Как подписать тетрадь по беларускай літературе
Как правильно подписать тетрадь по белорусскому языку?
Как правильно подписать тетрадь по белорусскому языку? Шаблон, образец.
Для работ па беларускай мове
Вучня(вучаніцы) n класа
Прозвішча i iмя у родным склоне
Уже начиная с младших классов школьники должны самостоятельно подписывать свои школьные тетради. Делать это необходимо внимательно и аккуратно.
Тетрадь по белорусскому языку подписывается следующим образом:
для работ па беларускай мове
сярэдняй школы (номер) г. (населённый пункт)
Имя и Фамилия (на белорусском языке в родительном падеже)
Правильно подписать тетрадь по белорусскому языку нужно на белорусской мове. Нужно обязательно взять тетрадь без надписей на русском языке. Вот образец заполнения:
Фамилию и имя пишем в родительном падеже(Чья тетрадь?)
Министерство образования определила следующие правила ведения тетрадей:
Ну что ж, детки-школьники уже начали учить новые предметы. В том числе и беларусский язык. Для учеников важно знать, как правильно подписать тетрадку. Тетрадка по-беларусски называется Сшытак, от слова «шить». Это значит, что сшили листы и получилась тетрадь.
Одновол Л. А. Образцы оформления заданий на уроках русского (белорусского) языка. № 8 2021. Часть 1.
Одновол Л. А., методист высшей категории отдела методического обеспечения начального образования Национального института образования
Образцы оформления заданий на уроках русского (белорусского) языка
Выработка у учащихся графических навыков и каллиграфического письма наряду с чтением и вычислительными навыками — одна из важнейших, зафиксированных в образовательном стандарте [1] задач образования на I ступени общего среднего образования. От степени сформированности и автоматизированности этих действий зависит не только успех продвижения ребёнка в учебной деятельности от класса к классу, но и его психическое развитие. Писать красиво — это значит графически правильно, чётко, удобочитаемо писать буквы, без ошибок, грамотно записывать слова, предложения. Однако для учащихся младшего школьного возраста бывает порой очень сложно решать одновременно графические, орфографические и грамматические задачи, сочетая их с выполнением требований к оформлению письменных заданий.
Для соблюдения единого орфографического режима и правил оформления тетрадей разработаны методические рекомендации, утверждённые заместителем министра образования Республики Беларусь А. В. Кадлубаем 24.08.2020 г. [2]. Они так и называются «Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі». Тем не менее опыт практической деятельности многих учителей свидетельствует, что при оформлении в тетрадях классных и домашних заданий у учащихся нередко возникают непредвиденные трудности частного характера, которые в Методических рекомендациях не освещены. Поэтому учителя, каждый по-своему, стараются оказать детям помощь в решении проблем с оформлением письменных работ в тетрадях, дают указания, как избежать неправильных записей.
Дети начинают учиться работать в тетрадях с первых дней пребывания в учреждении образования. Для них специально разработаны учебные издания «Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо» на печатной основе, которые в период обучения грамоте являются первыми средствами для активной индивидуальной работы не только по написанию элементов букв, букв, слов, предложений, но и по ориентировке и работе на страницах учебных изданий. Содержание каждого пособия «Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо» направлено на решение определённых задач в соответствии с этапами обучения грамоте, а в целом — на формирование графического навыка письма через систему специальных методических приёмов, среди которых широко представлено копирование — письмо по вспомогательным линиям и кальке, а также письмо с опорой на образец. Это обеспечивает зрительное восприятие правильного начертания письменных букв и умение не теряться во время письма в рабочих строках и межстрочном пространстве.
Если в I классе учащимся практически не приходится задумываться об оформлении письменных заданий на страницах тетрадей на печатной основе, то начиная со II класса это происходит постоянно. Дело в том, что во II классе дети приступают к изучению русского и белорусского языков по учебным пособиям, учебникам. Перед второклассником встаёт задача по переводу печатного текстового массива учебника в письменный вариант с фиксацией последнего в тетрадках, где отсутствуют дополнительные ориентиры и подсказки. Правда — и это следует отметить как положительный факт — в содержании учебных пособий по русскому [3] и белорусскому [4] языкам для II класса учреждений образования с русским и белорусским языками обучения присутствует материал, который выступает наглядным образцом записи заданий письменными буквами, например упр. 5 (с. 5, часть 1) [3], упр. 4 (с. 43, часть 1) [4], что, несомненно, помогает учащимся правильно оформлять письменные работы в обычных тетрадях. Авторы учебников заблаговременно позаботились об этом. Тем не менее многие образцы выполнения заданий, представленные в учебных пособиях, не всегда являются опорой для учащихся для правильного оформления записей в тетрадях. Например, в учебном пособии «Русский язык» для II класса, часть 1 [3], приводится следующий образец выполнения задания 190: Зе́мли — земля́ (с. 117). Первое слово Земли написано с большой буквы, и это правильно, так как стоит в образце после точки. Но учащемуся следует списать этот образец и продолжить ряд слов. И тут возникнет вопрос: «С какой буквы — заглавной (большой) или строчной (маленькой) — нужно писать следующие пары слов в рабочей строке?» В учебном пособии «Беларуская мова» для II класса, часть 1 [4], даётся образец выполнения задания 191: нара — рана, … (с. 99), где первое слово нара написано с маленькой буквы, так как образец в учебном пособии стоит после двоеточия. И в этом случае может возникнуть, и скорее всего возникнет, вопрос: «С какой буквы — заглавной (большой) или строчной (маленькой) — нужно писать следующие пары слов в строке?»
Безусловно, помочь учащимся разобраться с правильным оформлением письменных заданий в тетрадях призван учитель. Приведённые в статье рекомендации по оформлению письменных работ, надеемся, помогут учителям снять многие вопросы, связанные с этой проблемой, добиться выполнения всеми учащимися единых требований к оформлению записей.
Сначала напомним об общепринятых требованиях к ведению тетрадей и оформлению письменных работ.
1. Рабочие тетради и тетради для контрольных работ «одеваются» в обложки. Так тетради дольше будут выглядеть аккуратно.
Во ІІ–ІV классах для выполнения обучающих и контрольных работ целесообразно использовать тетради с количеством листов 12. Тетради с бо́льшим количеством листов могут увеличить вес портфеля, что приведёт к нарушению СанНиП (п. 132) [5], касающихся массы ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями (без массы ранца или рюкзака).
Учащиеся, начав писать в одной тетради, продолжают работать в ней, пока та не закончится. Нецелесообразно заводить новую тетрадь по учебному предмету с каждой новой четверти, если в предыдущей тетради осталось место для записей.
2. Ученические тетради в І и ІІ классах подписываются учителем, в ІІІ и ІV классах — учениками под руководством учителя. Это значит, что учитель организует работу по подписыванию тетрадей таким образом, чтобы учащиеся не допускали ошибок. Надписи на обложках делаются по единому образцу в соответствии с требованиями Методических рекомендаций к оформлению тетрадей в начальных классах (Глава ІV. Афармленне і вядзенне сшыткаў, афармленне экзаменацыйных работ, п. 17–20, 22; дадатак 1) [2].
При оформлении подписи на обложке тетради допускается делать запись о назначении тетради и названии учреждения образования на двух строках.
Для тетрадей по русскому и белорусскому языкам не допускается использование заранее напечатанного текста, т. к. умение подписывать свою работу (любую) — важное общеучебное умение, которым должен владеть каждый ученик и которое формируется в начальных классах.
3. Все записи в тетрадях делаются ручкой с пастой синего или фиолетового цвета (по решению учреждения образования) аккуратно, разборчивым почерком. Исправление ошибочного написания на правильное выполняется без использования корректора. В І классе при обучении первоначальному письму учащиеся могут использовать простой карандаш вместо ручки.
4. Во ІІ–ІV классах в рабочих тетрадях указывается дата выполнения обучающей работы и название её вида. Дата записывается посередине рабочей строки следующим образом: день месяца — арабскими цифрами, название месяца — прописью. На следующей рабочей строке (посередине) пишется вид работы: Классная работа или Домашняя работа. Слово Упражнение во ІІ–ІV классах не пишется.
В ходе выполнения классной или домашней работы строки не пропускаются.
Одновол Л. А. Образцы оформления заданий на уроках русского (белорусского) языка. № 8 2021. Часть 1.
Одновол Л. А., методист высшей категории отдела методического обеспечения начального образования Национального института образования
Образцы оформления заданий на уроках русского (белорусского) языка
Выработка у учащихся графических навыков и каллиграфического письма наряду с чтением и вычислительными навыками — одна из важнейших, зафиксированных в образовательном стандарте [1] задач образования на I ступени общего среднего образования. От степени сформированности и автоматизированности этих действий зависит не только успех продвижения ребёнка в учебной деятельности от класса к классу, но и его психическое развитие. Писать красиво — это значит графически правильно, чётко, удобочитаемо писать буквы, без ошибок, грамотно записывать слова, предложения. Однако для учащихся младшего школьного возраста бывает порой очень сложно решать одновременно графические, орфографические и грамматические задачи, сочетая их с выполнением требований к оформлению письменных заданий.
Для соблюдения единого орфографического режима и правил оформления тетрадей разработаны методические рекомендации, утверждённые заместителем министра образования Республики Беларусь А. В. Кадлубаем 24.08.2020 г. [2]. Они так и называются «Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі». Тем не менее опыт практической деятельности многих учителей свидетельствует, что при оформлении в тетрадях классных и домашних заданий у учащихся нередко возникают непредвиденные трудности частного характера, которые в Методических рекомендациях не освещены. Поэтому учителя, каждый по-своему, стараются оказать детям помощь в решении проблем с оформлением письменных работ в тетрадях, дают указания, как избежать неправильных записей.
Дети начинают учиться работать в тетрадях с первых дней пребывания в учреждении образования. Для них специально разработаны учебные издания «Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо» на печатной основе, которые в период обучения грамоте являются первыми средствами для активной индивидуальной работы не только по написанию элементов букв, букв, слов, предложений, но и по ориентировке и работе на страницах учебных изданий. Содержание каждого пособия «Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо» направлено на решение определённых задач в соответствии с этапами обучения грамоте, а в целом — на формирование графического навыка письма через систему специальных методических приёмов, среди которых широко представлено копирование — письмо по вспомогательным линиям и кальке, а также письмо с опорой на образец. Это обеспечивает зрительное восприятие правильного начертания письменных букв и умение не теряться во время письма в рабочих строках и межстрочном пространстве.
Если в I классе учащимся практически не приходится задумываться об оформлении письменных заданий на страницах тетрадей на печатной основе, то начиная со II класса это происходит постоянно. Дело в том, что во II классе дети приступают к изучению русского и белорусского языков по учебным пособиям, учебникам. Перед второклассником встаёт задача по переводу печатного текстового массива учебника в письменный вариант с фиксацией последнего в тетрадках, где отсутствуют дополнительные ориентиры и подсказки. Правда — и это следует отметить как положительный факт — в содержании учебных пособий по русскому [3] и белорусскому [4] языкам для II класса учреждений образования с русским и белорусским языками обучения присутствует материал, который выступает наглядным образцом записи заданий письменными буквами, например упр. 5 (с. 5, часть 1) [3], упр. 4 (с. 43, часть 1) [4], что, несомненно, помогает учащимся правильно оформлять письменные работы в обычных тетрадях. Авторы учебников заблаговременно позаботились об этом. Тем не менее многие образцы выполнения заданий, представленные в учебных пособиях, не всегда являются опорой для учащихся для правильного оформления записей в тетрадях. Например, в учебном пособии «Русский язык» для II класса, часть 1 [3], приводится следующий образец выполнения задания 190: Зе́мли — земля́ (с. 117). Первое слово Земли написано с большой буквы, и это правильно, так как стоит в образце после точки. Но учащемуся следует списать этот образец и продолжить ряд слов. И тут возникнет вопрос: «С какой буквы — заглавной (большой) или строчной (маленькой) — нужно писать следующие пары слов в рабочей строке?» В учебном пособии «Беларуская мова» для II класса, часть 1 [4], даётся образец выполнения задания 191: нара — рана, … (с. 99), где первое слово нара написано с маленькой буквы, так как образец в учебном пособии стоит после двоеточия. И в этом случае может возникнуть, и скорее всего возникнет, вопрос: «С какой буквы — заглавной (большой) или строчной (маленькой) — нужно писать следующие пары слов в строке?»
Безусловно, помочь учащимся разобраться с правильным оформлением письменных заданий в тетрадях призван учитель. Приведённые в статье рекомендации по оформлению письменных работ, надеемся, помогут учителям снять многие вопросы, связанные с этой проблемой, добиться выполнения всеми учащимися единых требований к оформлению записей.
Сначала напомним об общепринятых требованиях к ведению тетрадей и оформлению письменных работ.
1. Рабочие тетради и тетради для контрольных работ «одеваются» в обложки. Так тетради дольше будут выглядеть аккуратно.
Во ІІ–ІV классах для выполнения обучающих и контрольных работ целесообразно использовать тетради с количеством листов 12. Тетради с бо́льшим количеством листов могут увеличить вес портфеля, что приведёт к нарушению СанНиП (п. 132) [5], касающихся массы ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями (без массы ранца или рюкзака).
Учащиеся, начав писать в одной тетради, продолжают работать в ней, пока та не закончится. Нецелесообразно заводить новую тетрадь по учебному предмету с каждой новой четверти, если в предыдущей тетради осталось место для записей.
2. Ученические тетради в І и ІІ классах подписываются учителем, в ІІІ и ІV классах — учениками под руководством учителя. Это значит, что учитель организует работу по подписыванию тетрадей таким образом, чтобы учащиеся не допускали ошибок. Надписи на обложках делаются по единому образцу в соответствии с требованиями Методических рекомендаций к оформлению тетрадей в начальных классах (Глава ІV. Афармленне і вядзенне сшыткаў, афармленне экзаменацыйных работ, п. 17–20, 22; дадатак 1) [2].
При оформлении подписи на обложке тетради допускается делать запись о назначении тетради и названии учреждения образования на двух строках.
Для тетрадей по русскому и белорусскому языкам не допускается использование заранее напечатанного текста, т. к. умение подписывать свою работу (любую) — важное общеучебное умение, которым должен владеть каждый ученик и которое формируется в начальных классах.
3. Все записи в тетрадях делаются ручкой с пастой синего или фиолетового цвета (по решению учреждения образования) аккуратно, разборчивым почерком. Исправление ошибочного написания на правильное выполняется без использования корректора. В І классе при обучении первоначальному письму учащиеся могут использовать простой карандаш вместо ручки.
4. Во ІІ–ІV классах в рабочих тетрадях указывается дата выполнения обучающей работы и название её вида. Дата записывается посередине рабочей строки следующим образом: день месяца — арабскими цифрами, название месяца — прописью. На следующей рабочей строке (посередине) пишется вид работы: Классная работа или Домашняя работа. Слово Упражнение во ІІ–ІV классах не пишется.
В ходе выполнения классной или домашней работы строки не пропускаются.