Как подобрать заглавие к тексту
Сиди и смотри: как придумать заголовок к статье
Никогда не умела создавать идеальные заголовки для статей – емкие и интересные. Наверное, это от любви к витиеватым оборотам и неспособности собрать несколько мыслей в одну, чтобы получился настоящий шедевр.
Даже когда рассматриваю заголовки желтых изданий, с горечью думаю: куда мне до авторов газеты «Жизнь». Только послушайте: «Оперная дива Максакова: ложь, побег и предательство», «Моя прекрасная папа» – про трансвестита, по совместительству многодетного отца, «Учитель-растлитель». Сразу становится понятно, какой хаос вокруг. Свою основную задачу эти заголовки отрабатывают на все 100% – они всегда бросаются в глаза.
Как назвать статью, чтобы слова били прямо в сердце, а не вызвали кровавые слезы? Как быть с заголовками в оптимизированных текстах, где криво вписанные ключи побеждают здравый смысл? Про вхождение ключевых слов в текст мы уже писали. А сейчас расскажем о функциях и видах заголовков и поможем придумать сильное название для информационной статьи или коммерческого текста.
«Победа» или «Беда»: почему хороший заголовок так важен
Именно с него начинается знакомство пользователя с контентом. Полный текст он увидит, когда пройдет по ссылке, так что заголовок – это приманка, при помощи которой авторы «ловят» пользователей.
Заголовок играет важную роль и в SEO. Он сообщает роботу, о чем пойдет речь в тексте, какова тема статьи, соответствует ли название содержанию страницы.
На языке SEO: оптимизация заголовков H1-H6
H1 – заголовок первого уровня. Отражает содержание текста на странице. Оформляется вот так:
H1 должен быть на странице в единственном экземпляре. Как человек читает заголовок, так и робот считывает данные из тега, чтобы понять тему статьи.
Например, для статьи про метод автоматизированной штукатурки стен заголовок может выглядеть следующим образом:
Что такое автоматизированная штукатурка стен
Робот анализирует слова в H1, сравнивает с массивами данных и определяет тему статьи.
Важнее H1 для поисковиков только title. Это заголовок страницы, высвечивающийся на вкладке браузера и в сниппете.
Цель тайтла – повышение кликабельности и релевантности страницы продвигаемым запросам. От того, что будет в тайтле, во многом зависит количество трафика. Title входит в состав сниппета, но лишь как заголовок страницы. Он не должен быть одинаковым с H1, но и совсем разными их делать не нужно.
Если тайтл не прописан, сайт может подхватить в него H1. Вернемся к заголовкам.
Ключи в H1 желательны, но без спама. Например: «Как купить квартиру без ипотеки: 10 советов от профессионалов рынка».
Ключ в точном вхождении не должен делать H1 нечитаемым. Используйте:
Сам себе хозяин: как накопить на квартиру без помощи родителей.
Ошейник для собак – гарантия спокойной прогулки
Самое время установить кондиционер: скидки 10 % в «Мире уюта»
100 моделей штородержателей в магазине «Все для дома».
Идут по принципу матрешки: «мал мала меньше». Для поисковых роботов заголовки высоких уровней важнее тех, что стоят ниже в иерархии. Поэтому чаще всего используются теги заголовков H2 и H3.
В заголовки и подзаголовки стоит добавлять ключевые слова – здесь они имеют больший вес с точки зрения оптимизации. Но размещение одинаковых ключей может привести к переоптимизации текста и неминуемому наказанию. Еще поисковики могут «забанить» вас за:
Какие бывают заголовки в текстах: виды, примеры и функции
Отойдем от SEO и разберемся, для чего вообще нужны заголовки. Они выполняют три функции:
Сообщают что, с кем, где и когда произошло. Заголовок должен информировать, отвечать на вопросы: «какие задачи поможет решить статья?». «Что из нее можно узнать?». «Будет ли полезным ее прочтение?». Например:
Побуждают к прочтению материала привлекательной и интересной формулировкой.
Обеспечивают интерес к материалу, привлекают внимание целевой аудитории, вызывают у нее заинтересованность, что сравнимо с рекламой какого-либо товара или услуги.
Что еще может заголовок
Предлагать решение проблемы и цеплять только целевую аудиторию.
Все просто: проблема – лишний вес, целевая аудитория – люди старше 40 лет, стремящиеся прийти в форму.
Идентифицировать ЦА
Заголовок – это краткое содержание, которое помогает найти читателю то, что интересно именно ему. Например, статья о переводах Спивак привлечет тех поттероманов, которые не хотят видеть Думбльдора вместо привычного Дамблдора.
Разрушать мифы
Да, там действительно нет крабов.
Сильный заголовок в статьях это то, что привлекает пользователей на страницу. И только вы можете заставить этот магнит работать.
При создании заголовка помните о том, что он должен:
Когда читаешь заголовок, соответствующий этим требованиям, кажется, что он создан специально для тебя. Создан тем, кто понимает, что тебе нужно и может это предложить.
Типы заголовков
Заголовки можно разделить на несколько типов.
Назывные и транзитивные
Назывные отвечают на вопрос «о чем этот материал?». Например:
Новое падение рубля
Читателю остается решить, стоит тратить время на текст или нет. Чаще всего назывными делают подзаголовки – для упрощения навигации.
Транзитивные отвечают на вопрос «что сказано в материале?». Например:
Доллар преодолел отметку 64 рубля
Опасность такого заголовка – в нем уже есть основная информация. Статья рискует остаться непрочитанной.
Какие заголовки лучше: транзитивные или назывные? Ответа нет, потому что они служат для разных целей.
Также выделяются следующие виды:
Главное в них – сообщение о том, что произошло, когда, с кем и где. Основа – простое предложение с глаголом. Глагол в фактическом заголовке может быть как в настоящем, так и в прошедшем и будущем времени.
Чаще всего этот тип применяется в новостях. Там он наиболее уместен. Коротко сообщить о событии и заинтересовать читателя – это его основная цель.
Главная задача – привлечение внимания через эмоциональный отклик. В тандеме с образным заголовком может выступать подзаголовок или лид, удачно сочетающийся с H1.
Обычно такие заголовки создаются в результате мозгового штурма. В одиночку придумать сильный образ и выразить его в словах бывает очень сложно.
Чтобы создать образный заголовок, используйте:
Включает в себя афоризмы, пословицы, поговорки, устойчивые словосочетания – то, что у всех на слуху. Цель – вызвать у пользователя определенные ассоциации, которые подтолкнут его к прочтению текста.
Лучший пример такого заголовка – узнаваемая фраза, переделанная под тему статьи. Например, как в «Коммерсанте»:
Можно разделить названия и по типам эмоционального воздействия
Вызывают исключительно радость, шлют лучи добра, заставляют верить, что все будет хорошо.
Какие заголовки для статей лучшие?
Частые проблемы заголовков для информационных статей:
Слабые SEO-специалисты часто пытаются впихнуть в H1 все возможные ключи. Ещё и вставляют их криво, из-за чего заголовок становится похож на выдержки из речи больного шизофренией.
Как сделать хорошо? Рассказываем.
Как придумать заголовок для статьи
Несколько удачных приемов, цепляющих слов – и доверие целевой аудитории у вас в кармане.
23 способа создать божественный заголовок к любому тексту
Программы для развития бизнес-проектов от WBS Business Club
Заголовок может быть как ароматным пирогом, небрежно оставленным на подоконнике открытого окна с вашей статьей, так и оказаться заманчивой пустышкой. Разница лишь в вашем способе выражения. На наше счастье, есть люди, которые подбирают заголовки, способные творить чудеса, причём делают это регулярно. И нередко идут дальше простого перечисления фактов или «уток». Может, и вас вдохновят лучшие заголовки от самых искусных гуру копирайтинга? Чудесные заголовки, приковывающие взгляд, прямо как вот этот пирог. М-м-м.
Мы подготовили подборку самых интересных и действенных заголовков для статей. И добавили туда парочку проверенных нами методов составления идеального заголовка.
Наука и психология заголовка, на который невозможно не «кликнуть»
Немного научных данных и статистики.
Согласно данным сайта Copyblogger, соотношение тех, кто читает только заголовок, к тем, что прочитывает статью полностью, такое: 8 человек из 10 прочтут ваш заголовок. И только двое из десяти захотят посмотреть, о чём именно вы написали. Это вкратце о том, зачем нужны хорошие заголовки.
А сайт KISSmetrics выявил следующую читательскую склонность: читатель воспринимает только три первых и последних слова заголовка. Таким образом, следует признать идеальной форму шестисловного заголовка. Однако как часто можно составлять заголовки из шести слов? Какой бы длины ни был заголовок, просто помните, что главную смысловую нагрузку должны нести слова, которые находятся в самом конце и в самом начале. Дмитрий Кот называет такие сильные заголовки «липкими», как мёд.
Читатели обращают внимание только на три первых и три последних слова в заголовке. Делайте мощный старт, а заканчивайте красиво.
Не менее эффективными являются просто короткие заголовки в три слова. Например: «Бронь без турагентства» или «Сенсация мирового туризма».
И ещё одно, последнее замечание по поводу заголовков (потом мы перейдём уже к готовым формулам, правда-правда!). Разве можно отделить искусство написания заголовков от науки психологии? Ответ на этот вопрос позволил нам наметить восемь стратегий написания заголовков, основанных на психологии человека и его эмоциях. Они всегда работают.
Основываясь на психологических данных, Денис Каплунов вывел 5 секретов составления заголовков.
Ну а теперь к конкретным примерам, если этих недостаточно.
Идеальные формулы для заголовков
1. Цифры + Прилагательное + Ключевое слово + Объяснение + Обещание
Ленка Истванова из компании Koozai Marketing разработала шаблон для создания заголовков, собрав все свои заголовки, которые набрали больше всего «кликов». Формула получилась такой.
Например: «10 простых шагов, которые вы можете сделать сейчас и стать счастливее».
2. Закон Беттериджа в теории заголовков
Формула в этом случае более чем проста: будьте крайне осторожны, задавая вопросы. Закон Беттериджа был выведен британским журналистом Иэном Беттериджом, который обратил внимание на растущую тенденцию в интернете выводить какой-либо вопрос в заголовок. Его закон гласит: «На любой заголовок, который заканчивается вопросительным знаком, есть отрицательный ответ».
Например, вот такой заголовок «Способен ли фотограф запечатлеть подлинное чувство любви?». На этот вопрос можно дать ответ «нет», поэтому его лучше перефразировать так: «Запечатлеть любовь на фотографии невозможно? Смотрите, как фотографы справлялись с этой невероятной задачей».
3. [Делай что-то] как [пример]
Рекламная кампания напитка “Будь как Майк» с Майклом Джорданом — один из лучших примеров того, как связать желаемый всеми результат с желаемой вами аудиторией.
Если у вас нет Майкла Джордана, которого можно было бы прикрепить к посту, воспользуйтесь более тривиальными примерами.
Например: «Веди блог как звезда».
Есть и более продвинутый вариант этой формулы: [Делай что-то] как [профессионал] без [ожидаемые и нежелательные последствия].
Например: «Веди блог как настоящая звезда – без пустой траты времени».
4. Интересные прилагательные + своеобразные существительные
Мы считаем, что сила правильно подобранного слова безгранична. Поэтом любим следующую формулу для написания заголовков: интересное прилагательное вместе с уникальными существительными, где это только возможно. Не советуем начинать заголовки с заезженных шаблонов «11 вещей, которые…»
Например: вдохновляющие примеры, мельчайшие подробности, непревзойдённые советы, блистательные стратегии, недооценённые идеи.
5. [Потрясающий заголовок]: подзаголовок
Эта формула хороша для шестисловных заголовков, упомянутых ранее, однако к более длинным заголовкам надо подходить с осторожностью и подбирать верные слова. Начните с «цепляющего» слова, поставьте двоеточие, добавьте ещё один заголовок. Подзаголовок даже называют «серым кардиналом», потому что его составление не менее важно, чем создание общих «хедлайнов». Он должен быть понятным, простым и соответствующим по стилю с главным заголовком.
Например: «Искусство ставить знак апострофа», «Как изящно справляться со сложнейшими пунктуационными проблемами».
6. Заголовок с гарантированной пользой
Это значит, что по такому заголовку ясно, зачем читать статью, что читатель получит в итоге. Например:
Например: «Лучшие пять минут (единовременность) дня, которыми вы сможете насладиться с радостью» (развлечение), «Новейшие советы (событийная ценность) от Websarafan (специализация)», «Как привлечь больше читателей (полезность)».
Важность понимания специфики аудитории и ориентации на неё уже в заголовке подчёркивает Дмитрий Кот, у которого можно найти примеры заголовков для узкой целевой аудитории здесь.
7. SEOшный заголовок
В большую часть заголовков, которые мы рассматривали, с лёгкостью можно добавить ключевые SEO-слова. Это было доказано и Денисом Каплуновым. Например, для SEO-текста успешно работает следующая простая формула: [Прилагательное]+ [Прилагательное] [кто вы, или SEO-слова], которые [Пообещайте самый желанный результат]
Например: «Новейшие и полезные секреты контент-маркетинга, которые привлекут ещё больше читателей».
8. А вам хочется _____
Это классическая формула соцсетей, которая эксплуатирует выраженное многими пользователями интернета желание.
Например: «А вам хочется найти простейший способ распространять ссылки в соцсетях?»
9. Модель от… коров: [Желаемое событие] + [Вопрос, адресованный целевой аудитории]
Модификация предыдущей модели, которая может быть чрезвычайно эффективной. Ассистент Дмитрия Кота, Ирина Вербицкая, вывела следующую формулу, которую она получила от… коров! Первое предложение сообщает о желаемом состоянии или событии. А второе предложение спрашивает: а вы-то почему не там?
10. Секреты _____
Эту формулу можно интересно покрутить: запостить информацию «из-за кулис» или же поделиться страшнейшим из секретов.
Например: «Секреты, как писать убийственные тексты для блогов почти ежедневно»
11. Мало кому известные способы, как______
Это «подруга» формулы «Секреты того-того и того-того», но она отличается большей загадочностью и, поданная под правильным соусом, может даже вызвать у читателя соревновательный дух. «Мало кому известные? Ха, я-то всё знаю и сам!»
Например: «Мало кому известный способ, как быстро привлечь читателей в блог».
12. Самый быстрый/лёгкий способ [решение проблемы]
Даниил Шардаков составил топ-10 самых эффектных шаблонов заголовков, некоторые из которых есть и в нашем списке. Ведь за каждой из формул стоит огромный человеческий опыт и история. По его мнению, самые сильные заголовки – это заголовки, которые точечно и сильно бьют по самому больному месту человека: гордости, самолюбию, опасениям, проблемам и т.д., которые для этого человека актуальны. В таком случае успех заголовка резко перешагивает за отметку 90%. Преимущества этой формулы очевидны: здесь есть и время, и полезность, то есть быстрый способ решения проблемы.
Например: «Самый быстрый способ привести в порядок страницу профиля».
13. Создайте/Постройте ____, которым можно гордиться
Этот заголовок хорош тем, что он апеллирует к чувству гордости, стремлению самосовершенствования и самоудовлетворения.
Например: «Создайте онлайн-сообщество, которым вы сможете гордиться».
14. Все, что вам необходимо знать о ____
Ещё одно хорошое сочетание социального влияния с «приманками». Такой заголовок вызывает у читателя любопытство, ему хочется выяснить, знает или ещё нет он эту информацию.
Например: «Все, что вам необходимо знать о маркетинге «ВКонтакте»».
15. [Цифра] вещей, которым я научился благодаря ______
Такой заголовок неизменно привлечёт внимание, поскольку он приободряет читателя, зовёт его за собой и успокаивает тем, что вот, был такой человек, который как и все мы, трудился, экспериментировал и теперь делится опытом.
Например: «17 вещей, которым я научился во время ежедневного написания статей в свой блог».
16. Как выжить в течение ____
Как и предыдущий, такой заголовок тоже «утешает» читателя. Людям нравятся проторенные другими маршруты.
Например: «Как выжить в течение первых 40 дней работы в группе фрилансеров».
17. Как-заголовки
Конечно, всем нам хорошо известны как-заголовки. Однако мы хотим отойти от традиционной схемы как-заголовка и предложить более удачную и эффективную формулу.
Например: «Как увеличить аудиторию на Фейсбуке без единого вложения».
По данным Дмитрия Кота, заголовки с интересным вопросом заставили прочесть текст полностью примерно 35% читателей.
18. Заголовок и небольшой бонус
Советуем всегда немного добавлять что-то своё в предложенные нами схемы, например, добавить туда какую-то информацию из текста. Чаще всего, авторы статей с перечислениями добавляют в заголовок один из пунктов статьи.
Например: «13 удивительных способов заставить людей подписываться на Вас в Фейсбуке. Сегодня пробуем способ номер 5».
19. Мини-заголовок: 4 слова и меньше
Конечно, бывает сложно придерживаться коротких заголовков. На Websarafan мы предпочитаем более длинные и содержательные заголовки. В то же время у наших авторов бывают и совсем короткие.
Возьмем, например, статью Дмитрия Кота «Дайте мне 8 часов…». За счёт интриги, недосказанности, прямого обращения к читателю такой заголовок привлекает внимание. Хочется ли нам узнать, на что автор просит 8 часов? Конечно, хочется!
Другим известным примером мини-заголовков может послужить оформление предвыборной кампании будущего президента США Барака Обамы.
Онлайн-стратегия Обамы делала упор как раз на мини-заголовки, которые выражали удивление и состояли лишь из английских междометий: Aww! Hey! Whoo-hoo!
20. Фирменные формулы заголовков от Websarafan
У нас тоже есть парочка проверенных заголовков, стиль которых выработался со временем (и после многочисленных экспериментов) на нашем сайте. Мы составили небольшой список из наших наиболее частотных заголовков.
Заголовки-вопросы.
Например: «Где взять 260 000 подписчиков и полмиллиарда просмотров?»
Заголовок-вопрос + часть информации в подзаголовке.
Например: «Как грамотно использовать Twitter для продвижения. Куча полезной информации, расскажите друзьям!».
Цифры в заголовке.
Например: «23 способа создать божественный заголовок к любому тексту», ну вы поняли.
21. Коротко, красиво, интересно и с цифрами
Мы собрали вместе все данные по заголовкам, которые сильнее всего привлекают наших читателей, чтобы выяснить, как же он выглядит, этот идеальный заголовок… Результат получился следующим:
Цифра или Привлекательное слово + Интересное прилагательное + Ключевое слово + Обещание (по возможности, не более шести слов)
Например: «Заумные заголовки, которых следует избегать».
22. Важные правила составления любого заголовка
23. Сомневаетесь? Напишите 25 заголовков
В негласной теории заголовка существует заговор цифры 25. Зарубежные копирайтеры Апворт, Джефкинс, а также российский копирайтер Денис Каплунов опираются на классификацию из 25 заголовков. Так, Апворт предлагал писать по 25 заголовков для каждого текста, проверять лучшие и потом найти свой заголовок.
Идея написать 25 заголовков кажется неплохой и эффективной, но вы видели хотя бы одного человека, кто действительно этим бы занимался? В Америке были такие, кто пробовал. В течение недели команда Блинкист в составе двух человек писала по 25 заголовков к четырём статьям. Одна из участниц, Кейтлин, описала этот опыт так: «Половина заголовков получится просто смешной, половина окажется полной бессмыслицей, остальное – сплошная тоска и скука. Но ребята, какое же это удовольствие, когда ты находишь заголовок, ласкающий слух!» Кейтлин со своим коллегой писали по 25 заголовков, каждый выбирал три понравившихся, а те, кто нравились им обоим, они отправляли редактору на проверку.
Лучшие российские копирайтеры тоже считают этот метод эффективным. Так, Денис Каплунов адаптировал этот список для русскогоязычного Интернета, сделав акцент на их эмоциональной составляющей. Советуем проверить.
Для этой статьи мы тоже попробовали написать 25 заголовков. Вот то, что пришло нам в голову. Может, вам какой-то из них понравился больше, чем окончательный вариант?
(Время, затраченное на мозговой штурм – 11 минут).
Какой заголовок понравился больше всего?:)
Понравилась статья? Поделись с друзьями!