Как подписывается тетрадь по развитию речи
Методические рекомендации к «Рабочей тетради по развитию речи» (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
К «РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ»
Цель данной рабочей тетради состоит в том, чтобы повысить эффективность работы по развитию связной речи учащихся путем использования средств языка для целей общения. Содержание тетради направлено на создание условий общения: наличие собеседника, мотива, предмета речи.
Тетрадь также способствует усилению лингвистической основы общения, ознакомлению школьников с системой речеведческих понятий (стиль речи, «текст», «описание», «повествование», «рассуждение как тип речи»), которые необходимы для формирования определенных речевых умений.
Система работы, представленная в тетради, учитывает двойственную природу языка, что язык – это система знаков и правил и речевая деятельность (процесс). Поэтому работа над речевой деятельностью строится параллельно с комплексным анализом текста, включающим целый ряд грамматических заданий, не соотнесенных с программной темой урока, но каждое из них направлено на повышение языковой подготовки учащегося, служит повторению труднейших грамматических тем русского языка и, самое главное, обеспечивает языковую подготовку к данному уроку развития речи.
Тетрадь сохраняет преемственность с той системой работы над связной речью, которая отражена в действующей программе, принята в современной школе – понимать и раскрывать тему, проводить основную мысль, собирать и систематизировать материал, строить сочинение в определенной композиционной форме, правильно выражать свои мысли, совершенствовать написанное. Тетрадь по развитию речи помогает установить более высокие мотивы речевой деятельности: осознать, зачем мы создаем данный текст, для кого он предназначен и тем самым подключаем речевое действие к деятельности общения.
Виды работ в рабочей тетради по развитию речи.
Все виды работ, представленные в тетради, совершенствуют орфографические навыки, поскольку изучение орфографии связано со всеми сторонами языка и является базой овладения орфографической грамотностью.
Оно существенно повышается, если у школьников развита орфографическая зоркость, поэтому практически все тексты и другие материалы даны с пропусками определенных букв и заданиями «Выдели графически, объясни».
Орфографические задания построены таким образом, чтобы подключить все виды памяти: звуковую, зрительную, двигательную; есть задания, которые связаны с образным восприятием слова. Например: «Запишите слово «свиристель» в словарь и нарисуйте эту птицу».
Другие упражнения связаны с комплексным анализом текста. В начале года даны лишь отдельные задания этого анализа, но они включают и работу над речеведческими понятиями и грамматическими. Затем тетрадь дает план анализа (стр.31), по которому идет работа над каждым текстом.
Мы представили тексты, имеющие воспитательную и познавательную ценность, оказывающие эмоциональное воздействие, соответствующие возрасту и интересам школьников. Особенностью всех текстов, представленных в рабочей тетради, является то, что они группируются вокруг трех смысловых тем: «Осень. Отношение к природе», «Декоративно-прикладное искусство», «Мой город». Подобная организация языкового материала дает прежде всего «погружение» в тему, у ребят появляется возможность хорошо изучить то, над чем они будут работать. А это способствует привитию интереса к изучению русского языка, позволит учителю более эффективно построить работу по развитию речи, осуществить связь с жизнью и выйти на «орбиту» общения. Ведь легко и свободно можно говорить лишь о том, что хорошо знаешь, что изучил.
Предложены также задания, связанные с созданием и улучшением текста. Например: «Составьте план наблюдений, запишите рабочие материалы», или «Отредактируйте фрагмент сочинения». С этой целью тетрадь снабжена общепризнанными, условными обозначениями по редактированию.
Некоторые задания, связанные с разделом «Лексика», позволяют обогатить речь школьников, дать необходимый языковой материал, например, «Определите по значению слово:…- это надпись на кадре в диафильме или содержащая пояснительный текст». «Продолжите синонимический ряд: говорить, выражаться, изъясняться…»
Таким образом, предлагаемые в рабочей тетради виды упражнений, позволяют вести школьников от знакомства с определенными речевыми понятиями к овладению необходимыми речевыми действиями и далее к свободному использованию приобретенных умений в речевой практике. Доказательством последнего служит создание учащимися диафильма о декоративно-прикладных искусствах, путеводителя по залам музея, альбома о родном городе.
Подобные задания имеют ситуативный характер, позволяют избежать формализма, способствуют созданию непринужденной творческой атмосфере на уроке.
Тетрадь имеет приложения, необходимые для повторения изученного.
В целом же все материалы направлены на то, чтобы помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств.
Ведение тетрадей по русскому языку и литературе
1. Количество и назначение ученических тетрадей
Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:
– 1 тетрадь для написания изложений и сочинений (для работ по развитию речи),
– 1 тетрадь для контрольных работ.
§ В тетради для работ по развитию речи выполнять контрольные изложения и сочинения, в тетради для контрольных работ – контрольные диктанты, тесты и другие контрольные работы
– 1 тетрадь для написания творческих работ.
Для контрольных работ по русскому языку, литературе выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.
В V—XI классах в тетрадях по русскому языку записывается вид работы и строкой ниже — ее название. Например:
Диктант
В тайге
То же относится к обозначению кратковременных работ, выполняемых в обычных тетрадях.
2. Порядок ведения тетрадей учащимися
Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:
§ Писать аккуратным, разборчивым почерком.
§ Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи). Образцы оформления тетрадей:
для работ по развитию речи
ученика 7 «Б» класса
Васильченко Андрея
для творческих работ по литературе
ученика 5 «А» класса
§ Соблюдать поля с внешней стороны.
§ Указывать дату выполнения работы. В тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. Например:
Десятое сентября.
§ Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений и других работ).
§ Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т.д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя). Например:
Классная работа
Упражнение 234
§ Соблюдать красную строку.
§ Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать.
§ Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).
§ Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости — с применением линейки.
§ Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения, не заключать неверные написания в скобки.
3. Порядок проверки письменных работ учителями. Рекомендации
Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы по русскому языку, проверяются:
Класс | Оптимальная периодичность проверки |
---|---|
в V классе и в первом полугодии VI класса | после каждого урока у всех учеников |
во втором полугодии VI класса и VII — IХ классах | после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных — не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись |
в Х—XI классах | после каждого урока у слабых учащихся; у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 1 раз в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся |
Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.
Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:
Вид работы | Класс | Сроки проверки |
---|---|---|
контрольные диктанты | в V—XI классах | проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку |
изложения и сочинения | в V—XI классах | проверяются и возвращаются учащимся не позднее чем через десять дней |
В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
Первая оценка ставится за содержание и речь. Перед нею записывается число ошибок в содержании и число речевых недочетов.
Перед второй отметкой – за грамотность – указывается число орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
В целом запись будет выглядеть так:
0-2 4
3-3-1 3
Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.
За диагностические и обучающие работы оценки «2» и «3» могут выставляются по усмотрению учителя.
Классные и домашние письменные работы по русскому языку оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.
При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки ЗУН школьников.
После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.
При составлении данных методических рекомендаций использованы следующие источники:
Памятка «Порядок оформления и ведения тетрадей по русскому языку и литературе»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Порядок оформления и ведения тетрадей по русскому языку и литературе
Все записи в тетрадях обучающиеся должны производить, соблюдая следующие правила:
писать аккуратным, разборчивым почерком, при этом:
тетради по предметам русский язык и литература должны быть стандартными в широкую линейку объёмом 12-18 листов; общие тетради (48 листов) разрешаются, только начиная с 9 класса.
Единообразно выполнять надписи на обложке тетради
для работ по русскому языку
учени ка(цы) 5 класса А
На обложке тетрадей для контрольных работ, работ по развитию речи делаются соответствующие записи.
для контрольных работ
учени ка(цы) 5 класса А
Указывать дату выполнения работы
По центру строки: в тетрадях по русскому языку – прописью; в тетрадях по литературе на полях или вначале строки – цифрами. Например: Пятнадцатое апреля. 15.04.14.
Указывать, где выполняется работа
По центру строки с прописной буквы: Классная работа. Домашняя работа.
Писать на отдельной строке тему урока
Название темы пишется без кавычек (исключение составляют цитаты), например: Строение и грамматическое значение предложений.
Указывать номер упражнения
По центру строки с прописной буквы, например: Упражнение № 345. Слово «Упражнение» записывается без сокращений.
Указывать вид выполняемой работы
По центру строки с прописной буквы: Проверочная работа. Самостоятельная работа. Работа над ошибками. Изложение. Сочинение. План. Конспект.
Соблюдать поля и красную строку
Текст каждой новой работы начинается с «красной» строки на той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы. При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см.
Вести записи в тетрадях синим или фиолетовым стержнем, при этом:
линии внутри одной работы не пропускаются;
между домашней и классной работой оставляются 2 линии;
запрещается писать на полях (за исключением пометок на полях во время записи лекций в старших классах);
запрещается писать и производить какие-либо отметки красным стержнем.
Все подчёркивания следует делать остро заточенным простым карандашом
При необходимости использовать с этой целью линейку; грамматические формы указывать над словами также простым карандашом. Чёрный или зелёный стержни могут быть использованы при составлении схем, таблиц и т. д.
Исправлять ошибки следующим образом:
неверно написанную букву или пунктуационный знак аккуратно зачеркивать косой линией;
часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией;
вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения;
не заключать неверные написания в скобки;
не использовать для исправления ошибок корректирующие средства.
Соблюдать принятые нормы сокращений
Обучающиеся должны иметь следующее количество тетрадей:
Как правильно подписать тетрадь по развитию речи?
Как правильно подписать тетрадь по развитию речи?
для работ по развитию речи
учени(цы)(ка) 5″А» класса
Как правильно : учреждение доп образования «Центр развития» провел?
Как правильно : учреждение доп образования «Центр развития» провел.
Или учреждение доп образования «Центр развития» провелО.
Аннотация на любую научную статью только подписать на какую Спасибо?
Аннотация на любую научную статью только подписать на какую Спасибо.
Как правильно подписать тетрадь для работ по математики либо по матиматике?
Как правильно подписать тетрадь для работ по математики либо по матиматике.
Как подписать тетрадь по белорускому?
Как подписать тетрадь по белорускому?
Рассказ как правильно вести беседу 5 класс развитие речи?
Рассказ как правильно вести беседу 5 класс развитие речи.
Подписать части речи : Пушистые сугробы зимнего снега таяли у ворот?
Подписать части речи : Пушистые сугробы зимнего снега таяли у ворот.
Как правильно подписать тетрадь?
Как правильно подписать тетрадь?
По дисциплине русский язык или по дисциплине русского языка?
Помагите сделать тетрадь по развитию речи 4 класс с 3 номер 4 умоляю очень надо?
Помагите сделать тетрадь по развитию речи 4 класс с 3 номер 4 умоляю очень надо.
Как подписать тетрадь по русскому языку?
Как подписать тетрадь по русскому языку.
Подписать части речи?
Подписать части речи.
Пушистые хлопья снега легли на землю.
Существительное но похоже на числительное.
Отец(подлежащее) осмотрел(сказуемое) зверька (дополнение) сказал (сказуемое) раны(дополнение) белку(дополнение) кормить(сказуемое) перевязывать(сказуемое) ребята(подлежащее) принялись исполнять (составное сказуемое) совет(дополнение) отца (дополнение..
1. Всуффиксахполныхстрадательныхпричастий, образованныхот глаголовнесов. Видаиупотреблённыхсзависимымисловами : жаренныйнамаслекартофель, меткоброшенныйкамень, недавнокрашенныйзабор, вязаннаякрючкомкофта. 2. Всуффиксахполныхстрадательныхпричастийпр..
Использование рабочих тетрадей по развитию речи в познавательном развитии старших дошкольников
Бойко Елена Михайловна
старший воспитатель
Фортовая Ирина Сергеевна
учитель-логопед
МБДОУ детский сад № 49 г. Белгорода
Использование рабочих тетрадей
по развитию речи в познавательном развитии
старших дошкольников
Образовательная деятельность с детьми в детском саду осуществляется на основании ООП ДО, разработанной с учетом программы «Тропинки». Приоритетное направление реализации программы направлен на речевое развитие.
Основным моментом выбора именно примерной программы «Тропинки» был основан на том, что данная программа направлена на формирование творческого воображения – как приоритета развивающей работы с детьми. Творческое воображение – центральное психологическое «завоевание» дошкольного детства (об этом много писали Л.С. Выготский и В.В. Давыдов). Поэтому его формирование внутри различных видов детской деятельности обеспечивает становление психики ребенка в целом. Как показывают исследования разработчиков программы, следствия развития воображения у дошкольников весьма разнообразны. Это не только высокие творческие достижения в изобразительной, музыкально – исполнительской деятельности или конструировании, но и полноценная готовность к школьному обучению и даже высокие эффекты психолого – коррекционной и оздоровительной работы с детьми.
Авторами программы предлагается активное использование различных рабочих тетрадей по направлениям, или «тропинкам»: математическое, художественное и речевое.
До 2017 года рабочая тетрадь называлась: «Рабочая тетрадь по речевому развитию» и в старшем возрасте «Подготовка к обучению грамоте». С 2017 года издательство «Вентана-Граф» переиздало в новой редакции данные тетради и теперь они носят единое название «Учимся говорить правильно».
В чем же заключается принцип использования рабочей тетради по речевому развитию? Ребенок наглядно и самостоятельно отрабатывает навыки графических диктантов, выполняя задания по штриховке, развивает мелкую моторику, тем самым подготавливая руку к письму. В старшем дошкольном возрасте обучается письму, не в плане написания букв и слов, а работы с составляющими слова: буквы, слога.
Рабочая тетрадь является своеобразным учителем, выступает «наглядной опорой» деятельности и обеспечивает активизацию интереса детей к информации, представленной в ней. Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради.
Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом).
Рабочие тетради содержат задачи, выполнение которых основано на практических действиях (соединить линиями, обвести, дописать и т. п.), что соответствует возрастным возможностям. В тетрадях представлены «успехи и неудачи» детей, что обеспечивает развитие у них самооценки и волевых проявлений.
Вместе с тем, используя рабочие тетради, следует учитывать необходимость практического освоения окружающего мира (прежде всего обогащения сенсорных впечатлений и тактильно-двигательного способа познания), а, следовательно, ценность действий с предметами (игрушками, играми, объемными и плоскостными фигурами, коробочками разной массы и т. п.). В связи с этим использование рабочих тетрадей не следует рассматривать как самоцель и выстраивать занятия только на основе их применения. Тетради могут являться одним из средств, применяться на некоторых занятиях, составлять основу организации некоторых заданий или использоваться в совместной и самостоятельной деятельности.
В рабочих тетрадях программ «Тропинки» представлены задания не только речевого, но и познавательного значения. Работая в тетради, проговаривая свои действия, дошкольник проводит ряд мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение и классификация. Время с рабочими тетрадями в младшем дошкольном возрасте составляет 5-7 минут, в старшем дошкольном возрасте 7-12 минут. По количеству занятий в течение учебного года рабочие тетради используются по мере необходимости и в соответствии с планом работы, но не реже 2 раз в месяц в младшем дошкольном возрасте и 4 раз в старшем дошкольном возрасте.
Сравнивая достижения и успехи детей в группах, в которых были закуплены полные комплекты рабочих тетрадей, можно сделать вывод, что дошкольники более легко и просто усваивают изучаемый материал, легче проводят анализ слов, составляют описательный рассказ. Имея перед глазами образец составления рассказа в виде ярких и красочных подсказок, ребенок без особого труда осуществляет пересказ, составляет описательный рассказ по серии сюжетных картинок.
В итоге, использование рабочих тетрадей положительно влияет на образовательный процесс. Ребенок имеет свое собственное «поле» для деятельности, имеет возможность исправить не получившееся задание, наглядно видит свои ошибки, успехи и достижения, что способствует развитию самоконтроля.
Для родителей в конце учебного года предоставлялись итоги работы с рабочими тетрадями, где рассказывались и показывались успехи каждого ребенка, давались рекомендации, на какие задания (или же вопросы) необходимо уделить внимание тем или иным детям.
В подготовительной к школе группе в рабочих тетрадях представлены более сложные задания именно написания элементов букв, как в старых прописях. С одной стороны, ребенок получает первый опыт письма, с другой – знакомится с графическим изображением букв. При этом разработчики тетрадей не ставят задачу научить ребенка писать в подготовительной группе каллиграфическим почерком, задача состоит в ознакомлении с отдельными элементами написания букв: палочки, крючки, кружочки и т.д.
В ходе анализа подготовки выпускников к обучению в школе, можно сделать вывод, что 95% воспитанников без затруднений могут проводить анализ слов, составлять предложения по представленной схеме, составлять описательный рассказ или пересказ. Более половины наших выпускников уже имеют опыт графического написания букв, слогов и слов в целом.
Здесь может возникнуть вопрос о правильности обучения дошкольников письму. Но основной задачей использования рабочих тетрадей – это познакомить ребенка с элементами написания букв. А методика обучения является преемственной с программами начального обучения по системе Виноградовой, «Школа России», «Школа XXI века» (что позволяет говорить о широком спектре преемственности между программами дошкольного образования и начального общего образования).
Но при этом и существует ряд затруднений использования рабочих тетрадей.
Затруднительным моментом было научить детей работать в тетрадях. Эмоциональность, низкий уровень произвольности, самоконтроля (что характерно для дошкольников) приводили к тому, что ребенок торопясь выполнить задание, допускал ошибки, которые тяжело или невозможно исправить. Но, как показывает наша практика, к концу года, дети научились не спешить с выполнением задания, выслушивали поставленную задачу воспитателя до конца, допускали меньшее количество ошибок, просили помощи педагога, чтобы совершить меньше помарок.
Подводя итог, можно говорить о необходимости использования рабочих тетрадях в образовательной деятельности в детском саду. Это не только способствует развитию произвольности, внимания и самоконтроля, но и воспитывает уважительное отношение к собственным вещам, обучает работать в парах, проводить самоанализ деятельности.
- Как подписывается тетрадь по немецкому языку
- Как подписывается тетрадь по русскому языку