Как подняться к королеве зимы
Сестра Королевы Зимы – кто она?
Homma
Администратор
Первые упоминания об этой таинственной сестре появились ещё на этапе бета-теста Shadowlands. Датамайнеры раскопали аудиофайлы с репликами Королевы Зимы, в одной из них она, обращаясь к игроку, говорит:
Первой на ум приходит Архонт, однако, раздражающей её не назовёшь; к тому же дальнейшее упоминание Королевой Зимы о сестре полностью опровергает эту версию. Это второе упоминание мы увидели в ролике, завершающем основной сюжет Арденвельда:
Начало этого ролика на 2:19
В Legion, под конец нашего с ней сражения, Изера произносит фразу:
Затем Элуна спасает душу Изеры и, вероятно, она же отправляет её на перерождение в Арденвельд. Пока что всё указывает на то, что Элуна и есть сестра Королевы Зимы. К тому же известно, что Изера стала приёмной матерью для Кенария, которого породила Элуна, и была очень близка с Тирандой – жрицей Элуны. Однако, давайте рассмотрим происхождение Изеры.
После событий Рассвета Аспектов (Down of Aspects) и победы над Галакрондом, Хранители Титанов решили укрепить оборону Азерота, наделив частицей мощи титанов пятерых протодраконов:
Сам же Изумрудный Сон был также создан Фрейей:
При этом в Хрониках, Тёмные Земли, частью которых является Арденвельд, показаны в качестве противопоставления Изумрудному Сну.
При этом даже Хроники не дают ответа на то, кем были созданы Тёмные Земли:
Под этим углом зрения может показаться, что сестрой Королевы Зимы является Эонар. Blizzard хоть и опровергли теорию, что Вечные являются Титанами, однако, подтвердили, что те равны им по силе и представляют собой Пантеон Смерти в противовес Пантеону Порядка Титанов.
О том же, кто такая Элуна, до сих пор нет точной информации. Даже в Хрониках не указано её место в космологии Warcraft. Однако, в последних дополнениях мы начали узнавать о ней хоть что-то: помимо спасения души Изеры, она даровала Тиранде силу Ночной Воительницы. Есть надежда, что скоро мы получим о ней ещё больше информации.
Как видим, Элуна и Эонар имеют равные шансы на роль сестры Королевы Зимы; и по большому счёту всё зависит от того, какой смысл вкладывала Королева Зимы в слова «her pet». Намекала ли на то, что именно стараниями Элуны Изера оказалась в Арденвельде, или на то, что именно благодаря Эонар Изера обрела свою силу и волю которой она исполняла при жизни?
Так или иначе, будем надеяться, что вскоре Blizzard прольют на это свет, особенно было бы интересно узнать причину неприязни между двумя сёстрами.
В качестве бонуса хочется поделиться пользовательской иллюстрацией двух сестёр:
«Могу класть ноги на стол и смело плевать против ветра» Как россиянин добрался на корабле до Огненной Земли и увидел край света
Фото: Петр Каменченко
Три крупнейших российских парусника ушли в экспедицию к берегам Антарктиды, организованную в честь 200-летия открытия белого континента русской экспедицией под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Для «Седова» и «Паллады» поход станет полной кругосветкой, в то время как «Крузенштерн», пройдя Северную и Южную Атлантику и приняв участие в парусной гонке в районе Фолклендских (Мальвинских) островов, вернется в Россию к празднованию 75-летия Победы. На одном из самых сложных и интересных этапов кругосветки (Вальпараисо, Чили, — пролив Дрейка — мыс Горн — пролив Бигль — Огненная Земля — Ушуайя, Аргентина) на борту фрегата «Паллада» был корреспондент «Ленты.ру» Петр Каменченко. О том, как устроена жизнь на корабле, чем здесь кормят, зачем бьют в рынду и мочат скатерть, как не умереть от морской болезни и спастись при парусном аврале, читайте во второй части репортажа из «ревущих» сороковых широт южной части Тихого океана.
Первую часть рассказа о морском путешествии можно прочесть здесь.
Покинув чилийский порт Вальпараисо, «Паллада» двинулась на юг вдоль Американского континента. В ближайшие две недели ей предстояло преодолеть самый сложный участок кругосветки: «ревущие» сороковые и «неистовые» пятидесятые широты, пройти проливом Дрейка, обогнув самый опасный в мире мыс — Горн, перейти из Тихого океана в Атлантику, а затем, миновав пролив Бигля, достигнуть самого южного города мира — аргентинского порта Ушуайя.
Фото: Петр Каменченко
Зверь на палубе
За сутки «Паллада» прошла более двухсот миль, отдалившись на добрую сотню миль от побережья Чили. Несмотря на столь значительное расстояние от земли, за кораблем следовали несколько альбатросов. Они планировали, почти не шевеля крыльями, ловили воздушные потоки, взмывали вверх, закладывали петли, зависали на месте, снимали пером пену с волны и вновь уходили ввысь.
Моряки «Паллады» рассказывали, как один такой «зверь» сел на палубу и его попытались поймать. Размах крыльев альбатроса превышал два метра, а клювом он выбивал щепки из крепкого настила палубы.
Как устроена жизнь на корабле
Жизнь на корабле подчинена четкому распорядку. Общая побудка в семь утра. В это время в каждом кубрике, в каждом углу судна от камбуза до гальюна из приемников звучит голос: «Семь часов. Сегодня … (такое-то число). С добрым утром!» И через небольшую паузу, тактично, для тех, кто еще не проснулся: «Проверка аварийной сигнализации!» После чего по всему кораблю дребезжит звонок, со сном абсолютно не совместимый.
В 7:15 всех приглашают на утреннюю физзарядку. В 7:30 — на завтрак первую смену. И обязательно желают приятного аппетита. В 7:45 — на завтрак идет вторая смена. В 8:00 подъем флага.
Подъем флага на корабле — это совсем не то, что где-то на суше. Когда флаг поднимается, ты чувствуешь свою связь с родиной, что ты не какой-то там хрен с горы на краю света и сам по себе, а часть своей страны. Может, кто-то этого и не чувствует, а меня так реально пронимает. Хотя, каюсь, на подъем флага выходил не всегда. Завтракал долго, по своему сухопутному еще распорядку.
Днем: приборка на корабле и в кубриках, учебные занятия, спортивные тренировки, вахты, свободное время. Отбой в 23:00. Всем желают спокойной ночи.
Эти пацаны уже прошли половину кругосветки
Фото: Петр Каменченко
Вахты четырехчасовые. За тяжелым деревянным штурвалом курсанты стоят по двое. Чтобы повернуть корабль на один румб при свежем ветре и боковой волне, приходится сделать четыре-пять оборотов штурвала. Еще двое курсантов в рубке следят за приборами, выверяют курс, определяют скорость и направление ветра…
На случай более тонкого маневра на мостике есть джойстик. Но все управление судном ручное. Никакого авторулевого или электрической закрутки парусов на учебном парусном судне нет. От штурвала к перу руля проходят тяги. Вместо лебедок — мозоли курсантов.
На мостике всегда присутствует капитан или его дублер, там же помощники капитана, штурманы.
Рында
Каждые полчаса вахтенный отбивает в корабельный колокол склянки. Вахта продолжается восемь склянок. Это морская традиция. Время всегда было важнейшим элементом навигации. Зная точное время, можно определить при помощи секстанта положение судна и рассчитать его скорость.
Само слово «склянки» происходит от названия песочных часов «склянцев», в которых песок пересыпался ровно за 30 минут. Такими часами традиционно пользовались моряки.
Фрегат «Паллада», судовой колокол на баке
Фото: Петр Каменченко
Корабельный колокол обычно называют рындой, хотя это и не вполне точно. Раньше «рындой» называли не сам колокол, а его звук. С корабельным колоколом связано немало морских традиций. Так Новый год на корабле встречали шестнадцатью ударами колокола. Старший по рангу член экипажа бил восемь раз, а вслед за ним еще восемь раз ударял младший юнга. Ребенка, родившегося в море, крестили в судовом колоколе. А умершего моряка провожали в последний путь восемью склянками, что означало «конец вахты». В Англии есть выражение eight bells (восемь ударов колокола), которое означает примерно то же, что русское «сыграл в ящик» или «склеил ласты».
Аврал!
Аврал всегда случается неожиданно. Оттого он и аврал! Но опытный моряк в любое время к авралу готов. Каждые полчаса он выходит на шкафут, на бак, поднимается на шканцы, откуда пристально оглядывает небо — не появились ли где опасные перьевые облака, слюнит на ветер палец и бормочет под нос, но так, чтобы было слышно: «А не пора ли реи брасопить» или «Пожалуй, стакселек следует поставить». После чего удаляется отдохнуть.
При объявлении парусного аврала курсанты и матросы надевают страховки, бегут на палубу и выстраиваются на шкафуте напротив мачт, к которым они приписаны. Там их уже поджидают боцмана.
При постановке парусов необходима синхронная работа тех, кто наверху.
Фото: Петр Каменченко
Страховки при работе на такелаже обязательны. Если человек вдруг сорвался с рея, то он повиснет на страховке, и его снимут. Но это редкость. Капитан вспомнил всего пару подобных случаев. У товарища по каюте усиленная страховка — на лямках кто-то суеверный написал «Спаси и сохрани!»
Парусный аврал объявляется, когда паруса нужно поставить или, наоборот, убрать.
На дизеле и из стали
Многие полагают, что парусные суда ходят только под парусами. Многие, как наш уважаемый президент, — что они еще и деревянные. И то, и другое неверно. Современные парусные суда, даже такие, как «Седов», которому в следующем году исполнится сто лет, имеют стальные корпуса и такой же такелаж. Нижний рей (у моряков «рей» — мужского рода) грот-мачты весит две тонны. Ванты и штаги — толстые металлические тросы. Из дерева на современных парусниках сделана только палуба и внутренняя обшивка помещений.
Большие парусники оборудованы двигателями. На «Палладе» два дизель-генератора мощностью по 418 киловатт каждый, плюс аварийный генератор — на всякий случай. Дизеля необходимы для заходов в порты и маневрирования, они же снабжают корабль электричеством. Но не только.
В походе корабль проходит на парусах не более 30 процентов маршрута. Ветер ведь не закажешь. А если ждать попутного ветра или ходить туда-сюда галсами, то выбьешься из жесткого графика, который заранее утвержден и согласован. При бейдевинде можно обойтись косыми парусами — сами по себе они корабль не потянут, но разгрузят двигатель и сэкономят топливо.
За первые 100 дней похода «Паллада» прошла больше 12 тысяч морских миль (морская миля —1852 метра), из которых на паруса пришлось только 2160. То есть, примерно, 18 процентов от всего маршрута.
От Подлипок до Болшева или пешком по Королёву
В прежние времена через Королёв я ездил часто, но при этом из машины почти не выходил. Город воспринимался как транзитный пункт между дачей и домом, но расположение улиц я знал. После Королёв из сферы моих мыслей полностью выпал.
И вот теперь, когда Лена предложила показать родной город, я вместе с друзьями с радостью принял предложение.
Мы без проблем добрались на электричке до Подлипок, где встретились с экскурсоводом. Привокзальная суета отступает, апрельское солнце радует теплом, идём-бредём по улице Коминтерна.
Иногда я захожу на Авито, посмотреть стоимость квартир. Самым дешёвым чаще всего выскакивает подмосковный Королёв и в частности район Подлипки. В этом нет ничего удивительного. Именно отсюда начал образовываться город.
Улица стала застраиваться четырёхэтажными домами в далёком 1923 году. Трёхкомнатные квартиры заселялись как коммунальные. Как теперь, не знаю, но изначально ванны не планировались. Комнаты получали работники заводов, и народ ходил мыться в общественную баню.
Лена живёт в Королёве всю сознательную жизнь и про родной город знает всё. По её словам:
«В выходные по вечерам улица перекрывалась для транспорта, так как на ней гуляло много людей. По бокам улицы стояли гипсовые скульптуры. В народе её именовали Калининградским бродвеем.
На крыше одного из домов в годы войны стояла зенитка. Во дворе другого располагался колхозный рынок. Несколько лет назад телекомпания Королёв показала фильм, снятый про улицу Коминтерна».
Сворачиваем на Карла Либкнехта, где главная достопримечательность — Директорский дом.
В 1946 году Сергей Павлович Королёв был назначен начальником отдела № 3 НИИ-88, где далее стал Главным конструктором. Поселившись с семьёй в подмосковном Калининграде, Сергей Павлович прожил здесь до 1957 г. Несколько лет назад на доме № 4 появилась мемориальная табличка.
За прошедшие годы Директорский дом обветшал. И если со стороны улицы он более менее смотрится, то со двора выглядит хуже.
От старой гвардии инженеров и конструкторов из жильцов никого более нет. Их внуки квартиры перепродали, либо сдают гастарбайтерам из Средней Азии. В качестве плюса отмечу, внутренний двор не замусорен и благоустроен.
Улица Коминтерна заканчивается на площади Ленина.
Ильич, как и в былые годы, показывает с постамента правильную дорогу.
Неподалёку от Ленина, на бывшем секретном заводе, расположен музей РКК Энергия им. С. П. Королёва. Очень жаль, но мы туда не попали. Музей из-за коронавируса работает не пойми как. Надеюсь, в следующий раз договориться о посещении получится.
Движемся дальше. Улица Богомолова в начале прошлого века называлась Семёновским проспектом и делила тихий посёлок Сапожниково на две части. В 70-х частные дома снесли, застроив многоэтажными.
По просьбе работников ЦНИИМАШ и КБ ХИММАШ часть улицы Кирова была переименована в улицу Богомолова в честь Богомолова Владислава Николаевича — директора КБ Химмаш.
Богомолова выводит на Пионерскую, где сразу три достопримечательности. В уютном сквере мемориал советскому конструктору и учёному, генерал-лейтенанту Ю. А. Мозжорину.
На площади, в центре кругового движения, памятный монумент — «Союз-Аполлон». Он посвящён стыковке нашего «Союза» и американского «Аполлона» в 1975 году.
Ну и самой главной достопримечательностью можно смело назвать ЦУП. В прежние годы из неприметного здания производилось управление космическими полётами. В 2011 году рядом появилась изящная 11-этажка. Теперь в её чреве центр управления глобальной навигационной системой ГЛОНАСС.
Кто живёт на сайте, тот знает, Сергей Василец всегда найдёт что-то необычное. Так было и в этот раз…
Известная поговорка утверждает — от осинки не родятся апельсинки. Может оно и так, но мы гуляем по наукограду! Это раз. Два — в компании с Васильцом. И что вы думаете? Сергей вывел нас к дереву, которое в апреле плодоносило апельсинами.
Про Исторический музей Королёва я уже рассказывал, однако напомню:
Мы приехали в наукоград в субботу 10 апреля. В понедельник страна должна была отметить 60 лет полёту Гагарина. В плане праздника первый день рабочей недели крайне неудобен.
Торжества начались в субботу.
К Историческому музею примыкает ЦДК им. Калинина, возле которого жителей города со сцены развлекали артисты. Народа собралось не так чтобы много, но потерять друг друга из вида было можно.
12.01.2017 г. в честь 110-летия со дня рождения Сергея Павловича Королева, на прилегающем к площади Сквере космонавтов, открыли памятник, где Королёв и Гагарин сидят на скамейке.
Мы долго ждали, дабы сфотографировать без детей, но сделать этого не смогли. Первый космонавт и Главный конструктор у местной детворы пользуются особой популярностью.
В музее нам повезло видеть Зюганова, принимавшего школьников, нет не в пионеры, а в гагаринцы. Запечатлев-таки памятник, мы хотели направиться дальше, но тут смотрим, прямо на нас движется Зюганов с товарищами. Последних рядом с первым коммунистом не много, и охрана, в виде ОМОНа со снайперами, отсутствует.
Интересно устроена жизнь! Идёт мимо известный политик. Я следил за его выступлениями и даже голосовал за него дважды. Мне знакомы его интонация, походка и манера говорить. Кажется, что я про него знаю всё. В своё время, когда либералы были демократами, я спорил с ними до хрипоты, доказывая правоту Зюганова. И вот теперь он проходит мимо, и на меня даже не смотрит.
Большой лоб, переходящий в лысину, подобен радару. Когда кто-то к Зюганову обращается, лидер коммунистов направляет на собеседника лоб-радар, впитывает информацию, переосмысливает сказанное и отвечает.
Так было и в этот раз. Девушка спросила Зюганова, можно ли с ним сфотографироваться. Он оценивающе развернулся в её сторону. Взметнулись брови, собрав на лбу морщины. Пару секунд Геннадий Андревич думал и дал добро.
Очень хорошо помню выборы 96-ого года. Я понимал, что власть просто так не отдаётся, но верил в чудо. Один мой знакомый тоже симпатизировал Зюганову и возглавлял районную комиссию избиркома. По словам Александра, всю ночь они считали голоса.
Под утро Ельцин вырвался вперёд. Никаких вбросов на участке не было. За этим мой друг следил. Так что, про всю Россию не знаю, но Москва 25 лет назад реально поддержала Ельцина. Как, зачем и почему? — это уже тема другая.
И вот теперь Геннадий Андреевич политик уходящий. Свою власть и весь потенциал КПРФ передать кому-то более молодому не может, правильнее, — не дают. А сам он теперь мало кому интересен. Поэтому нет охраны.
С другой стороны, мне иногда думается: будь у Ельцина покрепче со здоровьем, и досидел бы он до нашего времени президентом, что было бы со страной? Да ничего. Многое, если не всё, определила подорожавшая в нулевых нефть.
Государством гораздо легче управлять при высоких ценах на чёрное топливо.
Сворачиваем на Октябрьскую. Старые тополя подобны ракетам и придают улице особый шарм.
Дом № 25 называют Королёвским. Построен в 1953 г. на личные средства С. П. Королёва для своих близких соратников: учёных, конструкторов, инженеров и рабочих. По нашей жизни кирпичная четырёхэтажка вполне обычна, особенно со двора.
Зато мы видели школьников, проходящих по городу квест. Возле Королёвского дома они что-то на листочках помечали, и это не может не радовать.
По Октябрьской доходим до Циолковского, где на углу ещё один дом покорителей космоса.
Здание старое, нуждается в ремонте. Рядом двухэтажки, что возводили пленные немцы. В былые годы в таких дворах каждый вечер собирались компании, где соседи были друг другу почти как родственники.
Глядя на постаревшее прошлое, вспоминается Кристалинская:
Я иду без тебя переулком знакомым,
Я спешу не с тобой, не с тобой, а с Наташкой в кино.
А тебе шлют привет окна тихого дома,
Да еще старики, что всё так же стучат в домино.
А за окном то дождь, то снег.
И спать пора, никак не уснуть.
Всё тот же двор, всё тот же смех,
И лишь тебя не хватает чуть-чуть.
Сиё милое место называется — Исторический квартал на Фрунзе. Комплекс построен для конструкторов и инженеров. Некоторые здания имеют статус объекта культурного наследия. Справа и слева подступают современные башни, и что будет с Историческим кварталом дальше, пока не ясно.
По улице Циолковского доходим до площади Победы, она же — городской Мемориал Славы.
Некоторое время назад пространство дополнили Александро-Невской часовней. Возведённая в древне-русском стиле, она представляется одиноким стражником, либо шлемом русского витязя.
На площади из достопримечательностей: легендарный Т-34, БТР времён Афганской войны,
монумент Героям Советского Союза, а также памятник почётному гражданину города Василию Гавриловичу Грабину.
Город вобрал в себя несколько посёлков: Подлипки, Болшево, Текстильщик, Костино, Юбилейный. Где что находится, я знаю примерно, при этом сам город на две части делит водоканал.
В прежние времена канал напоминал реку, где вода шла открытым способом. Теперь под бывшим руслом запрятана труба и вода качается при помощи насосов.
Сергей Павлович Королёв для одноимённого города фигура культовая, и нет ничего удивительного, что в Королёве в самом начале проспекта Королёва установлен памятник Королёву. Скульптор С. А. Щербаков торжественно представили городу свою работу 7. 10. 1988 г.
В 1960 г. в состав Калининграда включили Костино. Проспект Королева (или микрорайон Новые Подлипки) строили с конца 60-х — начала 70-х на месте деревни Куракино.
В 1975 году проспект Королева территориально соединил Подлипки и Костино. Горожане, по инерции, какое-то время называли проспект — Куракино. В наше время, когда произошла смена поколений, молодёжь и новые жители города Куракино этого уже не помнят.
Проспект Королёва выполняет функцию бульвара и является популярным местом для прогулок. В центральной его части возле ЗАГСа металлический мостик и символ сердца.
Вот тут стоит отметить, это в наши время Королёв возведён в статус наукограда. Я его помню совсем другим: серым, убогим и неухоженным. В 90-х город жил в ритмах страны, и потому всевозможного рэкета и бандитизма не избежал. Помню, по ТВ показывали репортаж, как один из гостей в Калининграде расстрелял свадьбу.
Это произошло между своими, когда гуляла дворовая компания братвы. Три девицы решили проучить подружку. Её приятель вспылил от гнева. Съездил домой за автоматом, и положил ребят, крутивших с девицами.
Из достопримечательностей проспекта отмечу три первых дома МЖК. Девятиэтажные дома-книжки возведены в 1969 г.
Эксперимент удался и по стране стали появляться ещё и ещё стройки. Что любопытно, последний советский дом МЖК расположился напротив первых.
Лена предлагает, дворами пройти до микрорайона Костино. Следуя за ней, пересекаем заброшенную одноколейку, что идёт вдоль Коммунальной улицы. Железная дорога заброшена, однако её можно считать историческим объектом.
В 1931 г. на экраны вышла «Путёвка в жизнь», где рассказывалось о трудовых буднях Болшевской коммуны.
В 1932 году фильм заслужил награду I Международного кинофестиваля в Венеции, после чего прошёл по экранам 107 стран мира и принёс международную известность советскому кинематографу, и был куплен 26 странами.
Эпизод, как Мустафа едет на дрезине, снимался именно на этой дороге.
В ДК Костино, за девять дней до своего ухода, Владимир Высоцкий в последний раз выступил перед публикой. По этому поводу на фасаде установлена табличка.
Интерес к Высоцкому не угасает. Проходя мимо, нам довелось слышать, как жена видеоблогер устроила мужу разнос, что он её неправильно снимает возле таблички с Высоцким, отчего бедолага весь сморщился и сжался.
Начинающие блогеры, знайте, самое страшное в нашем деле это — неправильно сфотографировать женщину!
Наслушавшись от жительницы наукограда не научных слов и выражений, движемся дальше.
Костино историческая часть Королёва. Первые упоминания о деревеньке Костино встречаются в Разъезжей межевой грамоте 1477—1484 гг., в которой упоминалась Костинская гать около реки Явузы близ Мытища.
В 1585 году Костино было пожаловано В. Я. Щелкалову, ведавшему Посольским приказом в царствование Ивана Грозного. С 1613 по 1635 им владел Ф. И. Шереметев, с 1635 по 1743 — Кузьмины. При них в Костино строится каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1695 г. в стиле барокко.
В 1835 году владелица Костина княгиня Екатерина Гавриловна Долгорукова проводит ремонт церкви и строит временную деревянную колокольню, а её дочь Варвара Никитична заменяет её каменной в 1862 году.
Костино несколько раз меняло владельцев, последним из которых стал А. Н. Крафт. После 1906 г. он перестроил усадьбу и разбил парк.
Возле корпорации «Тактическое ракетное вооружение» установлен памятник Ленину. Всё правильно, Ильич здесь был и по национализированной усадьбе гулял. Завод возник чуть позже, благодаря коммунарам. Возле проходной стенды, где представлена история ракетостроения.
Впрочем, мы слегка забежали вперёд. Лена предложила посмотреть стадион Металлист. Он возник как футбольное поле благодаря болшевским коммунарам.
Нас здесь интересовал памятник космонавту В. Н. Волкову.
Владислав Николаевич Волков 1959 год — начал работу в ОКБ-1 (КБ Королёва), участвовал в создании образцов космической техники, в том числе космических кораблей Восток и Восход.
В 1966 году заводской инженер Волков оказался зачислен в отряд космонавтов. В 1969 г. он совершил первый полёт в космос.
1971 год — второй полёт в качестве бортинженера космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1. При спуске произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб.
На местном стадионе Волков играл в футбол. В Калининграде его помнили и любили. Памятную стеллу установили от коллектива КПО «Стрела».
Мы же вернёмся в усадьбу Крафта, которую новые власти после Революции у предпринимателя отобрали. Крафт бежал за границу, тогда как в его бывшем доме с 17 января по 1 марта 1922 жил и работал В. И. Ленин.
В начале 20-х здоровье Ильича пошатнулось, чему способствовала оставшаяся после покушения пуля. Врачи посоветовали сменить обстановку. Ленин уехал в Горки, однако далее Дзержинскому стало известно о готовящемся покушении. В обстановке строгой секретности Ленина перевезли в Костино.
В настоящем в бывшем доме Крафта музей Ленина. Мы заходили, осмотрели несколько комнат, прослушали лекцию экскурсовода. По его словам, Ильич предписания врачей нарушал и работал до поздней ночи. Местные крестьяне рассказывали, свет в доме не выключался далеко за полночь.
Музейный комплекс состоит из домика Ленина и соседствующей с ним оранжерее. Точнее, её былое здание используется в качестве музея Болшевской трудовой коммуны.