Как подобрать тональность губной гармошки
Как подобрать тональность губной гармошки
Как выбрать и купить губную гармошку
В этой статье мы расскажем вам, как выбрать и купить хорошую губную гармошку, на которой можно научиться играть.
К сожалению, более 89% всех губных гармошек ведущих (в том числе немецких) производителей — не пригодны для профессиональной игры и уж тем более для обучения (причём эта цифра не учитывает ни одной китайской гармошки, которых на нашем рынке пруд пруди).
Раз попытавшись научиться играть на некачественном инструменте, человек навсегда отбивает желание освоить этот инструмент. А основные производители губных гармоник, к сожалению, при молчаливом сговоре, продолжают «штамповать» некачественный товар, так как именно он приносит им наибольшую прибыль. Вот почему губная гармошка остаётся настолько редким инструментом и нуждается в популяризации.
Именно на профессиональных гармонистах, популяризаторах этого инструмента и энтузиастах лежит основная функция информирования всех начинающих гармонистов, как выбрать и купить губную гармошку, на каких губных гармошках стоит обучаться играть, и как не ошибиться в выборе, ведь музыкальные магазины предлагают такое огромное количество губных гармошек.
На самом деле, хорошие губные гармошки можно перечислить на пальцах. И мы сразу же в этой статье перечислим все хорошие модели губных гармошек, на которых играют профессиональные гармонисты и на которых можно научиться играть каждому желающему.
Список хороших губных гармошек:
Кстати, напоминаем, что если вы только собираетесь обучаться, то вам необходимо приобрести одну из этих гармоник именно в тональности «до мажор» (эта тональность обозначается латинской буквой «С»).
Многие считают, что для начала можно выбрать и купить дешёвую губную гармошку, эдакую «рабочую лошадку», а потом уже можно будет себе купить губную гармошку хорошего качества. Но до покупки последней, как правило, дело не доходит, так как люди полностью разочаровываются в этом инструменте после игры на некачественной губной гармошке.
Во-первых, мы хотим вам помочь разобраться с видами губных гармошек, так как в музыкальных магазинах вы, наверное, могли наблюдать губные гармоники разных размеров и видов. Губные гармошки действительно бывают разные: диатонические (10-ти дырочные), хроматические губные гармошки, тремоло, октавные, басовые, аккордовые губные гармошки, а также гибриды этих гармошек. Как же всё-таки выбрать и купить губную гармошку? Октавные, басовые и аккордовые губные гармошки чаще всего используются в гармошечных оркестрах, и скорее всего вы не найдете их в продаже в вашей стране, поэтому мы на них останавливаться не будем. Поговорим о диатонических, хроматических губных гармониках и гармошках тремоло, и о том как выбрать губную гармошку.
Тремоло губные гармошки.
В таких губных гармошках на каждой ноте немного расстроены два звуковых язычка относительно друг друга, благодаря чему достигается эффект тремоло. На таких губных гармошках присутствуют звуки только «белых клавиш фортепиано» и нет ни одной черной клавиши. Эта губная гармошка достаточно примитивна, на ней очень легко научиться играть любому человеку, который обладает хоть малейшим слухом. И в то же время она очень ограничена по возможностям ввиду большой нехватки недостающих нот. Выбрав губную гармошку тремоло, вы сможете играть только простенькие детские мелодии, хорошо могут «ложиться» русские и украинские народные песни, ну, и, возможно, еще гимны некоторых стран – и, к сожалению, всё.
Хроматические губные гармоники – у них напротив, присутствуют все-все звуки хроматического звукоряда (все белые и черные клавиши фортепиано). На хроматических губных гармошках, как правило, можно играть сложные классические произведения, джазовую музыку, но тут важно иметь хорошее музыкальное образование, уметь читать ноты «с листа» и иметь хорошую подготовку на диатонической губной гармонике. Почти все гармонисты, играющие на хроматической губной гармонике, начинают с диатонической гармоники, так как некоторые приёмы и навыки, такие как красивое вибрато, или бенды(которые теоретически нельзя делать на хроматической губной гармонике, а на практике используются постоянно) можно хорошо отточить именно на диатонической губной гармошке, не повредив при этом язычки инструмента.
Диатоническая губная гармошка и как ее выбрать. Диатоническая губная гармошка — это самая популярная губная гармошка в мире. Инструмент, на котором можно играть любую музыку, в любом стиле, и звук которой очень насыщенный и густой, если сравнивать с вышеописанными губными гармошками. Присутствуют все ноты, но необходимо приобрести определенные навыки для игры на этом инструменте. Эту губную гармошку называют еще блюзовой гармоникой, но это не означает, что на ней можно играть только блюз. Просто она стала очень популярной именно в эпоху активного развития блюзовой музыки, куда она идеально вписывается. Именно диатонические (блюзовые, или десятидырочные) губные гармошки мы популяризируем. Для нас – это самый красивый по звуку музыкальный инструмент в мире!
В-третьих важно отметить, что губные гармошки бывают разных тональностей и если вы только начинающий гармонист, то вам стоит выбрать губную гармошку именно в тональности «до мажор».
Говоря попросту, на ней легче всего вам будет овладеть основными приемами и навыками, к тому же почти все существующие самоучители, в том числе и наш самоучитель для для губной гармошки записан для гармошки «до мажор». Начав обучение на гармошке этой тональности, вам потом будет легко играть и на всех остальных: как более высоких, так и низких тональностях.
Четвёртым и последним пунктом при выборе губной гармоники должна быть проверка инструмента. Если вы покупаете губную гармошку в магазине музыкальных инструментов, то потребуйте специальные меха для губных гармошек. На них можно «продуть» каждое отверстие, как на вдох, так и на выдох, убедившись, что все ноты звучат. К сожалению, в музыкальных магазинах редко встречаются меха, поэтому, скорее всего вам придется проверять гармошку самому, и при отсутствии мехов в магазине, вам не могут отказать в этом. Вам важно «продышать» каждое отверстие в отдельности, что может быть очень затруднительным, если вы до этого ни разу не играли на губной гармошке. Проверяя каждое отверстие на вдох и на выдох, обращайте внимание на дополнительные призвуки в виде «звона», которые могут попадаться на губных гармошках, что может означать, что язычок цепляется за плату губной гармошки. В таком случае требуйте другую гармошку. Также на низких тональностях (ля, соль и ниже), язычки могут биться о крышку губной гармошки и тоже с характерным звоном. Такое бывает очень часто на губной гармонике Golden Melody, и в принципе, это нормально, но переберите несколько гармошек выбранной вами модели, и возможно вам попадется такая, которая не звенит. На губных гармошках тональности «до мажор» никакого звона в помине не должно присутствовать, поэтому чистый звук на каждом отверстии – это самый лучший критерий для того, чтобы купить губную гармошку до мажор.
Желаем вам удачно выбрать и купить губную гармошку!
Как подобрать тональность губной гармошки
Все позиции (тональности), доступные на губной гармошке
В этой статье мы представим вам все мажорные и минорные гаммы во всех 12 позициях (тональностях) губной гармоники.
Каждая мажорная гамма имеет параллельную, соответствующую ей, минорную гамму, которая состоит в точности из тех же самых нот. Единственное отличие мажорной гаммы от минорной — это основная нота звукоряда (выделенная пунктирной линией).
Пунктирным квадратом обозначен звук, от которого построена мажорная гамма, а пунктирным кружочком — звук, от которого построена минорная гамма.
Красным выделены самые удобные для гармонистов позиции. Им уделите основное своё внимание.
Мажорная гамма до мажор (первая позиция) и параллельная ей — ля минор (четвертая позиция).
Мажорная гамма соль мажор (вторая позиция) и, параллельная ей — ми минор (пятая позиция).
Ре мажор (третья позиция на губной гармонике) и си минор (шестая позиция).
Ля мажор (четвертая позиция на губной гармошке) и фа-диез минор (седьмая позиция).
Ми мажор (пятая позиция) и ре-бемоль минор (восьмая позиция на губной гармонике).
Си мажор (шестая позиция) и ля-бемоль минор (девятая позиция).
Фа-диез мажор (седьмая позиция) и ми-бемоль минор (десятая позиция).
Ре-бемоль мажор (восьмая позиция) и си-бемоль минор (одиннадцатая позиция).
Ля-бемоль мажор (девятая позиция на губной гармонике) и фа минор (двенадцатая позиция).
Ми-бемоль мажор (десятая позиция) и до минор (первая позиция на губной гармонике).
Си-бемоль мажор (одиннадцатая позиция) и соль минор (вторая позиция).
Фа мажор (двенадцатая позиция) и ре минор (третья позиция на губной гармонике).
Как выбрать губную гармошку
Существует множество разновидностей губных гармошек – хроматические и диатонические, тремоло и октавные, басовые, оркестровые, игрушечные, с металлическими язычками и медными. Как же не потеряться во всем этом многообразии, и выбрать свой первый инструмент?
Виды губных гармошек
Профессиональные музыканты, исполняющие сложные композиции на губных гармониках, рекомендуют далеко не любой инструмент в качестве своего самого первого. Дело здесь не столько в качестве самой гармоники, а в её типе. Ниже мы разберем основные виды губных гармошек и рассмотрим их отличия.
Оркестровые губные гармоники
Оркестровые губные гармоники являются, пожалуй, самыми редкими инструментами из всех видов, что здесь представлены. К оркестровым гармошкам относятся басовые гармоники, аккордовые гармоники, инструменты, имеющие несколько мануалов. Ввиду своей сложности и редкости, данный подтип не подходит для начального обучения.
Хроматические губные гармошки
Эти гармошки обладают тем самым классическим звучанием, но имеют одну интересную характеристику – наличие всех звуков звукоряда, как, например, у фортепиано. То есть, помимо основных тонов здесь присутствуют полутона, включаемые в работу клапанами при помощи специальной кнопки на корпусе. Хроматическая губная гармошка имеет сложную конструкцию и позволяет играть во всех тональностях хроматического звукоряда. Её можно легко отличить от других по наличию специальной кнопки переключения клапанов.
Такие инструменты чаще всего используются в джазе, оркестровой и классической музыке, и их не рекомендуют для знакомства с губной гармоникой в виду повышенной сложности. Если вы хотите научиться играть на хроматической гармошке – наберитесь опыта на более простом (диатоническом) инструменте, освойте все методики звукоизвлечения и только потом пробуйте освоить данный инструмент.
Октавные губные гармоники
По большому счету, эти инструменты относятся к диатоническим, о которых мы поговорим ниже. Разница только лишь в том, что, в этом подтипе гармоник, на каждое звуковое отверстие приходится дополнительное, настроенное с основным в октаву.
Это значит, что музыкант, извлекая одну ноту, слышит её сразу в двух диапазонах – басовом и в верхнем регистре. Это расширяет, обогащает звучание, придает ему особый шарм, но октавная губная гармошка не подходит для начинающих.
Тремоло губные гармошки
Как и в предыдущем подтипе гармошек, эти также имеют по два отверстия на одну ноту. Разница в том, что теперь отверстия настроены не в октаву между собой, а почти в унисон, с небольшой расстройкой. Это дает характерную пульсацию при игре, эффект вибрации, звучание получается очень насыщенным и фактурным.
Конечно же, вы можете попробовать начать с губной гармошки термоло, но опытные музыканты этого не советуют, потому что излишества в звучании могут сбить с толку новичка, для которого важно научиться чисто и правильно извлекать базовые звуки губной гармоники.
Диатонические губные гармошки
Именно этот подтип губных гармошек считается самым популярным. На таких инструментах играют блюз и рок, их любят популярные и классические музыканты. Пожалуй, говоря о губной гармошке, подразумевают именно этот инструмент. Диатоническая губная гармошка, в классическом варианте, имеет 10 отверстий, настроенные без полутонов в определенном строе. Например, губная гармоника в строе «До» будет иметь все звуки одной октавы белых клавиш фортепиано – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Диатонические губные гармоники отличаются по строю – существуют мажорные и минорные, настроенные в тональности определенной ноты – до, ре ми, фа и другие. Строй такой гармоники обозначается латинской буквой, соответствующей её тональности. К примеру, гармошка в строе «До» будет иметь на корпусе, либо упаковке, латинскую букву «C».
Губная гармошка для начинающих
Как вы убедились, самый простой тип инструмента – диатоническая губная гармошка и именно с неё стоит начать обучение. Диатонические губные гармоники считаются лучшим вариантом для начинающих – их функционала достаточно, чтобы научиться исполнять все основные приемы игры, такие как передувка, блокировка клапана, вибрато, артикуляция ладонями и другие. Кроме того, большинство учебников по игре на губных гармошках концентрируются на изучении именно диатонического инструмента.
При выборе гармошки также стоит отдавать предпочтение известным брендам. Например, такой популярный бренд как Hohner уже более 150 лет производит на свет губные гармошки. Линейка его продукции так широка, что позволяет выбрать губную гармошку высокого качества на любой вкус. Опытный продавец всегда даст рекомендации относительно тональности и типа инструмента.
Как правильно выбрать строй губной гармошки
Большинство преподавателей и профессионалов сходятся во мнении, что для первого инструмента лучше всего подойдет тональность «C» (До). Эта тональность имеет самое базовое звучание, применимо к ней написано большинство самоучителей, видеоуроков и других материалов по обучению игре на губной гармонике.
Как настроить губную гармошку
Губная гармошка, как и любой другой музыкальный инструмент, имеет действующую часть конструкции, благодаря которой извлекается звук. В формировании звука губной гармоники напрямую участвует её основной компонент – язычки, закрепленные на пластине из металла, которые вибрируют от дыхания музыканта.
Даже дорогие инструменты не всегда имеют идеальную настройку с завода, а со временем еще и расстраиваются. Это происходит из-за того, что язычки, вибрируя в процессе игры, меняют свое местоположение относительно пластины, на которых они закреплены, таким образом изменяется строй инструмента.
Сразу хочется оговориться, что настройкой губной гармошки нужно заниматься опытным музыкантам, либо мастерам, которые не испортят инструмент, а действительно способны улучшить его звучание настройкой. Точная подстройка важна для скоростной игры, выполнения бэндов и других продвинутых музыкальных приемов.
Губная гармошка устройство
Принцип настройки достаточно прост, однако, требует опыта, аккуратности, терпения и музыкального слуха. Увеличивая промежуток между кончиком язычка и пластиной, мы понижаем ноту, которую он воспроизводит. Для повышения ноты делаем наоборот – уменьшаем зазор между краем язычка и пластиной.
Важно не опускать язычок ниже уровня пластины, тогда он попросту не будет звучать. Мастера регулируют язычки пальцами, пинцетом и даже зубочисткой. Движения осуществляются аккуратно, без излишнего нажима. Чтобы проконтролировать текущий строй язычка, используют обыкновенный тюнер. Для тонкой подстройки, опытные мастера используют маленький напильник, подпиливая край язычка, либо его основание.
Как выбрать губную гармошку
Мы собрали все рекомендации по выбору губных гармошек в один список:
Обзор вариантов настроек диатонических гармошек
Пожалуй, самая распро-страненная настройка, которая подходит практически для любой музыки. Появилась еще в XIX-м столетии и остается неизменной до сих пор. В до-мажорном варианте (C) она выглядит так:
выдох | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
вдох | D | G | B | D | F | A | B | D | F | A |
Они выпускаются различными фирмами во всех основных тональностях, от соль до фа, и еще дополнительно – высокая соль и низкая фа. Обычно на них отмечена тональность первой позиции, а тональность второй является доминантным рядом от нее. Такие гармошки обычно маркируются в первой позиции, однако у Lee Oskar кроме этого есть еще и маркировка второй позиции на правой стороне корпуса. Такая маркировка присутствует на всех гармониках Lee Oskar, и это бывает очень удобно.
Эта настройка подходит в первую очередь для исполнения блюза – его играют во второй позиции, то есть в нашем случае – в соль-мажоре. Самые любимые “блюзовые” ступени – 1-я, 5-я и 7-я играются на вдох, что позволяет их сильно украсить всякими бендами и прочими эффектами. Можно играть аккордами и октавами, и вообще, список достоинств этой настройки можно продолжать бесконечно.
На гармошке с рихтеровской настройкой можно так же играть практически любую музыку – джаз, кантри, рок, ритм-н-блюз, однако у нее есть и свои ограничения – минорные мелодии на ней выходят не очень, так как основной минорный лад на ней (ля-минор для до мажора) находится вверху, что не совсем удобно. Да и в блюзе хотелось бы иметь малую терцию во второй позиции (си-бемоль для соль-мажорного блюза на до-мажорной гармошке). Ее, конечно, можно взять бендом на 3-м отвер-стии, но это не совсем удобно…
Эта проблема отчасти решена в так называемой “блюзовой” настройке, в которой отверстие 7-вдох на полтона ниже чем на рихтеровской. До-мажорная гармошка с такой настройкой выглядит так:
выдох | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
вдох | D | G | B | D | F | A | Bb | D | F | A |
Таким образом мы имеем во второй позиции доминантный лад, с добавленной минорной терцией, что позволяет сильно украсить композицию. Для блюза это действительно удобно, но для других стилей – просто излишество и потеря одной ноты наверху.
Еще одна общеизвестная настройка – “кантри”. В ней 5-вдох на полтона выше рихтеровской, так что в до-мажоре эта гармошка выглядит так:
выдох | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
вдох | D | G | B | D | F# | A | B | D | F | A |
На такой гармошке мы имеем во второй позиции обычный мажор, зато все опорные ноты у нас играются на вдохе, что очень удобно для исполнения кантри, где очень любят акценты на 4-ю и 5-ю ступени, однако 7-я ступень должна быть как в обыкновенном мажорном ряду, то есть фа-диез для соль-мажора.
Такие гармошки выпускаются фирмой Hohner под маркой Marine Band во всех тональностях, но у Ноннера F# присутсвует так же и на 9-м отверстии:
выдох | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
вдох | D | G | B | D | F# | A | B | D | F# | A |
И последняя распространенная мажорная настройка – Melody Maker, такая гармошка выпускается фирмой Tombo под маркой Lee Oskar. В до-мажоре она выглядит так:
выдох | C | E | A | C | E | G | C | E | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
вдох | D | G | B | D | F# | A | B | D | F# | A |
Эта гармошка специально сделана для игры во второй позиции – здесь мы имеем непрерывный мажорный ряд в соль-мажоре. Особенно приятным в этой настройке является наличие ноты Ля на 3-выдох – то чего так не хватает на обычной рихтеровской гармошке. Однако тут мы теряем до-мажорный аккорд на первых трех отвер-стиях, что, в общем, не очень удобно.
Томбо выпускает эти гармошки в тональностях Ля, До, Ре, Ми и Соль, причем они маркированы сразу во второй позиции, что облегчает выбор гармошки – чтобы играть в тональности соль-мажор мы берем гармошку “соль” и играем в этой тональности во второй позиции.
Теперь перейдем к основным минорными настройкам. Их две.
Первая из них – натуральный минор. Выглядит он так:
выдох | C | Eb | G | C | Eb | G | C | Eb | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
вдох | D | G | Bb | D | F | A | Bb | D | F | A |
Как мы видим, у нас здесь полное раздолье для минорных блюзов – у нас имеют-ся все три основных аккорда и практически весь минорный ряд во второй позиции. Если вы хотите перевести свой блюз из мажора в минор то вы просто меняете свою рихтеровскую гармошку на натуральный минор и дело в шляпе. К тому же на ней гораздо удобнее играть джазовые композиции (в джазе очень широко используются минорные окраски), да и душещипательные рок-баллады на ней выглядят очень достойно.
С такой настройкой выпускаются две модели гармошек – Tombo Lee Oskar и Hohner Marine Band, и те и другие выпускаются во всех тональностях и маркируются в первой позиции, а Lee Oskar, как обычно, имеет маркировку второй позиции на правой стороне корпуса.
Второй тип минорной настройки – гармонический минор. В отличие от натурального у него 7-я ступень большая, а 6-я – понижена. Выглядит это так:
выдох | C | Eb | G | C | Eb | G | C | Eb | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
вдох | D | G | B | D | F | Ab | B | D | F | Ab |
Такие гармошки предназначены для всяческого сугубо белого фолка, опирающегося на европейскую этническую музыку. Если вам захочется поиграть на гармонике что-нибудь народное, романсы, авторскую песню или что-нибудь блатное – эта гармошка подойдет как нельзя лучше. У нас тут имеется очень часто встречающееся сочетание минорного аккорда в тонике и мажорного – в доминанте, это делает гармонический минор очень удобным для перечисленных жанров.
С моделями здесь ситуация абсолютно такая же как и с натуральным минором.
Отдельно стоит коснуться увеличенных диатонических гармоник, в которых не 10, а 12 и более отверстий. В первую очередь это так называемая настройка “Соло”.
Здесь на выдохе мы имеем на выдохе повторяющийся мажорный аккорд в тонике, а на вдохе – минорный аккорд от второй ступени с добавленной 6-й. Такую настройку имеют гармошки Hohner 364S Marine Band, Huang Cadet Soloist и Hering:
выдох | C | E | G | C | C | E | G | C | C | E | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
вдох | D | F | A | B | D | F | A | B | D | F | A | B |
Фирма Hohner так же выпускает несколько вариантов своей легендарной Marine Band. Это гармоника Стива Бейкера Hohner 365SBS:
выдох | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C | E |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
вдох | D | G | B | D | G | B | D | F | A | B | D | F | A | B |
выдох | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C | E |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
вдох | D | G | B | D | F | A | B | D | F | A | B | D | F | A |
выдох | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C | E | G |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
вдох | D | G | B | D | F | A | B | D | F | A | B | D |
Эти модели являются вариантами обычной рихтеровской настройки, однако имеют дополнительные аккорды сверху или снизу. В принципе, их можно назвать обычными рихтеровскими диатониками с расширенным диапазоном.
Вот, собственно говоря, и все основные варианты настройки диатонической гармоники. Их достаточно для того чтобы играть практически любую музыку. Однако, если вы такой уж экспериментатор, то почему бы вам не придумать свою собственную настройку? 🙂