии учителя
Майя К., филолог:
– Никогда и ничего не имела против людей какой бы то ни было профессии. Но просто ради любопытства – сколько у нас в числе депутатов спортсменов, а сколько – учителей? То есть спортсмен – авторитет, а педагог – увы, нет. Медийными личностями становятся кто угодно, но не учителя. Скажете, что спрос рождает предложение? А вы предложите учителя так, чтобы завтра на него был спрос! Сколько у нас достойных педагогов, о которых знают только их ученики! Да, возможно, они не становились лауреатами престижных конкурсов, но это не делает их менее квалифицированными специалистами. Педагогам сегодня нужен грамотный пиар, сделать который под силу СМИ в первую очередь. Действуйте, коллеги!
Венера Борисовна, бывший педагог:
– Высокой зарплатой и качественной подготовкой кадров. Престиж учителя стал падать еще в 90-е, когда в школе стали появляться люди, далекие от педагогики и детей. И сегодня есть такие. Да и само общество уже иное, те методы воспитания, что были в Советском Союзе, воспринимаются в штыки. Оно и понятно, все меняется. Но неизменным, на мой взгляд, а я проработала учителем английского языка в школе более 40 лет, должно оставаться уважение к педагогу. Его легко потерять, если нет качественного образования, и оно недостижимо при отсутствии достойной зарплаты. Хотя педагогика – это зов сердца, – без материальной мотивации, увы, в эту профессию мало сегодня кто придет.
Ахсар ГАГЛОЕВ, архитектор:
– Только один человек способен поднять престиж учителя – это сам учитель. В глазах ученика авторитет учителя создается с помощью доброго отношения к ученикам и любви к своему делу. Если даже при наличии этих качеств ученик не проявляет должное уважение к своему учителю, то проблема кроется в воспитании ребенка, и без его родителей тут не обойтись. Учителю прежде всего надо установить доверительные отношения с родителями ребенка. Не последнюю роль играет заработная плата для учителей. Ничего ценнее, чем передавать знания, в мире нет. Труд учителя недооценен, и эту проблему не решить только при помощи учеников и их родителей…
Алан БЕСОЛОВ, председатель профсоюза работников образования Ирафского района:
–Повышение престижа профессии учителя для страны имеет не меньшее значение, чем укрепление ее обороноспособности. Но, к сожалению, отношение со стороны государства к этой профессии пока далеко не такое радужное. О чем свидетельствует и недавно проведенный опрос, в котором учитель в рейтинге престижных профессий оказался позади дворника!
На мой взгляд, учителя должны прежде всего получать достойную зарплату. Недавно читал, что есть идея запустить социальную рекламу о роли учителя в обществе, довести до всех, что будущее ребенка в обществе в значительной степени зависит от учителя. В не столь далекие времена «учитель всегда был прав», сейчас родители по любому поводу бегут на разборки в школу, а затем поднимается шум с подключением СМИ…
Учитель должен чувствовать свободу и доверие со стороны государства, тогда ему проще воспитывать новое поколение. Создав соответствующие условия, значительно вырастет и число желающих поступить в педагогические вузы, а высокий конкурс позволит предъявлять такие же высокие требования к навыкам и умениям будущих учителей.
Как поднять престиж профессии учителя
Статья: Как повысить престиж учителя?
В хорошем учителе мы ценим лучшие качества дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу. ( Максим Звонарев )
В наше время профессия педагога в школе потеряла свою престижность. Если вспомнить времена древности, то «Знания-дающий» человек считался почти Богом. Поддерживая эту традицию, уже в поздние времена учителями становились исключительно монахи, в храмах которых находились самые великолепные, редкие и дорогие сокровища – книги. И снова перед учителями преклонялись, их уважали, как людей высокого уровня. В том же Советском союзе, учителя были элитой, интеллигенцией общества. И так было всегда, пока не наступил «Век скоростей», 21 век.
Что мы видим сейчас? Согласно социологическим опросам в нашей стране 60% людей считают профессию учителя не привлекательной. В других странах этот процент еще больше. Спросите любого ребенка из начальных классов (лично я так и сделал): «Хочет ли он(а) преподавать в школе?», и вы сами докажете все эти слова. Потому что услышите категорическое «нет», а при объяснении ответа он(а) скажет: «Мама (папа) не хочет». Что же получается? Настолько уважаемая профессия так упала в глазах не только у детей, но и у их родителей. На это есть множество причин, но главной из них я выделю «плохую зарплату». Работа увеличивается (ведь с каждым поколением дети становятся все умнее, из-за влияния информации, к ним нужен особый подход), а зарплата уменьшается – это начало многих проблем социума (вспомнить те же революции). Образ учителя искажается, потому что никто не хочет работать за гроши – это естественно. Из-за образа ухудшаются отношения с учениками, следовательно, успеваемость, а в следствии и уровень образования в стране. Учитель не ценит свою профессию (я не говорю обо всех без исключения), а кто, не любя работы, будет хорошо с ней справляться? В общем, повышение престижа учителя, решение основных проблем образования, является одним из нужных направлений деятельности для государства, чтобы повысить престиж его же.
И сразу возникает вопрос: «Как же повысить престиж педагога?» По сути это статья и предназначается для ответа на него. Вот мои личные пути решения:
1. Решение проблемы с зарплатой. Учителя начнут работать в полную силу, применяя свои педагогические таланты. Для них это самая главная проблема (с точки зрения опроса, который я проводил).
2. Повышение престижа учителя, путем создания положительного образа.
· Хочу выделить отличный конкурс: «Учитель года». Он помогает учителям реализоваться, стремиться к большему, повышать свой профессионализм. Мероприятие великолепное, но самое главное, оно показывает ученикам, что их педагоги лучшие из лучших – это создает необходимое впечатление.
· Вспомните, пожалуйста, фильмы. Вам никогда не хотелось стать похожим на героев? Лично мне хотелось – этим можно воспользоваться. Почему бы не начать снимать фильм про учителей, где они показаны высоконравственными личностями? Даже просто на телевидении пропагандировать модность профессии педагога. Это создаст не только образ у будущего поколения, но и простимулирует самих учителей, заставит их равняться к тому созданному идеалу, проблема будет решена.
Я могу долго говорить обо всем этом, но главное, что нужно понять сейчас нашим детям: Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами. ( Али Апшерони )
Нужные, но недооцененные: как повысить престиж профессии учителя?
Стратегическая задача
Повышение социального статуса российских учителей, крайне важное для привлечения молодых и амбициозных специалистов, — одна из главных задач национального проекта „Образование”. Качество образования напрямую зависит от высокой квалификации педагогов.
Со школьной скамьи
Валерий Матыцин /ТАСС
Пастухова полагает, что процесс выбора профессии стоит поддерживать с самого детства, поскольку успехи будущего педагога напрямую зависят от того, насколько осознанно тот предпочел специальность. Человек должен быть уверен в том, что сможет справиться с серьезными физическими и психологическими перегрузками, и обладать необходимыми для этой работы качествами.
Руководитель образовательной программы „Педагогическое образование” института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров согласен с тем, что в школах должно появиться раннее профориентирование, но в возрождении педагогических классов, существовавших в 1980–1990-е годы, он необходимости не видит.
Харизматичные лидеры и цифровое образование
Эксперты считают, что для решения проблемы нехватки учителей необходимо не только администрирование, но и мотивация молодежи с учетом современных тенденций в образовании.
В частности, директор института психологии и образования Казанского федерального университета (КФУ) Айдар Калимуллин считает, что нужно усилить предметную подготовку учителей в вузе.
Кроме того, по его словам, в условиях растущей нехватки учителей необходимо увеличивать бюджетный прием на заочные места.
Калимуллин также указал на важность подготовки учителей широкого профиля для сельских школ. „В реальности это уже и происходит, когда учителя преподают по три-четыре предмета, но часто они к этому бывают не готовы. Это надо принять и помочь им в этом”, — отмечает эксперт, напоминая о том, что уже с 2020 года в российских регионах стартует реализация программы „Земский учитель”, предусматривающая 1 млн рублей компенсации поступившему на работу в сельскую школу учителю.
Владимир Смирнов /ТАСС
Раис Загидуллин считает, что педагогическим вузам в целом необходима дополнительная финансовая и ресурсная поддержка, и предлагает систему „опорных” высших учебных заведений этого профиля. По идее эксперта, такие вузы могли бы модернизировать свою учебную базу и создать новые качественные образовательные программы, в том числе цифровые, которые бы позволили учителям улучшить качество работы и повысили бы престиж педагогов.
„Только харизматичные преподаватели и непрерывная педагогическая практика в различных формах, в том числе и за рамками образовательного процесса, позволят студенту обрести индивидуальный стиль обучения и овладеть столь широким кругом необходимых современному учителю компетенций”, — заявила она.
Учатся на педагога, но становятся ли им?
В августе глава Минпросвещения рассказывала, что лишь 70% поступивших на педагогические специальности получают дипломы и только половина выпускников „доходит до школы”.
Опрос экспертов показал, что ситуация с привлечением молодых кадров в школы зависит от региона. Некоторые представители вузов видят рост востребованности профессии учителя и возросшую осознанность ее выбора у абитуриентов, другие, наоборот, отмечают падение ее престижа и популярности.
Так, Айдар Калимуллин рассказал, что в последние годы бюджетный набор в педагогические вузы растет. На сегодняшний день в рамках педагогического направления в КФУ обучаются 9 тыс. студентов, а ежегодно из стен вуза выпускаются 2 тыс. человек. При этом в последние годы примерно половина абитуриентов поступает на платную форму обучения.
„Последние 10 лет для педагогического образования была характерна такая ситуация, когда в педагогические вузы приходили далеко не лучшие выпускники школы. К счастью, в КФУ ситуация изменилась за последние два-три года. Ряд абитуриентов выбирает педагогическую профессию сознательно”, — сообщил он.
Средний показатель ЕГЭ абитуриентов, претендующих на обучение в КФУ по педагогическому профилю, превышает 78 баллов и ежегодно растет. В вузе отмечается достаточно высокий конкурс, причем на программы как бакалавриата, так и магистратуры.
Проректор Тюменского государственного университета ( ТюмГУ ) Иван Романчук сообщил, что его вуз за последние пять лет принял на обучение по направлению „Образование и педагогические науки” более 3,5 тыс. студентов. При этом средний балл поступающих на педагогическое направление составил от 62 до 74. „Это достаточно высокий балл, и он говорит о целенаправленном, осознанном выборе абитуриентами своей будущей профессии”, — считает он.
С другой стороны, заместитель директора Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Александр Пряников рассказал, что по итогам прошедшей приемной кампании на внебюджетные места по многим направлениям поступили всего два-три человека, в лучшем случае — пять. „Большинство наших выпускников идут работать по специальности, но окончательно остается в школах очень малое количество людей. Примерно через год они перестают там работать, иногда самые приверженные профессии специалисты уезжают на работу в Москву ”, — посетовал он.
Денежный вопрос
Виктор Драчев /ТАСС
Эксперты подчеркнули, что необходимо решать и другие вопросы материального характера, которые бы позволили повысить социальный статус учителей. Это касается таких социальных гарантий, как предоставление жилья, компенсация отдыха, улучшение условий труда, что, в частности, включает в себя снижение „бумажной нагрузки”.
Повышение квалификации и карьерный рост
По мнению экспертов, росту престижа профессии педагога может содействовать развитие сети постдипломного образования и создание в России четкой системы продвижения учителей по карьерной лестнице.
По его словам, таким образом возникает необходимость выстраивания другой модели профессионального роста.
„И здесь внедрение к концу 2020 года национальной системы учительского роста педагогических работников в рамках нацпроекта «Образование» может стать решением этой задачи. Когда у нас будут вводиться новые должности старшего учителя, ведущего учителя, учителя-наставника, это может создать условия для повышения привлекательности профессии”, — считает эксперт.
Владимир Смирнов /ТАСС
Оксана Мартыненко в свою очередь отмечает важность для молодых учителей вопроса оснащенности и качества школьного пространства.
„Молодым учителям, как и любым современным молодым людям, хочется работать в хорошо обустроенных школах, где, в частности, можно использовать цифровые технологии”, — рассказала она.
Создание положительного образа
Александр Пряников сетует, что в СМИ и социальных сетях часто выводят на передний план негативную информацию об учителях, в то время как о положительных примерах почти никто не говорит.
„Необходимо предпринять шаги по формированию позитивного социального имиджа учителей. Материалы, освещающие современность педагогической деятельности, работу молодых учителей, педагогические конкурсы, социальные акции, окажут позитивное влияние на отношение общества к профессии учителя”, — уверены в пресс-службе МПГУ.
Олег Федоров отмечает, что в обществе сложился стереотип об учителе как работнике сферы услуг и сформировалось потребительское отношение к его деятельности, что необходимо менять. Этому может, по мнению эксперта, поспособствовать появление хороших фильмов о работе педагогов.
Повышение престижа профессии педагога в контексте создания условий, направленных на обеспечение современного качества образования
Августовская конференция педагогических работников
«Повышение престижа профессии педагога в контексте создания условий, направленных на обеспечение современного качества образования. Система повышения квалификации как условие развития профессиональных компетенций педагога, востребованных в условиях современного образования»
«Учитель живёт до тех пор,
Как только он перестаёт учиться,
в нём умирает учитель».
Учителя оценивают друг друга довольно высоко, выделяя, прежде всего профессиональную компетентность, включающую мастерство, глубокое знание предмета, умение заинтересовать обучающихся.
Престиж профессии учителя во многом обусловлен престижем образования в обществе. Потребность в образовании приобретает в условиях социально- экономического развития страны новый смысл, а в связи с этим, постепенно будет возрастать и престиж профессии учителя.
В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.
Качество образования — это многомерное понятие. К его раскрытию целесообразно подойти с позиций процессного подхода, который принят при разработке системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
В соответствии с этим подходом качество обучения можно представить в следующем виде:
Исходя из этого, можно сказать, что качество обучения определяется прежде всего качеством носителя знаний, который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. Поэтому политика обеспечения качества образования должна начинаться именно с формирования преподавательского корпуса и создания условий для его эффективной работы. Новые учебники и новые педагогические технологии — это всего лишь инструментарий в руках учителя. Насколько эффективным окажется этот инструментарий, зависит от уровня подготовки педагога.
Исследователи по оценке качества общего образования выделяют следующие направления совершенствования подготовки учителей и поддержки их профессиональной деятельности:
высокий уровень основного педагогического образования;
мотивация учителей к продолжению образования;
обмен информацией и опытом среди учителей;
Совершенствование работы образовательных учреждений и повышение качества образования может быть достигнуто преимущественно за счет лучшего использования кадрового потенциала.
Безусловно, качество образования зависит от мотивации педагога.
Ошибочно считать, что повысить качество работы педагога возможно только с помощью материальных стимулов, т. е. путем увеличения заработной платы и выплаты различных надбавок и премий. Безусловно, материальное стимулирование играет важную роль, но при этом низкие методы морального поощрения, которые в большей степени, чем оплата труда, могут играть роль мотиваторов. И не всегда высокая зарплата учителя является важнейшим критерием престижности профессии, тогда как в образование могут попасть «случайные» люди.
Чтобы повысился уровень значимости профессии учителя нужно не ждать каких-то изменений извне, а меняться самому! Каждый человек способен изменить себя.
Учитель должен быть талантливым
Талант педагога – это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость.
Учитель должен иметь духовное здоровье
Вряд ли приходится доказывать, что развитый ум не роскошь, а гигиена. Гигиена духовного здоровья, столь же необходимого для жизни, как и здоровье физическое. Ибо, не обладая этим духовным здоровьем, в наши дни очень легко утонуть в том стремительном потоке информации, которая ежедневно и ежечасно обрушивается со всех сторон на человека.
Учитель должен быть всегда молодым
Что же это такое молодость для учителя?
Именно такие люди с молодой, нестареющей душой и должны работать в школе, именно такие люди и называются учителями.
Учитель должен быть мудрым и сильным
Бывает, что стремительный поток событий сжимает упругое время, что оно уже не течет, а мчится, как ветер, и тогда мудрость приходит к человеку раньше, чем спокойные и неторопливые времена.
Надо жить с верой в лучшее
Мы, учителя, верим, что после невыученных уроков обязательно будут успехи и хорошие оценки, и это намного-намного для нас приятнее. Мы также верим, что добро обязательно победит зло и что любовь – это самое сильное, красивое и исцеляющее чувство на планете.
Трудись творчески, а иначе зачем?
В истории человечества появилась естественная потребность в творческих педагогах, ведь творческие ресурсы разума – безграничны.
Имей активную жизненную позицию
Человек – существо не столько биологическое, сколько общественное. Его жизнь будет неполной, если он не впишется в окружающую среду, не станет соучастником и преобразователем ее жизни.
Учителю, как никогда раньше, сегодня надо постоянно расти, быть разносторонне образованным человеком, как в области просвещения, науки, культуры, так и в сфере педагогических технологий, психологии, методики, вне этого он утрачивает свой профессионализм, способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенствовании своей квалификации, компетентности и мастерства.
В нашем филиале сформирован стабильный, позитивно настроенный и готовый к внедрению новых подходов и технологий педагогический коллектив. Условия, созданные в школе, способствуют росту профессионального мастерства учителей и повышению их квалификации. В целях совершенствования, обогащения профессиональных знаний, изучения достижений современной науки, актуального и новаторского опыта, педагоги филиала проходят курсовую подготовку, публикуют свои педагогические наработки на сайтах педагогического мастерства.
В филиале созданы все условия, необходимые для обеспечения комфортности участников образовательного процесса, имеет выход в Интернет, электронная почта, сайт, медиатека. Учебные кабинеты учителей начальных классов оснащаются автоматизированными рабочими местами для учителя.Технологическая оснащенность в филиале достаточна: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, сканеры, МФУ, музыкальный центр.
Работа в новых условиях требует от школьной команды умения глубоко и всесторонне анализировать результаты своей деятельности: работать не только над личностью обучающегося, но и над собой- видеть перспективы своего творческого роста, нести ответственность за качество своей работы.
Международный дистанционный конкурс по английскому языку в рамках проекта «Новый урок» 2 место, руководитель Гладышева О.В.
Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения.
В последние годы одной из актуальных тем развития образования в нашей стране становится повышение профессиональной компетентности педагога.
Поздравляю Вас с праздником 1 СЕНТЯБРЯ.
Желаю Вам огромной удачи, невероятной радости, неземного вдохновения, отличного настроения, блестящих побед, и, конечно же, огромных успехов!
Заместитель директора по УВР филиала МБОУ Токаревской СОШ№2 в с.Гладышево
Как возродить прежний авторитет и престиж учителей
Большая перемена
Прошедший по стране День знаний традиционно обратил взоры общества к нашим учителям. Несколькими днями ранее министр образования сообщил, что дефицита кадров в этой сфере практически нет, все школы полностью укомплектованы педагогами. В условиях нестабильности на рынке труда подобное дорогого стоит. Однако остается открытой вторая сторона вопроса — возрождение прежнего авторитета и престижа учителей. Своими мыслями по этому поводу делятся наши эксперты.
Научить учиться
Татьяна Квятинская, учитель русского языка и литературы ГУО “Гимназия № 10 г. Минска”
Я работаю в гимназии, где учатся высокомотивированные дети. Но, к огромному сожалению, профессию педагога они выбирают редко. А среди них есть те, кто способен не только впитывать знания, но и передавать их остальным. И в этом огромная разница — учиться и учить! Именно эти способности определяют профессию учителя. Кроме того, это и личностные качества: умение сопереживать, понимать детей и их родителей, воспринимать чужие проблемы как свои и помогать решать их.
Как поднять престиж учителя, привлечь в школы молодежь и превратить ремесло в творческую профессию? В последнее время этот вопрос поднимается очень часто, и это меня радует. Так как главное в решении проблемы — осознать, что она есть. Я уверена, что совместными усилиями мы способны изменить ситуацию. Сейчас многое стали делать для того, чтобы наша профессия снова стала уважаемой и привлекательной. Проведение конкурсов педагогического мастерства показывает, что среди педагогов много талантливых и интересных людей. Я сама являлась участницей такого конкурса, который позволил мне не только продемонстрировать свой опыт, но и многое почерпнуть из опыта моих коллег. Немаловажно в формировании положительного образа педагога и внимание СМИ.
Если ребенку комфортно в школе, если он ходит туда с удовольствием и имеет возможность реализовать себя, в семье также царят мир и радость.
А счастливая семья — это залог успешного государства. Если же коснуться удовлетворения материальных потребностей, то здесь не все хорошо, чем и объясняется незначительное количество мужчин в педагогической профессии. Это недостаточные возможности для карьерного роста и невысокая зарплата, не позволяющая содержать семью. А если учесть, что и в семье мужчины часто отстраняются от воспитания своих детей, предоставляя эту обязанность жене, так и получается, что наши дети получают “женское воспитание”.
Не скажу, что это плохо, но твердое мужское слово нашим детям не помешало бы. Поэтому в данном направлении есть над чем работать.
В последнее время часто слышу определение “современный учитель”. Какой он? Да, учитель должен идти в ногу со временем. В школах и гимназиях появилось современное оборудование, сам процесс обучения стал приобретать иные формы. Поэтому и учитель, который окончил университет 20 и более лет назад, должен иметь возможность овладеть современными технологиями. Хорошо, когда, как у нас в гимназии, у каждого есть персональный компьютер, на каждой кафедре интерактивные доски. Педагоги информатики проводят обучающие семинары и мастер-классы. Но я знаю, что не каждая школа может похвастаться этим. В результате дети владеют современными технологиями лучше учителей, авторитет педагога падает. Современный учитель — тот, кто всегда впереди.
Когда я, будучи студенткой, пришла на практику, директор долго со мной общалась, говорила о том, каким должен быть урок, какие методы использовать. А в заключение добавила: “Помните еще о том, что учитель должен выглядеть безупречно. И даже если вы заболели и вам пришлось на уроке достать носовой платок, это должен быть такой носовой платок, чтобы дети ахнули”. Тогда я рассмеялась, думая, что это шутка. Но очень скоро поняла, как она была права. Безупречность во всем: в мыслях, словах, поступках и во внешнем облике. Сложно? Очень. Вот и боятся выпускники такой ответственности. А если кто-то и готов, то родители отговорят.
Но я рада, что все-таки есть дети, которые не боятся трудностей и выбирают профессию педагога. Вспоминаю свою выпускницу, которая была как раз из тех, кто способен учиться и учить. Творческая, талантливая, безупречная. Мечтала стать учителем. Но ее мама решила, что дочь получила золотую медаль не для того, чтобы выбирать педобразование. И девочка отучилась в престижном (по мнению мамы и общества) вузе. Отработала два года, а затем пришла ко мне и с горящими от счастья глазами сказала, что теперь она независима и может получить педагогическое образование. Именно такие учителя нужны нам, на таких держится школа. Рада за нее, потому что сама когда-то выбрала этот путь. И никогда не пожалела. А чье-то мнение о престижности профессии меня мало интересует, если каждый день я иду на работу с радостью. Потому что знаю: меня ждут любопытные глазки моих учеников и творческий коллектив педагогов. И для меня профессия педагога самая престижная.
Престиж на десять баллов
Жанна Мишур, член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам
Что такое авторитет? Это общепризнанное влияние и значение определенного лица для какой-либо группы. Причем основанное на его знаниях, нравственных достоинствах, заслугах, достижениях и жизненном опыте. С авторитетом учителя напрямую связан и его престиж. Ведь быть учителем — это призвание, случайный человек настоящим учителем стать попросту не может.
Для того, чтобы поднять престиж учителя, необходимо как минимум повысить планку поступления в педагогические вузы. Проходной балл сюда должен быть весьма высоким. Чтобы раз и навсегда искоренить бытующий сегодня среди абитуриентов принцип: если не удастся поступить туда, куда собираюсь, пойду в педагоги. Это совершенно недопустимо. Педагог должен быть человеком развитым, причем всесторонне. Особенно в нынешний век высоких технологий.
Он не должен просто “идти на урок” — он должен идти делиться знаниями.
На практике же мы зачастую имеем совершенно другое. Мне как педагогу с 25-летним стажем крайне неприятно и обидно, когда приходит в школу молодой учитель сразу после вуза, и первый же его вопрос: “Сколько я буду получать?” А потом начинается торг: классного руководства мне не надо, еще чего-то не надо, а вот другое надо, дайте мне это! Скажем, немало претензий сегодня звучит по поводу жилья. То его нет, то оно далеко, то не того качества, как ожидалось. Но позвольте, у нас существует съемное жилье, есть арендное. Почему мы привыкли все получать бесплатно? Подобный менталитет стоит пересмотреть. Человек сам себе должен создавать условия — и для комфортной жизни, и для эффективной работы. Тем более что государство ни от кого не отворачивается, оно помогает всем. Но оно дает не желаемую “рыбу”, а “удочку”. Дает в руки инструменты, посредством которых каждый может обеспечить свое благосостояние.
И даже когда говорят о низкой зарплате педагогов, эти разговоры зачастую не выдерживают никакой критики. Сегодня можно заработать и в школе! Другое дело что многие хотят прийти и тут же получить все и сразу. Практически на блюдечке с золотой каемочкой. А такого быть не может. Заработную плату надо заработать!
Еще важная деталь. Разве это нормально, что молодой учитель, бывает, становится классным руководителем, но при этом за целый учебный год не находит времени и желания побывать в семьях своих учеников? Если учитель не знает, чем дышат его ученики, какой же авторитет будет иметь такой педагог в их семьях? Не надо бояться и опускаться на уровень детей: учителю не стоит забывать, что он и сам когда-то был учеником. И нынешние знания не возникли сами собой — их дали другие педагоги, дала страна. А у нас иной преподаватель жалеет поставить ребенку десятку (“Да я сам на десятку не знаю!”). Так где же стимул для ученика? Настоящие педагоги как раз стремятся воспитать своих учеников умнее себя. И очень гордятся, если это получается.
Чтобы не быть голословной, поделюсь личным опытом. 15 лет я возглавляла СШ № 30 в Бобруйске. И все эти годы в моей школе отсутствовала текучка кадров, был стабильный педагогический коллектив. Если приходили молодые специалисты, они оставались на постоянную работу.
И это при том, что жильем мы их не обеспечивали. Но была система стимулирования: “подъемные”, материальная помощь, даже маленькие сувенирчики от профкома. В результате появлялось самое главное, чего я добивалась — заинтересованность молодых кадров. Их хорошо принимали, им нравился наш коллектив, и они с удовольствием пополняли его ряды.
И еще один существенный нюанс. Могу с гордостью сказать, что дочь пошла по моим стопам — она тоже преподаватель. Причем выбор ее был не просто осознанным. Она закончила школу с золотой медалью и поступала в педагогический вуз еще тогда, когда медаль не давала права поступить без экзаменов. Так вот, я убеждена: не должен становиться педагогом человек, учившийся в школе на четыре-пять-шесть. Учителем может быть тот, у кого в аттестате не ниже 8 баллов. Как законодатель я предложила бы и такой момент. В педагогические вузы должны идти люди с хорошей внешностью и дикцией. Потому что если у филолога не поставлено произношение всех звуков, это никуда не годится. Словом, предложений много. Но все они не отменяют главного: работать на свой имидж и престиж педагог должен и может лишь сам.