Как поднять ребенка в школу
Как поднять ребенка в школу: 4 вопроса родителям
Как сделать утренние сборы приятными для всех членов семьи
Сьюзен Стиффелман психотерапевт, педагог, специалист по детско-родительским отношениям, автор книг для родителей
Закончились каникулы, и многим из нас вновь предстоят ежедневные сражения по утрам с собственными детьми, которых так трудно поднять и собрать в школу вовремя. Можно ли перестать нервничать и ругаться с детьми из-за утренних сборов в школу? Вот способ, который предлагает автор книги «Как перестать сражаться со своим ребенком».
Стэлла пришла ко мне в полном отчаянии. Ее одиннадцатилетний сын Сэм каждое утро отказывался вставать в школу и разыгрывал такие драмы, что и мать, и сын чувствовали себя полностью эмоционально опустошенными, едва успевал начаться день.
Стэлла рассказала, что каждое утро она заходила в комнату Сэма и пыталась его разбудить, мягко называя по имени и щекоча по пятке. Никакой реакции. Тогда Стэлла начинала говорить более громким голосом и сильнее сжимать его ногу. Сэм начинал издавать охи и вздохи.
К этому моменту Стэлла уже теряла остатки терпения, переживая, что время идет очень быстро, а ей нужно было еще немало сделать, чтобы собрать детей в школу. «Зайчик, помнишь, что мы уже разговаривали об этом вчера перед сном и ты обещал сегодня встать вовремя?». Тишина. «Так, Сэм, я предупреждаю тебя. Я иду собирать твоего брата в школу и накрывать на стол завтрак. Если ты не встанешь через одну минуту, то ты опоздаешь на занятия!».
Важно понимать, что на самом деле у Сэма нет никаких проблем. Либо ему в принципе все равно, что он опоздает в школу, либо его мозг еще так крепко спит, что мальчик просто не может оценить всю важность своевременного прихода на уроки. А посему единственный человек, кто оказывается в непростом положении, — это мама, которая уже начала паниковать из-за того, что не может заставить сына решить ее проблему.
Что же происходит дальше? Мама еще раз пять возвращается в комнату сына, крича, угрожая уйти без него и читая ему нотации относительно того, почему «она не допустит, чтобы это повторилось снова». Стэлла полностью утратила спокойствие, несмотря на обещание больше не доводить дело до этого, и сильно разозлилась на себя — и на Сэма — из-за того, что снова все пошло наперекосяк.
Сэм, наконец-то оторвавшийся от кровати и пытающийся одеться, начинает кричать на маму, что она разбудила его неправильным образом, или обвиняет брата в том, что тот кашлял всю ночь и не давал уснуть, из-за чего он и проснулся безумно уставшим.
Поведение детей и ваше настроение
Во время своих терапевтических семинаров я провожу эксперимент: обращаюсь к участникам с просьбой встать напротив меня с вытянутыми в мою сторону ладонями. Без каких-либо дополнительных инструкций я подаюсь вперед и начинаю надавливать на их ладони. В ста процентах случаев они начинают давить обратно с силой, равной, а то и превосходящей мою. После этого я спрашиваю: «Разве я просила вас давить обратно на мои руки?». И получаю один и тот же ответ: «Нет, на самом деле не просили».
Благодаря этому упражнению мы понимаем, что когда один человек во взаимоотношениях начинает давить на другого, то этот другой инстинктивно начинает оказывать обратное давление. Но два человека не могут противостоять друг другу, если один из них не оказывает давления! Противостояние всегда подразумевает под собой как минимум двух участников.
Хотя реальные слова и действия, которые вы будете предпринимать в адрес своего ребенка, не желающего вставать по утрам, зависят от множества переменных — его желания ходить в школу, возраста, выговоров от учителя за опоздания, — реально важную роль играет именно активная позиция, занимаемая вами в процессе воспитания детей. Когда вы, как капитан корабля, крепко стоите на ногах, подобные ожесточенные столкновения с детьми просто невозможны.
Каково основное правило поддержания собственного авторитета? Сохранять спокойствие любой ценой. И сделать это гораздо проще, когда вы перестаете давать детям возможность подорвать или вовсе сломить безмятежность вашего духа плохим поведением.
Я спросила Стэллу: «Почему вам так важно, чтобы дети приходили в школу вовремя? Вы беспокоитесь из-за того, что вам может позвонить завуч и сказать, что вашего сына оставят после занятий в классе по причине его многочисленных опозданий? Или вам кажется, что вы будете лучшей мамой, если привьете ребенку чувство ответственности? Может, вы воспринимаете его халатное отношение как провал ваших устремлений объяснить ему, насколько важно быть пунктуальным? Какое значение лично для себя вы вкладываете в поведение сына?».
Когда мы полагаем, что именно наши дети и их поведение позволяет нам чувствовать себя хорошими или плохими родителями (или людьми), мы автоматически передаем бразды управления кораблем в их руки. И при этом продолжаем надеяться, угрожать и молить их о том, чтобы они направляли его по тому курсу, который нам кажется наиболее правильным, для достижения цели, которая нам кажется наиболее необходимой.
4 вопроса о том, что нас огорчает
Я рассказала Стэлле о методе под названием «Работа». Он основывается на осознании того, что нас расстраивают не происходящие вокруг события, а наши мысли о них. В контексте воспитания детей равновесия и спокойствия нас лишает именно наше восприятие и самовнушение относительно того, как дети должны себя вести.
Некоторые буквально увязают в произошедшем, постоянно переживая и навязчиво прокручивая события шаг за шагом. Другие поддаются искушению рассказать о плохом поведении друзьям, чтобы найти поддержку и хоть какое-то оправдание своей вспышке гнева. И большинство родителей прибегают к совершенно бесполезным и нерациональным угрозам в адрес детей с целью добиться от них послушания и повиновения. Метод «Работа» позволяет по-новому посмотреть на свои мысли и реакцию и освободиться от их негативного влияния на процесс воспитания.
«Работа» состоит из четырех вопросов, которые мы должны задать себе относительно наших мыслей и представлений, вызывающих огорчение.
Один из способов определить, что некая конкретная мысль является основной причиной вашего расстройства, состоит в том, чтобы отыскать в ней слова «должен» или «не должен», а затем посмотреть, вызывает ли данная мысль сильный прилив негативных эмоций.
Попытайтесь отыскать утверждение, от которого ваша кровь закипает и разносит адреналин по венам, сочетание слов, в котором есть нечто особое, что заставляет вас мгновенно сорваться с места в карьер. Как правило, это бывают мысли, на которых вы можете сразу, как адвокат, сначала выстроить все дело, а затем отыскать доказательства, безоговорочно оправдывающие вашу бурную реакцию.
«Мои дети должны сразу приходить за стол, как только я зову их обедать».
«Мой муж не должен давать нашему сыну нездоровую пищу, когда меня нет дома».
«Мой сын должен пойти принять душ».
«Моя дочка не должна хныкать».
Подобные мысли выбивают нас из игры и заставляют расстаться со спокойным ощущением контроля над ситуацией. Именно из-за них мы начинаем набрасываться на детей, вызывая в них ответную реакцию в виде самозащиты и сопротивления, вместо того чтобы поддерживать их, пробуждая открытость и восприимчивость.
Как перестать расстраиваться из-за детей
Вместе со Стэллой мы начали работу по этому методу. Для начала мы определили расстраивающую ее мысль, которая каждое утро мешала ей эффективно справляться с ситуацией: «Мой сын Сэм должен стараться вовремя просыпаться в школу».
Я спросила Стэллу: «Это правда, что ваш сын должен стараться делать это?».
Стэлла сказала: «Конечно, это правда. Очень важно, чтобы Сэм научился рассчитывать время и выполнять работу в рамках установленного расписания. И день его складывается намного лучше, если он не вламывается в класс в самую последнюю минуту».
Я ответила: «Хорошо, я поняла. Поздний подъем приводит к дополнительным проблемам. Теперь скажите, вы абсолютно точно знаете, что ваш сын действительно должен стараться вставать вовремя в школу?».
С определенной ноткой сомнения в голосе, но все еще отстаивая свою точку зрения, Стэлла сказала: «Ну, я не могу быть абсолютно уверена в том, что это правда. Мне хотелось бы, чтобы он просыпался вовремя, но я не могу быть абсолютно уверена в том, что он должен это делать. Реальность такова, что он, вне всяких сомнений, не хочет этого делать».
Я попробовала копнуть глубже при помощи третьего вопроса: «Что вы чувствуете и как ведете себя, когда вы верите в то, что Сэм должен стараться вставать в школу вовремя, а он этого не делает?».
«Я напряжена, разочарована и очень расстроена представлением, которое он устраивает каждое утро. Я начинаю осуждать его: почему он не может быть более ответственным? Почему он такой ленивый? Почему он так поступает со мной? Я вообще не чувствую себя ласковой и нежной мамой, когда думаю обо всем этом. Я принимаю это на свой счет, расцениваю его поведение как полное неуважение ко мне и его преподавателю. Я чувствую себя подавленной и беспомощной, и я резка с ним из-за того, что он заставляет меня так себя чувствовать».
«Стэлла, четвертый вопрос: кем бы вы были без этих мыслей, без этой истории, что ваш сын должен стараться вставать по утрам вовремя? Что могло бы лично в вас измениться, если бы вы просто констатировали факт, что он опаздывает в школу, но не погружались во все эти негативные размышления? Ни в коем случае не думайте, что я прошу вас прекратить все попытки научить его приходить в школу вовремя или отказаться от надежды, что вы сможете помочь ему подниматься по утрам. Я просто спрашиваю вас, кем бы вы были, если бы перестали чувствовать напряжение и разочарование, порождаемое упрямой верой в вашу идею?»
Она задумалась на минуту и сказала: «Ну, если бы я не верила в то, что он должен вставать в школу вовремя, думаю, я бы проще относилась ко всему этому в целом. Мне было бы интересно посмотреть, что будет происходить, если я не буду постоянно дергать и теребить его. Сейчас мне кажется, что, если бы я не была столь сосредоточена на том, как заставить его встать вовремя, возможно, он сам бы предложил какие-то собственные варианты, как сделать утро более приятным».
«Включаем» доброе утро! Или 5 способов поднять ребенка с кровати
Доброе утро, дорогие мои читатели! И не важно, если сейчас за окном поздний вечер. Хочется пожелать доброго именно утра. А всё потому, что хочу сегодня поделиться своей пятёркой необычных способов, как разбудить ребёнка утром, чтобы оно по-настоящему было добрым.
Ох уж этот надоедливый будильник! Он вечно так рано звонит, кажется, что стрелки бегут с космической скоростью. Не успел глаза закрыть, а уже пора вставать. Если мы, взрослые, как-то готовы поднять себя из тёплой постели, то для многих детей ранний подъём – проблема века.
И не помогают зачастую ни уговоры, ни двадцать пятый раз «Пора вставать!», ни возмущённые окрики: «Как?! Ты ещё не встал?!» Но из всего есть выход! Главное, подойти к этому процессу творчески и с изюминкой, и тогда получается собираться в садик или в школу быстро, а главное – без истерик.
Массаж в постель заказывали?
Ой, наверное, массаж в постель – это самое приятное пробуждение. Главное, не переусердствовать и снова не усыпить. Потому важно правильно найти нужные «подъёмные» точки.
Итак, словно мыши, подкрадываемся к кровати и пробираемся под тёплое одеяло. Начинаем с пальчиков ног и стоп, медленно поднимаемся к пальчикам рук, а потом массируем мочки ушей и переходим к голове, заряжая постепенно бодростью всё тело. Эх, вот бы нас, взрослых, всё время так будили!
Встаём с хорошим настроением!
Ничто не поднимает наших детей так быстро и без капризов, как обещание чего-то хорошего сделать поутру. Они с этой важной мыслью для себя ложатся спать, иногда кажется, что держат её в голове всю ночь, потому как стоит сказать «Вставай!», они тут же открывают глаза, как бы и не спали вовсе, и сразу высказывают претензию: «А ты мне обещала…»
Что можно пообещать? Да всё, что угодно и что нравится Вашему ребёнку и служит для него «приманкой». Новенькая заколка для девчонок, новенькая машинка для мальчишек, игрушка которую разрешено взять с собой в садик, вкусняшка на завтрак, добрые пожелания на стекле в ванной, новая зубная щётка, даже небольшой квест по пути от детской через ванную и к кухне…
Заметьте: когда запланировано что-то интересненькое, например, зоопарк, кино, поход, цирк, дети без всякого будильника подскакивают раньше всех! Потому включайте фантазию и экспериментируйте. Только особенно не увлекайтесь: дети – существа хитрые, могут со временем заняться шантажом, отказываясь вставать без бонусов.
Особенно пользительно воспользоваться такими поощрениями, когда проходит адаптация к школе в первом классе либо в начале учёбы поле каникул, когда идти в школу не хочется вовсе.
Хорошее настроение может поднимать и семейный утренний ритуал. Заведённая традиция делать что-то утром обязательно вместе – это возложенная ответственность на ребёнка. «Мы без тебя это не сделаем» — хороший стимул, чтобы не залёживаться долго в кровати.
Да будет свет!
Говорят, для того, чтобы проснулся взрослый человек, достаточно включить свет. Не знаю, не экспериментировала на своих повзрослевших домочадцах, но почему-то не уверена, что мне за такой эксперимент скажут спасибо. Куда приятнее, когда просыпаешься медленно, а не вскакиваешь, не понимая, что происходит и куда бежим. Но это про взрослых. К детям это вообще неприменимо, не стоит испытывать неокрепшую детскую психику на прочность.
Если Вы намерены разбудить ребёнка и не поиметь с утра его истерику, «включать» доброе утро нужно постепенно. Сначала в ход пойдёт приглушённый свет от маленького светильника, потом можно подключить к пробуждению настольную лампу, а дальше уже и устроить хорошую освещённость, нажав на выключатель верхнего света.
Обычно к последнему подходу в детскую дети уже в стадии «поднять-подняли, а разбудить забыли», когда ещё не встали, но уже и не спят. Останется только слегка подтолкнуть: «Вставай, соня, нас ждут великие дела!».
А если ко всему этому процессу Вы подойдёте с маленькой долей творчества, добавив музыку из звуков утреннего пробуждения природы, то с большой долей вероятности при включенном верхнем свете под пение птиц, шум деревьев и морской прибой в детской постели Вы найдёте на капризулю, а улыбающегося новому дню малыша.
Ты куда-то спешишь? Я – нет!
Проснуться с удовольствием можно лишь тогда, когда никуда не спешишь. Касается это особенно тех, кто не готов сразу вскакивать, а любит немножко понежиться в кровати. Для таких вариант: «Мы опаздываем!» совсем не подходит. Если хотите избавиться от ежедневных слёз по утрам и вечного: «Не хочу вставать!», придётся Вам перестроить свой режим и заводить будильник ещё минут на 10-15 раньше привычного. Зачем? А вот зачем!
Кто откажется от утренних обнимашек-целовашек, ещё валясь под тёплым одеялком? Продлите своё утро в постели, но уже в детской, пощебечите «ни о чём», постройте планы на день, в общем, вовлеките ребёнка в лёгкий разговор, чтобы он постепенно «включался», выходя из комфортного состояния неги в готовность обрадоваться новому дню.
А ещё можно устраивать потягушки и начинать зарядку прямо в постели. Это помогает проснуться быстрее.
Здесь важно правильно распланировать время, чтобы не бегать по квартире, мешая друг дружке, а без истерик и лишней суеты с дружелюбным настроем собраться с запасом времени.
Чтобы кусочки снились…
Есть такая шуточная поговорка: «Пойду поем, чтобы кусочки не снились». Так вот, в данном случае можно пойти от противного. Многие родители стараются закрыть от ребёнка холодильник на амбарный замок и не кормить на ночь. Почему? Они уверены, что наполовинку голодный, он во сне ещё больше проголодается, а услышав утречком приятный запах жареной яичницы и тостов поднимет его на «раз-два-три».
Есть в этом и научное зерно: переевший на ночь ребёнок (да и взрослый, кстати, тоже) спит из ряда вон плохо, сон его беспокойный и разорванный, потому наутро он разбитый и совсем не готов выползать из постели.
А если ещё от присутствия за столом всех членов семьи без исключения зависит, когда всё-таки начнётся завтрак, то это имеет и побудительный мотив. Кому хочется быть виноватым, что папа не успел перед работой съесть его любимый бутерброд?!
Так что давайте забудем про ужасное армейское «Подъём!». Будем больше гулять, ложиться вовремя, проветривать комнату перед сном, перестанем смотреть ужастики по вечерам и начнём будить наших детей ласково, чтобы действительно было каждый день «Доброе утро!».
Заканчиваю встречу с вами шуточным стихотворением и жду ваших секретов, как вставать по утрам бодро и весело.
4mama
Как легко утром поднять ребенка в детский сад или школу?
Обычно вечером детей очень сложно уложить спать, а утром – поднять. Чтобы пробуждение было легким и комфортным для всех членов семьи, мы расскажем вам о небольших хитростях.
Главное правило бодрого и легкого пробуждения – это полноценный сон. Поэтому не стоит накануне давать детям засиживаться за компьютером, дурачиться очень долго и резвиться в кровати. Кстати, не забывайте проветривать хорошо комнату перед сном и читайте сказки.
А чтобы пробуждение было приятным, попробуйте использовать наши 7 советов:
1. Будите ваше чадо обнимашками и поцелуями. Скажите дочке, что она прекрасная принцесса, а прекрасные принцессы после поцелуев всегда просыпаются! Это будет и сказочно и приятно. К тому же тактильные контакты очень нужны как маме, так и детям.
2. Ленивая подушка. Скажите ребенку, что ему сложно просыпаться по той причине, что у него просто ленивая подушка! Да, представьте, такое тоже бывает – подушка ленивая, ее срочно надо выносить на балкон и выбивать из нее лень! И с каждым днем это делать будет легче, ведь лени в подушке будет становиться все меньше и меньше. А после выходных надо процедуру делать еще усерднее, потому что за два дня невыбивания лень снова накапливается. Кстати, родители, может у вас тоже ленивая подушка, а?
3. Утренний шум. За полчаса до пробуждения открывайте дверь в детскую, шумите, готовя завтрак, включайте бодрую музыку, прекращайте ходить тихонько и т.д. Тогда ребенок от громких звуков сам начнет просыпаться, и тогда поднять его будет уже легче.
4. «Поднять подняли, а разбудить забыли». Знакомо, не так ли? В таком случае можете устроить с ребенком для быстрого пробуждения соревнования, кто быстрее оденется. Дети, как правило, любят такие игры и моментально просыпаются. С такой игрой и одеться получится быстро и проснуться.
5. Маленькая модница. Спросите дочку модницу во время пробуждения, какую прическу она сегодня хочет и какое платье она желает надеть в сад? Практически все девочки модницы, и упустить возможность выбрать, примерить и причесаться не станут. И надо поторопить, потому что можем не успеть выбрать самый подходящий наряд!
6. Придумайте интересный утренний ритуал. Чтобы пробуждение стало легким, можно устроить какой-то ритуал, например, встречать рассвет или смотреть на утренний иней или вести график температуры. А для этого необходимо вставать строго в одно и то же время. Так и ребенок будет изучать природу и вставать научится в одно и то же время. Можно даже вместе купить будильник. Расскажите, как он заводится, и вскоре ваш ребенок будет самостоятельно вставать. Не забудьте в таких случаях хвалить свое чадо за старания и успехи.
7. Экстренные меры. Если уж совсем ваш ребенок сложно встает по утрам, то безотказным вариантом могут быть небольшие мультфильмы. Конечно, таким способом поднимать свое чадо часто не рекомендуется, но если нет другого выхода, то подойдут и мультики. Так вы и себе и ребенку не будете расшатывать нервную систему. И настроение на весь день не будет испорчено.
Желаем вам легко и без проблем просыпаться утром и будить своих деток!
Как разбудить ребенка в школу без истерик: 5 советов психолога
Оксана, г. Красноярск
Наталья Наумова
Вам сложно утром собирать дочь в школу. Девочка поздно ложится спать, а вставать надо рано. В итоге ребенок не высыпается и капризничает по утрам. Вы переживаете, боитесь, что дочь опоздает в школу.
В вашем вопросе звучат нотки обиды на вашу девочку. Вы считаете, что она вас подводит, делает вас неуспешной в глазах окружающих (в том числе и в глазах учителя). Что вы при этом чувствуете? Вероятно, стыд?
Вы ведь неспроста хотите (но в то же время и боитесь) дать дочке испытать стыд перед всем классом во время опоздания. Вспомните, в каких еще ситуациях вы испытываете аналогичное чувство? Во всех этих ситуациях есть что-то общее, схожее и мучительное.
Это ваше чувство, и оно не связанно с вашей дочкой. Это ваше восприятие действительности, преломленное вашим глубоким детским переживанием. Именно оно и причиняет вам боль и страдания, заставляя совершать необдуманные действия, вызывая срыв, всплеск негодования в адрес невыспавшегося ребенка. Старайтесь контролировать свои мысли и чувства.
Проблема вашей девочки заключается в том, что она не имеет возможности выспаться, поскольку не справляется самостоятельно с домашними заданиями. Ей требуется ваша помощь. Вы приходите поздно с работы уставшая и, возможно, вы уже не очень терпеливы и доброжелательны при выполнении задания.
Ребенок нуждается в поддерживающем общении с вами. Удается ли вам хвалить девочку? Настолько же эмоционально, как и ругать? Каждому ребенку очень важен эмоциональный контакт с родителями. И если ругать получается более эмоционально, чем хвалить, то ребенок будет стремиться получить вашу яркую эмоцию, пусть даже и негативную. Именно так на неосознанном уровне ребенок получает подтверждение его значимости для родителя.
Читайте также
Как исправить ситуацию:
Организуйте режим дня дочке. Иначе она сталкивается с переутомлением и эмоциональным истощением. Ребенок в 9 лет должен заканчивать выполнение домашних заданий до 18:00. Надо продумать, каким образом это можно устроить. Возможно, потребуется привлечение помощников. Необходимы ежедневные прогулки на воздухе. Важно помнить, что младшему школьнику требуется 10-11-часовой ночной сон.
Проявляйте внимание и заботу. Вашей дочке очень нужна ваша поддержка и принятие. Тем более что процесс обучения идет не так гладко. Большую роль в формировании самооценки играет ваше отношение к ребенку. Находите ежедневно в течение дня хотя бы 30 минут для качественного общения с дочерью. Займитесь общим интересным делом (не уроками). Выслушивайте ее внимательно, заинтересованно, поддерживайте. Перед сном рассказывайте дочке о пяти ее достижениях за день, чем она вас восхищает, радует.
Следите за своими чувствами в общении с дочкой. Если она вызывает у вас негативные эмоции, с которыми вам сложно справиться, незамедлительно обратитесь к семейному психологу.
Расскажите дочке о правилах поведения в школе. Объясните, почему лучше своевременно приходить на занятия (допустим, уроки начинаются ровно в 8.30, и она может пропустить объяснение нового материала или ее несвоевременных приход в класс будет отвлекать других учеников от урока).
Поделитесь с дочкой своими воспоминаниями о вашем опыте опоздания в класс, если такой опыт был. Расскажите о ваших чувствах и переживаниях, связанных с опозданиями. Возможно, вы видели, как ваши одноклассники опаздывали и как их ругали учителя. И обязательно дайте понять девочке, что опоздать может каждый, но лучше стараться этого не делать. Если она опоздает, то важно, чтобы она не билась в истерике и страхе, а умела успешно справиться с непростой ситуацией. Существует 2 простых правила опаздывающего: 1) предупредить и 2) извиниться.
Если ребенок не справляется со школьной программой, обратитесь за помощью к детскому нейропсихологу.