Как подобрать репертуар для вокалиста
ПРОБЛЕММЫ И АСПЕКТЫ ВЫБОРА ВОКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА
Каргальцев К.Б. (студент IV курса РЗИ (ф) МГУКИ отделения НИИ, педагог народного пения МБОУ ДОД ДШИ №7 г. Рязани)
Современный мир- это мир быстрых темпов и обилия информации. В такой среде важной составляющей жизни человека является коммуникация- процесс общения и передачи информации между людьми или группами людей в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. В настоящее время научно-технический прогресс значительно расширили возможности коммуникации, все более широкое распространение получает интернет. Однако, по-прежнему, одним из наиболее распространенных и вместе с там одним из наиболее древних средств коммуникации является голос.
Голос- важнейшее средство коммуникации, а для многих людей (к примеру, певцы, педагоги) еще и главный профессиональный инструмент. Безоговорочным преимуществом голоса, является то, что он дан всем от природы (в отличие от рукотворных музыкальных инструментов). Различают разговорный и певческий голос. Певческий голос характеризуется более широким диапазоном по сравнению с разговорной речью. Если диапазон разговорного голоса не более одной октавы (обычно 4- 6 тонов), то диапазон певческого голоса две октавы, а иногда и более.
В настоящее время выделяется три, основные направления в пении: академическое, эстрадное, народное. Все они существуют параллельно и выполняют свои социально-культурные и эстетические функции.
Наиболее богатым духовно-нравственным опытом (накопленным многими поколениями) и образовательным потенциалом обладают народные песни. Именно этот аспект важен для формирования гармоничной и всесторонне развитой личности. Как известно, именно в детстве закладываются основные моральные, интеллектуальные и физические качества, черты характера человека.
Из вышеизложенного следует, что наиболее целесообразным в детском и подростковом возрасте является знакомство и изучение фольклора.
Любой педагог, в каком бы стилистическом направлении вокала он не работал, сталкивается с вопросом выбора репертуара.
Как правило, основная цель образовательной программы вокального искусства, определяется, как «Эстетическое воспитание детей средствами музыки, приобщение их к музыкальному искусству через вокальное пение». Пение является одним из самых доступных видов музыкальной деятельности. Поэтому обучение детей вокальному искусству представляет один из оптимальных путей приобщения детей к культуре и творчеству. Вокальное искусство является массовым видом творчества, по средствам которого решаются многообразные музыкально-профессиональные задачи: выявление и развитие творческого потенциала и музыкальных способностей каждого ребенка, обучение основным вокальным навыкам, освоение музыкального репертуара, развитие образного и сценического мышления. Правильность выбора репертуара является залогом успешного достижения поставленных педагогом (руководителем) целей и задач.
Этапы работы с репертуаром:
1. Определение цели и задач. Педагог должен четко понимать для чего он подбирает репертуар. Вид музыкальной деятельности (процесс обучения, концерт, фестиваль либо конкурс) определяет выбор репертуара.
2. Работа с литературой, аудио и видеозаписями. Основными источниками музыкального материала для педагога народного пения являются материалы фольклорных экспедиций (изданные в сборниках, либо самостоятельно расшифрованные), а так же песни композиторов в народном стиле. Аудио и видеозаписи (если таковые есть) помогут педагогу осмыслить эстетику произведения и наверняка станут ключом к его музыкально-сценическому воплощению.
3. Творческое осмысление и адаптация материала. Если выбранное произведение в своем первоначальном виде не подходит для исполнения, педагогу необходимо осуществить его редакцию. Возможна аранжировка, переложение либо обработка для конкретного исполнителя (солиста, ансамбля, хора).
4. Знакомство исполнителя с: художественно-образным строем произведения; временем его создания; региональными традициями, к которым относится данная песня, если произведение авторское то упоминание и рассказ об авторах; условиями в которых оно исполнялось (для фольклора это дома или на улице); действии сопровождаемом исполнение песни (игра, танец, занятие какой-либо работой и т.п.).
5. Знакомство исполнителя с музыкальным языком произведения. Путем прослушивания аудио записей либо «живого» исполнения педагогом, анализа услышанного и сравнения с ранее изученным.
6. Разучивание литературного и музыкального текста произведения.
7. Отработка сложностей и нюансов.
8. Вокально-сценическое воплощение.
Репертуар это мощный инструмент в руках грамотного руководителя. По средствам репертуара осуществляется не только музыкальное образование. Правильный выбор репертуара в значительной степени способствует эстетическому, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию личности.
Педагогу, работающему с детьми и подростками, особо следует помнить, что репертуар должен отвечать следующим требованиям:
-носить воспитательный и образовательный характер;
-соответствовать возрастным особенностям;
-соответствовать исполнительским возможностям вокального коллектива;
-быть разнообразным по характеру, содержанию;
-должен пробуждать интерес к вокальному искусству;
-каждая новая песня должна помогать исполнителю в приобретении тех или иных навыков, их закреплению.
Подбор музыкально-теоретического материала должен основываться на принципе целесообразности и рациональности, последовательности и постепенности, соответствии тематике занятий, соответствии новым разработкам в области музыкальной педагогики.
Каждому педагогу известны сомнения, когда стоит вопрос, то ли блеснуть испытанными, уже подготовленными ученика, то ли попробовать их в чём-то новом, а может быть, идти по тропе востребованного репертуара? Сомнения эти осложняются многими обстоятельствами: сроками, определёнными для подготовки программы, сочетанием концертных выступлений с выполнением учебного плана, возникновением необходимости незапланированных ранее выступлений и т.д.
Особые сложности возникают в подборе репертуара для учеников со «скромными» исполнительскими возможностями, основанными на ограниченных музыкальных данных. Их желание исполнять то, что исполняют более «сильные» ученики (а иногда и профессиональные певцы), не владение самооценкой, неумение, а порой нежелание доверять своему педагогу только тормозят процесс обучения, а порой делают его неэффективным. Эти и многие другие проблемы требуют от современного педагога порой очень глубоких знаний детской и возрастной психологии, интуиции, долгих размышлений и просто человеческого отношения.
К разряду репертуарных трудностей относится также поиск нотного материала. Здесь обнаруживаются градации от невозможности найти нужное нотное издание до объективной ограниченности любого знания. Каждый из нас сталкивался с определённым кругом произведений и, вполне вероятно, в силу объективных причин не знаком с большой областью заслуживающих внимания произведений. Вполне понятно стремление педагога иметь наиболее подробный перечень произведений, их записей, либо личную библиотеку, чтобы знать, чем он располагает для своего выбора. Некоторые педагоги ведут списки услышанных когда-либо произведений, тщательно записывают программы «своих и чужих» учеников, занимаются расшифровками вокального материала фольклорных экспедиций, что является несомненной помощью в работе и обогащает как знания как педагога, так и его учеников.
С какими бы сложностями выбора и освоения репертуара не сталкивался бы педагог, в любом случае этот процесс творческого познания является увлекательным и интересным. Идя по пути поиска нового и открытия ранее неизвестного не только ученик, но и педагог развиваются и получают необходимый жизненный и творческий багаж знаний.
Как подобрать репертуар подростку, учитывая особенности подросткового восприятия
Современные педагоги в музыкальных школах часто сталкиваются с тем, что подросток не хочет петь ту или иную песню или романс, и все попытки переубедить его приводят к осложнениям и конфликтам. Зачастую подросток отказывается не только исполнять романс, который ему не нравится, но и может вообще перестать ходить в музыкальную школу. Чтобы правильно разобраться в этом вопросе, нужно учитывать все возрастные особенности подростков. О них вы и узнаете в этой статье.
Возрастные особенности подростка
Для этого возраста характерна не только повышенная ранимость, но и желание произвести впечатление. Ему хочется показаться ярким, эффектным и красивым, чтобы его оценили и одобрили и, чем меньше любви он получает в своём окружении, тем острее это чувство. Также он становится чувствителен к насмешкам, поэтому для него важно, чтобы романс, который он будет петь со сцены, выгодно подчёркивал его сильные стороны, как вокалиста, и как человека. Поэтому для того чтобы правильно подобрать ему репертуар, нужно учитывать такие возрастные особенности подростка, как:
Как влияет восприятие подростка на выбор репертуара
Выбирая романс, стоит проанализировать его содержание и подумать, впишется ли он в восприятие подростка. Есть романсы, которые хорошо звучат в исполнении зрелого мужчины. В них есть слова о глубокой драматичной любви, о годах, которые пролетели незаметно. Их давать подростку не стоит, так как он не сможет передать его настроение, эмоции и характер. Зато песни и романсы о первой любви, влюблённости, нежности или, напротив, предательстве, подросток сможет передать, если они соответствуют его восприятию. Также романс должен эффектно показывать и самого подростка. Например, романс «Я вас любил» будет красиво звучать в исполнении подростка, который легко относиться к неудачам и не склонен драматизировать ситуацию. У ранимого и замкнутого подростка этот романс будет навевать тоску как на него самого, так и на слушателей. Поэтому при выборе репертуара стоит учитывать восприятие подростка и его сформированный характер.
Как создать имидж подростка-вокалиста
Основной секрет, как создать имидж подростка-вокалиста, состоит в том, чтобы выгодно преподнести его особенности публике. Обыграть красиво можно всё что угодно. Подросток отличается вспыльчивостью и нетерпеливым характером? Ему стоит подобрать репертуар, где он может красиво преподнести свою необузданность. Он отличается замкнутостью? Лирические романсы, носящие не слишком эмоциональный характер – то, что вам нужно. Подросток отличается весёлым нравом? Подвижные романсы или, напротив, драматичные произведения будут звучать у него легко и красиво. После этого стоит продумать его образ, костюм и послание, которое он должен будет передать зрителям во время исполнения. Составить целостный образ вам помогут уроки актёрского мастерства. Вот из таких мелочей и складывается имидж подростка-вокалиста.
Как подобрать репертуар подростку
Примеры
«Осенние листья» Макроусова;
«Вернись в Сорренто»
Каччини «Аве Мария»
Правильный подбор репертуара и психологический подход начинающего педагога к певцам-студентам.
Синтиков Радик Курмантаевич
КГУ «Колледж искусств-ШОД», педагог сольного пения
«Правильный подбор репертуара и психологический подход начинающего педагога к певцам-студентам»
Большинство начинающих педагогов не имеет понятия, как подобрать правильный, тот или иной, репертуар для начинающегося певца, и подобрать правильный подход к нему. Ведь от выбора репертуара зависит целостность и развитие голосового аппарата, и всего организма в целом.
Выбор репертуара будет зависеть целиком от педагога сольного пения и от данных голосового аппарата студента. Только не от других педагогов и концертмейстеров, так-как только педагог сольного пения способен правильно определить данные голосового аппарата своего начинающего певца.
Как говорится в книге Варламова А.Е. «Полная школа пения» [ч.1, г.1, с17], что лучшая методика состоит в преподавании живым голосом, когда учитель, одарен прекрасным голосом, соединяет правила с примерами, а искусство в пении со способом преподавания, основанном на опытности и практике. Необходимо, чтобы учитель вокала сам был певцом, дабы ученик мог заимствовать от него разные певческие приемы и подражать им. Но в книге Ф.Ф. Заседателева «Научные основы постановки голоса» [с 110, г.11] написано обратное, что преподавать пение другим, сам обладать всеми качествами певческого голоса педагог не обязан. Он должен лишь уметь показать ученику, что тот должен делать. К счастью я солидарен с А.Е. Варламовым, так как ученик сможет больше понять и постичь, не только теоретически, но и практически слыша мастерство голоса своего педагога и брать все самое лучшее от него.
Обязанности педагога при выборе репертуара:
1. Оценить возможности студента.
2. Найти и решить проблемы связанные с голосом в прошлом, и над чем работать в данный момент с ним.
3. Подобрать правильную стратегию для правильного развития голоса в дальнейшем.
4. Изучить и понять психологию студента.
5. Найти правильный подход к нему и быть доверенным лицом.
6. Не унижая, разговаривать и поддерживать его в самый трудный момент.
7.Объяснить и показать правильно все то, что не понятно ему и что не получается у него.
Голосовой аппарат у начинающих певцов устроен таким образом, что он не подготовлен к правильному пению.Для этого развитие его должно быть постепенным, от малого до великого, и требует к себе очень долгого и определенного времени и терпения, как со стороны педагога, так и со стороны самого студента. Это как посадить зернышко, взрасти его, ухаживать за ним, поливать и обрабатывать, чтобы был результат, к которому вы вместе придете. Развитие голоса должно быть не торопливым, технически правильным, с постепенным усложнением вокальной программы, чтобы не навредить голосу. Для начинающих певцов, педагогам следует давать легкие упражнения для голоса, связанные с кантиленой, больше работать на «legato», работать над дыханием и дикцией, следить за различительными свойствами гласных и согласных звуков.Следует давать отдыхать начинающему певцу после одного или двух упражнений, от перенапряжения голосовых связок и для быстрого усвоения певческих ощущений, что в свою очередь очень важно для начинающего певца.
Правильный подбор репертуара, готовит аппарат начинающего певца к его самостоятельной профессиональной работе и дальнейшему творческому росту. И подобрать репертуар следует так, чтобы он, выйдя из учебного заведения, был успешным на сцене, и справлялся с творческими задачами, которые встанут перед ним.
Во время обучения педагог сольного пения изучает с начинающим студентом различные вокальные произведения более подробно. К примеру, для развития начинающего певца подойдут вокализы Н. Татариного, В. Крохмаля. Далее по определению типа голоса и данных певца, можно взять: для высокого голоса вокализы Г. Зейдлера или Дж. Конконе, для низких голосов подойдут вокализы Ф. Абта или С. Павлюченко.
Благодаря правильному подбору репертуара певец приобретает необходимую техническую и музыкальную культуру звука, он учится работать. Важнейшими компонентами подбора репертуара являются: возможность начинающего студента справиться с поставленными вокальными трудностями, понять произведение и осознать его.
При правильном подборе репертуара большее внимание следует уделять на индивидуальные качества каждого начинающего певца, как на его нервную систему, так и на строение и физиологию организма и голосового аппарата в целом. С каждым начинающим певцом используется индивидуальный подход, и применения его к данной работе с ним.
Весь процесс подбора репертуара следует свести так, чтобы начинающий певец смог показать все содержание и глубину произведения с начальными техническими данными, не навредив своему голосовому аппарату.Начинающему певцу следует дать, для начального уровня, песни таких композиторов как Т. Попатенко, М. Красев и т.д.В момент первоначального подбора репертуара для начинающего певца следует дать ему возможность проявить себя и свою самостоятельность, и усердность в работе над ним. Благодаря чему, его интерес будет значительно выше, чем изначально, и он достигнет определённого уровня.
Благодаря правильному подбору репертуара будет правильно расти музыкальная грамотность начинающего певца и умение его понимать музыку. Старинные арии таких замечательных композиторов как А. Скарлатти, Дж. Перголези, Дж. Каччини и т.д., нужны певцу для того, чтобы развить в нем понимания, характер и культуру звука, данной эпохи. Старинные арии важны так же и для развития дыхания и кантилены певца.
Далее, по мере формирования и развития данных певца и его вокальных умений, подбор репертуара может быть усложнен. Для развития начинающегося певца с хорошими вокальными данными подойдут романсы и песни таких композиторов как Варламова А. и Глинка М. и т.д.
Сложность дальнейшего репертуара не должна быть завышенным уровнем сложности исполнения. Правильно подобранный репертуар будет способствовать правильному и плавному ходу развития певца.
Если развитие певца превзошли все ваши требования и ожидания, подойдут романсы композиторов П.Чайковского и С. Рахманиного, для полного звучания голоса и дальнейшего развития голосового аппарата певца.
В подборе репертуара большую роль играет умения и самого педагога, его подход и интерес к своей работе, а самое главное, что он в любой момент сможет помочь, своими профессиональными данными, начинающему певцу в процессе его обучения.
Одним важнейшим фактором педагога является и психологический подход к певцу. Брать во внимание особенности характера человека, на котором можно построить весь процесс обучения более эффективно, И если начинающий певец перед пением чувствует себя болезненно или болен, то выполнение поставленной задачи его будет не полноценным или вовсе не выполним. Как сказал Константин Станиславский:
«Успех, овации, тщеславие, самолюбие, богема, каботинство, самомнение, бахвальство, болтовня сплетни, интриги – опасные бациллы для молодого организма». [с. 309].
Я тоже добавлю, что и не знания материала, не уверенность в своем голосовом аппарате, боязнь публики и волнения перед выступлением, мнение окружающих и слушателей – тоже является психологическим барьером для начинающего певца. Педагог должен заранее подготовить своего ученика к данной проблеме.
Именно психологический подход к начинающему певцу настраивает его к дальнейшей и серьезной работе над произведениями на протяжении всего учебного процесса. Что касается психологического подхода и поведения педагога с учениками, высказывают американские ученные:
Правильный психологический подход – это взаимодействие педагога и ученика на равных психологических и духовных уровнях, вследствии которых будут способствовать к правильному развитию певца и его отношение к предмету в целом.
Правильный подбор репертуара и психологический подход вместе нужны для того, чтобы избежать ряд комплексов связанные с внутренним состоянием начинающегося певца, которые могут погубить его интерес к своей специальности и к будущей профессии.
1.Витт Ф. Ф. «Практические советы обучающимся пению» (с.1) «Музыка», 1968.-64стр., (г.Ленинград)
2.Заседателев Ф. Ф. «Научные основы постановки голоса» (с.2, с.4) «Книжный дом(ЛИБРИКОМ)», 2013.-120стр., ( г. Москва)
3.Варламов А. Е. «Полная школа пения» (с.2) «Планета музыки», «Лань», 2012.-120стр., (г. Москва,г. Санкт-Петербург)
4.Станиславский К. С. «Работа над собой в творческом процессе воплощения» (с.4) «Эксмо», 2017. – 320стр., (г. Москва)
Подбор репертуара к концерту для начинающих вокалистов
Подготовка к выступлению помимо собственно постоянной и регулярной тренировки голосового аппарата состоит в грамотном подборе репертуара, соответствующего вокальному уровню певца. На начальном этапе как правило выбирается несложный в исполнении репертуар – народные песни, романсы среднего регистра, не требующие большого напряжения связок, чтобы певец мог задуматься не о том КАК ему петь, а о том, ЧТО ему петь, то есть мыслил образами произведения, а не отвлекался на техническую сторону вопроса. Певец растет как музыкант-исполнитель и как вокалист прежде всего на правильно подобранном репертуаре.
Произведение, выбранное для ученика, всегда должно соответствовать уровню его музыкального развития, вокальной и исполнительской подготовке. Художественно педагогический материал требует особого внимания к постепенности и последовательности повышения трудностей произведений. Это относится в равной мере как к трудностям музыкальным, так и к трудностям вокальным и исполнительским. Особенно губительным для голоса ученика является непосильный в вокально-техническом отношении репертуар. Нерационально-подобранные произведения могут задержать вокальный рост ученика и даже принести прямой вред. [12, С.577]
Применение же удобного для голоса репертуара способствует согласованию работы звукообразующих элементов, в том числе не подчиняющихся сознанию. [10, С.19] Особенно полезны на первом этапе обучения народные песни. Они обладают многими достоинствами и в первую очередь удобны для голоса.
Народная песня – основа в музыке и в пении. Фольклор ценили крупнейшие музыканты. Передаваясь устно из поколения в поколение, народные мелодии как бы фильтруются голосами и концентрируют в себе элементы удобства для пения. В них отсеивается то, что противоречит массовой природе голосов и превышает их средние возможности. [10, С.48] Народные песни разнообразны по характеру, построены, как правило, на небольшом диапазоне, что очень удобно для начинающих исполнителей. Тесситура их – весьма умеренна. Доходчивость слов, куплетная форма строения, легкость запоминания музыкальной фактуры позволяют ученику легко сочетать вокально-техническую и исполнительскую стороны исполнения произведения. Они одновременно просты и чрезвычайно выразительны.
Стиль исполнения русских песен требует простоты, естественности, задушевности, хорошего донесения текста. Куплетная форма заставляет начинающего певца находить в каждом куплете свой нюанс, который разнообразит исполнение.
Великая российская оперная певица Максакова Мария Петровна находила «свою интонацию, протяжную, порой задорную, но всегда облагороженную женственной мягкостью. Простую куплетную песню о милом, который приносит гостинец Максакова передавала как рассказ женщины о своей жизни, о ее личных чувствах, окрашивая все это тонким, чуждым какого-либо нажима юмором. Певица так раскрашивала интонационно каждый куплет, с таким неповторимым выражением произносила «Эх!», что каждый раз оно звучало по-разному, в зависимости от оттенков повествования, но всегда с отношением героини к своему возлюбленному.» [27, С.137]
Лемешев о русской песне говорит так: «Русская песня полна лирической глубины и поэтичности. Народ шлифовал ее веками, и поэтому в ее мелодических и поэтических образах не оставалось ничего случайного, поверхностного, дешевого. В красоте ее мелодий откристаллизовались чистые, высокие человеческие чувства, и она требует от певца такой же чистоты, масштабности и искренности исполнения.» [27, С.218]
Романсы таких авторов доглинковского периода, как Булахов, Варламов и др., так и более поздних, включающих в себя и советский период, на стихи известных поэтов в исполнительском смысле требуют весьма внимательного отношения к словесному тексту, хорошо развитого чувства стиля. Они просты, напевны, имеют в большинстве своем куплетную форму, что делает их сходными с русскими народными песнями, но при этом имеют более развитую музыкальную сторону. Написаны в удобной тесситуре, не захватывают большого диапазона звуков, легко доступны по своему музыкальному языку и по требованиям, которые они предъявляют к вокалу начинающих певцов. Они просты, их надо исполнять задушевно, не выходя за рамки естественности, непосредственности.
По словам Сергея Лемешева «Красивое пение предполагает естественность, задушевность выражения чувства. Певец должен ощущать, будто поет все его существо. Но не форсировать звук, не стараться показать его бóльшим, чем он отпущен тебе природой.» [27, С.321]
Лемешев писал, что в своей работе над образом того или иного произведения, а Станиславский много работал с певцами своей оперной студии над романсами «Станиславский исходил из принципа внутреннего оправдания той или иной мизансцены, а не зрительного эффекта. Он понимал, что правильное самочувствие певца, его верная психологическая настройка, всегда выведет его на верный путь к сценическому образу, поможет ему выразительно спеть важные и вокально трудные куски партии.» [27, С.286]. Таким образом, мы приходим к выводу, что при подборе репертуара для начинающего певца необходимо учитывать его темперамент и индивидуальность не только голосового аппарата и степень его развития, но и психологические аспекты его характера. Например, человеку медлительному, флегматику по своей натуре, будет трудно в начале своего обучения верно исполнить задорную, шутовскую песню, требующую залихватской удали в своем исполнении. Такому ученику для исполнения на концерте лучше выбрать произведение спокойное, лирическое, размеренное по форме и содержанию.
При выборе произведений для концерта лучше заранее продумать их последовательность в концертной программе. Сначала ставится более легкое в вокальном плане произведение, для врабатываемости, а затем, более трудное в голосовом и исполнительском плане.
Подготовка выбранного музыкального произведения
«Занятия над музыкальным произведением рекомендуется вести в двух планах: с одной стороны, работая над художественным исполнением произведения, а с другой – работая над ним чисто технически, то есть как бы переконструировав данное произведение в вокализ.» [29, С.17]
Исходя из темы нашего исследования мы бы хотели акцентировать внимание на музыкально-художественной стороне подготовки произведений и опускаем чисто техническую сторону постановки голоса. Мы хотим сделать акцент на работе над художественно-исполнительскими средствами выражения произведения. К этим средствам относятся:
— четкая дикция и правильная артикуляция, а как итог – донесение разборчивого вокального слова до зрителя;
— интонация и фразировка произведения.
Работа над дикцией
Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.
Хорошее певческое слово, т.е. умение естественно произносить словесный текст произведения, сочетая это с хорошей вокальностью всех гласных – непременное условие профессионального пения, а для большинства певцов – следствие большой работы. Хорошее донесение слова, его верная эмоциональная окраска, естественность необходимы для профессионального певца.
Для того, чтобы текст вокальной фразы в произведении был естественен, хорошо расслышан публикой, каждый певец должен знать те закономерности, которые определяют основные качества хорошей вокальной речи.
Вокальная речь должна быть: разборчива, т.е. обладать хорошей дикционной четкостью; естественна, в той мере, в какой это позволяет вокальность; выразительна, т.е. содержать в себе элементы, составляющие выразительность речи; вокальна, т.е. построена на равных вокальных гласных. [12, С.504]
Профессиональное пение требует ясного донесения слова. Чрезвычайно неприятное впечатление создается при неясном произнесении слов. Как бы ни был талантлив и музыкален исполнитель, каким бы чудесным по красоте голосом он ни обладал, – его пение не будет производить должного впечатления, если оно не будет дикционно четким. Если слушатель напрягает слух для того, чтобы понять смысл слов, о чем поет певец, то он уже не в полной мере воспринимает и красоту голоса и экспрессию, а сосредоточивается на том, чтобы уловить слово. Невозможность понять слово раздражает слушателя, и впечатление от исполнителя резко снижается. Неясная дикция – большой недостаток певца, техническая недоработанность воспитания голоса, которая всегда может быть ликвидирована. [12, С.504]
«Вокальная дикция, так же как и искусство пения заключает в себе два элемента: творческий и технический. Элементом творческим является художественное распределение смысловой содержательности (веса) слова в зависимости от художественных задач, на него возложенных, от идеи и смысла исполняемого произведения. Техническим элементом дикции является умение чисто, полноценно петь гласные и четко произносить согласные. Поток гласных не должен нарушаться вклинивающимися в него согласными. Все гласные в пении должны звучать чисто, ясно, и их «вокальное ядро» не должно претерпевать заметных изменений при их смене.» [29, С.10]
Дикция – т.е. разборчивость слов, зависит как и в речи, от четкости и интенсивности произнесения согласных. За быстротой и четкостью произношения согласных нужно следить тщательно с первых же уроков, когда даются произведения с текстом, обращая особое внимание на согласные, которые стоят в конце слов. Весьма частая ошибка неопытных певцов – это съедание согласных в конце слова, заключающего фразу. Если согласный звук стоит в конце фразы, то вместе с окончанием звука певец ослабляет и артикуляцию согласного, в результате чего он произносится вяло и не доходит до слушателя. Необходимо сразу приучать певца активно и четко произносить согласные, стоящие в конце слов. [12, С.505]
Лемешев о дикции: «Начну с элементарного – с дикции. Как часто еще певцы, особенно оперные, страдают нечеткой, слабой дикцией. Нередко встречаются артисты с голосами выразительными по окраске звука, хорошо передающими настроение. Но что они поют, остается известным только им и суфлеру. Иногда можно оправдаться тем, что, дескать, оркестр заглушает; но некоторые так умудряются произносить слова, что их не понять, даже когда оркестр молчит. Дело в том, что от природы не все одинаково наделены способностью ясно и четко произносить слова. И над дикцией надо специально работать.» [27, С.337]
Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. В приложении приводятся несколько упражнений на отработку качества вокальной дикции по книге Е.М. Пекерской «Вокальный букварь» [38, С.62].
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.