Как поднять явку на выборах
Операция «Явка». 10 способов, которыми власть загоняет избирателей на участки
Анна Бегиашвили
1. Опросы и референдумы в день выборов
18 марта на многих участках одновременно с выборами будут организованы разнообразные референдумы и опросы. Так, например, планировалось, что 18 марта должен был состояться референдум о переименовании Свердловской области. От этой идеи в итоге отказались, потому что подготовка заняла бы слишком много времени. Теперь вместо этого планируется проведение опросов по благоустройству. Причем деньги на эти опросы должны быть выделены из резервного фонда области, средства из которого обычно направляются на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и на пособия гражданам.
Жителям Анапы тоже предлагают поучаствовать в голосовании за проекты благоустройства. Опросы будут проводиться в тех же или в соседних с избирательными участками зданиях.
2. Призы избирателям
В некоторых регионах будет проводиться конкурс «Фото на выборах». В распоряжении РБК есть презентация конкурса, в которой говорится, что его цель — «мобилизовать избирателей 18–39 лет», а также «создать позитивный фон и атмосферу праздника на участках». Избирателям предложат проголосовать, а затем сфотографироваться в специальных фоторамках, которые установят на избирательных участках. Фотографию надо будет выложить в Instagram или во «ВКонтакте» с хэштегом конкурса и названия города. К продвижению планируется привлечь «звездных избирателей»: актеров, музыкантов, блогеров. Два источника РБК, близкие к Кремлю, рассказали, что в качестве призов будут вручаться iPhone и iPad.
В Екатеринбурге предприниматель Николай Наумчук предложил бесплатно кататься на ледяных горках любому, кто произнесет кодовую фразу: «Мы за выборы!» DW пишет, что Наумчук уже несколько лет выигрывает многомиллионный тендер на строительство главных городских горок.
3. Агитация в учебных заведениях
The Insider уже писал о том, что учителей по всей России обязали узнавать, кто явится на выборы. В одном из вузов Ярославля студентов просят заранее уведомить о желании проголосовать. «Должно быть не менее 10 человек от группы», — указывает руководство студентам. А сотрудникам детского санатория угрожают лишением премии в случае неявки. Информация об этом появилась на странице ярославского штаба Навального в Facebook.
В Хакасии сотрудникам детских садов раздают бланки, в которых «Единая Россия» просит принять участие в выборах и сдать для обработки свои персональные данные, сообщает Екатерина Чернышева.
В геленджикской школе №3 прошла информационная пятиминутка, посвященная выборам президента России и сбору подписей за Владимира Путина. Информация об этом появилась на сайте учреждения. Запись уже удалена, но скриншот сохранился.
Работа ведется через организованные сети, когда в основном заняты структуры, работающие по месту жительства: учителя, врачи, сотрудники опеки и так далее. Естественно, по ним идет работа в стационарном режиме по спискам. Работают разные технологии — от просьб до списков отслеживания: «отзвонитесь, как проголосуете». Разнообразие неисчислимо.
Александр Кынев, политолог
4. Манипулятивные соцопросы
В начале февраля на оживленных перекрестках Челябинска проводилось анкетирование граждан с использованием манипулятивных вопросов, указывающих на взаимосвязь выборов и отношений России с США. Фото опубликовал штаб Навального в Челябинске.
Уже 9 февраля (хотя, анкетирование должно было закончиться 10 февраля) на улицах раздавали листовки с «результатами» опроса, где более 70% опрошенных якобы считают, что Запад может повлиять на итоги выборов из-за низкой явки и согласны с тем, что активное участие россиян в выборах ударит по авторитету США.
5. Реклама на любых носителях
DW пишет, что Сыктывкарский молокозавод по просьбе регионального ЦИК поместил логотип президентской кампании на упаковки с молоком.
X5 Retail Group в некоторых регионах, по договоренности с ЦИК, оповещает о выборах с помощью кассовых чеков.
6. Контекстная реклама в «ВКонтакте»
«ВКонтакте» постоянно показывает пользователям рекламные объявления с призывами голосовать на выборах. При этом они зачастую размещаются от имени СМИ («Первый канал», Ura.ru).
7. Приказы «сверху»
Руководители госучреждений и предприятий активно используют административный ресурс, в рекомендательном или принудительном порядке призывая сотрудников явиться на выборы.
В Челябинске на предприятиях издают внутренние приказы о назначении ответственных за информирование.
В штаб Навального в Хабаровске попало секретное постановление заместителя мэра города, главы Индустриального района Константина Жукова, в котором он требует от всех частных предприятий на его территории предоставить сведения о голосовании сотрудников и обеспечить их явку. К постановлению прилагается «План действий руководителя предприятия в день голосования».
Самый простой и эффективный метод — работа с административно зависимым электоратом. Это три категории: первая — госслужащие, в том числе сотрудники правоохранительных органов и военные. В их обязанности входит присутствовать на выборах. Вторая — работники бюджетных учреждений, то есть учителя, врачи, работники социальной сферы. Они менее зависимы, но с ними тоже работа идет. И третья — работники государственных корпораций. Есть информация, что от таких людей требуют, например, доказательства, что они пришли на выборы, не доказательства голосования, а присутствия (сфотографировать что-нибудь).
Екатерина Шульман, политолог
8. Эксплуатация молодежных телепрограмм
В феврале в рекламе на телеканалах СТС и ТНТ, специализирующихся на развлекательных молодежных телепрограммах, стали появляться вставки, в которых известные актеры и телеведущие разыгрывают сценки про важность участия в выборах.
9. Мобилизация сотрудников УИКов
В нескольких регионах России члены участковых избирательных комиссий проводят поквартирные обходы. Иногда в них принимают участие работники МФЦ.
Координатор «Открытой России» Андрей Пивоваров описал схему подобных обходов в Санкт-Петербурге. Члены УИКов должны разработать и предоставить руководству план-график и маршрутные листы обхода квартир. Ходить они должны вместе с представителем управляющей компании (чтобы жильцы открывали двери) и полицейским. При этом работы сотрудников УИКов не будет дополнительно оплачена.
В Свердловской области, ЯНАО и ХМАО объявлены конкурсы, чтобы стимулировать избирательные комиссии. УИКи будут награждать денежными призами и подарками за оригинальность форм и методов работы, сообщает «Коммерсантъ».
10. Подкуп избирателей
«Протестная Москва» выяснила, что «Единая Россия» покупает явку в Москве. Специальная страница в «ВКонтакте», занимающаяся рекрутингом промоутеров, проводит набор людей, готовых прийти на выборы за денежное вознаграждение от 300 до 500 руб., в зависимости от количества пришедших. В качестве цели указано повышение явки на нескольких участках.
Заказчиком «Алексей» он называет «Единую Россию».
Александр Кынев, политолог
Как повысить явку избирателей. Часть 5.
Как повысить явку избирателей. Часть 5.
Дата публикации: 15.02.2016 г.
Автор: Вера Блашенкова
В предыдущих статьях мы рассмотрели разные способы повышения интереса избирателей к выборам. Важно не только уведомить избирателей о дате, времени и месте голосования. Большое значение на итоговый результат будет оказывать то, КАКИМ ОБРАЗОМ Вы их доведете до участков. Для обеспечения максимальной явки своих сторонников нужно о них позаботиться, например, организовать бесплатный или льготный проезд для нуждающихся, проконтролировать составление заявлений в избирательную комиссию о желании проголосовать вне помещения и т.д. Все упомянутые нами способы так или иначе воздействуют на чувство гражданского долга избирателя. Однако с избирателями можно договориться напрямую, «обменяв» конкретный голос на предоставление материального блага или услуги. Подкупом это является в том случае, если вы таким образом «покупаете» голос избирателя, т.е. он голосует за вас. А если это делается просто для повышения явки?
Итак, следующий метод это:
11. Поощрения и подарки разным категориям избирателей за участие в выборах и за привлечение к участию в выборах.
1. Всегда согласовывайте мероприятия по повышению явки и качества голосования с юристами–профессионалами, проверяйте могут ли Ваши решения быть квалифицированы как подкуп и повлечет ли это отмену итогов голосования.
2. Максимально дробите категории избирателей, которых пытаетесь привлечь на участки. Понимание образа действий и поведения каждой категории людей позволит Вам точнее предугадать, какой механизм привлечения использовать.
Этот бесплатный материал поможет Вам составить список обязательных мероприятий, направленных на изменение явки избирателей и подготовить свои решения. Вместе с тем, есть ИНЫЕ вполне законные способы, как повысить или снизить явку избирателей.
Как повысить явку избирателей. Часть 1.
Как повысить явку избирателей. Часть 1.
Дата публикации: 15.02.2016 г.
Автор: Вера Блашенкова
Мы прекрасно умеем думать за других, знаем, что другим нужно сделать, чтобы нам было хорошо, но, увы, это знание не распространяется на себя-любимых. Так уж повелось, что в нашей стране почти у каждого есть свое мнение относительно качественного, справедливого и правильного способа управления государством. Однако, когда дело доходит до конкретных действий, граждане проявляют апатию, и многие из них до избирательных участков не доходят.
Что сделать, чтобы избиратели пришли и проголосовали?
Мы подготовили серию материалов об основных приемах повышения явки избирателей с примерами и пояснениями.
Итак, начнем с самого очевидного решения. Что нужно сделать для того, чтобы люди пришли на выборы?
Ответ: рассказать им, когда и где будут проходить выборы. Поэтому первый прием это:
1. Доведение информации о дате, месте и времени голосования.
Зачастую многие граждане действительно не знают/не помнят о том, в какой день состоятся выборы. Поэтому они что-то планируют, куда-то уезжают, и в конечном счете в «тот самый день» не присутствуют на выборах. На встречах с избирателями, дебатах, иных выступлениях – необходимо постоянно напоминать о дате, месте и времени голосования, говорить о важности предстоящих выборов, об их значении для развития региона на ближайшие несколько лет. Вся «фишка» в том, в каком виде, или в какой форме вы им об этом напомните.
КАК напомнить? Например:
Многие избиратели не знают, где они должны голосовать. Разумеется, если избиратель – постоянный участник выборов, то ему известно место голосования. Нередко это здание ближайшей школы или дома культуры. Но бывают нововведения – избирательные округа перерезаются, и избирательные участки переносятся, поэтому важно довести до сведения избирателей, КУДА им нужно прийти, и в КАКОЕ ВРЕМЯ (см. подробнее в этой статье>>)
Нередко члены избирательных комиссий разносят гражданам персональные приглашения с информацией о том, где и когда им предстоит проголосовать. В некоторых случаях избирательная комиссия даже информирует о кандидатах, за которых предстоит проголосовать. На наш взгляд, информация о кандидатах в приглашениях может вызвать сложную реакцию в день голосования: если вдруг кого-то из участников придется вычеркивать из бюллетеня. Нередко люди, собирающиеся проголосовать за вычеркнутого кандидата, приходят на участок и устраивают скандал по этому поводу. Если же у них в руках еще будет буклет от избирательной комиссии, то председателю придется потратить немало времени на разъяснения.
В случае с коллективами работников фирм, предприятий, заводов, очень эффективным способом мотивации является проведение работы с руководителями соответствующих структур, которые, в свою очередь, донесут информацию о важности предстоящей избирательной кампании до своих подчиненных. Один из примеров, как мотивировать, можно прочесть на этой странице. В ряде случаев руководителям местных организаций могут быть разосланы письма с просьбой организовать встречи с сотрудниками.
Накануне парламентских выборов в 2007 году ведущие телефонные операторы произвели рассылку своим абонентом с приглашением прийти на избирательные участки и проголосовать. Аналогично поступили во время одной из избирательных кампаний власти Хабаровска, которые попросили местных операторов отправить клиентам текстовые сообщения с напоминанием о дате и времени голосования.
Известные деятели культуры, науки, образования, спортсмены и другие общественные деятели, появляющиеся на страницах газет и экранах телевизоров накануне выборов, обычно оказывают мощное мотивирующее воздействие на избирателей. Поэтому очень важно подобрать нужного человека и сформулировать обращение. На молодую аудиторию можно воздействовать, например, через интернет, где популярные блогеры смогут донести информацию о значении предстоящих выборов на понятном для молодежи языке.
Интересен пример Красноярского края, где по инициативе Молодежной парламентской ассамблеи при Таймырской Думе в городе Дудинка был организован турнир по мини-футболу под девизом «Сегодня в футбол играй – завтра президента выбирай». Здесь тоже важно не переусердствовать, поскольку если всем заранее будет известно о политическом подтексте в организации мероприятия, то многие просто не придут.
1. Тиражируйте ДАТУ, ВРЕМЯ и МЕСТО голосования.
2. Используйте РАЗНЫЕ носители для информирования.
Этот бесплатный материал поможет Вам составить список обязательных мероприятий, направленных на изменение явки избирателей и подготовить свои решения. Вместе с тем, есть ИНЫЕ вполне законные способы, как повысить или снизить явку избирателей.
Как повысить явку на выборах: устами избирателей
Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 1.
Дата поступления: 01.07.2015.
В статье уделено внимание правовой культуре избирателей. Приведены основные подходы оценки поведения избирателей. Представлены результаты социологического исследования, проведенного методом анкетирования населения по вопросам электоральной активности в Иркутской области. Даны рекомендации по проведению ряда мероприятий в сфере избирательного права и процесса: повышение правовой культуры населения, создание условий для формирования у граждан устойчивой мотивации к участию в избирательном процессе, стимулирование интереса к участию в общественно-политической жизни города Иркутска, Иркутской области и страны в целом.
Электоральное поведение, правовая культура избирателей, выборы; предвыборная агитация.
Безвербная М.Ю. Как повысить явку на выборах: устами избирателей //
Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 1.
Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 1.
Дата поступления: 01.07.2015.
В статье уделено внимание правовой культуре избирателей. Приведены основные подходы оценки поведения избирателей. Представлены результаты социологического исследования, проведенного методом анкетирования населения по вопросам электоральной активности в Иркутской области. Даны рекомендации по проведению ряда мероприятий в сфере избирательного права и процесса: повышение правовой культуры населения, создание условий для формирования у граждан устойчивой мотивации к участию в избирательном процессе, стимулирование интереса к участию в общественно-политической жизни города Иркутска, Иркутской области и страны в целом.
Электоральное поведение, правовая культура избирателей, выборы; предвыборная агитация.
Безвербная М.Ю. Как повысить явку на выборах: устами избирателей //
Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 1.
About article in English
Prologue: Law Journal. – 2016. – № 1.
Submission date: 01.07.2015.
The article focuses on electoral culture describing main behavioral patterns of electors. It also provides results of the sociological research conducted with the help of questionnaires on voter participation in the Irkutsk Oblast. The author concludes by giving recommendations how to conduct some electoral events to improve electoral culture of the population, how to create conditions in order to develop a stable motivation to participate in elections, and how to foster interest in the socio-political life of Irkutsk, the Irkutsk Oblast, and the country as a whole.
Electoral behavior, voter culture, elections; pre-election campaigning.
M.Yu. Bezverbnaya. How to Improve Voter Participation Rates: Voters’
Point of View // Prologue: Law Journal. – 2016. – № 1.
Исследование электорального поведения граждан в Российской Федерации представляет собой сегодня актуальную тему.
Важным аспектом правовой культуры выступает культура участия в избирательном процессе граждан-избирателей. Выборы могут выполнить свою политическую функцию только при наличии согласованного избирательного (гарантийного, отраслевого и структурного) законодательства и его исполнении всеми участниками избирательного процесса. Отсюда и выводится роль в демократических обществах институтов, осуществляющих электорально-правовое воспитание граждан, что в определенной мере обеспечивает профессионализацию избирательного процесса [2, с. 58].
Наиболее наглядно уровень правовой культуры населения проявляется в его активности в день выборов или референдума. От выбора граждан зависит дальнейшее политическое будущее страны, и непонимание этого (а как следствие, игнорирование выборов) свидетельствует о низкой электорально-правовой культуре.
При проведении избирательной кампании и осуществлении мер по повышению правовой культуры избирателей необходимо учитывать специфику национальной культуры, менталитет нации.
В настоящее время основные подходы исследователей связаны с оценкой поведения избирателей на индивидуальном уровне и степени воздействия на них политических партий и их лидеров. Известные на сегодняшний день оценки видов электорального поведения можно свести к двум подходам.
Первый подход построен на оценке поведения избирателей в ходе голосования. Здесь выделяют следующие типы электорального поведения:
— избиратели, принимавшие участие в выборах;
— избиратели, явившиеся на голосование, но испортившие бюллетень;
— избиратели, проголосовавшие против всех кандидатов;
— избиратели, не принимавшие участия в выборах (данный вид голосования можно назвать протестным голосованием).
Этот подход можно дополнить типологией элективных групп В.Г. Зарубина:
— избиратели-активисты: последовательные и не последовательные. Обе подгруппы принимают участие в выборах на всех уровнях, но первые отличаются «интересом к предвыборной кампании и позитивной оценкой значимости результатов голосования». Непоследовательные избиратели-активисты «не проявляют интереса к предвыборной кампании и не считают результаты важными для себя»;
— избиратели с колеблющимися предпочтениями. Они участвуют не во всех выборах;
— избиратели-абсентеисты. В данной группе у последовательных избирателей отсутствуют интерес к кампании и положительная оценка значения результатов выборов. Непоследовательные избиратели-абсентеисты, напротив, «проявляют интерес к предвыборной кампании и считают результаты голосования важными для себя» [3, с. 15].
На фоне этого особый интерес может вызвать модель «рационального избирателя», который взвешивает затраты и выгоды программ различных партий и затем по принципу максимальной пользы выбирает партию. Если происходит изменение в соотношении затрат и пользы, следует ожидать изменений в электоральном поведении.
Возможно использование и модели «мыслящего избирателя», который в отличие от «рационального избирателя» не формирует свои партийные предпочтения исключительно на основании совпадения своих взглядов с позицией партии и не отдает свой голос в расчете на будущее личное благополучие. «Мыслящий избиратель», находясь в ситуации принятия решения, обходится доступной политической информацией, не затрачивая усилий на ее проверку. Это рациональность, стремящаяся к минимизации затрат.
Выделяют информированных и менее информированных избирателей. Информированные зачастую неоднородны и могут интересоваться разными проблемами. Неинформированные избиратели не обладают знаниями о политике разных партий по решению спорных вопросов. Исследователи отмечают, что подобное разделение неприменимо к многопартийным системам. Известно, что избиратели стремятся использовать упрощенные формы получения информации.
Второй вариант типологии электорального поведения связан с уклонением от голосования. Уклоняющиеся от выборов могут быть реальными и фиктивными. Вслед за Р. Лэвисом выделяют фиктивные формы отклонения от выборов:
— избиратели, которых по каким-либо причинам не внесли в избирательные списки;
— избиратели, которые не получили уведомления о выборах с указанием даты и места их проведения при новой нарезке избирательных округов;
— избиратели, которых внесли в избирательные списки, но они умерли до дня проведения выборов;
— избиратели, которые фактически не живут в месте выборов или по каким-либо причинам должны голосовать в других избирательных участках;
— избиратели, которые неверно заполнили избирательный бюллетень. В статистике они учитываются среди непроголосовавших;
— избиратели, которые во время выборов были больны, но не вызвали выездную урну;
— избиратели, которые вовремя не позаботились об открепительных избирательных бюллетенях.
Граждане с неустойчивым типом электорального поведения в большинстве своем были и остаются вне властно-распределительных структур.
При обосновании неустойчивого типа электорального поведения учитываются не только оценка избирателями социально-экономических изменений и деятельности политического руководства, но и социокультурные умения и предпочтения самих избирателей. При различии и разнообразии социокультурных характеристик представители неустойчивого типа электорального поведения не надеются влиять на реальную политику с помощью участия в выборах. Об этом чаще всего свидетельствуют результаты выборов в местные представительные органы власти, здесь фиксируется низкая избирательная активность населения, поддержка выборных представителей сверху.
Большинство граждан нельзя назвать ни хорошо информированными, ни глубоко включенными в политику, ни особо активными [1, с. 122]. Существует определенная доля населения, которая не принимает участия в выборах, политика представляется для них не самой важной сферой жизни. В связи с этим уместным представляется использование
Сегодня многими исследователями отмечается низкая правовая культура российских граждан. Это явление можно объяснить многими причинами: усталостью от бесконечной череды выборов, ухудшением экономической жизни большинства людей, неверием в возможность изменить сложившуюся ситуацию посредством выборов, правовым нигилизмом и др. Поэтому очень остро сейчас стоит проблема повышения культурно-правового уровня граждан.
В связи с вышеизложенным в Иркутской области было проведено социологическое исследование методом анкетирования населения по вопросам электоральной активности прошедших 14 сентября 2014 года выборов.
В анкетировании приняли участие 1500 человек. Из них: 1960-1984 гг. рождения – 30 %, 1985-1990 гг. рождения – 26 %, 1991-1994 гг. рождения – 44 %. Женщин – 67 %, мужчин – 33 %.
Вопросы, представленные в анкете, касались прошедших 14 сентября 2014 года выборов и отношения населения к избирательному процессу в целом. Основной целью анкетирования являлось выяснение причин низкой явки избирателей на выборы и поиск возможных путей ее повышения.
На вопрос «Голосовали ли вы на выборах 14 сентября 2014 года? Если нет, то по какой причине?» 492 респондента ответили «да», 1008 – «нет».
Среди причин, по которым люди не голосовали, следующие:
Хотелось бы отметить, что информации о проводимых выборах было достаточно, и в СМИ, на рекламных щитах, в официальных источниках информации публикуются номер избирательного участка, место нахождения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования, номер телефона участковой избирательной комиссии, а также границы избирательного участка. Однако незаинтересованность в политической жизни является основной причиной правовой неграмотности населения. Многие не знают государственное устройство страны, не разделяют исполнительную и законодательную власть. Об этом свидетельствуют ответы на следующий вопрос.
Так, на вопрос: «Какие выборы проходили 14 сентября 2014 года?», 286 опрошенных ответили «Не знаю, затрудняюсь ответить». 218 человек считали, что выборы проходили «в Законодательное собрание», 12 – «в Правительство Иркутской области», 46 – «депутатов в Государственную Думу», 26 – «в органы местного самоуправления».
Но все-таки 342 человека ответили, что выбирают «Депутатов» (однако не уточнили на какой уровень законодательной власти), а 570 опрошенных порадовали – «в Думу города Иркутска».
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 2 октября 2012 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — ФЗ № 157) днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов[1].
При проведении анкетирования респондентам был задан следующий вопрос: «Считаете ли вы день, установленный как единый день голосования удачным (второе воскресенье сентября)? Если нет, то какой день (месяц) был бы оптимальным для большей явки избирателей? Почему?» Ответы были такими: «Да, является удачным» – 845 человек; «Нет, не является удачным» – 418; «День голосования не важен» – 237.
Основной причиной, по которой избиратели не пришли на свои участки в единый день голосования, явилось то, что в сентябре основная численность населения либо в отпусках, либо закрывают дачный сезон, большинство избирателей находится за городом. Так ответили более половины опрошенных.
Респонденты, ответившие, что единый день голосования не является удачным для голосования, указали, какой день был бы оптимальным для большей явки избирателей:
Однако, в соответствии с п. 6 статьи 2 ФЗ № 157 голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, и на воскресенье, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем. Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября.
На вопрос: «Как вы считаете, по какой причине явка избирателей низкая на выборах?» опрошенные ответили следующим образом:
Для того чтобы население узнало о кандидатах на тех или иных выборах граждане и общественные объединения вправе проводить агитацию.
Предвыборная агитация — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).[2]
Порядок проведения предвыборной агитации установлены Федеральным законом Российской Федерации от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (далее — ФЗ № 138)[3]. Так, предвыборная агитация может проводиться:
В связи с этим, интересно в исследовании было посмотреть на отношение людей к предвыборной агитации. На вопрос: «Как вы относитесь к предвыборной агитации?» были получены такие ответы:
В целом, население интересуется предвыборной кампанией, и, следовательно, был задан следующий вопрос: «Берете ли вы печатные издания, буклеты, газеты у агитаторов за кандидатов, когда они вам их предлагают? С какой целью? Если нет, то по какой причине?» Ответы получили такие: «Да» — 722; «Нет» — 603; «Иногда, редко» – 175.
Из тех, кто ответили «Да», мы выяснили, для чего они берут агитационные материалы. Избиратели ответили: «чтобы проанализировать информацию о кандидатах; чтобы ознакомиться с избирательной программой кандидата; просто посмотреть, почитать». Были и такие ответы: «облегчить руки раздающего; жалко тех, что раздает».
А вот, среди тех, кто ответил «Нет», причины были указаны следующие: «не всегда пишут правду, нет правдивой информации, ложь; не считаю нужным; нужную информацию найдут сами».
Конечно, нас интересовал вопрос: «Какие методы предвыборной агитации вы считаете более успешными?», на который были получены следующие ответы:
При ответах на данный вопрос избиратели показали, что ждут конкретных дел и действий от кандидатов, однако это запрещено законодательством. Это подтверждает неграмотность населения в вопросах избирательного права и процесса, и, одновременно, говорит о бездействии предыдущих кандидатов, занимающих свои депутатские места.
Так, в соответствии со статьей 25 ФЗ № 138 кандидаты и их уполномоченные представители не вправе передавать избирателям денежные средства, вручать подарки и иные материальные ценности, за исключением вознаграждения за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ. Со дня регистрации до подведения общих итогов голосования не допускается проведение кандидатами, избирательными объединениями благотворительной деятельности, а также лотерей на территории соответствующего избирательного округа.
Вопрос «Как можно повысить явку избирателей на выборах?» волнует не только исследователей, но и кандидатов, а также и избирательные комиссии. Вот как отвечали люди:
Радует, что были и такие ответы: «Осознание каждого»; «Честностью кандидатов». А также были и нестандартные предложения избирателей: «Ввести новые технологии голосования «без отрыва от дивана» (электронные)»; «Доставка работающих на избирательные участки»; «Ввести вознаграждение за отсутствие пропуска выборов в течение трех лет»; «Понизить коррупционную обстановку, повысить эффективность обратной связи с избирателями».
Существует определенная доля населения, которая не принимает участия в выборах, политика представляется для них не самой важной сферой жизни. В связи с этим уместным представляется использование понятия гражданской культуры как смешанного типа, при котором одни граждане политически активны, а другие — пассивны. Это способствует сохранению баланса между чувством обязательности участия в политической жизни и реальным участием, с одной стороны, и между властью людей, находящихся у власти, и их ответственностью перед избирателями, с другой стороны. В рамках подобной культуры гражданин не включен в политику постоянно. Он обладает неким резервом влиятельности.
Многие граждане уверены, что они в состоянии оказывать влияние на власть и при необходимости это подтвердят. Но пока такие избиратели удовлетворены системой, обстановкой в стране и уверены в своих силах, да и в людях, находящихся у власти, они верят в то, что их кандидат останется у власти и без их поддержки на выборах. При таком подходе немалая доля людей не участвуют в выборах.
Индикатором интереса к политике является важность событий, происходящих в политической сфере. На интерес к политике оказывает воздействие и такой фактор, как слабая информированность населения. Кроме того, многие вынуждены работать в нескольких местах из-за недостаточности денег для существования. У такого избирателя не остается ни сил, ни желания интересоваться политикой. В этих условиях политическая жизнь становится не самой важной в жизни человека [5, с. 35].
С точки зрения М.В. Масловской, политическая и правовая культура избирателей складывается, в частности, из следующих факторов: а) понимания необходимости прежде всего собственного участия в выборах и б) осознания того, что выборы — наиболее эффективный способ формирования политической власти и каждый, кто стремится повлиять на политическую и экономическую ситуацию в государстве, должен активно участвовать в формировании представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления [4, с. 30].
Социологическое исследование показало, что необходимо проведение целого ряда мероприятий в сфере избирательного права и процесса: повышение правовой культуры населения, создание условий для формирования у граждан устойчивой мотивации к участию в избирательном процессе как реализации своего конституционного права, стимулирование интереса к участию в общественно-политической жизни города Иркутска, Иркутской области и страны, формирование активной гражданской позиции, обучение избирателей.
Реализация мероприятий в данном направлении предполагает совместную деятельность избирательных комиссий области и города во взаимодействии в соответствии с законодательством с местными отделениями политических партий, общественными объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями, учреждениями культуры и другими организациями.
Необходимо проводить мероприятия по повышению правовой культуры избирателей, в том числе образовательного, информационного и организационного характера, направленных на создание разнообразных, полномасштабных, действенных и эффективных форм правового просвещения и обучения, соответствующих сферам законодательства всех социальных, культурных и возрастных групп участников избирательного процесса.
Все это позволит улучшить эффективность работы по повышению правовой культуры и образования в сфере избирательного права и избирательного процесса, уровня доверия избирателей к выборам, а также оказать существенное влияние на электоральное поведение граждан.